Карантин - время супов, салатов, диетического мяса. Что делать, если завидный аппетит? Здесь ничего нового - больше овощей и фруктов. [4]
Самоизоляция - это смена образа жизни и серьезная перестройка организма, не без стрессов. Поэтому здоровый образ жизни - забота не только о теле.
Самое время подумать и о душевном состоянии. Что поможет переключиться расслабиться, а главное с пользой провести время? Может быть - это любимая музыка и книга, до которой давно не доходили руки...
ВЫВОДЫ
Несмотря на отсутствии спортзалов, стадионов и специальных тренажеров можно поддерживать свою физическую активность и хорошее настроение, ведя здоровый образ жизни. Главное делать это регулярно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудрявицкий Э. Движение в покое. Как сохранить здоровье во время самоизоляции // АиФ в Самаре : [сайт]. - 28.03.2020. - URL: https://samara.aif.ru/society/details/pokoy_v_dvizhenii_kak_sohranit_zdorove_vo_vremya_samoizolyacii (дата обращения: 17.04.2020).
2. Электронная образовательная среда МГОУ : [сайт]. - URL: https://eos.mgou.ru (дата обращения: 17.04.2020).
3. Семенова Д.С. Какой пульс должен быть при физических нагрузках: норма и максимальные значения при ходьбе, кардиотренировке? // Яндекс. Здоровье : [веб-сервис]. - 23 января 2019. - URL: https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=4364 (дата обращения: 17.04.2020).
4. Гафарова С. Как вести здоровый образ жизни в условиях самоизоляции? / София Гафа-рова, Алексей Чачвадзе // Вести Тула : [сайт телеканала]. - 31.03.2020. - URL: https://vestitula.ru/lenta/28403 (дата обращения: 13.11.2020).
REFERENCES
1. Kudryavitsky, E. (2020), "Movement at rest. How to maintain health during self-isolation", AandF in Samara, site. available at: https://samara.aif.ru/society/details/pokoy_v_dvizhenii_kak_sohranit_zdorove_vo_vremya_samoizolyacii (date of access: 17.04.2020).
2. MGOU's e-educational environment, available at: https://eos.mgou.ru (date of access: 17.04.2020).
3. Semenova, D.S. (2019), "What pulse should be during physical activity: the norm and maximum values when walking, cardio training?", available at: https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=4364 (date of access: 17.04.2020).
4. Gafarova, S. and Chachvadze, A. (2020),, "How to lead a healthy lifestyle in conditions of self-isolation?", Vesti Tula, [TV channel website],03/31/2020, available at: https://vestitula.ru/lenta/28403 (date accessed: 11/13/2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2020
УДК 378.17
ДИСТАНЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Дмитрий Александрович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Роман Самирович Исаев, преподаватель, Олеся Вячеславовна Переус,
старший преподаватель, Наталья Анатольевна Маслобоева, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск
Аннотация
Статья посвящена раскрытию роли физической культуры в учебном процессе студентов юридического профиля к формированию здорового образа жизни, которая прямо и косвенно влияет на формирование социальной активности человека. Основными задачами физической культуры и спорта следует считать направленное развитие личностных качеств, которые социально и профессионально необходимы в современных условиях. Выбор правильно подобранных средств и методов физических нагрузок способствует всестороннему развитию: скорости, вниманию, памяти, мышлению и воображению, как в трудовой, так и в профессиональной деятельности. Проведенные исследования позволяют утверждать, что применение дистанционной методики для формирования здорового образа жизни с помощью повышения организации роли физической культуры при обучении студентов, специальности которых не относятся к спорту, повышает их психофизические качества. Физическая активность - важная часть поддержания здоровья человека. Проблема сохранения и укрепления здоровья существовала всегда, но сейчас она стала более актуальной.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, выносливость, работоспособность, профессионализм, мотивация, физическая подготовленность, общая физическая подготовка, физическая активность, физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, личностные качества, формирование личности, педагогическое формирование личности, дистанционная методика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p278-286
REMOTE APPLICATION OF THE METHODS OF DEVELOPMENT OF PSYCHOPHYSICAL QUALITIES FOR FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE
Nikolai Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Dmitry Alexandrovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva; Roman Samirovich Isaev, the
teacher, Olesya Vyacheslavovna Pereus, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Masloboeva, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract
The article is devoted to the disclosure of the role of physical culture in the educational process of legal students to the formation of a healthy lifestyle, which directly and indirectly affects the formation of a person's social activity. The main tasks of physical culture and sports should be considered as the directed development of personal qualities, which are socially and professionally necessary in modern conditions. The choice of correctly selected means and methods of physical activity contributes to the all-round development: speed, attention, memory, thinking and imagination, both in work and in professional activity. The conducted studies allow us to assert that the use of distance methods for the formation of a healthy lifestyle by increasing the organization of the role of physical culture in teaching students, whose specialties are not related to sports, increases their psychophysical qualities. Physical activity is an important part of maintaining human health. The problem of maintaining and strengthening health has always existed, but now it has become more urgent.
