Научная статья на тему 'Влияние совместной физкультурно-спортивной деятельности в семье на восприятие детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений'

Влияние совместной физкультурно-спортивной деятельности в семье на восприятие детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 5-6 ЛЕТ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN OF 5-6 YEARS OLD / INTERFAMILY RELATIONS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдадина Ирина Ивановна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики гармонизации детско-родительских отношений с преимущественным использованием средств физкультурно-спортивной деятельности. Показана динамика восприятия детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений, как в предварительных исследованиях, так и в течение сравнительного педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдадина Ирина Ивановна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of joint physical culture and sports activity in family on perception by children at the age of 5-6 years old of intrafamily relations

In article the experimental substantiation of efficiency of the developed technique of harmonization of child's-parental relations with primary usage of means of physical culture and sports activity has been presented. Dynamics of perception by children of 5-6 years age of interfamily relations, both in preliminary researches, and during comparative pedagogical experiment has been shown.

Текст научной работы на тему «Влияние совместной физкультурно-спортивной деятельности в семье на восприятие детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений»

ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ирина Ивановна Гайдадина, директор,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Загадка» (МАДОУ ЦРР ДС «Загадка»),

г. Новый Уренгой,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики гармонизации детско-родительских отношений с преимущественным использованием средств физкультурно-спортивной деятельности. Показана динамика восприятия детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений, как в предварительных исследованиях, так и в течение сравнительного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: дети 5-6 лет, внутрисемейные отношения, физическое воспитание.

INFLUENCE OF JOINT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY IN FAMILY ON PERCEPTION BY CHILDREN AT THE AGE OF 5-6 YEARS OLD OF

INTRAFAMILY RELATIONS

Irina Ivanovna Gajdadina, the director,

Municipal independent preschool educational institution the centre of development of the

child - a kindergarten "Riddle",

New Urengoj,

Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Jury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Kuban state university of physical culture, sports and tourism,

Krasnodar

Annotation

In article the experimental substantiation of efficiency of the developed technique of harmonization of child’s-parental relations with primary usage of means of physical culture and sports activity has been presented. Dynamics of perception by children of 5-6 years age of interfamily relations, both in preliminary researches, and during comparative pedagogical experiment has been shown.

Keywords: children of 5-6 years old, interfamily relations, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Большинство ученых и практических работников тождественны во мнении о непреходящем значении роли взрослых и в первую очередь родителей в контексте организации активной разнообразной деятельности дошкольников, опосредованной отношением к людям как фактора освоения общечеловеческих ценностей и, следовательно, физического, психического и социального развития ребенка (В.Н. Дружинин, 2006; О.Л. Зверева, 2006; Д.Д. Татаренко, 2008).

Также известно, что средства и методы физического воспитания обладают мощным стимулирующим потенциалом в формировании реальной общности различных коллективов людей на основе совместной физкультурно-спортивной деятельности (В.К. Бальсевич, 1997; Т.М. Ким, 2009).

В связи с этим предполагалось, что совместная физкультурно-спортивная деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста, организованная с учетом особенностей восприятия ребенком отношений в семье, позволит позитивно и бо-

лее эффективно по сравнению с традиционными подходами воздействовать на внутрисемейные взаимодействия.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки восприятия внутрисемейных отношений была использована проективная методика Рене Жиля (Д.Я. Райгородский, 2005), которая модифицирована и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базах МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» и МДОУ КВ ДС «Цветок Уренгоя» г. Новый Уренгой. В нем приняли участие 327 детей 5-6 лет (159 девочек и 168 мальчиков).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные, характеризующие межличностные и внутрисемейные отношения детей 5-6 лет, дифференцированные по полу дошкольников, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели восприятия детьми 5-6 лет внутрисемейных отношений

(результаты предварительных исследований, в %)

№ п/п Название шкал (общее количество заданий) Мальчики Девочки

Возраст детей (лет) и их количество

5 6 5 6

п=54 п=52 п=51 п=49

М ±т М ±т М ±т М ±т

1 Отношение к матери (14) 68,7 1,64 63,2 1,57 73,9 1,77 67,9 1,48

2 Отношение к отцу (12) 62,1 1,50 57,4 1,43 65,7 1,62 59,3 1,54

3 Отношение к матери и отцу как родительской чете (9) 71,3 1,68 64,2 1,66 76,2 1,74 70,7 1,69

4 Отношение к братьям и сестрам (14) 53,3 1,37 54,7 1,40 57,5 1,32 58,9 1,38

5 Отношение к бабушке и дедушке (9) 57,0 1,43 55,3 1,54 59,2 1,51 62,3 1,72

Для теории и практики возрастной педагогики большое значение имеют данные, представленные в таблице 2, характеризующие существенность отличий отношения детей обоих возрастов и пола к окружающим их людям. В ходе предварительных исследований установлены следующие научные факты: Таблица 2

