Научная статья на тему 'Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста'

Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
681
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / II БЛОК МОЗГА / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ / СЛУХОРЕЧЕВЫЕ / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДЕКС / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / 2ND BLOCK OF THE BRAIN / VISUAL GNOSIS / KINAESTHETIC / ORAL-AURAL / VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS / NEUROPSYCHOLOGICAL INDEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кичеева Анастасия Олеговна

Анализируются особенности функций II блока мозга, отвечающего за прием, переработку и хранение информации. Сравниваются показатели кинестетических, слухоречевых, зрительно-пространственных, зрительных функций у людей юношеского, взрослого, зрелого возраста (по периодизации В.В. Бунака).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychology of standard studies the brain organization of mental processes with various contingents of healthy individuals; the methodological basis of this trend is considered to be the representations of higher mental functions system localization. Higher mental functions are formed during ontogenesis, they do not maintain a unified structure at successive stages of their development, but perform the same task using different logically successive communication systems. The purpose of our study is a comparative analysis of the functions state of receiving, processing and storage of information at young, adult and mature ages using the neuropsychological approach. The functions of receiving, processing and storage of information consistent with the theory of A.R. Luria of 3 functional blocks of the brain are connected with the 2nd block of the brain. The study involved three groups of 30 people according to the periodization of V.V. Bunak: young age (17-20); adult age (25-35); mature age (40-50). The methods of neuropsychological diagnosis were used as developed by A.R. Luria and equipped with quantitative assessment by T.V. Ahutina and co-authors. The results of the study showed that the functions of the 2nd block of the brain are exposed to the changes at young, adult and mature ages. From the age of 25 to 35 visual gnosis (adults are more productive in recognition of crossed, incomplete, overlay images, they made fewer mistakes) and oral-aural functions (involuntary and delayed reproduction reaches optimum) reach the optimal state. At mature age the functions of the 2nd block of the brain are significantly lower for all components. The subjects of mature age experience difficulties in processing kinaesthetic information (the indicators of oral and kinaesthetic praxis are lower), visual information (productivity in all categories is reduced, the frequency of various kinds of errors increases), oral-aural information (involuntary remembering is worse, susceptibility to interference is higher, which prevents from keeping traces, they make more errors, impressive figures of speech and the indicators of speech's nominative function are lower), visual-spatial information (while maintaining the volume selectivity of traces is significantly worse, the combined ratio of errors is very high). The left-hemispheric functions are optimal in the group of the subjects of adult age, but in maturity they are clearly reduced. The characteristics of the right hemisphere are stable in youth and adulthood, but after 40 years a significant decrease is observed. Thus, the changes of the functions of receiving, processing and storage of information are of a variable character. Adults have advantages over young people in terms of visual, oral-aural functions. At middle age all the characteristics are significantly lower than in previous age groups.

Текст научной работы на тему «Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста»

А. О. Кичеева

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИЙ ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ У ЛЮДЕЙ ЮНОШЕСКОГО, ВЗРОСЛОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Анализируются особенности функций II блока мозга, отвечающего за прием, переработку и хранение информации. Сравниваются показатели кинестетических, слухоречевых, зрительно-пространственных, зрительных функций у людей юношеского, взрослого, зрелого возраста (по периодизации В.В. Бунака).

Ключевые слова: высшие психические функции; II блок мозга; зрительный гнозис; кинестетические; слухоречевые; зрительно-пространственные функции; нейропсихологический индекс.

Представления о психологическом строении мозговых механизмов высших психических функций (ВПФ) складывались в нейропсихологии прежде всего на основе анализа нарушений этих функций у взрослых больных (диффузные церебральные сосудистые расстройства, паркинсонизм, черепно-мозговая травма, воспалительные процессы и т.п.).

Современная нейропсихология переживает этап интенсивного развития, появляются новые направления, к числу таких направлений относится нейропсихология нормы, которая занимается изучением мозговой организации психических процессов на различных контингентах здоровых лиц. Методологической основой этого направления нейропсихологии, являются представления о системной локализации ВПФ А.Р. Лурия [1].

