Научная статья на тему '«Визуализация-тренинг» как психологическое условие развития визуального мышления студентов педагогического вуза'

«Визуализация-тренинг» как психологическое условие развития визуального мышления студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1955
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / "ВИЗУАЛИЗАЦИЯ-ТРЕНИНГ" / "VISUALIZATION-TRAINING" / МИНИ-ТРЕНИНГ / КОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / VISUALIZATION / VISUAL THINKING / MINI-TRAINING / COGNITIVE TRAINING / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL FACTORS / DEVELOPMENT VISUAL THINKING / STUDENTS OF THE TEACHER TRAINING INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваткова Ольга Анатольевна

«Визуализация-тренинг» рассматривается как важное психологическое условие развития визуального мышления студентов будущих учителей. Показано, что наиболее оптимальной формой его проведения в условиях обучения в вузе является мини-тренинг. Приводится краткая характеристика отдельных базовых упражнений в составе «Визуализации-тренинга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“VISUALIZATION-TRAINING” AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR OF DEVELOPMENT VISUAL THINKING PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS

“Visualization-training” as an important psychological factor for the development visual thinking students future teachers is regarded. The most optimal form of its holding in a study at the university is a mini-training. A brief description of some basic exercises in the “Visualization-training” is shown.

Текст научной работы на тему ««Визуализация-тренинг» как психологическое условие развития визуального мышления студентов педагогического вуза»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

«ВИЗУАЛИЗАЦИЯ-ТРЕНИНГ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ваткова Ольга Анатольевна

канд. пед. наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета,

РФ, г. Челябинск E-mail: ovatkova@bk.ru

“VISUALIZATION-TRAINING” AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR OF DEVELOPMENT VISUAL THINKING PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS

Vatkova Olga

candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Chelaybinsk State Pedagogical University,

Russia, Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

«Визуализация-тренинг» рассматривается как важное психологическое условие развития визуального мышления студентов — будущих учителей. Показано, что наиболее оптимальной формой его проведения в условиях обучения в вузе является мини-тренинг. Приводится краткая характеристика отдельных базовых упражнений в составе «Визуализации-тренинга».

“Visualization-training” as an important psychological factor for the development visual thinking students — future teachers is regarded. The most

description of some basic exercises in the “Visualization-training” is shown.

ABSTRACT

optimal form of its holding in a study at the university is a mini-training. A brief

Ваткова О.А. «Визуализация-тренинг» как психологическое условие развития визуального мышления студентов педагогического вуза // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 11(10) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1714

Ключевые слова: визуализация, визуальное мышление, «Визуализация-тренинг», мини-тренинг, когнитивный тренинг, педагогическая психология, психологические условия, развитие визуального мышления, студенты педагогического вуза.

Keywords: visualization, visual thinking, “Visualization-training”, minitraining, cognitive training, pedagogical psychology, psychological factors, development visual thinking, students of the teacher training institution.

Последние 20 лет увеличивается количество исследований, посвященных визуализации. Значимость визуализации в современном мире и науке повышается, а с ней усиливается и внимание к ней ученых: «В настоящее время активно развивается целый ряд научных направлений, связанных с визуализацией» [6, с. 274]. Визуализацию исследуют в технике

(У. Боумен [3], Н.И. Гаврилов, М.В. Моисеева, Е.С. Подвальный, П.В. Скрибцов, В.В. Шишов), математике (П.С. Кринов), философии (И.И. Данилкина, А.Ю. Ивлева, Е.В. Сальникова), медицине (О.В. Волнова, А.А. Макарова, В.А. Рыжих), педагогике (Д.А. Демина, Л.В. Сидорова) и др. Таким образом, визуализация выступает предметом исследования многих областей науки. А круг задач, решаемых с ее помощью, постоянно расширяется. В литературе термин «визуализация» используется также очень широко. Нас данная проблема интересует с точки зрения педагогической психологии, в частности, в контексте проблемы развития визуального мышления.

В связи с общей тенденцией увеличения роли визуализации в разных сферах жизни, науки и образовании, возрастает значимость проблемы визуального мышления. В условиях «постоянно меняющейся визуальной среды» [11] визуальное мышление помогает преодолеть «визуальный хаос», выделять из общего фона необходимые элементы, комбинировать их, тем самым организованно и системно воспринимать визуальную информацию.