Keywords: health, healthy lifestyle, endurance, performance, professionalism, motivation, physical fitness, general physical fitness, physical activity, physical culture, physical culture and sports activity, personal qualities, personality formation, pedagogical personality formation, distance learning method.
Данная проблема, связана со здоровьем и физическим воспитанием у молодого поколения, особенно это актуально для студентов вузов, занимающихся силовой подготовкой для своей будущей профессиональной деятельности и здорового образа жизни. К основному фактору, способствующему потери интереса к спортивно-физкультурной деятельности, относится образ жизни студента. К большому сожалению, студенты не могут самостоятельно заботиться и контролировать свое здоровье во время физических нагрузок. Необходимо с первых дней обучения в вузе на занятиях по физической культуре давать физические нагрузки и самостоятельные задания только под контролем преподава-
теля. Недостаток информации о целесообразности и результатах физического воспитании в дистанционном базовом учебном процессе по физической культуре приводит к потере интереса у студентов на данный учебный предмет, как воспитательный. Сейчас в каждом высшем образовательном учреждении ведутся базовые предметы по физической культуре и спорту, за которые студенты также получают оценки, только это заставляет учащихся относиться к предмету более серьезно и следить за своим здоровьем. Данный предмет очень важен для студентов, так как большую часть их времени занимает малоподвижный образ жизни за выполнением учебно-лекционных заданий, что способствует снижению двигательной активности с потерей интереса как к предмету.
Так, на примере юридического института Сибирского федерального университета, в связи с удаленностью от основных спортивных сооружений и возможностью заниматься на улице, студенты мало бывают на свежем воздухе, что часто вызывает головокружение, усталость, сонливость и снижение иммунной системы. Вследствие чего из-за малоподвижности начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, что очень плохо для их общего здоровья и будущей профессиональной подготовленности и деятельности. Все это связано с тем, что все учебные занятия, теоретические и практические проводятся в помещениях, тем самым студенты проводят очень мало времени на улице, как в теплое, так и в холодное время года. А пребывание на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, дает только положительный эффект для укрепления здоровья [1, 6, 7, 8,
9].
Само понятие «физическое воспитание как процесс обучения в вузе» подразумевает образовательный процесс, который является обязательным для всех студентов, а также способствует развитию спортивных навыков и поддержанию здорового образа жизни. Огромный вклад в развитие этого понятия, привнес русский педагог и анатом Лесгафт Пётр Францевич. Он считал, что физическое воспитание нужно прививать еще с дошкольного возраста, чтобы оно вошло в привычную систему и оставалось с человеком на протяжении всей жизни [3, 10, 11]. В своих работах, он приравнивал физическое и духовное развитие друг к другу: «Необходимо, - писал Лесгафт, - чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Более того, большое внимание он уделял спортивным играм, которые, по его мнению, были лучшим методом физического познания [1, 2, 5]. Сами же психофизические качества человека включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств человека, в частности подростка и студента. Развитие психофизических качеств - основная важная задача в физическом воспитании [4, 6, 10]. Спортивная и физическая активность при правильном ее контроле - это фундамент психологической устойчивости и подготовки студента, которая в первую очередь оказывает моральную поддержку и является гарантом мотивации, организации продуктивного отдыха и правильно сформированного режима дня [2, 4, 5].
Цель работы - изучить организацию формирования психофизических качеств в обучении студентов вуза юридического профиля, и применить дистанционную методику для повышения роли физической культуры в формировании здорового образа жизни.
Нами была разработана дистанционная методика психофизических качеств, для формирования здорового образа жизни студентов высшего учебного заведения, занимающихся в основной группе здоровья по физической культуре и спорту. Для изучения данной методики нами был проведен эксперимент в 2019-20 году. В нём принимали участие 243 студента из 1, 2 и 3 курса (девушки и юноши) юридического института Сибирского федерального университета в возрасте от 18-29 лет.
