Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / HIGHER EDUCATION / EARLY ADULTHOOD / LATE ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зворыгина А.О., Фотекова Т.А.

Для оптимальной социальной адаптации индивиду необходимы достаточно развитые слуховые функции. В настоящее время исследование высших психических функций актуально в связи с распространением факторов влияния на них, таких как ухудшение экологической обстановки, непростая социально-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации в частности. Полностью ВПФ формируются к 20 годам, но изменениям они подвергаются и в дальнейшем. На данный момент актуальным является исследование состояний слуховых функций у людей с высшим образованием в ранней и поздней взрослости и выявление различий в уровне развития слуховых функций у данных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN EARLY AND LATE ADULTS IN PEOPLE WITH HIGHER EDUCATION

For optimal social adaptation, an individual needs sufficiently developed auditory functions. Currently, the study of higher mental functions is relevant in connection with the spread of factors influencing them, such as environmental degradation, a difficult socio-economic situation in the world and in the Russian Federation in particular. HMF are fully formed by the age of 20, but they are subject to changes in the future. At the moment, it is relevant to study the state of auditory functions in people with higher education in early and late adulthood and to identify differences in the level of development of auditory functions in these age groups.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

Психологические науки

УДК 159.99+008.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

А.О. Зворыгина

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.

Катанова» (Абакан, Россия)

Т.А. Фотекова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(Абакан, Россия)

Аннотация. Для оптимальной социальной адаптации индивиду необходимы достаточно развитые слуховые функции. В настоящее время исследование высших психических функций актуально в связи с распространением факторов влияния на них, таких как ухудшение экологической обстановки, непростая социально-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации в частности. Полностью ВПФ формируются к 20 годам, но изменениям они подвергаются и в дальнейшем. На данный момент актуальным является исследование состояний слуховых функций у людей с высшим образованием в ранней и поздней взрослости и выявление различий в уровне развития слуховых функций у данных возрастных групп.

Ключевые слова: высшие психические функции, высшее образование, ранняя взрослость, поздняя взрослость

UDC 159.99+008.

FEATURE S OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN EARLY AND LATE ADULTS IN PEOPLE WITH HIGHER EDUCATION

A.O. Zvorygina

Khakas State University N.F. Katanov (Abakan, Russia)

T.A. Fotekova

Khakas State University N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Abstract. For optimal social adaptation, an individual needs sufficiently developed auditory functions. Currently, the study of higher mental functions is relevant in connection with the spread of factors influencing them, such as environmental degradation, a difficult socioeconomic situation in the world and in the Russian Federation in particular. HMF are fully formed by the age of 20, but they are subject to changes in the future. At the moment, it is relevant to study the state of auditory functions in people with higher education in early and late adulthood and to identify differences in the level of development of auditory functions in these age groups.

Keywords: higher mental functions, higher education, early adulthood, late adulthood

Проблема высших психических функций является центральной проблемой всей психологии человека.

Л.С. Выготский «Проблема развития и распада высших психических функций»

Высшие психические функции формируются прижизненно в социальном контексте, хотя и опосредованы деятельностью мозга. В процессе развития высших психических функций нейробиологические и социокультурные тесно взаимосвязаны.

Возраст - один из факторов, влияющих на состояние высших психических функций. Но высшее профессиональное образование является протектором более высокого уровня целеполагания, организации и планирования своей деятельности и более эффективным контролем над процессом и итогом их выполнения.

Высшее профессиональное образование, в целом, влияет на психику человека, участвует в развитии его личности. За время обучения в ВУЗе, при наличии соответствующих условий, у человека происходит развитие всех психических уровней. Для успешного обучения в ВУЗе нужен достаточно высокий уровень развития интеллекта, восприятия, памяти, мышления, внимания, эрудированности, разносторонности познавательных интересов, уровня владения некоторым кругом логических операций и т.д.

В ранней взрослости люди, особенно окончившие факультеты естественных наук, обладают достаточно развитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на выбранном объекте, не обращая внимания на все остальное. Это возможно лишь при присутствии высокой степени концентрации внимания. Точность и логичность суждений у них должны находиться на высоком уровне [2].

Люди, окончившие в молодости институт, менее подвержены риску приобретения болезни Альцгеймера и сосудистой деменции во время старения, что объясняют наличием у них некого когнитивного резерва (0^а1., 1995). Риск приобрести болезнь Альцгеймера у лиц, не имеющих высшего образования, ниже в 1,8 раз [7].

