УДК 159.95
Фотекова Татьяна Анатольевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», [email protected]. Абакан
ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Fotekova Tatiana Anatolievna
Doctor of psychology, professor in general and clinical psychology at Katanov State University of Khakassia, [email protected], Abakan
THE INFLUENCE OF SOCIAL AND CULTURAL FACTORS ON THE HIGHER PSYCHICAL FUNCTIONS DEVELOPMENT
По определению Л. С. Выготского «проблема высших психических функций является центральной проблемой всей психологии человека» [4, с. 548]. Под высшими психическими функциями (ВПФ) он подразумевал «...психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая высшая психическая функция представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом» [3, с. 444].
Главной чертой высших психических функций является их «специфически социальная история», а самый важный и основной из генетических законов гласит, «что всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути развития до самых высших его точек социальный способ функционирования» [3, с. 442].
Материальным субстратом высших психических функций являются прижизненно формирующиеся функциональные системы. Эти функциональные динамические структуры меняются по мере созревания мозга и формирования той или иной психической деятельности [7; 8].
Таким образом, ВПФ опосредованы деятельностью мозга, однако формируются прижизненно в социальном контексте. Социокультурные и нейро-биологические факторы тесно переплетаются в процессе индивидуального развития. Связь мозговой организации и функциональных характеристик имеет вероятностный характер. Поэтому многие специалисты говорят о наличии «веера» возможностей в развитии психических функций [2]. То, по какому из возможных путей пойдет развитие во многом зависит от раннего опыта. Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [2], обосновывая это положение, ссылаются на данные Gottlieb, согласно которым не только функция зависти
от структуры, но и мозговая архитектура в той же степени зависит от опыта функционирования. Причем влияние опыта на строение мозга максимально в сензитивные периоды развития мозговых механизмов. После окончания такого периода уже невозможна полная нормализация структуры и функции. Есть также данные о влиянии раннего опыта на экспрессию генов и нейрохимию [18].
В тоже время даже наличие генетических и структурных изменений не являются фатальными для развития. Возможности самоорганизации функциональных систем и благоприятные средовые воздействия могут в значительной мере нивелировать негативные нейробиологические феномены [2].
Современные исследования, основанные на микрокартировании мозга, показывают, что в критический период карты мозга могут быть изменены за счет простого воздействия со стороны внешнего мира, т. е. посредством обучения. С другой стороны если прекратить тренировать какие-либо ментальные навыки, то пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые используются. Тренировка навыка меняет связи между нервными клетками. Когда обучение происходит в соответствии с законами, управляющими пластичностью мозга, его функции совершенствуются. Мозг меняется под влиянием совершаемых культурных действий, т. е. мозг, согласно идеям нейропластичности, культурно преобразуемый орган. Не только мозг причастен к созданию культуры, но и культура оказывает формирующее влияние на мозг [5].
С помощью микроэлектродов были выявлены критические периоды для развития тех или иных способностей мозга [11]. Экспериментальным путем было установлено, что если между третьей и восьмой неделей жизни, когда мозг котенка должен получать визуальную стимуляцию, временно зашить одно веко котенка, это приведет к необратимым нарушениям зрения. Те зрительные области, которые должны были обрабатывать информацию от зашитого глаза останутся не развитыми. Таким образом доказано, что не только есть критические периоды для развития функции, но и то, что структура мозга формируется под влиянием опыта. Более того, было обнаружено, что описываемая область мозга не научилась обрабатывать информацию от зашитого глаза, но она перестроилась и стала обрабатывать сигналы от открытого глаза, т. е. мозг перестроился. У каждой нейронной системы есть свой критический период, во время которого она наиболее пластична и восприимчива к факторам окружающей среды.
