Научная статья на тему 'Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций'

Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2261
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Татьяна Анатольевна

Представлена структура речеведческой подготовки студентов факультета иностранных языков, направленная на повышения уровня коммуникативной компетенции в области родного и изучаемого языков. Дана подробная характеристика составляющим процесса обучения, обеспечивающего овладение теоретическими профессионально ориентированными сведениями. Приведены примеры практических заданий, способствующих закреплению получаемых знаний и формированию коммуникативно-речевых билингвальных умений. Предусмотрено изучение динамики профессионального речевого развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фотекова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций»

УДК 159.95

Фотекова Татьяна Анатольевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», fotekova@yandex.ru. Абакан

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Fotekova Tatiana Anatolievna

Doctor of psychology, professor in general and clinical psychology at Katanov State University of Khakassia, fotekova@yandex.ru, Abakan

THE INFLUENCE OF SOCIAL AND CULTURAL FACTORS ON THE HIGHER PSYCHICAL FUNCTIONS DEVELOPMENT

По определению Л. С. Выготского «проблема высших психических функций является центральной проблемой всей психологии человека» [4, с. 548]. Под высшими психическими функциями (ВПФ) он подразумевал «...психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая высшая психическая функция представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом» [3, с. 444].

Главной чертой высших психических функций является их «специфически социальная история», а самый важный и основной из генетических законов гласит, «что всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути развития до самых высших его точек социальный способ функционирования» [3, с. 442].

Материальным субстратом высших психических функций являются прижизненно формирующиеся функциональные системы. Эти функциональные динамические структуры меняются по мере созревания мозга и формирования той или иной психической деятельности [7; 8].

Таким образом, ВПФ опосредованы деятельностью мозга, однако формируются прижизненно в социальном контексте. Социокультурные и нейро-биологические факторы тесно переплетаются в процессе индивидуального развития. Связь мозговой организации и функциональных характеристик имеет вероятностный характер. Поэтому многие специалисты говорят о наличии «веера» возможностей в развитии психических функций [2]. То, по какому из возможных путей пойдет развитие во многом зависит от раннего опыта. Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [2], обосновывая это положение, ссылаются на данные Gottlieb, согласно которым не только функция зависти

от структуры, но и мозговая архитектура в той же степени зависит от опыта функционирования. Причем влияние опыта на строение мозга максимально в сензитивные периоды развития мозговых механизмов. После окончания такого периода уже невозможна полная нормализация структуры и функции. Есть также данные о влиянии раннего опыта на экспрессию генов и нейрохимию [18].

В тоже время даже наличие генетических и структурных изменений не являются фатальными для развития. Возможности самоорганизации функциональных систем и благоприятные средовые воздействия могут в значительной мере нивелировать негативные нейробиологические феномены [2].

Современные исследования, основанные на микрокартировании мозга, показывают, что в критический период карты мозга могут быть изменены за счет простого воздействия со стороны внешнего мира, т. е. посредством обучения. С другой стороны если прекратить тренировать какие-либо ментальные навыки, то пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые используются. Тренировка навыка меняет связи между нервными клетками. Когда обучение происходит в соответствии с законами, управляющими пластичностью мозга, его функции совершенствуются. Мозг меняется под влиянием совершаемых культурных действий, т. е. мозг, согласно идеям нейропластичности, культурно преобразуемый орган. Не только мозг причастен к созданию культуры, но и культура оказывает формирующее влияние на мозг [5].

С помощью микроэлектродов были выявлены критические периоды для развития тех или иных способностей мозга [11]. Экспериментальным путем было установлено, что если между третьей и восьмой неделей жизни, когда мозг котенка должен получать визуальную стимуляцию, временно зашить одно веко котенка, это приведет к необратимым нарушениям зрения. Те зрительные области, которые должны были обрабатывать информацию от зашитого глаза останутся не развитыми. Таким образом доказано, что не только есть критические периоды для развития функции, но и то, что структура мозга формируется под влиянием опыта. Более того, было обнаружено, что описываемая область мозга не научилась обрабатывать информацию от зашитого глаза, но она перестроилась и стала обрабатывать сигналы от открытого глаза, т. е. мозг перестроился. У каждой нейронной системы есть свой критический период, во время которого она наиболее пластична и восприимчива к факторам окружающей среды.

