Научная статья на тему 'Влияние современных тенденций развития российского рынка телекоммуникаций на финансовый менеджмент предприятий сотовой связи'

Влияние современных тенденций развития российского рынка телекоммуникаций на финансовый менеджмент предприятий сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ДЕТЕРМИНИЗМ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MARKET OF TELECOMMUNICATIONS / DEVELOPMENT TENDENCIES / DETERMINISM / FINANCIAL MANAGEMENT / FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна, Пахомова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены современные тенденции развития рынка сотовой связи и установлены проблемы деятельности предприятий телекоммуникационного рынка в экономике России, заключающиеся в недостаточных темпах его роста, обусловленных национальной спецификой, выражающейся в сильном государственном протекционизме, который непосредственно влияет на практическую работу на рынке, и в ограничении иностранных финансовых инвестиций в отрасли, которые считаются российским правительством стратегическими. Выявленные проблемы сопровождаются отсутствием возможности корреляции потребительских цен с уровнем инфляции на фоне сокращения доступности заемных средств в условиях санкционного давления и приводят к сокращению рыночного сегмента крупнейших предприятий, не получающих финансовую государственную поддержку «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «МегаФон». Аргументирована необходимость проведения анализа ликвидности и платежеспособности предприятия сотовой связи как ключевого фактора привлечения заемных средств и расширения возможности задействования более широкого спектра финансовых инструментов развития предприятий сотовой связи, позволяющих, базирующихся на оптимальном выборе детерминированного решения и рационального способа формирования структуры финансовой составляющей деятельности. Обоснованы прогнозные выводы, касающиеся стагнации показателей роста и прибыли предприятий сотовой связи, и диктующие необходимость сохранения их устойчивости и ликвидности на рынке телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна, Пахомова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF TELECOMMUNICATIONS ON FINANCIAL MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF CELLULAR COMMUNICATION

In article authors considered current trends of development of the market of cellular communication and established the problems of activity of the enterprises of the telecommunication market in economy of Russia consisting in the insufficient rates of its growth caused by the national specifics expressed in strong state protectionism which directly influences practical work at the market, and in restriction of foreign financial investments into branches which authors considered as the Russian government as the strategic. Possibility of correlation of consumer prices with a rate of inflation against reduction of availability of borrowed funds in the conditions of sanctions pressure and lead to reduction of a market segment of the largest enterprises which aren't getting financial state support «Mobile TeleSystems», «Vympelcom», «MegaFon» followed the revealed problems. Need of carrying out the analysis of liquidity and solvency of the enterprise of cellular communication as key factor of attraction of borrowed funds and expansion of possibility of involvement of wider range of financial instruments of development of the enterprises of cellular communication allowing based on an optimum choice of the determined decision and reasoned a rational way of formation of structure of a financial component of activity. Authors proved the expected conclusions concerning stagnation of indicators of growth and profit of the enterprises of cellular communication, and dictating need of preservation of their stability and liquidity at the market of telecommunications.

Текст научной работы на тему «Влияние современных тенденций развития российского рынка телекоммуникаций на финансовый менеджмент предприятий сотовой связи»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ

ТАРАСОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tolga09@rambler.ru

ПАХОМОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: Yulia198007@mail.ru

В статье рассмотрены современные тенденции развития рынка сотовой связи и установлены проблемы деятельности предприятий телекоммуникационного рынка в экономике России, заключающиеся в недостаточных темпах его роста, обусловленных национальной спецификой, выражающейся в сильном государственном протекционизме, который непосредственно влияет на практическую работу на рынке, и в ограничении иностранных финансовых инвестиций в отрасли, которые считаются российским правительством стратегическими. Выявленные проблемы сопровождаются отсутствием возможности корреляции потребительских цен с уровнем инфляции на фоне сокращения доступности заемных средств в условиях санкционного давления и приводят к сокращению рыночного сегмента крупнейших предприятий, не получающих финансовую государственную поддержку - «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «МегаФон». Аргументирована необходимость проведения анализа ликвидности и платежеспособности предприятия сотовой связи как ключевого фактора привлечения заемных средств и расширения возможности задействования более широкого спектра финансовых инструментов развития предприятий сотовой связи, позволяющих, базирующихся на оптимальном выборе детерминированного решения и рационального способа формирования структуры финансовой составляющей деятельности. Обоснованы прогнозные выводы, касающиеся стагнации показателей роста и прибыли предприятий сотовой связи, и диктующие необходимость сохранения их устойчивости и ликвидности на рынке телекоммуникаций.

