Научная статья на тему 'Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)'

Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
559
50
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГРУППЫ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Форопонова А. А.

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты влияния психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов. Установлены изменения структуры учебной мотивации, содержания образа будущего относительно сохранения устойчивости к избранной профессии, состояние проблемного поля студентов в зависимости от уровня развития групповых качеств.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Форопонова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)»

УДК 159.9:316.35

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРУППЫ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

© 2012 А. А. Форопонова

ассистент каф. русского языка для иностранных граждан, соискатель каф. психологии e-mail annie0608@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты влияния психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов. Установлены изменения структуры учебной мотивации, содержания образа будущего относительно сохранения устойчивости к избранной профессии, состояние проблемного поля студентов в зависимости от уровня развития групповых качеств.

Ключевые слова: социально-психологические качества группы, успешность учебной деятельности, учебная мотивация, образ будущего, проблемное поле.

Проблема. В системе социальных представлений современной учащейся молодежи статус успешной личности наделяется высокой ценностью [Журавлев, Куп-рейченко 2010]. В этой связи большие надежды возлагаются на высшую школу. В условиях высшей школы происходит многоплановое формирование будущего специалиста, включающее, наряду с профессиональной подготовкой, формирование зрелой, творческой личности с четко выраженным образом будущего как ведущей детерминанты профессионального и личностного становления молодого человека.

Реализация вышеуказанного положения во многом зависит от степени успешности учебы студентов вуза. В современной литературе по психологии и педагогике высшей школы анализируются многие психологические факторы успешной учебы студентов, включающие материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, индивидуально-психологические особенности и т.д. [Смирнов 2012].

В качестве проблемы С.Д. Смирнов выдвигает положение о полярной дифференциации студентов по характеру отношения к учебной деятельности и характеру ее исполнения примерно при одинаковых внешних условиях: одни много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, проявляя самоорганизацию и успешно преодолевая трудности, а другие все делают «словно из-под палки», резко снижая свою активность, вплоть до разрушения учебной деятельности при возникновении даже небольших трудностей. Психологи и педагоги объясняют такую дифференциацию индивидуально-психологическими различиями студентов: уровнем интеллекта, креативности, особенностями учебной мотивации, высокой самооценкой и т.д. [Там же].

Согласно концепции мотивов и мотивации Е.П. Ильина, структура мотивации поступления в вуз, с одной стороны, зависит от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране, а с другой - от существования стабильно проявляющихся мотивов, не утрачивающих своего значения при различных укладах общественного строя. Отмечается, что в последние годы уси-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

лилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешной учебы студентов [Ильин 2006].

Среди факторов, способствующих формированию у студентов положительных мотивов к учению, выделяются как личностные - осознание ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости материала, эмоциональная форма изложения материала; так и социально-психологические - психологическая зрелость студенческой группы: наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в ней [Гебос 1977].

Другие авторы отводят более значительную роль студенческой группе, отмечая ее значительное влияние на мотивацию учебной деятельности, отношение к избранной профессии, личностное самоопределение и др. В студенческих группах можно создать социальную микросферу, которая на высшем уровне своего развития становится средой становления личности профессионала. Поэтому успешность формирования личности студента определяется уровнем организованности академической группы, ее ценностями, условиями и социально-психологическими установками [Дьяченко, Кандыбо-вич Л. А., Кандыбович С. Л. 2006]. Через малые группы, как наиболее значимые для индивидов социальные организации с большим потенциалом воспитательных возможностей, можно опосредованно оказывать социально-психологическую помощь населению, прежде всего молодежи в личностном становлении. Жизнедеятельность малых групп базируется на сложном взаимодействии индивидуальной и групповой активности в зависимости от особенной основной организации и более широкого социума [Чернышев 2006].

В связи с этим А. В. Петровский утверждал, что так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, так и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающую среду и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом [Петровский 2000].

В параметрической концепции Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и их учеников субъектность группы обеспечивается как уровнем социально-психологической зрелости группы, так и особым характером ее социально-психологической структуры, включающей личностные, групповые и общественные влияния в виде трех блоков:

• «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности;

• «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы;

• блок общих, групповых качеств (интегративность, микроклимат, референт-ность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).

Данная структура обеспечивает группе и индивиду в ее составе позиции субъ-ектности при их включении в социальные среды разного уровня - от первичной организации до основной - и выход в более широкие социальные общности. Особую значимость с точки зрения субъектности группы и индивида представляют параметры «направленность» и «организованность» [Уманский 2001; Чернышев 2006].

Нам представляется в этой связи перспективным системный социальнопсихологический подход, согласно которому такие существенные компоненты профессионального становления, как учебная мотивация, креативность, проектирование профессионального и личностного будущего, детерминируются уровнем социальнопсихологической зрелости учебной группы (состоянием психологических качеств группы), степенью включенности индивидов в групповую деятельность и оптимальным

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

соотношением группового и индивидуального сознания (психологического единства учебной группы).

