Научная статья на тему 'Студенческая Наука в Хакасском годарственном университете: психологические исследования'

Студенческая Наука в Хакасском годарственном университете: психологические исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЭНДОГЕННЫЕ И ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА / ВНУШАЕМОСТЬ-НЕВНУШАЕМОСТЬ / "ХИЩНЫЕ" ЦЕННОСТИ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ФАКТОРЫ ИНВОЛЮЦИИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / БИЛИНГВИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ РЕЖИМЫ / VALUE-NEED SPHERE OF PERSONALITY / ENDOGENOUS AND PSYCHOGENIC DISORDERS / SUGGESTIBILITY-NON-INVULNERABILITY / "PREDATORY" VALUES / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / FACTORS OF INVOLUTION / AGE FEATURES / BILINGUALISM / SOCIAL INCLUSION / COGNITIVE REGIMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Т.А.

В статье обсуждаются наиболее интересные сообщения студентов-психологов, представленные в рамках дней студенческой науки на ежегодной научно-практической конференции «Катановские чтения», проходящей в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова. Студенческие доклады, заслушанные на заседаниях четырех секций конференции, отражают результаты самостоятельных научных исследований обучающихся, выполненных в русле психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии и нейропсихологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фотекова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENCE IN KHAKASS STATE UNIVERSITY: PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article discusses the most interesting reports of students-psychologists, presented in the framework of the days of student science at the annual scientific-practical conference "Katanov readings", held at the Katanov Khakass State University. The student's reports heard at the sessions of the four sections of the conference reflect the results of independent scientific studies of students, carried out in the mainstream of personality psychology, developmental psychology and age psychology, social psychology and neuropsychology.

Текст научной работы на тему «Студенческая Наука в Хакасском годарственном университете: психологические исследования»

Психологические науки

УДК 159.9

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА В ХАКАССКОМ

ГОДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Т.А. Фотекова

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)

Аннотация. В статье обсуждаются наиболее интересные сообщения студентов-психологов, представленные в рамках дней студенческой науки на ежегодной научно-практической конференции «Катановские чтения», проходящей в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова. Студенческие доклады, заслушанные на заседаниях четырех секций конференции, отражают результаты самостоятельных научных исследований обучающихся, выполненных в русле психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии и нейропсихологии.

Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности, эндогенные и психогенные расстройства, внушаемость-невнушаемость, «хищные» ценности, высшие психические функции, факторы инволюции, возрастные особенности, билингвизм, социальная включенность, когнитивные режимы

UDC 159.9

STUDENT SCIENCE IN KHAKASS STATE UNIVERSITY: PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Т.А. Fotekova Khakas State University N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Abstract. The article discusses the most interesting reports of students-psychologists, presented in the framework of the days of student science at the annual scientific-practical conference "Katanov readings", held at the Katanov Khakass State University. The student's reports heard at the sessions of the four sections of the conference reflect the results of independent scientific studies of students, carried out in the mainstream of personality psychology, developmental psychology and age psychology, social psychology and neuropsychology.

Keywords: value-need sphere of personality, endogenous and psychogenic disorders, suggestibility-non-invulnerability, "predatory" values, higher mental functions, factors of involution, age features, bilingualism, social inclusion, cognitive regimes

В Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова весной традиционно проходят Катановские чтения, на которых студенты разных направлений и специальностей представляют результаты своих научных исследований. В апреле кафедрой психологии ХГУ им. Н.Ф Катанова была организована работа 4 секций: «Возрастная психология и психология развития», «Прикладная и социальная психология», «Общая и клиническая психология», а также секция для магистрантов и аспирантов «Актуальные проблемы психологии». Всего было заслушано более 30 докладов разной тематики, связанной с личностными и индивидуально-типологическими особенностями

представителей разных социальных и профессиональных групп; проблемами детско-родительских отношений; социального интеллекта; социально-психологических особенностей религиозности; психических состояний студентов-первокурсников из сельской местности; Я-концепции работающих и неработающих женщин, проживающих в селе; факторов, влияющих на состояние высших психических функций на разных этапах онтогенеза, в частности в юношеском возрасте и в период инволюции; антропо-психологических особенностей ценностно-потребностной сферы личности психически больных людей.

Все доклады стали результатом собственных научно-исследовательских работ обучающихся.