ВПФ человека - это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Высшие психические функции формируются в процессе онтогенеза, на последовательных этапах своего развития не сохраняют единой структуры, но осуществляют одну и ту же задачу с помощью различных закономерно сменяющих друг друга систем связей. Все системы ВПФ в процессе возрастного развития изменяются и усовершенствуются. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий, ВПФ меняют свою мозговую организацию [1].

Подчеркивая значимость представлений Л.С. Выготского об изменении структуры ВПФ в онтогенезе человека, А.Р. Лурия писал: «Свою основную задачу теперь мы видим в том, чтобы тщательно проанализировать совместно работающие зоны мозга, обеспечивающие выполнение сложных форм психической деятельности, выяснить место каждой из этих зон в функциональной системе и то, как меняется соотношение этих совместно работающих отделов мозга при осуществлении психической деятельности на разных этапах развития» [2].

Состояние ВПФ на ранних этапах онтогенеза исследовались Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович,

Н.Г. Манелис и др. Как известно, структурнофункциональная организация мозга новорожденного является незрелой и претерпевает значительные изменения до 20-летнего возраста. К этому возрасту окончательно формируются основные принципы функционирования мозга. Системы ВПФ изменяются и в дальнейшем, это подтверждается данными исследований старческого возраста, проведенными Н.К. Корсаковой [3]. Было показано, что при нормальном старении из-

менения в психическом функционировании происходят гетерохронно, гетеротопно и гетеродинамично. Нас интересует, каким образом происходят изменения психических функций в юношеском, взрослом и зрелом возрасте. Высшие психические функции исследовались у взрослых людей с локальной мозговой патологией. Данных о состоянии ВПФ у здоровых взрослых людей в рамках нейропсихологического подхода недостаточно. Изменения психических процессов в онтогенезе изучались в возрастной, общей психологии и возрастной психофизиологии.

По данным Б.Г. Ананьева [4], психическое развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла; наибольшие изменения в интеллектуальных функциях происходят в 18-25 лет. В 26-29 лет происходит снижение функций памяти и мышления. В 3033 года вновь наблюдается высокий уровень развития всех интеллектуальных функций, который затем снижается к 40 годам.

Учениками и сотрудниками Б.Г. Ананьева параллельно велись исследования на студенческих выборках и других возрастных группах. Е.И. Степановой [5] проведен анализ возрастных изменений мыслительных функций. Наблюдается неравномерное развитие психических функций. Наиболее выраженные колебания в величинах уровневых показателей обнаруживаются от 18 до 25 лет, что свидетельствует о подверженности изменениям мыслительных функций в эти годы. До 30 лет происходит параллельное повышение уровня мышления и памяти, память начинает достигать оптимальной точки своего развития в 30 лет, поднимается и уровень мышления, который достигает своего оптимума в 32 года. Мышление значительно превосходит память, этапы снижения памяти наступают раньше мышления. Таким образом, динамика изменчивости мышления на всем протяжении зрелости не одинакова.

Экспериментальные данные Л.Н. Борисовой [6] показывают, что более высокие показатели психического развития интеллекта приходятся на период 30-40 лет, что расходится с мнением большинства авторов о юношеском оптимуме функционального развития интеллекта. В первый период - 18-30 лет - происходит наибольшая изменчивость показателей развития интеллекта, во второй - от 31-49 - наблюдается общий подъем уровня развития интеллекта. Третий - 40-50 лет -по сравнению со вторым дает снижение, но остается на уровне развития первого периода.

Таким образом, исследования, в том числе лонги-тюдные, показали, что когнитивное развитие у взрослых носит неравномерный характер. Развитие высших психических процессов или интеллектуальных харак-

теристик продолжается на протяжении всей взрослости. Многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития к 23-25 годам и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Данные возрастной психофизиологии представляют интерес для детального нейропсихологического исследования.