Поэтому ученые склонны полагать, что образование в определенной мере защищает от патологии, связанной с деменцией. Существуют концепции «избиения мозга». Суть концепции в том, что у людей без профессионального образования с возрастом появляются множественные мелкие инфаркты. Исходя из этого, можно говорить о том, что образование в определенной мере защищает от сосудистой деменции [5].

В поздней взрослости, по мнению О.Б. Обуховой, близнецы,

имеющие высокий статус в профессии и высшее профессиональное образование, имеют более развитые функции программирования и контроля, а также слухоречевые функции и нейродинамические характеристики.

Скрытое влияние на замедленное снижение когнитивных функций оказывает степень образованности субъекта [4]. Образование, а также оптимальный уровень умственной и физической активности позволяют сделать несколько более незаметными появляющиеся структурные инволюционные изменения на уровне функциональных проявлений [6].

Опираясь на изученные материалы предыдущих исследований, можно сделать вывод о том, что очень важно изучать динамику высших психических функций на поздних этапах онтогенеза в период инволюции с учетом влияния высшего профессионального образования.

Программа исследования

В данном исследовании, для того, чтобы решить поставленные задачи, использовались методы нейропсихологической диагностики, разработанные А.Р. Лурия [3] и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т.В. Ахутиной [1]. Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ IBM SPSS Statistics c использованием описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа.

В исследование приняло участие 40 человек. Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа - 20 человек в возрасте ранней взрослости (23,3 года). Вторая группа - 20 человек в возрасте поздней взрослости (45,8 лет). Группы уравнены по половому составу. Все люди данных групп имели высшее профессиональное образование. После проведений диагностики были обработаны результаты выполнения проб испытуемыми.

Результаты исследования

В результате исследования было выявлено, что в ранней взрослости у людей с высшим профессиональным образованием состояние функций программирования и контроля лучше, чем в поздней

взрослости, так как испытуемые ранней взрослости в пробе на исследование свободных и направленных ассоциаций допускали значительно меньше повторов слов (при направленном ассоциировании), нежели испытуемые поздней взрослости.

Правильно исключенных с первой попытки слов в пробах на исключение лишнего понятия у группы ранней взрослости больше, чем у группы поздней взрослости. Правильных объяснений также больше у группы ранней взрослости, чем у группы поздней взрослости. Это говорит о том, что в ранней взрослости у людей с высшим профессиональным образованием способность к операциям классификации и обобщения выше, чем в поздней взрослости.

У людей с высшим профессиональным образованием к поздней взрослости ухудшаются состояние III блока мозга, смысловая адекватность и верное понимание смысла происходящего, снижаются быстрота и возможность переключения, возможность построения связного текста, в сравнении с людьми в ранней взрослости, что можно подтвердить сниженной возможностью построения текста выше у испытуемых поздней взрослости.

Также можно отметить, что у людей с высшим профессиональным образованием к поздней взрослости ухудшаются серийная организация движений, способность к усвоению двигательной программы, на что указывает то, что усвоение 1 программы в пробе на динамический праксис у группы поздней взрослости хуже, чем у группы ранней взрослости.

Ко всем вышеперечисленным данным можно добавить то, что к поздней взрослости у людей с высшим профессиональным образованием снижается возможность графо-моторной и зрительно-моторной координации, ухудшаются функции кинестетической организации движений, зрительного гнозиса.

Так как продуктивность первого воспроизведения пробы на запоминание двух групп по три слова у группы ранней взрослости выше, чем у группы поздней взрослости, а также группа поздней взрослости допускает больше звуковых замен, горизонтальных повторов слов, нарушения порядка слов, переходов слов в другую группу, можно

сказать о том что, к поздней взрослости у людей с высшим профессиональным образованием ухудшаются фонематическое восприятие и память этой модальности, а также непроизвольная слухоречевая память, снижается объём памяти этой модальности, ослабевают функции долговременного хранения информации и устойчивости её к интерференции

Так же у людей с высшим профессиональным образованием к поздней взрослости начинает ослабевать способность к направленному ассоциированию, зрительно-пространственная память.

В результате исследования было выявлено влияние возрастного фактора у лиц с высшим профессиональным образованием как для функций передних отделов мозга, так и для функций задних отделов мозга. Также было обнаружено влияние возраста и уровня образования на функции переработки информации как по левополушарному типу, так и по правополушарному (Рис. 1).