Феномены визуального мышления и визуализации тесно связаны. Можно сказать, что визуальное мышление — это способность к визуализации. В свою очередь, визуализация — это продукт визуального мышления, его результат. При этом визуализация наделяется функцией графического отображения сведений или знаний с целью их упрощения в плане восприятия. Результатом визуализации является трансформация текстовой информации в графическую форму. В этом случае эффект восприятия данной информации усиливается. Так, в учебном пособии по психологии [5] авторами М.В. Гамезо, А.И. Домашенко представлен «ряд рациональных, в общем, хорошо известных в науке и практике способов визуальной выдачи, приема и переработки учебной информации, существенно дополняющих текстовое изложение». В данном пособии авторы рекомендуют различные способы визуализации учебной информации с целью ее более эффективного усвоения: схематизацию, иллюстрацию, символизацию, таблицы, формулы и графики, отражающие динамику и зависимости психических явлений и др.

Под визуальным мышлением студента педагогического вуза мы понимаем способность к преобразованию вербальной информации в визуальную форму, а также способность к визуальному восприятию объектов реальной действительности в условиях многообразия визуальной информации, свойственной современной информационной среде.

Анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме и многолетний опыт преподавания психологических дисциплин в вузе позволяют сделать некоторые выводы относительно актуальности выбранной нами темы. Во-первых, одним из профессиональных свойств, обеспечивающих способность студента качественно визуализировать учебную информацию, является сформированное у него визуальное мышление. Во-вторых, описанные в литературе технологии формирования визуального мышления с использованием различных дисциплин: математики (В.А. Далингер, Т.Е. Козловцева), искусства

(В.И. Жуковский, Л.Н. Солодовиченко), информатики (Т.П. Гаряева) и т. д. —

имеют высокую несомненную значимость с точки зрения педагогики, однако в них не акцентировано внимание на психологических аспектах проблемы, в частности, не выделены психологические условия развития визуального мышления студента. В-третьих, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные психологические модели развития визуального мышления школьников (А.В. Лагун, Н.Г. Молодцова) не всегда позволяют применить их к развитию визуального мышления будущего учителя в вузе. При анализе литературы по указанному направлению упоминания о работах, в которых бы освещались вопросы визуального мышления студентов педагогического вуза, нам не встретились. Следовательно, необходимо разработать психологические средства, которые бы обеспечили формирование визуального мышления студентов педагогических

специальностей вуза и практическое применение полученных навыков данного вида мышления как инструмента визуализации знаний.

В качестве такого психологического средства мы предлагаем когнитивный «Визуализация-тренинг» для студентов. Термин «визуализация»,

как говорилась ранее, широко распространен в науке, и не всегда в одном и том же значении, следовательно, его необходимо уточнить. В данном случае визуализацию не следует ассоциировать с методом визуализации-медитации как медитативной техники, используемой в некоторых современных тренингах. Не учитывалась нами визуализация как мысленный образ движения в контексте идеомоторной тренировки в спорте [1]. В нашем случае имеется в виду учебная визуализация, под которой понимается «всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью — любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания» [13]. Таким образом, визуализация в учебном процессе приобретает совершенно иное значение, а ее основная функция — визуальная трансформация учебного материала с целью наглядного его представления.

Методологической и теоретической базой для нашего исследования послужили труды психологов, в которых отражены роль символа в развитии психики (Л.С. Выготский, Э. Кассирер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, З. Фрейд, К.Г. Юнг); роль образных компонентов в развитии мышления (Р. Арнхейм [2],

A. А. Гостев, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.С. Карапетян [8], И.С. Якиманская); проблемы образных компонентов в познании и интеллекте (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, А.А. Гостев, В.П. Зинченко, Л.Б. Ительсон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Поддъяков, O.K. Тихомиров) и др.

Анализ публикаций, диссертационных исследований и интернет-сайтов показал, что существует множество когнитивных тренингов, направленных на развитие различных видов мышления: творческого и креативного

(П.М. Горев, Р.Б. Доскарин, И.Н. Дроздов, Ю.Г. Козулина, М.М. Кашапов,

B. В. Утёмов, Н.А. Цыганок, Н.И. Чернецкая), ассоциативного (Ф.О. Богачев),

критического (Л.И. Ткаченко, В.В. Утемов), образно-символьного (А.Д. Тытарь, Е.Т. Тытарь, С.А. Синютин), конструктивного (В.А. Моляко), комбинаторного (В.И. Марков). Что касается визуального мышления, то оно также становится темой тренингов, в основном в рамках коммерческих проектов, целевой аудиторией которых выступают менеджеры [16]. Вместе с тем важность разработки тренингов, специально нацеленных

на формирование визуального мышления будущего педагога, в основном еще не оценена исследователями.

