Научная статья на тему 'Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки'

Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косцова М.В., Гришина А.В.

В статье рассмотрен феномен визуального мышления на примере будущих инженеров через призму профессиональных склонностей: «человек-знак» и «человек-техника». Данная специфика проявляется в мышлении в следующих компонентах: гибкость, разработанность и оригинальность. С помощью визуализации студенты технического профиля могут представить интеллектуальные задачи, моделировать системы и анализировать полученную информацию. Визуальное мышление может быть частью инженерного мышления, опираясь на те или иные индикаторы, сигналы, полученные от техники, анализировать и прогнозировать дальнейшие действия системы «человек-техника». В статье представлены эмпирические результаты взаимосвязи между компонентами когнитивной сферы личности будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косцова М.В., Гришина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки»

УДК 159.955

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

© 2019 М. В. Косцова1, А. В. Гришина2

1канд. психол. наук, доцент кафедры «Психология» е-таИ:та$Ьа$еу@тм1. ги

Севастопольский государственный университет

2канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии e-mail:nast_kostsova@mail. ги

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

В статье рассмотрен феномен визуального мышления на примере будущих инженеров через призму профессиональных склонностей: «человек-знак» и «человек-техника». Данная специфика проявляется в мышлении в следующих компонентах: гибкость, разработанность и оригинальность. С помощью визуализации студенты технического профиля могут представить интеллектуальные задачи, моделировать системы и анализировать полученную информацию. Визуальное мышление может быть частью инженерного мышления, опираясь на те или иные индикаторы, сигналы, полученные от техники, анализировать и прогнозировать дальнейшие действия системы «человек-техника». В статье представлены эмпирические результаты взаимосвязи между компонентами когнитивной сферы личности будущих инженеров.

Ключевые слова: студенчество, обучение в вузе, будущие инженеры, визуализация, визуальное мышление, визуализация, когнитивная сфера личности.

Развитие когнитивной сферы личности студентов - чрезвычайно важная задача, решение которой лежит в междисциплинарной области и исследуется в педагогике, психологии, психофизиологии, нейропсихологии. Система высшего образования сталкивается с объективными трудностями, которые обусловлены снижением внутренней учебной мотивации, отсутствием самостоятельности и инициативности мышления у студентов.

Образование недостаточно ориентируется на личность каждого студента, особенности его восприятия, мышления и интеллекта. Получение новых знаний становится все сложнее: рост информационной насыщенности образовательной среды вуза определяет необходимость решения как одной из актуальных задачи компоновки знания и оперативного его использования.

Также рост альтернативных источников информации: онлайн-курсы, Интернет, средства массовой информации, социальные сети, видеоканалы - выдвигает особые требования к обработке, запоминанию и осмыслению информации.

Все больше абитуриентов поступает в вузы, однако уровень развития их когнитивных способностей не всегда позволяет им легко усваивать нужные дисциплины. Возникает противоречие: с одной стороны, социуму требуется как можно больше специалистов с высшим образованием, с другой стороны, огромное число абитуриентов, желающих получить высшее образование, не обладают достаточным

уровнем развития когнитивных функций (внимание, память, мышление, воображение) и просто не в состоянии овладеть всем требуемым объемом знаний. Глубина и успешность переработки информации человека, обучаемость, как указывает Н.И. Чуприкова, связаны с особенностями развития когнитивных структур [Чуприкова 1990].

Одним из способов повышения качества образования является развитие визуального мышления. По мнению советского ученого В.П. Зинченко, визуальное мышление - человеческая деятельность, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия [Зинченко 1994].

В визуальном мышлении будущих инженеров проявляются, прежде всего, склонности в сферах «человек-знак», «человек-техника», особенности мышления: гибкость, разработанность, оригинальность. С помощью визуализации студенты технического профиля могут представлять интеллектуальные задачи, моделировать системы, анализировать полученную информацию [Гришина, Косцова 2018].

Визуальное мышление может быть частью инженерного мышления: опираясь на те или иные индикаторы, сигналы, полученные от техники, необходимо сопоставить между собой визуальные образы, проанализировать и спрогнозировать дальнейшие действия в системе «человек-техника» [Гришина 2013]. Визуальное мышление в данном случае оперирует с так называемыми иконическими знаками и символами. Прием, обработка и принятие решений оператора носит иконический характер, так как иконические знаки - это знаки, имеющие сходство с теми объектами, для обозначения которых они используются. Следовательно, визуальное мышление одновременно может охватить все связи между частями объектов на пространственно-временном, причинно-следственном и атрибутивном уровнях.