Строение отдельных психических функций и их взаимоотношения меняются в процессе развития. В целом, в нормальном онтогенезе подкорковые структуры созревают раньше корковых и обеспечивают процесс формирования межполушарной асимметрии и взаимодействия полушарий. Вну-триполушарные связи устанавливаются позже, чем корково-подкорковые. Ассоциативные зоны внутри полушарий имеют более длительный период формирования, чем проекционные. Функции, обеспечиваемые правым полушарием, формируется несколько раньше, чем левополушарные [9].

Высшие психические процессы, формируясь на базе элементарных, затем начинают сами влиять на них, оказывая организующее и регулирующее действие. Следовательно, неблагоприятный или дефицитарный ранний опыт делает невозможным полноценное развитие высших психических функций. Ранняя социальная запущенность приводит к функциональноорганическим проблемам, меняющим траекторию психического развития ребенка.

На наш взгляд изучению влияния социокультурных и экономических факторов на развитие ВПФ уделяется не достаточно внимания. Есть немногочисленные данные об особенностях развития ВПФ у сельских младших школьников [13]. В процессе популяционного исследования было установлено, что у сельских и городских детей различен темп формирования ВПФ и процессов латерализации функций. Сельские школьники характеризуются преимущественной опорой на зрительную память и демонстрируют дефицит слухоречевой памяти и речи в целом.

Имеются сведения об отставании в психическом развитии и даже о задержке развития, несформированности познавательных процессов и речи у воспитанников детских домов [6; 12].

В исследованиях Д. Н. Чернова [15] анализировалась связь между речевыми возможностями младших школьников и социоэкономическим статусом их семей. Показано, что ухудшение этого показателя приводит к прямопропорциональному снижению уровня речевого развития.

Гипотеза о наличии сильной прямой связи между объемом финансового капитала в семье и успеваемостью ребенка подтверждена многими исследователями из США и европейских стран [17; 19]. При этом большинство эмпирических данных свидетельствуют о более сильном влиянии дохода семьи по сравнению с влиянием уровня образования родителей и их профессионального статуса на учебные достижения ребенка. Влияние бедности на психическое развитие детей изучалось также М. ГагаЬ с соавторами [16]. В результате возникло понятие «нейрокогнитивного профиля детской бедности». Такой профиль выражается в снижении показателей речи, памяти и когнитивного контроля. Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса.

Представляет интерес изучение особенностей влияния на развитие ВПФ внутрисемейных факторов, таких как проживание ребенка в полной и неполной семье, в асоциальной семье, количество детей в семье, порядок их рождения, образовательный уровень родителей, материальный уровень семьи. Каждый из перечисленных факторов формирует специфическую социальную ситуацию развития ребенка.

В данной статье рассматривается роль таких социокультурных факторов, как место проживания ребенка (село - город), наличие или отсутствие семьи, внутрисемейные условия (полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, количество детей в семье, материальное положение семьи).

В исследовании приняли участие учащиеся 1-2 классов общеобразовательных школ г. Абакана и сельских районов Республики Хакасия. Всего было обследовано 224 человек, в том числе: 149 детей, живущих в городе в родительской семье; 42 ребенка, проживающих со своей семьей в сельской местности; 33 учащиеся 2-х классов, воспитывающиеся в детских домах «Малышок» и «Солнышко» г. Абакана.

Среди 149 городских детей 114 имеют полную семью, 35 - только мать; 38 детей живут в семьях с достаточным уровнем материального благосостояния (доход на каждого члена семьи превышает два прожиточных минимума), 48 - со средним уровнем (один - два прожиточных минимума на члена семьи) и 63 - с низким (менее одного прожиточного минимума на каждого члена семьи). У 59 детей матери имеют высшее образование, у 65 - среднее профессиональное, у 25 - среднее. 30 школьников воспитываются отцами с высшим образованием, 62 - со средним профессиональным и 22 - со средним. 63 ребенка являются единственными детьми, 59 детей имеют по одному сиблингу, 27 детей по два или три. В выборку не включались дети, имеющие заключение о наличии церебрально-органической недостаточности и отклонениях в развитии.

Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией [7] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутина [10]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, многомерного анализа и апостериорных критериев. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ SPSS 17 for Windows.

В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных заданий (около 150 показателей), а также подсчитывались индексы, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры выполнения различных проб [1; 14]. Этот прием основан на обобщенном и укрупненном подходе к анализу ВПФ, базирующемся на модели трех функциональных блоков мозга, предложенной А. Р. Лурия [8] и учите особенностей межполушарной асимметрии мозга. Всего можно выделить четыре таких укрупненных показателя: 1). «передний» индекс позволяет судить о функциях III блока мозга, т. е. программировании, регуляции, контроле и серийной организации движений и речи; 2). «задний» индекс оценивает функции II блока мозга, а именно приема, переработки и хранения зрительной, зрительно-пространственной, кинестетической и слуховой информации; 3). индекс левополушарных функций; 4). - индекс правополушарных функций. Именно.эти показатели и обсуждаются в данной статье.

Процедура вычисления индексов состоит в отборе наиболее информативных для каждого индекса и преимущественно однофакторных показателей, их суммировании и последующей нормализации.

В «Передний» индекс включены оценки за выполнение проб на реакцию выбора, реципрокную координацию, динамический праксис, графомоторную координацию, ритмы по инструкции, свободные ассоциации, слоговую структуру слова, пересказ текста (критерии смысловой адекватности, программирования и грамматического оформления высказывания).

«Задний» индекс объединяет оценки за продуктивность ассоциаций растений, праксис позы пальцев, пробы Хэда, кубики Коса (продуктивность 1 попытки), копирование трехмерного объекта, узнавание наложенных, недорисованных и перечеркнутых изображений, оценку и воспроизведение ритмов, оральный праксис, понимание названий предметов и действий близких по звучанию и значению, а также параметры объема зрительнопространственной и слухоречевой памяти. Кроме того, в этом показателе учитывались штрафные баллы: слабость рук при выполнении проб на праксис позы пальцев, количество пространственных и соматотопических ошибок в пробе Хэда, количество ошибок всех типов в пробах на зрительный гнозис, суммарное количество ошибок при запоминании невербализуемых объектов, количество звуковых замен, вербальных парафазий, искажений слов и нарушений порядка в пробах на слухоречевую память.

«Левый» индекс состоит из оценок ассоциативного эксперимента, прак-сиса позы пальцев правой руки, орального праксиса, лексического оформления текста, понимания названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, понимания пассивных и активных логико-грамматических конструкции, объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. В качестве штрафных оценок учитывались общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память, количество звуковых замен и замен слов по семантическому сходству при запоминании.

«Правый» индекс образован как нормализованная сумма показателей праксиса позы пальцев левой руки, копирования стола, опознания недорисованных изображений, объема непроизвольной слухоречевой и зрительнопространственной памяти. С отрицательным знаком в индекс включены штрафные параметры: количество перцептивно далеких ошибок и ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис; количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса; количество координатных ошибок при копировании стола; общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память; количество искажений слов в пробах на слухоречевую память.

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимым является фактор наличия у ребенка семьи. Дети, проживающие в детском доме, отстают от сверстников, живущих с родителями, практически по всем показателям (Таблица 1). У них достоверно хуже сформированы функции как передних, так и задних отделов мозга, а также левополушарные возможности. Отставание «передних» функций обусловлено в первую очередь дефицитом программирования и контроля деятельности при более успешной серийной

организации движений. Слабость функций переработки информации по левополушарному типу объясняется дефицитом слухоречевых функций. При этом кинестетические функции у детей из детского дома сформированы даже лучше, чем у сверстников, живущих в семье. Проживание в детском доме также не оказывает отрицательного влияния на функции правого полушария. Этот показатель у детей, воспитывающихся в детском доме даже несколько выше, чем у детей, живущих с родителями.

