Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО БАЛАНСА ДЛЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО БАЛАНСА ДЛЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Негай Николай Анатольевич, Акназаров Сулейман Алиевич, Жиенбаева Надежда Бисеновна, Нуралиев Бакытжан Жетесович, Тапалова Ольга Бисеновна

Цель настоящей статьи показать, как работает программа развития мотивационного баланса. В исследовании был использован набор психодиагностических инструментов: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ); тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы развития мотивационного баланса. Предложенная психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. Различия состоят в длительности и акцентировании тех или иных тематических блоков программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Негай Николай Анатольевич, Акназаров Сулейман Алиевич, Жиенбаева Надежда Бисеновна, Нуралиев Бакытжан Жетесович, Тапалова Ольга Бисеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF TESTING OF THE MOTIVATIONAL BALANCE FOR PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

The purpose of this article is to show how the program works of motivational balance. The study used a set of psychodiagnostic tools: methods of diagnostics of social and psychological adaptation of Rogers Diamond; The modified questionnaire diagnosis of self-actualization (SAMOAL); test achievement motivation questionnaire A. Mehrabian. The results show the effectiveness of the program of development of the motivational balance. Psychocorrectional proposed program can be used for individuals without any mental disorder, and for people with mental disorders. The differences in the duration and accentuation of certain thematic blocks of the program.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО БАЛАНСА ДЛЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Гальчинський // МолодаспортивнанаукаУкраТни. — 2009. —Т. 1. — С. 48-53.

3. Бондарев Д. Порiвняльна характеристика фiзичного стану студентiврiзнихрокiввступу / Д. Бондарев, В. Гальчинська // Молода спортивна наука УкраТни. -2008. - Т. 2. - С. 32-38.

4. Бондарев Д.В. Особенности психофизических возможностей студентов, занимающихся спортивными играми / Д.В. Бондарев, В.А. Гальчинский // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. —2008.— № 1. —С. 59-64

5. Бондарев Д.В. Тренировочные игры в футбол на уменьшенном поле: влияние размера поля и количества игроков на ЧСС / Д.В. Бондарев, В.А.Гальчин-ский // Вестник спортивной науки. — 2011. — № 2. — С. 7-11.

6. Номеровський С.В. Рукопашная подготовка как подсистема специальной физической подготовки

военнослужащих Военно-морских сил Вооруженных сил Украины / С.В. Номеровський, В.В. Попа-дьин, Д.В. Бондарев, Н.В. Бурень // Слобожансь-кийнауково-спортивнийвкник. — 2010. — № 4 (24) - С. 169 — 172

7. Bondarev D. Doping prevalence among university students in Ukraine: A study of knowledge, attitudes and behavior: Final Report for the World Anti-Doping Agency / D. Bondarev, V. Galchinskiy, K. Ajitskiy. -WADA: Montreal, 2011, p.60

8. Bondarev D.V. Factors influencing cardiovascular responses during small-sided soccer games performed with recreational purposes / D.V. Bondarev // Физиче-скоевоспитаниестудентов. — ХООНОКУ- ХГАДИ, 2011. — № 2. — С.115 - 118

9. Irving L.M. Steroid use among adolescents: findings from project EAT / Irving L.M., Wall M., Neumark-SztainerD. // J Adolesc Health. — 2002. — №30. — P.243-252.

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО БАЛАНСА

ДЛЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Негай Николай Анатольевич

кандидат мед. наук, доцент, Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии

и наркологии, г. Алматы Акназаров Сулейман Алиевич врач-психиатр высшей категории, Центр Психического Здоровья, г. Алматы

Жиенбаева Надежда Бисеновна

доктор психолог. наук, профессор, Казахская Академия Труда и Социальных Отношений, г. Алматы

Нуралиев Бакытжан Жетесович кандидат мед. Наук, Областной наркологический центр, г. Кызылорда

Тапалова Ольга Бисеновна

кандидат биол. наук, доцент, Киевский национальный университет имени Т. Шевчнеко, г. Киев

THE RESULTS OF TESTING OF THE MOTIVATIONAL BALANCE FOR PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

Negai N.A., PhD, Associate Professor, Republican Scientific and Practical, Centre for Psychiatry, Psychotherapy and Addiction

Almaty

Aknazarov S. A., Psychiatrist highest category, Mental Health Centre, Almaty

Zhienbaeva N. B., Doctor of psychology, Professor, Kazakh Academy of Labour and Social Relations, Almaty Nuraliev B. Zh., PhD, Associate Professor, Kyzylorda

