УДК 613.956:005.591.6
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МОЛОДЕЖИ
INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS ONE OF THE DIRECTIONS TO FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG YOUNG PEOPLE
Ульянычева Татьяна Александровна
магистр управления
Учреждение образования «Белорусская государственная академия связи»
Минск, Беларусь Ul'yanycheva Tat'yana Aieksandrovna Master of Management Beiorussian State Academy of Telecommunication
Minsk, Belarus
Курмашев Виктор Иванович
доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой здорового образа жизни Учреждение образования «(Белорусская государственная академия связи»>
Минск, Беларусь Kurmashev Viktor Ivanovich Doctor of science (engineering), professor Head of the Chair of healthy living Beiorussian State Academy of Telecommunication
Minsk, Belarus
Фурсевич Александр Михайлович
преподаватель
Учреждение образования «(Белорусская государственная академия связи»
Минск, Беларусь Fursevich Aleksandr Mihajlovich Teacher military department Belorussian State Academy of Telecommunication
Minsk, Belarus
Аннотация. Проблема воспитания здоровой нации сегодня является наиболее актуальной. В программах многих предметов есть темы посвященные воспитанию здорового образа жизни. Роль учебного заведения состоит в приобщении студентов к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, внедрении в жизнедеятельность учреждения здоровьесберегающих практик и активной оздоровительной, профилактической работы. В связи с этим, необходимо побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи. Следует внедрять в образовательный процесс знания, направленные
на формирование здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста и заниматься самовоспитанием личности. Здоровый образ жизни не возможен без разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных программ.
Abstract. The problem of raising a healthy nation today is most relevant. In the programs of many subjects there are topics dedicated to having a healthy lifestyle. The role of an educational institution is to introduce students to the values of physical culture and a healthy lifestyle, introducing health-saving practices and active health promotion into the life of the institution. Concerning this matter, it is necessary to encourage students to preserve and promote health, to promote and maintain a healthy lifestyle culture among young people. It is necessary to introduce into the educational process knowledge aimed at the formation of a healthy lifestyle, starting from an early age, and engage into self-education of the whole individual. A healthy lifestyle is not possible without the development and implementation of health and fitness programs.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, онлайн-опросы, компьютерные модели, двухмерные и трехмерные анимации, программный продукт.
Keywords: physical culture, health, healthy lifestyle, online surveys, computer models, 2D and 3D animations, software.
Введение
Вполне обоснованно считается, что Интернет имеет большие информационные возможности и может предложить различный спектр услуг. Интернет - это массовый и оперативный источник информации.
Относительно традиционных средств массовой информации Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:
1. Мультимедиа.
2. Персонализация.
3. Интерактивность.
4. Отсутствие посредников.
При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека.
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе способствует повышению мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников.
1. Проблемы физического развития и воспитания студенческой молодёжи.
Существует объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих, отказа от вредных привычек и профилактике различных социальных девиаций.
Решить данную проблему в системе высшего профессионального
образования возможно на основе комплексного подхода, ориентированного на воспитание и развитие личности при воздействии на все сферы ее сознания -познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную. Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.
Воспитание здоровой нации - одна из основных задач нашего государства. Сегодня правительство Республики Беларусь вкладывает значительные средства в популяризацию спорта и здорового образа жизни. В последние годы была запрещена реклама табачных изделий и алкоголя, введён запрет на курение и распитие спиртных напитков в общественных местах. В то же самое время по всей стране ведётся строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и дворцов спорта, что способствует вовлечению молодёжи в занятия спортом. При вузах работают различные спортивные секции и кружки.
Проблема воспитания здоровой нации сегодня наиболее актуальна и связано это с увлечением молодёжи гаджетами и компьютерами, что приводит к сокращению времени двигательной активности.
Поэтому важно сформировать у студентов привычку правильно сочетать умственный труд с физическим. Необходимо помнить, что физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая ежедневная гимнастика приносит огромную пользу организму, способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, лёгких, опорно-двигательного аппарата [1].
Ежегодно в Белорусской государственной академии связи проводится анкетирование для вновь поступивших студентов по вопросам здорового образа жизни.
Представляют интерес ответы на вопрос «Что такое здоровье?» «Здоровье - это...»
