Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
469
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
образ жизни / социальные сети / студенты / физическая культура / lifestyle / social networks / students / physical education.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова И.Б., Никогосова В.В.

В данной статье ставится задача рассмотреть тенденции формирования современного образа жизни студента. Определены основные факторы его становления. Проанализированы последствия чрезмерного использования социальных сетей. Охарактеризовано положительное влияние физической культуры для формирования здорового образа жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова И.Б., Никогосова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF A MODERN LIFESTYLE ON THE PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS

In this article, the task is to consider the trends in the formation of the modern lifestyle of the student. The main factors of its formation have been determined. The consequences of excessive use of social networks are analyzed. The characterized positive influence of physical culture for the formation of a healthy lifestyle of students are characterized.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

SOCIAL SCIENCES

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Кузнецова И.Б.

Южно-российский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший преподаватель

Никогосова B.B.

Южно-российский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону

INFLUENCE OF A MODERN LIFESTYLE ON THE PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF

STUDENTS

Kuznetsova I.

South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public

Administration under the President of the Russian Federation Senior Lecturer

Nikogosova V.

South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В данной статье ставится задача рассмотреть тенденции формирования современного образа жизни студента. Определены основные факторы его становления. Проанализированы последствия чрезмерного использования социальных сетей. Охарактеризовано положительное влияние физической культуры для формирования здорового образа жизни студентов. ABSTRACT

In this article, the task is to consider the trends in the formation of the modern lifestyle of the student. The main factors of its formation have been determined. The consequences of excessive use of social networks are analyzed. The characterized positive influence of physical culture for the formation of a healthy lifestyle of students are characterized.

Ключевые слова: образ жизни, социальные сети, студенты, физическая культура. Keywords: lifestyle, social networks, students, physical education.

Жизнь стремительно развивается в наше время благодаря технологическим достижениям и платформам социальных сетей. Формации новой реальности студентов отражены чаще всего в сфере применения интернет-ресурсов и гаджетов. Все большее внимание уделяется фотографиям, видеоматериалам об образе жизни студента.

Древний философ Платон отмечал: «Недостаток активности разрушает хорошее состояние каждого человека, в то время как движение и методичные физические упражнения спасают и сохраняют его» [4]. Современные руководящие принципы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показывают, что концепция Платона не утратила своей важности, поощряя всех, независимо от возраста или способностей, заниматься регулярной физической активностью, обеспечивая надлежащее физическое развитие и поддержание физического и психического здоровья на протяжении всей жизни [1].

Важно отметить, что образ жизни может быть способом поведения, применяемым отдельными лицами, группами и нациями, и зависит от конкретных географических, политических, экономических, культурных и духовных традиций. Также об-

раз жизни определяется как характеристики жителей населенного пункта в определенное время и в определенном месте. Он включает в себя повседневное поведение и функции людей в деятельности, работе, развлечениях и питании. [3]

В последние десятилетия образ жизни как важнейший фактор здоровья стал очень интересной темой среди исследователей, поскольку 60 процентов факторов, связанных с качеством жизни и индивидуальным здоровьем, коррелируют с физической культурой и спортом.

Однако лишь относительно недавно недостаток физической активности стал проблемой общественного здравоохранения. Во многом это связано с уменьшением потребности в активности в повседневной жизни. Транспортные средства, машины и технологии теперь выполняют задачи, которые когда-то требовали физических усилий. Исследования показывают резкое снижение общего уровня физической активности в странах с высоким уровнем дохода за последние 40 лет, при этом страны со средним и даже низким уровнем дохода намерены следовать этой тенденции [3].

Сегодня произошли значительные изменения в области жизнедеятельности не только студентов,

70

ЗаепсеБ of Еигоре # 86, (2022)

но и всех людей в целом. Нездоровое питание, малоподвижность, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и так далее - это все факторы, характеризующие современные реалии формирования образа жизни, особенно у молодых людей.

Новые технологии позволили людям сократить объем физического труда, необходимого для выполнения многих повседневных задач на работе и дома. Владение частным автомобилем снижает потребность в активном транспорте, таком как пешие или велосипедные прогулки, а телевидение, компьютеры и электронные развлечения делают все более привлекательным занятие сидячим досугом, особенно для молодежи.