Tapalova O.B., Candidate of biol. sciences, Associate professor, Kiev National University named T. Shevchneko, Kiev АННОТАЦИЯ

Цель настоящей статьи показать, как работает программа развития мотивационного баланса. В исследовании был использован набор психодиагностических инструментов: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ); тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы развития мотивационного баланса. Предложенная психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. Различия состоят в длительности и акцентировании тех или иных тематических блоков программы. Ключевые слова: мотивация достижения, модель, динамика, адаптация, трансценденция. ABSTRACT

The purpose of this article is to show how the program works of motivational balance. The study used a set of psychodiagnostic tools: methods of diagnostics of social and psychological adaptation of Rogers Diamond; The modified questionnaire diagnosis of self-actualization (SAMOAL); test achievement motivation questionnaire A. Mehrabian. The results show the effectiveness of the program of development of the motivational balance. Psychocorrectional proposed program can be used for individuals without any mental disorder, and for people with mental disorders. The differences in the duration and accentuation of certain thematic blocks of the program.

Keywords: achievement motivation, the model, the speaker adaptation, transcendence.

Психокоррекционные мероприятия, направленные на развитие мотивации достижения с учетом необходимости баланса ее составляющих для лиц, представляющих условную психическую норму и для лиц, представляющих психическую патологию, должны иметь как сходные, так и различные черты. Задачи разрабатываемых мо-тивационных программ для лиц из групп нормы и психической патологии различаются в этой связи несколькими причинами.

Во-первых, для лиц из группы условной нормы менее актуальным является развитие адаптационной составляющей мотивации достижения. Во-вторых, поскольку мотивация достижения, как и мотивация избегания неудачи, в этой группе в большинстве случаев соответствует параметрам нормы. Поэтому мотивационные тренинги могут проводиться на протяжении более короткого временного отрезка, в количестве, намного меньшем, чем аналогичные мероприятия для группы лиц с психической патологией.

Поскольку у лиц с психической патологией наблюдается ослабление мотивации достижения с редукцией обеих ее составляющих - адаптации и трансценденции, психокоррекционные мероприятия в этой сфере должны формироваться с учетом необходимости развития этих составляющих.

Анализ способов поведения, которые использует индивид в процессе адаптации, был проведен З. Фрейдом, который писал о двух типах адаптивного поведения личности: поведение, направленное на преобразование среды или на изменение себя самого, или аллопластиче-ская и аутопластическая адаптация. Ж. Пиаже, рассматривая адаптацию как активный процесс взаимодействия организма со средой, описал два разнонаправленных механизма адаптации: ассимиляцию и аккомодацию, которые, с одной стороны, обеспечивают изменения в организме в соответствии со свойствами среды, с другой, - включая те или иные компоненты среды в схему поведения индивида, способствуют также и их изменению [1]. Данная дихотомия, отражая саму суть явления адаптации, как взаимодействия двух систем, нашла своё выражение и в работах многих других авторов [2].

Большинство классификаций копинг-стратегий построено на основе двух предложенных R. Lazarus и S. Folkman модусов психологического преодоления: направленного на решение проблемы (problem-focused, problem-oriented) или на изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused, emotion-oriented) [3].

Психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. При этом отличаться будет длительность и акцентирование тех или иных тематических блоков программы.

Нами были выявлены основные направления разработки программы. Эти направления связаны, в первую очередь, с развитием двух составляющих мотивации достижения: адаптации и трансценденции.

Адаптация является сложным феноменом и включает в себя разные уровни. В предлагаемой психокоррек-ционной программе мы сосредоточили свое внимание на социально-психологическом уровне адаптации, то есть, на выработке способов поведения, которые соответствуют задачам адаптации.

Целью исследования была оценка эффективности предложенной нами программы развития мотивацион-ного баланса. Первой задачей, которую необходимо было решить, это выделение критериев эффективности. Проверка соответствия этим критериям результатов применения программы позволит судить об успешности решения прикладных задач исследования.

Основываясь на равновесно-динамической модели мотивации достижения, мы выделили следующие критерии эффективности:

1. Усиление и гармонизация адаптационного вектора мотивации достижения, маркером которого могут рассматриваться показатели социально-психологической адаптации.