В психологии тренинг как форма группового взаимодействия получил широкое распространение. В настоящее время данный метод успешно применяется в самых разных областях: в деловом, личностном,

в образовательном взаимодействии. Среди них отдельную группу составляют тренинги когнитивного или интеллектуального развития. Определяя «Визуализацию-тренинг» как форму активного обучения студентов педагогического вуза, целью которого является развитие умений и навыков по визуализации информации, и в конечном итоге, развитие визуального мышления, мы также опирались на результаты психологических исследований

по использованию тренинговых занятий в целях когнитивного развития личности. Так, в диссертационных исследованиях, выполненных в рамках педагогической психологии, показано, что включение специализированных психологических занятий, основанных на интеллектуальных тренингах, в учебно-воспитательный процесс способствует ускорению темпов умственного развития (В.С. Гончаров, В.Н. Карандашев, Ю.А. Пашкова [12], Е.А. Пономарева и др.). С целью развития визуального мышления «Визуализация-тренинг» нами проводится в течение нескольких лет, однако не в той форме, которая за многолетнюю историю развития тренинговой практики стала привычной. Известно, что для большинства «классических» тренингов, как правило, характерны некоторые признаки, например, особое пространственное расположение участников (в креслах, выстроенных по кругу); процедура проведения, включающая обязательные тренинговые «ритуалы» и т. д. В отличие от привычных тренингов, «Визуализация-тренинг» обладает некоторыми особенностями: 1) упражнения просты в исполнении;

2) время, затраченное на их выполнение, 15—20 минут; а главное,

3) возможность их проводить неотрывно от основного образовательного процесса, непосредственно, в ходе учебного занятия. Анализ литературы показал [10], что для тренингов подобного рода, т. е. несложных и краткосрочных, наиболее подходящая форма проведения — мини-тренинг, позволяющая «встраивать их в рабочий процесс» [10, с. 77]. Таким образом, учитывая образовательные условия, в которых проходят занятия со студентами, мы принципиально изменили формат тренинга. Мини-тренинг без ущерба для учебного процесса позволяет органично вписываться в структуру учебного занятия, объединять элементы учебных занятий с элементами тренинга. Естественно будет предположить, что основу процедур «Визуализации-тренинга» составляет содержание тех учебных дисциплин, которые студенты изучают в вузе. В данном случае, это педагогические и психологические дисциплины. Кратко рассмотрим некоторые базовые упражнения «Визуализации-тренинга». Отдельные тренинговые упражнения

в рамках тренинга допустимо использовать для подготовки к университетским мероприятиям в зависимости от планируемых событий. Важную роль в развитии визуального мышления может выполнять эмблематика. Визуальное упражнение по разработке эмблемы выполняется в рамках подготовки к какому-либо мероприятию, проводимом в университете, например, «Дню толерантности». Разработанное психологами [15] тренинговое упражнение «Эмблема толерантности» набирает популярность благодаря Интернету, а также актуальной сегодня проблеме воспитания толерантности среди студенческой молодежи и школьников. Методика проведения тренинга, включающего такое упражнение, как рисование эмблемы, подробно описана в литературе [15]. Мы же, заимствуя данное упражнение, акцентируем внимание лишь на той части задания, которая касается собственно визуализации. Как свидетельствуют психологические источники, эмблема, от греч. слова emblema, означает «условное, символическое изображение понятия, идеи (посредством предмета, рисунка, жеста и др.)» [7]. Эмблема включает изображение какого-либо объекта, явления или множества явлений, также атрибутику этих явлений и отражает их структурные связи. Эмблема должна о чем-либо информировать. Информативная функция эмблемы реализуется через условные символические изображения какой-либо идеи, события или понятия, что составляет содержание эмблемы. Когнитивный эффект обеспечивается за счет определения смысловой составляющей эмблемы, которую требуется отразить визуально, графически. Наиболее сложный момент, представляющий трудность для студента — совпадение языковой и изобразительной формы при визуализации идеи эмблемы. Таким образом, рисование эмблемы — процесс сложный, так как процессам собственно визуализации предшествуют длительные мыслительные процессы, включающие операции анализа, систематизации, символизации и др.

Важно на данном этапе снизить ситуативную тревожность участников тренинга, так как некоторые студенты отказываются выполнять задание, ссылаясь на «неумение рисовать». На данную личностную особенность

обратил внимание Д. Роэм в книге «Визуальное мышление». Он наблюдал различные типы реагирования людей на предложение визуально представить какую-либо идею. Его эмпирические наблюдения легли в основу типологии «визуальных мыслителей» [14]. Опыт проведения «Визуализации-тренинга» показал, что студенты испытывают неуверенность или беспокойство по поводу рисования, если сомневаются в том, что их рисунки получат одобрение окружающих. Здесь важно заранее договориться о том, что художественные умения не оцениваются и не комментируются. Главное, чтобы рисунок был аккуратным.