Таблица 1 - Показатели индексов функций детей, проживающих в семье и детском доме

Название индекса Семья Детский дом Уровень различий

Функции передних отделов мозга 0,06 -0,72 0,000 1

Функции задних отделов мозга 0,15 -0,22 0,016

Левополушарные функции 0,44 -0,62 0.000

Правополушарные функции 0,02 0,07

Влияние места проживания ребенка на развитие его высших психических функций носит нелинейный и избирательный характер. Как сельские, так и городские условия являются стимулирующими для одних функций и неблагоприятными для развития других. У городских школьников отмечается недостаток в развитии невербальных ВПФ при опережающем развитии вербальных, у сельских детей наблюдается обратное соотношение. Сельские дети при отсутствии значимых различий характеризуются несколько более высоким уровнем сформированности правополушарных функций и существенным отставанием в развитии левополушарных (Таблица 2). Имеются также специфические различия в характеристиках функций передних отделов мозга (III блок мозга) и в двигательной сфере. Функции программирования и контроля произвольной деятельности успешнее формируются в городской среде, которая является более регламентированной и вербальной. Городской ребенок рано оказывается в условиях, требующих выполнения различных правил, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности. Двигательные функции лучше развиваются в условиях жизни в селе. Это касается как кинетической организации движений, так и кинестетического праксиса. При этом серийная организация на речевом уровне успешнее формируется у городских младших школьников. Т. о. городская среда стимулирует более быстрое развитие поздносозревающих «передних» и речевых функций, создавая тем самым неблагоприятные условия для становления функций с более коротким периодом формирования.

Таблица 2 - Показатели индексов функций юродских и сельских детей

Название индекса Город Село . Уровень различий

Функции передних отделов мозга 0,06 0,05 Г'"' :

Функции задних отделов мозга 0,15 -0,01 !

Левополушарные функции 0,44 -0,25 0,001 .

Правополушарные функции 0,02 9>| О) : и 94 0,32 1 ф 1

Безусловно, важнейшим средовым фактором, определяющим процесс формирования высших психических функций, является семья. В нашем исследовании рассматривались такие характеристики как наличие обоих родителей или только матери, материальное благосостояние семьи, образовательный уровень отца и матери и количество детей в семье. Анализировались только данные городских детей, живущих в родительской семье (149 человек).

Наименее существенным для развития ВПФ внутрисемейным фактором в младшем школьном возрасте является наличие полной семьи. Дети, воспитывающиеся одной матерью, не отличаются от сверстников, имеющих обоих родителей, по уровню сформированности психических функций.

Влияние материального положения семьи более существенно. В первую очередь это касается функции левого полушария мозга (Таблица 3). Это вполне объяснимо, т. к. они тесно связаны с речью и обучением, т. е. требуют финансовых затрат на покупку обучающих игр, книг, дополнительных образовательных услуг и посещение развивающих мероприятий. Дети из более состоятельных семей лучше владеют навыками произвольной регуляции деятельности, они также эффективнее перерабатывают слуховую информацию. Эти данные совпадают с полученными в исследовании ГагаЬ е1 а1 [16]. Авторы также обнаружили различия в речевой системе и когнитивном контроле, но не выявили специфики в переработке зрительной и полимодальной информации.