Строение отдельных психических функций и их взаимоотношения меняются в процессе развития. В целом, в нормальном онтогенезе подкорковые структуры созревают раньше корковых и обеспечивают процесс формирования межполушарной асимметрии и взаимодействия полушарий. Вну-триполушарные связи устанавливаются позже, чем корково-подкорковые. Ассоциативные зоны внутри полушарий имеют более длительный период формирования, чем проекционные. Функции, обеспечиваемые правым полушарием, формируется несколько раньше, чем левополушарные [9].
Высшие психические процессы, формируясь на базе элементарных, затем начинают сами влиять на них, оказывая организующее и регулирующее действие. Следовательно, неблагоприятный или дефицитарный ранний опыт делает невозможным полноценное развитие высших психических функций. Ранняя социальная запущенность приводит к функциональноорганическим проблемам, меняющим траекторию психического развития ребенка.
На наш взгляд изучению влияния социокультурных и экономических факторов на развитие ВПФ уделяется не достаточно внимания. Есть немногочисленные данные об особенностях развития ВПФ у сельских младших школьников [13]. В процессе популяционного исследования было установлено, что у сельских и городских детей различен темп формирования ВПФ и процессов латерализации функций. Сельские школьники характеризуются преимущественной опорой на зрительную память и демонстрируют дефицит слухоречевой памяти и речи в целом.
Имеются сведения об отставании в психическом развитии и даже о задержке развития, несформированности познавательных процессов и речи у воспитанников детских домов [6; 12].
В исследованиях Д. Н. Чернова [15] анализировалась связь между речевыми возможностями младших школьников и социоэкономическим статусом их семей. Показано, что ухудшение этого показателя приводит к прямопропорциональному снижению уровня речевого развития.
Гипотеза о наличии сильной прямой связи между объемом финансового капитала в семье и успеваемостью ребенка подтверждена многими исследователями из США и европейских стран [17; 19]. При этом большинство эмпирических данных свидетельствуют о более сильном влиянии дохода семьи по сравнению с влиянием уровня образования родителей и их профессионального статуса на учебные достижения ребенка. Влияние бедности на психическое развитие детей изучалось также М. ГагаЬ с соавторами [16]. В результате возникло понятие «нейрокогнитивного профиля детской бедности». Такой профиль выражается в снижении показателей речи, памяти и когнитивного контроля. Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса.
Представляет интерес изучение особенностей влияния на развитие ВПФ внутрисемейных факторов, таких как проживание ребенка в полной и неполной семье, в асоциальной семье, количество детей в семье, порядок их рождения, образовательный уровень родителей, материальный уровень семьи. Каждый из перечисленных факторов формирует специфическую социальную ситуацию развития ребенка.
В данной статье рассматривается роль таких социокультурных факторов, как место проживания ребенка (село - город), наличие или отсутствие семьи, внутрисемейные условия (полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, количество детей в семье, материальное положение семьи).
В исследовании приняли участие учащиеся 1-2 классов общеобразовательных школ г. Абакана и сельских районов Республики Хакасия. Всего было обследовано 224 человек, в том числе: 149 детей, живущих в городе в родительской семье; 42 ребенка, проживающих со своей семьей в сельской местности; 33 учащиеся 2-х классов, воспитывающиеся в детских домах «Малышок» и «Солнышко» г. Абакана.
Среди 149 городских детей 114 имеют полную семью, 35 - только мать; 38 детей живут в семьях с достаточным уровнем материального благосостояния (доход на каждого члена семьи превышает два прожиточных минимума), 48 - со средним уровнем (один - два прожиточных минимума на члена семьи) и 63 - с низким (менее одного прожиточного минимума на каждого члена семьи). У 59 детей матери имеют высшее образование, у 65 - среднее профессиональное, у 25 - среднее. 30 школьников воспитываются отцами с высшим образованием, 62 - со средним профессиональным и 22 - со средним. 63 ребенка являются единственными детьми, 59 детей имеют по одному сиблингу, 27 детей по два или три. В выборку не включались дети, имеющие заключение о наличии церебрально-органической недостаточности и отклонениях в развитии.
Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией [7] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутина [10]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, многомерного анализа и апостериорных критериев. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ SPSS 17 for Windows.
В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных заданий (около 150 показателей), а также подсчитывались индексы, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры выполнения различных проб [1; 14]. Этот прием основан на обобщенном и укрупненном подходе к анализу ВПФ, базирующемся на модели трех функциональных блоков мозга, предложенной А. Р. Лурия [8] и учите особенностей межполушарной асимметрии мозга. Всего можно выделить четыре таких укрупненных показателя: 1). «передний» индекс позволяет судить о функциях III блока мозга, т. е. программировании, регуляции, контроле и серийной организации движений и речи; 2). «задний» индекс оценивает функции II блока мозга, а именно приема, переработки и хранения зрительной, зрительно-пространственной, кинестетической и слуховой информации; 3). индекс левополушарных функций; 4). - индекс правополушарных функций. Именно.эти показатели и обсуждаются в данной статье.
Процедура вычисления индексов состоит в отборе наиболее информативных для каждого индекса и преимущественно однофакторных показателей, их суммировании и последующей нормализации.
В «Передний» индекс включены оценки за выполнение проб на реакцию выбора, реципрокную координацию, динамический праксис, графомоторную координацию, ритмы по инструкции, свободные ассоциации, слоговую структуру слова, пересказ текста (критерии смысловой адекватности, программирования и грамматического оформления высказывания).
«Задний» индекс объединяет оценки за продуктивность ассоциаций растений, праксис позы пальцев, пробы Хэда, кубики Коса (продуктивность 1 попытки), копирование трехмерного объекта, узнавание наложенных, недорисованных и перечеркнутых изображений, оценку и воспроизведение ритмов, оральный праксис, понимание названий предметов и действий близких по звучанию и значению, а также параметры объема зрительнопространственной и слухоречевой памяти. Кроме того, в этом показателе учитывались штрафные баллы: слабость рук при выполнении проб на праксис позы пальцев, количество пространственных и соматотопических ошибок в пробе Хэда, количество ошибок всех типов в пробах на зрительный гнозис, суммарное количество ошибок при запоминании невербализуемых объектов, количество звуковых замен, вербальных парафазий, искажений слов и нарушений порядка в пробах на слухоречевую память.
«Левый» индекс состоит из оценок ассоциативного эксперимента, прак-сиса позы пальцев правой руки, орального праксиса, лексического оформления текста, понимания названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, понимания пассивных и активных логико-грамматических конструкции, объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. В качестве штрафных оценок учитывались общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память, количество звуковых замен и замен слов по семантическому сходству при запоминании.
«Правый» индекс образован как нормализованная сумма показателей праксиса позы пальцев левой руки, копирования стола, опознания недорисованных изображений, объема непроизвольной слухоречевой и зрительнопространственной памяти. С отрицательным знаком в индекс включены штрафные параметры: количество перцептивно далеких ошибок и ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис; количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса; количество координатных ошибок при копировании стола; общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память; количество искажений слов в пробах на слухоречевую память.
Анализ полученных данных показал, что наиболее значимым является фактор наличия у ребенка семьи. Дети, проживающие в детском доме, отстают от сверстников, живущих с родителями, практически по всем показателям (Таблица 1). У них достоверно хуже сформированы функции как передних, так и задних отделов мозга, а также левополушарные возможности. Отставание «передних» функций обусловлено в первую очередь дефицитом программирования и контроля деятельности при более успешной серийной
организации движений. Слабость функций переработки информации по левополушарному типу объясняется дефицитом слухоречевых функций. При этом кинестетические функции у детей из детского дома сформированы даже лучше, чем у сверстников, живущих в семье. Проживание в детском доме также не оказывает отрицательного влияния на функции правого полушария. Этот показатель у детей, воспитывающихся в детском доме даже несколько выше, чем у детей, живущих с родителями.