Целью нашего исследования является сравнительный анализ состояния функций приема, переработки и хранения информации в юношеском, взрослом, зрелом возрасте в рамках нейропсихологического подхода.

Функции приема, переработки и хранения информации, в соответствии с Луриевской теорией о трех функциональных блоках мозга [2], связаны со вторым блоком мозга. Его части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры и занимает ее задние отделы, включая аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей. По своим функциональным особенностям эти аппараты приспособлены к приему экс-тероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на компоненты и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры.

Для выявления состояния функций II блока мозга нами было проведено исследование, в котором принимали участие три группы людей по 30 человек соответственно возрастной периодизации индивидуального развития В.В. Бунака: первая группа - юношеский возраст (17-20 лет); вторая группа - взрослый возраст (2535 лет); третья группа - зрелый возраст (40-50 лет).

Первую группу составили студенты, получающие средне-специальное и высшее образование. Во вторую и третью возрастные группы входят испытуемые уже имеющие средне-специальное и высшее образование.

Для выявления особенностей состояния II блока мозга были использованы методы нейропсихологиче-ской диагностики, разработанные А.Р. Лурия [1] и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т.В. Ахутиной [7, 8].

1. Методы исследования кинестетических функций:

- пробы на праксис позы пальцев, исследующие кинестетическую организацию движений в правой и левой руках;

- пробы на оральный праксис.

2. Методы исследования зрительного гнозиса, выявляющие особенности зрительного восприятия перцептивно сложных изображений:

- пробы на узнавание перечеркнутых изображений;

-пробы на узнавание наложенных изображений;

- пробы на узнавание недорисованных изображений.

3. Методы оценки слухоречевой информации:

- проба на запоминание двух групп по три слова, позволяющие оценить особенности обработки слухоречевой информации: фонематического восприятия и памяти этой модальности;

- пробы на понимание близких по звучанию названий предметов и действий;

- пробы на понимание близких по значению названий предметов и действий;

- пробы на называние предметов и действий, позволяющие исследовать номинативную функцию речи.

4. Методы исследования зрительно-пространственных функций:

- пробы на конструирование из кубиков Кооса, исследующие особенности пространственного мышления, способность к анализу и синтезу пространственных структур;

- проба на изображение трехмерного объекта, исследующие сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации;

- пробы на запоминание невербализуемых фигур, позволяющие оценить особенности зрительно-пространственной памяти;

- пробы на понимание сложных логико-грамматических конструкций.

Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows с использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.

В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура вычисления нейропсихологических индексов [9]. Индексы представляют собой комплексные величины, которые в совокупности более надежны, чем в отдельности. Система подсчета индексов помогает в исследовании конкретных высших психических функций и представляет собой значения, в которые входят параметры, отвечающие за конкретный фактор. Результаты представлены в таблице. Полученные нами индексы дают возможность сравнить функции приема, переработки информации между группами, а также характеризуют возможности лево- и правополушарных мозговых структур.

Сопоставление значений индексов функций

Индекс Юноши Взрослые Зрелые

кинестетических функций 0,18 0,16 -0,3 8~

зрительного гнозиса -0,27 0,55* -0,30*

слухоречевых функций -0,04 0,49~ -0,43**

зрительно-пространственных функций 0,35 0,23 -0,57*

левополушарных функций -0,007 0,59* -0,52**

правополушарных функций 0,32 0,34 -0,66**

* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.

В результате сравнительного анализа выяснилось, формации лучше у юношей, показатели испытуемых

что способность к переработке кинестетической ин- взрослого и зрелого возраста незначительно ниже.

Зрительный гнозис оптимален у взрослых, они более продуктивны при узнавании перечеркнутых (р = 0,000), недорисованных, наложенных изображений, по сравнению с юношами им меньше свойственны вербально-перцептивные (р=0,005), перцептивно-

близкие ошибки (0,09).

В группе испытуемых юношеского возраста чаще встречаются вербально-перцептивные ошибки, которые, вероятно, обусловлены трудностями соотнесения зрительного образца со словом.

