Научная статья на тему 'Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе по физической культуре'

Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
499
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / студенты / инновационные педагогические технологии / здоровый образ жизни / учебно-методический комплекс. / physical education / students / innovative teaching technologies / healthy lifestyle / training complex.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина Ирина Федоровна

Статья посвящена формированию мотивации здорового образа жизни студентов вуза в образовательном процессе по физической культуре. В работе представлены результаты анкетного опроса студентов по о тношению к своему здоровью. Выявлены факторы, способствующие оздоровлению студентов. На основе проведенных исследований была разработана инновационная программа оздоровительной направленности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили ее эффективность. Это способствовало повышению эффективности образовательного процесса и формированию культурных потребностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivation of studentsfor a healthy lifestyle in the educational process for physical culture

The article is devoted to the formation of a healthy lifestyle motivation of high school students in the educational process on physical training. The paper presents the results of a questionnaire survey of students in relation to their health. The factors contributing to the improvement of students. Based on these studies innovative program was developed by improving orientation. Pedagogical experiment results have confirmed its effectiveness. This has improved the efficiency of the educational process and the formation of the cultural needs of students.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе по физической культуре»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И.Ф. КАЛИНИНА,

ГБОУВО Московской области «Технологический университет», г. Королев

Аннотация

Статья посвящена формированию мотивации здорового образа ^юизни студентов вуза в образовательном процессе по физической культуре.

В работе представлены результаты анкетного опроса студентов по отношению к своему здоровью. Выявлены факторы, способствующие оздоровлению студентов. На основе проведенных исследований была разработана инновационная программа оздоровительной направленности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили ее эффективность. Это способствовало повышению эффективности образовательного процесса и формированию культурных потребностей студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, инновационные педагогические технологии, здоровый образ жизни, учебно-методический

комплекс.

Abstract

The article is devoted to the formation of a healthy

lifestyle motivation of high school students

in the educational process on physical training.

The paper presents the results of a questionnaire survey

of students in relation to their health.

The factors contributing to the improvement of students.

Based on these studies innovative program was developed

by improving orientation. Pedagogical experiment results

have confirmed its effectiveness.

This has improved the efficiency of the educational

process and the formation of the cultural needs

of students.

Keywords: physical education, students, innovative teaching technologies, healthy lifestyle, training complex.

Введение

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных условиях, и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [2, с. 217].

В наш научно-технический век и автоматизации производства, благоустройства быта, широкого распространения информационных (операторских) специальностей, физические нагрузки в процессе профессиональной и бытовой деятельности человека существенно снизились.

Современные технологии в физкультурном образовании направлены на поиски оптимумов физической активности и физкультурных знаний человека. Они должны обеспечивать системный подход к подготовке

специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, соответствующих современному уровню развития знаний, реальным образовательным задачам обучающихся, развивающимся потребностям общества [1, с. 35].

Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. В этой связи целесообразно говорить о выстраивании модели инновационного развития физического воспитания, которая выстраивает взаимосвязь предметных знаний и профессиональных технологий и формирует инновационное мышление. Новые знания и умения влияют на повышение качества обучения с последующим ее применением на практике [4, с. 90].

Причинами нарушений здоровья являются факторы внешней среды (экология) и факторы риска (курение, алкоголь, отсутствие двигательной активности, несоблюдение правил личной гигиены и пр.).

Проблема мотивации студентов к здоровому образу жизни и двигательной активности оказалась чрезвычайно трудной ввиду повсеместного использования различного оборудования и машин, облегчающих и заменяющих физический и умственный труд, а также широкого распространения всевозможных «малоподвижных» средств рекреации, отдыха и развлечений, несмотря на огромное количество данных, свидетельствующих о пользе двигательной активности [3, с. 148].

Здоровый образ жизни не складывается сам по себе, в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Важно понять взаимосвязь между условиями формирования и реализацией образа жизни, наметить пути и средства его организации [2, с. 217].

Известно, что в последние годы постоянно увеличивается число первокурсников с различными отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниями хронического характера, различного рода физическими и психическими перенапряжениями, травмами. В результате число студентов-первокурсников высших учебных заведений, отнесенных в специальную медицинскую группу, составляет 15-20%, а в процессе обучения численность таких групп увеличивается до 50%. Этой категории молодых людей целесообразно заниматься двигательной реабилитацией, средства, методы и формы проведения которой вплотную смыкаются с лечебной физической культурой [5, с.18].

