Научная статья на тему 'Влияние образовательного уровня матери и отца на формирование высших психических функций в детском возрасте'

Влияние образовательного уровня матери и отца на формирование высших психических функций в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER MENTAL FUNCTIONS / ENVIRONMENTAL FACTORS / PROGRAMMING AND ACTIVITY CONTROL / SERIAL MOVEMENT AND SPEECH SKILLS / KINESTHETIC FUNCTIONS / VISUAL GNOSIS / HEARING FUNCTIONS / VISUAL AND SPATIAL FUNCTIONS / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЛАННОСТИ / СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / СЛУХОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Т.А.

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей высших психических функций дошкольников и младших школьников с зависимости от образовательного статуса их родителей. Обсуждается специфика влияния отцовского и материнского образования. Проведённое нейропсихологическое обследование 515 детей показало, что уровень образования матери оказывается более сильное влияние на формирование когнитивных функций сыновей и дочерей по сравнению с образовательным уровнем отца. Чем лучше образована мать, тем выше у её ребёнка уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, процессов переработки слуховой информации и аналитических (левополушарных) компонентов зрительного восприятия. Также как и мать, высокообразованный отец оказывает положительное воздействие на формирование программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработку слуховой информации. В наименее благоприятные условия для развития психических функций попадают дети, матери которых не имеют профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фотекова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PARENTS' EDUCATION LEVEL ON THE FORMATION OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS AT A YOUNGER AGE

The paper analyzes findings of a neuropsychological study among 515 pre-schoolers and elementary school children of both sexes, who have parents with varying levels of education. The specific aspects of the impact of the father and mother’s education level on the child are discussed. The mother’s impact is stronger; this is reflected in the development of the forebrain functions, most notably programming and activity control, and the left-brain functions such as auditory information processing and speech-mediated analytical components of visual perception. The effect of the father’s education level is weak for the forebrain functions but is clearly evident for the left-brain functions. Just like the mother, an educated father has a positive impact on the child’s programming and control of arbitrary forms of activity and auditory information processing.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательного уровня матери и отца на формирование высших психических функций в детском возрасте»

Таким образом, можно заключить, что роль невербальных компонентов в организации профессионального общения в журналистской среде исключительно важна. Способность замечать и максимально безошибочно интерпретировать сигналы языка тела человека предоставляет журналисту несравненные преимущества, позволяющие ему делать мгновенную диагностику лексико-семантического значения речи собеседника и понимать, на каком

Библиографический список

Проблема влияния семьи, в частности социально-экономического статуса родителей, на образование детей активно исследуется в экономике и социальных науках, где ей также придается политический смысл, как порождающей неравенство возможностей в детском развитии. Рассматривается соотношение природных (генетических) и воспитательных (экологических) факторов, влияющих на успешность обучения. Обнаружена связь в образовательных достижениях между поколениями: повышение уровня образования родителей влечет за собой рост образовательного уровня детей [1]. Для уточнения природы этого эффекта проводятся многочисленные исследования влияния образования родителей на близнецов, родных и двоюродных братьев и сестер, усыновленных детей, которые разделяют с приемными родителями только среду, но не гены. Учитывается даже образовательный уровень бабушек и дедушек. Есть мнение, что генетические факторы объясняют 44% вариаций в образовательных достижениях детей, что подтверждает важную роль среды [2].

В качестве механизмов влияния родительского образовательного уровня на продвижение в обучении детей, как правило, обсуждаются особенности воспитания, заинтересованность родителей в детском образовании, склонность инвестировать в него время, силы и финансовые средства, тенденция развивать детей с помощью книг, специальных занятий, компьютера.

Вклад образованных матерей в потомство, усматривается ещё и в том, что они склонны выходить замуж за мужчин с более высоким уровнем дохода и

участке разговора следует остановиться более детально, а упоминания какой темы в продолжение беседы целесообразнее всего избежать. В то же время, для поддержания собственного статуса журналисту следует не столько прибегать к активным жестикуляциям, сколько пользоваться богатыми возможностями своего лексикона и умеренно-выразительными средствами мимики и интонации.

12.18

образования, что ведет к привлечению генетических, финансовых и культурных ресурсов, которые инвестируются в будущего ребёнка [3].

Представители социальных наук рассматривают влияние родительского образования в контексте концепции культурного капитала П. Бурдьё [4]. Они считают, что разные социальные группы различаются по воспитательному габитусу и имеют отличающийся культурный капитал, что и приводит к разрыву достижений в образовании детей.

