Научная статья на тему 'ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ КАЛЕЙДОСКОП" В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДОО'

ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ КАЛЕЙДОСКОП" В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ КАЛЕЙДОСКОП" В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДОО»

детского творчества, у некоторых есть наборы дома. Они принося свои шедевры в школу и все ребята с восхищением наблюдают за этим «чудом» и внимательно слушают рассказ о том, как создавалось то или иное творение.

С большим интересом ребята посещают занятия внеурочной деятельности «Творческие задания в среде программирования Скретч». Компьютерный класс - любимое место в школе. Здесь ребята создают собственные анимированные и интерактивные проекты: игры, мультики и многое другое. В среде Скретч пользователь из отдельных кирпичиков (блоков программы) собирает свой мультимедийный проект точно так же, как конструкцию из кубиков Лего. простая форма позволяет даже самым маленьким приобщиться к программированию, превращая обучение в увлекательную игру. Начальный уровень программирования прост и доступен для ребят начальных классов.

В результате внедрения цифровых технологий в образовательный процесс мне удалось переключить внимание детей с бесполезных игр на образовательную деятельность, повысить мотивацию к обучению. Выросло качество знаний обучающихся, их самооценка. Теперь ребята не проводят время впустую, а рационально используют его для самореализации.

Мои занятия с детьми создают базу начальных знаний по применению цифровых технологий. Эти знания будут совершенствоваться в среднем звене. Не случайно совсем недавно в рамках национального проекта «Образование» реализуется проект «Современная школа». На базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Образовательные площадки оснащены высокотехнологичным оборудованием. В рамках работы центров предусмотрено использование цифровых технологий в реализации творческих проектов.

Нынешнему поколению младших школьников совсем скоро придется выбирать профессии, связанные с применением цифровых технологий. Поэтому внедрение их в образовательную деятельность необходимо уже сегодня, завтра может быть поздно!

Список использованной литературы:

1. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография.

2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005.№ 1.С. 24-37.

© Коцарева Н.И., 2020

УДК37

Е. М. Лысенко

Воспитатель, МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 217 «Светлана»,

г. Краснодар, РФ

ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДОО

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых

~ 54 ~

психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части: развитие речи; развитие интеллектуальных способностей; развитие познавательной активности; сформированность внутренней позиции школьника.

Актуальность дополнительной образовательной программы «Весёлый калейдоскоп» по предшкольной подготовке состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Обучение дошкольников предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с целью психолого-педагогическое сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возрастных возможностей детей;

- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

- Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Модифицированная программа «Веселый калейдоскоп» представлена двумя направлениями:

1. «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» (составлено и разработано на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве»; Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков»);

2. «Математическое развитие» (составлено на основе программ и пособий: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два ступенька. Практический курс математики для дошкольников»).

Ведущей идеей первого направления программы является выработка у детей умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.

Ведущей идеей второго направления является развитие познавательного интереса к

математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены

следующие разделы:

- Подготовка к обучению грамоте.

- Развитие речи.

- Подготовка к обучению письму.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие элементов логического мышления, элементарных математических представлений и ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

• единство развития, обучения и воспитания;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной

~ 55 ~

требовательностью;

• комплексный подход при разработке занятий,

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• систематичность и последовательность занятий;

• наглядность.

В основе подготовки к обучению в школе по программе «Весёлый калейдоскоп» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной, творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

Срок реализации данной Программы - 1 год, возраст детей - 6-7 лет.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

- Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи. Подготовка к обучению письму: овладеть звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку; ознакомиться с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук»; составлять предложения на заданную тему, по опорным словам; рассказ с соблюдением логики развития сюжета; овладеть умением ориентироваться на странице тетради; научиться слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов.

- Развитие элементов логического мышления, элементарных математических представлений и ознакомление с пространственными и временными отношениями: объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью; сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами, считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу; решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; решать логические задачи; ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве и на плоскости; использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность.

