способностей с использованием игровых заданий, тестов.
В рамках программы осуществляется мониторинг готовности ребенка к школе, который позволяет определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень умственных, речевых, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики, а также установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.
Таким образом, профессионально, грамотно организованная образовательная деятельность с дошкольниками по подготовке их к школе в формате дополнительного образования может и должна стать органичным звеном и гарантией успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному обучению. Список использованной литературы:
1. В. Волина. Праздник числа. М.: Знание, 1993.
2. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
3. В. Житомирский, Л. Шеврин. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1984.
4. Т. Ладыженская, Р. Никольская, Г. Сорокина и др. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
5. Л. Венгер, О. Дьяченко, Р. Говорова, Л. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1989.
6. Г. Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.
7. 3. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
8. О. Дьяченко, Е. Агаева. Чего на свете не бывает. М.: Просвещение, 1991.
9. А. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.
10. Л. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
11. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н. Елкина, Т. Тарабарина. Ярославль, Академия развития, 1997.
12. Ю. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
13. Р.Хамидулина. Развитие речи. Подготовка к школе. М.Издательство «Экзамен» 2009.
14. Р.Хамидулина. Обучение грамоте. Подготовка к школе.М. Издательство «Экзамен» 2009.
© Лысенко Е. М., 2020
УДК37
Медкова А.Л.
учитель изобразительного искусства МБОУ «Засосенская СОШ» с. Засосна, Красногвардейский район, Белгородская область, Россия
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ И «ЯЗЫКА СМАЙЛА» НА ТВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития художественных навыков и воображения детей через мультипликацию и «язык смайла» - эмотикона.
Ключевые слова:
воображение, мультипликация, анимация, проблемы качества рисунков, «язык смайла»
- 58
1Л ~
Medkova Alina Leonidovna
master of fine arts MBOU "SOSH Sasasasa" S. Zasosna, Krasnogvardeyskiy rayon, Belgorodskaya oblast, Russia
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF MODERN ANIMATION AND "SMILEY LANGUAGE" ON THE IMAGINATION AND QUALITY OF STUDENTS ' DRAWINGS.
Annotation
The article deals with the problems of developing children's artistic skills and imagination through animation and the "language of the smiley" - emoticon.
Keywords:
visual arts, imagination, animation, animation, problems of drawing quality, " smiley language»
В настоящее время, как в повседневной жизни, так и в образовании происходят существенные изменения: активно внедряются IT - технологии и искусственный интеллект все глубже проникает в наш мир. С раннего детства ребенок взаимодействует с гаджетами, через которые осваивает мир и получает большое количество информации. Это взаимодействие подразумевает контроль со стороны взрослых. Сам ребенок не может в полной мере оценить положительные или отрицательные стороны информации полученной им от СМИ, если его этому не учить.
В связи с этим, актуальным становиться вопрос о влиянии современной мультипликационной индустрии и «языка смайла» - эмотиконов на воображение и творческие способности детей.
Искусство мультипликации и анимации - это особый вид искусства, который через зримые образы формирует в ребенке представление об окружающей действительности. На телевидении огромное количество мультфильмов как отечественного, так и зарубежного производства, которые созданы с помощью современных технологий - компьютерная графика и различного рода спецэффекты. Они обладают высоким рейтингом у детей. Но можно ли безоговорочно доверять тем медийным продуктам, которые сегодня находятся на пике популярности?
Психологи отмечают, что современная низкокачественная мультипликация отрицательно влияет на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе художественные способности и эстетический вкус. Можно привести много примеров того, что большинство современных мультфильмов отупляют, развращают, подают пример искаженных эстетических и нравственных ценностей. Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду.
Использование современным обществом «языка смайла» в общении также накладывает отпечаток на художественные способности подрастающего поколения. Смайлик (переводе с англ. smiley — «улыбающийся») - это стилизованное лицо улыбающегося человека. Кроме смайлов, в различных мессенджерах и соцсетях активно используются мемы и стикеры.
Под «мемом» подразумевают единицу культурной информации, которая отражена через, пословицы, шутки, мелодии, жесты, картинки и другие формы, запавшие в память людей и передающиеся от одного человека к другому (как в устной форме, так и в письменной/визуальной). Стикер (в переводе с англ. sticker) - этикетка, наклейка. Тематика этих картинок самая разная, а герои таких наклеек часто являются персонажами популярных мультфильмов.
Проведя анализ современных мультфильмов, смайлов (мемов) и выполненных детьми рисунков на уроках изобразительного искусства (5-8 классы), на определенные темы, можно сделать такой вывод. У детей с раннего детства формируется неверное представление о:
- форме, пропорциях, размере частей человеческого тела, черт лица; о внешнем облике
~ 59 ~
представителей животного мира; об окружающем предметном мире, транспорте, архитектуре;
-через смайлы и мемы и героев мультфильмов искажается понимание сущности человеческих эмоций: радости, огорчения, сочувствия, причем негативные эмоции гипертрофированно представлены с помощью выпученных глаз, перекошенного гневом лица, скалящихся зубов, громкого хохота и пр.
-образы людей в рисунках детей приобретают облик героев мультфильмов и смайлов. Стремление изобразить именно этих персонажей обусловлено лишь к внешним эстетическим характеристикам без учета внутреннего мира и личностных качеств данных персонажей;
-происходит снижение мыслительной активности при создании рисунков, упрощается композиция;
- «язык смайла» делает воображение детей ограниченным;
- снижение желания рисовать из-за неумения увидеть реальность и передать ее на листе альбома. Этот список всего лишь малая часть влияния мультипликации и «языка смайла» на художественное
и эстетическое развитие детей. Поэтому крайне важно осуществлять контроль над просмотром мультипликационных фильмов со стороны взрослых. Положительное воздействие анимации на детей возможно при условии качественного подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, воображения, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия на уроках изобразительного искусства и не только. Современная мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание, а «язык смайла» не должен стать основным средством общения.
Список использованной литературы:
1. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Воспитание школьников. 2006. №6.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434с.
3. Общение в интернет - среде и «универсальный язык» эмодзи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/obschenie-v-internet-srede-i-universalnyy-yazyk-emodzi/viewer, свободный. -(дата обращения 20.09.2020).
4. Современные мультики - мнения экспертов [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.planet-kob.ru/articles/5654, свободный.- (дата обращения 20.09.2020).
5. Якобсон П.М. Психология художественного творчества: М.: Изд-во Знание, 1971.
© Медкова А.Л., 2020г.
УДК 376
Л.Г. Сухова,
доктор педагогических наук, профессор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова,
г. Тамбов, РФ О.А. Пивачева, преподаватель МБУ ДО Дятьковская ДШИ г. Дятьково, Брянской обл., РФ
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Т. ЛЕШЕТИЦКОГО НА СТАНОВЛЕНИЕ А.Н. ЕСИПОВОЙ-ПЕДАГОГА
Аннотация
Актуальность заключается в необходимости изучения, систематизации опыта предшествующих