Научная статья на тему 'Возможности применения метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов'

Возможности применения метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / VISUAL THINKING / МЕТОДИКА "ПИКТОГРАММЫ" / PICTOGRAM''S TECHNIQUE / МЕТОД ПИКТОГРАММ / METHOD "PICTOGRAMMS" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PEDAGOGYCAL PSYCHOLOGY / ПИКТОГРАММА / ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PILOT STUDY / РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / VISUAL THINKING DEVELOPMENT / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS / PICTOGRAMMA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваткова О. А.

Обсуждается возможность использования метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студента педагогического вуза. Приводится теоретическое обоснование применения данного метода. Дано краткое описание результатов пилотажного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF PICTOGRAMM''S TECHNIQUE IN STUDENTS VISUAL THINKING STUDY

It is discussed the possibility of use of the pictogram in the research of visual thinking of pedagogical university students. There is theoretical justification of the application of this method. The article contains the summary description of the pilot testing results.

Текст научной работы на тему «Возможности применения метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов»



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

О.А. Ваткова

канд. пед. наук, доцент, кафедра технологии, предпринимательства и методики обучения технологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПИКТОГРАММ В ИССЛЕДОВАНИИ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Обсуждается возможность использования метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студента педагогического вуза. Приводится теоретическое обоснование применения данного метода. Дано краткое описание результатов пилотажного исследования.

Ключевые слова: визуализация, визуальное мышление, методика «Пиктограммы», метод пиктограмм, педагогическая психология, пиктограмма, пилотажное исследование, развитие визуального мышления, студенты педагогического вуза.

O.A. Vatkova, Chelyabinsk State Pedagogical University

POSSIBILITIES OF PICTOGRAMM'S TECHNIQUE IN STUDENTS VISUAL THINKING STUDY

Abstract. It is discussed the possibility of use of the pictogram in the research of visual thinking of pedagogical university students. There is theoretical justification of the application of this method. The article contains the summary description of the pilot testing results.

Keywords: visualization, visual thinking, method «Pictogramms», pictogram's technique, pedagogycal psychology, pictogramma, pilot study, visual thinking development, university students.

XXI век - время, в которое общество переживает «эпоху тотальной визуализации» [2]. Визуальные средства информации быстро распространяются и завоевывают всё новые сферы общественной и культурной жизни и деятельности человека. «Укрепление позиций средств визуальной подачи информации, безусловно, связано с ... активным использованием их в сфере обучения, в быту, медицинских учреждениях, туристическом бизнесе и т.п.» [6].

Визуальные технологии в настоящее время всё активнее применяются в образовании. Распространение визуальных обучающих средств, а также их модернизация вызваны необходимостью поиска и применения новых эффективных способов приёма, переработки, передачи, сохранения и воспроизводства информации в условиях новой информационной реальности. В педагогической науке для анализа проблемы представления знаний в визуальной форме используется термин «визуализация». Визуализация - одно из тех «новых, компактных, мобильных средств отражения объективного мира», служащего «для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности» [8].

Визуализация тесно связана с визуальным мышлением. Визуальное мышление можно определить как способность к визуализации. Значимость этого вида мышления в «эпоху тотальной визуализации» [2] трудно переоценить, особенно для учителя. Визуальное мышление позволяет организованно, а не стихийно работать с визуальными источниками, свободно ориентироваться в потоке визуальной информации, управлять ею, преобразовывать вербальный материал в визуальную форму и представлять её учащимся. В визуальном мышлении синтезируются вербальные и образные компоненты, которые объединяют две формы познания - чувственное и рациональное. «Визуальное мышление - единственная мыслительная форма, которая обладает способностью разрешить основное диалектическое противоречие познавательного процесса - противоречие чувственного и рационального» [4, с. 12]. Таким образом, визуаль-

ное мышление способствует интенсификации обучения, позволяя дополнять вербальную форму представления знаний визуальной формой.

Под визуальным мышлением студента педагогического вуза мы понимаем вид мышления, характеризуемый созданием нового продукта путём преобразования учебной вербальной информации, необходимой для восприятия, в визуальную форму с помощью средств визуализации и в целях более эффективного её усвоения.

