УДК 159
Kicheyeva A.O., senior lecturer, Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
THE STATE OF VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS IN EARLY, MIDDLE AND LATE ADULTHOOD. State of visual spatial functions in early, middle and late adulthood. The paper addresses the age specific changes in state of visual spatial functions in early, middle and late adulthood (on D. Bromley periodization), based on the approach to the analysis of higher mental functions, by A.R. Luria's model of three functional brain units and the concept of interspatial brain asymmetry. For the first time the neuropsychological analysis of visual spatial functions of healthy adults is carried out. The study finds a large extent to the negative effects of the age of visual spatial functions in the middle adulthood and negative dynamics continues in the late adulthood. The observed age-related changes are due to a decrease in right-brain capabilities. The observed age-related changes occur, due to lower right-brain capabilities.
Key words: higher psychological (mental) functions, visual spatial functions, visual spatial memory, constructive thinking, logical-grammatical constructions, three-dimensional object image, spatial organization of movements.
A.O. Кичеева, ст. преп. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В РАННЕЙ, СРЕДНЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
На основе подхода к анализу высших психических функций, базирующегося на модели трех функциональных блоков мозга, предложенной А.Р Лурией, и учёта особенностей межполушарной асимметрии мозга, в статье рассматриваются возрастные изменения в состоянии зрительно-пространственных функций в ранней, средней и поздней взрослости (по периодизации Д. Бромлей). Впервые проведен нейропсихологический анализ состояния зрительно-пространственных функций у здоровых взрослых людей. В результате исследования обнаружена большая подверженность негативному влиянию возраста зрительно-пространственных функций уже в средней взрослости, негативная отрицательная динамика продолжается и в поздней взрослости. Обнаруженные возрастные изменения, обусловлены снижением правополушарных возможностей.
Ключевые слова: высшие психические функции, зрительно-пространственные функции, зрительно-пространственная память, конструктивное мышление, логико-грамматические конструкции, трехмерное изображение объекта, пространственная организация движений.
Современная нейропсихология переживает этап интенсивного развития, появляются новые направления, к числу таких направлений относится нейропсихология нормы, которая занимается изучением мозговой организации психических процессов на различных контингентах здоровых лиц. Методологической основой этого направления нейропсихологии, являются представления А.Р Лурия о системной локализации высших психических функций [1].
Высшие психические функции человека это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Высшие психические функции формируются в процессе онтогенеза, на последовательных этапах своего развития не сохраняют единой структуры, но осуществляют одну и ту же задачу с помощью различных закономерно сменяющих друг друга систем связей. Все системы ВПФ в процессе возрастного развития изменяются и усовершенствуются. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий, ВПФ меняют свою мозговую организацию [1].
Подчеркивая значимость представлений Л.С. Выготского об изменении структуры высших психических функций в онтогенезе человека, А.Р Лурия [2] писал: «Свою основную задачу теперь мы видим в том, чтобы тщательно проанализировать совместно работающие зоны мозга, обеспечивающие выполнение сложных форм психической деятельности, выяснить место каждой из этих зон в функциональной системе и то, как меняется соотношение этих совместно работающих отделов мозга при осуществлении психической деятельности на разных этапах развития».
Представления о психологическом строении мозговых механизмов высших психических функций складывались в нейропсихологии прежде всего на основе анализа нарушений этих функций у взрослых больных (диффузные церебральные сосудистые расстройства, паркинсонизм, черепно-мозговая травма, воспалительные процессы и т. п.).
В норме высшие психические функции исследовались лишь на ранних и поздних этапах онтогенеза. Так, состояние высших психических на ранних этапах онтогенеза исследовались Э.Г. Си-мерницкой, Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович, Н.Г. Манелис и др. Как известно, структурно-функциональная организация мозга новорожденного является незрелой и претерпевает значительные изменения до 20-летнего возраста. К этому возрасту окончательно формируются основные принципы функционирования мозга. Системы ВПФ изменяются
и в дальнейшем, это подтверждается данными исследований старческого возраста, проведенными Н.К. Корсаковой [3]. Было показано, что при нормальном старении изменения в психическом функционировании происходит гетерохронно, гетеротопно и гетеродинамично. Нас интересует, каким образом происходят изменения психических функций в ранней, средней и поздней взрослости. Высшие психические функции исследовались у взрослых людей с локальной мозговой патологией. Данных о состоянии высших психических функций у здоровых взрослых людей в рамках нейропсихологического подхода недостаточно.
