ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Ван Чжэньюй, магистр
Московский государственный университет
(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-2-192-195
Аннотация. По мере развития средств массовой информации мы вступили в "эру всех медиа", когда традиционные и новые медиа сливаются и работают вместе, делая общение более быстрым, а информацию более развитой. Согласно этической точке зрения, с точки зрения истории развития этической и моральной мысли и этимологии "этики" и "морали" между ними нет принципиальной разницы, и они в основном рассматриваются как синонимы. Этик Ло Гоцзе утверждает, что мораль больше относится к фактическим моральным отношениям между людьми, а этика больше относится к обоснованию таких отношений. Итак, по мере развития человеческой культуры понятие "этика" обычно используется для обозначения моральной этики.
Ключевые слова: журналистика, этика, современность, новости, СМИ.
Журналистская этика, или профессиональная этика журналиста, относится к кодексу поведения или руководящим принципам, разработанным прессой и журналистами в их долгосрочной профессиональной практике из необходимости самодисциплины. В сферу журналистской этики входят профессиональная этика, ценности и этические нормы журналистов.
Конкретные проявления отсутствия журналистской этики в современных новостях [1].
1. Платная журналистика или платная неопубликованность Платная журналистика относится к деятельности журналистов, которые используют ненадлежащие средства для получения материального вознаграждения от интервьюируемых. По сути, это означает, что право на распространение новостей, данное государством и обществом новостным организациям, незаконно продается как частный товар отдельных лиц и групп, что является незаконной торговлей властью и деньгами.
Платная журналистика - это, прежде всего, нарушение принципов правдивости, объективности и беспристрастности в подаче новостей. Для достижения интересов определенных лиц или групп он не стесняется преувеличивать, искажать факты, путать черное и белое, переворачивать с ног на голову правильное и неправильное,
нанося серьезный ущерб общественным интересам.
Во-вторых, это снижает качество подачи новостей. СМИ оценивают компромисс между ценностью информации и новостей, и платные новости выбираются исходя из рекламных выгод, которые необходимо получить для целевой аудитории, что влияет на качество информационных сообщений.
С другой стороны, платное неслушание относится к поведению информационных работников, которые в ходе выполнения своих обязанностей по контролю общественного мнения или под предлогом осуществления контроля общественного мнения принимают или маскируют взятки от поднадзорной стороны, чтобы приостановить или изменить свою деятельность по контролю общественного мнения. По сути, это шантаж прессы [2].
Сообщение фальшивых новостей - это акт общественного мнения, при котором публикуется ложная информация для обмана аудитории с целью достижения личных целей. Все ложные новости имеют общую черту - репортер отклоняется от объективных фактов и сообщает новости, основываясь только на личных субъективных желаниях или на воле других людей.
Существует множество различных форм ложных новостей, которые можно обобщить следующим образом: ложные
сообщения, придуманные из воздуха; подозрительные новости; преувеличенные и неточные сообщения; фальсифицированные заголовки, не соответствующие названию статьи; вводящие в заблуждение сообщения, нарушающие здравый смысл, и т.д.
Такие истории часто легко распространяются и вызывают сенсацию, потому что они основаны на субъективном воображении автора, удовлетворяющего любопытство аудитории и сознательно добавляющего некоторые вымышленные элементы в процесс репортажа, чтобы повысить "продаваемость" новости.
Новостные СМИ - это главный орган распространения новостей, являющийся основным источником новостной информации для населения. Объективность и правдивость являются самыми основными элементами подачи новостей, а соблюдение правдивости новостей - самое основное и важное требование к журналистам и новостным СМИ. А ложные новости появляются во многих СМИ по разным каналам, нанося серьезный вред обществу и аудитории. Во-первых, это искажает правдивость новостей и в то же время наносит серьезный ущерб авторитету СМИ, чья честность ставится под сомнение, а репутации и имиджу наносится ущерб.
Фальшивые новости также наносят ущерб связанным с ними событиям. Некоторые новости всегда касаются отрасли, о которой идет речь, и преднамеренные фальсификации и негативные репортажи часто могут нанести серьезный удар по отрасли. Например, фальшивая новость "бананы ядовиты", которая в свое время стала сенсацией, нанесла ущерб всей банановой индустрии на сотни миллионов долларов [3].
Фальшивые новости вводят аудиторию в заблуждение и часто влияют на социальную стабильность и гармонию.
С определенной точки зрения, ложные сообщения являются смертельным раком для самой прессы, не только подрывая доверие к ней, но и принося вред стране и обществу, а в серьезных случаях даже усиливая социальные конфликты и под-
вергая опасности жизни и имущество людей.
Третье, чрезмерное потребление и злонамеренная спекуляция новостных СМИ в целях рейтинга, кликов, в целях захвата "эксклюзива", захвата "заголовков" и копания в том, чего не следует касаться, и даже серьезно нарушать частную жизнь граждан.