Нет единого мнения о роли влияния отцовского и материнского образования. Традиционная точка зрения склонна придавать больший вес отцовскому социально-экономическому статусу, в том числе образованию [5]. Университетское образование отца в 37% случаев приводит к стремлению детей получить образование того же уровня [6]. Норвежские исследователи полагают, что роль отцовского образования важнее потому, что традиционно уровень этого образования выше, чем у матери, что ведет к нивелированию влияния материнского образования, оно как бы поглощается отцовским [7]. Это спорное утверждение. В России уровень образования женщин выше, чем мужчин. По данным Федеральной службы государственной статистики в России в 2016 году среди лиц с высшим образованием 58% составляли женщины, и по сравнению с 2002 годом доля женщин увеличилась на 4% [8].

Одни исследователи отмечают слабое влияние материнского образования на развитие детей [5], другие, напротив, считают, что образование матери

1. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. Санкт-Петербург, 2018.

2. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам. Москва, 2018.

3. Наварро Д., Карлинс М. Я вижу, о чем вы думаете. Минск, 2018.

4. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. Санкт-Петербург 2018.

5. Бендлер Р, Гриндер Д. Из лягушек - в принцы: нейро-лингвистическое программирование. Москва, 2017.

References

1. 'Ekman P. Psihologiya lzhi. Obmani menya, esli smozhesh'. Sankt-Peterburg, 2018.

2. Piz A., Piz B. Yazyk telodvizhenij: kak chitat'mysli okruzhayuschih po ih zhestam. Moskva, 2018.

3. Navarro D., Karlins M. Ya vizhu, o chem vy dumaete. Minsk, 2018.

4. 'Ekman P. Psihologiya 'emocij. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh'. 2-e izd. Sankt-Peterburg, 2018.

5. Bendler R., Grinder D. Iz lyagushek- vprincy: nejro-lingvisticheskoeprogrammirovanie. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 02.

УДК 159

Fotekova T.A., Doctor of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Social Work, Katanov State University of Khakasia (Abakan, Russia),

E-mail: fotekova@yandex.ru

THE IMPACT OF PARENTS' EDUCATION LEVEL ON THE FORMATION OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS AT A YOUNGER AGE. The paper analyzes findings of a neuropsychological study among 515 pre-schoolers and elementary school children of both sexes, who have parents with varying levels of education. The specific aspects of the impact of the father and mother's education level on the child are discussed. The mother's impact is stronger; this is reflected in the development of the forebrain functions, most notably programming and activity control, and the left-brain functions such as auditory information processing and speech-mediated analytical components of visual perception. The effect of the father's education level is weak for the forebrain functions but is clearly evident for the left-brain functions. Just like the mother, an educated father has a positive impact on the child's programming and control of arbitrary forms of activity and auditory information processing.

Key words: higher mental functions, environmental factors, programming and activity control, serial movement and speech skills, kinesthetic functions, visual gnosis, hearing functions, visual and spatial functions.

Т.А. Фотекова, д-р психол. наук, доц., зав. каф. психологии, социальной работы, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катаноеа,

г. Абакан, E-mail: fotekova@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МАТЕРИ И ОТЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей высших психических функций дошкольников и младших школьников с зависимости от образовательного статуса их родителей. Обсуждается специфика влияния отцовского и материнского образования. Проведённое нейропсихологическое обследование 515 детей показало, что уровень образования матери оказывается более сильное влияние на формирование когнитивных функций сыновей и дочерей по сравнению с образовательным уровнем отца. Чем лучше образована мать, тем выше у её ребёнка уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, процессов переработки слуховой информации и аналитических (левополушарных) компонентов зрительного восприятия. Также как и мать, высокообразованный отец оказывает положительное воздействие на формирование программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработку слуховой информации. В наименее благоприятные условия для развития психических функций попадают дети, матери которых не имеют профессионального образования.

Ключевые слова: высшие психические функции, факторы среды, программирование и контроль деланности, серийная организация движений и речи, кинестетические функции, зрительный гнозис, слуховые функции, зрительно-пространственные функции.

оказывает существенное воздействие [2; 9]. Дополнительный год материнского образования повышает успешность ребёнка в стандартизированных тестах по математике на 0,1 стандартного отклонения и снижает частоту поведенческих проблем [10]. В 16 лет влияние материнского образования сильнее отцовского. Однако именно отцовское образование более важно при принятии решения о продолжении образования после 16 лет, но здесь, вероятно, роль отцовского образования усиливается из-за его связи с доходами семьи, от которых зависит возможность дальнейшего обучения ребёнка [11].

