Научная статья на тему 'Менеджмент качества в системе управленческого консалтинга телекоммуникационного сектора экономики'

Менеджмент качества в системе управленческого консалтинга телекоммуникационного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / MARKET OF TELECOMMUNICATIONS / ECONOMY / DEVELOPMENT / QUALITY MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE CONSULTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Юлия Владимировна, Тарасова Ольга Юрьевна

Рынок сотовой связи система многомерного экономического понятия, представленного объективным явлением развития экономики на основе взаимодействия потребителей. В статье авторы рассматривают однородную систему компонентов рынка телекоммуникационной сферы, его стоимость как возможности удовлетворения требований в зависимости от деятельности предметов рынка. Сделаны выводы, что у предприятия сотовой связи, обеспечивающей потребителю самое благоприятное предложение, есть больше возможностей выиграть условия конкурентной среды, увеличить доходы. Условия национального рынка сотовой связи характеризуются через ассигнованные элементы рынка. Сделаны выводы, что национальному рынку сотовой связи присущи детерминанты национальных рынков, таких как рынок потребительских товаров; финансовый рынок; информационный рынок. Проводимое исследование позволило показывать основные проблемы развития рынка сотовой связи: подчинение сложного рыночного механизма набору объективных экономических законов, которые определены отношениями продавца, производителя, посредника, покупателя, потребителя; выражение телекоммуникационного продукта как итогового полезного результата детальной передачи услуг, состоящих из доведения конечному потребителю определенных телекоммуникационных продуктов, которыми управляют посредством специальных законов, резолюций, стандартов. Установленные показанные проблемы развития рынка сотовой связи могут быть использованы для исследования развития модели экономических отношений телекоммуникационной сферы, и также в преподавании экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомова Юлия Владимировна, Тарасова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN SYSTEM OF ADMINISTRATIVE CONSULTING OF TELECOMMUNICATION SECTOR OF ECONOMY

The market of cellular communication is a system of the multidimensional economic concept presented by the objective phenomenon of development of economy on the basis of interaction of consumers. In article authors considered uniform system of components of the market of the telecommunication sphere, its cost as possibilities of satisfaction of requirements depending on activity of subjects of the market. They drew conclusions that the enterprise of the cellular communication providing to the consumer the most favorable offer has more opportunities to win conditions of the competitive environment, to increase the income. The assigned elements of the market characterize conditions of the national market of cellular communication. Authors drew conclusions that determinants of the national markets, such as the market of consumer goods are inherent in the national market of cellular communication; financial market; information market. The conducted research allowed to show the main problems of development of the market of cellular communication: submission of a difficult market mechanism to a set of objective economic laws determined by the relations of the seller, the producer, the intermediary, the buyer, the consumer; expression of a telecommunication product as total useful result of detailed transfer of the services consisting of finishing to the end user of certain telecommunication products which operate by means of special laws, resolutions, standards. The established shown problems of development of the market of cellular communication can be useful for research of development of model of the economic relations of the telecommunication sphere, and also in teaching economic disciplines.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества в системе управленческого консалтинга телекоммуникационного сектора экономики»

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

ПАХОМОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: Yulia198007@mail.ru

ТАРАСОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tolga09@rambler.ru

Рынок сотовой связи - система многомерного экономического понятия, представленного объективным явлением развития экономики на основе взаимодействия потребителей. В статье авторы рассматривают однородную систему компонентов рынка телекоммуникационной сферы, его стоимость как возможности удовлетворения требований в зависимости от деятельности предметов рынка. Сделаны выводы, что у предприятия сотовой связи, обеспечивающей потребителю самое благоприятное предложение, есть больше возможностей выиграть условия конкурентной среды, увеличить доходы. Условия национального рынка сотовой связи характеризуются через ассигнованные элементы рынка. Сделаны выводы, что национальному рынку сотовой связи присущи детерминанты национальных рынков, таких как рынок потребительских товаров; финансовый рынок; информационный рынок. Проводимое исследование позволило показывать основные проблемы развития рынка сотовой связи: подчинение сложного рыночного механизма набору объективных экономических законов, которые определены отношениями продавца, производителя, посредника, покупателя, потребителя; выражение телекоммуникационного продукта как итогового полезного результата детальной передачи услуг, состоящих из доведения конечному потребителю определенных телекоммуникационных продуктов, которыми управляют посредством специальных законов, резолюций, стандартов. Установленные показанные проблемы развития рынка сотовой связи могут быть использованы для исследования развития модели экономических отношений телекоммуникационной сферы, и также в преподавании экономических дисциплин.

Ключевые слова: рынок телекоммуникаций, экономика, развитие, менеджмент качества, управленческий консалтинг

В настоящее время рынок сотовой связи представлен совокупностью существующего, а также потенциального покупателя товаров или услуги, принимающих самостоятельные решения количества покупок и предпринимательским сектором [1].