Видно, что некоторые журналисты ради телевидения без колебаний ставят перед камерой обычного человека или даже жертву, чтобы усилить его затруднительное положение перед зрителями и удовлетворить их любопытство.
Нередко журналисты вмешиваются в ход спасательных работ, нарушают нормальный судебный процесс, игнорируют достоинство уязвимых групп и нарушают неприкосновенность частной жизни интервьюируемого [4].
Журналисты СМИ несут ответственность за свою работу, свою аудиторию и свою миссию, но мы не должны забывать, что над интервью стоит человечность, и что они также должны нести ответственность за интервьюируемого, за человечность и за этику.
Глубинные причины отсутствия журналистской этики
1. отсутствие политической и теоретической подготовки журналистов. Средства массовой информации являются рупором партии и правительства, поэтому журналисты-практики должны обладать высоким уровнем политической теории. В противном случае они не могут хорошо понять и усвоить решения государства и правительства, неправильно или односторонне понимают соответствующую политику, поэтому написанные отчеты часто бывают несправедливыми.
2. выходя за рамки интересов побуждения журналистов к фальсификации. Некоторые журналисты готовы "фальсифицировать" ради материальных или духовных интересов. В условиях жесткой рыночной конкуренции некоторые СМИ в целях получения большей экономической выгоды и сенсационного эффекта, порочной конкуренции, новостных событий, как "сенсаци-
онных , как писать, независимо от правды и прав сообщаемого.
3. у журналистов отсутствует необходимое чувство социальной ответственности. Любая отрасль и человек несут свою социальную ответственность, а журналисты-практики, в силу особого характера своей отрасли, обладают более ярким чувством социальной ответственности. Отсутствие чувства социальной ответственности часто приводит к неточным ракурсам репортажей, что вызывает у аудитории аномальную социальную психологию.
4. журналистам не хватает минимального уровня гуманистической заботы, они не испытывают искреннего сочувствия к слабым.
Что касается построения этики в области журналистики и СМИ, то ученые, помимо акцентирования внимания на построении норм и принципов, придают особое значение этическому образованию и воспитанию. Они считают, что необходимо усилить обучение профессиональной этике, чтобы способствовать профессиональной самодисциплине, а также формированию чувства социальной ответственности: "быть социально ответственным, быть подотчетным перед обществом и ставить социальные блага на первое место". Нынешняя образовательная кампания "три исследования" и кампания "идите в низы, измените стиль работы, измените стиль
письма", несомненно, сыграют положительную роль в продвижении [5].
Во-вторых, журналисты должны сознательно проводить моральные рассуждения, укреплять свою моральную культуру и сохранять минимальную нижнюю планку и совесть. Роберт Стил в книге Роберта Сти-ла "Кодекс профессиональной этики для СМИ" предлагаются руководящие принципы этических рассуждений, такие как: Почему я придаю такое значение этой новости? Какова выгода от публикации новостей? Является ли информация точной и полной? Что бы я чувствовал, если бы история была обо мне или моей семье? Использование этих критериев для оценки своих репортажей даст журналистам четкий выбор, когда новости, которые они сообщают, противоречат журналистской этике. Этими же критериями можно измерить сострадание и гуманизм журналиста с точки зрения уважения к характеру.
В-третьих, необходимо усилить правовую концепцию для предотвращения журналистских злоупотреблений. СМИ и журналисты должны укреплять концепцию правовой системы, проводить грань между "законным" и "незаконным", сознательно соблюдать различные национальные законы и правила, уважать законные права и интересы юридических лиц и граждан, не допускать нарушений законов и правил при подготовке новостей.
Библиографический список
1. Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: дис. - Российский университет дружбы народов, 2019.
2. Фан В. Особенности профессиональных этических стандартов интернет-СМИ Китая // Материалы международной конференции: «Коммуникация в современном мире». - Воронеж, 2021. - С. 11-12.
3. Назарова Ю. В., Анищенко О. С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. ЛН Толстого. - 2019. - Т. 1. - № 4 (32).
4. Бостанджян Э.К., Пальчик С.С. Этика профессиональной деятельности: реклама и связи с общественностью. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2019. - 104 с.
5. Баева Л.В. Информационная этика в условиях развития электронной культуры // Информационное общество. - 2020. - № 6. - С. 36-46.
THE ETHICS OF JOURNALISM IN MODERN TIMES
Wang Zhenyu, Master Moscow State University (Russia, Moscow)
Abstract. As media have evolved, we have entered the "all media era," in which traditional and new media merge and work together to make communication faster and information more evolved. According to the ethical point of view, in terms of the history of ethical and moral thought and the etymology of "ethics" and "morality," there is no fundamental difference between the two, and they are largely regarded as synonymous. The ethicist Luo Guo Jie argues that morality refers more to the actual moral relations between people, while ethics refers more to the justification of such relations. So, as human culture has evolved, the concept of "ethics" is commonly used to refer to moral ethics.
Keywords: journalism, ethics, modernity, news, media.