Таблица 3 - Показатели индексов функций в зависимости от уровня материального благосостояния семьи

Название индекса 1 2 3 Уровни различий

высокий средний НИЗКИИ ! 1 1-2 2-3 1-3

Функции передних отделов мозга 0,31 0,07 0,13 |

• Функции задних отделов мозга 0,28 0,02 -0,01 ! 1 " : . . "• '

Левополушарные функции 0,55 | 0,04 р о 0,072 0.076 -Т . V*

Правополушарные функции 0,12 1 0,05 -0,21 :

Важным фактором для формирования высших психических функций в младшем школьном возрасте оказался образовательный уровень матери (таблица 4). При этом дети матерей, имеющих высшее и среднее профессиональное образовании, почти не имеют различий в уровне сформированное™ ВПФ. Неблагоприятные условия создаются в семье, где мать имеет только среднее образование. У таких детей отстают в формировании все функции, особенно связанные с переработкой информации, это функции задних отделов мозга, как левого, так и правого полушария. Хотя по показателю «переднего» индекса мы не видим существенных различий между группами, все-таки анализируя состояние отдельных функций, можно обнаружить, что дети более образованных матерей превосходят сверстников, имеющих менее образованных мам по состоянию программирования и контроля (р=0,001 для групп 1 и 3 и р=0,011 для групп 2 и 3). При этом образовательный уровень матери не оказывает заметного влияния на способность к серийной организации движений. Обнаружено также, что чем лучше образована мать, тем лучше у ребенка развиты функции зрительного гнозиса и переработки слухоречевой информации.

Таблица 4 - Показатели индексов функций в зависимости от уровня образования матери

Название индекса .. .. 1 высшее 2 среднее проф. 3 среднее Уровни различий

1-2 2-3 1-3

Функции передних отделов мозга 0,32 0,12 0,02 1

Функции задних отделов мозга 0,35 0,04 ! -0,51 0,004 !

Левополушарные функции 0,46 0,25 -0,65 0,000 0,000

Правополушарные функции 0,24 -0,09 -0,51 0,009

Образовательный уровень отца оказался менее важным для развития ВПФ в младшем школьном возрасте. Анализ нейропсихологических индексов не позволил выявить значимых различий между группами, выделенными с учетом этого фактора. Однако при дисперсионном анализе показателей индексов отдельных функций было обнаружено, что образовательный уровень отца влияет на состояние переработки кинестетической (Р=3,13; р=0,047) и в меньшей степени слуховой (Р=2,84; р=0,067) информации. Интересно отметить, что если слуховые функции находятся в прямой связи с уровнем образования отца, то кинестетические в обратной: чем менее образован отец, тем эти функции у ребенка развиты лучше. Вероятно, это объясняется тем, что отцы со средним образованием уделяют больше внимания развитию ручных навыков своих детей, и имеют меньше возможностей положительно влиять на развитие их общей осведомленности и речи.

Анализ влияния количества детей в семье показал, что существует тенденция к отставанию единственных детей в уровне сформированности правополушарных функций. В тоже время, при отсутствии значимых различий, единственные дети превосходят детей из семей с двумя и более сиблинга-ми по состоянию функций левого полушария мозга. Можно предположить, что это объясняется большими количеством времени, которое единственный ребенок проводит со взрослыми, получая тем самым большее речевого общения и различных обучающих воздействий.

Безусловно, рассматриваемые факторы действую не изолированно, а во взаимовлиянии. Оценка эффектов межгрупповых факторов с помощью многомерного дисперсионного анализа показала, что существенным влиянием на формирование ВПФ обладает сочетание материального положения семьи, количества детей в семье и образовательного уровня отца. Взаимодействие этих факторов достоверно влияет на величину индекса функций переработки информации (р=0,010) и левополушарных функций (р=0,002). Столь же важное влияние оказывает сочетание факторов образовательного уровня отца и матери с количеством детей в семье. Наиболее чувствительными оказываются опять-таки функции II блока мозга (р=:0,021) и левого полушария (р=0,005).