2. Усиление и гармонизация трансцендентного вектора мотивации достижения, основными показателями которого могут рассматриваться уровень и специфика самоактуализационных тенденций.

3. Повышение уровня мотивации достижения, выявляемого психодиагностическими инструментами исследования этого психологического феномена. Соответствие результатов применения программы

развития мотивационного баланса первому критерию свидетельствует, особенно, в случае слабой представленности адаптационного вектора до применения программы, об улучшении социально-психологической адаптации, что косвенно может свидетельствовать об улучшении и психической адаптации участника. Как известно, эти два аспекта адаптации тесно связаны. Тем не менее, применяемая программа нацелена в больше мере на усиление социально-психологической составляющей адаптации. Если будет обнаружено значимое повышение показателей при исследовании достаточного для обнаружения статистических закономерностей объема выборки, можно будет сделать вывод об эффективности программы, по крайней мере, в соответствии с первым критерием.

Соответствие результатов использования программы второму критерию обнаруживает усиление трансцендентного достиженческого вектора, операциональным эквивалентом которого является обнаруживаемый с помощью методики САМОАЛ уровень самоактуализации. Однако в данном случае необходимо зафиксировать некоторые замечания. Завышенные показатели самоактуализации могут свидетельствовать не только о наличии представленных в реальной жизни участника программы самоактуализационных тенденциях, гармонично сочетающихся с удовлетворительной психической и социально-психологической адаптацией, но и о напряжении актуали-зационных механизмов, сопутствующих патологическим паттернам, с одной стороны, и об установочном поведении по типу социальной желательности - с другой.

Поэтому первый и второй критерии при анализе эффективности для отдельного участника программы должны рассматриваться только в соотношении друг с другом. Сам по себе факт повышения показателей самоактуализации не является доказательством эффективности программы. Как и изолированное повышение показателей адаптации не может рассматриваться как достаточное основание для вывода об эффективности применения программы развития мотивационного баланса.

При интерпретации данных, которые будут представлены ниже, мы будем опираться на это методическое соображение.

И наконец, третий, итоговый, критерий - это собственно повышение уровня мотивации достижения. Значение этого критерия является особо важным в случае психической патологии участников программы, поскольку уровень мотивации достижения в этой группе выборки значительно ниже нормативного.

При проведении программы по развитию мотива-ционного баланса приняли участие 72 пациента психотерапевтического отделения и отделения экзогенных психических расстройств, пароксизмальных и кризисных состояний Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, 50 менеджеров ка-захстанско-китайской компании AGP "Азиатский газопровод", 78 студентов Казахского национального педагогического университета имени Абая и Казахской Академии Труда и Социальных Отношений, которые обучались по специальностям «психология» (38 студентов) и «юриспруденция» (40 студентов).

У пациентов Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии были диагностированы разные виды психических нарушений. Ниже мы приводим распределение в этой группе по нозологическому критерию: с диагнозом «циклотимия» (F-34.0) - 6 пациентов; с диагнозом «дистимия» (F-34.1) - 8; с диагнозом «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F-40 - F-48) -48, в том числе с диагнозом «неврастения» - 10 испытуе-

_Характеристика участников програм

мых, «обсессивно-компульсивное расстройство» - 11, «недифференцированное соматоформное расстройство» - 6, «ипохондрическое расстройство» - 9, «диссоциативные конверсионные расстройства» - 8, «смешанное тревожное и депрессивное расстройство» - 4; - с диагнозом «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» ^-10^-19) - 10 испытуемых, в том числе с диагнозом «психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя» - 6 испытуемых, «психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов» - 4.

Группы для занятий по программе формировались в размере 6-12 человек. Группы лиц с психическими нарушениями были смешанными по критерию нозологической специфики, то есть, участники распределялись по группам вне зависимости от установленного диагноза. В эти группы попадали пациенты Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии после первой недели пребывания на лечении. Пациенты, которые переходили на амбулаторную программу лечения, продолжали посещать занятия в амбулаторном режиме.

В таблице 1 приведены социальные, профессиональные и иные показатели, характеризующие группу лиц, принявших участие в программе развития мотиваци-онного баланса. Количественные показатели заболевания приведены для характеристики группы лиц с психическими нарушениями.

