Е.В. Кеммет, ассистент, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ*
В статье рассматриваются гендерные аспекты профессионального самоопределения студентов, обучающихся инженерным специальностям. Вовлечение женщин в инженерию и Ы^ееЪ-специальности становится в настоящее время международным трендом, интеллектуальный вклад женщин сегодня как никогда важен для национальных экономик. Гендерная асимметрия профессиональных ролей начинается с выбора профиля обучения в школе и продолжается при выборе направления профессионального образования. Отмечая важность ориентации школьников и абитуриентов на инженерные специальности, автор выделяет причины, по которым женщины избегают традиционных мужских сфер занятости. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивов выбора женщинами инженерных специальностей для профессионального обучения, построения карьеры. При изучении гендерных особенностей интереса старшеклассников к инженерным профессиям были использованы данные опроса абитуриентов Уральского федерального университета, выбирающих для себя исключительно технические специальности, а также данные анализа материалов седьмого этапа социологического мониторинга студенческой молодежи Уральского региона, проводимого в течение двадцати лет кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета.
Ключевые слова: профессия, самоопределение, студенты, женщина-инженер, неравенство, выбор, трудоустройство, высшее инженерное образование.
В центре внимания исследователей, органов власти, работодателей находятся вопросы ориентации молодежи на инженерные специальности. Становление инновационной экономики во многом зависит от технического развития общества, субъектами которого являются современные инженеры. Подготовка конкурентоспособного инженера в соответствии с потребностями общества, личности и государства в условиях изменения характера современной инже-
нерной деятельности остается одной из основных задач высшей профессиональной школы. Современная политика повышения качества инженерных кадров сопровождается увеличением приема абитуриентов для обучения техническим специальностям. Следствием подобных экстенсивных мер решения проблемы дефицита технических специалистов становятся снижение порога проникновения, низкий уровень знаний (по результатам ЕГЭ) у абитуриентов инженерных
* Статья подготовлена в рамках проекта № 15-03-00069 «Формирование профессионального этоса современного инженера: гендерный и функциональный аспекты», поддержанного РГНФ.
специальностей1. Из вчерашнего троечника, по мнению экспертов, вряд ли может получиться хороший инженер.
Одно из возможных направлений решения проблемы дефицита качественных инженерных кадров - активное привлечение девушек к инженерии. Необходимость подобных мер ряд практиков, руководителей вузов обосновывают демографическими причинами, снижением числа потенциальных абитуриентов. При этом не всегда подчеркиваются более значимые причины и аргументы в пользу подобного решения. Один из таких аргументов - более высокий в сравнении с юношами уровень довузовской подготовки девушек.
Ещё реже артикулируется такой весомый аргумент, как изменение характера современной инженерной деятельности. В массовом сознании по-прежнему доминирует образ инженера индустриальной эпохи - мужчина на фоне производственного процесса. Между тем, современная цифровая экономика формирует новые образы и новые стандарты инженерной деятельности. Эксперты прогнозируют, что уже в ближайшем будущем до 75% рабочих мест будут требовать применения высокотехнологичных навыков. Очень важно на данном этапе привлекать женщин в инженерные и hi-tech-специальности, чтобы они не остались без работы и возможности реализовать себя2.
Вовлечение женщин в инженерию является сегодня международным трендом. ЮНЕСКО особое внимание уделяет роли женщины в науке и технологиях. Эксперты ЮНЕСКО говорят о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются женщины в профессиональной деятельности при вхождении в профессию, выходе из нее и о последствиях краткого выбывания (уход за ребенком)3.
В 2016 году в России рабочей группой Евразийского женского форума был презентован образовательный проект STEM
(Science, Technology, Engineering, Mathematics). Данный проект принадлежит российской и американской федерациям женщин с университетским образованием и включает в себя комплекс новых методик преподавания, в том числе инженерных наук, для активного привлечения девушек к инженерным профессиям. Проект был отмечен на международной конференции в Кейптауне (2016), где рассматривали возможности и пути вовлечения женщин в естественнонаучные и инженерно-технические профессиональные сферы. Эксперты отмечают, что отставание женщин в высокотехнологичных сферах влияет и на состояние отраслей, где женщины традиционно занимают ведущее положение (легкая промышленность, сфера услуг, торговля, социальное обслуживание). Эти отрасли модернизируются медленнее других4.