Ключевые слова: рынок телекоммуникаций, тенденции развития, детерминизм, финансовый менеджмент, финансовые инструменты

Рынок телекоммуникационных услуг позволяет ускорить экономическое развитие, обеспечить эффективность функционирования и согласованной работы государственной системы. Благодаря информационно-телекоммуникационной инфраструктуре увеличивается деловая и интеллектуальная активность в обществе, укрепляется система хозяйственных связей, оперативность администрирования бизнес-процессов.

При этом общая стоимость российского рынка телекоммуникационных услуг для конечного пользователя увеличилась на 3,7 % в годовом исчислении до примерно 1,304 млрд (30,8 млрд евро) руб. в 2014 г. Подгруппы фиксированной и мобильной голосовой связи уже достигли зрелости, и услуги передачи данных придавали рынку общий рост. В 2013 и 2014 гг. суммы, потрачен-

ные пользователями на фиксированную связь, падали [1].

Крупные российские операторы фиксируют тенденцию, что телекоммуникации являются одними из немногих услуг в стране, которые не показывают какого-либо роста цен, несмотря на уровень инфляции. Кроме этого, с 2012 по 2014 гг. рынок телекоммуникаций в стране увеличился лишь минимально, даже не оправдав годовой инфляции. Следует также отметить, что темпы роста в 2013 и 2014 гг., если рассчитывать их в евро, были отрицательными, и есть все основания предполагать, что эта тенденция будет сохраняться в 2015-2016 гг. [1-3].

Во многом телекоммуникационный рынок России отличается от рынков Западной, а иногда и Центральной и Восточной Европы. Основное

различие заключается в сильном государственном протекционизме, который непосредственно влияет на практическую работу на рынке, и в ограничении иностранных инвестиций в отрасли, которая считается российским правительством стратегической. Так, согласно открытым данным ОАО «Ростелеком», в 2014 г. правительство выделило 163 млрд руб. (3,4 млрд евро) на развитие волоконно-оптических сетей в сельской местности и отдаленных районах. Подобный финансовый рычаг в рамках государственной поддержки выделен «Ростелекому» без проведения торгов или конкурса. Сети в сельской местности и небольших городах также не будут использоваться совместно с другими операторами, и «Ростелеком» останется единственным поставщиком широкополосного доступа [3].

Другие специфические характеристики российского телекоммуникационного рынка заключаются в значительных региональных различиях в развитии услуг и разрыве между городскими и сельскими районами страны. Тем не менее, эти различия неизбежны, учитывая российские расстояния, разницу в плотности населения и значительные разрывы в экономическом и социальном развитии между регионами.

Вместе с тем, технологии мобильной связи 3G в России постоянно развиваются. В 2007 г. три крупнейших оператора мобильной связи, «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «МегаФон» получили лицензии на предоставление услуг 3G в стране, и к концу 2013 г. 3G-сетями уже были покрыты основные российские города, в которых живет 76 % населения страны. Было также отмечено видимое улучшение качества 3G интернета [1].

Кроме того, санкции ограничивают крупнейшие российские компании и банки в заимствовании денег в ЕС и США, и, следовательно, можно спрогнозировать некоторое замедление инвестиционной активности в целом по России. Внутренних финансовых ресурсов российских банков недостаточно, и к середине 2015 г. стоимость кредитов для юридических и физических лиц уже поднялась.

Следовательно, текущие исследования телекоммуникационного рынка должны ориентироваться на конкретные сегменты, группы абонентов.

Так же следует напомнить, что в России деятельность телекоммуникационного рынка регулируется государством. Государственное регулирование включает следующие экономические рычаги воздействия:

выработку стратегии, позволяющей реформировать экономический уклад региона;

- разработку программы, развивающей хозяйственные связи регионов и формирующей общенациональные рынки;

- формирование сетевой структуры общегосударственного и локального рынка;

- совокупный спрос и совокупное предложение;

- разработка информационного обслуживания поставщика и потребителя телекоммуникационного рынка;

- меры, предотвращающие возникновение региональной, отраслевой монополии; мероприятия, благодаря которым может быть сформирован нерыночный капитал;

- формирование конкурентоспособной позиции;

общероссийский рынок управления трудовыми ресурсами и разветвленная сеть локального рынка, разработка рыночных механизмов, позволяющих передать эти ресурсы хозяйственным субъектам [5].

Эффективность качественных характеристик можно контролировать по следующим показателям:

- снижению затрат;

- усовершенствованию товаров и услуг;

- сокращению сроков поставки продукта;

- предоставление продукта [5-7].