В соответствии с концепцией интегративной деятельности мозга А.С. Батуева, изменение одной или нескольких функций мозга влияет на работу всего мозга и его регулирующих систем. Применение новой технологии развития когнитивных функций мозга неизбежно вызовет изменения функционального состояния коры больших полушарий, стволовых структур, систем регуляции симпатико-парасимпатических влияний на организм и, как следствие, приведет к повышению общей пластичности мозга и адаптационных возможностей обучающихся [Батуев и соавт. 1991].

Визуальное мышление рассматривается как активная самостоятельная деятельность студентов по созданию осмысленных образов.

Исследователи визуального мышления указывают на необходимость разграничения понятий «визуализация информации» и «визуализация знаний». Под «визуализацией информации» понимается графическое представление абстрактных данных, а в понятии «визуализация знаний» заложена сама цель передачи данных, которая позволяет стимулировать когнитивные процессы.

Целью данной статьи является выявление особенностей визуального мышления у студентов технического профиля подготовки.

Теоретический анализ существующих психолого-педагогических подходов к определению понятия визуального мышления позволил выделить ряд основных составляющих его компонентов:

1) зрительно-пространственная ориентация: фигурно-фоновое различение заданного элемента, опознание фигур и их положения в пространстве, зрительная память;

2) виды мыслительной деятельности: концентрирование, переключение и распределение внимания, анализ и синтез, наблюдательность, категоризация и способность к логическому переносу;

3) воображение: оперирование образами и их оригинальность, образная беглость и гибкость, активность и раскованность мышления.

Таким образом, визуальное мышление является промежуточным этапом между абстрактным мышлением и практической деятельностью. Благодаря визуальному мышлению становится возможным перевод информации с вербального языка на язык зрительных знаков и символов; визуальное мышление возникает на основе вербального, но за счет соединения с чувственным материалом.

По мнению А.В. Лагун, визуальное мышление рассматривается автором как форма деятельности человека, содержанием которой является оперирование и манипулирование наглядными образами, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значения видимыми [Лагун 2011].

В результате теоретического анализа были сформулированы возрастные предпосылки формирования визуального мышления, показателей когнитивной сферы личности у студентов:

- широкая сфера социального взаимодействия;

- качественно новый этап развития мышления, особенно его рефлексивный компонент, который позволяет осуществлять более глубокий анализ;

- сформированные коммуникативные навыки, содействующие вербализации своего отношения с миром;

- зрелость эмоциональной сферы, сформированная эмоциональная направленность личности;

- осмысленность восприятия;

- выбор профессионального пути.

Таким образом, возрастные особенности студенчества способствую развитию визуального мышления в период ранней взрослости.

Для изучения визуального мышления был подобран следующий диагностический инструментарий: методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия) -для изучения особенностей опосредованной памяти и типа мышления; методика «Корректурная проба» и Методика Мюнстерберга - для выявления уровня концентрации, устойчивости и избирательности внимания; невербальный тест П. Торренса на изучение беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления; опросник на выявление ведущей модальности (визуал, аудиал, кинестетик) и комплексный метод определения ведущего полушария (Л.В. Яссман, В.Н. Даниленко).

Исследование проводилось на базе Института ядерной энергии и промышленности Севастопольского государственного университета.

Изучаемую группу составили 50 студентов II курса по направлениям «Атомные станции: проектирование, эксплуатация, инжиниринг» (специалитет), «Электроэнергетика и электротехника» (бакалавриат) и «Химические технологии» (бакалавриат). Все студенты получают образование на очной бюджетной форме обучения. В группу вошли 13 % девушек, 87 % юношей. Средний возраст респондентов - 20,5 лет.

Ниже представлены средние показатели по группе респондентов.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

47

25

19,6

9,5

8,2

10

8,5

9,3

-84-79_

8,9

Пиктогра мма

концент. Внимания устойчив ость вниман избирате льность внимания беглость гибкость оригинал ьность разработ анность визуал аудиал кинестет ик

25 8,2 19,6 10 8,5 9,3 47 8,4 7,9 8,9

Средние показатели по группе по показателям визуального мышления у студентов технического профиля подготовки

Согласно полученным результатам, были выявлены следующие особенности визуального мышления, когнитивной сферы личности у студентов технического профиля подготовки:

- высокий уровень опосредованной памяти, запоминание происходит в основном через наглядные образы (более 95 % пиктограмм - наглядно-действительные);

- средний уровень концентрации и избирательности внимания, низкий уровень устойчивости внимания;

- высокая беглость и гибкость мышления, средний уровень оригинальности и разработанности мышления.

В группе представлены все виды ведущих модальностей, в том числе доминируют правши, но есть с полным и неполным доминированием левого полушария. Для изучения специфики визуального мышления был использован коэффициент ранговой корреляции. В таблице представлены результаты ранговой корреляции Спирмена между компонентами визуального мышления.