Рис.1. Показатели нейропсихологических индексов

Функции III блока мозга у лиц с высшим профессиональным образованием чувствительны к влиянию возраста. Кинестетические, слуховые, зрительно-пространственные функции и функции зрительного гнозиса также снижаются под влиянием возраста у людей с высшим профессиональным образованием (Рис. 2).

Рис. 2. Нейропсихологические профили испытуемых

Получив данные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1. У людей с высшим профессиональным образованием в ранней взрослости все высшие психические функции имеют высокий уровень развития

2. Даже при наличии высшего профессионального образования с возрастом все равно происходит ухудшение функций II и III блоков мозга, снижается эффективность и лево- и правополушарных стратегий переработки информации.

2. У взрослых с высшим образованием к поздней взрослости снижаются абсолютно все высшие психические функции

3. Возраст является важным фактором, влияющим на инволюционные процессы в состоянии высших психических функций у лиц с высшим образованием.

Литература:

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2003. 64 с.

2. Васькова H.A., Садова Н.Г., Григоренко И.Н. Особенности развития личности // Журнал «Научные труды Дальрыбвтуза», 2007. С.401 - 412.

3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы в 2 томах. -М., Педагогика, 1970, Т. 2. 496 с.

4. Мишина Ю.В., Юсупов И.М. Факторы возрастной динамики мышления // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 8 - 17.

5. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Медведев Р.Б., Пагода О.В., Танашян М.М. Влияние образования на когнитивные функции и сердечно сосудистую реактивность больных дисциркуляторной энцефалопатией. Журнал «Асимметрия». Том 12. № 1. 2018. С. 55-62.

6. Фотекова Т.А. Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. М.: МГППУ, 2012. № 2. С. 36 - 44.

7. Letenneur L, Gilleron V, Commenges D, et al. Are sex and educational level independent predictors of dementia and Alzheimer's disease? Incidence data from the PAQUID project. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry 1999;v.66. pp.177 - 183.

8. Ott А., Breteler М., Harskamp F., Claus J., Mvan der Cammen T., Grobbee D., Hofnan A. Prevalence of Alzheimer's disease and vascular dementia: association with education. The Rotterdam study. BMJ (British Medical Journal) 1995; v. 310. pp. 970 - 973.

References:

1. Ahutina T.V., Pylaeva N.M. Diagnostika razvitija zritel'no-verbal'nyh funkcij: Ucheb.posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 2003. 64 p.

2. Vas'kova H.A., Sadova N.G., Grigorenko I.N. Osobennosti razvitija lichnosti // Zhurnal «Nauchnye trudy Dal'rybvtuza», 2007. Pp. 401 - 412.

3. Lurija A.R. Mozg cheloveka i psihicheskie processy v 2 tomah. -M., Pedagogika, 1970, T. 2. 496 p.

4. Mishina Ju.V., Jusupov I.M. Faktory vozrastnoj dinamiki myshlenija // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2016. № 3. Pp. 8 - 17.

5. Fokin V.F., Ponomareva N.V., Medvedev R.B., Lagoda O.V., Tanashjan M.M. Vlijanie obrazovanija na kognitivnye funkcii i serdechno

sosudistuju reaktivnost' bol'nyh discirkuljatornoj jencefalopatiej. Zhurnal «Asimmetrija». Tom 12. № 1. 2018. Pp. 55 - 62.

6. Fotekova T.A. Kicheeva A.O. Sostojanie vysshih psihicheskih funkcij v rannej, srednej i pozdnej vzroslosti: nejropsihologicheskij analiz // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. M.: MGPPU, 2012. № 2. Pp. 36 - 44.

7. Letenneur L, Gilleron V, Commenges D, et al. Are sex and educational level independent predictors of dementia and Alzheimer's disease? Incidence data from the PAQUID project. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry 1999; v. 66. Pp. 177 - 183.

8. Ott A., Breteler M., Harskamp F., Claus J., Mvan der Cammen T., Grobbee D., Hofnan A. Prevalence of Alzheimer's disease and vascular dementia: association with education. The Rotterdam study. BMJ (British

Medical Journal) 1995; v. 310. Pp. 970 - 973.

— • —

Сведения об авторах

Анна Олеговна Зворыгина, магистрант, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова» (Абакан, Россия), email: pavlysiks1@yandex.ru

Татьяна Анатольевна Фотекова, профессор, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и социальной работы Хакасского государственного университета им. Н.Ф.

Катанова (Абакан, Россия), e-mail: fotekova@yandex.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.