Для объяснения соотношения влияния материнского и отцовского образования на учебные достижения детей используется несколько моделей [12]. Традиционная модель подчеркивает роль отца, а статус матери рассматривается как вытекающий из него. Модель доминирования предлагает считать социально-экономический статус семьи производным от статуса наиболее успешного члена семьи, которым чаще является отец, однако эту позицию может занимать и мать, если она имеет более высокую профессиональную квалификацию и уровень образования. Именно доминирующий родитель и его образовательный уровень играют решающую роль в учебных достижениях ребёнка. Модель совместного влияния исходит из сомнений, что статус семьи определяется одним её членом. Если статусные позиции отца и матери далеки друг от друга, то дети в выборе уровня образования ориентируются не на более высокостатусного из них, а на некий усредненный вариант по отношению к обоим родителям. Индивидуальная модель также признает влияние каждого из родителей, но не суммирует это влияние, а считает, что как отец, так и мать имеют свои собственные вклады в умственное развитие ребёнка. Поло-ролевая модель предполагает, что родитель одного с ребёнком пола выступает для него в качестве фигуры для подражания. Следовательно, образовательный статус матери обладают более сильным влиянием на дочь, а отцовское образование важнее для сына. Вероятно, наиболее адекватной можно считать модифицированную модель доминирования [12]. Модификация предполагает не обесценивание роли материнского образования, а иерархизацию влияния образовательного уровня родителей.

Исследования роли родительского образования в развитии когнитивных навыков детей подтверждает, что рост образовательного уровня матери улучшает навыки счета и чтения детей [10]. Интересно, что такое влияние зависит от возраста ребёнка, оно прослеживается в 7-8 лет, но его нет в 12 - 14. Можно предположить, что к подростковому возрасту эти навыки полностью сформированы и «присвоены» ребёнком, родительское влияние утрачивает силу, но оно было важно на этапе освоения навыка. Выявлен сильный положительный эффект высокого уровня образования матери на все детские результаты [9], связанные с познавательной деятельностью, особенно на языковые навыки. Влияние отцов замечено только по отношению к навыкам чтения. Есть данные о значительном отцовском влиянии на когнитивные функции и язык детей в 24 и 36 месяцев [13]. Как видно, когнитивное развитие коррелирует с обучающими воздействиями каждого из родителей [14].

Анализ литературы показывает актуальность обсуждаемой проблемы и наличие ряда нерешенных вопросов. Во-первых, насколько успехи в учении детей более высокообразованных родителей является следствием воспитания и какова роль генетических факторов, ведь очевидно, что более образованные люди, как правило, обладают и более высоким уровнем умственных способностей. Во-вторых, одинаковое ли влияние на развитие детей оказывает материнское и отцовское образование и связано ли это с полом ребёнка? В третьих, есть ли какая-либо избирательность влияния родительского образования по отношению к психическим функциям детей, можно ли выделить функции наиболее сензитив-ные к этому влиянию? Наше исследование затрагивает два последних вопроса.

Методы исследования и выборка

Было проведено нейропсихологическое обследование 515 детей. Среди них 69,5% составили младшие школьники, 30,5% - дошкольники. Средний возраст детей 7 лет и 3 месяца. Соотношение мальчиков и девочек соответствует 46,4% и 53.6%. Все дети жили в полной семье, где они были единственными или имели одного, реже двух сиблингов. Анализ стратификации образовательного статуса матерей и отцов показал, что большая часть обследованных нами дошкольников и младших школьников имела мам с высшим (44,5%) и средним (43,1%) профессиональным образованием. Отцы реже, чем матери, имели высшее (32,5%) и чаще среднее (53,0%) профессиональное образование. У 12,4% матерей и 14,5% отцов образование было только основным общим.

Применялись методы нейропсихологического обследования [15], адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Т.В. Ахутиной [16; 17]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, и апостериорных критериев. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20.

В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных нейропсихологических проб. Также был использован прием вычисления относительных суммарных показателей, объединяющих преимущественно однофакторные параметры выполнения различных заданий. Такие индексы позволяют произвести анализ высших психических функций, ос-

нованный на обобщенном и укрупненном подходе, базирующемся на модели трех функциональных блоков мозга А.Р Лурии с учётом межполушарной асимметрии. В статье обсуждаются три таких укрупненных показателя. Состояние функций программирования, регуляции, контроля и серийной организации движений и речи выражается величиной индекса III блока мозга. Для оценки функций II блока, который функционально латерализован, ведены два показателя: индекс переработки информации по левополушарному типу и индекс переработки информации по правополушарному типу. Процедура вычисления индексов состоит в отборе наиболее информативных для каждого индекса и преимущественно однофакторных показателей, их суммировании и последующей стандартизации, позволяющей соотносить значения разных индексов друг с другом [18; 19; 20; 21].