• физический и психологический комфорт - 59%
• хорошее самочувствие и настроение - 72%
• отсутствие необходимости обращаться к врачу - 15%
• способность переносить нагрузки - 22%
• то, что нужно беречь - 32%
• другое - 1%
На вопросы связанные с реализацией студентами здорового образа жизни на практике, были получены следующие ответы:
• ведут активный здоровый образ жизни - 41%
• имеют приверженность к здоровому образу жизни - 12%
• считают, что здоровье очень важно для того,
чтобы добиться успеха в жизни - 50%
• указывают на отсутствие вредных привычек - 53%
Как видно из ответов, многие студенты в целом понимают важность здоровья для каждого человека и, тем не менее, имеющийся опыт наблюдения за физической формой студенческой молодёжи за последние годы показывает явно негативную тенденцию ухудшения здоровья у значительной части студентов. Количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья
к специальной медицинской группе, год от года растет [1].
Студенты являются основным трудовым резервом страны, в будущем -родители, их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями (таблица 1).
Контингент Белорусской государственной академии связи
Таблица 1
год Количество Отнесённых В процентном
студентов к СМО отношении
2010 1538 258 16,8
2011 1629 280 17,2
2012 1639 288 17,6
2013 1431 262 18,3
2014 1229 236 19,2
2015 1314 257 19,6
Проведенные нами исследования показали, что слабые знания о валеологических аспектах физической культуры не способствуют формированию устойчивой потребности в ценностях физической культуры, что, в свою очередь, приводит к ухудшению здоровья у старшекурсников. Многие специалисты считают, что физическое воспитание необходимо вводить на всех курсах обучения в УВО. Однако, надо считаться с реалиями и искать другие пути, способствующие физическому развитию и само-совершенствованию студентов [2].
По результатам постоянного мониторинга уровня физической подготовленности студентов можно видеть, что уровень её за последние пять лет значительно снизился (таблица 2).
Таблица 2
Уровень физической подготовленности студентов Белорусской государственной
академии связи (в %)
Год Низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
2011 6,3 28,2 30,3 19,4 15,8
2012 6,5 25,7 32,4 19,8 15,6
2013 8,2 26,7 29,7 20,2 15,2
2014 9,4 25,4 31,7 18,7 14,8
2015 8,5 24,8 35,5 17,6 13,6
2016 9,7 23,6 38,2 15,3 13,2
Несмотря на имеющиеся государственные программы физического воспитания и учебные программы Министерства образования РБ, описанная тенденция не меняется [2].
Практически вся молодежь пользуется компьютерами, поэтому разработка
программных продуктов, содержащих методические рекомендации о том, как поддерживать свою форму и быть в тонусе, целенаправленно воздействовать на определенные группы мышц путем выполнения специальных упражнений для профилактики или для устранения имеющихся недостатков физического развития, несомненно, будет полезной.
Перед преподавателями всегда стояли и стоят вопросы: как сформировать у студентов мотивацию к занятиям физической культурой и спортом? Как сделать эти занятия не только привлекательными, но и показать их необходимость для обеспечения безопасной жизнедеятельности и укрепления здоровья.
Сегодня практически вся молодёжь пользуется компьютерами, поэтому разработка программных продуктов, содержащих методические рекомендации как поддерживать свою форму и быть в тонусе, а также целенаправленно воздействовать на определённые группы мышц путём выполнения специальных упражнений для профилактики, а также для устранения уже имеющегося недуга, несомненно, будет полезной. Вопрос в том, насколько эффективным и комфортным в пользовании будет этот продукт.
2. Разработка моделей интернет-опросов по здоровому образу жизни.
Для перспективного развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся необходимо обеспечить широкий доступ к инновационным образовательным технологиям, повысить информационную безопасность в сетях передачи данных. Для реализации данных задач необходимо разработать и использовать:
1. Развертывание мультимедийной платформы с целью обеспечения доступности современных информационных ресурсов;
2. Оптимизацию и интеграцию систем сбора и обработки данных в образовательном процессе;
3. Развитие образовательных технологий, интерактивных средств обучения, мультимедийной платформы дистанционного предоставления образовательного контента;
4. Формировать автоматизированную информационно-аналитическую систему сбора, хранения, обработки и анализа данных, позволяющей осуществлять раннюю диагностику одаренной молодежи, своевременное определение наличия талантов или отклонений в развитии обучающихся, прогнозировать развитие образовательной траектории как у обучающихся, так и у педагогических работников [3].
В решении перечисленных выше задач нам очень помогут интернет-опросы.
Для изучения мнения обучаемых по вопросам здорового образа жизни был разработан комплекс специальных вопросов, включенных в онлайн-анкеты. Тематика анкет направлена на выявление части обучаемых, которые ведут здоровый образ жизни и могут быть примером для остальных. Также с помощью онлайн-анкет можно выявить процент нуждающихся в оздоровлении [4].