Недостатки в организации и методике преподавания физической культуры в вузе способствует негативному отношению к предмету «Физическая культура» и низкой мотивации к здоровому образу жизни.

Цель исследования

Формирование мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями путем внедрения инновационных технологий физического воспитания студентов, основанных на приоритетных направлениях физкультурно-оздоровительной деятельности, индивидуализации, состоянии здоровья, психологических и морфофункциональных особенностях, образа жизни, материальной базы.

Основные задачи исследования

1. Изучить отношение студентов к здоровому образу жизни.

2. Дать оценку отношения студентов к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

3. Разработать и экспериментально обосновать инновационную технологию в образовательном процессе по физической культуре для положительной мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

Методы и организация исследования

Для решения данных задач использовались анкетирование и педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе Технологического университета

(МГОТУ, г. Королев Московской области). В исследовании участвовали студенты 1 и 2 курсов 2014/2015 учебного года.

Результаты исследования

В начале учебного года в рамках исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 72% женщин и 28% мужчин. Было предложено ответить на вопросы анкеты «Понятие и отношение студентов к здоровому образу жизни и двигательной активности». Анализ ответов позволил узнать отношение студентов к здоровью и традиционным занятиям физической культурой, мотивации и приоритетам здорового образа жизни, самообразованию.

В результате анкетного опроса студентов определено, что под понятием «здоровый образ жизни» главным критерием считают занятие спортом - 42%, отказ от вредных привычек - 26%, режим труда и отдыха - 18%, оздоровительные процедуры - 9%, рациональное питание - 5%.

Анализируя отрицательные факторы, влияющие на здоровый образ жизни студентов, были отмечены следующие критерии: алкоголь - 30%, курение - 21%, наркотики - 15%, неполноценный сон - 12%, нерациональный режим дня - 9%, избыточный вес - 8%, увлечение компьютером - 5%.

Факторами, мешающими заниматься своим здоровьем, являются: недостаток времени - 37%, отсутствие условий - 28%, отсутствие интереса - 23%, лень - 12%.

Основными причинами мотивации к здоровому образу жизни были отмечены: избыточный вес - 35%, проблемы со здоровьем - 28%, внешняя привлекательность - 19%, снятие стресса - 13%, общение - 5%.

Рост значимости образования и самообразования в условиях успешной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда, также повышает ценность знаний в сфере физической культуры, в организации самостоятельных занятий для повышения работоспособности и улучшения здоровья. Существование многообразных источников информации об инновационных технологиях в процессе образования физической культуры позволяет повысить работоспособность и интерес к двигательной активности, а также грамотный подход к самостоятельным занятиям. В результате опроса источником получения информации для респондентов является: интернет - 64%, лекции - 21%, посещение фитнес-клубов - 9%, семинаров - 4%, чтение книг - 2%.

Одним из разделов анкетирования была оценка состояния своего здоровья (табл. 1).

По результатам анкетирования оценки состояния здоровья видно, что в начале учебного года студенты не особенно обеспокоены уровнем и состоянием своего здоровья. Они не уделяют достаточного внимания правильному режиму дня, отдыха и питания. Наихудшие показатели 2 курса определил фактор большой загруженности и нехватки времени. Студенческая молодежь недооценивает значение состояния своего здоровья для предстоящей профессиональной деятельности и не осознает значимость здорового образа жизни.

Таблица 1

Оценка состояния здоровья студентов 1-2 курсов (%)

Отношение к здоровью 1 курс 2 курс

Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года

Считаю себя здоровым 32 36 28 32

Имею нарушение осанки 23 21 32 28

Часто болею простудными заболеваниями 18 14 24 22

Имею два и более хронических заболевания 12 12 18 17

Регулярно занимаюсь укреплением здоровья 34 36 31 33

Систематически закаливаюсь 12 13 8 10

Занимаюсь профилактикой снятия стресса 15 16 11 16

Занимаюсь двигательной активностью 26 34 23 30

Соблюдаю режим дня 18 19 17 17

Воздерживаюсь от вредных привычек 12 13 9 11

Рационально питаюсь 26 32 29 31

Имею полноценный сон 27 28 24 26

Имею лишний вес 28 25 32 28

Принимаю витамины 7 8 3 3

Занимаюсь самоконтролем состояния здоровья 2 4 5 7

Анализ отношения студентов к физической культуре показал, что отрицательно относятся к занятиям 8%, положительно - 31,2%, отрицательно - 60,8%. Высказали пожелания заниматься по различным спортивным направлениям - 58%, в фитнес-клубах - 32%, самостоятельно - 7%, лечебной физкультурой - 3%.

