Д. А. Халикова, О. М. Лаврова, О. С. Михайлов ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-ТЕХНОЛОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ
Ключевые слова: двухуровневая система образования, бакалавр, магистр, степень.
Согласно Болонской декларации в Германии обучают по двухуровневой системе образования. Показаны особенности германской школы технологического образования. Рассмотрены основные проблемы студентов, заканчивающих магистратуру в Германии.
bywords: two level education system, bachelor, master, degree.
There is a double-level education system in Germany due to Bolognese declaration. Shown the peculiarities of German technological school. Discussed the main problems of students finishing the MA courses in Germany.
Высшее образование в университетах Германии является на сегодняшний момент одним из наиболее популярных на образовательном рынке. А все дело в том, что вузы Германии гармонично сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники. Традиционно сильными в Германии считаются университеты технологической направленности. Синтез философии, науки и технологии - вот их отличительная черта.
Высоко котируются почти все технологические вузы, а также университеты земель Северный Рейн-Вестфалия и Бавария.
В целом вузы Германии делятся на университеты общего профиля (итуегейайеп) и технические (ТесЬтБЬе итуега1ае1еп), высшие школы — технические (ТесЬтсЬе НосЬБсЬи1еп) и специальные (РасЬЬосЬБсШеп), а также гуманитарные высшие учебные заведения. Существует и чисто немецкий тип вуза. Это — профессиональная академия (Berufsakademie). Туда отбирают только сотрудников немецких фирм, поэтому у иностранца шансы попасть в профессиональную академию практически отсутствуют.
Система высшего образования Германии объединяет 345 учебных заведений, большинство из которых государственные (98%). Частные вузы должны иметь государственную лицензию. В них обучается около 2 млн студентов. Основу системы составляют университеты и приравненные к ним вузы. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы, которые дают профильное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства, а также колледжи искусств. На региональном уровне вузы подчиняются земельным профильным министерствам, которые утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе Федерального рамочного закона о высшем образовании.
Обучение в государственных вузах Германии колеблется от 0-1000 Евро в год. До недавнего времени обучение во всех государственных вузах Германии было бесплатным. Сейчас происходит переход на платную систему и практически не осталось высших учебных заведений, которые не взимали бы плату со студентов. Ее размер устанавливают
власти федеральных земель, поэтому в разных высших школах Германии она может различаться. В среднем за семестр нужно заплатить 500 Евро. Далеко не самая высокая стоимость в Европе, что делает высшее образование в Германии таким привлекательным. Но это базовая ставка. Иностранным студентам приходится нести дополнительные расходы, например, платить так называемую опеку, которую осуществляют международные отделы при вузах.
В немецких вузах студент получает и опыт практической работы по профессии. Наряду со старыми университетами с широким выбором классических предметов в Германии появляется все больше новых вузов, делающих ставку на тесную связь между теорией и практикой. Тот, кто не стремится к научной карьере, выбирает одно из высших специальных учебных заведений или политехнический институт, которые готовят специалистов более чем по 100 направлениям. Практическую сторону студенты этих вузов осваивают на предприятиях.
Система высшего образования в Германии отличается так называемой «академической свободой» — любой студент может самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом.
С 1999 года Германия входит в число первых европейских государств, подписавших Болонскую декларацию о создании единого общеевропейского образовательного пространства. Согласно этой декларации в ВУЗах стран-участниц вводятся близкие по типу учебные программы и дипломы, благодаря чему появляется возможность повысить академическую мобильность, облегчить взаимное признание дипломов и обеспечить конкурентоспособность европейских ВУЗов. Главным элементом Болонского процесса является двухуровневая система обучения: бакалавр (BA-Bachelor) - магистр (MA-Master) [1]. Кроме этого, ряд стран уже признали аспирантуру (Promotion) в качестве третьего уровня. Сейчас в немецких вузах можно получить образование по новой двухуровневой системе "бакалавр-магистр". В зависимости от системы обучения разнится и сама структура учебных программ в университетах Германии. Бакалаврские и магистерские программы включают в себя модули [2], со-
стоящие из тематически связанных учебных занятий (лекций, семинаров, практических работ).