Таким образом, актуальность проблемы развития визуального мышления будущего учителя объясняется информационно-визуальной насыщенностью, характерной для современной информационной среды. Вместе с тем, представленные в психологии и педагогике исследования на тему визуального мышления в большей степени направлены на изучение развития визуального мышления школьников (Т.П. Гаряева, Ж.В. Григорьева, Л.В. Лагун, А.Н. Мисюкевич, Н.Г. Молодцова, Н.А. Резник, И.А. Серикова, Л.Н. Солодовиченко и др.) при недостаточном внимании к развитию визуального мышления студентов педагогического вуза.

Не менее важной проблемой, наряду с проблемой формирования и развития визуального мышления, актуализируется проблема его диагностики. Вузовская практика на сегодняшний день не располагает единой системой диагностических средств исследования эффективности развития визуального мышления студента педвуза. До недавнего времени не была выделена в самостоятельную область проблема развития визуального мышления студента. Соответственно, отсутствуют методики, которые позволили бы прицельно исследовать визуальное мышление студента, получающего профессию учителя. Сегодня доступно множество тестов, наработанных в многолетней практике психодиагностики. И хотя с их помощью изучают образные формы мышления [7], они напрямую не предназначены для определения уровней визуального мышления. Следовательно, считаем возможным использование некоторых тестовых методик для измерения уровней сформированности визуального мышления, но с условием некоторой модификации. Такова методика «Пиктограммы».

Методика «Пиктограммы» была разработана и впервые применена в 30-х гг. прошлого века. Первоначально она применялась с целью исследования опосредованного запоминания, позднее -ассоциативного мышления и логической памяти (В.М. Блейхер, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн). С тех пор она неоднократно подвергалась модификациям в той или иной степени. Наиболее известная её модификация принадлежит Б.Г. Херсонскому [10]. Областью применения метода пиктограммы в его классическом варианте выступает, в основном, патопсихология, клиническая психология, судебно-психиатрическая экспертиза (С.В. Лонгинова) и др. В последние годы диапазон её применения заметно расширился. Появились новые авторские модификации, которые, в зависимости от темы и задач исследования, позволяют значительно расширить возможности практического приложения данной методики, не ограничиваясь клиническими случаями, а дополнить исследования экспериментами с участием здоровых испытуемых.

В современных псхологических исследованиях часто используются авторские методики, созданные на основе метода пиктограмм. При помощи модифицированных вариантов метода изучаются: развитие «символического сознания» (Н.Р. Гулина), трансформация личностных переживаний в травмирующей ситуации (О.С. Шалина), базальные эмоции (Ж.А. Лукьянчикова), особенности личности осужденных (А.В. Диденко), мотивационно-аффективный конфликт (О.Н. Арестова), смысловая сфера представителей разных культур (А.В. Лю, М.А. Помченко, В.В. Сидорова), развитие письменной речи (Е.И. Кудрявцева, В.П. Яссман), профессиональная деформация личности учителя (Т.А. Валькова) и др. Кроме того, метод пиктограмм используется не только в психологии, но и в исследованиях, выполненных в рамках других областей гуманитарного знания, например, архитектуры (М.Ю. Крылов), педагогики (О.В. Полякова, Н.Я. Сайгушев), культурологии (О.Г. Назаренко). В результате обзора даже неполного перечня приведённых работ видно, насколько широк круг диагностических задач, для решения которых привлекается метод пиктограмм.

Особенно ценен данный метод для исследований ментальных репрезентаций, так как позволяет выявить содержание образных представлений как «творческих психических продуктов», созданных на невербальной основе (М.О. Аванесян, А.Б. Воскресенская, О.И. Кильченко [5], С.Ю. Панкова, М.Н. Семенова и др.). Особый интерес для нашей работы представляет анализ «особенностей образно-графического отображения индивидуальных значений психологических терминов (и явлений психики), обнаруженных на материале пиктограмм» в диссертационном исследовании О.И. Кильченко [5], в котором анализируются представления студентов о психических явлениях, репрезентируемые с помощью графических изображений. Автором сделан важный вывод относительно процесса визуализации студентами психологических терминов, главной характеристикой которого выступает «преимущественное обращение испытуемых к пиктограммам, репрезентированным предметно-ориентированными образами».

Проанализировав многочисленный положительный опыт использования метода пиктограмм в психологических и других исследованиях, делаем вывод о его популярности и широте исследовательского поля. Считаем возможным применение метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студента - будущего учителя.