Нами были разработаны онлайн-анкеты по следующим темам:
1. «Услуги». Анкета содержит вопросы о качестве еды и обслуживании в студенческой столовой.
2. «Спорт». Вопросы анкеты выявляют отношение молодежи к спорту.
3. «Что я знаю о здоровом образе жизни?» В данную анкету включены вопросы по выявлению обучаемых, имеющих вредные привычки.
4. «О правильном питании». Данная анкета помогает правильно определить, что можно отнести к правильному питанию. Есть вопросы на логическое мышление (рисунок 2.1).
Анкета 1 - Услуги Анкета 2 - Спорт
Анкета 3 - Что я знаю о здоровом образе жизни Анкета 4 - О правильном питании Итоговые данные
Анкета 1 - Услуги
1) Оцените качество еды
Категорически несогласен Несогласен Не знаю Согласен Абсолютно согласен
1.1) Еду предлагают тёплой И И И И \П
1.2) Меню содержит широкий выбор блюд И И И И И
1.3) Блюда отличного качества И и и и
1.4) Блюда свежие в и и и й
Рис. 2.1. Тематика разработанных анкет
Для размещения онлайн-анкет, их использования и обработки можно использовать любой браузер при условии подключения к интернету. Обработка результатов такого анкетирования производится в режиме «on-line».
Так, вопрос: «Как ты обычно проводишь свободное время?» (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Результаты анкетирования по вопросу «Как ты обычно проводишь свободное время?»
На рисунке 2.2 мы видим не только вопрос анкеты и ответы, которые предлагаются для выбора анкетируемым, но и количество человек, выбравших тот или иной ответ, в процентном соотношении по каждому из предлагаемых вариантов ответа.
Цель данного анкетирования - определение уровня осведомленности и отношения обучающихся к здоровому образу жизни.
Использование ИТ на уроках физической культуры - это полезная и интересная форма работы и для обучающихся, и для преподавателя. Именно интернет может помочь все это организовать.
Задача ВУЗа заключается в:
- создании, развитии и внедрении «здоровье сберегающих» технологий в образовательные программы с использованием ИТ;
- формирование позитивного общественного мнения о здоровом образе жизни как необходимом условии жизнедеятельности человека;
- формирование информационного банка данных рекламных материалов, посвящённых теме здорового образа жизни при активном участии самих обучающихся;
- формирование у учащихся личной ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья [4].
3. Компьютерное моделирование - эффективный метод улучшения качества образовательного процесса
В УО «Белорусская государственная академия связи» была разработана и внедрена компьютерная анимационная модель, позволяющая создать на экране живую, запоминающуюся динамическую картинку физических упражнений. Анимация демонстрирует комплекс физических упражнений для студентов и учащихся, которые в дальнейшем можно повторять самостоятельно. Это позволяет преподавателю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.
Анимацию удобно использовать в демонстрационном варианте при объяснении новых физических упражнений. Для повышения эффективности, разрабатываемые модели должны не только показывать анимацию физических упражнений, но и иметь звуковое сопровождение с описанием проводимых упражнений.
Компьютерную анимацию принято подразделять на двухмерную и трехмерную. У каждой есть свои преимущества, поэтому при разработке упражнений используются различные компьютерные продукты.
Трехмерная анимация обладает преимуществами:
• Высокая информативность отдельных зон экрана (в сложных объектах);
• Преимущества при вращении объекта;
• Новые возможности перспективы;
• Влияние на физические реакции зрителя и т.д. [5].
Для разработки анимаций упражнений в качестве программного продукта был выбран iCIone v6.5 PRO, так как это специализированный профессиональный инструмент для быстрого анимационного производства.
Ни один другой программный продукт в этой области не может сравниться с ним по скорости, адаптивности, гибкости и универсальности. Мощный движок, позволяющий считывать движения реальных людей и сразу применять их к цифровым персонажам, выгодно отличает iCIone от других 3D-программ [5].
Среди преимуществ, которые дает iCIone, можно выделить следующие:
• Встроенная коллекция настраиваемых персонажей, готовых к немедленному использованию в превизах.
• Гигантские дополнительные библиотеки всевозможного контента -персонажей, схем движения, аксессуаров и предметов антуража.
• Возможность моментально "оживлять" персонажи и свободно экспериментировать с их движением, не имея никакого опыт в компьютерной анимации.
• Быстрая визуализация любых сцен и антуражей с использованием огромного множества разнообразнейших библиотек контента.
• Точная имитация работы оператора благодаря набору инструментов для управления камерой. Возможность использования нескольких камер.
• Средства видеокомпозитинга и создания виртуальной реальности.