В индекс III блока мозга включены оценки за выполнение проб на реакцию выбора, реципрокную и графомоторную координацию, динамический праксис, ритмы по инструкции, слоговую структуру слова, пересказ текста (критерии смысловой адекватности, программирования и грамматического оформления высказывания)

Индекс переработки информации по левополушарному типу состоит из оценок праксиса позы пальцев правой руки, орального праксиса, лексического оформления текста, понимания названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, понимания обратимых логико-грамматических конструкции, объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. В качестве штрафных параметров учитывались общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память («обтаивания» фигур, «улучшение» гаштальта, упрощения фигур), количество звуковых замен и замен слов по семантическому сходству при запоминании, число вербально-перцептивных ошибок в пробах на зрительное узнавание.

Индекс переработки информации по правополушарному типу представляет собой нормализованную сумму показателей праксиса позы пальцев левой руки, оценок копирования стола, опознания недорисованных изображений, объема непроизвольной слухоречевой и зрительно-пространственной памяти. В индекс включены также штрафные параметры: количество перцептивно близких и перцептивно далеких ошибок и ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис; количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса; количество координатных ошибок при копировании стола; общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память (комплексные искажения фигур, «разложение» гештальта, дизметрии); количество искажений слов в пробах на слухоречевую память.

Кроме того, по аналогии с нейропсихологическими индексами высчитыва-лись индексы отдельных функций: индекс функций программирования и контроля произвольных форм деятельности, серийной организации движений, кинестетических функций, зрительного гнозиса, слуховых и зрительно-пространственных функций [9].

Соотношение этих показателей позволяет получить нейропсихологический профиль, отражающий состояние высших психических функций.

Результаты

Приступая к исследованию, мы предполагали, что материнское и отцовское образование могут по-разному влиять на детей.

Полученные данные подтверждают, что материнское образование оказывает выраженное влияние на формирование ВПФ детей. Связь между образовательным статусом матери и состоянием ВПФ детей является линейной: чем образованнее мать, тем лучше развиваются нейрокогнитивные функции ребёнка. Судя по данным дисперсионного анализа, особенно сильно влияет материнское образование на состояние левополушарных функций (F=16,1, p=0,000). Апостериорные сравнения показывают, что в самом неблагоприятном положении оказываются дети, имеющие наименее образованных мам, величина индекса левополушарных функций в этой группе существенно отличается как от аналогичных значений испытуемых, мать которых имеет высшее образование (р=0,000), так и от показателей детей, имеющих мам со средним профессиональным образованием (р=0,000). Функции передних отделов мозга также чувствительны к образовательному уровню матери (F=4,00, p=0,019). Различия выявлены между крайними группами (р=0,044). Правополушарные функции ухудшаются по мере снижения уровня образования матери, но различия статистически не достоверны.

Нейропсихологические профили детей, имеющих матерей с высшим и средним профессиональным образованием близки. Различия между ними есть только в уровне развития зрительного гнозиса (р=0,000). При этом дети матерей с высшим образованием достоверно отличаются от сверстников необразованных мам по способности к программированию и контролю деятельности (р=0,004), зрительному восприятию (р=0,001) и, особенно, речеслуховым функциям (р=0,000). Слуховые функции также существенно хуже развиваются под влиянием матери, не имеющей профессионального образования, в отличие от имеющей среднее профессиональное (р=0,000).

Дисперсионный анализ индексов отдельных функций подтверждает значимый эффект фактора образовательного уровня матери для показателей программирования и контроля произвольных форм деятельности (F=4,92, p=0,008).

Таблица 1

Показатели программирования и контроля произвольных форм деятельности в зависимости от образовательного уровня матери

Название показателя Уровень образования Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Смысловая адекватность пересказа 1,94 1,83 1,38 0,033* 0,005**

Возможность программирования текста 1,89 1,78 1,34 0,005** 0,000**

1 - высшее образование, 2 - среднее профессиональное, 3 - среднее общее

Как видно из таблицы, различия касаются речевого программирования. Дети более образованных матерей успешнее в построении смысловой программы высказывания. Помимо этого, при отсутствии значимых различий, они допускают меньше ошибок, обусловленных инертностью.

Зрительное восприятие тоже зависит от образовательного уровня матери ^=12,83, р=0,000).

нее профессиональное образование, а вот праксис позы пальцев успешнее у тех, у кого мамы менее образованы. Для этих детей не характерна помощь другой руки и переход на другую руку при выполнении проб. Такие затруднения чаще встречаются у детей, имеющих мам с высшим образованием. Вероятно, такие матери больше озабочены развитием речи и меньше развивают ручные навыки детей.