Обобщая полученные данные можно сделать следующие выводы:

• Социальный контекст может способствовать более интенсивному развитию одних функций в ущерб другим или быть недостаточным для успешного становления функции;

• Самое негативное влияние на развитие ВПФ оказывает отсутствие у ребенка семьи. Наиболее устойчивы к этому влиянию правополушарные и кинестетические функции;

Городская среда стимулирует более быстрое развитие речи, а также программирования и контроля произвольных форм деятельности, создавая тем самым неблагоприятные условия для становления двигательных функций (кинетический и кинестетический аспекты) и правополушарных компонентов переработки зрительно-пространственной информации;

Важную роль в формировании ВПФ играют внутрисемейные факторы;

• Уровень материального благосостояния семьи находится в прямой связи с успешностью развития у детей левополушарных функций и произвольной регуляции деятельности;

• Низкий образовательный уровень матери негативно влияет на развитие ВПФ у ребенка. В такой социальной ситуации отстают в формировании функции переработки информации, особенно по левополушарному типу;

Образовательный уровень отца влияет на формирование ВПФ в меньшей степени, чем образовательный уровень матери. Он находится в слабой в прямой связи с уровнем сформированности слухоречевых функций и выраженной обратной связи с успешностью кинестетических;

Единственные дети, по сравнению с детьми, имеющими сиблингов, демонстрируют тенденцию к опережающему развитию левополушарных и отставанию правополушарных функций;

Для развития ВПФ не столь важно растет ли ребенок в полной семье или только с матерью;

Социокультурные факторы действуют во взаимовлиянии. Наибольшее значение оказывает сочетание таких факторов как материальное положение семьи, образовательный уровень родителей и количество детей.

Таким образом, чем выше образовательный уровень родителей, лучше материальное положение, меньше детей в семье и более насыщена культурная среда, тем успешнее развиваются вербальные функции, а также произвольная регуляция деятельности. Однако ускоренное развитие этих ВПФ сопровождается отставанием в формировании двигательных функций, особенно их кинестетической основы, и некоторых аспектов переработки зрительно-пространственной информации. Вероятно, если среда стимулирует развитие поздносозревающих «передних» и левополушарных функций, создаются неблагоприятные условия для становления функций с более коротким периодом формирования, а именно и правополушарных, за счет их «обкрадывания».

Библиографический список

1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки [Текст] / Т. В. Ахутина, J1. В. Яблокова, Н. Н. Полонская. // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Москва-Оренбург. - 2000. - С. 137-152.

2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева - СПб: Питер, 2008. - 320 с.

3. Выготский, JI. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

4. Выготский, Л. С. Проблема развития и распада высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития человека. - М.: Смысл, Экс-мо, 2004. - С. 548-563.

5. Дойдж, Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Дойдж. - М.: Эксмо, 2010.-544 с.

6. Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

7. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия - 3-е изд.- М.: Академичебский проект, 2000. - 512 с.

8. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

9. Манелис, Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития [Текст] / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. - 1999. - № 1. - С. 8-24.

10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: В. Се-качев, 2008. - 128 с.

11. Николс, Дж. Г. От нейрона к мозгу [Текст] / Дж. Николлс, Р. Мартин, Б. Вал-лас, П. Фукс. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 672 с.

12. Осипенко, Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. [Текст] / Т. Н. Осипенко - М.: Медицина, 199. - 288 с.

13. Поляков, В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций [Текст] / В. М. Поляков //Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М.: «Смысл», 2003. - С. 198-206.

14. Фотекова, Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте [Текст] / Т. А. Фотекова. - Абакан: Ид-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 164 с.

15. Чернов, Д. Н. Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом [Текст] / Д. Н. Чернов // Школа здоровья. - 2011. - № 1.

16. Farah, М. Childhood poverty: Specific associations with neurocognitive development / M. Farah, D. M. Shera, J. H. Savage et al. // Brain Research, 2006. - Vol. 1110, issue 1.

17. Hanushek, E. A. Outcomes, incentives, and beliefs: Reflections on analysis of the economics of schools [Text] / E. A. Hanushek // Educational Evaluation and Policy Analysis. - 1997.-V. 19. - P. 301-308.

18. Tagava, Y. Multiple periods of functional ocular dominance plasticity in mouse visual cortex [Text] / Y. Tagava, P. O. Kanold, M. Majdan, C. J. Shatz // Natural Neuroscience? 2005. - № 8. - P. 380-388.

19. Votruba-Drzal, E. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter [Text] / E. Votruba-Drzal // Developmental Psychology. - 2006. -V.42.-P. 1154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.