Однако степень влияния этих изменений на уровень физической активности была понята относительно недавно благодаря внедрению стандартизированных способов измерения физической активности (например, с помощью акселерометров) и включению всех видов деятельности для оценки того, насколько активны люди на самом деле, включая профессиональную, бытовую, транспортную и рекреационную физическую активность.

Этот более полный набор данных показал, что страны с низким уровнем дохода являются наиболее активными из-за большей занятости (ручная работа) и связанной с транспортом деятельности (ходьба или езда на велосипеде), за которыми следуют страны со средним уровнем дохода, при этом страны с высоким уровнем дохода являются наименее активными.

Несмотря на многообещающий рост добровольной, рекреационной физической активности (такой как спорт и физические упражнения) в странах с высоким уровнем дохода, это не компенсирует общего снижения случайной активности в других областях повседневной жизни.

Подчеркнем, что одним из наиболее опасных и вредных факторов является чрезмерное использование социальных сетей, интернет-ресурсов, гадже-тов. Подчеркнем, что технологии могут оказывать огромное влияние на физическое и психическое здоровье пользователей.

Слишком тесная связь вызовет психологические проблемы, такие как отвлечение внимания, ожидание мгновенного удовлетворения, нарциссизм и даже депрессия. В дополнение к влиянию на психологическое состояние пользователей, использование технологий может также оказывать негативное влияние на физическое здоровье, вызывая проблемы со зрением, напряжение мышц шеи и потерю слуха.

На психологическое состояние или психическое здоровье также может повлиять время, проведенное в социальных сетях. Чем дольше студенты в возрасте от 19 до 28 лет пользуются социальными сетями, тем больше вероятность того, что они окажутся в социальной изоляции.

Так, например, в России в октябре 2021 года число активных авторов в социальных медиа составило 66,4 млн, увеличившись по сравнению с пока-

зателем 2020 года на 2,4 млн. человек. При этом количество людей, обратившихся к психологам и психотерапевтам в России также увеличилось на 17,5% [2]. Безусловно, не стоит констатировать факт, что все обратившиеся страдают от социальной изоляции, но, учитывая популяризацию социальных сетей, особенно в период карантина, можно понять, что доля этой причины обращения также выросла.

Подчеркнем и то, что рост активности также обусловлен и распространением цифровых гадже-тов, мобильных телефонов и быстрым доступом к сети Интернет. Исходя из этого увеличилась и продолжительность использования социальных сетей. Если в 2012 году данный показатель приравнивался к 1,5 часам проведения в сети Интернет, то в 2021 году, спустя 9 лет, данный показатель увеличился на час и составил 2,5 часа [3].

Анализируя данную статистику, можно отметить возникновение нового вида зависимости, которая выступает в качестве большой проблемы, поскольку психологические проблемы и социальная изоляция находятся на пандемическом уровне среди молодежи, что доказано учеными из разных стран [1,3].

Важно отметить, что современная жизнь стремится разделить нас, вместо того чтобы объединить. Хотя кажется, что социальные сети предлагают возможности для заполнения социальных пустот, однако многие исследователи говорят, что это не может быть решением, на которое люди надеялись вначале.

Можно выделить и тот факт, что те люди, которые реже используют социальные сети менее склонны к ожирению, усталости, развитию болезней конечностей и малоподвижности. Вследствие чего, важным аспектом изменения настроения и образа жизни студентов является снижение количества социальных сетей и преобразование использования времени на другие дела - чтение книг, прогулки на улице, занятия спортом и другое [1].

Анализируя представленные проблемы формирования современного образа жизни студентов, необходимым и значимым направлением является физическая культура и физическое воспитание в целом.

Участие студентов в учебном процессе по физической культуре помогает сделать регулярные физические упражнения привычкой, которая может бороться с ожирением и снизить вероятность развития хронических заболеваний, таких как болезни сердца и диабет. Также физические упражнения благотворно влияют на работу мозга и в целом на психическое здоровье.

Например, во время тренировок, особенно соревновательных спортивных мероприятий, студентам приходится испытывать значительные физические и психологические нагрузки: непредсказуемая обстановка, дух противостояния, осознание личной ответственности за результат соревнований. В такие моменты происходит воспитание таких качеств как мужество, выдержка и сила воли. Также возникает чувство приверженности к команде, сострадания, любви, ненависти и др. Благодаря командной

работе развиваются коммуникационные, организаторские способности человека. Повышается уровень физических показателей [4].