Таблица 2

Показатели зрительного восприятия в зависимости от образовательного уровня матери

Название показателя Уровень образования матери Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Узнавание перечеркнутых изображений 3,66 3,38 3,05 0,008**

Узнавание недорисованных изображений 2,25 1,88 1,88 0,002**

Количество вербально-перцептивных ошибок 2,07 2,36 2,80 0,044* 0,001**

Количество ошибок фрагментарности 1,09 1,41 1,22 0,006**

Количество перцептивно-далеких ошибок 0,65 0,66 0,80 0,034* 0,003**

1 - высшее образование, 2 - среднее профессиональное, 3 - среднее общее

Дети высокообразованных мам лучше остальных опознают перечёркнутые и недорисованные изображения и реже допускают все виды. По состоянию зрительного восприятия дети из групп 2 и 3 близки друг другу.

Максимальное влияние образовательный статус матери имеет на функции переработки слуховой информации ^=10,62, р=0,000).

Образовательный уровень отца также оказывает влияние на развитие ВПФ детей.

Влияние отцовского образования на уровне укрупнённых единиц анализа также линейное, по характеру близко к влиянию материнского образования, но несколько слабее выражено. Чем лучше образованы отцы, тем выше показатели

Таблица 3

Показатели переработки слуховой информации в зависимости от образовательного уровня матери

Название показателя Уровень образования матери Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Слухоречевая память: 1 воспроизведение 3,43 3,43 2,78 0,002** 0,002**

Слухоречевая память: 2 воспроизведение 4,78 4,79 4,23 0,026* 0,028*

Слухоречевая память: 3 воспроизведение 5,13 5,17 4,59 0,015* 0,033*

Слухоречевая память:отсроченное воспроизведение 4,83 4,67 3,85 0,001** 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество искажений при воспроизведении 0,23 0,30 0,59 0,033* 0,007**

Запоминание двух групп по три слова: количество семантически близких вербальных замен 0,08 0,17 0,51 0,028*

Запоминание двух групп по три слова: количество вертикальных повторов 0,50 0,60 1,09 0,025* 0,033*

Запоминание двух групп по три слова: количество пропусков слов при воспроизведении 4,61 4,85 6,17 0,016*

Воспроизведение ритмов 5,41 5,53 4,61 0,013* 0,031*

Лексическое оформление текста 1,90 1,85 1,54 0,023*

Понимание названий действий, близких по значению 2,76 2,43 2,17 0,026* 0,002

1 - высшее образование, 2 - среднее профессиональное, 3 - среднее общее

Если в области зрительного восприятия дети матерей с высшим и средним профессиональным образованием существенно отличались друг от друга, то по состоянию слухоречевых и неречевых слуховых функций они практически идентичны и значительно превосходят дошкольников и младших школьников, которых воспитывают матери, не продолжившие образование после окончания школы. Различия касаются непроизвольной и произвольной кратковременной памяти, а также отсроченного воспроизведения и устойчивости к интерференции. Избирательность следов слухоречевой памяти тоже зависит от образования матери. Дети образованных матерей владеют большим словарным запасом, что проявляется при пересказе, у них также лучше сформирована импрессивная речь.

Обнаружены также некоторые различия в показателях кинестезий. Так, оральный праксис лучше развит у детей, мамы которых имеют высшее или сред-

у их детей. Однако статистически подтвержденный эффект фактора отцовского образования выявлен только для значений индексов левополушарных функций ^=5,83, р=0,003). Обе группы детей с менее образованными отцами отличаются от группы сверстников, имеющих пап с высшим образованием (р=0,005 и р=0,010).

Анализ индексов отдельных функций показывает, что образование отца является важным для развития произвольности детей ^=5,25, р=0,005). Дети высокообразованных отцов превосходят своих сверстников, имеющих как отцов со средним профессиональным образованием (р=0,010), так и с общим (р=0,008).

Анализируя показатели, вошедшие в индекс можно заметить, что, как и материнское образование, отцовское влияет, прежде всего, на речевое программирование. Дети более образованных отцов полнее и адекватнее передают смысл

истории при пересказе и успешнее программируют текст Если при анализе влияния материнского образования мы видели значительное сходство результатов детей, имеющих матерей с разным уровнем профессионального образования, то в случае с отцами наблюдается большая близость детей, отцы которых имеют среднее профессиональное и общее образование.

