140 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 140-145
УДК 316.346.2
ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ ИНЖЕНЕРОВ
© 2017 г. Е.В. Кеммет
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Elena. [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2016 Статья принята к публикации 06.02.2017
Анализируются зарубежные и отечественные исследования проблем, связанных с гендерными предрассудками и барьерами для женщин не только при вхождении их в сферу науки, технологии и инженерии, но, прежде всего, в повседневной практике инженерного и научного сообщества, на рабочих местах. Выявляются социальные факторы, как сглаживающие препятствия и потери для развития и продвижения женщин в сфере инженерного труда, так и способствующие их нарастанию. Авторский перевод и анализ исследований зарубежных авторов, как и участие в проведении исследования работающих женщин-инженеров ряда крупных региональных промышленных предприятий позволили сформулировать вывод, что причины маргинального положения женщины в современной индустрии существуют не только как традиция (техника - дело мужское), но поддерживаются и воспроизводятся повседневной практикой.
Ключевые слова: гендер, инженерия, наука, женщина-инженер, неравенство.
В поле тендерных исследований все чаще попадают процессы трансформации публичной сферы, такие как тендерная асимметрия на рынке труда, проблемы женского участия в области науки, технологии, инженерии и математики. Вопросами продвижения гендерного равенства, искоренения препятствий для женщин в областях STEM (наука, технология, инженерия и математика) активно занимается ЮНЕСКО. Области науки, техники и технологии являются ключевыми сферами устойчивого развития общества. В современном мире, где более 1 млрд человек живет в нищете (большинство из них женщины и дети), роль науки и технологии становится крайне важной для улучшения качества жизни и социально-экономической обстановки в мире. По данным ЮНЕСКО, ни в одном регионе мира доля женщин, участвующих в деятельности, связанной с наукой и технологией, не доходит и до трети доли мужчин, занятых в сфере науки и технологии [1].
Проблемы гендерного неравенства впервые возникают на стадии начального образования и воспитания в атмосфере сохраняющихся ген-дерных предрассудков: мальчики должны мастерить и конструировать, девочки заниматься рукоделием и кулинарией.
Две трети стран мира, по данным ЮНЕСКО, не обеспечивают равного доступа обоих полов к начальному, среднему и высшему образованию. В Бразилии женщины составляют менее 40% всех специалистов в области науки и техники. В Китае правительство недавно утвердило деся-
тилетний план «Основы развития китайских женщин», конечная цель которого заключается в увеличение доли женщин в сфере STEM до 35%. В Греции существуют огромный тендерный разрыв в науке, и даже в области астрономии женщины составляют лишь 16% специалистов, хотя это сфера, где женщины обычно преобладают в мире. Лишь 11.6% женщин задействованы в области STEM в Японии [1].
Гендерная асимметрия сохраняется и в направлениях обучения STEM: женщины больше представлены в биологических науках, науках об окружающей среде, медицине, а в инженерных и в вычислительных областях в значительной степени преобладают мужчины.
Наиболее остро последствия сохраняющегося гендерного неравенства в инженерии ощущаются на рабочих местах. В сфере производства по-прежнему наблюдаются многочисленные случаи предвзятого отношения к женщине, что заставляет их испытывать дискомфорт при работе в отрасли.
Дискриминацию женщин в сфере науки и технологии западное и европейское общество называет «эффектом Матильды», в честь первой активистки, заговорившей об ущемлении женщин в науке, Матильды Джослин Гейдж [2].
Канадские ученые данный эффект подтвердили тем, что мужчин-ученых цитируют гораздо чаще, чем женщин. В период с 2008 по 2013 год на базе платформы Web of Science ими были проанализированы 679 338 инженерных статей и 974 837 авторов этих публикаций [3].
Рис. ЖЖ-, ЖМ- и ММ-сотрудничество по инженерным специальностям [3]
# ж.
' У у
г ж
Связь ММ Связь ЖМ Связь ЖЖ
Вес ЖЖ Вес ЖМ Вес ММ
Всесторонний тендерный анализ инженерных публикаций, анализ результатов исследований и научного влияния исследователей на академическую, государственную и производственную сферу выявил недооцененную роль женщин-ученых и подавляющее (80% от массива) доминирование мужских публикаций в инженерии. Эти же исследователи предприняли попытку понять, каким образом отдельные представители каждого пола в инженерной среде сотрудничают друг с другом. Они рассматривали три типа связей в совместной работе: (1) между женщинами-инженерами (ЖЖ-сотрудничество); (2) между женщиной-инженером и мужчиной-инженером (ЖМ-сотрудничество) и (3) между инженерами-мужчинами (ММ-сотрудничество) (рис.).
