Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯ- НИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯ- НИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СЛУХОВЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Татьяна Анатольевна, Масалович Юлия Михайловна

По результатам нейропсихологического обследования дошкольников и младших школьников было обнаружено выраженное влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние слухоречевой памяти, фонематического восприятия и номинативной функции речи детей. Хуже всего эти функции сформированы у детей, один или оба родителя которых имеют лишь основное общее образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фотекова Татьяна Анатольевна, Масалович Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PARENTS’ TOTAL EDUCATIONAL LEVEL ON THE STATE OF CHILDREN’S AUDITORY VERBAL FUNCTIONS

The neuropsychological research was carried out among preschool and primary school-aged children from two-parent families. The influence of parents’ total educational level on the state of children’s auditory verbal functions, phonemic awareness and the nominative function of children’s speech was found out. These functions are worst formed in the children, whose parents or one of them have got only compulsory education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯ- НИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ»

Из табл. 3 видно, что показатели по обеим базовым шкалам САМОАЛ увеличились.

Напомним, что повышение показателей по основной шкале свидетельствует об улучшении способностей к полноценной жизни в настоящем моменте с одновременным ослаблением тенденций к застреванию на прошлых событиях, упущенных возможностях и т.п. и к невротическому фантазированию о будущем без фактических действий по реализации этих фантазий. Повышение же значений шкалы «ценности» свидетельствует об увеличении в системе ценностей человека части, состоящей из ценностей, присущих самоактуализирующимся людям. Это такие ценности, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. Значимое повышение анализируемых показателей является важным признаком динамических изменений, происходящих с трансцендентным вектором. Выводы:

Программа развития мотивационного баланса основывается на разработанной равновесно-динамической модели мотивации достижения и решает следующие задачи:

1) Повышение уровня мотивации достижения с учетом сбалансированного развития адаптационной и трансцендентной ее составляющих.

2) Развитие возможностей психической и социально-психологической адаптации участников.

3) Расширение личностных ресурсов трансценден-ции, саморазвития и самоактуализации.

4) Овладение стратегиями балансирования адаптационного и трансцендентного личностных векторов. Поскольку у лиц с психической патологией наблюдается ослабление мотивации достижения с редукцией обоих ее векторов - адаптационного и трансцендентного, психокоррекционные мероприятия в этой сфере должны формироваться с учетом необходимости из развития и усиления.

Предложенная психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. Различия состоят в длительности и акцентировании тех или иных тематических блоков программы.

В группе лиц с психическими нарушениями выявлены увеличение мотивации достижения в сочетании с усилением обоих ее векторов: адаптационного и трансцендентного. Выявлены значимые изменения по всем исследуемым параметрам социально-психологической адаптации, кроме параметра «доминирование», по показателям шкал САМОАЛ «ориентация во времени» и «ценности», а также повышение показателей мотивации достижения.

Литература

1. Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности // Психологический журнал - 1992. - №2 - С. 170-172.

2. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.05. - Санкт-Петербург, 1999. - 194 с.

3. Lazarus R. Stress, appraisal and coping. - New York, 1984. - 218 p.

ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯ-

W W 4

НИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ1.

Фотекова Татьяна Анатольевна

доктор психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова,

г.Абакан

Масалович Юлия Михайловна

Магистрант 2 года обучения, Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова, г.Абакан

THE INFLUENCE OF PARENTS' TOTAL EDUCATIONAL LEVEL ON THE STATE OF CHILDREN'S AUDITORY VERBAL FUNCTIONS. Fotekova Tatiana, Doctor of Psychology, Associate Professor, N.F. KatanovKhakass State University, Abakan Masalovich Yulia, undergraduate of 2nd year N.F. KatanovKhakass State University, Abakan АННОТАЦИЯ

По результатам нейропсихологического обследования дошкольников и младших школьников было обнаружено выраженное влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние слухоречевой памяти, фонематического восприятия и номинативной функции речи детей. Хуже всего эти функции сформированы у детей, один или оба родителя которых имеют лишь основное общее образование.

публикация подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

ABSTRACT

The neuropsychological research was carried out among preschool and primary school-aged children from two-parent families. The influence of parents' total educational level on the state of children's auditory verbal functions, phonemic awareness and the nominative function of children's speech was found out. These functions are worst formed in the children, whose parents or one of them have got only compulsory education.

Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, слуховые функции

Keywords: higher mental functions, socio-cultural factors, auditory functions

Когнитивное развитие ребенка обусловлено сложным взаимодействием нейробиологических и социокультурных факторов. Существенное влияние оказывают интеллектуальные характеристики и образовательный уровень родителей. Это доказывают многочисленные исследования, свидетельствующие о важности как образовательного статуса каждого из родителей, так и их суммарного образования [2,6-8]. Спорным остается вопрос о том, чье влияние, материнское или отцовское, является более важным. Также нуждается в дальнейшем изучении проблема характера и специфики воздействия на высшие психические функции детей образовательного уровня каждого из родителей.

