Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление»
Ваткова О. А.
Ваткова Ольга Анатольевна / Vatkova Olga Anatolyevna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии, предпринимательства и методики обучения технологии, естественно-технологический факультет,
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: в качестве организационной формы развития визуального мышления предложен тренинг, работающий на основе когнитивно-визуальных технологий. Скетчноутинг рассматривается как одна из указанных технологий. Дано краткое описание методических особенностей применения скетчноутинга в тренинге.
Abstract: the training, working based on cognitive-visual technology, as the organizational form of visual thinking is offered. As one of these techniques, sketchnoting is considered. A brief description of the methodical application sketch noting in training is given.
Ключевые слова: визуализация, визуальное мышление, когнитивно-визуальные технологии, развитие визуального мышления, скетчноутинг, тематический скетчноутинг, тренинг «Визуальное мышление». Keywords: visualization, visual thinking, cognitive-visual technologies, visual thinking development, sketchnoting, thematic sketchnoting, training «Visual thinking».
Современный мир - мир информации. Ее многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса - преподаватели, учителя, студенты и школьники - выступают одной из категорий активных «потребителей» учебной, научной, популярной информации, в условиях избыточного накопления которой становится все труднее данную информацию воспринимать и усваивать. Стоит ли уточнять, что разнообразие форм подачи учебного материала, вариативность его преобразования способствуют эффективности усвоения информации. В насыщенной информационной среде владение учителем различными формами подачи материала во всем их многообразии свидетельствует о его профессионализме, способности гибко адаптироваться к вызовам информационной эпохи. Одной из таких способностей, на наш взгляд, выступает визуальное мышление, без которого не обойтись в эпоху высоких темпов развития информационных технологий и стремительного накопления информации: «Быстрое развитие новых информационных и дизайнерских технологий ставят современного человека в условия, когда без развитого визуального мышления, высокого интеллектуального потенциала и эстетического чутья... освоение новых технических достижений невозможно» [6]. Визуальное мышление полифункционально. Оно выполняет ряд функций, незаменимых в познании: зрительно-моторная координация, зрительно-пространственные функции; мыслительные операции (анализ и синтез, построение логических связей, планирование и ориентация и др.); воображение, функция эстетического восприятия и т. д. [6].
Визуальное мышление как психофизиологический ресурс, позволяющий реализовать познавательные возможности личности, представляет интерес для исследователей со второй половины прошлого века (Р. Арнхейм, Б. И.Беспалов, В. П. Зинченко, В. И.Жуковский, Д. В. Пивоваров). Увеличивается количество и современных исследований. По крайней мере, результаты, полученные с помощью поисковых инструментов системы РИНЦ, позволяют констатировать факт появления новых публикаций, в которых освещаются различные аспекты визуального мышления. В результате простого поиска по ключевому слову «визуальное мышление» было обнаружено более двухсот публикаций на данную тему. Среди них статьи и диссертационные исследования по философии (З. С. Белова, В. И. Жуковский, И. М. Козлов, Е. Ю. Светланова), психологии (А. Г. Бойко, П. Н. Виноградов, А. В. Лагун, Н. Г. Молодцова, С. Т. Посохова), педагогике (Э. В. Миндзаева, Ж. В. М. Мативосова, Н. А. Неудахина, Т. В. Никишина, Н. А. Резник, А. И. Серикова, Т. В. Смирнова, Л. Н. Солодовиченко), культурологии (С. А. Крюкова, О. А. Сусская, О. Н. Ткаченко), искусствоведению (Л. В. Монахова), методике преподавания математики и других дисциплин (Ж. В. Григорьева, В. А. Далингер, Т. Е. Козловцева, И. В. Капранов, П. А. Побокин). Приведенные публикации отличает разный уровень теоретической обобщенности и практической направленности в исследовании визуального мышления. Так, среди публикаций встречаются как работы общетеоретического плана (В. Л. Шпер), так и те, которые имеют в первую очередь широкое прикладное значение (Д. Роэм, [5]). Однако, несмотря на большое количество статей и широту раскрываемых в них вопросов, среди публикаций наблюдается недостаток исследований, посвященных развитию визуального мышления студентов в условиях когнитивного тренинга «Визуальное мышление».
Что касается одного из методов тренинга - скетчноутинга, заявленного в теме настоящей статьи, в публикациях в наукометрической базе РИНЦ встречаются лишь единичные упоминания о нем. Так, в статье О. Н. Ткаченко [7] скетчноутинг упоминается как метод развития визуального мышления в современной культуре наряду с такими методами, как интеллект-карты, инфографика и др. Таким образом, скетчноутинг до настоящего времени почти не становился предметом исследований российских авторов. Широкого использования в обучении российских студентов скетчноутинг также пока не получил. Вместе с тем анализ англоязычных сайтов, посвященных скетчноутингу, показал готовность
зарубежных коллег не только активно использовать данный метод в своей работе, но и делиться полученным опытом в области применения скетчноутинга на занятиях со студентами [8]. Однако скетчноутинг как метод когнитивного тренинга по развитию визуального мышления студентов, будущих учителей специально рассмотрен не был. Кроме того, он не исследовался в составе когнитивно -визуальных технологий.