Львиная доля сотрудничества приходится на работу между мужчинами, в то время как женщины организуют свою совместную работу менее чем в 7% случаях от общего количества сотрудничества среди инженеров. Эти результаты показывают, что в инженерной области доминируют мужчины, женщин-инженеров относительно мало и сотрудничество между женщинами - редкий случай.
Анализ данных показывает, что только незначительное число (чуть больше ста человек) авторов каждого пола сотрудничают только с женщинами-инженерами. С другой стороны, 38% женщин-инженеров и около 50% мужчин-инженеров сотрудничают исключительно с инженерами мужского пола и не имеют каких-либо совместных работ с женщинами (рис.). Несмотря на то, что женщины-инженеры публикуют свои статьи в журналах с более высо-
ким импакт-фактором, чем их коллеги мужчины, их работа получает более низкое признание и упоминание в научном сообществе [3].
По данным голландских исследователей, во многих случаях заявки на получение гранта со стороны женщин оцениваются более строго, чем аналогичные заявки со стороны мужчин. Отчасти это может объяснить тот факт, что женщин, занимающихся исследованиями, меньше, чем женщин на штатных должностях с окладом. Попытки интеграции большего числа женщин в инженерию оказываются лишь частично успешными, поскольку гендерное неравенство уходит корнями в культурные ассоциации между инженерией, технологиями и маскулинностью [4].
Анализ зарубежных научных публикаций выявил существование и закрепление структурной дискриминации в инженерной среде, при которой женщин относят к вторичному рынку труда, где они занимают низкооплачиваемые должности. Способности женщин расцениваются ниже и заведомо обречены на ограниченные возможности карьерного роста. Эти невидимые искусственные барьеры, формируемые гендер-ными стереотипами и предрассудками, закрывают женщинам путь к высокопоставленным должностям в сфере инженерии и получили образные определения «эффекта стеклянного потолка» и «липкого пола» [5, 6].
Конструирование гендерной дискриминации подпитывается широко известными стереотипами об особенностях гендерных ролевых ресурсов в публичной сфере. Существует обыденное представление о том, что женщины более
Таблица
Доля женщин-инженеров в крупных англоязычных странах_
Страна % обучающихся женщин % женщин в профессии
США 19.9 10.6
Великобритания 18 7-15
Австралия 15 10
Канада 20 9
склонны к исполнительной деятельности, с более высокой готовностью соглашаться на низкую оплату труда и меньшей потребностью в обеспечении дохода. Подобные утверждения о том, что характер гендерного неравенства в производственной инженерной сфере следует считать не открытой, а вынужденной формой дискриминации, ставит под сомнение исследователь Ричард Анкер [7]. В своей работе о проблемах профессиональной сегрегации он выделяет группу стереотипов о высокой склонности женщин к исполнительной деятельности и якобы их меньшей потребности в получении высокого дохода. Женщины действительно часто добровольно уступают первенство мужчинам. Причиной этого являются традиции общественного представления, которые, в свою очередь, влияют на решения руководства по отношению к женщинам, а также давление стереотипа о мужчине как «кормильце семьи». Как следствие, женщины вынуждены занимать «второсортные» рабочие места на производстве.
Значительный прогресс в достижении ген-дерного равенства отмечен в англоязычных странах (США, Канада, Великобритания и Австралия), где женщины составляют 15-20% студентов, получающих высшее инженерное образование, и примерно 10% женщин после обучения работают по профессии (табл.) [8].
Существующий двойной разрыв в количестве подготовленных и доле занятых в инженерии женщин остается активно обсуждаемой проблемой в зарубежной индустриальной социологии. Причинами двойного сокращения доли женщин при переходе из образовательной среды в профессиональную, по данным зарубежных исследователей, служат многочисленные примеры открытой дискриминации, негативно влияющие на сохранение женщин в сфере образования и в сфере труда.
Есть многочисленные примеры открытой дискриминации, а также менее серьезные побочные явления, которые могут негативно повлиять на сохранение женщин в сфере образования и в сфере труда [9].
Для решения этой проблемы существуют отделы человеческих ресурсов в государственных и профессиональных учреждениях, реализующие политику, которая стремится к созданию оптимальной организационной культуры, под-
держивающей и продвигающей всех инженеров, мужчин и женщин, преуспевающих и использующих свой талант. Тем не менее даже компании с оптимальной политикой разнообразия не всегда успешны в предостережении отдельных женщин от переживания «холодного климата». Цена дискриминации очень высока: в Австралии 36% женщин-инженеров сообщают о перенесенной форме дискриминации, а в США это факт отмечают от 30 до 58% женщин-инженеров [8].