Бесспорным является факт, что чем лучше образованы мать и отец, тем успешнее развиваются языковые способности детей, что объясняется более высоким уровнем речевого функционирования образованных родителей, а также их целенаправленными усилиями по развитию речи детей. Есть данные, указывающие на то, что более образованные отцы и матери больше разговаривают со своими детьми, используя при этом более разнообразный лексикон, чаще читают им вслух [3]. Вербальные функции также испытывают сильное влияние со стороны материального положения и размеров семьи [2,3]. Однако по мнению Chevalier, A., Lanot, G., (2002)эффект финансовых ограничений на получение образования проявляется меньше, чем влияние семьи и, прежде всего, образовательного уровня родителей.

Было проведено нейропсихологическое обследование 515 детей из полных семей, проживавших в Респуб-

лике Хакасия. Средний возраст детей 7 лет и 3 месяца. Соотношение мальчиков и девочек соответствует 46,4% и 53.6%. Для изучения влияния уровня совокупного образования родителей на формирование высших психических функций (ВПФ) детей родительское образование было представлено как пятиуровневая шкала. Максимальный уровень совокупного образования при таком подходе выглядит как сумма высших образований обоих родителей, а минимальный как сумма двух общих образований. В результате с учетом совокупного образовательного уровня родителей все дети были разделены на группы. В группу 1 вошли дети, оба родителя которых имели высшее образование (102 человека, 22,3%). Группа 2 объединила детей, один родитель которых имел высшее, а второй среднее профессиональное образование (115 человек, 27,2%). В группе 3 оказались те, кто имел обоих родителей со средним профессиональным образованием, либо одного родителя с высшим, а другого с общим образованием, последних было 4,9%, а всего в группе 3 оказалось 167 человек, что составило 35,2% от общего числа обследованных. Группа 4 была немногочисленна, всего 38 человек, что составило 9,0%, дети в ней имели одного родителя со средним профессиональным и одного с общим образованием. Самой маленькой оказалась группа 5, в которую вошел 31 ребенок (6,5%) из семьи, где оба родителя имели только общее школьное образование. Как оказалось, в нашей выборке чаще всего встречались дети, оба родителя которых имеют среднее профессиональное образование, а самым низкочастотным вариантом был тот, где оба родителя имели только школьное образование.

0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

0,29

0,09

1 группа

-0,09

3 группа

-0,35

-0,69

Рис.1 Значения суммарного показателя слухоречевых функций в разных группах Обозначение групп: 1 - высшее+высшее, 2 - высшее+ среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональ-ное+среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее+ основное общее.

Было проведено полное нейропсихологическое обследование каждого ребенка, однако в статье подробно рассматриваются только результаты применения проб, оценивающих переработку слуховой информации. Это

пробы на запоминание двух групп по три слова, понимание названий предметов и действий, близких по звучанию и значению и пересказ текста (лексический критерий). Также высчитывался суммарный показатель (индекс),

объединяющий наиболее важные для данной функции параметры. Этот показатель затем подвергался стандартизации. Использовалась процедура исследования и система оценки, предлагаемые Т. В. Ахутиной с соавторами^]. Только баллы начислялись по принципу «чем лучше выполнение, тем выше балл»[4].Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, и апостериорных критериев. Применялся пакет программ IBMSPSSStatistics 20.

Дисперсионный анализ выявил сильный эффект фактора совокупного образовательного уровня родителей для индексаслухоречевых функций ^=8,62, р=0,000). Попарные сравнения подтвердили различия почти между всеми группами детей, выделенными с учетом стратификации образовательного статуса родителей.Значения индексов слуховых функций для всех выделенных групп представлено на рисунке 1.

_Показатели слухоречевых функций в зависимости

Дети самых образованных отцов и матерей отличаются от сверстников, у которых только один родитель столь же образован, а второй имеет среднее профессиональное образование (р=0,018), также они отличаются от детей, один родитель которых имеет среднее профессиональное образование, в другой только школьное (р=0,002) и от детей, оба родителя которых мало образованы (р=0,000). Кроме того, от двух последних групп в лучшую сторону отличаются и дошкольники, и младшие школьники, один родитель которых обладает высшим, а второй средним профессиональным образованием (р=0,029 и р=0,001).

Анализ отдельных показателей выполнения проб также обнаружил многочисленные различия между группами (таблица 1).