Развитие рынка происходит под влиянием экономического закона, учитывающего стоимость, спрос, предложение, конкуренцию, вследствие процессов, включающих обмен, торговлю товарами, услугами [2]. Классификация рынка осуществляется по виду реализуемого товара или услуги.

Географическое позиционирование, а также потребности рынка порождают спрос на товар или услугу.

Рынком является деятельность свободного обмена благом, производимая по определенному

правилу. Свободным обменом является операции, производимые не под действием внеэкономических принуждений, согласно воле каждой взаимодействующей стороны [3]. Таким подходом характеризуется рыночное необходимое взаимодействие экономической системы.

Рынком, также является отношение одного экономического субъекта с другим, предполагающим всю совокупность взаимодействия по предоставлению, потреблению товара или услуги, в том числе их частей, т. е. рынок отдельного товара, телекоммуникационной услуги.

Проблема воздействия внутренних и внешних угроз, влияющих на защиту телекоммуникационной составляющей рынка и развитие систем, обеспечивающих экономическую безопасность, требует выделения элементов рыночной составляющей - это [4]:

I. Уровень конкуренции. Экономические интересы взаимодействия рыночных составляющих заключаются в привлечении большого количества потребителей. Вследствие этого, деятельность продавцов осуществляется в конкурентной среде и определяется наличием предложений по снижению цен на товар или услугу, предоставлении различных условий по кредитованию в целях покупки товаров или услуг, попытками эффективного донесения преимуществ своих товаров или услуг потребителям. Но конкурентные отношения затрагивают не только продавцов, но и потребителей, которые выбирают товары или услуги, отвечающие выгодным условиям приобретения и использования.

Российский телекоммуникационный рынок представлен основными конкурентами: ОАО «МТС», ОАО «Вымпел Коммуникации» и ОАО «Мегафон», ОАО «Теле2».

II. Уровень свободного обмена. Данный уровень представлен факторами, способными повлиять на потребителей в целях заключения сделки. Главным побудительным мотивом является совокупность экономических интересов участников рынка. Предоставление услуг обеспечивает взаимную выгоду.

III. Совокупность человеческих потребностей, заставляющих субъекты рыночной деятельности вступать в сферу экономических отношений. Формирование соответствующего рыночного продукта происходит вследствие многообразия потребности [5].

Информационный обмен характеризуется наличием двусторонней связи, так как разные населенные пункты включают абонентов, имеющих потребность передачи информационных данных, что может обеспечить надежная и разветвленная телекоммуникационная сеть.

IV. Наличие материальной ответственности. Каждый рынок включает необходимый обязательный элемент оплаты покупаемых товаров или услуг, которым является денежная составляющая.

V. Наличие частной собственности, необходимой для деятельности в рыночных условиях, когда каждый субъект должен являться владельцем и полновластным распорядителем.

На данный момент, производство продукции телекоммуникационного рынка осуществляется на основе третьего поколения телекоммуникационного стандарта, охватывающих область мировых океанов, других водных объектов, характеризующихся возможностью обеспечения такой услуги, как:

- передача речевых сообщений;

- коммутация канала, коммутация пакета;

- приложения Internet;

- симметричная, асимметричная передача информационных данных, высокое качество;

- гарантированность совместимости существующих системам [6]. Отдельные зоны охвата работают на основе спутниковой связи четвертого поколения телекоммуникационного стандарта 4G.

Преимущества рынка сотовой связи заключаются в:

- использовании единых стандартов для всех операторов сети;

- автоматическом роуминге сетей оператора различного российского региона;

- радиопокрытии больших территориальных частей в стране;

- принципиальных особенностей в построении сетей на основе нормативных и технических документов;

- предоставлении таких услуг, как передача информации, выход в Интернет, глобальный ро-уминг.

Появление телекоммуникационного стандарта 4G обусловлено технологическими изменениями мирового телекоммуникационного рынка. Российская рыночная экономика на основе новых экономических отношений информационного общества выделяет совокупность следующих характерных причин [7]:

1. Быстрый темп отраслевого изменения, проявляющегося в появлении нового участника на телекоммуникационном рынке, нового продукта, услуги, ее заменителя; новых направлений оператора сотовой связи; границ, зон покрытия, что обеспечивает рост конкуренции.

2. Изменения во внешней среде, выражающиеся в появлении производственных технологий, требующих использования нового телекоммуникационного средства; в условиях государственных и общественных мер воздействия.

3. Главенствующее воздействие потребителя услуги, поведения, субъективных пристрастий, вкусов; возрастающих требований к набору и качественным характеристикам услуги, тарифным планам, альтернативным источникам услуги.