Взаимосвязь компонентов визуального мышления у студентов технического

профиля подготовки

9,5

ПИКТ КОНЦ УСТОЙ Избирательность БЕГЛОСТЬ ГИБК ОРИГ РАЗР ВИЗУАЛ АУД КИНЕСТ Вед. полушарие

ПИКТ 1 0,045789 0,077662 0,32204 0,127692 -0,15527 -0,00579 -0,19964 0,007436 -0,02574 -0,18482 -0,16053

КОНЦ 0,045789 1 0,320961 -0,02733 -0,05802 0,043915 -0,16296 -0,31082 -0,02076 0,06565 -0,06062 -0,05257

УСТОЙ 0,077662 0,320961 1 0,241834 0,10498 0,238154 -0,17414 0,117138 0,246163 0,344115 0,155386 -0,11916

Избирательность 0,32204 -0,02733 0,241834 1 0,137931 0,237658 -0,16644 -0,10665 -0,07495 0,060979 -0,16561 -0,15904

БЕГЛОСТЬ 0,127692 -0,05802 0,10498 0,137931 1 0,482196 -0,46641 0,245074 0,137931 -0,10171 -0,06538 -0,07547

ГИБК -0,15527 0,043915 0,238154 0,237658 0,482196 1 -0,19781 0,267695 -0,03179 -0,19918 -0,12762 0,023149

ОРИГ -0,00579 -0,16296 -0,17414 -0,16644 -0,46641 -0,19781 1 -0,0019 -0,11763 -0,09738 0,050298 0,273421

РАЗР -0,19964 -0,31082 0,117138 -0,10665 0,245074 0,267695 -0,0019 1 0,299358 -0,05098 0,056273 0,182942

ВИЗУАЛ 0,007436 -0,02076 0,246163 -0,07495 -3Е-17 -0,03179 -0,11763 0,299358 1 0,359411 0,359028 -0,08011

АУД -0,02574 0,06565 0,344115 0,060979 -0,10171 -0,19918 -0,09738 -0,05098 0,359411 1 0,51994 -0,12746

КИНЕСТ -0,18482 -0,06062 0,155386 -0,16561 -0,06538 -0,12762 0,050298 0,056273 0,359028 0,51994 1 0,014655

ВЕД -0,16053 -0,05257 -0,11916 -0,15904 -0,07547 0,023149 0,273421 0,182942 -0,08011 -0,12746 0,014655 1

Таким образом, были выявлены интересные взаимосвязи между компонентами визуального мышления у студентов - будущих инженеров.

• Опосредованное запоминание по методике «Пиктограмма» взаимосвязано с избирательностью внимания (г=0,32 при р <0,05). Это доказывает, что у студентов запоминание происходит избирательно через наглядно-действенные образы.

• Взаимозависимы три типа ведущих модальностей. Это показывает компенсаторную природу психики.

• Аудиальная модальность связана с устойчивостью внимания (r=0,34, при р <0,05). Возможно, у студентов выработалось аудиальное внимание, так как многие лекции, задания на практических занятиях воспринимаются ими через аудиальный канал информации и это требует от них определенного уровня сосредоточенности.

• Визуальное мышление не зависит от доминирования левого или правого полушария головного мозга респондента.

Итак, выявленные особенности и взаимосвязи визуального мышления у студентов технического профиля помогли определить основные направления по формированию визуального мышления: развитие абстрактно-логического мышления через визуальные образы (ментальные карты Т. Бьюзена, метод Пиктограммы, работа с метафорическими ассоциативными картами); использование диаграмм, графиков, структурно-логических схем, которые основаны на линейном способе визуального представления информации, а также вербализации материала, включающие студента в активное обсуждение материала.

Таким образом, возникает стереоскопичность (полисенсорность) восприятия у будущих инженеров как индикатор профессиональной деятельности.

Библиографический список

Батуев А. С., Бабминдра В. П., Колла Г. В. Модули корковых нейронов и их «самосборка» // Журн. высш. нервн. деят., 1991. Т. 41. Вып. 2. С. 221-230.

Гришина А.В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям)// Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». Челябинск, 2013. Т. 6, №2. С. 98-103.

Гришина А.В., Косцова М.В. Развитие «познавательно» компонента эмоциональной направленности студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2018, №1 (45). С. 241-246. URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/050-034.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерк российской психологии. М., 1994.

304 с.

Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников // Ученые записки СПб филиала РТА. 2011. № 2 (39). С. 227-232.

Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопр. психол. 1990. № 5. С. 31-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.