Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТКОЙ ЭТИКИ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТКОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистская этика / китайские социальные сети / этические характеристики / фейки / конфиденциальность. / journalistic ethics / Chinese social networks / ethical characteristics / fake news / privacy issues

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ма Ицюнь

Статья посвящена соблюдению принципов журналисткой этики в условиях, когда необходимость привлечения внимания аудитории китайских социальных сетей к средствам массовой информации определяет действия журналиста. Цель статьи – определить, возможно ли сохранение доверия аудитории и подлинного смысла информации при одновременном стремлении к быстрому распространению контента среди пользователей, независимо от методов его распространения. Решение этой проблемы является актуальной задачей для новостных проектов. Используя методы анализа документов и интернет-опроса, были собраны данные, которые позволили в результате исследования сделать выводы об уровне этичности и конфиденциальности в освещении новостей. Кроме того, предложены общие меры, направленные на повышение качества информации и рекомендации руководству средств массовой информации, на сохранение журналисткой этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS ON THE DEVELOPMENT OF THE MEDIA: THE PROBLEM OF PRESERVING JOURNALISTIC ETHICS

The article is devoted to compliance with the principles of journalistic ethics in conditions where the need to attract the attention of the audience of Chinese social networks to the media determines the actions of the journalist. The purpose of the article is to determine whether it is possible to maintain audience trust and the true meaning of information while striving for rapid distribution of content to users, regardless of distribution methods. Solving this problem is an urgent task for news projects. Using document analysis and online survey methods, data was collected that allowed the study to draw conclusions about the level of ethics and confidentiality in news reporting. In addition, propose general measures aimed at improving the quality of information and recommendations to media management aimed at preserving journalistic ethics.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТКОЙ ЭТИКИ»

— ЖУРНАЛИСТИКА —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.44.10.007 УДК 659

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТКОЙ ЭТИКИ

Ма Ицюнь

Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена соблюдению принципов журналисткой этики в условиях, когда необходимость привлечения внимания аудитории китайских социальных сетей к средствам массовой информации определяет действия журналиста. Цель статьи - определить, возможно ли сохранение доверия аудитории и подлинного смысла информации при одновременном стремлении к быстрому распространению контента среди пользователей, независимо от методов его распространения. Решение этой проблемы является актуальной задачей для новостных проектов. Используя методы анализа документов и интернет-опроса, были собраны данные, которые позволили в результате исследования сделать выводы об уровне этичности и конфиденциальности в освещении новостей. Кроме того, предложены общие меры, направленные на повышение качества информации и рекомендации руководству средств массовой информации, на сохранение журналисткой этики.

Ключевые слова: журналистская этика, китайские социальные сети, этические характеристики, фейки, конфиденциальность.

THE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS ON THE DEVELOPMENT OF THE MEDIA: THE PROBLEM OF PRESERVING JOURNALISTIC ETHICS

Ma Yiqun

St. Petersburg State University

Abstract. The article is devoted to compliance with the principles of journalistic ethics in conditions where the need to attract the attention of the audience of Chinese social networks to the media determines the actions of the journalist. The purpose of the article is to determine whether it is possible to maintain audience trust and the true meaning of information while striving for rapid distribution of content to users, regardless of distribution methods. Solving this problem is an urgent task for news projects. Using document analysis and online survey methods, data was collected that allowed the study to draw conclusions about the level of ethics and confidentiality in news reporting. In addition, propose general measures aimed at improving the quality of information and recommendations to media management aimed at preserving journalistic ethics.

Keywords: journalistic ethics, Chinese social networks, ethical characteristics, fake news, privacy issues.

Введение.

В связи с бурным развитием социальных сетей в Китае, распространение информации стало более быстрым, а интерактивный характер подачи новостей в режиме реального времени значительно усилился. В определенной степени, эти изменения способствовали инновациям в новостных СМИ, но, в то же время, социальные сети породили ряд этических проблем, которые ставят под угрозу сохранение журналисткой этики.

Одним из важнейших принципов журналистской этики является правдивость преподносимой информации.

Исследователь Д.С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации - прямая

обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1].

Поэтому цель статьи - определить, возможно ли сохранение доверия аудитории и подлинного смысла информации при одновременном стремлении к быстрому распространению контента среди пользователей, независимо от методов его распространения.

Методы.

Анализ документов: для сбора информации мы использовали данные научных статей и документы информационного центра Китайской ин-

— ЖУРНАЛИСТИКА —

тернет-сети, опубликованные в 52-й «Статистическим отчете о развитии интернет-сети Китая».

Интернет-опрос в социальных сетях: были собраны собрано 454 ответов на анкету респондентов, возраст которых составлял 18-60 лет.

Результаты.

Проблемы использования социальных сетей для подготовки новостных материалов.