Российские женщины не испытыва-ются особых проблем с получением образования - как среднего, так и высшего профессионального. Более того, по данным статистики, уровень образования женщин в России выше, чем мужчин5, но при этом сохраняется крайне неравномерное распределение занятости мужчин и женщин по отраслям и профессиям. Традиционно сложившееся неравномерное распределение женщин и мужчин в пределах определённых профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессиональную специализацию женщин в сравнении с мужчинами, исследователи характеризуют как гендерное разделение профессий 6.
«Гендерная асимметрия профессиональных ролей начинается с предпочтений молодежи в выборе профиля обучения в школе, а затем выбора направления профессионального об-разования»7.
Выбор «мужских» и «женских» профессий происходит под влиянием стереотипов. Важным моментом, определяющим профессиональные предпочтения, по мне-
Российские женщины не испы-тываются особых проблем с получением образования - как среднего, так и высшего профессионального. Более того, по данным статистики, уровень образования женщин в России выше, чем мужчин, но при этом сохраняется крайне неравномерное распределение занятости мужчин и женщин по отраслям и профессиям.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
нию психологов-педагогов, являются социально-психологические внешние и внутренние барьеры, определяющие поведение абитуриентов. К внеш- -
ним барьерам профессионального самоопределения исследователи относят общественные стереотипы о гендерных ролях, представления родителей о способностях и достижениях детей. К внутренним барьерам, определяющим выбор абитуриентов, относятся их оценка своих интеллектуальных способностей, принятие своей одаренности, характерные личностные черты. Сформированные под воздействием этих барьеров гендерные стереотипы о месте женщины в обществе мешают девушкам выбирать профессию, исходя из своих способностей и склонностей, а не из тех расчетов, что в данной области им будет проще справляться с семейными обязанностями. С учетом этой особенности психологи рекомендуют использовать разные модели профориентации: девушкам необходимо придавать уверенность и подбадривать их в профессиональном выборе; при профессиональном консультировании юношей необходимо обращать их внимание на формирование объективного, рационального и основательного подхода к выбору будущей профессии8.
Социально-психологические факторы -такие, как отсутствие у женщины уверенности в своей способности хорошо выполнять ожидаемую профессиональную роль, в своей компетентности, в профессиональном успехе, по мнению многих исследователей, является одной из значимых причин снижения доли женщин, выбирающих обучение по инженерным программам.
Гендерная сегрегация в инженерии становится предметом активного интереса исследователей. Ученые отмечают низкую представленность женщин в инженерной
Ученые отмечают низкую представленность женщин в инженерной профессии, наличие структурных барьеров продвижения, устойчивых гендерных стереотипов, сохранение патриархальных структур, доминирование мужчин. Часто исследователи обращают внимание на причины отказа женщин от выбора инженерной, научной карьеры.
профессии, наличие структурных барьеров продвижения, устойчивых гендерных стереотипов, сохранение патриархальных структур, доминирование мужчин. Часто исследователи обращают внимание на причины отказа женщин от выбора инженерной, научной карьеры.
Интересен и другой момент: исследование причин того, почему же все-таки некоторые женщины идут в инженерию, выбирают инженерные специальности для профессионального обучения, готовы и хотят работать по полученной специальности. Рассмотрение именно этого аспекта проблемы гендерной специфики профессионального самоопределения женщин стало одной из целей седьмого этапа социологического мониторинга социального портрета уральского студенчества (опрос проводился осенью 2016 года методом анкетирования 1700 студентов 2, 3-х курсов 14 вузов Свердловской области), проведенного коллективом уральских исследователей (с участием автора)*. Для выводов также были использованы материалы исследования мотивов выбора старшеклассниками и абитуриентами инженерных специальностей и направлений обучения (опрос методом стандартизированного интервью 200 абитуриентов Уральского федерального университета, подавших документы в ходе приемной кампании 2013/2014 учебного года на инженерные специальности, направления9).
Для оценки гендерной специфики была рассмотрена динамика профессионального самоопределения, осуществлено сравнение женских и мужских оценок перспектив трудоустройства, профессионального роста студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки.