Под пиктограммой в психологии понимают «психологический тест, в котором индивиду предлагается представить ряд понятий в виде рисуночных образов» [3]. Как утверждают источники [3], тест на основе пиктограмм направлен на исследование степени координации абстрактного и образного мышления. Следовательно, обращение к методу пиктограмм особенно очевидно в свете того факта, что визуальное мышление имеет образную природу.

Особое значение для темы нашего исследования имеет появление и последующий быстрый рост популярности книги Д. Роэма [9] «Визуальное мышление», на чью востребованность указывает высокий показатель цитируемости автора. Данная книга, несмотря на своё название, не является психологической по содержанию. Тем не менее, в ней содержится ряд интересных и полезных авторских находок по визуализации информации, систематизированных и представленных в доступной форме, понятной даже неспециалисту. Автором разработаны «базовые визуальные структуры» («картинки») для визуального описания идей, которые являются ни чем иным как пиктограммами.

Таким образом, наиболее значимыми факторами, которые определили выбор метода пиктограмм в качестве диагностического инструмента визуального мышления, следует признать следующие обстоятельства. Во-первых, это методологическая основа метода пиктограмм, в качестве которой выступает образное опосредствование понятий. И что особенно ценно для нашего исследования - имеющийся в науке опыт по применению модифицированной методики «Пиктограммы» [5] для изучения «представлений о психике, репрезентируемых посредством графических образов». Во-вторых, это практико-ориентированные разработки от автора теории визуального мышления [9], с пошаговыми практическими рекомендациями по совершенствованию техники визуального мышления.

Применительно к анализу диагностики визуального мышления студента методом пиктограмм важными элементами в этом послужили теоретико-методологические основания: исследования образных явлений в психике (Б.Г. Ананьев, А.А. Гостев, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, И.С. Якиманская и др.); представления о способах кодирования информации (Л.М. Веккер, А. Пайвио); исследования взаимосвязи понятийных и образных компонентов мышления (В.А. Влодарчик, А.И. Гончарук, А.М. Грумкин, П.Г. Лубоч-ников, Е.А. Лустина); исследования роли образных структур в мыслительной деятельности (М.В. Осорина); теория интеллекта (М.А. Холодная); труды психологов в области знаковых и символических форм опосредствования мыслительных актов (Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др.); парадигма ментальных репрезентаций (А.Л. Брушлинский, Т.А. Ребеко, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная). Существенное влияние на нашу

работу оказали диссертационные исследования, выполненные на тему репрезентаций психологических понятий, явлений, категорий с использованием метода пиктограмм (Е.В. Дугина, О.И. Кильченко [5], С.Д. Луцковская).

Итак, целью настоящей статьи явилось выявление диагностического потенциала метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов педагогического вуза, изучающих психологические дисциплины. Не ставя на данном этапе исследования более глобальных задач, мы лишь хотели убедиться в соответствии метода пиктограмм исследовательским задачам проблемы визуального мышления студента.

В исследовании принимали участие студенты второго курса естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Методика «Пиктограммы» применена нами в модифицированном виде, что предполагает изменение задания и, соответственно, инструкции. Испытуемым предлагалось на чистом листе бумаги формата А 4 отобразить графическую версию психологического понятия: «Вам предлагается ряд психологических терминов, относящихся к понятийно-терминологическому аппарату психологической науки. На каждое понятие нужно выполнить графическое изображение (рисунок), соответствующее данному понятию. Художественные способности не учитываются, но рисунок должен быть аккуратным». В качестве стимульных слов для иллюстраций использовались понятия «психология», «развитие личности», «обучение» и др. В отношении некоторых рисунков высказывалась просьба пояснить изображения. По окончании работы был произведён анализ рисунков, который позволил выявить следующие особенности.

В целом все проанализированные изображения, несмотря на их разнообразие по стилю и содержанию, соответствуют типам пиктографических образов, принятых в известной классификации [10]. Встречаются конкретные образы, характерные для рисунков, содержание которых непосредственно связано с предъявляемым стимулом. Такова, например, наиболее ожидаемая и наиболее частотная характеристика - картинка «ученики за партами, учитель у доски» при изображении понятия «обучение», т.е. буквально изображается процесс обучения. Нередки атрибутивные образы. Например, на предъявляемое слово «психология» получаем рисунок, изображающий головной мозг человека.