На российском телекоммуникационном рынке осуществляется воздействие таких органов:

- государственная власть в виде правительственных указов, постановлений, налоговой системы;

- Гражданского кодекса РФ, ведомственных нормативных актов происходит упорядочивание правоотношений, способствующих продвижению телекоммуникационного продукта;

YU. V. PAKHOMOVA, O. YU. TARASOVA

- местных органов с помощью (местных налогов, административных распоряжений);

- правовой системы (суд, арбитраж, законодательная база);

- финансовых, кредитных, торговых, посреднических предприятий;

- кредитования, предоставления услуги, платежей;

- средств рекламы, позволяющих создать имидж, а также репутацию рыночного субъекта).

При предоставлении телекоммуникационного продукта необходимо оформить договор о возмездном оказании услуги.

Защитить нарушенное право абонентов, пользователей телекоммуникационными продуктами,

возможно с помощью нормативно-правового акта регулирующего правоотношения в данной области [8].

Телекоммуникационный рынок представлен компаниями, предлагающими абонентам различные продукты, такие как:

- предоставление информационных данных возможностей;

- продажа телефона;

- оплата разговоров подключившегося абонента.

Крупными компаниями происходит постоянное расширение потребительского набора продуктов с целью притока новых абонентов.

■ Кв. 1 ■ Кв. 2 ■ Кв. 3 ■ Кв. 4 ■ Кв. 5 ■ Кв. 6

Билайн (кв. 1) Мегафон (кв. 2) МТС (кв. 3) Теле 2 (кв. 4) Кодотел (кв. 5)

Я не пользуюсь телефоном вообще (кв. 6)

20, 1% 19,6 % 20,3 % 33,1 % 15,9 % 1 %

Рис. 1. Рыночные предпочтения телекоммуникационного предприятия

Консалтинговым центром проведен опрос 15-20 ноября 2014 г. Возраст опрошенных -16 лет и выше. Методы опроса - интервьюирование по телефону, репрезентативная (представительная) выборка со статистической погрешностью 7,8 %, доверительная вероятность 89 %, согласно которым:

1. Рыночные предпочтения телекоммуникационного предприятия (рис. 1).

2. Планирование смены провайдера связи (рис. 2).

3. Расходы денежных средств на продукты телекоммуникационного предприятия в течение месяца (рис. 3).

Таким образом, согласно аналитическим и статистическим исследованиям, российский телекоммуникационный рынок имеет олигополистическую структуру и представлен несколькими крупными предприятиями сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ОАО «МегаФон», ОАО «Теле 2», которыми происходит постоянное расширение потребительского набора продуктов с целью нахождения новых абонентов (табл. 1).

Возможно да (ряд 1) 20,0 %

Возможно нет (ряд 3) 60,5 %

Затрудняюсь ответить (ряд 2) 10,5 %

Рис. 2. Планирование смены провайдера связи

80

60

40

20

0

1

2

3

4

5

6

100 р. (1) 60, 0%

100-200 р. (2) 19,0 %

200-300 р. (3) 10,0 %

300-500 р. (4) 8,0 %

500-700 р. (5) 2,0%

700-1000 р. (6) 1,0 %

1000 р. (7) 0.0%

Рис. 3. Расходы денежных средств на продукты телекоммуникационного предприятия в течение месяца

Таблица 1

Продукт телекоммуникационного рынка

Название услуги Потребительские свойства

Услуга сохранения вызова Дает возможность прерывания текущего разговора, без разрыва линии, принимать поступающие (входящие) вызовы, делать исходящие вызовы, возвращаться к переговорам

Услуга ожидания Дает возможность потребителю во время разговора увидеть входящий вызов

Услуга роуминга Дает возможность использовать набор услуг других сетей, отличных от домашних, если присутствует соответствующее роуминговое соглашение

Конференц-связь Дает возможность исключения всех входящих вызовов, всех исходящих вызовов, всех исходящих международных вызовов

Закрытая группа абонентов Дает возможность организации корпоративной связи членов определенных групп потребителей

Услуга автоматического определения входящего вызова Вызывающий абонент может запретить осуществления определения входящего вызова. Вследствие автоматической фиксации входящих номеров, потребителю предоставляется возможность просмотра всех входящих номеров

Услуга голосовой почты Дает возможность использовать автоответчик с голосовым сообщением индивидуального приветствия и прослушивания сообщения, в случае невозможности принятия входящего вызова при выключенном телефоне или плохом сигнале

т V. PAKHOMOVA, O. т TARASOVA

Нахождение абонента в роуминге имеет особенность пользования услугами других операторов. Вследствие этого, оплата услуг потребителя распределяется в равных пропорциях предприятиям сотовой связи. Доходы от услуги, оказываемой одним юридическим лицом, распределяются юридическому лицу.

