Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АТРИБУТИКИ ДЛЯ ИГР ДРАМАТИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АТРИБУТИКИ ДЛЯ ИГР ДРАМАТИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / АТРИБУТИКА ДЛЯ ТЕАТРА / THEATER / CREATIVE IMAGINATION / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / PUPPET THEATER / STAGE-SETTING FOR THEATRICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Алина Александровна, Александрова Наталья Сергеевна

В ФГОС НОО сформулирована задача о том, что у детей нужно развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению эстетического отношения к окружающему миру. Это означает, что важно развивать у детей творческое воображение. Развитие творческого воображения детей актуально тем, что оно необходимо в любой деятельности ребенка. Большие возможности для развития творческого воображения детей представляет художественно-конструктивная деятельность. В такой деятельности создаются благоприятные условия для развития воображения, интеллектуальной активности, эмоций, экспериментирования с материалом, что позволяет считать этот вид деятельности мощным фактором развития творческих способностей младших школьников. Цель исследования - выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской. В статье представлены результаты работы по развитию творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации занятий и определении их влияния на развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жирнова Алина Александровна, Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF FOURTH-GRADERS IN THE PROCESS OF MAKING STAGE-SETTING FOR THEATRICAL PERFORMANCE

The Federal State Educational Standard for Primary Education states that it is necessary to develop in children the ability for an artistic, imaginative, emotional, value-oriented perception of works of visual and musical art, to teach them express their aesthetic attitude to the world around them. This means that it is important to develop creative imaginations in children. The development of children's creative imagination is important because it is necessary in any child's activity. Artistic and design activity gives great opportunities for the development of the creative imagination of children. Such activities create favorable conditions for the development of imagination, intellect, emotions, experimentation with materials, which allows us to consider this type of activity as a powerful factor in the development of the creative abilities of primary school students. The purpose of the study is to identify the pedagogical conditions that ensure the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance in the theater workshop. The article presents the results of work on the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance. The practical significance of the study lies in the development and testing of classes and in determining their influence on the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance in a theater workshop.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АТРИБУТИКИ ДЛЯ ИГР ДРАМАТИЗАЦИЙ»

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

ART 202042 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12042 УДК 159.954

Жирнова Алина Александровна,

студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров zhimova.99.99@mail.ru

Александрова Наталья Сергеевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров profaleksandrova@yandex. т

Развитие творческого воображения четвероклассников

в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций

Аннотация. В ФГОС НОО сформулирована задача о том, что у детей нужно развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению эстетического отношения к окружающему миру. Это означает, что важно развивать у детей творческое воображение. Развитие творческого воображения детей актуально тем, что оно необходимо в любой деятельности ребенка. Большие возможности для развития творческого воображения детей представляет художественно-конструктивная деятельность. В такой деятельности создаются благоприятные условия для развития воображения, интеллектуальной активности, эмоций, экспериментирования с материалом, что позволяет считать этот вид деятельности мощным фактором развития творческих способностей младших школьников. Цель исследования - выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской. В статье представлены результаты работы по развитию творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации занятий и определении их влияния на развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской. Ключевые слова: младшие школьники, творческое воображение, театр, кукольный театр, атрибутика для театра. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Воображение играет важную роль в формировании творчества, ведь именно развитое творческое воображение помогает увидеть новые образы, составляющие основу творчества. По мнению О. М. Дьяченко, процесс творческого воображения имеет личностный характер и его результатом может стать формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: умение находить новое в знакомом, игровое отношение к действительности и т. д. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования присутствует такая задача, как развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

тельного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [2]. Приобщая ребенка к миру прекрасного, мы открываем перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствуем развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский считал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту [3].

Помочь ребенку воплощать свои замыслы и идеи можно в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской. В данной деятельности дети смогут сами придумать образ своего героя, подобрать материалы, из которых можно будет создать костюм, подготовить афиши и пригласительные билеты для своих театрализованных представлений. За основу ребенок может выбрать известного персонажа и просто доработать его: придумать костюм, украшения, предметы, дополняющие костюм: шляпа, сумка и т. д.; либо ребенок может создать что-то свое, абсолютно новое.