Сохранение устойчивых гендерных перекосов было выявлено уже в структуре
* Завершен полевой этап седьмого этапа мониторинга, «Студент-2016», но окончательная обработка материалов еще не закончена.
выборки студентов гуманитарного и технического профилей обучения в вузах области (табл. 1).
Оценка ресурсной обеспеченности студентов в гендерном аспекте выявила единственный вид неравенства между ними: неодинаковый уровень качества общеобразовательной подготовки мужчин и женщин на момент поступления в вуз, замеряемый уровнем оценок по ЕГЭ. Общий уровень довузовской подготовки студентов технических направлений обучения невысок (посредственный), причем среди «технарей» девушек-«хорошисток» в два раза больше, чем юношей (отличниц чуть меньше). Поступили «хорошистки» и «середняки» со смутным представлением о будущей инженерной профессии (табл. 2).
Гендерные различия проявились в мотивах выбора вуза и профессии студентами технических направлений подготовки, традиционно воспринимаемых как мужское поле занятости. Интервью с абитуриентами, подавшими документы на технические специальности, позволило выявить интересный факт: большинство респондентов (49% юношей и 58% девушек) оценивают свой выбор профессии как ситуативный, они готовы при случае изменить его без сожаления10. Выбирается не профессия инженера, а получаемое в техническом вузе качественное и при этом трудоемкое базовое образование, позволяющее в перспективе доста-
точно легко совершить социальный маневр, осуществив ускоренную профессиональную переподготовку. Возникает определенный разрыв в ориентации на профессию и в готовности к дальнейшей работе по специальности.
Исследование мотивов выбора вуза студентами технического профиля подготовки выявило преобладание у юношей инструментальной мотивации (получение диплома, стабильного материального достатка на перспективной работе в будущем). Девушки чаще однокурсников отмечали интерес к профессии (39% девушек и 31% юношей), престиж и авторитет вуза (рисунок).
В структуре профессиональных ценностей у девушек большей значимостью по сравнению с мужчинами (показатели выше в два раза) обладают ценности саморазвития, креативности, интересного характера будущей работы, возможности достижения высокого уровня профессионализма.
Наши выводы подтверждаются данными других исследователей, выделяющих в качестве основных нематериальные мотивы женского выбора «мужской» работы, прежде всего, стремление к личностной са-мореализации11.
В оценке содержания и качества образовательного процесса существенных ген-дерных отличий выявлено не было. Гендер-ная дифференциация более отчетливо проявляется при сравнении женских и мужских
Таблица 1
Количество юношей и девушек, обучающихся по тому или иному профилю обучения в 2016 г., %
Пол Гуманитарный Социально-экономический Естественнонаучный Технический Всего
Мужской 29 27 32 65 43
Женский 71 73 68 35 57
Итого 100 100 100 100 100
Таблица 2
Распределение студентов технических направлений обучения по уровню довузовской подготовки: гендерный аспект, %
Уровень подготовки (баллы ЕГЭ) Мужчины Женщины Всего
Отличный (271 и выше) 2 0,4 1,5
Хороший (221-270) 14 33 20
Средний (181-220) 52 47,6 51
Низкий (до 180) 32 19 27,5
Итого 100 100 100
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
Мужской Женский
Сюда было легче поступить
Считал: наилучшие способности у меня именно в этой области
Привлекла перспектива найти хорошую работу после вуза
Привлек престиж, авторитет вуза
Желание получить диплом (неважно, где и какой)
50 Активная студенческая жизнь
(фестивали, спортивные мероприятия, конкурсы)
За компанию с друзьями
Интерес к профессии
Не хотелось идти в армию
Повлияла учеба в специализированном классе, техникуме, лицее
Ключевые мотивы выбора инженерных специальностей юношами и девушками в 2016 году, %
оценок возможных проблем при будущем трудоустройстве, при осмыслении проблемы перехода из сферы профессионального образования на рынок труда.
Отсутствие трудового стажа, практического опыта работы по профессии девушек-студенток беспокоит в большей степени, чем студентов-мужчин, хотя и у тех, и у других практического опыта недостаточно почти в равной степени. Низкий уровень оплаты труда вызывает опасение у всех респондентов, но у женщин эти опасения выражены сильнее. При этом, как показывает мониторинг уральских социологов, женщины намного чаще встречаются с проблемой наличия/отсутствия опыта при трудоустройстве. Отсюда вытекают дискриминационные моменты, которые отражаются в следующих проблемах: женщины чаще, чем мужчины, в период испытательного срока получают зарплату ниже; им сложнее пройти практику на профильном предприятии по своему направлению подготовки; чаще приходится конкурировать с мигрантами, работниками со стажем, пенсионерами.