Содержание программы включает реализацию основных задач по разделам:

- «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений: дополнить слог до полного слова; собрать слово из «рассыпанных» букв; соотнести слова и картинки; исправить деформированное предложение; чтение слоговых таблиц; чтение предложений; прочитать текст, выполнить задания по его содержанию (решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить).

В результате такой работы ребенок научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

- «Развитие элементарных математических представлений».

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти,

~ 56 ~

мышления у детей.

Очень важно, работая по начальному курсу математики и логики, формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариативность мышления, произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.

- «Развитие мелкой моторики».

При подготовке детей к письму педагог организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию: графические диктанты; штриховку фигур; рисование по клеткам узоров; построение фигур из прямых линий.

Далее дети учатся сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Детям предлагаются такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить. Они учатся: ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки; фиксировать границу и величину элементов; запоминать конфигурацию букв; выполнять разные виды штриховки; при раскрашивании фиксировать границы рисунков; по фрагментам продолжить узор.

Штриховка, лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование, моделирование - это не только средство укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев, но и способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки, закрепляются математические понятия.

В рамках реализации программы «Веселый калейдоскоп» используются основные методы обучения:

1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

2. Наглядно-зрительный метод, иллюстративный (демонстрация картин, рисунков, плакатов, фото, иллюстраций).

3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему по инструкции).

Ведущий вид деятельности - игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи, с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки. Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи и элементарных математических представлений, занимательные упражнения, грамматические, графические, подвижные игры и пальчиковая гимнастика. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты для активизации детей, поддержки их интереса к занятиям, создания ситуации успеха, развития любознательности и творческого потенциала.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий реализации образовательной программы «Весёлый калейдоскоп».

Формы работы с родителями: индивидуальные собеседования; консультации, беседы; совместное проведение мероприятий. Условия работы с родителями: целенаправленность; систематичность; наглядность; доброжелательность, внимание.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы по программе «Веселый калейдоскоп» направлена на выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). Включает в себя динамику развития уровня готовности к чтению и письму детей 6-7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, игровых заданий и уровня развития математических

~ 57 ~

способностей с использованием игровых заданий, тестов.

В рамках программы осуществляется мониторинг готовности ребенка к школе, который позволяет определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень умственных, речевых, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики, а также установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.

Таким образом, профессионально, грамотно организованная образовательная деятельность с дошкольниками по подготовке их к школе в формате дополнительного образования может и должна стать органичным звеном и гарантией успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному обучению. Список использованной литературы:

1. В. Волина. Праздник числа. М.: Знание, 1993.

2. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.

3. В. Житомирский, Л. Шеврин. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1984.

4. Т. Ладыженская, Р. Никольская, Г. Сорокина и др. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.

5. Л. Венгер, О. Дьяченко, Р. Говорова, Л. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1989.

6. Г. Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.

7. 3. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

8. О. Дьяченко, Е. Агаева. Чего на свете не бывает. М.: Просвещение, 1991.

9. А. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.

10. Л. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996.

11. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н. Елкина, Т. Тарабарина. Ярославль, Академия развития, 1997.

12. Ю. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.

13. Р.Хамидулина. Развитие речи. Подготовка к школе. М.Издательство «Экзамен» 2009.

14. Р.Хамидулина. Обучение грамоте. Подготовка к школе.М. Издательство «Экзамен» 2009.

© Лысенко Е. М., 2020

УДК37

Медкова А.Л.

учитель изобразительного искусства МБОУ «Засосенская СОШ» с. Засосна, Красногвардейский район, Белгородская область, Россия

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ И «ЯЗЫКА СМАЙЛА» НА ТВОРЧЕСКИЕ

СПОСОБНОСТИ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития художественных навыков и воображения детей через мультипликацию и «язык смайла» - эмотикона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова:

воображение, мультипликация, анимация, проблемы качества рисунков, «язык смайла»

- 58

1Л ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.