Развитию творческого воображения у четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской посвящена данная работа.

Методологическая база исследования

Благодаря творчеству ребенок начинает проявлять активную фантазию и воображение. Творчество основывается на желании создать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что уже существовало, но сделать по-своему и по-новому. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда желание развиваться и развивать, двигаться к лучшему, к чему-то новому, к совершенству и, конечно, к прекрасному, а творческая фантазия необходима в любой человеческой деятельности. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания, считает Л. Л. Гурова [4].

Чтобы развивать творческий потенциал ребенка, следует систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям. Умение выражать свои эмоции и чувства дает человеку ощущение реализованности собственной индивидуальности, это помогает ему использовать все имеющиеся в его распоряжении потенциальные возможности.

По мнению Е. А. Антипиной, способности к творчеству у детей формируются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Анализируя исследования детского творчества, можно выделить не менее трех стадий развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое [5].

Одной из основных задач современного образования становится развитие творческой одаренности, считает А. В. Щёткин. Для этого требуется специальная образовательная технология, которая будет позволять развивать неповторимый творческий потенциал каждого ребенка, сохраняя при этом массовость образования [6].

Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает у него наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Однако для ребенка важно, чтобы взрослые поддерживали его стремление к творчеству, утверждает Л. С. Выготский [7]. Для его развития требуется огромное внимание со стороны окружающих его взрослых. Необходимо создать положительную психологическую обстановку для занятий ребенка, важно поддерживать новые творческие начинания и относиться к ним с пониманием и уважением.

О. М. Дьяченко считает, что в процессе художественного творчества ребенок узнает себя, открывает что-то новое для себя и окружающих [8]. Темы, идеи и образы

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

для конструирования могут быть различными, например растения, животные, люди, различные профессии, сказочные персонажи, герои фильмов и мультфильмов. Поделки с детьми можно делать и на занятиях, и в свободное время дома. Можно вместе с детьми создать мастерскую или лабораторию по созданию кукол и атрибутики для детского театра. Дети могут создать афиши и пригласительные билеты на театральное представление для своих друзей, родных и близких.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения заключается в том, что эта деятельность дает возможность ставить перед детьми творческую задачу, создать новый образ и сделать это самостоятельно, пишет М. И. Царев [9].

С помощью атрибутики у детей появляется возможность погрузиться в мир сказки, узнать и почувствовать своих героев, показать их чувства и характер, считает Л. С. Коршунова. Благодаря атрибутике создается определенное настроение, она готовит детей к восприятию и передаче роли и всего сюжета театральной постановки [10].

Как известно, атрибут - отличительная черта героя, характеризующая и символизирующая его типичные качества и особенности. Например, маска или шапочка в виде животного, фартучек рабочего или повара, кокошник, венок и т. д. ребенок примеряет на себя. Изготавливая кукол для театра, необходимо уделять большое внимание созданию атрибутов, считает Р. С. Немов [11].

Изготовление кукол для настольного театра является очень увлекательным и интересным занятием для детей. Оно позитивно влияет на развитие художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления, утверждает А. Э. Сима-новский. В процессе создания атрибутики для театральной деятельности совершенствуются трудовые навыки детей, развивается глазомер, точность движений, координированная работа обеих рук [12].

Мы провели экспериментальную работу для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческого воображения у младших школьников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской будет эффективно протекать при соблюдении следующих педагогических условий:

- предоставление детям свободы выбора техник и/или материалов для создания атрибутов для игр-драматизаций в театральной мастерской;

- создание атрибутов для игр-драматизаций в театральной мастерской будет проходить не только в мастерской, но и в свободной деятельности детей, например дома с родителями;

- соблюдение регулярности работы по созданию атрибутики для игр-драмати-заций в театральной мастерской.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения и воспитания детей на базе театрального кружка МКОУ ДО «Дом детского творчества» г. Малмыжа Кировской области.

Для определения первоначального уровня развития творческого воображения у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа проводилась с января по апрель 2020 года. В исследовании принимали участие 12 младших школьников. Дети были поделены на две подгруппы, одна из которых впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Констатирующий эксперимент состоял из трех методик, общей целью которых было выявление первоначального уровня творческого воображения у младших школьников.