Поддержать высокие темпы роста, производительность труда, рентабельность рынка сотовой связи возможно на основе инновационного подхода. Вследствие этого компании сотовой связи разрабатывают инновационные технологии, позволяющие определить пути устранения экономических барьеров. Инновационные разработки учитывают влияние внешнего и внутреннего рынка, усиливая конкурентные воздействия.

Ассортиментная политика предприятий сотовой связи направлена на присоединение базовой услуге или базовому продукту дополнительной услуги, что повышает доходы предприятий сотовой связи. Использование цифровых технологий позволяет упростить внедрение дополнительного продукта, повышая рентабельность предприятия сотовой связи. Альтернативные операторы сотовой связи предоставляют больше товаров и услуг, оплачиваемых дополнительно, чем традиционные, обеспечивая этим высокую конкурентоспособность. Необходимо разрабатывать стратегии развития предприятий сотовой связи, позволяющие удерживать абонентов. Расширение списка товаров и услуг сотовой связи позволяет предприятиям сотовой связи найти следующие реше-

O. т TARASOVA, т V. PAKHOMOVA

ния, такие как предоставление абонентам востребованного сервиса, реализация стратегии, направленной на удержание абонентов, повышение отдачи капитальных вложений и ускорения возврата инвестиционных вложений, поддержание инфраструктуры на должном уровне конкуренции.

В настоящее время основными доходами предприятий сотовой связи являются доходы от традиционных продуктов. Проводится исследование, позволяющее оценить восприимчивость абонентов к новым (дополнительным и пакетным) продуктам. Данными продуктами являются Интернет-услуги, мобильный доступ, частные сети, аренда элементной базы сети операторов. Однако,

удовлетворение потребностей абонентов происходит не в полном объеме.

Можно отметить, что спад в развитии национального хозяйства в течение длительного времени не оказывал значительного влияния на функционирование отрасли телекоммуникационных услуг. На данный момент компании сотовой связи являются прибыльными. Об этом свидетельствуют высокая доля дохода, собственные средства, позволяющие обеспечить дальнейший рост. Безусловные лидеры рынка сотовой связи - это предприятия сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «МегаФон».

2 00%

—1 кв 201з-

i 2014-1 KB 201Ь

00%

МТС ы мпелКо 1мегаФон1

0 00%

0Ь0%

-1 00%

Рис. 1. Доля предприятий сотовой связи на телекоммуникационном рынке России

Наиболее достоверная информация реального положения деятельности предприятий сотовой связи получена на основании анализа, позволяющего определить ликвидность и платежеспособность.

Ликвидность активов, скорость получения денежных средств можно представить следующими группами:

Актив:

Ы. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к краткосрочным финансовым вложениям (ценным бумагам);

Ы. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к медленно реализуемым активам;

LIII. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к дебиторской задолженности, НДС;

LIV. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к трудно реализуемым активам

Пассив:

KI. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к срочным обязательствам, дебиторской задолженности;

KII. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к краткосрочным пассивам;

KIII. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к долгосрочным пассивам

КГУ. денежные средства компании сотовой связи, которые можно отнести к постоянным пассивам или устойчивым [5-7].

Сопоставляя актив и пассив, можно определить абсолютную ликвидность:

11 > К1;12 >К2; 13 >К3; 14<К4

(1)

Если неравенства в системе противоположного знака от оптимального варианта, то это говорит об отличии ликвидности от абсолютного

значения. Избыток одной группы актива компенсирует стоимостную оценку недостаточной величины другой.

Анализ прибыльности предприятия сотовой связи ОАО «МТС» позволил определить невыполнение требований ликвидности, вследствие неудовлетворения установленных нормативных значений (табл. 1). Это свидетельствует об отсутствии проблемы платежеспособности.

Таблица 1

Ликвидность предприятия сотовой связи ОАО «МТС» в 2014 г.

Показатель Оптимальное значение Начало года Конец года Отклонения

Коэффициент текущей ликвидности от 2 до 3,5 0,7 0,8 0,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами > 0,1 0,7 -0,5 0,2

Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,1-0,7 0,1 0,03 -0,07

Коэффициент «критической оценки» Допустимо 0,7-0,8; желательно 1 0,2 0,3 0,1

Активизация активности предприятия сотовой связи ОАО «МТС», рост ценового диапазона привели к увеличению выручки на 47 %. Валовая прибыль, прибыль продажи и чистая прибыль сократились на 2 % - 2012 г., 20 % - в 2013 г. и 19 % -в 2014 г., так как себестоимость увеличилась больше, чем выручка. Вследствие этого снизилась рентабельность.

