Научная статья на тему 'Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров'

Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БАКАЛАВРЫ / МАГИСТРЫ / BOLOGNA PROCESS / BACHELORS / MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова М. А., Цивунина И. В.

Рассмотрены особенности процесса двухуровневой подготовки специалистов в вузах Германии. Проведен анализ проблем, возникающих в процессе реализации Болонского процесса при подготовке бакалавров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main features of two-level training process of our specialists in German Universities were reviewed. Problems arising from implementation of Bologna process for Bachelor training were analyzed.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров»

М. А. Петрова, И. В. Цивунина ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ГЕРМАНИИ: ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

Ключевые слова: Болонский процесс, бакалавры, магистры.

Рассмотрены особенности процесса двухуровневой подготовки специалистов в вузах Германии. Проведен анализ проблем, возникающих в процессе реализации Болонского процесса при подготовке бакалавров.

Keywords: Bologna process, Bachelors, Masters.

Main features of two-level training process of our specialists in German Universities were reviewed. Problems arising from implementation of Bologna process for Bachelor training were analyzed.

Вот уже более 10 лет страны Европы пытаются реформировать свои системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонской декларации. Так называемый «Болонский процесс» был инициирован в 1999 году 29 европейскими государствами. Целью этой инициативы является создание к 2010 году единой европейской системы образования. На данный момент в этом процессе участвуют 47 стран. Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г., последним в апреле 2009 г. вступил в данный процесс Казахстан.

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты следующие [1]:

• введение двухциклового обучения (система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);

• введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней оценок);

• контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);

• расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);

• обеспечение трудоустройства выпускников;

• обеспечение привлекательности

европейской системы образования.

Остановимся подробнее на первой из этих позиций и прежде всего на подготовке бакалавров, так как именно эта проблема встает в первую очередь перед Российскими вузами, перешедшими с 1 января 2011 года на двухступенчатую подготовку.

Германия относится к числу первых европейских государств, подписавших Болонскую декларацию о создании общеевропейского образовательного пространства. Опыт Германии наиболее ценен для нас, в связи с тем, что имеет место сходство как государственного устройства (федерация), так и систем высшего образования. Однако, несмотря на то, что Германия участвует в Болонском процессе уже 10 лет, в настоящее время из 12300 курсов обучения в вузах Германии только 9200 переведены на двухступенчатую систему подготовки бакалавр-

магистр[2]. То есть на данный момент в немецких вузах сосуществуют параллельно две структуры обучения: новая двухуровневая система бакалавр -магистр, а также традиционные учебные программы с получением диплома специалиста или магистра (Magister Айшш.- свидетельство об успешно законченном курсе по гуманитарным и социальным наукам, в рамках которого допускаются различные комбинации

дисциплин)[3]. Переход на двухступенчатую систему осуществляется, в основном, по таким направлениям подготовки как:

1) юридические, экономические и социальные науки;

2) математика и естественные науки.

Из всех обучающихся студентов только 65% начинают учебу по системе бакалавр-магистр. Перевод же технических и технологических направлений на данную систему подготовки вызывает серьезные трудности и даже сопротивление вузов. Например, 9 ведущих

технических университетов Германии, в частности, Мюнхенский технический университет, Технологический университет Карлсруэ, Рейнско-Вестфальская техническая высшая школа и другие предпринимают серьезные усилия для сохранения академического звания «дипломированный инженер», то есть отношение к уровню подготовки бакалавра в Германии неоднозначное, скорее даже отрицательное. Причем как со стороны студентов, которые в последние годы периодически проводят акции протеста, привлекая внимание к недостаткам программы «бакалавр-магистр», так и со стороны преподавателей, считающих, что дисциплины по старой учебной программе были «втиснуты» в более короткие временные рамки, что приводит к ухудшению качества подготовки специалиста. Считается, что за 6-7 семестров, отводимых на обучение бакалавра, невозможно подготовить специалиста, способного отвечать запросам современного производства. То есть существует и третья сторона, недовольная результатами работы такой образовательной системы - работодатели, хотя одной из ключевых позиций Болонского процесса является обеспечение трудоустройства

выпускников. Бакалавры практически не могут устроиться на работу, за исключением случаев целевой подготовки для определенного предприятия. Смысл этой формы подготовки, получающей в Германии все большее распространение, заключается в том, что предприятие направляет своих лучших рабочих в вуз для приобретения высшего профессионального образования без отрыва от производства. Собирается группа, занятия с которой проводятся в вечернее время, по выходным, с тем, чтобы рабочий, не прерывая роста своих профессиональных навыков, смог получить свидетельство бакалавра и перейти в разряд инженерно-технических работников.