Выявленные проблемы развития рынка сотовой связи возможно использовать для разработки модели экономических отношений телекоммуникационной сферы на основе применения трех подходов (рис. 4).

Таким образом, модель экономических отношений телекоммуникационной сферы позволит упрочить экономические отношения телекоммуникационного рынка, отличающиеся спецификой в области государственного регулирования, выражающейся в тщательном контроле предоставления и потребления товаров и услуг сотовой связи. Это связано с обеспечением государственных интересов, связанных с безопасностью страны, учитывающих ограниченный охват стационарных телефонных сетей; а также, с учетом ресурса радиочастоты, который исчерпаем.

Литература

1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Современный финансово-кредитный словарь / под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 382.

3. Книга делового человека / под ред. Г. Краюхи-на. М.: Высшая школа, 1993.

4. Пантелеев А. Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы. 2005. № 11. С. 31-39.

5. Кабаков В. С., Шатров Е. В. Стратегия предпринимательства: учебное пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996.

6. Варакин Л. Е. Интеллектуальная сеть: эволюция сетей и услуг связи // Электросвязь. 1992. № 1. С. 1-6.

7. Афанасьев В. В. Бизнес-модели развития сетей мобильной связи // Мобильные системы. 2003. № 10. С. 35-42.

8. О защите прав потребителей (с изм. от 21 декабря 2004 г.): закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апр. 1992 г. № 15 ст. 766.

References

1. Kotler F. Marketing menedzhment [Marketing menedzhment] : per. s angl. SPb.: Izdatel'stvo «Piter», 1999.

2. Sovremennyj finansovo-kreditnyj slovar' [Modern financial and credit dictionary] / pod obshch. red. M. G. Lapusty, P. S. Nikol'skogo. M.: INF^-M, 1999. S. 382.

3. Kniga delovogo cheloveka [Book of the businessman] / pod red. G. Krayukhina. M. : Vysshaya shkola, 1993.

4. Panteleev А. Yu. Formirovaniye finansovoj osno-vy mestnogo samoupravleniya [Formation of a financial basis of local government] // Finansy. 2005. № 11. S. 31-39.

5. Kabakov B. C., Shatrov E. V. Strategiya predprin-imatel'stva: uchebnoye posobiye [Business strategy: study guide]. SPb.: SPbGŒA, 1996.

6. Varakin L. E. Intellektual'naya set': evolyutsiya setej i uslug svyazi [Intellectual network: evolution of networks and communication services] // Elektrosvyaz'. 1992. № 1. S. 1-6.

7. Manas'ev V. V. Biznes-modeli razvitiya setej mobil'noj svyazi [Business models of development of networks of mobile communication] // Mobil'nye sistemy. 2003. № 10. S. 35-42.

8. O zashchite prav potrebitelej (s izmeneniyami ot 21 dekabrya 2004 g.): zakon RF ot 7 fevralya 1992 g. № 2300-I [About consumer protection (with changes from December 21, 2004): the law of the Russian Federation from February 7, 1992 № 2300-I] // Vedomosti S"yezda narodnykh deputatov Rossijskoj Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossijskoj Federatsii ot 9 apr. 1992 g. № 15

st. 766.

YU. V. PAKHOMOVA, O. YU. TARASOVA

* * *

QUALITY MANAGEMENT IN SYSTEM OF ADMINISTRATIVE CONSULTING OF TELECOMMUNICATION SECTOR OF ECONOMY

PAKHOMOVA YULIA VLADIMIROVNA Voronezh State Technical University, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: Yulia198007@mail.ru

TARASOVA OLGA YUREVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tolga09@rambler.ru

The market of cellular communication is a system of the multidimensional economic concept presented by the objective phenomenon of development of economy on the basis of interaction of consumers. In article authors considered uniform system of components of the market of the telecommunication sphere, its cost as possibilities of satisfaction of requirements depending on activity of subjects of the market. They drew conclusions that the enterprise of the cellular communication providing to the consumer the most favorable offer has more opportunities to win conditions of the competitive environment, to increase the income. The assigned elements of the market characterize conditions of the national market of cellular communication. Authors drew conclusions that determinants of the national markets, such as the market of consumer goods are inherent in the national market of cellular communication; financial market; information market. The conducted research allowed to show the main problems of development of the market of cellular communication: submission of a difficult market mechanism to a set of objective economic laws determined by the relations of the seller, the producer, the intermediary, the buyer, the consumer; expression of a telecommunication product as total useful result of detailed transfer of the services consisting of finishing to the end user of certain telecommunication products which operate by means of special laws, resolutions, standards. The established shown problems of development of the market of cellular communication can be useful for research of development of model of the economic relations of the telecommunication sphere, and also in teaching economic disciplines.

Key words: market of telecommunications, economy, development, quality management, administrative consulting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.