Содержание некоторых докладов представляет особый интерес. Магистрант 2 года обучения С.В. Мешкова, которая также является медицинским психологом Республиканской психиатрической больницы, под руководством профессора В.Г. Морогина исследовала антропо-психологические особенности ценностно-потребности сферы личности больных с эндогенной и экзогенной психической патологией. Теоретическую базу исследования составило предположение о том, что эндогенные и психогенные психические расстройства являются результатом взаимодействия 2-х факторов, описываемых с помощью категорий «внушаемость - невнушаемость» и «активность - пассивность». Психогенные психические расстройства обусловлены чрезмерной, сверхнормативной внушаемостью;

взаимодействие с фактором «активности - пассивности» формирует различные формы неврозов от истерии («активные неврозы») до психастении («пассивные» неврозы). В среднем диапазоне континуума «активность -пассивность» у сверхнормативно внушаемых индивидов могут провоцироваться гипер- или гипостенический варианты неврастении. Эндогенные психические расстройства обусловлены невнушаемостью, а взаимодействие с фактором «активность-пассивность» формирует либо «активный» эндогенный вариант - мании, либо «пассивный» - различные формы эндогенной депрессии. Средний участок диапазона «активность-пассивность» у невнушаемых больных детерминирует эндогенные бредовые расстройства. Поскольку психогенные психические расстройства обусловлены высокой внушаемостью (Б.Ф. Поршнев определяет это психологическое свойство как «податливость на интердикцию и суггестию»), они обычно возникают у индивидов пассивного нехищного антропо-психологического

типа; эндогенные психические расстройства, обусловленные невнушаемостью (а, наоборот, способностью осуществлять интердикцию и суггестию), характерны для активного хищного антропо-психологического типа.

В построенном на этой основе исследовании принимали участие две смешанные по половому признаку группы больных, страдающих эндогенными и психогенными психическими расстройствами и состоящие на диспансерном учете с диагнозами шизофрения и неврастения. По результатам проведенного экспериментально-

психологического исследования с использованием комплекса экспериментально-психологических методик антропо-психологической психодиагностики ценностно-

потребностной сферы личности, основанных на принципе симультанного (тахистоскопического) и сукцессивного (калейдоскопического) предъявления личностно значимых ценностей было подтверждено, что хищный антропо-психологический тип предрасположен к формированию «активных» эндогенных психических расстройств, а нехищный - психогенных. Чрезмерная активность нехищного внушаемого типа (истерия), а также крайняя пассивность хищного невнушаемого типа (эндогенная депрессия) выглядят как явный психический диссонанс и проявляются в неадекватном поведении и крайних формах социальной дизадаптации. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предложена объяснительная модель эндогенной и психогенной психопатологии, опирающаяся как на классические, так и на новейшие методологические подходы; впервые предпринято эмпирическое исследование антропо-психологических особенностей общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности с позиций палеопсихологической теории антропогенеза Б.Ф. Поршнева [6] и концепций ценностно-потребностной сферы личности, идентификации и

идентичности, гипотезы видовой неоднородности современного человека В.Г. Морогина [5].

Целый блок студенческих исследований имеет нейропсихологическую направленность. Можно выделить несколько докладов, объединённых одной проблемой, связанной с исследованием инволюционных изменений в состоянии высших психических функций и факторов, способствующих возрастному снижению когнитивных возможностей и препятствующих ему.

В работе магистранта 2 курса Т. Шандро, обучающейся по программе «Клиническая психология», сопоставлялись характеристики высших психических функций у женщин двух возрастных групп с искусственным субординативным билингвизмом имонолингвов. Целью исследования была проверка гипотезы о положительном влиянии использования двух языков на состояние нейрокогнитивных функций на поздних этапах онтогенеза, сопровождающихся инволюционными изменениями. Исследование продолжалось несколько лет. По результатам нейропсихологической диагностики 80 женщин, объединенных в четыре группы в зависимости от возраста и владения одним, или двумя языками, было экспериментально установлено, что на поздних этапах взрослости высшие психические функции женщин билингвов и монолингвовимеют отличия. Так в поздней взрослости билингвы опережают монолингвов по состоянию функций III блока мозга и левого полушария, что наиболее явно проявляется при переработке слухоречевой информации. В предпенсионном возрасте у женщин-билингвов лучше функционируют как III, так и II блоки мозга. У них на более высоком уровне находятся слухоречевые функции и произвольная регуляция деятельности. У монолингвов с возрастом происходит снижение всех высших психических функций за исключением зрительного восприятия. У билингвов возраст также оказывает негативное влияние на все высшие