те дети, которых воспитывают малообразованные матери. Для отцов ситуация иная. Высокообразованные отцы имеют детей, значительно превосходящих тех сверстников, у которых папы имеют как среднее профессиональное, так и общее образование. Вероятно, более образованные отцы занимают активную позицию в воспитании детей, чаще взаимодействуют с ними и больше заинтересованы

Таблица 4

Показатели программирования и контроля произвольных форм деятельности в зависимости от образовательного уровня отца

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название показателя Уровень образования отца Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Смысловая адекватность пересказа 2,21 1,71 1,39 0,000** 0,000**

Возможность программирования текста 1,92 1,75 1,46 0,001**

1 - высшее образование, 2 - среднее профессиональное, 3 - среднее общее

Также как и уровень образования матери, отцовский образовательный статус важен для формирования речеслуховых функций ^=7,18, р=0,001). Здесь тоже выявлены различия не только между крайними группами (р=0,000), но и между группами детей, имеющих отцов с высшим и средним профессиональным образованием (р=0,028).

в их развитии. Уровень образования отцов, наряду с их доходами, является основным предиктором позитивного участия отца в воспитании детей [13]. Отцы с высшим образованием более мотивированы к родительству и более осведомлены о потребностях ребёнка. Влияние отца затрагивает когнитивные функции, язык, социальное и эмоциональное развитие ребёнка. Кроме того, более образо-

Таблица 5

Показатели слухоречевой памяти в зависимости от образовательного уровня отца

Название показателя Уровень образования отца Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Слухоречевая память: 1 воспроизведение 3,49 3,36 3,01 0,033*

Слухоречевая память: 3 воспроизведение 5,28 5,03 4,85 0,033*

Слухоречевая память: отсроченное воспроизведение 5,02 4,55 4,23 0,001** 0,000**

Запоминание двух групп по три слова: количество искажений при воспроизведении 0,18 0,30 0,61 0,032* 0,002**

Запоминание двух групп по три слова: количество горизонтальных повторов 0,57 0,31 0,47 0,048*

Запоминание двух групп по три слова: количество вертикальных повторов 0,44 0,70 0,78 0,037*

Запоминание двух групп по три слова: количество пропусков слов при воспроизведении 4,41 4,81 6,27 0,009** 0,001**

1 - высшее образование, 2 - среднее профессиональное, 3 - среднее общее

В таблице отображены только различия в показателях слухоречевой памяти, т. к. другие параметры переработки слуховой информации у детей сравниваемых групп близки. Дети образованных отцов более продуктивны при запоминании двух групп по три слова, у них также лучше долговременное хранение этого вида информации и выше устойчивость следов к интерференции. Они реже искажают и пропускают слова, но чаще других детей повторяют одно и то же слово в пределах одного воспроизведения.

Отцовское образование оказалось важным для формирования кинестетических функций (F=4,94, p=0,008). Причем здесь характер влияния меняется на противоположный: чем хуже образован отец, тем лучше сформирован праксис позы пальцев у ребёнка.

ванные отцы менее интрузивны, они не препятствуют развитию детской автономии, что также положительно влияет на когнитивные функции их сыновей и дочерей.

В целом эффект материнского образования сильнее отцовского. Вероятно, это объясняется тем, что воспитание традиционно рассматривается преимущественно как материнская задача, мать больше времени проводит с детьми, лучше осведомлена об их учебных проблемах и достижениях. Модель российской семьи предусматривает доминирование матери, ее ответственность за семью и большую эмоциональную близость с детьми [22]. Детям же свойственно становиться более интеллектуально похожими на того родителя, с которым они ближе и больше взаимодействуют

Таблица 6

Показатели выполнения кинестетических проб в зависимости от образовательного уровня отца

Название показателя Уровень образования отца Уровни различий

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Праксис позы пальцев: продуктивность левой руки 3,08 3,21 3,54 0,031*

Слабость рук 0,91 0,56 0,19 0,003** 0,000**

Оральный праксис 4,10 4,21 3,88 0,008**

Возможно, это объясняется тем, что необразованные отцы чаще вовлекают своих детей в практическую деятельность, развивающую ручную умелость. В тоже время оральный праксис, как и другие речевые функции, успешнее у детей отцов с высшим и средним профессиональным образованием.

Обсуждение

Полученные данные подтверждают, что образовательный статус матери и отца оказывает влияние на формирование высших психических функций детей, причем это влияние имеет как общие, так и отличительные особенности.