Таблица 1

I развития мотивационного баланса_

Показатели Лица с психическими нарушениями Менеджеры Студенты

Возраст Абсолютное значение 20-44 28-53 19-24

£ Среднее 29,2 48,4 20,5

I 9,1 8,6 2,1

Стаж работы (в годах) Абсолютное значение - 2-25 -

Среднее - 8,5 -

I - 4,3 -

Мужчин 37 32 32

Женщин 45 28 46

Семейных 45 41 11

Разведенных 17 4 -

Холостых 10 5 67

Количественные показатели болезни Количество поступлений 1-6 - -

Длительность заболевания (в годах) 0,5-8 - -

Наличие коморбидной патологии (количество лиц) 7 - -

Всего лиц по группе 72 50 78

Всего лиц 200

В соответствии с выделенными критериями эффективности программы развития мотивационного баланса был подобран набор психодиагностических инструментов. В него вошли:

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд (адаптация А. К. Ос-ницкого, 2004); Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ; Тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М. Ш. Магомед-Эминова).

Включение в перечень используемых психодиагностических инструментов методики, предназначенной для исследования социально-психологической адаптации, обусловлено необходимостью получить данные об аспекте адаптации, в большей мере связанном с содержанием программы развития мотивационного баланса.

Для исследования изменений по двум другим критериям использованы еще две методики: САМОАЛ - для исследования изменений по вектору трансценденции и тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана -

для исследования изменений по ключевому конструкту данной работы - мотивации достижения.

Для проверки эффективности программы развития мотивационного баланса в соответствии с первым критерием мы проанализировали данные, полученные при помощи методики, направленной на выявление адаптационных возможностей, а именно - методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Дай-монд (адаптация А. К. Осницкого, 2004).

Поскольку нормативные показатели приведены по шкалам методики, но не приведены по т. н. интегральным показателям, мы проанализировали именно показатели шкал. При этом основное внимание было сосредоточено на «позитивных» шкалах: мы анализируем показатели

Показатели социально-психологической адат

шкал «адаптивность», «приятие себя», «приятие других», «эмоциональный комфорт», «внутренний контроль», «доминирование». «эскапизм»; в то же время показатели шкал «дезадаптивность», «неприятие себя», «неприятие других», «внешний контроль», «ведомость» не анализируются как большей частью дублирующие полученную информацию. Также не приводятся данные по шкале «лживость», так как результаты с высоким показателем по этой шкале не были включены в обработку и дальнейшее использование.

В табл. 2 представлены результаты исследования при помощи этой методики группы лиц с психическими нарушениями.

Таблица 2

ии в группе лиц с психическими нарушениями

Анализируемые показатели В начале программы (среднее) В конце программы (среднее) Z a Значимость Z

Адаптивность 66.47 72.54 7.010 Ь 0.000

Приятие себя 19.22 21.40 6.658 Ь 0.000

Приятие других 9.78 10.82 -5.419 Ь 0.000

Эмоциональный комфорт 11.79 12.93 -5.811 Ь 0.000

Внутренний контроль 23.60 25.26 -5.050 Ь 0.000

Доминирование 5.74 5.93 -1.499 Ь 0.134

Эскапизм 20.52 18.86 -6.248 c 0.044

N=72

Примечание. а - показатель критерия знаковых рангов Вилкоксона; Ь - показатель базируется на негативных рангах; с - показатель базируется на позитивных рангах.

Как видим, по всем шкалам, кроме «доминирования», обнаружены значимые различия между показателями в начале и в конце программы.

При этом показатели адаптивности, приятия себя, приятия других, эмоционального комфорта, внутреннего контроля увеличились: базирование критерия знаковых рангов Вилкоксона на негативных рангах в данном случае свидетельствует об увеличении показателей. Значения показателя эскапизма, наоборот, снизились (базирование критерия Вилкоксона на позитивных рангах), что свидетельствует о меньшей тенденции к бегству от проблем и, возможно, о зарождающемся тренде разрешения жизненных проблем. Хотя говорить о формировании устойчивой тенденции можно будет лишь после проведения повторного тестирования через какое=то время после прохождения программы.

Такие результаты подтверждают эффективность программы, в частности, положительную связь участия в ней с повышением уровня социально-психологической адаптации. Можем констатировать изменения адаптивных возможностей в сторону их увеличения, хотя это увеличение по одним показателям остается в пределах нижней границы нормы, а по другим - за пределами нормативных показателей. Тем не менее, увеличение значений

_Показатели трансцендентного вектора в

почти всех показателей социально-психологической адаптации является прогностическим благоприятным признаком.