В начале нашего эксперимента мы провели оценочное наблюдение (сентябрь-декабрь 2019 года) за студентами на учебных занятиях по физической культуре, оценили
их посещаемость учебных занятий и активность (рисунок 1). Далее в конце учебного осеннего семестра (январь 2020 года) нами были исследованы данные студенты, которые ответили на вопросы анкетирования. Вопросы, такие как: для чего нужна физическая культура в вузе, ее цели, задачи; какой ведут образ жизни студенты вне института (активный или малоподвижный) и почему; какую именно профессиональную деятельность по окончанию вуза они выберут; насколько необходима физическая культура в качестве подготовки в вузе (таблица 1). Так же студенты ответили и на вопросы своего психофизического состояния: как выполняется дома физическая разминка, испытывают ли загруженность, усталость от чрезмерных нагрузок (таблица 1). Все это необходимо для изучения здорового образа жизни студентов и понимании их знания в этом.
В следующем новом, весеннем семестре, с февраля 2020 года было добавлено в учебный процесс по физической культуре разработанная нами методика для здорового образа жизни с помощью формирования психофизических качеств, которая очень актуальна для дистанционных занятий. Именно в этот момент нам пришлось применить для дистанционного учебного курса. Это особенно помогло нам, подробнее изучить психофизические качества в период учебных занятий по физической культуре при самоизоляции из-за СОУШ-19, который случился во время учебного периода с марта по июль 2020 года. В начале выполнения дистанционного курса, студентам необходимо было прочитать предложенные задание № 1 с 1 по 15 февраля и задание № 2 с 16 февраля по 4 апреля. Выполнять предложенные комплексы упражнений и задания в домашних условиях, заполняя ежедневно, после каждого занятия дневник самоконтроля. Ознакомительные комплексы (образец) упражнений и шаблон дневника самоконтроля предоставлялся, и его можно было скачать в электронном учебном разделе спортивной специализации данного вуза. Далее при выполнении, файлы с ответами на задания необходимо было прикреплять в разделе данного курса или отправлять на электронную почту преподавателю, с выдержанным требованием к оформлению файла. В данном комплексе упражнений, студенты должны были выполнять поставленную работу в период с 1 февраля и до окончания эпидемиологической обстановки (до конца учебного семестра). Подробное описание заданий:
Задание № 1 с 1 февраля по 15 февраля. Написать самостоятельно реферат на тему «физическая культура для студентов», опираясь на различные интернет ресурсы, изучить ее цели и задачи, самостоятельно осознать значимость данного предмета и сделать личный оценочный вывод по данной теме, опираясь в сравнении на себя. И предоставить на проверку и изучение;
Задание № 2 с 16 февраля по 4 апреля. Составить комплекс № 1 из 26 и более упражнений, состоящий из подготовительной части, основной и заключительной, в котором включены беговые или прыжковые упражнения на 7-10 минут и общеразвивающие упражнения, каждое по 8-10 повторений. С общим временем выполнения до 60 минут. По окончанию срока, так же должны предоставить на проверку и изучение;
Задание № 3 с 6 апреля по 18 апреля. Выполнять разработанный комплекс упражнений по плану занятия, выполнять 2-3 раза в неделю по 60 минут и заполнять все в дневник самоконтроля, ежедневно (заносить краткое содержание занятия и оценку своего самочувствия, как субъективного, так и объективного с комментарием, измерение ЧСС (пульса), оценить свой уровень работоспособности). Разработать и составить новый, комплекс упражнений №2 с выполнением упражнений на 60 минут. Предоставить на проверку и изучение дневник самоконтроля;
Задание № 4 с 20 апреля по 2 мая. Продолжать выполнять комплекс упражнений №1 по предложенному плану 2-3 раза в неделю по 60 минут. Продолжать заполнение дневника самоконтроля ежедневно (заносить краткое содержание занятия и оценку своего самочувствия, как субъективного, так и объективного с комментарием, измерение ЧСС/пульса). Самостоятельно разработать блок общей физической подготовки (ОФП) из 5 упражнений на основные группы мышц (грудные мышцы; мышцы шеи, спины, брюшного пресса; мышцы рук и ног) с определенной дозировкой, в зависимости от своей физической подготовленности и сложности упражнения, не следует подбирать очень сложные упражнения, которые невозможно выполнить в домашних условиях. По окончанию срока, предоставить на проверку;
Задание № 5 с 4 мая по 16 мая. Выполнять комплекс упражнений № 2 по предложенному плану занятий 2-3 раза в неделю по 60 минут. Продолжать заполнение дневника самоконтроля, ежедневно (заносить краткое содержание занятия и оценку своего самочувствия, как субъективного, так и объективного с комментарием, измерение ЧСС (пульса), оценить свой уровень работоспособности). Необходимо снять разработанный блок ОФП на видео, просмотреть его и сделать самоанализ выполнения (дать объективную оценку выполняемым своим упражнениям). Объем видео 35 минут не более. По окончанию срока, предоставить на проверку;
Задание № 6 с 18 мая по 14 июня. Выполнять комплекс упражнений №2 по предложенному плану, 2-3 раза в неделю по 60 минут. В этом же комплексе необходимо выполнить блок ОФП, разработанный ранее студентом самостоятельно (т. е. блок ОФП по который был разработан и составлен в задании № 4).