Таблица 1

совокупного образовательного уровня родителей_

Название показателя 1 2 3 4 5 F P

Слухоречевая память: 1 воспроизведение 3,62 3,29 3,41 3,8 2,75 3,42 0,009**

Слухоречевая память: 3 воспроизведение 5,39 4,92 5,17 4,95 4,48 4,28 0,002**

Слухоречевая память: отсроченное воспроизведение 5,26 4,38 4,77 4,34 3,54 13,06 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество звуковых замен 0,35 0,57 0,39 0,37 0,88 2,92 0,021*

Запоминание двух групп по три слова: количество искажений при воспроизведении 0,16 0,24 0,34 0,33 0,85 6,97 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество вербальных замен по семантическому сходству 0,04 0,16 0,16 0,61 0,21 7,76 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество вертикальных повторов 0,35 0,73 0,57 0,70 1,33 5,48 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество пропусков слов при воспроизведении 4,11 5,14 4,56 5,74 7,15 5,78 0,000**

Лексическое оформление текста 1,99 1,88 1,78 1,80 1,48 2,47 0,044*

Понимание названий предметов близких по звучанию 3,46 3,27 3,26 3,00 3,15 2,025 0,090

Понимание названий предметов близких по значению 2,88 2,51 2,49 2,36 2,18 2,77 0,027*

Обозначение групп: 1 - высшее+высшее, 2 - высшее+ среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональ-ное+среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее+ основное общее. В двух последних столбцах представлены результаты однофакторного дисперсионного анализа.

Наилучшие показатели характерны для детей 1 и 2 группы, самые низкие - для группы 5, иногда группы 4. Продуктивность непроизвольного запоминания достоверно лучше в группе 1, чем в группе 5 (р=0,013), третье воспроизведение в группе 1 существенно успешнее, чем в группах 2 (р=0,031) и 6 (0,012), т.е. дети наиболее образованных родителей имеют более продуктивную кратковременную произвольную слухоречевую память. Максимальное число различий между группами выявлено по показателям отсроченного воспроизведения. Средний результат группы 1 достоверно отличается от показателей всех остальных группы (р<0,01). Т.е. образовательный уровень родителей оказывает явное положительное влияние на способность детей к долговременному хранению слухо-речевой информации и на устойчивость следов памяти к интерференции. У испытуемых с мало образованными родителями достоверно хуже, чем в 1 группе развит фонематический слух (р=0,040), что проявляется в частых звуковых заменах при воспроизведении слов. Дефицит фонематического восприятия характерен и для детей из чет-

вертой группы, они также отличаются от группы 1 по результатам пробы на понимание слов близких по звучанию (р=0,040). Дети мало образованных родителей чаще детей из первой (р=0,008) и второй (р=0,025) групп практикуют искажения стимульных слов. Снижение продуктивности закономерно сопровождается нарастанием числа различных ошибок и пропусками слов. Больше всего пропусков допускают дети родителей с самым низким образовательным уровнем. Они отличаются по этому признаку от детей из групп 1 (р=0,001) и 3 (р=0,005). Такие особенности переработки речеслуховой информации у детей с невысоким уровнем родительского образования могут рассматриваться как предикторы трудностей в обучении.

Полученные данные позволяют утверждать, что совокупный образовательный уровень родителей оказывает выраженное влияние на способность детей к переработке слухоречевой информации. Этому влиянию подвержены фонематическое восприятие, номинативная функция речи и, особенно, слухоречевая память, которые сформированы тем лучше, чем более высокий уровень

образования имеют родители. В самом невыгодном положении оказываются дети, чьи родители не обладают профессиональным образованием, а имеют лишь общее. Слу-хоречевые функции играют очень важную роль в обучении, которое носит преимущественно вербальный характер и в значительной мере опирается на слуховую память, поэтому совокупный образовательный уровень родителей можно рассматривать как один из предикторов успешности в обучении детей.

Литература

1. Ахутина Т.В. Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Макси-менко М.Ю. Методики нейропсихологического исследования детей //Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под.редТ.В.Ахутиной, О.Б. Иншако-вой. М.: Секачев,2012. С.11-33

2. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. Дата обновления: 03 февраля 2005. URL: http://library.by/portalus/ modules/ psychology/readme.php?subaction=showfull&id=110 7443450&archive=1120045935&start from=&ucat=& (дата обращения: 06.08.2015).

3. НисбеттР. Что такое интеллект и как его развивать: Роль образования и традиций. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 344 с.

4. Чернов Д.Н. Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.08. 2015).

5. Behrman J., M. Rosenzweig, Does increasing women's schooling raise the schooling of the next generation? American Economic Review. 2002. № 92, Р. 323-334

6. Haegeland T., Kirkeb0en L. J., Raaum O., Salvanes, K.G. Why children of college graduates outperform their schoolmates: A study of cousins and adoptees. IZA. Discussion papers, No. 5369. 2010. 50 p.

7. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish E., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The impact of pre-school on young children's cognitive attainments at entry to reception. British Educational Research Journal. 2004.Vol. 30. No. 5.Р. 691-712

8. Chevalier, A.,Lanot, G. The Relative Effect of Family Characteristics and Financial Situation on Educational Achievement. Education Economics.10.2002.Issue2, p. 165-181.http://EconPapers.repec.org /RePEc:taf:edecon:v:10:y: 2002: i: 2: p:165-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.