Таблица 2

Достоверность различий показателей восприятия внутрисемейных отношений

между детьми 5-6 лет

Название шкал Мальчики 5-^-6 лет Девочки 5-^-6 лет 5 лет мальчики •^девочки 6 лет мальчики •^девочки

і Р і Р і Р і Р

Отношение к матери -2,42 <0,05 -2,60 <0,05 -2,16 <0,05 -2,18 <0,05

Отношение к отцу -2,27 <0,05 -2,86 <0,01

Отношение к матери и отцу как родительской чете -3,01 <0,01 -2,26 <0,05 -2,02 <0,05 -2,74 <0,01

Отношение к братьям и сестрам -2,21 <0,05 -2,13 <0,05

Отношение к бабушке и дедушке -3,03 <0,01

Примечание:1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.

2. Знак «-» характеризует более высокие показатели у девочек и у детей

младшего возраста.

1. При сравнении мальчиков пяти и шести лет достоверные различия выявлены по отношению к матери (Р<0,05), отцу (Р<0,05), к ним как родительской чете (Р<0,01) с преимуществом 5-летних детей.

2. В группах 5-летних и 6-летних девочек существенные отличия установлены также по характеристикам отношения к матери (Р<0,05); отцу (Р<0,01) и к ним как к родительской чете (Р<0,05) с преимуществом 5-летних.

3. При сравнении внутривозрастных показателей:

- в группе 5-летних дошкольников различаются по характеристикам отношения к матери (Р<0,05), к родительской чете (Р<0,05) к братьям и сестрам (Р<0,05) с преимуществом девочек;

- в группе 6-летних детей различия установлены с преимуществом девочек по характеристикам отношения к матери (Р<0,05), к матери и отцу, как родительской чете (Р<0,01), к братьям и сестрам (Р<0,05), к бабушке и дедушке

(Р<0,01).

Следующим этапом исследования являлась разработка методики взаимодействия родителей и детей с преимущественным использованием физкультурноспортивной деятельности.

По своему содержанию и технологии ее реализации разработанная методика представляет собой последовательность скомплектованных в пять блоков взаимообусловленных организационно-методических мероприятий организованной деятельности специалистов ДОУ, родителей и детей, учитывающих дифференциацию как основных, но, прежде всего, частных блочных задач каждого из участников данного процесса.

В первом блоке представлены общие целевые установки и характеристика основных задач экспериментальной методики.

Во втором «Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ДОУ, педагогической подготовленности родителей и физкультурных знаний дошкольников» приводится тематика и формы занятий со специалистами ДОУ, родителями и детьми.

В третьем раскрыты этапы, направления и методические основы организации взаимодействия родителей и детей.

В четвертом дается характеристика видов, форм, содержания и методических особенностей совместной физкультурно-спортивной деятельности родителей и детей.

Контроль и коррекция состояния детей осуществлялись по индивидуальным оценкам динамики развития параметров физической подготовленности, отношения к семье и эмоционально-личностной сферы ребенка, что составило основу пятого блока.

Полученные результаты после педагогического эксперимента позволяют сформулировать следующие констатации (таблица 3):

Таблица 3

Достоверность различий показателей восприятия внутрисемейных отношений детьми 5-6 лет контрольных и экспериментальных групп после эксперимента

___________________________________(%)__________________________________

Контрольная группа Экспериментальная группа

Название шкал (общее количество заданий) Возраст детей (лет) и их количество (п)

5 6 5 6 Р1 Р2

(п: м=25: д=24) (п: м=22: д=22) (п: м=27: д=26) (п: м=25: д=24)

М ±т М ±т М ±т М ±т

Отношение к матери (14) 67,1 1,82 69,0 2,05 79,0 2,14 81,0 2,18 <0,01 <0,01

Отношение к отцу (12) 63,9 1,73 61,9 1,84 75,0 2,03 78,1 2,20 <0,01 <0,01

Отношение к матери и отцу как родительской чете (9) 72,1 2,00 69,9 2,10 89,1 2,41 85,0 2,36 <0,01 <0,01

Отношение к братьям и сестрам (14) 53,9 1,49 55,0 1,63 66,0 1,74 67,9 1,87 <0,01 <0,01

Отношение к бабушке и дедушке (9) 58,0 1,52 56,1 1,59 67,9 1,63 70,1 1,94 <0,01 <0,01

Примечание: Р1 - достоверность различий показателей между детьми 5 лет контрольной и экспериментальной групп; Р2 - достоверность различий показателей между детьми 6 лет контрольной и экспериментальной групп.