Продолжать заполнение дневника самоконтроля, ежедневно (заносить краткое содержание занятия и оценку своего самочувствия, как субъективного, так и объективного с комментарием, измерение ЧСС (пульса), оценить свой уровень работоспособности). По окончанию срока, предоставить все задания и данные на проверку. В конце учебного весеннего семестра (июнь-июль 2020 года) мы повторно провели анкетирование (таблица 1) и анализ выполненных, полученных учебных работ в ходе эксперимента, с дополнением в учебный процесс по физической культуре разработанной нами дистанционной методике для формирования психофизических качеств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведенного анкетирования в два этапа (начало и конец учебного года) в процентном соотношении по каждому вопросу было выявлено: знание респондентов о необходимости физической культуры в вузе, ее цели и задачи. Так же было выяснено, какой образ жизни вне института ведут студенты: активный или малоподвижный. Какую именно профессиональную деятельность (правовую или силовую) по окончанию вуза выберут, насколько необходима физическая культура в вузе в качестве подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же студенты ответили, как выполнятся дома физическая разминка и испытывают ли загруженность, усталость от чрезмерных нагрузок от учебной деятельности. В конце учебного осеннего и весеннего семестра было проведено данное анкетирование. Результаты проведенного теста представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительные результаты анкетирования о физической культуре
Вопросы Кол-во: 1 курс 2 курс 3 курс
61 чел 95 чел 87 чел
Семестр: Осенний Весенний Осенний Весенний Осенний Весенний
Ответы
Для чего нужна студентам физическая культура в вузе Знаю 11% 100% 31% 97% 33% 99%
Не знаю 89% 0% 69% 3% 67% 1%
Образ жизни студентов вне института Активный 68% 65% 54% 57% 32% 49%
Не активный 32% 35% 46% 43% 68% 51%
Выбор определенной профессиональной деятельности Правовая 65% 53% 72% 79% 67% 63%
Силовая 35% 47% 28% 21% 33% 37%
Пригодится ли ФК в вузе для проф. деятельности Да 33% 51% 28% 31% 25% 43%
Нет 67% 49% 72% 69% 75% 57%
Выполняете ли дома утром или вечером физ. разминку Выполняю 8% 37% 11% 38% 3% 45%
Не выполняю 92% 63% 89% 62% 97% 55%
Загруженность, усталость от чрезмерных нагрузок Испытываю 85% 48% 94% 57% 95% 54%
Не испытываю 15% 52% 6% 43% 5% 46%
По результату проведенного наблюдения, для наглядности и анализа динамики посещения учебных занятий по физической культуре студентов юридического института, уровень посещаемости является стабильно устойчивым. На приведенном примере (рисунок 1) можно проследить, на каких курсах отмечается снижение уровня посещаемости учебных занятий по физической культуре, а на каких, наоборот, рост показателей. Как
правило, спад показателей связан с учебно-методической и лекционной загруженностью студентов. Которые предпочитают пропустить непрофильные предметы, в виде физической культуры, в пользу изучения теоретических материалов. Что в свою очередь, неблагоприятно влияет на физическую активность и показатели здоровья студентов. Так как малоподвижность и постоянная умственная работа способствует развитию сколиоза, психоза, плохому метаболизму, частым головным болям, сонливости, ожирению, ухудшению общего состояния здоровья и т.п.