Проблема возрастных изменений когнитивной сферы обсуждается в теоретических и экспериментальных исследованиях возрастной психофизиологии и психологии [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]. Сложная структура развития взрослых проявляется в психомоторной сфере и в перцептивных возможностях [9; 10]. Возраст влияет на зрительные функции. Общее ослабление зрения наблюдается уже в начальный период зрелости. Большая часть проблем со зрением начинается примерно в 35 лет.
Постепенно это приводит к замедлению обработки зрительной информации и трудностям распознавания образов. Физический слух ослабевает на протяжении всей взрослой жизни, причем особенно снижается восприятие звуков высокой тональности [9]. Как видно, сенсорно-перцептивные функции, прежде всего различные виды абсолютной чувствительности, обнаруживают довольно раннее снижение своего функционального уровня Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и способностей [4; 6].
По данным Б.Г. Ананьева [4] психическое развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла, так наибольшие изменения в интеллектуальных функциях происходят в 18-25 лет. В 26-29 лет происходит снижение функций памяти и мышления. В 30-33 года вновь наблюдается высокий уровень развитие всех интеллектуальных функций, который затем снижается к 40 годам.
Экспериментальные данные Л.Н. Борисовой [5] показывают, что более высокие показатели психического развития интеллекта приходятся на период 30 - 40 лет, что расходится с мнением большинства авторов о юношеском оптимуме функционального развития интеллекта. В первый период 18-30 лет - происходит наибольшая изменчивость показателей развития интеллекта, во второй от 31-49 - наблюдается общий подъем уровня развития интеллекта. Третий, 40-50 лет, по сравнению со вторым дает снижение, но остается на уровне развития первого периода.
Таким образом, исследования, в том числе лонгитюдные, показали, что когнитивное развитие у взрослых носит неравномерный характер. Развитие высших психических процессов или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всей взрослости. Многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития к 23-25 годам и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.
Данные возрастной психофизиологии представляют интерес для детального нейропсихологического исследования, поскольку данных о состоянии высших психических функций у здоровых взрослых людей в рамках нейропсихологического подхода недостаточно, в частности мало сведений о том, каким образом происходят изменения зрительно-пространственных функций в период взрослости.
Для выявления особенностей зрительно-пространственных функций были использованы методы нейропсихологической диагностики, разработанные А.Р. Лурия [1] и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т. В. Ахутиной [14; 15; 16].
Методы исследования зрительно-пространственных функций:
- пробы на конструирование из кубиков Кооса, исследующие особенности пространственного мышления, способность к анализу и синтезу пространственных структур;
- проба на изображение трехмерного объекта, исследующие сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации;
- пробы на запоминание невербализуемых фигур, позволяющие оценить особенности зрительно-пространственной памяти;
- пробы Хэда, направленные на исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве, сформированности «схемы тела»;
- пробы на понимание сложных логико-грамматических конструкций.
Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows c использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.
В исследовании принимали участие 180 человек, которые были разделены нами на три возрастные группы по 60 человек согласно периодизации Д.Бромлей: 1 - ранняя взрослость (21 -25 лет), средняя взрослость (26 - 40 лет), поздняя взрослость (41 - 55 лет).
Процессы восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации позволяют оценить пробы на зрительно-пространственную память.
Во всех возрастных группах объем зрительно-пространственной памяти приблизительно одинаковый. Испытуемые средней взрослости по сравнению с испытуемыми ранней взрослости чаще допускают ошибки по несоблюдению координат (p=0,000), горизонтальные (p=0,090) и вертикальные повторы (p=0,064).
У испытуемых поздней взрослости при сохранении объема существенно хуже избирательность следов. Характерно большее количество правополушарных ошибок (p=0,000). Им свойственны пропуски фигур (p=0,026), трансформация сти-мульной фигуры в знак (p=0,090), ошибки по типу зеркальности (p=0,023). Наблюдаются трудности удержания порядка элементов (p=0,040). К поздней взрослости сокращается количество ошибок по несоблюдению координат. Левополушарные ошибки учащаются не так заметно, как правополушарные. В общем, суммарный показатель ошибок очень высокий (p=0,000). В целом зрительно-пространственная память в поздней взрослости характеризуется неточностью воспроизведения с преобладанием ошибок правополушарного типа.