Во время исследования детям предлагались следующие задания:

1. Волшебный рисунок

Цель - определение уровня развития творческого воображения детей в процессе рисования.

Р» 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

2. Из чего можно сделать?

Цель - исследование уровня творческого воображения в процессе подбора возможных материалов для создания персонажей.

3. Расскажи о своем герое

Цель - выявление уровня творческого воображения в процессе придумывания рассказа про своего героя.

Каждая из методик оценивалась по следующим критериям: оригинальность, самостоятельность, заинтересованность, которые были разработаны О. М. Дьяченко. На основании данных критериев были разработаны показатели уровней развития творческого воображения. В соответствии с данными критериями была составлена сводная таблица, в которой представлены показатели уровней развития творческого воображения.

Показатели уровней развития творческого воображения

Критерий Высокий уровень (2 балла) Средний уровень (1 балл) Низкий уровень (0 баллов)

Оригинальность Нарисованный персонаж оригинален: не встречался ранее, или известный персонаж, но с индивидуальными элементами. Фон рисунка дополнен разнообразными деталями. Использовано более 5 разных цветов и более 5 оригинальных материалов для создания персонажа; подробно рассказывает о своем герое (имя, настроения, друзья, костюм, путешествия, увлечения, что умеет делать и т. д.) Нарисованный персонаж малооригинален: известный персонаж с небольшим количеством дополненных элементов, фон рисунка однотипный, использовано 2-3 цвета, предложено 2-3 малооригинальных материала; ребенок рассказывает о своем герое отрывистыми высказываниями и лишь о некоторых моментах, касающихся героя Нарисованный персонаж не оригинальный: известный персонаж без дорисованных элементов, на рисунке нет фона, используется один цвет; предложен один материал для создания; рассказ не оригинальный: ребенок не может связать свои фразы в один последовательный ответ, не рассказывает о своем герое почти ничего

Самостоятельность Дети рисуют персонаж самостоятельно, выбирают самостоятельно материалы для своего рисунка; выбирают материалы для изготовления поделки; самостоятельно составляют рассказ о своем персонаже, не ожидая наводящих вопросов Дети рисуют своего персонажа, опираясь на подсказки педагога; называют материалы, из которых можно сделать нарисованного персонажа, с помощью подсказок педагога; рассказ о своем персонаже дети составляют по наводящим вопросам педагога Дети не могут определиться, кого им нарисовать, просят помощи у педагога; не называют самостоятельно материалов, из которых можно сделать персонажа; не могут самостоятельно составить рассказ о своем нарисованном персонаже

Заинтересованность Заинтересованно создают персонаж, предлагая несколько вариантов; придумывают множество материалов, из которых можно сделать их героя; рассказывают о своем персонаже много интересных фактов, их рассказ складный и последовательный Дети рисуют персонажа без заинтересованности; придумывают немного материалов (1-2), из которых можно собрать их героя; рассказ о своем персонаже составляют краткий Дети не рисуют персонажа; не называют материалы, из которых можно было бы сделать нарисованного героя;дети не составляют рассказ о своем персонаже

По итогам эксперимента было выявлено: в контрольной группе высокого уровня развития творческого воображения нет ни у одного ребенка, шесть детей (100%) на среднем уровне и ни одного ребенка на низком уровне. Дети экспериментальной

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

группы показали следующие результаты: высокого уровня не выявлено ни у кого, средний уровень у трех детей (50%), и низкий у трех детей (50%). Таким образом, делая вывод по констатирующему эксперименту, можно сказать, что дети обеих групп имеют примерно равный уровень развития творческого воображения.

Итак, констатирующий эксперимент позволил выявить уровень развития творческого воображения у младших школьников и показал необходимость разработки серии занятий по созданию атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской с младшими школьниками с целью развития у них творческого воображения.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего этапа: апробация педагогических условий, способствующих развитию творческого воображения детей младших школьников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской.

В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа детей из шести человек (три девочки и трое мальчиков).