По состоянию на июнь 2023 года число интернет-пользователей в Китае достигло 1,079 миллиарда, а уровень проникновения Интернета достиг 76,4 % [6]. При этом 81,5 % респондентов пользовались социальными сетями несколько раз в день, и наиболее часто используемыми социальными сетями были WeChat (97,36 %) и Ооиут (64,32 %). В основном, целью использования социальных сетей является получение социальной информации (85,24 %), развлечение и отдых (73,13 %), а также публикация информации (48,9 %). Из этих цифр можно сделать вывод, что каждый пользователь социальной сети является одновременно и получателем, и издателем информации.

Рост социальных сетей существенно изменил скорость и способ подачи новостей. В то время как традиционные СМИ обычно проходят через процесс редактирования, рецензирования и производства, природа социальных сетей в режиме реального времени означает, что новости могут распространяться мгновенно. Такая оперативность, несомненно, способствует привлечению читателей, увеличению количества кликов и конкуренции за внимание. Зачастую сотрудники редакций ради получения сенсации, увеличения рейтингов издания, повышения читательского интереса публикуют откровенную ложь и клевету [4].

Поэтому подлинность и достоверность информации в социальных сетях вызывает серьезную озабоченность. По данным анкетного опроса, люди часто сталкиваются с неэтичными явлениями при использовании социальных сетей, самыми частые из которых - фейки и слухи, их доля достигает 85,24 %.

Проблема качества информации.

Хотя социальные сети полны всевозможной информации, большая ее часть может быть непроверенным или субъективным контентом. Это также возлагает на журналистов ответственность за отбор и различение реальных новостей в общем объеме информации. Также, журналист несет ответственность за способ получения информации. Журналистская этика предписывает получение информации честным путем, не злоупотребляя доверием источника информации [5].

Как обеспечить достоверность информации и предотвратить влияние ложной информации на этические стандарты средств массовой информации? - насущный вопрос, стоящий перед журналистами.

Проблема объективного распространения новостей через социальные сети, усугубляется техническими алгоритмами. Алгоритмы пытаются определить личные предпочтения пользователей, поэтому рекомендуют только определенные источники информации, тем самым, формируя информационный кокон (общественность может получать только ту информацию, которая соответствует их позиции). Это может не только привести к информационной предвзятости, но и ослабить беспристрастность и всесторонность средств массовой информации, что поднимает более глубокие вопросы о журналистской этике.

Проблема конфиденциальности в новостных сообщениях.

Развитие социальных сетей вызвало ряд сложных этических проблем в области новостных сообщениях и репортажах, среди которых большое внимание уделяется вопросам конфиденциальности. Согласно результатам анкетного опроса, 92,51 % респондентов считают, что наиболее важным аспектом этического надзора в социальных сетях является защита персональных данных. Вопрос о балансе прозрачности и защиты конфиденциальности пользователей в новостных репортажах стал неизбежной этической проблемой для журналистов.

Вопрос о том, как использовать личную информацию, полученную в новостных репортажах, также требует углубленного обсуждения. Раскрытие личности физического лица и личной информации в отчете может нанести ему потенциальный вред, а в некоторых случаях такое раскрытие может оказаться необходимым, например, при разоблачении коррупции или выборах [2], бизнес-среде и даже поведения в школе, представляющих общественный интерес [3].

С одной стороны, новостные репортажи должны быть прозрачными, чтобы укрепить доверие и понимание общественности.

С другой стороны, чрезмерное нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может привести к недоверию пользователей социальных сетей и даже привести к юридической ответственности.

Свобода выражения мнений и ответственность.

В качестве инструмента распространения информации, платформы социальных сетей должны эффективно контролировать контент, создаваемый пользователями, с целью поддержания общественного порядка и защиты законных прав и интересов пользователей.

— ЖУРНАЛИСТИКА —

Таким образом, контроль за контентом стал важной задачей, с которой должны сталкиваться платформы социальных сетей. Платформе необходимо установить надежные правила и механизмы для просмотра, фильтрации и управления контентом, загружаемым пользователями, чтобы гарантировать, что пользователи получают реальную, безопасную и здоровую информационную среду.

Существуют определенные проблемы в обеспечении баланса между свободой выражения мнений и регулированием. С одной стороны, чрезмерное вмешательство правительства в онлайн-общение может вызвать обеспокоенность общественности по поводу ограничения свободы выражения мнений и подорвать общественное доверие. С другой стороны, разрешение распространения недостоверной информации в Интернете также окажет негативное влияние на общество. Следовательно, государственным органам необходимо сформулировать разумные и четкие законы и нормативные акты, гарантирующие, что надзор в данной сфере является одновременно эффективным и не ущемляет свободу выражения мнений граждан.

Обсуждение.

Активное развитие китайских социальных сетей породило множество этических проблем, и в центре внимания оказались меры по этическому управлению.