120
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1 курс ■ 2 курс ■ 3 курс
Рисунок 1 - Состояние посещаемости учебных занятий по физической культуре в осеннем семестре 2019 года,
в %
Далее нами был, произведет анализ всех выполненных и полученных учебных работ в ходе эксперимента, разработанный нами дистанционной методике обучения и формирования психофизических качеств по физической культуре для здорового образа жизни. Полученные данные, где студенты, самостоятельно записывали все свои показания здоровья и состояния при выполнении заданий, могли наблюдать свою результативность, наглядно видеть показатели спада или прироста физической активности. Так же могли сравнить свое психофизическое состояние, которое наглядно улучшилось, благодаря плавному графику выполнения учебных работ. Где студенты могли самостоятельно распределять свою нагрузку, связанную с учебной деятельностью.
В анализе экспериментальной методике выяснено, что в таком режиме (самоизоляции), на дистанционном обучении, студенты учатся и выполняют всю учебную работу так же в прежнем режиме. За исключением того, что они в любой момент могут остановиться и уделить несколько минут физической разминке, отдохнуть от умственной работы и затем снова продолжить. Тем самым учебные занятия по физической культуре были увеличены с возможностью выполнения до трех раз в неделю, но не менее двух, с полным контролем выполнения заданий и фиксации своего состояния организма для наглядности. По завершению эксперимента, мы наблюдали рост интереса у студентов к физическим движениям в домашних условиях, это способствовало, по их мнению, улучшению самочувствия и повышению умственной активности. Возможность поддерживать мышцы в тонусе, благодаря методике дистанционного развития психофизических качеств. Снизилась утомляемость, напряженность и усталость при выполнении теоретических учебных заданий. Появились знания о том, для чего нужна физическая культура в вузе - она является одной из главных составляющих здорового образа жизни у студента, и понятия о том что - недостаток движений ведет к ослаблению организма, и именно физическая нагрузка помогает поддерживать в работоспособном состоянии сердечно-сосудистую и мышечную систему. Тем самым появились навыки здорового образа жизни и мотивация к занятиям физической культурой. Наблюдается рост физических показателей для профессиональной деятельности студентов, чьи специальности не связаны со спортом и умением в поддержании своего самочувствия. По заключительным результатам тестов наглядно видно, что студенты при обучении в вузе не профильной специальности по физической культуре и
спорту, не знают, для чего им нужна в учебных занятиях физическая культура, какую роль она играет в жизни студента, в его здоровье и самовоспитании. Несмотря на доступность информации, которую они могут получить самостоятельно в интернете и различных иных источников, студенты не используют это, вследствие большой учебной загруженности, утомляемости, отсутствием времени и контроля над своим здоровьем, в следствии часто теряют интерес к активной жизни. В результате чего не получают пользы от выполняемых физических упражнений, а отсутствие мотивации, кроме как оценочной, приводит к ухудшению активности на занятиях и повышению большей утомляемости, тем самым игнорирование и пропуск данного учебного занятия.
Применение дистанционной методики развития психофизических качеств, для формирования здорового образа жизни при обучении студентов, позволило успешно усваивать учебный материал и снизить усталость при учебных умственных нагрузках на первом курсе с 85% до 48%, на втором курсе с 94% до 57%, на третьем курсе с 95% до 54%, по результатам опрашиваемых. Значимость и результативность разминочных упражнений в домашних условиях во время выполнения учебных заданий возросло на первом курсе с 8% до 37%, на втором курсе с 11% до 38% и на третьем с 3% до 45% респондентов. Теоретические знания целей, задач и результативных факторов при использовании физических упражнений и ведения активного образа жизни, позволяет студентам понять, что выбранная профессия, в условиях жесткой конкуренции, подразумевает высокую работоспособность в умственном труде для достижения успехов в своей профессии. Тем самым без двигательной активности, а именно без физических упражнений и формирования здорового образа жизни, развития практико-профессиональных навыков и умений для готовности студента к будущей профессиональной деятельности невозможно.
Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что только комплекс теоретических и практических занятий по физической культуре и их выполнение, имеет особенно существенное значение в проводимых мероприятиях по формированию здорового образа жизни студентов, так как именно мышечная активность способствует повышению обменных процессов веществ и энергии в организме.