Нами была разработана серия из 10 занятий по созданию атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской для младших школьников. Серийность занятий предполагает выполнение следующих условий: занятия будут придерживаться единой цели и ориентированы на общий результат - развитие творческого воображения; занятия будут проходить последовательно, начиная с первого (нельзя провести сначала третье занятие, а затем первое); занятия будут регулярными; занятия не будут взаимозаменяемы; занятия будут выстроены по принципу «от простого к сложному». Соблюдаются педагогические условия: детям будет предоставлена свобода выбора техник и/или материалов для создания атрибутов для игр-драматизаций в театральной мастерской; создание атрибутов для игр-драматизаций в театральной мастерской допускается не только в мастерской, но и в свободной деятельности детей, например дома с родителями.

На первом занятии мы поговорили с детьми о видах кукольного театра. Младшие школьники уже знакомы практически со всеми видами кукольного театра: пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр верховых кукол, театр мягкой игрушки, настольный театр, также знакомы с театром, где кукол играют люди, и некоторыми другими видами театра. В ходе беседы выяснилось, что некоторые из детей посещали кукольные театры города Казани и Кирова.

На втором занятии мы с детьми занялись рисованием кукол, которые они хотели бы сделать. У детей был выбор материалов для рисования: гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Все дети выбрали фломастеры. Каждый ребенок сразу же начал рисовать. Некоторые дети, нарисовав одного героя, начинали рисовать другого. У всех было много идей на счет того, каких кукол они хотят сделать.

На третьем занятии мы обсудили с детьми последовательность создания кукол: с чего нужно начать, что делать в первую очередь, а что можно оставить на конец работы. Дети предлагали много вариантов работы по созданию кукол.

На четвертом занятии мы с детьми обсуждали различные материалы, которые можно использовать при создании кукол для настольного театра. Дети предлагали множество вариантов, в основном то, что видели перед собой: бумага цветная и белая, картон, пластилин, шишки, скорлупки от грецких орехов, фломастеры, карандаши, клей, втулки от туалетной бумаги, ножницы, небольшие картонные коробки. После того как мы обсудили материалы, из которых можно делать кукол для настольного театра, мы поговорили о том, как можно их комбинировать (соединять в одной поделке спичечные коробки, цветную бумагу, клей и т. д.).

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

На пятом занятии мы посмотрели с детьми презентацию о том, какие бывают куклы. Мы с детьми внимательно рассмотрели этих кукол, проговорили последовательность создания данных кукол, обсудили использованные материалы. Поговорили о том, какие спектакли можно разыграть с помощью этих кукол. Затем с каждым ребенком мы индивидуально отбирали необходимые материалы для создания их кукол.

На шестом, седьмом и восьмом занятиях проводилась работа по созданию кукол. Она проводилась с небольшими подгруппами детей, сначала с девочками, потом с мальчиками. Дети активно занимались созданием своих персонажей.

На девятом занятии мы с детьми устроили небольшую выставку, на которой каждый ребенок рассказывал о своей кукле.

На десятом занятии вместе с детьми мы попытались разыграть несколько спектаклей с куклами, которые были сделаны детьми на занятиях.

Для выявления эффективности проведенной экспериментальной работы нами был осуществлен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента нами была поставлена цель: определить динамику развития творческого воображения младших школьников после проведения серии занятий по созданию атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской. Диагностические методики были использованы те же, что и на констатирующем эксперименте.

В контрольной группе было выявлено шесть детей (100%) на среднем уровне. Дети экспериментальной группы показали лучшие результаты: высокого уровня достигли трое детей (50%), средний уровень остался у трех детей (50%), на низком уровне детей не оказалось.

Таким образом, анализ полученных результатов в ходе контрольного эксперимента выявил положительную динамику в развитии творческого воображения детей экспериментальной группы. Мы объясняем это целенаправленной работой по развитию творческого воображения у младших школьников. Можно сделать следующий вывод: серия занятий по созданию атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской способствовала развитию творческого воображения у младших школьников.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование личности. Это период, который характеризуется становлением творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, творческое воображение.

Одним из продуктивных видов деятельности детей является художественно-конструктивная деятельность. Художественное конструирование - это деятельность ребенка с бумагой, природным материалом, различным бросовым материалом. При таком виде деятельности дети способны передавать свое личное отношение к образу героя, его характеру.

Создание атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской выступает одним из подвидов художественно-конструктивной деятельности. Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. В сказочной, игровой форме дети усваивают достойные подражания модели поведения положительных героев, учатся сопереживать им, различать добро и зло.