Таблица 1 - Показатели индексов функций детей, проживающих в семье и детском доме
Название индекса Семья Детский дом Уровень различий
Функции передних отделов мозга 0,06 -0,72 0,000 1
Функции задних отделов мозга 0,15 -0,22 0,016
Левополушарные функции 0,44 -0,62 0.000
Правополушарные функции 0,02 0,07
Влияние места проживания ребенка на развитие его высших психических функций носит нелинейный и избирательный характер. Как сельские, так и городские условия являются стимулирующими для одних функций и неблагоприятными для развития других. У городских школьников отмечается недостаток в развитии невербальных ВПФ при опережающем развитии вербальных, у сельских детей наблюдается обратное соотношение. Сельские дети при отсутствии значимых различий характеризуются несколько более высоким уровнем сформированности правополушарных функций и существенным отставанием в развитии левополушарных (Таблица 2). Имеются также специфические различия в характеристиках функций передних отделов мозга (III блок мозга) и в двигательной сфере. Функции программирования и контроля произвольной деятельности успешнее формируются в городской среде, которая является более регламентированной и вербальной. Городской ребенок рано оказывается в условиях, требующих выполнения различных правил, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности. Двигательные функции лучше развиваются в условиях жизни в селе. Это касается как кинетической организации движений, так и кинестетического праксиса. При этом серийная организация на речевом уровне успешнее формируется у городских младших школьников. Т. о. городская среда стимулирует более быстрое развитие поздносозревающих «передних» и речевых функций, создавая тем самым неблагоприятные условия для становления функций с более коротким периодом формирования.
Таблица 2 - Показатели индексов функций юродских и сельских детей
Название индекса Город Село . Уровень различий
Функции передних отделов мозга 0,06 0,05 Г'"' :
Функции задних отделов мозга 0,15 -0,01 !
Левополушарные функции 0,44 -0,25 0,001 .
Правополушарные функции 0,02 9>| О) : и 94 0,32 1 ф 1
Безусловно, важнейшим средовым фактором, определяющим процесс формирования высших психических функций, является семья. В нашем исследовании рассматривались такие характеристики как наличие обоих родителей или только матери, материальное благосостояние семьи, образовательный уровень отца и матери и количество детей в семье. Анализировались только данные городских детей, живущих в родительской семье (149 человек).
Наименее существенным для развития ВПФ внутрисемейным фактором в младшем школьном возрасте является наличие полной семьи. Дети, воспитывающиеся одной матерью, не отличаются от сверстников, имеющих обоих родителей, по уровню сформированности психических функций.
Влияние материального положения семьи более существенно. В первую очередь это касается функции левого полушария мозга (Таблица 3). Это вполне объяснимо, т. к. они тесно связаны с речью и обучением, т. е. требуют финансовых затрат на покупку обучающих игр, книг, дополнительных образовательных услуг и посещение развивающих мероприятий. Дети из более состоятельных семей лучше владеют навыками произвольной регуляции деятельности, они также эффективнее перерабатывают слуховую информацию. Эти данные совпадают с полученными в исследовании ГагаЬ е1 а1 [16]. Авторы также обнаружили различия в речевой системе и когнитивном контроле, но не выявили специфики в переработке зрительной и полимодальной информации.