Под визуальным мышлением студента-бакалавра, обучающегося в педагогическом вузе, мы понимаем вид мыслительной деятельности, обеспечивающий визуализацию учебной информации путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные образы и представление их, в итоге, в виде визуальных изображений.
Под когнитивно-визуальными технологиями мы понимаем такие обучающие технологии, которые позволяют студентам овладевать методами и приемами визуализации учебной информации. Освоение когнитивно-визуальных технологий включает систему методов и приемов, направленных на развитие и совершенствование визуализации учебной информации.
Основы учебной визуализации были заложены в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей (Л. П. Антонов, У. Боумен, Т. Бьюзен, М. А. Галагузова, М. В. Гамезо, Е. Б. Ермилова, Г. В. Лаврентьев, Л. M. Перминова, А. Г. Рапуто, Л. И. Фридман, П. Ханрахан, А. В. Хуторской и др.). В настоящее время использование визуализации как метода обучения все чаще становится предметом исследования в связи с развитием информационных технологий и проникновением их в различные сферы деятельности человека [1; 3]. При этом под визуализацией понимается «психологический механизм перевода невидимого мыслеобраза (продукта психической деятельности; прообраза) в видимый, зримый образ» [3, с. 93]. Опираясь на данное определение, под учебной визуализацией, рассматриваемой в контексте тренинга «Визуальное мышление», будем понимать процесс и результат преобразования текстовой (устной или письменной) учебной информации в визуальную (зрительную) форму путем адекватной замены ее визуальными образами, знаками, символами.
Когнитивно-визуальные технологии включают следующие методы и приемы визуализации: инфографическое проектирование (инфографика), фридроуинг, пиктографирование, метафоризация, иконографирование, скетчноутинг, «облако слов» и др. Рассмотреть все технологии в одной статье не представляется возможным, поэтому остановимся на аспектах, раскрывающих особенности одной из них - скетчноутинга.
Скетчноутинг в нашей стране стал известен, в основном, благодаря М. Роуди, автору книги «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» [4]. Как мы предполагаем, именно в связи с появлением этой книги понятие «скетчноутинг» стало встречаться на русскоязычных интернет-сайтах. Несмотря на широкое использование, оно пока отсутствует в словарях по педагогике и психологии, поэтому будем руководствоваться определением скетчноутинга, данным самим писателем. Скетчноутинг это процесс создания скетчей. В свою очередь, скетчи, согласно авторскому определению, это «способ мышления на бумаге с использованием изображений и слов» [4]. Скетчноутинг - особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков. В скетчноутинге они выполняют ряд функций: эстетическую, мотивационную, функцию наглядности и др. Однако наиболее важной представляется их познавательная функция, которая обусловлена информационной насыщенностью визуального образа. Визуальный образ является более информативным, чем какой бы то ни было другой образ. В научной литературе раскрыта гносеологическая природа визуальных образов: «По своей информативности визуальные образы являются познавательно и практически более значимыми, чем слуховые, вибрационные, вкусовые и другие образы» [1]. Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна. Они могут частично заменять слова или целые словосочетания в тексте, использоваться «вместо» слов. Визуальные изображения используются наравне с текстом, усиливая и углубляя смысл сказанного. Они выполняют иллюстративную функцию, придают тексту наглядность. Кроме того, рисунки позволяют экономить время, расходуемое на конспектирование [4].
При виде записей, выполненных в технике «скетчноутинг», в памяти неизбежно возникают ассоциации с «опорными сигналами В. Ф. Шаталова». Технология опорных сигналов была разработана российским педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым и получила широкое распространие в семидесятых годах прошлого века в практике обучения в школе [2]. С того времени технология обучения, основанная на опорных сигналах, не только не утратила популярности, но и обрела «второе дыхание», существенно преумножив свои функциональные возможности в связи с распространением в образовании информационных технологий.