Изготовление кукол для настольного театра из различных материалов - увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. Оно влияет на развитие

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые навыки детей, развивается глазомер, точность движений, координированная работа обеих рук.

Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами условий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников. На основании результатов, полученных в эксперименте, можно сделать вывод, что создание атрибутики для игр-драматизаций в театральной мастерской - эффективное средство развития творческого воображения младших школьников.

Ссылки на источники

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения. - М.: РАО, 1996. - 197 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983.

4. Гурова Л. Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М.: Наука, 1960.

5. Антипина Е. A. Театрализованная деятельность. - М., 2003. - 134 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Щёткин А. В. Театральная деятельность. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 436-455.

8. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. - 112 с.

9. Царев М. И. Мир театра: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007. - С. 238-246.

10. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М., 1989. - С. 83-97.

11. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. -Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 158 с.

Alina Zhirnova,

Student, Vyatka State University, Kirov

zhirnova.99.99@mail.ru

Natalya Alexandrova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education

Chair, Vyatka State University, Kirov

profaleksandrova@yandex.ru

Development of creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance

Abstract. The Federal State Educational Standard for Primary Education states that it is necessary to develop in children the ability for an artistic, imaginative, emotional, value-oriented perception of works of visual and musical art, to teach them express their aesthetic attitude to the world around them. This means that it is important to develop creative imaginations in children. The development of children's creative imagination is important because it is necessary in any child's activity. Artistic and design activity gives great opportunities for the development of the creative imagination of children. Such activities create favorable conditions for the development of imagination, intellect, emotions, experimentation with materials, which allows us to consider this type of activity as a powerful factor in the development of the creative abilities of primary school students. The purpose of the study is to identify the pedagogical conditions that ensure the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance in the theater workshop. The article presents the results of work on the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance. The practical significance of the study lies in the development and testing of classes and in determining their influence on the development of the creative imagination of fourth-graders in the process of making stage-setting for theatrical performance in a theater workshop.

Key words: primary school students, creative imagination, theater, puppet theater, stage-setting for theatrical performance.

ISSN 2304-120X

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

Жирнова А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого воображения четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202042.htm.

References

1. D'yachenko, O. M. (1996). Razvitie voobrazheniya, RAO, Moscow, 197 p. (in Russian).

2. "Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / Prikaz Min-isterstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya"", Ros-sijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (in Russian).

3. Suhomlinskij, V. A. (1983). Serdce otdayu detyam, Pedagogika, Moscow (in Russian).

4. Gurova, L. L. (1960). "Voobrazhenie", Filosofskaya enciklopediya, Nauka, Moscow (in Russian).

5. Antipina, E. A. (2003). Teatralizovannaya deyatel'nost', Moscow, 134 p. (in Russian).

6. Shchyotkin, A. V. (2007). Teatral'naya deyatel'nost', Mozaika-Sintez, Moscow, 128 p. (in Russian).

7. Vygotskij, L. S. (1982). Sobranie sochinenij: v 61. T. 2. Problemy obshchej psihologii, Pedagogika, Moscow, pp. 436-455 (in Russian).

8. D'yachenko, O. M. & Lavrent'eva, T. V. (1984). Psihicheskoe razvitie doshkol'nikov, Moscow, 112 p. (in Russian).

9. Carev, M. I. (2007). Mir teatra: kn. dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, pp. 238-246 (in Russian).

10. Korshunova, L. S. (1989). Voobrazhenie iracional'nost'. Opytmetodologicheskogo analiza poznavatel'noj funkcii voobrazheniya, Moscow, pp. 83-97 (in Russian).

11. Nemov, R. S. (2003). Psihologiya: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.: v 3 kn., VLADOS, Moscow, Kn. 1: Obshchie osnovy psihologii, 688 p. (in Russian).

12. Simanovskij, A. E. (2007). Razvitie tvorcheskogo myshleniya detej: populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov, Akademiya razvitiya, Yaroslavl', 158 p. (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 29.06.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.07.20

Принята к публикации Accepted for publication 20.07.20 Опубликована Published 31.10.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Жирнова А. А., Александрова Н. С., 2020

772

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.