психические функции, кроме зрительного гнозиса и программирования и контроля деятельности. Таким образом, билингвизм не может полностью нивелировать влияние возраста. Однако он способствует поддержанию устойчивости произвольной регуляции деятельности и левополушарных слухоречевых функций. По мнению ряда исследователей [2; 3] именно сохранность функций программирования и контроля произвольных форм деятельности играет ключевые роль в приспособлении к возрастным изменениям.

В докладе магистранта 2 года обучения О.В. Лушниковой показано, что важным фактором, сдерживающим негативные инволюционные изменения в состоянии высших психических функций, является также социальная включенность. Анализ различных параметров социальной включенности пожилых людей в контексте состояния их ВПФ позволил автору выделить группы риска: это мужчины; неработающие; и те, чей круг общения ограничивается родственниками и близкими друзьями. В группе испытуемых с высоким уровнем социальной включенности оказались более сохранны как функции III (серийная организация движений и речи), так и II (зрительный гнозис, зрительно-пространственные функции) блоков мозга. На основе регрессионного анализа было подтверждено, что важным предиктором сохранности функций III блока мозга является уровень общения. Функции II блока мозга также зависят от ряда коммуникативных факторов. Устойчивость к возрастным изменениям сложных полимодальных зрительно-пространственных функций, обусловленных активностью третичных полей II блока мозга, находится под влиянием фактора трудовой занятости. Можно сказать, чтоуровень общения, продолжение трудовой деятельности и предпочтение коммуникативных форм досугасмягчают

процесс инволюционных изменений в состоянии нейрокогнитивных функций.

Как известно, одним из важнейших факторов, формирующих когнитивный резерв, выступает образовательный уровень человека. В докладе студентки 4 курса направления «психология» Анны Зворыгиной сопоставлялись возрастные особенности высших психических функций лиц без профессионального образования. В исследовании участвовали 80 испытуемых четырех возрастных групп (ранняя, средняя, поздняя взрослость и предпенсионный возраст по периодизации Д. Бромлей). Подтвердилось выраженное влияние возраста на нейрокогнитивные функции. Начиная с периода средней взрослости, ВПФ постоянно, хотя и неравномерно, снижаются. Между испытуемыми ранней и средней взрослости различий не обнаружено, за исключением зрительно-пространственных функций. Именно эти функции, в большей степени опирающиеся на правополушарные холистические стратегии, подвержены наиболее раннему снижению. В поздней взрослости и, особенно, предпенсионном возрасте, у людей со средним общим образованием отмечается явное ухудшение функциональных характеристик всех отделов мозга, особенно III блока. Наибольшей устойчивостью к возрастным изменениям отличаются зрительные и кинестетические функции, а наименьшей - серийная организация движений, произвольная регуляция деятельности, процессы переработки зрительно-пространственной и слуховой информации. По мере увеличения возраста отмечается ухудшение качества переработки информации как по лево-, так и, особенно, по правополушарному типу. Последнее хорошо согласуется с литературными данными [2; 3; 7]. В тоже время, выявленное ухудшение функциональных характеристик III блока мозга противоречат имеющимся в литературе сведениям об их наибольшей устойчивости к возрастной инволюции [2; 7].

Однако предыдущие данные были получены при исследовании людей с более высоким образовательным уровнем. Можно предположить, что у малообразованных людей не сформирован когнитивный резерв, который, при наличии профессионального образования, выступает протектором произвольной регуляции деятельности и нейрокогнитивного функционирования в целом.

Несколько докладов были посвящены результатам исследования психических особенностей студентов высших и средних учебных заведений. В докладе К. Осенковой (4 курс, бакалавриат) обождалось влияние частоты употребления алкоголя на состояние высших психических функций студентов. По данным докладчика нарастание частоты употребления алкогольных напитков приводит к отчетливому снижению функциональных возможностей мозга. Наиболее чувствительными к употреблению алкоголя оказались кинестетические и зрительно-пространственные функции. Их показатели достоверно различаются в группах студентов, употребляющих алкогольные напитки часто, иногда, и совсем не практикующих употребление алкоголя. Полученные данные свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте частое употребление алкоголя влечет за собой преимущественное снижение функции переработки информации по правополушарному типу.