Оценить финансовую независимость предприятия сотовой связи ОАО «МТС», можно определив, включает ли финансирование заемные источники, увеличивается или уменьшается независи-

Финансовая устойчивость предпрш

мость, соответствуют ли активы и пассивы финансовой задаче.

Устойчивость анализируемой организации определяется абсолютными показателями на основе балансовой модели.

Финансовая независимость определяется с помощью коэффициента Z, отражающего собственный капитал и его удельный вес в общем объеме.

Характеристика финансовой устойчивости предприятия сотовой связи ОАО «МТС» представлена в таблице 2.

Таблица 2

сотовой связи ОАО «МТС» в 2014 г.

Показатели Оптимальное ограничение На начало периода На конец периода Отклонение

Коэффициент капитализации (X) Не выше 1,5 0,5 0,5 0

Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (У) Нижняя граница 0,1; ор1У> 0,5 -0,9 -0,7 0,2

Коэффициент финансовой независимости 0,4 < Z< 0,6 0,8 0,8 0

Коэффициент финансирования (К) К>0,7; ор1 = 1,5 2,5 2,9 0,4

Коэффициент финансовой устойчивости (Ь) Ь > 0,6 0,9 0,9 0

Источником для капитальных вложений и других внеоборотных активов являются наличие дол-

госрочных пассивов (кредитов и займов) и собственного капитала. Покрытие краткосрочных пас-

O. Уи. TARASOVA, Уи. V. PAKHOMOVA

сивов с помощью денежных средств, материальных оборотных активов обеспечивает платежеспособность предприятия сотовой связи.

Капитализация предприятия сотовой связи ОАО «МТС» определяется с помощью коэффициента, который показывает улучшение этого показателя к концу 2014 г.

Собственные и заемные средства можно оценить коэффициентом, определяющим их соотношение. Однако, финансовая устойчивость характеризуется с помощью коэффициента, показывающего наличие собственных средств (У) и в какой мере покрытие материальных запасов происходит за счет собственных оборотных средств на основе уровня сопоставления предприятий отрасли разного вида [2; 6; 7].

Собственные оборотные средства, позволяющие покрыть оборотные активы, характеризуют финансовую устойчивость предприятия сотовой связи.

Если У > 50 %, то предприятие сотовой связи не обращается к заемным источникам, формируя оборотные активы.

Если У < 50 %, то предприятию сотовой связи требуется оценка собственных средств, а именно, в покрытии производственных запасов и товаров, способствующие бесперебойности работы.

Финансовая независимость определяется с помощью коэффициента Ъ, который имеет значение большее, чем нижний предел, что характеризует неблагоприятную финансовую ситуацию [2; 6; 7].

Об этом свидетельствует также коэффициент Ь, оценивающий финансовую независимость. Его значение больше, чем нижний нормальный уровень, но не является оптимальным. Это говорит о том, что предприятие сотовой связи имеет устойчивые источники финансирования.

На основе проведенного анализа спрогнозирована прибыль от продажи продуктов предприятия сотовой связи. В 2014 г. произошло увеличение выручки и составило 1195348,3 тыс. руб., что свидетельствует о большом запасе финансовых средств. В том случае, если произойдет уменьшение выручки на 66,9 %, значение рентабельности уменьшится до нуля.

Проанализировав затраты, можно определить показатели роста в 2014 г. - 2105719 тыс. руб., доля материальных затрат в 2014 г. - 48,3 %. В 2014 г. произошел рост затрат на амортизационные отчисления на 15,1 %.

Таким образом, анализ финансовых показателей предприятия сотовой связи ОАО «МТС» показал, что эффективное управление деятельностью предприятий сотовой связи должно базироваться

на внедрении инновационной составляющей, основанной на системе финансового менеджмента. Преимуществом системы является определение соответствия качественных характеристик товара или услуги требованиям абонентов с учетом введения инновационных модификаций уже имеющихся товаров. В соответствии с этим, реализации инновационных составляющих должен сопутствовать интеллектуальный, физический, финансовый, кадровый инновационный потенциал предприятия сотовой связи.