Анализ литературы показал, что помимо опорных сигналов, скетчноутинг обнаруживает сходство также и с другими формами графического преобразования информации в ходе конспектирования, например, такими как когнитивная визуализация и ее разновидности. Когнитивная визуализация представляет интерес для многих исследователей (Д. С. Жуков, Г. В. Лаврентьев, С. К. Лямин, Н. Н. Манько, Н. А. Неудахина, М. Н. Пашкова, Н. В. Петрова, А. Г. Рапуто). Во избежание ошибочного отождествления скетчнуотинга и других видов графического «сжатия» информации, обозначим ряд отличительных особенностей скетчнуотинга на примере сравнения его с опорными сигналами. Во -
первых, опорные сигналы разрабатываются, в основном, учителем для восприятия их учащимися, а скетчноутинг выполняется самим обучающимся. Во-вторых, опорные сигналы составляются заранее к определенному уроку в соответствии с его темой, в отличие от скетчноутинга, для которого характерна импровизация, т. е. скетчноутинг выполняется непосредственно в ходе прослушивания лекции. Как пишет М. Роуди, «скетчи создаются в реальном времени, когда вы слушаете чью -то речь» [4]. В-третьих, и это главное отличие, опорные сигналы составляются одинаково для всего класса в целях одинакового же последуюшего воспроизведения материала. Тем самым опорные сигналы предполагают некоторую унификацию. Скетчи создаются индивидуально. Они несут на себе «отпечаток» личности автора. Как отмечает М. Роуди, скетчи всегда уникальны, в них находят выражение особенности личности их составителя [4]. Таким образом, общими характерными особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность и неповторимость, проявление личности автора.
Выскажем предположение, что процесс развития визуального мышления студентов будет наиболее эффективным, если в качестве организационной формы решения данной задачи применять когнитивный тренинг. Предлагаемый нами тренинг «Визуальное мышление» мы понимаем как целенаправленный, специально организованный в условиях вуза процесс развития визуального мышления студентов-бакалавров на основе активного овладения когнитивно-визуальными технологиями. На примере скетчноутинга простое тренинговое задание может выглядеть следующим образом. Студентам предлагается составить конспект фрагментов различных типов аудиторных занятий (лекция, семинар, практикум) в технике скетчноутинга. При этом рекомендуется использовать не менее трех видов визуальных изображений.
Тренинг «Визуальное мышление» был успешно апробирован на базе естественно -технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета со студентами-бакалаврами, обучающимися по направлению «Технология. Экономика». Практика показала, что тренинг может быть реализован в двух формах. Во-первых, в форме мини-тренинга. Во время занятия по психологии по основному курсу несколько минут уделяется тренинговым упражнениям. Если такие упражнения проводятся в начале лекции, их можно рассматривать как разминочные. В этом случае они, помимо своей основной цели - развитие визуального мышления - выполняют мотивационную функцию, активизируют интерес к теме занятия. Скетчи можно выполнять не только в начале, но и на любом другом этапе занятия, если преподаватель видит необходимость во внесении разнообразия в процесс конспектирования. В любом случае, тренинговые упражнения необходимо выбирать, учитывая содержательные задачи лекции. Во-вторых, тренинг «Визуальное мышление» проводится в рамках курса по выбору. В этом случае можно проводить тематический скетчноутинг. Его задачей, в отличие от разминочного скетчноутинга, выступает не только мотивация получения новых знаний и готовности их зафиксировать, но и совершенствования профессиональных навыков, одним из которых выступает овладение новыми способами визуализации. Так, в качестве задания по тематическому скетчноутингу предлагается выполнить мультимедийную презентацию, используя скетчи.
Считаем необходимым отметить, что в разработке концепции тренинга определяющую роль сыграли книги по визуальному мышлению [5], а также по скетчноутингу [4].
Целевое назначение тренинга «Визуальное мышление» состоит в формировании у студентов-бакалавров профессиональных навыков в применении когнитивно-визуальных технологий, в данном случае, скетчноутинга как инструмента визуализации, средства развития визуального мышления.
Литература
1. Белова З. С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: Дисс. ... докт. филос. наук.
[Электронный ресурс] Чебоксары. 2000. 302 с. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/vizualizatsiya-teoreticheskogo-znaniya-kak-
poznavatelnyi-metod (дата обращения: 2.06.2015).
2. Горобец О. А., Охотников А. И. Опорный конспект как средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики. // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2012. № 1. С. 57-63.
3. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося. // Образование и наука. 2013. № 6. С. 90-105.
4. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. [Электронный ресурс]. / пер. К. Наумов. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 224 с. URL: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/the-sketchnote-handbook/ (дата обращения: 2.06.2015).
5. Роэм Д. Визуальное мышление. Как продавать свои идеи при помощи визуальных образов. / пер. с англ. Медведь О., М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо. 2013. 300 с.
6. Серикова И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 2005. 174 с.
[Электронный ресурс]. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/ (дата обращения: 2.06.2015).
7. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре. // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 198-200.
8. Cox J. R. Sketchnoting for Academic Success. [Электронный ресурс]. // URL:
http://campus.murraystate.edu/faculty/jcox/sketeh.html (дата обращения: 6.06.2015).