Следует отметить, что ухудшение касается не столько объема запоминания, сколько избирательности следов и способности к удержанию порядка следования элементов. Уже в средней взрослости при запоминании зрительно-пространственных стимулов в этот период наблюдается резкое нарастание различных ошибок.
Особенности конструктивного мышления можно рассмотреть на примере пробы на конструирование из кубиков Кооса.
При складывании кубиков Кооса испытуемые ранней и средней взрослости характеризуются высоким уровнем успешности, между группами значимых различий выявлено не было.
В поздней взрослости ухудшается способность к конструктивному мышлению, значительно увеличивается время складывания фигур, оно возрастает в полтора раза, это касается первой и самой сложной фигуры четвертой. В поздней взрослости хуже продуктивность складывания 4 фигуры, испытуемым поздней взрослости в большей степени свойственно несоблюдение контура образца, что свидетельствует о снижении правополушарных возможностей. Таким образом, конструктивное мышление подвержено негативным возрастным изменениям лишь в поздней взрослости.
Способность передавать проекционные, метрические и структурные представления в рисунке в период взрослости не подвержена изменениям. Испытуемые в рассматриваемом возрастном диапазоне с одинаковой успешностью выполняют самостоятельный рисунок трехмерного объекта, а также его копирование. Статистически значимых различий между группами выявлено не было.
Пространственная организация движений также устойчива к возрастным изменениям, отмечаются лишь незначительное снижение при переходе от каждой возрастной группы к более старшей, однако оно не достигает статистически значимых различий. Испытуемым всех возрастных групп в большей степени свойственны пространственные ошибки. К поздней взрослости незначительно сокращается количество пространственных ошибок, увеличивается количество соматотопических ошибок. Как известно, соматогнозис является преимущественно правополу-шарной функцией, таким образом, это наблюдение подтверждает сделанные нами ранее выводы об опережающем ослаблении функций правого полушария в период средней и поздней взрослости.
Понимание логико-грамматических конструкций вызывает затруднения в группе испытуемых поздней взрослости, из десяти предложенных конструкций они называют 7,75 (р=0,019). Понимание конструкций с предлогами вызывает затруднения у испытуемых поздней взрослости (р=0,028), в ранней и средней взрослости испытуемые с одинаковой успешностью понимают конструкции с предлогами (р=0,332).
Наиболее доступными для понимания испытуемых всех возрастных групп оказались пассивно-активные конструкции, различия между группами не выявлены.
Таким образом, испытуемые поздней взрослости испытывают трудности в понимании логико-грамматических конструкций, а именно конструкции с предлогами.
В целом зрительно-пространственные функции к поздней взрослости ослабевают, появляется дефицит преимущественно по правополушарному типу.
Проведенный анализ показывает, что зрительно-пространственные функции в период взрослости испытывают влияние возраста, уже в средней взрослости отмечается их снижение, в первую очередь ухудшается точность воспроизведения следов. В поздней взрослости продолжается снижение зрительно-пространственных функций, это происходит за счет ухудшения зрительно-пространственной памяти (в большей степени страдает не объем, а избирательность следов), конструктивного мышления и квазипространственных функций. Преобладают ошибки, обусловленные снижением правополушарных возможностей. Эти выводы хорошо согласуются с литературными данными о возрастном снижении функций правого полушария [3; 9; 17; 18]. Так, О.Б. Обуховой [19] было проведено исследование близнецов зрелого и пожилого возраста, показавшее большую связь с возрастом именно правополушарного фактора. Н.К. Корсакова [3] также указывает на то, что в старческом возрасте правополу-шарные функции в большей степени подвержены возрастным изменениям. Эту же мысль высказывает и Э. Голдберг [18], который утверждает, что с возрастом происходит перенос «центра тяжести» с правого полушария в левое полушарие. Эта закономерность выявлена в решении различных когнитивных задач. С возрастом при выполнении вербальных и зрительно-пространственных задач главную роль играет левое полушарие, соответственно функции правого полушария используются меньше.
Таким образом, характеристики зрительно-пространственных функций снижаются равномерно при переходе от каждой возрастной группы к более старшей.