Австралийской исследовательницей Карен Хэпгуд была предпринята попытка с помощью теории вероятностей описать наличие дискриминации женщины-инженера в трудовом коллективе, и она пришла к выводу, что вероятность негативного опыта у женщины в технической сфере не зависит от размера компании или организационной культуры. По расчетам теории вероятностей, если в структуре персонала компании имеется только 10% женщин-инженеров, то каждая женщина будет испытывать негативное событие (дискриминацию) один раз в десяти случаях взаимодействия. После того как процент женщин достигает 50%, вероятность испытать подобные негативные события приблизится к нулю. С другой стороны, когда доля женщин в структуре персонала компании приближается к нулю, вероятность повторения такого неблагоприятного события стремится к бесконечности. Автор делает вывод, что увеличение числа женщин - инженерно-технических работников является самым простым способом снижения негативных переживаний для женщин в технических сферах [10].
В любом трудовом процессе на каком-либо производстве важна технология, которая работает на определенные социальные условия разделения труда по полу. Например, «в Южной Шотландии на заре индустриальной революции станки на хлопковых фабриках были сконструированы так, чтобы на них могли работать женщины и дети, которые считались тогда более дисциплинированной рабочей силой» [11].
Относительно немного российских исследований по гендерной дискриминации в производственной (инженерной) сфере. Обычно исследования затрагивают дискриминацию относительно профессионального роста, статуса, перспектив деловой карьеры женщин-
специалистов и руководителей, проблемы профессиональной сегрегации по признаку пола. За рамками исследования остается то, что происходит непосредственно в производственной сфере, на рабочих местах.
Российские исследовательницы Е.П. Мясина и В.И. Уварова, исследуя путь к профессии инженера у девушек, пришли к выводам: в большинстве своем девушки выбирают технический вуз под влиянием родительской семьи и на этапах обучения не испытывают серьезных внешних преград, за исключением стереотипа, что «техника - не женское дело». Траектории их профессиональной деятельности различны от работы на производстве до защиты кандидатской и докторской диссертации, но протекают в непростых обстоятельствах с множеством препятствий [12].
Что касается влияния стереотипов семьи на выбор профессии, М.В. Сафонова, изучающая карьерные успехи женщин, пришла к выводу, что женщины, находящиеся под влиянием отца, а не матери, стремятся к независимости, высокому статусу и высокому материальному положению [13].
Исследователи С.А. Солнцев и С.Ю. Рощин при изучении гендерной сегрегации в сфере занятости выделяют «барьеры для проникновения женщин в сферу «мужских» профессий и наоборот» и отмечают факт существования на рынке труда скрытой дискриминации и механизмов самоотбора женщин, которые заведомо не могут занимать положения, одинаковые с мужчинами, и засиживаются на своих должностях [14].
Российский социолог Н.В. Скиндер, раскрывая понимание горизонтальной сегрегации в сфере труда, выделяет свойства инерционности и способности к самоподдержанию гендерного неравенства и, как следствие, устойчивость процессов гендерной сегрегации в промышленности [15].
В рамках исследования практикующих женщин-инженеров, проведенного коллективом уральских исследователей (с участием автора) на ряде крупных промышленных предприятий Свердловской области, было выявлено, что стереотипы в обществе являются не только традицией, они поддерживаются в индустрии, в том числе в крупных машиностроительных и металлургических корпорациях. Политика «липкого пола» и «феминизации низших должностей» приводит к росту профессиональной неуверенности женщин-инженеров и является серьезной преградой на пути их карьерного роста, формируя внутренний барьер, препятствующий продвижению женщин [16].
Анализ зарубежных и отечественных исследований гендерного неравенства в профессио-
нальном сообществе инженеров выявил набор социально сконструированных барьеров, препятствующих активному проникновению и профессиональному развитию женщин в инженерии: неравный доступ к профессии «на входе», влияние стереотипов семьи на выбор профессии, неравные возможности развития в одной и той же профессии с мужчинами («стеклянный потолок» и «липкий пол»), повседневная дискриминация на рабочих местах и ряд других проблем.