В третьей возрастной группе продуктивность зрительного гнозиса ниже по всем показателям на значимом уровне. Трудности вызвали недорисованные изображения. Из шести предложенных изображений они назвали правильно только 3,83 (р=0,001). Испытуемые зрелого возраста допускают больше ошибок, особенно перцептивно-близкие (р=0,09), фрагментарности восприятия (р=0,06). Наибольшие трудности во всех возрастных группах вызывали недорисованные изображения, эта особенность проявляется и в более младших возрастных группах [9].

Таким образом, к зрелости характеристики зрительного гнозиса снижаются, узнавание становится менее точным.

Представляет интерес состояние слухоречевых функций. Результаты исследования показали, что слухоречевые функции оптимальны у испытуемых взрослого возраста (см. таблицу).

Слухоречевая память во второй возрастной группе характеризуется хорошим объемом, так объем непроизвольного и отсроченного запоминания больше, чем в первой возрастной группе. В группе испытуемых взрослого возраста реже встречаются вертикальные повторы (р = 0,078). У испытуемых зрелого возраста заметно хуже непроизвольное запоминание (р = 0,001), выше подверженность интерференции, что препятствует сохранению следов. Им свойственно нарушение порядка следования (р = 0,005) и пропуски слов (р = 0,034). Чаще встречаются вертикальные повторы, переход слов в другую группу, но меньше число вербальных замен на основе семантической близости (р = 0,078) и искажений стимульных слов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что испытуемые зрелого возраста хуже справляются с переработкой слухоречевой информации.

Импрессивная речь хуже функционирует в группе людей зрелого возраста. Испытуемые взрослого возраста превосходят испытуемых юношеского и зрелого возраста в понимании близких по звучанию и значению названия предметов и действий. У испытуемых зрелого возраста характеристики импрессивной речи значительно ниже.

Также в зрелом возрасте ниже показатели номинативной функции речи, они менее точно называют предметы (0,089) и действия (0,004), чем испытуемые юношеского и взрослого возраста.

Конструктивное мышление и проекционные представления хуже у людей зрелого возраста. В пробах на конструирование из кубиков Кооса испытуемые зрелого возраста больше нуждаются в помощи. Также больше затрачивают времени для складывания первой (р = 0,07) и второй фигур (р = 0,005), результаты согла-

суются с данными Л.Н. Борисовой [6]. В пробах на изображение трехмерного объекта испытуемые третьей возрастной группы часто прибегают к неточному стереометрическому изображению с метрическими и проекционными ошибками. Самостоятельный рисунок и копирование стола сопровождаются несоблюдением координатных отношений (р = 0,009).

Продуктивность воспроизведения невербализуемых фигур у испытуемых взрослого возраста ниже, чем у испытуемых юношеского возраста. Для них типичны ошибки по типу несоблюдения координат (р = 0,030) и зеркальные ошибки (р = 0,052).

У испытуемых зрелого возраста при сохранении объема существенно хуже избирательность следов. Характерно большее количество изменений фигур по право -полушарному типу (р = 0,000), также средний показатель правополушарных ошибок выше, чем левополушарных. Им свойственны пропуски фигур (р = 0,013), трансформация стимульной фигуры в знак (р = 0,1). Наблюдаются трудности удержания порядка элементов (р = 0,085). В данной группе меньше встречается несоблюдение координат (р = 0,001). В общем суммарный показатель ошибок очень высокий (р = 0,005).

Таким образом, зрительно-пространственная память в зрелом возрасте характеризуется неточностью воспроизведения с преобладанием ошибок правополушарного типа.

В понимании сложных логико-грамматических конструкций в большей степени успешны испытуемые второй возрастной группы, они превосходят испытуемых юношеского возраста (р = 0,000), из десяти предложенных конструкций называют 9,55. Понимание предложенных сложных логико-

грамматических конструкций вызывает затруднения больше в группе испытуемых зрелого возраста, из десяти предложенных конструкций зрелые люди называют 7,68 (р = 0,000).