1. Меры, направленные на решение этических проблем с социальных сетях

Прежде всего , механизм самодисциплины платформы постепенно стал частью отраслевых норм, включая просмотр контента, фильтрацию информации и мониторинг поведения пользователей. Эти меры самодисциплины предназначены для поддержания надлежащего порядка на платформах социальных сетей и предотвращения неподобающего поведения, такого как ложная информация и разжигание ненависти.

Во-вторых, политика регулирования постоянно совершенствуется. Правительство осуществило более строгий надзор за платформами социальных сетей, подчеркнуло требования информационной безопасности и защиты конфиденциальности пользователей и издало ряд соответствующих законов.

2. Рекомендации руководству по этическим вопросам в средствах массовой информации.

В ходе анкетного опроса 54,19 % людей оценили качества этического надзора за социальными сетями как средний, а 6,39 % - как очень неудовлетворительный. Большинство людей считают, что социальные сети должны регулировать контент, размещаемый пользователями, но степень разная, в большей степени - 68,72 %, в меньшей степени - 19,82 %.

При этом, 94,71 % людей считают, что социальные сети должны быть более активными в борьбе с киберзапугиванием и онлайн-токсичностью. По мнению респондентов, платформы социальных сетей могут принимать такие меры, как усиление надзора и управление публикуемым контентом, для улучшения этического состояния сети.

В области журналистики и средств массовой информации этический менеджмент имеет важное значение.

Менеджменту необходимо установить правила, которые, прежде всего, журналистам будут рекомендовать придерживаться профессиональной этики при публикации информации в социальных сетях, чтобы обеспечить достоверность и объективность информации.

Во-вторых, пропагандируя отраслевой механизм самодисциплины, журналисты могут укрепить сотрудничество, сформулировать общие этические стандарты и сформировать механизм внутреннего надзора в отрасли. Это помогает уменьшить количество неэтичных новостных сообщений и искажений информации. Платформы социальных сетей должны усилить проверку контента и надзор за поведением пользователей на техническом уровне, а также взять на себя инициативу по предотвращению ложной информации и разжигания ненависти .

Для того, чтобы лучше внедрять этическое управление, также необходимо сотрудничество между правительством и отраслевыми ассоциациями. Правительству рекомендуется усилить надзор за платформами социальных сетей для обеспечения информационной безопасности и конфиденциальности пользователей. В то же время, журналистам и исследователям рекомендуется участвовать в разработке соответствующих нормативных актов, чтобы гарантировать, что они являются научными и обоснованными и могут эффективно решать этические проблемы.

Заключение.

Текущая ситуация с этическим управлением социальными сетями в Китае показывает, что предпринимаются активные усилия по решению проблемы сохранения журналисткой этики. Но ситуация все еще нуждается в постоянном совершенствовании. В будущем, благодаря сотрудничеству в области самодисциплины платформы, государственного надзора и саморегулирования журналистов, этические проблемы могут решаться более эффективно и может быть обеспечена более здоровая, прозрачная и надежная среда для развития социальных сетей как инструмента распространения объективной информации в интересах государства.

— ЖУРНАЛИСТИКА —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры / И.Б. Байханов // Этносо-циум и межнациональная культура. 2013. № 5(59). С. 101 —107.

3. Байханов И.Б. Электоральная культура учителя как фактор развития общества / И.Б. Байханов // The world of academia: Culture, Education (Мир университетской науки: культура, образование). 2022. № 10. С. 21-31.

4. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004.

5. Хартия телерадиовещателей (28 апреля 1999 года). URL : https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756 (дата обращения 01.02.2024).

6. 52-й «Статистический отчет о развитии интернет-сети Китая» // CNNIC. URL : https://www.cnnic.net.cn/ n4/2023/0828/c88-10829.html (дата обращения 11.01.2024).

References:

1. Avraamov D.S. Professional ethics of a journalist. M., 1991.

2. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture / I.B. Baykhanov // Ethnosocium and interethnic culture. 2013. № 5(59). P. 101-107.

3. Baykhanov I.B. Electoral culture of a teacher as a factor in the development of society / I.B. Baykhanov // The world of academia: Culture, Education (World of university science: culture, education). 2022. № 10. P. 2131.

4. Voroshilov V.V. Law and ethics in journalism. Lecture course. SPb. : Publishing house of Mikhailov V.A., 2004.

5. Charter of Broadcasters (28 April 1999). URL : https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/doku menty/756 (date of the application 02/01/2024).

6. 52nd «Statistical Report on the Development of China's Internet Network» // CNNIC. URL : https://www. cnnic.net.cn/n4/2023/0828/c88-10829.html (date of the application 01/11/2024).

Информация об авторе

Ма Ицюнь

аспирант кафедры цифровых медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет тау1яип123@mail.ru

Ma Yiqun

Postgraduate Student of the Department of Digital Media Communications, St. Petersburg State University mayiqun123@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.