В целом представительницы инженерной сферы труда отличаются тем, что формально они все имеют высокий уровень образования, но, несмотря на это, многим из них зачастую приходится выполнять рутинную, нетворческую, не требующую высокого уровня образования работу. К тому же «на входе» в профессию нередко женщины воспринимаются работодателем как «издержки» по причине того, что зачастую начало их трудовой деятельности совпадает с репродуктивными функциями, а впоследствии происходит снижение профессиональной квалификации и профессиональное отставание от мужчин.
Вместе с тем сегодня заметно увеличивается число женщин в инженерии. Одна из основных причин - активная модернизация инженерно-технической среды, внедрение новых технологий на производствах, изменение и характера инженерной деятельности. Особенно ярко это наблюдается в секторе информационно-коммуникационных технологий, работая в котором женщина хорошо зарабатывает и имеет возможность строить карьеру. Важную роль в процессе привлечения женщин играют технологии, и те страны, по мнению ЮНЕСКО, которые только начинают входить в мировое Web-пространство, имеют колоссальную возможность вовлекать женщин и мужчин на равных в процесс формирования нового в области STEM [1].
В настоящее время во многих государствах, международных организациях, в крупных компаниях активно обсуждаются проблемы инсти-туциализации гендерного равенства, преодоления дискриминации в сфере труда, закрепления в ряде документов норм и критериев по обеспечению равных прав и профессиональных возможностей женщин и мужчин. На международном уровне этому вопросу посвящено огромное количество правовых актов, начиная с Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В нашей стране первые женские независимые организации стали появляться в конце 80-х гг. XX века, за 10 лет в стране появилось около 15 тысяч объединений, защищающих права женщин, девять из них с федеральным статусом [17].
В российском обществе существуют формальные ограничения на спрос женской рабочей силы под воздействием особенностей трудового законодательства, например: работа в ночное время (Конвенция МОТ № 4, 1919 г.); работа, связанная с поднятием тяжестей (Конвенция МОТ № 127, 1967 г.; ст. 253 ТК РФ); подземные работы (Конвенция МОТ № 45, 1935 г.; ст. 253 ТК РФ); работа с опасными и вредными условиями труда (ст. 253 ТК РФ) [18].
Эти ограничения возникают исходя из многолетнего опыта интенсивного участия женщин в производственной сфере, где главное различие между мужским и женским трудом связано с физическими характеристиками работы.
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 [18] утвержден Перечень работ, при выполнении которых запрещается использовать женский труд, но многие профессии, отнесенные к данному Перечню № 162, в равной степени вредны для женского и мужского здоровья, следовательно, эти нормы многими женщинами воспринимаются как дискриминационные. Хотя эти меры и принимаются из благих намерений, но они ограничивают трудовую мобильность, профессиональный и карьерный рост работающих женщин. Например, женщинам запрещено выполнять работу машиниста электропоезда (и более того, помощника машиниста электропоезда), хотя эта работа не является опасной для репродуктивной функции женщин и, в конце концов, может быть опасной в зависимости не от пола, а от обстоятельств.
Некоторые права женщин законодательно закреплены, но не гарантированно выполняются и обходятся работодателями. Чаще всего это притеснения женщин на работе в случае беременности (принуждение к оформлению увольнения по собственному желанию либо создание невыносимых условий работы, оплаты труда), также нередко у женщин возникают сложности при возвращении на работу после отпуска по уходу за ребенком (женщина обязана возвращаться в строй сотрудников, не имея возможности пройти профессиональную переподготовку). Получается, что льготы на законодательном уровне для женщин являются препятствием, а зачастую удобным фактором для предприятий, которые не хотят брать на себя социальную ответственность, несмотря на закон.
В производственной сфере труда специфически «женских» профессий не существует, есть либо «мужские» профессии, либо «гендерно нейтральные». И получается, что гендерное разделение на производстве - не только экономический феномен, но и своего рода манипуляция физическими свойствами мужчин и жен-
щин. В результате сохраняются социокультурные стереотипы об инженерии как сугубо мужской сфере.
Вывод. Несмотря на прогрессивное законодательство, женщинам часто отказывают в доступе к STEM, и поэтому, по мнению экспертов, достижение гендерного равенства в науке и технологии зависит от сотрудничества в глобальном масштабе [19]. Нужны способы совершенствования национальной стратегии для достижения тендерного равенства в науке и технике; реализации инициатив, обеспечивающих эффективность превентивных мер гендерной политики: создание специальной должности представителя по вопросам гендерной проблематики в н ауке с целью изменения культурных стереотипов в академической и производственной среде в каждой стране, в частности в России.