При этом, анализ современных тенденций позволяет прогнозировать, что стоимость российского телекоммуникационного рынка в 2015-2016 гг. в рублях несколько возрастет. Тем не менее, в пересчете на евро рынок будет падать, особенно в 2015 г., в связи с высокой волатильностью российского рубля. Это говорит о том, что макроэкономическая и политическая ситуации в России влияют на внутреннюю телекоммуникационную индустрию. Нынешняя политическая ситуация не позволяет надежно спрогнозировать экономическое развитие на 2015 и 2016 гг. Кроме того, существенное детерминирующее воздействие оказывает санкционное давление на российский финансовый сектор экономики, что не позволит предприятиям сотовой связи задействовать инструментарий инвестирования. Таким образом, полагаем, что реальный рост рынка телекоммуникаций в этом году будет близок к нулю, и, возможно, немного нормализуется в следующем году, однако сценарий снижения тоже вероятен. Следовательно, ключевыми задачами финансового менеджмента предприятий сотовой связи останутся сохранение устойчивости и ликвидности на рынке телекоммуникаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Транспорт и связь в России - 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_5563/Main.htm

2. Годовая отчетность ОАО МТС. 2011-2014гг. URL: http ://www. co mpany. mts. ru/co mp/ir/control/data/an-nual_reports/

3. Портер М. Э. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.

4. Годовая отчетность ОАО «Ростелеком» 20112014 гг. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/results_and-_presentations/ar/

5. Экономический анализ: стационарные радиотелефонные сети. Охват населения услугами связи и экономический рост / Qualcomm. 1999.

6. Аборнева О. И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 15-22.

7. Анфилатов В. С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин; под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2005.

References

1. Transport i svyaz' v Rossii - 2014 g. [Transport and communication in Russia - 2014] URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B 14_5563/Main.htm

2. Godovaya otchetnost' ОАО MTS [Annual reporting of JSC MTS]. 2011-2014gg. URL: http:// www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/an-nual_reports/

3. Porter M. E. Konkurentsiya: ucheb. posobiye [Competition: study guide]: per. s angl. M.: Izdatel'skij dom «Vil'yame», 2000.

4. Godovaya otchetnost' ОАО «Rostelekom» 20112014 gg. [Annual reporting of JSC Rostelecom 2011-

2014]. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/results_and-_presentations/ar/

5. Ekonomicheskij analiz: statsionarnye radiotelefonnye seti. Okhvat naseleniya uslugami svyazi i ekonomicheskij rost [Economic analysis: stationary radiotelephone networks. Coverage of the population communication services and economic growth] / Qualcomm. 1999.

6. Aborneva O. I. Sovremennyj mekhanizm regulirovaniya ekonomicheskoj deyatel'nosti torgovli: regional'nyj aspect [Modern mechanism of regulation of economic activity of trade: regional aspect] // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2001. № 3. S. 15-22.

7. Anfilatov V. S. Sistemnyj analiz v upravlenii: ucheb. posobiye [The system analysis in management: study guide ] /V. S. Anfilatov, A. A. Emel'yanov, A. A. Kukushkin; pod red. A. A. Emel'yanova. M.: Finansy i statistika, 2005.

* * *

INFLUENCE OF CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF TELECOMMUNICATIONS ON FINANCIAL MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF CELLULAR COMMUNICATION

TARASOVA OLGA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tolga09@rambler.ru

PAKHOMOVA YULIA VLADIMIROVNA Voronezh State Technical University, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: Yulia198007@mail.ru

In article authors considered current trends of development of the market of cellular communication and established the problems of activity of the enterprises of the telecommunication market in economy of Russia consisting in the insufficient rates of its growth caused by the national specifics expressed in strong state protectionism which directly influences practical work at the market, and in restriction of foreign financial investments into branches which authors considered as the Russian government as the strategic. Possibility of correlation of consumer prices with a rate of inflation against reduction of availability of borrowed funds in the conditions of sanctions pressure and lead to reduction of a market segment of the largest enterprises which aren't getting financial state support - «Mobile TeleSystems», «Vympelcom», «MegaFon» followed the revealed problems. Need of carrying out the analysis of liquidity and solvency of the enterprise of cellular communication as key factor of attraction of borrowed funds and expansion of possibility of involvement of wider range of financial instruments of development of the enterprises of cellular communication allowing based on an optimum choice of the determined decision and reasoned a rational way of formation of structure of a financial component of activity. Authors proved the expected conclusions concerning stagnation of indicators of growth and profit of the enterprises of cellular communication, and dictating need of preservation of their stability and liquidity at the market of telecommunications.

Key words: market of telecommunications, development tendencies, determinism, financial management, financial instruments

O. YU. TARASOVA, YU. V. PAKHOMOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.