Безусловной новизной обладает исследование студента 4 курса направления 37.03.01 - психология В. Зарвы. Оно выполнено на стыке методологии А.Р. Лурии [4] и новой концепции когнитивных режимов, предложенной С.М. Косслиным [1]. Этот автор выделяет 4 основных режима в зависимости от соотношения активности дорсальных (верхних) и вентральных (нижних) систем мозга. Косслин полагает, что представители этих режимов обладают не только разными характеристиками когнитивного функционирования, но и разными личностными и поведенческими особенностями. В своем исследовании В.

Зарва сопоставил преобладающие когнитивные режимы студентов университета с состоянием высших психических функций и обнаружил тесную связь между ними. Самый высокий общий уровень сформированности ВПФ наблюдается на фоне когнитивного режима деятельности с преобладанием высокой активности, как дорсальных, так и вентральных систем мозга. Закономерно, что наименее благоприятные функциональные характеристики мозга обнаружены у студентов с режимом приспособления, основой которого является общий низкий уровень мозговой активности. Особенно плохо развиты у обладателей такого режима функции произвольной регуляции деятельности и переработки слуховой информации. Студенты с доминирующим режимом восприятия, на фоне преимущественной активности вентральных систем мозга, демонстрируют высокие показатели зрительно-

пространственных и слуховых функций при некотором дефиците серийной организации движений. Для студентов с режимом стимулирования (активность дорсальных систем) характерен самый высокий по выборке уровень развития произвольной регуляции деятельности и серийной организации движений. В тоже время не выявлено влияние доминирующего когнитивного режима на показатели зрительного гнозиса и кинестетических функций. Левополушарные функции наиболее развиты у обладателей режима деятельности, а правополушарные - у них же и у испытуемых с доминированием режима стимулировании. Таким образом, полученные данные позволяют говорить о значительной согласованности концепции когнитивных режимов С. Косслина и модели функциональных блоков мозга А.Р. Лурии.

По сложившейся традиции, многие студенты, обучающиеся по психологическим направлениям, начинают свои научные исследования еще на втором курсе при написании первой курсовой работы, затем углубляют свои

научные интересы при подготовке последующих курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Часто они сохраняют интерес к выбранной теме, продолжая обучение в магистратуре и аспирантуре. Хочется пожелать им успехов и интересных результатов.

Список литературы

1. Косслин Ст., Миллер Дж.: Два игрока на одном поле мозга. Изд-во Эксмо, 2016.

2. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003

3. Корсакова Н. К., Рощина И. Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2009. №3-4.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический Проект, 2000.

5. Морогин В.Г. Палеопсихологические основания видовой неоднородности современного человека // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 1 / Под ред. ВС. Белгородского, О.В. Кащеева, ВВ. Зотова, ИВ. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016.

6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: ФЭРИ-В, 2006.

7. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. №2.

References

1. Kosslin St., Miller Dzh.: Dva igroka na odnom pole mozga. Izd-vo Jeksmo, 2016.

2. Korsakova N.K., Moskovichjute L.I. Klinicheskaja nejropsihologija. M., 2003

3. Korsakova N. K., Roshhina I. F. Nejropsihologicheskij podhod k issledovaniju normal'nogo i patologicheskogo starenija // Nevrologija, nejropsihiatrija, psihosomatika. 2009. № 3-4.

4. Lurija A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka. M.: Akademicheskij Proekt, 2000.

5. Morogin V.G. Paleopsihologicheskie osnovanija vidovoj neodnorodnosti sovremennogo cheloveka // Gumanitarnye osnovanija social'nogo progressa: Rossija i sovremennost': sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 8 chastjah. Chast' 1 / Pod red. V.S. Belgorodskogo, O.V. Kashheeva, V.V. Zotova, I.V. Antonenko. M.: FGBOU VO «MGUDT», 2016.

6. Porshnev B.F. O nachale chelovecheskoj istorii. Problemy paleopsihologii. M.: FJeRI-V, 2006.

7. Fotekova T.A., Kicheeva A.O. Sostojanie vysshih psihicheskih funkcij v rannej, srednej i pozdnej vzroslosti: nejropsihologicheskij analiz // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.