Таблица 3 - Показатели индексов функций в зависимости от уровня материального благосостояния семьи
Название индекса 1 2 3 Уровни различий
высокий средний НИЗКИИ ! 1 1-2 2-3 1-3
Функции передних отделов мозга 0,31 0,07 0,13 |
• Функции задних отделов мозга 0,28 0,02 -0,01 ! 1 " : . . "• '
Левополушарные функции 0,55 | 0,04 р о 0,072 0.076 -Т . V*
Правополушарные функции 0,12 1 0,05 -0,21 :
Важным фактором для формирования высших психических функций в младшем школьном возрасте оказался образовательный уровень матери (таблица 4). При этом дети матерей, имеющих высшее и среднее профессиональное образовании, почти не имеют различий в уровне сформированное™ ВПФ. Неблагоприятные условия создаются в семье, где мать имеет только среднее образование. У таких детей отстают в формировании все функции, особенно связанные с переработкой информации, это функции задних отделов мозга, как левого, так и правого полушария. Хотя по показателю «переднего» индекса мы не видим существенных различий между группами, все-таки анализируя состояние отдельных функций, можно обнаружить, что дети более образованных матерей превосходят сверстников, имеющих менее образованных мам по состоянию программирования и контроля (р=0,001 для групп 1 и 3 и р=0,011 для групп 2 и 3). При этом образовательный уровень матери не оказывает заметного влияния на способность к серийной организации движений. Обнаружено также, что чем лучше образована мать, тем лучше у ребенка развиты функции зрительного гнозиса и переработки слухоречевой информации.
Таблица 4 - Показатели индексов функций в зависимости от уровня образования матери
Название индекса .. .. 1 высшее 2 среднее проф. 3 среднее Уровни различий
1-2 2-3 1-3
Функции передних отделов мозга 0,32 0,12 0,02 1
Функции задних отделов мозга 0,35 0,04 ! -0,51 0,004 !
Левополушарные функции 0,46 0,25 -0,65 0,000 0,000
Правополушарные функции 0,24 -0,09 -0,51 0,009
Образовательный уровень отца оказался менее важным для развития ВПФ в младшем школьном возрасте. Анализ нейропсихологических индексов не позволил выявить значимых различий между группами, выделенными с учетом этого фактора. Однако при дисперсионном анализе показателей индексов отдельных функций было обнаружено, что образовательный уровень отца влияет на состояние переработки кинестетической (Р=3,13; р=0,047) и в меньшей степени слуховой (Р=2,84; р=0,067) информации. Интересно отметить, что если слуховые функции находятся в прямой связи с уровнем образования отца, то кинестетические в обратной: чем менее образован отец, тем эти функции у ребенка развиты лучше. Вероятно, это объясняется тем, что отцы со средним образованием уделяют больше внимания развитию ручных навыков своих детей, и имеют меньше возможностей положительно влиять на развитие их общей осведомленности и речи.
Анализ влияния количества детей в семье показал, что существует тенденция к отставанию единственных детей в уровне сформированности правополушарных функций. В тоже время, при отсутствии значимых различий, единственные дети превосходят детей из семей с двумя и более сиблинга-ми по состоянию функций левого полушария мозга. Можно предположить, что это объясняется большими количеством времени, которое единственный ребенок проводит со взрослыми, получая тем самым большее речевого общения и различных обучающих воздействий.
Безусловно, рассматриваемые факторы действую не изолированно, а во взаимовлиянии. Оценка эффектов межгрупповых факторов с помощью многомерного дисперсионного анализа показала, что существенным влиянием на формирование ВПФ обладает сочетание материального положения семьи, количества детей в семье и образовательного уровня отца. Взаимодействие этих факторов достоверно влияет на величину индекса функций переработки информации (р=0,010) и левополушарных функций (р=0,002). Столь же важное влияние оказывает сочетание факторов образовательного уровня отца и матери с количеством детей в семье. Наиболее чувствительными оказываются опять-таки функции II блока мозга (р=:0,021) и левого полушария (р=0,005).