Степень бакалавра присваивается через 33,5 года (6-7 семестров) в зависимости от специальности. При хороших результатах можно продолжить обучение и через 1-2 года (2-4 семестра) получить степень мастера (магистра).
Оценка академической успеваемости в рамках Болонского процесса происходит по Европейской системе зачета знаний (ECTS — European Credit Transfer System). ECTS оценивает учебную нагрузку студентов по объему работы, необходимому для успешного окончания учебы. Одна кредитная единица ECTS соответствует 30 часам учебной нагрузки. На данный момент в немецких вузах существуют параллельно две структуры обучения: новая двухуровневая система бакалавр — магистр, а также традиционные учебные программы с получением диплома (специалиста) или магистра (Magister Artium) для будущих юристов и учителей. Бакалавр (Bachelor) — первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3-4 года, для допуска необходим немецкий аттестат о законченном среднем образовании (Abitur) или необходимо иметь эквивалентное зарубежное образование (например, для граждан России требуется закончить также 2 года обучения в российском ВУЗе). Для получения степени бакалавра необходимо набрать в зависимости от учебного плана от 180 до 240 кредитных единиц. Основная идея обучения на степень бакалавра в том, чтобы дать студенту тот минимум знаний, который понадобится ему для успешной работы по выбранному направлению.
Магистр (Master) — второй диплом после 1-2 лет обучения (60-120 кредитных единиц). Начало обучения либо сразу после бакалавриата, либо после нескольких лет профессиональной деятельности. В магистратуре делается акцент на более глубокую специализацию и на научную работу. Магистратура наряду с дипломом специалиста является предпосылкой для допуска в аспирантуру. Магистр в Германии - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследо-вательской, консультационной, аналитической деятельности. Магистерские программы в Германии ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Основные принципы магистерского обучения в Германии - гибкость, мобильность и высокая вариабельность. В целом в системе подготовки магистров в Германии можно выделить основные три модели:
- магистр как будущий преподаватель высших учебных заведений, человек, ведущий активную научно-исследовательскую работу;
- магистр как всесторонне образованный человек, имеющий знания не только в узкой области своей специализации, но и в других областях науки;
- магистр как человек, достигший дополнительной профессиональной компетенции.
Диплом (специалиста) — традиционная форма обучения, которое завершается дипломной работой, а также письменными и устными экзаменами.
Аспирантура (Promotion) — рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации
(Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2-4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена либо защиты диссертации.
Структура Учебных Программ
Бакалаврские и магистерские программы делятся на модули. Модуль состоит из тематически связанных учебных занятий — лекций, семинаров, практических работ - и предполагает академическую нагрузку от 6 до 10 часов в неделю. За каждый модуль начисляются кредитные пункты ECTS. Для окончания обучения необходимо набрать определенное количество кредитных единиц. Традиционные учебные программы, заканчивающиеся сдачей экзаменов на диплом (специалиста), Magister Artium или госэкзамен, делятся на два цикла обучения:
• начальный (Grundstudium);
• основной (Hauptstudium).
Изучение дисциплин начального цикла в университетах продолжается в среднем 4 семестра (2 учебных года) и заканчивается сдачей промежуточных экзаменов (Diplom-Vorprufung,
Zwischenprufung). успешная сдача этих экзаменов даёт студенту право продолжать обучение на второй ступени, т.е. перейти на основной цикл обучения (Hauptstudium). Обучение в рамках основного цикла предполагает углубленное изучение дисциплин Специализации, длится обычно ещё 5 семестров и заканчивается выпускными экзаменами на получение диплома (Diplom).
Однако для большинства студентов обучение заканчивается с получением ими степени бакалавра. Лишь порядка 15-20 % студентов продолжают свое обучение в магистратуре, и только 5-7 % из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень PhD (доктора) [2].