Обобщая данные, можно отметить, что зрительнопространственные функции ослабевают к зрелому возрасту.

Процедура подсчета нейропсихологических индексов позволяет оценить функциональные характеристики левого и правого полушарий мозга в осуществлении приема, переработки и хранения информации (таблица, рис. 1).

Сравнивая левополушарные характеристики испытуемых юношеского и взрослого возраста, мы обнаружили, что показатели «левого» индекса выше у испытуемых второй группы (р = 0,016). Так, например испытуемые взрослого возраста успешнее в понимании сложных логико-грамматических конструкций (р = 0,000), близких по звучанию названий предметов (р = 0,000) и действий (р = 0,028), близких значению названий предметов (р = = 0,011) и действий (р = 0,073). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что левополушарные функции II блока мозга продолжают свое развитие от юности к взрослости, но уже к зрелости наблюдается значительный спад (р = 0,001).

В функционировании правого полушария значительных различий между испытуемыми юношеского и взрослого возраста не обнаружено. У зрелых людей показатели «правого» индекса ниже (р = 0,001).

юношеский взрослый зрелый

возраст возраст возраст

------левополушарный

индекс

- - - ■правополушарный индекс

Рис. 1. Возрастные изменения индексов лево- и правополушарных функций

На рис. 1 представлены графики, которые отображают возрастные изменения индексов лево- и правополушарных функций.

Мы пришли к выводу, что функциональные возможности левого полушария в большей степени подвержены возрастным изменениям, видны явные различия между всеми возрастными группами. Так от юности к взрослости наблюдается подъем, возможно, это происходит за счет высоких показателей слухоречевых функций. К зрелости наблюдается значительный спад функциональных возможностей левого полушария. Показатели «правого» индекса достаточно стабильны, они находятся на одном уровне в юношеском, взрослом возрасте, но уже после 40 лет происходит значительное снижение.

Таким образом, функциональные возможности как правого, так и левого полушария к зрелому возрасту ухудшаются.

Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

Функции приема, переработки и хранения информации подвержены возрастным изменениям в юношеском, взрослом, зрелом возрасте.

В возрасте от 25 до 35 лет оптимальны следующие функции:

- зрительный гнозис (испытуемые взрослого возраста продуктивнее в узнавании перечеркнутых, недорисованных, наложенных изображений, меньше допускали ошибок);

- слухоречевые функции (непроизвольное и отсроченное воспроизведение достигает оптимума).

В зрелом возрасте функции II блока мозга значительно ниже по всем компонентам. Испытуемые зрелого возраста испытывают трудности в обработке:

- кинестетической информации (ниже показатели орального и кинестетического праксиса);

- зрительной информации (снижается продуктивность по всем показателям, увеличивается частотность разного рода ошибок;

- слухоречевой информации (хуже непроизвольное запоминание, выше подверженность интерференции, что препятствует сохранению следов, допускают больше ошибок, ниже показатели импрессивной речи и показатели номинативной функции речи);

- зрительно-пространственной информации (при сохранении объема существенно хуже избирательность следов, суммарный показатель ошибок очень высокий).

Левополушарные функции оптимальны в группе испытуемых взрослого возраста, но к зрелости явно снижаются. Характеристики правого полушария стабильны в юношеском и взрослом возрасте, но после 40 лет наблюдается значительное снижение.

Изменения функций II блока мозга носят неравномерный характер. Испытуемые взрослого возраста имеют преимущества в показателях зрительных и слухоречевых функций по отношению к испытуемым юношеского возраста. В зрелом возрасте все характеристики существенно ниже, чем в предыдущих возрастных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008. 624 с.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 374 с.

3. КорсаковаН.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003. 144 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. Москва; Воронеж, 1996.

5. СтепановаЕ.И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в период зрелости: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1971.

6. Борисова Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1990.

7. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функ-

ций. Ч. II: Методы исследования процессов обработки слуховой информации. М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функ-

ций. Ч. III: Методы исследования обработки зрительной информации. М., 1992.

9. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 164 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 25 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.