Обобщая полученные данные можно сделать следующие выводы:
• Социальный контекст может способствовать более интенсивному развитию одних функций в ущерб другим или быть недостаточным для успешного становления функции;
• Самое негативное влияние на развитие ВПФ оказывает отсутствие у ребенка семьи. Наиболее устойчивы к этому влиянию правополушарные и кинестетические функции;
Городская среда стимулирует более быстрое развитие речи, а также программирования и контроля произвольных форм деятельности, создавая тем самым неблагоприятные условия для становления двигательных функций (кинетический и кинестетический аспекты) и правополушарных компонентов переработки зрительно-пространственной информации;
Важную роль в формировании ВПФ играют внутрисемейные факторы;
• Уровень материального благосостояния семьи находится в прямой связи с успешностью развития у детей левополушарных функций и произвольной регуляции деятельности;
• Низкий образовательный уровень матери негативно влияет на развитие ВПФ у ребенка. В такой социальной ситуации отстают в формировании функции переработки информации, особенно по левополушарному типу;
Образовательный уровень отца влияет на формирование ВПФ в меньшей степени, чем образовательный уровень матери. Он находится в слабой в прямой связи с уровнем сформированности слухоречевых функций и выраженной обратной связи с успешностью кинестетических;
Единственные дети, по сравнению с детьми, имеющими сиблингов, демонстрируют тенденцию к опережающему развитию левополушарных и отставанию правополушарных функций;
Для развития ВПФ не столь важно растет ли ребенок в полной семье или только с матерью;
Социокультурные факторы действуют во взаимовлиянии. Наибольшее значение оказывает сочетание таких факторов как материальное положение семьи, образовательный уровень родителей и количество детей.
Таким образом, чем выше образовательный уровень родителей, лучше материальное положение, меньше детей в семье и более насыщена культурная среда, тем успешнее развиваются вербальные функции, а также произвольная регуляция деятельности. Однако ускоренное развитие этих ВПФ сопровождается отставанием в формировании двигательных функций, особенно их кинестетической основы, и некоторых аспектов переработки зрительно-пространственной информации. Вероятно, если среда стимулирует развитие поздносозревающих «передних» и левополушарных функций, создаются неблагоприятные условия для становления функций с более коротким периодом формирования, а именно и правополушарных, за счет их «обкрадывания».
Библиографический список
1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки [Текст] / Т. В. Ахутина, J1. В. Яблокова, Н. Н. Полонская. // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Москва-Оренбург. - 2000. - С. 137-152.
2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
3. Выготский, JI. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
4. Выготский, Л. С. Проблема развития и распада высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития человека. - М.: Смысл, Экс-мо, 2004. - С. 548-563.
5. Дойдж, Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Дойдж. - М.: Эксмо, 2010.-544 с.
6. Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
7. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия - 3-е изд.- М.: Академичебский проект, 2000. - 512 с.
8. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
9. Манелис, Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития [Текст] / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. - 1999. - № 1. - С. 8-24.
10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: В. Се-качев, 2008. - 128 с.
11. Николс, Дж. Г. От нейрона к мозгу [Текст] / Дж. Николлс, Р. Мартин, Б. Вал-лас, П. Фукс. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 672 с.
12. Осипенко, Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. [Текст] / Т. Н. Осипенко - М.: Медицина, 199. - 288 с.
13. Поляков, В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций [Текст] / В. М. Поляков //Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М.: «Смысл», 2003. - С. 198-206.
14. Фотекова, Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте [Текст] / Т. А. Фотекова. - Абакан: Ид-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 164 с.
15. Чернов, Д. Н. Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом [Текст] / Д. Н. Чернов // Школа здоровья. - 2011. - № 1.
16. Farah, М. Childhood poverty: Specific associations with neurocognitive development / M. Farah, D. M. Shera, J. H. Savage et al. // Brain Research, 2006. - Vol. 1110, issue 1.
17. Hanushek, E. A. Outcomes, incentives, and beliefs: Reflections on analysis of the economics of schools [Text] / E. A. Hanushek // Educational Evaluation and Policy Analysis. - 1997.-V. 19. - P. 301-308.
18. Tagava, Y. Multiple periods of functional ocular dominance plasticity in mouse visual cortex [Text] / Y. Tagava, P. O. Kanold, M. Majdan, C. J. Shatz // Natural Neuroscience? 2005. - № 8. - P. 380-388.
19. Votruba-Drzal, E. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter [Text] / E. Votruba-Drzal // Developmental Psychology. - 2006. -V.42.-P. 1154.