При разработке и внедрении оздоровительной технологии в образовательный процесс физической культуры произошло: положительное отношение к предмету «Физическая культура»; формирование личности; снижение заболеваемости; повышение физического развития и двигательной активности; возможность выбора нетрадиционных видов физических упражнений; изучение различных составляющих здорового образа жизни (закаливание, питание и др.); введение рейтинговой оценки успеваемости; формирование на уроках физической культуры умений, необходимых для самостоятельных занятий; разработка индивидуальных программ. Использовался комплексный подход различных методик, которые включали в себя следующие направления двигательной активности - спортивные и подвижные игры, аэробика, круговая тренировка, тренажерный зал, в зависимости от сезона, условий занятий и материально-технической базы. Для решения различных задач

разрабатывался учебно-методический комплекс, входящий в блок, который соответствует отдельному разделу учебного материала программы по физической культуре на семестр, учебный год.

На начальном этапе исследования, по данным анкетного опроса, проведенного в экспериментальных группах 1 и 2 курсов, мотивация студентов к здоровому образу жизни и физической культуре такая же, как и в контрольных группах. Вследствие модернизации общепринятой методики преподавания повысился интерес к занятиям по физической культуре с 23 до 39%. К концу учебного года изменилось отношение к здоровому образу жизни с 43 до 58%. По данным контрольных упражнений физическая подготовка повысилась с 45 до 57%.

Выводы

Комплексная программа должна основываться и иметь тесную связь с научными разработками на методологическом, специально-теоретическом уровнях. Основываясь на приоритетах студенческой молодежи, внедрение инновационных технологий в образовательные стандарты физического воспитания углубляет интерес к саморазвитию и самосовершенствованию, повышает мотивацию к занятиям физической культуры.

Литература

1. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе России: методология проектирования и эксплуатации // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 1. -С. 35-38.

2. Бузмакова Т.И., Калинина И.Ф., Татарова С.Ю., Джумаева А.А. Отношение молодежи к здоровому образу жизни. Русский космизм: история и современность // Сборник трудов по материалам научной конференции 22 апреля 2015 г. / под общ. научн. ред. Смирнова В.А. -

М.: Издательство «Научный консультант», 2015. -С.216-222.

3. Калинина И.Ф., Смирнов А.А., Ткаченко А.В. Оздоровительные технологии и формирование интереса к занятиям по физической культуре. «Инновационные технологии в современном образовании» / Сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции 19 апреля 2014 г.: Королев МО: Изд-во «Алькор Паблишер», ФТА, 2015. -С.148-150.

4. Наскалов В.М. Образовательные технологии в комплексном подходе к физическому воспитанию /

B.М. Наскалов, Т.П. Юшкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2006. - № 5. -

C. 90-97.

5. Смирнов А.А. Здоровье и здоровый образ жизни // Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Издательство «Научный консультант», 2000. - № 1. -С. 18-20.

References

1. Balsevich V.K. Infrastructure of highly effective physical training in a comprehensive school of Russia: methodology of designing and operation // Vestnik sportivnoy nauki. -2003. - No. 1. - Pp. 35-38.

2. Buzmakova T.I., Kalinin I.F., Tatarova S.Y., Dzhumae-va A.A. The attitude of young people towards a healthy lifestyle. Russian Space Art: Past and Present // Proceedings of the Materials Science Conference April 22, 2015 / under total. Scien. Ed. Smirnov V.A. - M.: "Scientific adviser" Publishing House, 2015. - Pp. 216-222.

3. Kalinina I.F., Smirnov A.A., Tkachenko A.V. Improving technology and the formation of interest in physical training.

"Innovative technologies in modern education" / Collection of works based on the II International Scientific and Practical Internet Conference April 19, 2014 Mr. Korolev: MO: Publishing house "Alcor Publisher", FTA, 2015. -Pp. 148-150.

4. Naskalov V.M. Educational technology in the complex approach to physical training / V.M. Naskalov, T.P. Yush-kevich // Bulletin Polotskogo gosudarstvennogo univer-siteta. - 2006. - No. 5. - Pp. 90-97.

5. Smirnov A.A. Health and healthy lifestyle // Basics of life safety. - M.: "Scientific adviser" Publishing House, 2000. - No. 1. - Pp. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.