1. Дети 5 и 6 лет из экспериментальных групп существенно превзошли своих сверстников из контрольных групп по всем параметрам, отражающим их отношение к членам семьи (Р<0,01).

2. У детей из контрольных групп не установлены достоверные внутригрупповые изменения по всем изучаемым характеристикам.

3. У детей из экспериментальных групп выявлены достоверные внутригрупповые изменения по всем изучаемым характеристикам с высоким уровнем значимости полученных результатов (Р<0,01).

4. Дети из экспериментальных групп также имели существенное преимущество над дошкольниками из контрольных групп по темпам прироста изучаемых показателей (рис.).

■ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

1 - Отношение к матери.

2 - Отношение к отцу.

3 - Отношение к матери и отцу как родительской чете.

4 - Отношение к братьям и сестрам.

5 - Отношение к бабушке и дедушке.

Рис. Прирост показателей межличностных отношений детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп и их восприятия внутрисемейных отношений в течение

педагогического эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Для формирования адекватной методики улучшения внутрисемейных отношений необходимо учитывать следующие установленные обстоятельства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- девочки, как правило, более восприимчивы к общению с матерями;

- девочки, как правило, существенней относятся к отцу и матери как к родительской чете;

- при организации участия в семейной физкультурно-оздоровительной работе с девочками следует больше привлекать дедушек и бабушек;

- младшие дети обоего пола теплее относятся к родителям, хотя естественно, что эти полученные данные носят относительный характер, так как и 6летние дошкольники любят своих отцов и матерей.

2. Экспериментальная методика существенным позитивным образом влияет на уровень межличностных отношений и восприятия детьми 5-6 лет внутрисемейного климата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Физическое воспитание ребенка в семье / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 3. - С. 50.

2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М. : Питер, 2005. -176 с. : ил.

3. Зверева, О. Школа родителей / О. Зверева // Дошкольное воспитание. -2006. - № 9. - С. 70.

4. Ким, Т. М. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта / Т.М. Ким // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 9. - С. 58-62.

5. Татаренко, Д. Д. Детско-родительские отношения в приемных семьях / Д. Д. Татаренко // Современная психология от теории к практике : материалы XV международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008», секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.) / Московский гос. ун-т. - М., 2008.

- С. 459-462.

6. Практическая психодиагностика, методика и тесты : учебное пособие / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. - 480 с.

Контактная информация: zagadkaurengoy@mail.ru

ДИНАМИКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ И СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ И ШКОЛЬНИКОВ 7-9 ЛЕТ

Андрей Николаевич Губернский, Президент,

Мини-футбольный клуб "Динамо-Ямал", г. Москва

Аннотация

Проведено исследование динамики скоростно-силовых и скоростных способностей у футболистов и школьников 7-9 лет. Установлено, что спортсмены имели лучшие результаты по предлагаемым тестовым заданиям, хотя, статистически достоверные различия выявлены только к 9 годам.

Ключевые слова: футболисты, школьники, скоростно-силовые способности, скоростные способности, мышечные фосфагены, анаэробная мощность, динамическая сила мышц, тестовые задания, стандартное отклонение, коэффициент вариации, интенсивность роста, стартовая скорость, дистанционная скорость.

DYNAMICS OF POWER-SPEED AND SPEED ABILITIES AMONG FOOTBALL PLAYERS AND PUPILS OF 7-9 AGES

Andrey Nikolayevich Gubernsky, the President,

Indoor soccer club "Dynamo-Jamal"

Moscow

Annotation

The research of dynamics of speed-strength and speed abilities of football players and pupils of 7 - 9 age was done. It was found out that athletes had better results in offered tests, though statistically reliable differences were found only at the age of nine.

Keywords: football players, pupils, power-speed abilities, speed abilities, muscular phospha-gen, anaerobic power, muscle dynamic power, tests, standard deflection, variation coefficient, growth rate, starting speed, distance speed.

Существуют движения, в которых сила и скорость тесно взаимосвязаны. Они характеризуют способность к быстрому проявлению силы. Проявления скоростносиловых способностей определяются разными физиологическими механизмами. Ведущая роль в реализации взрывного усилия принадлежит центральной нервной системе, объединяющей усилия отдельных мышц, направленных на быстрое преодоление внешнего сопротивления. Другим фактором является преобладание в мышцах быстрых мышечных волокон [2].

С позиций энергетики мышечной деятельности скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным. [1].

Именно динамическая сила мышц как нельзя лучше отражает уровень развития скоростно-силовых способностей индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.