Для проверки эффективности программы развития мотивационного баланса в соответствии со вторым критерием мы проанализировали данные, полученные при помощи методики, направленной на выявление самоактуа-лизационных особенностей, а именно - Модифицированного опросника диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В.Лазуркин в адаптации Н. Ф. Калиной).

С целью редукции массива данных, полученных при помощи этого опросника, до наиболее существенных параметров, мы анализируем только наиболее информативные в контексте наших задач шкалы опросника: основную шкалу «ориентация во времени» и первую дополнительную шкалу «ценности», то есть, информацию о том, насколько полно человек живет настоящим моментом в противовес погружению в размышления о прошлом и мечты о будущем, умеет жить «здесь и сейчас», а также о наличии ценностей, свойственных самоактуализирующимся личностям.

В табл. 3 представлены результаты исследования при помощи этой методики группы лиц с психическими нарушениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

группе лиц с психическими нарушениями_

Анализируемые показатели В начале программы (среднее) В конце программы (среднее) Z a Значимость Z

Ориентация во времени 5.78 6.88 -6.499 Ь 0.000

Ценности 5.64 6.38 -4.879Ь 0.000

N=72

Примечание. а - показатель критерия знаковых рангов Вилкоксона; Ь - показатель базируется на негативных рангах.

Из табл. 3 видно, что показатели по обеим базовым шкалам САМОАЛ увеличились.

Напомним, что повышение показателей по основной шкале свидетельствует об улучшении способностей к полноценной жизни в настоящем моменте с одновременным ослаблением тенденций к застреванию на прошлых событиях, упущенных возможностях и т.п. и к невротическому фантазированию о будущем без фактических действий по реализации этих фантазий. Повышение же значений шкалы «ценности» свидетельствует об увеличении в системе ценностей человека части, состоящей из ценностей, присущих самоактуализирующимся людям. Это такие ценности, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. Значимое повышение анализируемых показателей является важным признаком динамических изменений, происходящих с трансцендентным вектором. Выводы:

Программа развития мотивационного баланса основывается на разработанной равновесно-динамической модели мотивации достижения и решает следующие задачи:

1) Повышение уровня мотивации достижения с учетом сбалансированного развития адаптационной и трансцендентной ее составляющих.

2) Развитие возможностей психической и социально-психологической адаптации участников.

3) Расширение личностных ресурсов трансценден-ции, саморазвития и самоактуализации.

4) Овладение стратегиями балансирования адаптационного и трансцендентного личностных векторов. Поскольку у лиц с психической патологией наблюдается ослабление мотивации достижения с редукцией обоих ее векторов - адаптационного и трансцендентного, психокоррекционные мероприятия в этой сфере должны формироваться с учетом необходимости из развития и усиления.

Предложенная психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. Различия состоят в длительности и акцентировании тех или иных тематических блоков программы.

В группе лиц с психическими нарушениями выявлены увеличение мотивации достижения в сочетании с усилением обоих ее векторов: адаптационного и трансцендентного. Выявлены значимые изменения по всем исследуемым параметрам социально-психологической адаптации, кроме параметра «доминирование», по показателям шкал САМОАЛ «ориентация во времени» и «ценности», а также повышение показателей мотивации достижения.

Литература

1. Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности // Психологический журнал - 1992. - №2 - С. 170-172.

2. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.05. - Санкт-Петербург, 1999. - 194 с.

3. Lazarus R. Stress, appraisal and coping. - New York, 1984. - 218 p.

ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯ-

W W 4

НИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ1.

Фотекова Татьяна Анатольевна

доктор психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова,

г.Абакан

Масалович Юлия Михайловна

Магистрант 2 года обучения, Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова, г.Абакан

THE INFLUENCE OF PARENTS' TOTAL EDUCATIONAL LEVEL ON THE STATE OF CHILDREN'S AUDITORY VERBAL FUNCTIONS. Fotekova Tatiana, Doctor of Psychology, Associate Professor, N.F. KatanovKhakass State University, Abakan Masalovich Yulia, undergraduate of 2nd year N.F. KatanovKhakass State University, Abakan АННОТАЦИЯ

По результатам нейропсихологического обследования дошкольников и младших школьников было обнаружено выраженное влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние слухоречевой памяти, фонематического восприятия и номинативной функции речи детей. Хуже всего эти функции сформированы у детей, один или оба родителя которых имеют лишь основное общее образование.

публикация подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.