Для повышения психологической целесообразности в тренинговую программу рекомендуется включать упражнения, соответствующие классической схеме группового психологического тренинга. Например, такие, которые помимо задач на визуализацию, решают более общие психологические задачи: создание комфортной психологической атмосферы, что, в свою очередь, способствует усилению сплоченности группы, преодолению социально-коммуникативных барьеров, личностному самораскрытию участников. Например, каждое занятие начинать с разминочного упражнения. За основу берется психологическое упражнение «На что похоже мое настроение?», которое нами заимствовано из социальнопсихологического тренинга [4], но ему добавлена визуальная составляющая. Вместо вербального описания своего настроения, участнику предлагается выбрать подходящее визуальное изображение из заранее заготовленного визуального ряда. Это может быть пиктограмма, изображающая ту или иную эмоцию, или картинка, цветовая гамма которой соответствует настроению данного участника. Следующее упражнение, также на визуализацию, «Придумай свой мем» мы оставили в неизменном виде, так, как оно представлено в источниках [9]. Однако, подкорректировав цели и задачи данного упражнения, сделали сильный акцент на визуальном контексте, представляющем основу данного упражнения, рассматривая его как некое

визуальное послание, образную репрезентацию какого-либо сообщения, некий визуальный «посредник» между двумя и более коммуникантами.

Сделаем краткие выводы относительно сказанного. Несмотря на активизацию интереса к вопросам развития визуального мышления, особенно в исследованиях в педагогике, касающихся визуального мышления школьников, остаётся открытым ряд вопросов, в основном психологических, связанных с созданием специальных условий формирования визуального мышления студентов, изучающих педагогические и психологические дисциплины в вузе. На наш взгляд, таким условием выступает «Визуализация-тренинг», проводимый в той форме, которая зарекомендовала себя как наиболее эффективная и результативная с учетом его специфики, т. е. мини-тренинг. «Визуализация-тренинг» по развитию визуального мышления студента объединяет в себе как традиционные социально -психологические упражнения тренингового характера, так и их авторские модифицированные версии с уклоном на визуализацию.

Список литературы:

1. Амбарцумов Н.А., Блеер А.Н., Покотило М.Г. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — с. 716—722.

2. Арнхейм Р. Визуальное мышление. — М.: МГУ. — 1971. — 227 с.

3. Боумен У. Графическое представление информации. — М., 1971. — 227 с.

4. Габуева Е.Г. Психологические тренинги-занятия для подростков /

Социальная сеть работников образования / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/01/05/psikhologicheskie-treningi-zanyatiya-dlya-podroskov (дата обращения: 15.10.2014).

5. Гамезо М.В., Домашенко А.И. Атлас по психологии. — М.,

Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

6. Жигарева А.А. Концепции визуализации: становление, развитие и формы проявления // Научные проблемы гуманитарных исследований». — № 7. — 2011. — с. 273—281.

7. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. — 2012

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/yemblema (дата обращения: 19.10.2014).

8. Карапетян В.С. Моделирование как вид деятельности учения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1981. — 22 с.

9. Коммуникативное упражнение «Придумай свой мем» / А.Я. Психология:

тесты, тренинги, словарь, статьи / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http: //azps.ru/training/communication/pridumay_svoy_mem. html (дата

обращения: 15.10.2014).

10. Марасанов Г.И. Акмеологическое тренинг-консультирование, фокусированное на развитии управленческого наставничества // Акмеология. — 2009. — № 2. — с. 75—85.

11. Овечкин О. Визуальный хаос заставляет мозг отчаянно искать знакомые образы // Naked science. — 2014. — № 15/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://naked-science.ru/article/sci/how-brain-copes-with-visual-chaos (дата обращения: 15.10.2014).

12. Пашкова Ю.А. Развитие познавательных способностей учащихся средствами интеллектуальных и социально-психологических тренингов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 22 с.

13. Рапуто А.Г. Пролегомены визуализации дидактических объектов // Научный электронный архив / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/article/5966 (дата обращения: 14.10.2014).

14. Роэм Д. Визуальное мышление: Как продавать свои идеи при помощи визуальных образов / Д. Роэм / пер. с англ. О.М. Медведь. — М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо, 2013. — 300 с.

15. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2000. — 112 с.

16. Zillion-уикенд: визуальное мышление и творчество // Онлайн-журнал, вебинары и курсы / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://zillion.net/ru/blog/468/zillion-uikiend-vizual-noie-myshlieniie (дата обращения: 19.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.