ВЫВОД
В профессиональных условиях обучения обязательными личностными качествами студентов, которые должна совершенствовать подготовка, являются: волевой настрой, стрессоустойчивость, тактическое мышление, память и многое другое. Более того формирование качеств физкультура формирует в человеке заботу о своем теле и здоровье. Если психофизическая подготовка будет не соблюдена в полном объеме, финальной точкой станет срыв и даже полный отказ от физической активности.
Поэтому немаловажно дать базовые знания студенту с начала его обучения в вузе, которые необходимы для физического развития: объяснить цели, задачи физической культуры и спорта в высшем учебном заведении. Указать влияние на организм при активном образе жизни и наоборот, помочь оценить свои возможности, направить или дать рекомендации в определенную спортивную специализацию согласно его силовым возможностям, контролировать посещение физической культуры, агитировать заниматься активным образом жизни дома, находить свободное для этого время. Именно это является существенной предпосылкой для разработки научно-методического обеспечения подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Если говорить о самих методах и психофизических приемах воздействия на студентов, то в первую очередь стоит сказать о том, что разработка упражнений сугубо индивидуальна. Все зависит от студента и группы, в которой они занимаются, с которым проводится психофизическая подготовка, его навыках, анализе поведения в повседневной и в спортивной жизни. Несмотря на это, существуют некоторые основные комплексы мероприятий и универсальные приемы, способствующие наиболее полной реализации по-
тенциальных возможностей студента. В первую очередь, несмотря на парадоксальность, одной из лучших психофизических подготовок является участие студента внутри вузовских соревнованиях по физической культуре. Поэтому важно постепенно погружать его в сферу состязаний, начиная с самых незначительных физически активных соревнований.
Также важную роль в осуществлении психофизической подготовки несет в себе использование специальных техник упражнений, которые постепенно усложняются и позволяют студенту привыкать к нагрузке и условиям физического утомления. Но не стоит забывать и о восстанавливающих упражнениях, как йога и медитация, которые позволяют расслабиться и погрузиться в полную релаксацию мышц и сознания. Но в таких случаях, когда психофизическая подготовка проведена поздно, и студент уже прибывает в депрессивном состоянии, лучшим методом будет взять кратковременную паузу. Но здесь важно, чтобы студент косвенно напоминал себе о спорте и физической активности через личные вещи, кино и матчи. Иначе настанет полное безразличие к спорту, чего допускать нельзя.
Таким образом, физическое воспитание для студента - это важнейшее средство, как способ формирования личности, так и всего организма. Занятия физической культурой особенно важны, ведь благодаря им закаляется характер, а также развиваются силовые качества. Поэтому важно и нужно заботиться не только о своей физической форме, но и о психологическом состоянии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов вуза / И.М.О. Джолиев, Л.Ф. Грошева, Л.А. Шинкарюк, Н.М. Каримов, А.С. Мишин, Д.С. Сосновских // Молодежь и наука. - 2019. - № 3. - URL: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4354 (дата обращения: 01.10.2020).
2. Некоторые аспекты формирования культуры личности студента средствами физической культуры и спорта на занятиях по лёгкой атлетике / И.М.О. Джолиев, Б.М. Сапаров, Л.Ф. Грошева, Л.А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2019. - № 2. - URL: http://min.usaca.ru/issues/72/articles/4293 (дата обращения: 01.10.2020).
3. Физическая культура и физическая подготовка : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. Кикотя В.Я., Барчукова И.С. - Москва : Юнити, 2017. - 431 c.
4. Влияние средств физической культуры и спорта на социализацию личности выпускника вуза / Г.Л. Миронова, С.В. Антонов, О.П. Неверова, Н.М., Каримов Н.Л. Тушнолобова, Л.А. Шин-карюк // Аграрное образование и наука. - 2017. - № 2. - URL: http://aon.urgau.ru/ru/issues/25/articles/641 (дата обращения: 01.10.2020).
5. Мелешкова, Н.А. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза / Н.А. Мелешкова, С.А. Григорьева, Н.А. Букреева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №1 (21). - С. 161-164.
6. Патаркацишвили, Н. Ю. Роль физкультурно-спортивной деятельности в развитии личностных качеств / Н.Ю., Патаркацишвили А.Н. Савчук, М.Д. Кудрявцев // Образование и социализация личности в современном обществе : материалы XI Международной научной конференции. -Красноярск, 2018. - С. 261-263.