Итак. Влияние стереотипов наиболее рельефно выражено на входе в образовательное поле (сравнительный анализ мо-
тивов выбора вуза и профессии) и на выходе из этого профессионального поля - при оценке перспектив и проблем будущего трудоустройства, профессиональных планов и ожиданий.
Для привлечения женщин к инженерным специальностям необходимо поднимать престиж инженерной профессии, так как для них важна социальная значимость профессии. Вовлечение женщин в инженерию следует начинать со среднего звена школы, формируя специальные классы.
Важно показывать примеры успеха женщин-инженеров. Мало кто знает, что женщины стояли у истоков технологического прорыва и внесли ценный вклад в его ре-ализацию12.
Не менее важным является искоренение гендерных барьеров на рабочих местах. Необходимо отслеживать отношение к женщинам, работающим в традиционно мужских сферах, выявлять особенности социокультурных гендерных установок в сознании сотрудников и разрабатывать механизмы их урегулирования. По мнению исследователей, сегодня единственной сферой, где четко определены «правила игры», где оценка деятельности зависит только от уровня знаний,
а не от возраста и пола, где нет места для дискриминации, является сфера обучения, образования13. Наличие подобных четких критериев и правил оценки труда может способствовать уменьшению дискриминации женщин в инженерии, -'jjjj
Литература
1. Кому корочки инженера [Электронный ресурс] // Эксперт Урал. 2016. № 37 (701). URL: http://expert.ru/ural/2016/37/komu-korochki-inzhenera (дата обращения: 05.01.2017).
2. Способ привлечь женщин в инженерию. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://positime.ru/ way-to-attract-women-in-engineering/56566 (дата обращения: 23.01.17).
3. Наука, технология и тендер [Электронный ресурс]: междунар. доклад // ЮНЕСКО - Женщины в науке, 2007. URL: http://www.ifap.ru/library/ book232.pdf (дата обращения: 10.11.2017).
4. Карелова Г. STEM-программы могут стать средством создания условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда [Электронный ресурс] // Евразийский женский форум. 2016. URL: http://eawf.ru (дата обращения: 12.12.2016).
5. Женщины и мужчины России. 2016 [Электронный ресурс]: стат. сб. / Росстат. М., 2016. 208 с. URL: http: //www. gks. ru/free_doc/doc_2 016/wo -man16.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
6. Титаренко Л.Г. Гендерная социология. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 2002. 150 с.
7. Банникова Л.Н. Инженерное образование: вызовы нового времени (материалы круглого стола) [Электронный ресурс] // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4. С. 168-175. URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/35579/1/iurp-2015-144-22.pdf (дата обращения: 30.01.2017).
8. Макухина Е.Г. Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/sites/default/ files/2015/11/17/gendernye_razlichiya_v_prof_ns_ portal.doc (дата обращения: 09.10.2016).
9. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / Л.Н. Банникова, Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Е.В. Кеммет [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Банниковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 364 с.
10. Там же. С. 91-95.
11. Лобова А.А. Женщина в «мужской» сфере: социокультурные гендерные установки студенческой молодежи // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 117-119.
12. 20 женщин, которые добились успеха в мире технологий [Электронный ресурс]. URL: http:// womo.ua/20-zhenshhin-kotoryie-dobilis-uspeha-v-mire-tehnologiy/ (дата обращения: 19.01.2017).
13. Хоткина З.А. Страна умниц: гендерные аспекты карьеры. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/ (дата обращения: 15.12.2016).