Многие студенты не доходят даже до получения диплома бакалавра. Каждый четвертый в Германии бросает учебу. Одна из главных причин -ошибка при выборе специальности. Государству такие "просчеты" студентов обходятся ежегодно в 2,2 миллиарда евро.
Плохая успеваемость, финансовые проблемы и отсутствие мотивации - это наиболее частые причины, которые толкают студентов на то, чтобы прервать обучение, свидетельствуют данные исследовательского агентства Hochschul-Informations-System (HIS). Кроме того, как считают представители вузов, у абитуриентов не всегда верные представления о том, что же им предстоит изучать. Далеко не все способны объективно оценить свои спо-
собности, а также качество полученных в школе базовых знаний.
Например [3], с целью сокращения лекционного времени студенческим подгруппам дается перечень тем по той или иной дисциплине и предоставляется соответствующая литература с тем, чтобы они могли самостоятельно разобраться в учебном материале. При этом профессор за весь семестр (до экзамена) встречается со студентами едва ли не два раза, читая лишь первую и последнюю лекции. В остальном материале студенты должны разобраться сами. В конечном итоге эти факторы чаще всего и становятся причиной отчисления.
Кроме этого, у большинства студентов возникает вопрос о том, что стоит ли учиться на магистра, если можно устроится на работу с дипломом бакалавра. По данным исследования, приведенным в газете БеШзсЬе We11e, около половины опрошенных представителей компаний признались, что принятая в рамках Болонского соглашения система бакалавр-магистр для них недостаточно понятна. Около 90 % фирм приравнивают бакалавров к магистрам, а около 60 % опрошенных заявили, что возможности карьерного роста у бакалавров и магистров одинаковые. Более того, вид учебного заведения, среди критериев оценки кандидата на должность, стоит лишь на третьем месте, наиболее ценным для работодателя является наличие практических навыков и опыта. Причина такого приравнивания служит по сути то, что работодатели не разобрались, в чем состоят отличия обеих степеней. По сути, работодатели не делают различий между студентами, отучившимися в университете три года, и дипломированными специалистами, отучившимися, как минимум, пять лет. Из вышесказанного следует предположить,
что идея двухступенчатого образования Германии все еще находится в стадии созревания.
По словам профессора [4], заслуженного деятеля науки РФ А. Д. Урсула, опережающее образование выглядит как некий идеал, к которому может устремиться образовательный процесс, смещая свои акценты развития от прошлого к настоящему в направлении будущего.
Требования времени нашли свое отражение и в преобразованиях в российской высшей школе, связанных с участием России в Болонском процессе и переходом на двухуровневую систему образования, аналогичную европейской. В среднесрочной перспективе российской высшей школе нужно войти в единое мировое образовательное пространство, быть способной подготовить высококвалифицированные кадры и составить конкуренцию ведущим европейским вузам. В комплекс этих задач входит разработка и введение конкурентоспособных программ бакалавриата и магистратуры, отвечающих лучшим европейским образцам.
Литература
1. Газизова А.И. Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции/ А.И. Газизова, Л.И. Гу-рье// Вестник Казан. технол. ун-та, 2008 - С.158-164.
2. Нугуманова Л.Н. Модульный подход к организации профильного обучения в условиях информационной среды / Л.Н. Нугманова// Вестник Казан. технол. ун-та, 2009 - С.381-385.
3. Серова В.Н. Инновации и некоторые особенности преподавания в высших школах Германии. /В.Н. Серова// Вестник Казан. технол. ун-та, 2009 - С.263-266.
4. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность/ С.А Дружилов // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58
© Д. А. Халикова - канд. техн. наук, доц. каф. химической технологии переработки нефти и газа КНИТУ, kha1idina@mai1.ru; О. М. Лаврова - канд. хим. наук, доц. каф. органической химии КНИТУ, chernovaoxana@mai1.ru; О. С. Михайлов - студ. той же кафедры.