Матери с высшим и средним профессиональным образованием имеют детей с очень близкими характеристиками ВПФ, существенно отличаются лишь

В нашем исследовании материнское влияние проявляется по отношению к функциям передних отделов мозга, прежде всего программированию и контролю деятельности, а также левополушарным функциям, таким как переработка слуховой информации, и опосредованным речью, аналитическим компонентам зрительного восприятия. Эффект отцовского образования для функций передних отделов мозга проявляется слабо, но отчетливо фиксируется для левополушарных функций. Также, как и мать, высокообразованный отец оказывает положительное воздействие на программирование и контроль произвольных форм деятельности и переработку слуховой информации. Эти результаты имеют очевидное объяснение. Образованные родители обладают более высоким уровнем речевой культуры и проявляют большую заинтере-

сованность в развитии речи своих детей, чаще читают им вслух и разговаривают с ними. Дети родителей интеллектуальных профессий слышат в день примерно 2000 слов, а дети людей, имеющих низкую квалификацию - около 1300 [23].

Если рост уровня материнского образования сопровождается улучшением зрительно восприятия детей, то в случае с отцом это приводит к ухудшению кине-

Библиографический список

стетических функций. Вероятно, культурные факторы стимулируют развитие более сложных вербальных способностей за счёт «обкрадывания» более простых и рано формирующихся невербальных.

Наиболее отчётливо положительный эффект образовательного уровня и матери, и отца проявляется по отношению к левополушарным, связанным с речью, функциям, имеющим длительный период формирования.

1. Bjorklund A., Salvanes K.G. Education and Family Background: Mechanisms and Policies. Discussion Paper No. 5002. 2010.

2. Sacerdote B. How Large are the Effects from Changes in Family Environment? A Study of Korean American Adoptees. Quarterly Journal of Economics. 2007; 122 (1): P. 119 - 157.

3. Black S.E., Devereux P.J., Salvanes K.G. Why the Apple Doesn't Fall Far: Understanding Intergenerational Transmission of Human Capital. The American Economic Review. 2005; 95 (1): Р 437 - 449.

4. Lee J-S., Bowen N. K. Parent Involvement, Cultural Capital, and the Achievement Gap Among Elementary School Children. American Educational Research Journal. 2006; Vol. 43; No. 2: pp. 193 - 218.

5. Behrman J., M. Rosenzweig, Does increasing women's schooling raise the schooling of the next generation? American Economic Review. 92. 2002: Р 323 - 334.

6. Chevalier A. Parental Education and Child's Education: A Natural Experiment. IZA. Discussion Paper. No. 1153. 2004.

7. Haegeland T., Kirkeb0en L.J., Raaum O., Salvanes, K.G. Why children of college graduates outperform their schoolmates: A study of cousins and adoptees, IZA. Discussion papers. No. 5369. 2010.

9. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish E., Siraj-Blatchford I. Taggart B. The impact of pre-school on young children's cognitive attainments at entry to reception. British Educational Research Journal. 2004; Vol. 30; No. 5: P. 691-712.

10. Carneiro P., Meghir C., Mattheas P. Maternal Education, Home Environments and the Development of Children and Adolescents. IZA Discussion Papers. N. 3072. 2007.

11. Chevalier A., Harmon C., O'Sullivan V., Walker I. The impact of parental income and education on the schooling of their children. IZA. Journal of Labor Economics. ISSN 2193-8997, Springer, Heidelberg. 2013; Vol. 2: pp. 1-22. Available at:http://dx.doi.org/10.1186/2193-8997-2-8

12. Korupp S.E., Ganzeboom H.B. G., Van Der Lippe T. Do Mothers Matter? A Comparison of Models of the Influence of Mothers' and Fathers' Educational and Occupational Status on Children's. Educational Quality & Quantity. 2002; 36: P. 17 - 42.

13. Cabrera N.J., Shannon J.D., Tamis-LeMonda С. Fathers' Influence on Their Children's Cognitive and Emotional Development: From Toddlers to Pre-K. Applied Development Science. 2007; Vol. 11; No. 4: Р 208 - 213.

14. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребёнка. Вопросы психологии. 1989; 4: 110 - 118.

15. Лурия А.Р Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. Москва: Академический проект, 2000.

16. Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Методики нейропсихологического исследования детей. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Москва: Секачев, 2012: 11 - 33.

17. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. Под редакцией Т.В. Ахутиной. Москва: В. Секачев, 2016.

18. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей параметры оценки. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под редакцией Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. Москва-Оренбург, 2000: 137 - 152.

19. Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии. Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. 2012; 2: 89.

20. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004.

21. Фотекова Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. Абакан ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2015.

22. Дружинин В.Н. Психология семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

23. Нисбетт Р Что такое интеллект и как его развивать: Роль образования и традиций. Москва: Альпина нон-фикшн, 2013.

24. Женщины и мужчины России. 2016. Статистический сборник. Москва: Росстат, 2016.

References

1. Bjorklund A., Salvanes K.G. Education and Family Background: Mechanisms and Policies. Discussion Paper No. 5002. 2010.