Статья подготовлена в рамках проекта № 15-030069 «Формирование профессионального этоса современного инженера: гендерные и функциональные аспекты», поддержан РГНФ.
Список литературы
1. Гендерные вопросы и наука // Модельный тренинг ООН-2015. ЮНЕСКО. 2015. URL: http:// www.state.gov/documents/organization/240763.pdf (дата обращения: 25.04.2016).
2. Women's Rights Room. URL: http://www.matil-dajoslyngage.org/ (дата обращения: 09.05.2016).
3. Ghiasi G., Lariviére V., Sugimoto C.R. On the compliance of women engineers with a gendered scientific system // PLOS ONE. 2015. December 30. URL: http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0145931 (дата обращения: 05.05.2016).
4. Etzkowitz H., Kemelgor C., Uzzi B. Athena unbound: The advancement of women in science and technology // Technological Forecasting & Social Change. Cambridge University Press, 2000. P. 953-954.
5. Vance C.M., Paik Y. Managing a global workforce: Challenges and opportunities in international human resource management: Third edition. 2015. 450 p. URL: http://samples.sainsburysebooks.co.uk/978131751 6613_sample_1052075.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
6. McKee L.E. Women in American energy: De-feminizing poverty in the oil and gas industries // Journal of International Women's Studies. 2014. V. 15 (1). Р. 167-178. URL: https://www.scopus.com/ (дата обращения: 09.04.2016).
7. Анкер Р. Теория профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. ред. и составитель к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - Русская панорама, 2002. С. 299-328.
8. Кеммет Е.В. Выбор инженерной профессии: гендерный аспект // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сборник материалов 2-й Всероссийской конференции, 28-29 мая 2015 г., Екатеринбург / Под ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Копнова.
Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 265 с.
9. Miller G.E. Frontier masculinity in the oil industry: The experience of women engineers // Gender Work and Organization. 2004. V. 11 (1). Р. 47-73.
10. Saavedra L., Araujo A., Taveira M. & Vieira C. Dilemmas of girls and women in engineering: a study in Portugal // Educational Review. 2014. V. 66 (3). P. 330344.
11. Тартаковская И.Н. Публичная сфера и тендерное разделение труда: лекция 6. М.: Московский центр гендерных исследований, 2012. 11 с.
12. Мясина Е.П., Уварова В.И. Карьера российской женщины инженера: особенности и проблемы // Профессиональная карьера женщин и вызовы времени: Междунар. научно-практическая интернет-конференция (1-31 мая 2007 г.). Орел: ОрелГТУ, 2007. С. 65-77.
13. Сафонова М.В. Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 233 с.
14. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике: Препринт WP. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 52 с.
15. Скиндер Н.В. Гендерная дискриминация женщин и стереотипы в сфере занятости в современной России. Шахты: ЗАО «Полиграфист», 2006. 42 с.
16. Банникова Л.Н., Кеммет Е.В., Шолина И.И. Аспекты выбора политехнического образования // Современные технологии и развитие политехнического образования [Электронный ресурс]: Междунар. науч. конференция. Владивосток: Даль-невост. федерал. ун-т, 2015. С. 688-691. Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/dpn/katalog (дата обращения: 18.05.2016).
17. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Изд-во «Эслан», 2001. 98 с. Режим доступа: http://library.khpg.org/files/docs/ 1313603677.doc (дата обращения: 29.08.2016).
18. Герасимова Е.С., Саурин С.А., Лютов Н.Л. Эффективность защиты от дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола в законодательстве и на практике в России: аналитический доклад. М., 2015. 125 с.
19. Наука, технология и гендер: международный доклад // ЮНЕСКО - Женщины в науке. 2007. URL: http://www.ifap.ru/library/book232.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
GENDER ASYMMETRY IN THE PROFESSIONAL COMMUNITY OF ENGINEERS
E. V. Kemmet
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin
The article analyzes the materials of foreign and domestic research of problems related to gender prejudices and barriers for women who experience difficulties not only when they enter the fields of science, technology and engineering, but, first of all, in the daily practice of the engineering and scientific community, in their workplace. We identify social factors that either mitigate or contribute to obstacles and losses for the development and advancement of women in the field of engineering work. The analysis of foreign authors' research and the contribution to the study of women engineers working at several major regional industrial enterprises leads us to the conclusion that the reasons for the marginal status of women in the modern industry are not just part of a tradition (engineering is a man's job), but are maintained and reproduced by everyday practices.
Keyword: gender, engineering, science, women engineers, inequality.