Основная же масса бакалавров продолжает обучение в этом или другом вузе уже по магистерским программам в течение 3-4 семестров. Общий срок двухступенчатой подготовки («куррикулум») бакалавр - магистр составляет 5 лет. Анализ планов подготовки бакалавров и магистров технических и технологических направлений, полученных в Высшей технической школе г. Мерзебурге и Техническом университете г. Брауншвейга показывает, что в общем объеме изучаемых дисциплин на дисциплины гуманитарного блока приходится приблизительно 10%. Это, чаще всего, юриспруденция и иностранный язык. Основное же время уделяется:

- на первой ступени бакалавра Grundstudium

(первые 3 семестра)- общеобразовательным

дисциплинам: математике, физике, химии;

- на второй ступени Haupstudium (4-6 или 4-7 семестры) - общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Даже при обучении в одном и том же вузе, например, в Высшей Технической школе г.Мерзебурга для разных направлений выделяются либо две, либо три стадии подготовки бакалавра: для направления «Химия и защита окружающей среды» - две стадии: Student phase 1 (1-3 семестр), Student phase 2 (4-6 семестр); для направления «Заводское хозяйство» - три стадии: Grunlagenstudium (1,2 семестр),

Vetiefungsstudium (3,4 семестр), Spezialisierung (5,6. семестр).

Бросается в глаза, что техническое и технологическое образование в Германии сильно ориентировано на промышленность. Даже научная тематика имеет не фундаментальный, а прежде всего прикладной характер. В Высшей Технической школе г.Мерзебурга (земля Саксония-Анхальт) каждому доценту и профессору выделяется определенная сумма на новое оборудование и ремонт уже имеющегося (приблизительно около 4 тысяч евро в год). Этого, конечно, недостаточно для проведения масштабных исследований, поэтому профессора заинтересованы в поиске тем для научно-исследовательских работ, связанных с производством и поддерживаемых предприятиями данного региона, так как на сумму, вложенную предприятиями в науку, государство

добавляет университету столько же. Высшая Техническая школа г. Мерзебурга, например, ориентирована на расположенный в непосредственной близости Центр химических и биотехнологических процессов г.Лейна (на базе нефтеперерабатывающего завода). Студенческий практикум в течение семестра также в заметной степени может быть подчинен выполнению конкретных узконаправленных исследований, находящихся в русле основной тематики ведущих докторов и профессоров.

Большое внимание уделяется

прохождению производственных и

технологических практик на предприятиях (не менее 6 месяцев). Для бакалавров прохождение практики является обязательным, но и для магистров прохождение практики приветствуется. Бакалаврская работа в Германии должна представлять собой не научно-теоретическое исследование, а иметь практическую направленность.

Очевидно, что совокупная европейская система высшего образования в состоянии удовлетворить количественные потребности Европы в специалистах любого уровня и профиля. Но проблема носит качественный характер и заключается в том, что основная масса выпускников должна соответствовать по своим профессионально-квалификационным характеристикам требованиям рынка труда, которые в свою очередь постоянно меняются, главным образом, с точки зрения профиля подготовки требуемых специалистов.

Российской системе высшего образования необходимо учитывать опыт других стран (в частности, Германии), чтобы не совершить заведомых ошибок.

При подготовке статьи использовалась информация, полученная авторами в ходе стажировки в Немецкой Академии менеджмента Нижней Саксонии и посещения вузов: Высшая Техническая школа г.Мерзебурга, Технический университет г.Брауншвейга, Университет Халле-Виттенберг им. Мартина Лютера, г.Халле.

Литература

1. Кислицин К.Н. Болонский процесс как проект для

Европы и России. /Кислицин К.Н. //Высшее

образование для XXI века -2010.-№11 (^^^ 7ри-journal.ru/e-zpu/2010/11/Ki).

2. П. Райхарт. Текст доклада «Болонский процесс». Германия, Немецкая Академия менеджмента Нижней Саксонии, г. Целле, ноябрь 2010г.

3. Серова В.Н. Инновации и некоторые особенности преподавания в высших школах Германии / Серова В.Н. //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №5.-С.263-266.

© М. А. Петрова - канд. техн. наук, доц. каф. органической химии КНИТУ, itsivunina@mail.ru; И. В. Цивунина - канд. хим. наук, доц. каф. ТООНС КНИТУ, dekanat41@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.