2. Sacerdote B. How Large are the Effects from Changes in Family Environment? A Study of Korean American Adoptees. Quarterly Journal of Economics. 2007; 122 (1): P. 119 - 157.

3. Black S.E., Devereux P.J., Salvanes K.G. Why the Apple Doesn't Fall Far: Understanding Intergenerational Transmission of Human Capital. The American Economic Review. 2005; 95 (1): R. 437 - 449.

4. Lee J-S., Bowen N. K. Parent Involvement, Cultural Capital, and the Achievement Gap Among Elementary School Children. American Educational Research Journal. 2006; Vol. 43; No. 2: pp. 193 - 218.

5. Behrman J., M. Rosenzweig, Does increasing women's schooling raise the schooling of the next generation? American Economic Review. 92. 2002: R. 323 - 334.

6. Chevalier A. Parental Education and Child's Education: A Natural Experiment. IZA. Discussion Paper. No. 1153. 2004.

7. Haegeland T., Kirkeb0en L.J., Raaum O., Salvanes, K.G. Why children of college graduates outperform their schoolmates: A study of cousins and adoptees, IZA. Discussion papers. No. 5369. 2010.

9. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish E., Siraj-Blatchford I. Taggart B. The impact of pre-school on young children's cognitive attainments at entry to reception. British Educational Research Journal. 2004; Vol. 30; No. 5: P. 691-712.

10. Carneiro P., Meghir C., Mattheas P. Maternal Education, Home Environments and the Development of Children and Adolescents. IZA Discussion Papers. N. 3072. 2007.

11. Chevalier A., Harmon C., O'Sullivan V., Walker I. The impact of parental income and education on the schooling of their children. IZA. Journal of Labor Economics. ISSN 2193-8997, Springer, Heidelberg. 2013; Vol. 2: pp. 1-22. Available at:http://dx.doi.org/10.1186/2193-8997-2-8

12. Korupp S.E., Ganzeboom H.B. G., Van Der Lippe T. Do Mothers Matter? A Comparison of Models of the Influence of Mothers' and Fathers' Educational and Occupational Status on Children's. Educational Quality & Quantity. 2002; 36: P. 17 - 42.

13. Cabrera N.J., Shannon J.D., Tamis-LeMonda S. Fathers' Influence on Their Children's Cognitive and Emotional Development: From Toddlers to Pre-K. Applied Development Science. 2007; Vol. 11; No. 4: R. 208 - 213.

14. Kovan F.A., Kovan K.P. Vzaimootnosheniya v supruzheskoj pare, stil' roditel'skogo povedeniya i razvitie trehletnego rebenka. Voprosy psihologii. 1989; 4: 110 - 118.

15. Luriya A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal'nyh porazheniyah mozga. 3-e izd. Moskva: Akademicheskij proekt, 2000.

16. Ahutina T.V., Polonskaya N.N., Pylaeva N.M., Maksimenko M.Yu. Metodiki nejropsihologicheskogo issledovaniya detej. Nejropsihologicheskaya diagnostika, obsledovaniepis'ma i chteniya mladshih shkol'nikov. Pod redakciej T.V. Ahutinoj, O.B. Inshakovoj. Moskva: Sekachev, 2012: 11 - 33.

17. Metody nejropsihologicheskogo obsledovaniya detej 6-9 let. Pod redakciej T.V. Ahutinoj. Moskva: V. Sekachev, 2016.

18. Ahutina T.V., Yablokova L.V., Polonskaya N.N. Nejropsihologicheskij analiz individual'nyh razlichij u detej parametry ocenki. Nejropsihologiya i psihofiziologiya individual'nyh razlichij. Pod redakciej E.D. Homskoj, V.A. Moskvina. Moskva-Orenburg, 2000: 137 - 152.

19. Ahutina T.V., Matveeva E.Yu., Romanova A.A. Primenenie lurievskogo principa sindromnogo analiza v obrabotke dannyh nejropsihologicheskogo obsledovaniya detej s otkloneniyami v razvitii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser 14. Psihologiya. 2012; 2: 89.

20. Fotekova T.A. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij v shkol'nom vozraste. Abakan: Izdatel'stvo Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2004.

21. Fotekova T.A. Rol' fakiorov sredy v formirovanii vysshih psihicheskih funkcij v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste. Abakan OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2015.

22. Druzhinin V.N. Psihologiya sem'i. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

23. Nisbett R. Chto takoe intellekt i kak ego razvivat': Rol' obrazovaniya i tradicij. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2013.

24. Zhenschiny i muzhchiny Rossii. 2016. Statisticheskij sbornik. Moskva: Rosstat, 2016.

Статья поступила в редакцию 25.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.