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ENGINEERING STUDENTS:
GENDER ASPECT
E.V. Kemmet, aassistant, The department of sociology and technologies of state and municipal administration,
Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
The article considers the gender aspects of students' professional identity's process of engineering specialties. The problem of involvement of women in engineering and hi-tech study program is becoming an international trend, the intellectual contribution of women is important as never before for national economies. The gender asymmetry of professional roles begins with the selection of the profile of learning in the school and then choosing professional education based on the preferences of young people in employment. Noting the importance of the orientation of pupils and students at engineering universities, there are some reasons why women are avoiding the traditional «male» areas of employment. At the same time, special attention is paid to the study of motives of choice of women in the engineering profession for professional training for a future career. To study gender peculiarities of students' interest for future engineering profession was used the survey data of Ural Federal University students, choosing for himself a purely technical specialty, as well as data analysis of the materials of the seventh stage of sociological monitoring of student's youth of the Ural region, conducted during twenty years the
Department of sociology and technology of state and municipal administration of the Ural Federal University.
Key words: profession, self-determination, students, woman engineer, inequality, choice, employment, engineering degree.
References
1. Komu korochki inzhenera [Who brown engineer]. Jekspert Ural - Expert Ural. 2016, no. 37 (701). Availble at: http://expert.ru/ural/2016/37/komu-korochki-inzhenera (accessed: 05.01.2017).
2. Sposob privlech' zhenshhin v inzheneriju [The way to attract women into engineering]. 2015 Availble at: http://positime.ru/way-to-attract-women-in-engine-ering/56566 (accessed: 23.01.17).
3. Nauka, tehnologija i gender: mezhdunar. doklad [Science, technology and gender: intern. report]. JuNESKO - Zhenshhiny v nauke - UNESCO for Women in science, 2007. Availble at: http://www.ifap. ru/library/book232.pdf (accessed: 10.11.2017).
4. Karelova G. STEM-programmy mogut stat' sredstvom sozdanija uslovij dlja povyshenija konkurentosposobnosti zhenshhin na rynke truda [STEM programs can be a means of creating conditions for increase of competitiveness of women in the labour market]. Evrazijskij zhenskij forum -Eurasian women's forum. 2016. Availble at: http:// eawf.ru (accessed: 12.12.2016).
5. Zhenshhiny i muzhchiny Rossii: stat. sb. [Women and men of Russia: article collection]. 2016, Rosstat Publ., Moscow, 2016, 208 p. Availble at: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2016/wo-man16.pdf (accessed: 09.01.2017).
6. Titarenko L.G. Gendernaja sociologija [Sociology of Gender]. Minsk, Belarusian state University Publ., 2002, 150 p.
7. Bannikova L.N. Inzhenernoe obrazovanie: vyzovy novogo vremeni (materialy kruglogo stola) [Engineering education: new challenges (materials of the round table)]. Izvestija Ural'skogofederal'nogo universiteta. Serija 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury - News of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture.
2015, no. 4, pp. 168-175. Availble at: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/35579/1/iurp-2015-144-22.pdf (accessed: 30.01.2017).
8. Makuhina E.G. Gendernye osobennosti profes-sional'nogo samoopredelenija podrostkov s vysokim umstvennym razvitiem [Gender features of professional self-determination of adolescents with high mental development]. Availble at: http://nsportal.ru/ sites/default/files/2015/11/17/gendernye_razlichiya_ v_prof_ns_portal.doc (accessed: 09.10.2016).
9. Bannikova L.N., Boronina L.N., Vishnevskij Ju.R., Kemmet E.V Vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: vyzovy novogo vremeni [Reproduction of engineers: challenges of the new era]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2015, 364 p.
10. Bannikova L.N., Boronina L.N., Vishnevskij Ju.R., Kemmet E.V. Vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: vyzovy novogo vremeni [Reproduction of engineers: challenges of the new era]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2015, pp. 91-95.
11. Lobova A.A. Zhenshhina v «muzhskoj» sfere: sociokul'turnye gendernye ustanovki studencheskoj molodezhi [Woman in the "male" sphere: a socio-cultural gender attitudes of the student youth]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija - Theory and practice of social development. 2011, no. 4, pp. 117119.
12. 20 zhenshhin, kotorye dobilis' uspeha v mire tehnologij [20 women who have achieved success in the world of technology]. Availble at: http://womo. ua/20-zhenshhin-kotoryie-dobilis-uspeha-v-mire-tehnologiy/ (accessed: 19.01.2017).
13. Hotkina Z.A. Strana umnic: gendernye aspekty kar'ery [Country girl: gender aspects of career]. 2014. Availble at: http://polit.ru/ (accessed: 15.12.2016).