• Поддержка инверсной кинематики, адаптация скелетов персонажей (с использованием до 56 костей) и сохранение результатов в форматах основных продуктов 3D-производства, таких как 3dx Max, Maya, CINEMA 4D, DAZ и др.
[5].
С помощью этой программы были разработаны упражнения для шейного отдела позвоночника (рисунок 3.1).
Рис. 3.1. Фрагменты анимированных упражнений для шейного отдела позвоночника
Разработанный программный продукт используется преподавателями кафедры здорового образа жизни академии связи на практических занятиях и работает на сайте академии в тестовом режиме.
Заключение
Существует объективная необходимость постоянно вести работу по развитию самоопределения учащихся и студентов, одним из важнейших
составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.
В результате проделанной работы дан анализ проблем физического развития и воспитания студенческой молодежи. Показано, что физическая форма и здоровье студентов за последние годы имеют негативную тенденцию. Применение компьютерных моделей физических упражнений, особенно для самостоятельной работы различных групп студентов, включая специальные медицинские группы, должно повысить эффективность учебной работы по физической культуре и, соответственно, улучшить здоровье студентов, а также широких слоев населения ведущих малоподвижный «сидячий» образ жизни.
Литература
1. Кудрицкая Е. А., Рысюкевич Н. С., Курмашев В. И.,. Проволоцкий А. Н. Инновационные технологии в физической культуре на основе компьютерного моделирования // Инновационные образовательные технологии. 2016. № 1 (45). С. 48-52.
2. Курмашев В. И., Кудрицкая Е. А., Проволоцкий А. Н, Рысюкевич Н. С. Применение компьютерных технологий в физической культуре : материалы XIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2015 год «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму». Часть 2, 2016. С. 241-243.
3. Ульянычева Т. А., Курмашев В. И. Перспективы работы в Интернете для развития личности человека : материалы XXIII Международной научно-технической конференции «<Современные средства связи». — Минск, БГАС, 2018. С. 292-294.
4. Ульянычева Т. А., Рудько С. Ю, Соколовская З. В., Курмашев В. И.. Изучение мнения обучаемых по вопросам здорового образа жизни как одна из составляющих воспитательного процесса : материалы XVII научно-технической конференции аспирантов, студентов и молодых специалистов. Минск, БГАС, 2018. С. 90-91.
5. Курмашев В. И., Проволоцкий А. Н., Рысюкевич Н. С., Асаенок М. А.. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе физического воспитания. Материалы XXI Международной научно-технической конференции «<Современные средства связи»>. Минск, БГАС, 2016. С. 355-358.
References
1. Kudritskaya E. A., Rysyukevich N. S, Kurmashev V. I., Provolotsky A. N. Innovacionnye tekhnologii v fizicheskoj kul'ture na osnove komp'yuternogo modelirovaniya [Innovative technologies in physical culture based on computer modeling]. Innovative educational technologies - Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii, 2016, no. 1 (45), pp. 48-52.
2. Kurmashev V. I., Kudritskaya E. A., Provolotsky A. N, Rysyukevich N. S. [The use of computer technology in physical culture]. Materialy XIVMezhdunarodnoj nauchnoj sessiipo itogam NIR za 2015 god «(Nauchnoe obosnovanie fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki i podgotovki kadrov po fizicheskoj kul'ture, sportu i turizmu» [Proceedings of the XIV International Scientific Session on the results of research in 2015 "Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture, sport and tourism""]. Part 2, 2016, pp. 241-243. (In Russian).
3. Ulyanycheva T A., Kurmashev V. i. [Perspectives on the Internet for the development of a person's personality], materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «Sovremennye sredstva svyazi» [Proceedings of the XXIII International Scientific and Technical Conference "Modern means of communication."]. Minsk, BGAS Pub/., 2018, pp. 292-294. in Russian).
4. Ulyanycheva T A., Rudko S. Yu, Soko/ovskaya Z. V., Kurmashev V. i. [Learning the opinions of trainees on healthy lifestyle as one of the components of the educational process]. Materialy XVii nauchno-tekhnicheskoj konferencii aspirantov, studentov i molodyh specialistov [Proceedings of the XVii Scientific and Technical Conference of graduate students, students and young professionals]. Minsk, BGAS Publ, 2018, pp. 90-91. (in Russian).
5. Kurmashev V. i., Provolotsky A. N., Rysyukevich N. S., Asaenok M. A. [The use of computer technology in the educational process of physical education]. Materialy XXi Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «(Sovremennye sredstva svyazi» [Proceedings of the XXi international Scientific and Technical Conference "Modern means of communication']. Minsk, BGAS Publ., 2016, pp. 355-358. (in Russian).