Говоря об уровнях визуального мышления, кратко отметим следующее. В рисунках студентов с высокими показателями визуального мышления отмечается содержательная близость пиктограммы и понятия, соответствие («стыковка») предлагаемому понятию, очевидное соотнесение, их непротиворечивость. Связь между предложенным понятием и его пиктограммой обоснована. Образ узнаваем и воспроизводим. В некоторых случаях предлагается не один, а несколько рисунков понятий, опосредованных образами, разноплановых по содержанию.

Необходимо отметить, что не может существовать единственно «верного» рисунка. Образы, к которым обращается испытуемый в процессе рисования, многозначны, а многозначность, как известно, свойственна всем продуктам психической деятельности, получаемым путём проективных методик [7, 10].

В рисунках испытуемых со средними показателями визуального мышления продуцируемый образ не вполне соответствует визуальной задаче. Так, на слово «психология» демонстрируется часто встречаемая пиктограмма, изображающая учебник психологии. Отсутствует оригинальность, а связь между понятием и пиктограммой, скорее, внешняя, формальная. Встречаются рисунки, в которых связь между образом и понятием неявная, неочевидная, «притянутая» или отсутствует вовсе. Пиктографические образы «псевдоабстрактны» [1, с. 6], отдалены от понятия. Так, в ответ на слово «психология» испытуемый рисует очки («психолог носит очки») или «кубик Рубика» («в психологии всё запутано... головоломка»). Образ оригинальный, но неадекватный. В данном случае мы склонны судить о подобном уровне визуального мышления как о низком уровне.

В качестве вывода отметим, что одной из многочисленных задач подготовки учителя в условиях насыщенной информационно-визуальной среды является задача формирования у студентов педагогических вузов визуального мышления. С ней тесно связана задача поиска и разработки надежного диагностического инструментария, предназначенного для определения уровня сформированности такого мышления. В настоящее время решение этих задач осложняется недостаточным вниманием психологов к вопросам формирования визуального мышления будущих учителей, хотя в исследовании различных аспектов данного вида мышления принимает участие большое количество педагогов (Ж.В. Григорьева, В.А. Далингер, Н.А. Резник, И.А. Серикова, Л.Н. Солодовиченко).

На данном этапе исследования свою задачу мы видим пока лишь в том, чтобы показать саму возможность использования метода на основе пикторамм в исследовании визуального мышления. Суть нашей работы, скорее, в формулировании проблемы, а не в её скором решении. И хотя её эмпирическая часть носит пилотажный характер, тем не менее, материалы исследования позволяют убедиться в том, что метод пиктограмм оказался эффективным средством для оценки визуального мышления. Так, на основе анализа рисунков студентов можно выявить разные уровни сформированности визуального мышления, типы образов, продуцируемые студентами и др. Более масштабное исследование нам ещё предстоит провести, скорректировав цели и задачи. Логично предположить, что следующим естественным шагом исследования будет подтверждение обоснованности применения метода пиктограмм методами математической статистики. При этом, не используя данную методику изолированно, можно значительно расширить спектр диагностического инструментария применением не только метода пиктограмм, но и других методов.

Список литературы:

1. Василюк Ф.Е. Структура образа: (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Вопросы психологии». 1993. № 5. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1993/935/935005.htm (дата обращения: 20.09.2014).

2. Житомирский М. Digital Signage - тотальная визуализация // MediaVision: информационно-технический журнал. 2013. № 9. URL: http://mediavision-mag.ru/magazines (дата обращения: 20.09.2014).

3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. 2012 г. // Нац. психол. служба. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/piktograma (дата обращения: 20.09.2014).

4. Жуковский В.И. Роль визуального мышления в высшем образовании / В.И. Жуковский, М.В. Тарасова // Искусство и образование. 2013. № 3. С. 7-16.

5. Кильченко О.И. Ментальная репрезентация психологических терминов: дис. ... канд. психол. наук. Пермь. 2003. 240 с.

6. Лучше один раз увидеть: рынок средств визуальной подачи информации [Электронный ресурс] // Канцелярия. 2011. № 47. URL: http://www.kanzelaria.ru/rubrics/products/6301 (дата обращения: 20.09.2014).

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь. 2002. 694 с.

8. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL: http://econf.rae.ru/article/5147 (дата обращения: 20.09.2014).

9. Роэм Д. Визуальное мышление. Как «продавать свои идеи при помощи визуальных образов» / пер. с англ. О. Медведь. М.: Манн, Иванов, Фербер. Эксмо, 2013.

10. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб: Речь, 2003. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.