Регулярное участие в физической активности на протяжении всей жизни обеспечивает правильное развитие в детстве и подростковом возрасте, а также поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата в зрелом и пожилом возрасте. Поддержание активности в пожилом возрасте снижает риск переломов бедра и падений, а также помогает поддерживать такие функциональные способности, как подъем, переноска и подъем по лестнице, которые необходимы для самостоятельной жизни.

Нельзя не сказать и то, что физическое воспитание мотивирует студентов расширять свои двигательные навыки, так как усвоение основ одного вида спорта облегчает освоение правил другого. Поскольку студенты проводят значительное количество времени в институте или университете, это идеальное место для того, чтобы дать им возможность взять на себя ответственность за свое здоровье.

Часто вторичное преимущество физического воспитания заключается в том, что студенты становятся более осведомленными о том, что они вкладывают в свое тело. Они понимают важность здорового, сбалансированного питания и то, что, например, сладкие закуски - не лучший способ набраться энергии для занятий спортом. Регулярные физические упражнения снижают стресс и беспокойство, способствуя здоровому режиму сна, что, в свою очередь, улучшает психическое здоровье, функционирование иммунной системы и общее самочувствие.

Риски, связанные с физической активностью, как правило, связаны с опорно-двигательным аппаратом, например, растяжение мышцы или скручивание сустава. Эти проблемы, скорее всего, возникнут при чрезмерных физических нагрузках или при попытке заниматься деятельностью, к которой организм еще не готов, без надлежащей разминки или тренировки. Более серьезными инцидентами являются сердечные приступы, которые с большей вероятностью могут произойти у людей, которые уже имеют сердечные заболевания и внезапно начинают заниматься напряженной деятельностью. Однако даже люди, у которых нет сердечных заболеваний, не застрахованы от сердечных приступов после внезапной физической нагрузки.

Риски, связанные с активностью, могут быть сведены к минимуму путем правильной разминки перед началом более интенсивных упражнений и путем корректировки деятельности в соответствии с текущими способностями. Важно постепенно наращивать интенсивность и продолжительность, чтобы организм мог справиться с возросшими требованиями к костям, мышцам, сердцу и легким. Мероприятия по укреплению мышц также должны постепенно увеличиваться с течением времени.

Подчеркнем и то, что дисциплина необходима как для спорта, так и для выстраивания образа жизни студента. Следовательно, можно провести параллель. Так, в спорте студенты должны следовать правилам и выполнять приказы своих тренеров или преподавателей. Иногда им приходится принимать решения, с которыми они могут не согласиться, при этом формируется дисциплинированность.

Это учит их важному жизненному навыку, который поможет им на протяжении всей их жизни и карьеры. Согласно Международной ассоциации по спорту и развитию, «спорт используется в качестве практического инструмента для вовлечения молодежи в жизнь своих сообществ посредством волон-терства, что приводит к повышению уровня лидерства, вовлеченности сообщества и альтруизма среди молодежи» [4].

Таким образом, современная жизнь может повысить риск некоторых проблем с физическим и психическим здоровьем, и очень трудно жить с такими психологическими состояниями, и любая задержка в лечении может усилить симптомы заболеваний, но попытка сбалансировать социальные отношения в Интернете и в реальном мире, думая позитивно, может помочь держать физическое здоровье или психологическое состояние под контролем.

Студенчество- это яркий этап в жизни каждого человека. Формируя основные привычки в этот период развития своей личности, человек создает будущий образ своего существования в целом. И благодаря анализу качественных и количественных характеристик своей деятельности важным направлением является оценка зависимостей, существующих в жизни каждого. Для того, чтобы достигнуть высот, необходимо правильно и рационально тратить свое время, а также использовать методы физического воспитания для поддержания здоровья и выстраивания правильного образа жизни.

Литература

1. Айвазова Е.С., Дорофеева Е.Н., Тербулатов А.Э. Цифровизация образования в вузе //Наука и образование: векторы развития. - 2021. - С. 45.

2. Корнеева М.Д. Формирование образа жизни современного студента / М.Д. Корнеева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2021. - № 2. - С. 357 - 359.

3. Хлебников В. А. Физическая культура как компонент здорового образа жизни // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты. - 2021. -С. 135-139.

4. Чедов К.В. Физическая культура. Здоровый образ жизни: учебное пособие. Пермский государственный национальный исследовательский университет. -Пермь: Электронные данные, 2020. -128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.