7. Русяйкина А.В. Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Русяйкина // Молодой ученый. - 2016. -№ 26 (130). - URL: https://moluch.ru/archive/130/36231/ (дата обращения: 30.01.2020).
8. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности / Б.М. Сапаров, И.М.О. Джолиев, Л.Ф. Грошева, Л.А. Шинкарюк, А.С. Мишин // Молодежь и наука. - 2019. - № 3. - URL: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4360 (дата обращения: 01.10.2020).
9. Фомин, С.А. Здоровьесберегающая деятельность в вузах (анализ научных данных специалистов) / С.А. Фомин, А.Р. Шевченко // Эпоха науки. - 2019. - № 19. - С. 149-152.
10. Уровень развития физических качеств как мотивирующий фактор для формирования здорового образа жизни / Л.А. Шинкарюк, Н.М. Каримов, Б.М. Сапаров, И.М.О. Джолиев, О.С. Рогов, А.С. Мишин // Молодежь и наука. - 2019. - № 12. - URL:
http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894 (дата обращения: 01.10.2020).
11. Развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности и формирование профессионально-кондиционной готовности студентов Уральского государственного аграрного университета / Л.А. Шинкарюк, Н.М. Каримов, Б.М. Сапаров, А.А. Ладыгина // Аграрное образование и наука. - 2018. - № 3. - URL: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894 (дата обращения: 01.10.2020).
REFERENCES
1. Dzholiev, I.M.O., Grosheva, L.F., Shinkaryuk, L.A., Karimov, N.M., Mishin, A.S. and Sos-novskikh, D.S. (2019), "Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle for university students", Youth and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4354.
2. Dzholiev, I.M.O., Saparov, B.M., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2019), "Some aspects of the formation of a student's personality culture by means of physical culture and sports in the classroom in athletics", Youth and Science, No. 2, available at: http://min.usaca.ru/issues/72/articles/4293
3. Kikot, V.Ya. and Barchukova, I.S. (2017), Physical culture and physical training, textbook, Unity, Moscow.
4. Mironova, G.L., Antonov, S.V., Neverova, O.P., Karimov, N.M., Tushnolobova, N.L. and Shinkaryuk, L.A. (2017), "The influence of physical culture and sports means on the socialization of the personality of a university graduate", Agrarian education and science, No. 2, available at: http://aon.urgau.ru/ru/issues/25/articles/641.
5. Meleshkova, N.A., Grigorieva, S.A. and Bukreeva, N.A. (2016), "Physical education and the formation of a culture of health, a healthy lifestyle among university students", Professional education in Russia and abroad, No. 1 (21), pp. 161-164.
6. Patarkatsishvili, N.Yu., Savchuk, A.N. and Kudryavtsev, M.D. (2018), "The role of physical culture and sports activity in the development of personal qualities", Education and socialization of the individual in modern society: materials of the XI International scientific conference, Krasnoyarsk, pp. 261-263.
7. Rusyaykina A. V. (2016), "Features of the influence of physical exercises and sports on the formation of a healthy lifestyle of students", Young scientist, No. 26 (130), available at: https://moluch.ru/archive/130/36231/ (date accessed: 30.01.2020).
8. Saparov B.M., Dzholiev I.M.O., Grosheva L.F., Shinkaryuk L.A. and Mishin A.S. (2019), "The role of physical culture and sports in the spiritual education of the individual", Youth and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/73/articles/4360.
9. Fomin, S.A. and Shevchenko, A.R. (2019), "Health-saving activity in universities (analysis of scientific data of specialists)", Epoch of Science, No. 19, pp. 149-152.
10. Shinkaryuk, L.A., Karimov, N.M., Saparov, B.M., Dzholiev, I.M.O., Rogov, O.S. and Mishin A.S. (2019), "The level of development of physical qualities as a motivating factor for the formation of a healthy lifestyle", Youth and Science, No. 12, available at: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894.
11. Shinkaryuk, L.A. Karimov, N.M., Saparov, B.M. and Ladygina, A.A. (2018), "Development of interest in physical culture and sports activities and the formation of professional-conditional readiness of URGAU students", Agrarian Education and Science, No. 3, available at: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4894.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.10.2020
УДК 796.032
ОЛИМПИЙСКИЙ АГОН И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: К ВОПРОСУ КОРРЕКТНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ
Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье представлен критический анализ господствующей в научно-методической литературе устойчивой традиции отождествления древнегреческих телесных практик (Олимпийский агон,