На основе вышеуказанного подхода была сформулирована рабочая гипотеза о том, что такие компоненты успешной учебы студентов, как учебная мотивация, проектирование профессионального и личностного статуса на будущее (образ будущего), проблемное поле, установка на семью, у студентов опосредуются состоянием следующих психологических качеств группы: деловых, творческих, нравственных, направленностью активности группы и уровнем состояния психологического единства учебной группы.

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическую базу исследования составили учебные группы факультета педагогики и психологии Курского госуниверситета, в которых наряду с русскими обучаются иностранные студенты (всего 8 групп первых - пятых курсов, свыше 150 человек).

В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, контент-анализ, комбинированный опросник, включающий как личностные шкалы -мотивы выбора профессии и учебной деятельности, образ будущего, проблемное поле, так и групповые - социально-психологические качества (творческие, нравственные, деловые), определяющие духовно-нравственную атмосферу в группе и социально-ценную направленность активности группы.

Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики - средние величины, меры рассеивания, критерий Стьюдента и корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение

Состояние социально-психологических качеств групп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень развития психологических качеств и состояние психологического единства (т.е. уровень социально-психологической зрелости группы) оказался различным в разных группах, однако в шести группах 1, 2, 4, 5 курсов эти различия согласно критерию Стьюдента были статистически незначимы, зато социально-психологическая зрелость в двух группах третьего курса была значительно ниже других и имела статистически значимые различия.

Психологическое единство достаточно благополучным оказалось также в группах на 1, 2, 4 и 5 курсах, так как коэффициент вариации мнений (V) не превышает 25 %, но в группах на 3-м курсе заметно ослаблено психологическое единство - коэффициент вариации довольно высок (V s 42 %).

При указанных различиях наметилась и определенная общая тенденция: в групповом сознании всех групп дифференцировалась значимость отдельных психологических свойств в зависимости от их духовно-нравственной направленности и опыта совместной активности групп.

Так, наибольший «удельный вес» во всех группах занимали нравственные качества и направленность активности группы, затем, как правило, шли творческие качества, справедливо оценивались менее выраженными деловые качества как результат недостаточно организованной совместной деятельности современных студентов.

На основе наблюдения, опроса и результатов количественного анализа с помощью мер математической статистики можно выделить три качественно различных типа групп по уровню социально-психологической зрелости: высокий, средний, ниже среднего.

Группы первого типа успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относятся к поручениям вышестоящих организаций, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах пове-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

дения. Полученные группой задачи решаются нешаблонно, есть попытки найти наилучший вариант их выполнения. Группа психологически сплочена, сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности группы, в обсуждении принимают участие все студенты. Между группировками и между лидерами группировок сложились хорошие деловые и личные отношения.

Группы среднего уровня достаточно организованные и сплоченные, но проявляют активность прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.

В группах третьего типа сложилось ядро студентов, способных к активной и творческой работе. Они представляют группу на мероприятиях факультета и городских конференциях. В определенной мере объединяет группу учебная цель - получение профессии психолога. Однако наблюдается широкий диапазон мотивов учебной деятельности: от искреннего желания стать высококвалифицированным специалистом до стремления получить диплом. Это является причиной низких показателей успеваемости части студентов.

В группе несколько микрогрупп, члены которых стремятся общаться друг с другом. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно. Студенты стремятся поддерживать связь и осуществляют взаимодействие с другими группами, однако содержание данного взаимодействия, чаще связано с личными интересами. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. Психологический климат в группе динамичный. Периоды мажорного состояния сменяются напряжением.

Опираясь на вышесказанное, можно отметить следующее:

• по состоянию социально-психологических качеств можно оценить уровень социально-психологической зрелости групп - высокий, средний, нижесредний;

• помимо типологических особенностей, соответствующих уровню социальнопсихологической зрелости, каждая группа обладает индивидуально-психологическими признаками;

• в групповом сознании дифференцируется значимость групповых качеств в зависимости от их духовно-нравственного содержания и опыта совместной активности студентов;

• сочетание типологических и индивидуально-своеобразных особенностей создает в группах специфическую психологическую атмосферу жизнедеятельности студентов.

Состояние психологических аспектов учебной деятельности студентов — мотивации, отношения к избранной профессии, образа будущего и проблемного поля — в группах разного уровня зрелости

Установлены различия в структуре учебной мотивации в плане соотношения «удельного веса» личностно и социально значимой положительной с прагматической мотиваций.

В первую группу вошли следующие мотивы (с сохранением номера в «Опроснике»):

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и »отлично».

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012.

№ 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Вторую группу составляли следующие мотивы:

2. Получить диплом.

5. Постоянно получать стипендию.

9. Не отставать от сокурсников.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Итак, в группах с более высоким состоянием групповых качеств положительная мотивация занимает более 73 %; в «средних» группах - 70-73%; а в группах с нижесредним уровнем - около 65 %. Прагматическая мотивация была заметно выражена в группах с более низким уровнем зрелости.

Отношение (оценка) к избранной профессии во всех группах имеет общую, хотя и неодинаково выраженную тенденцию: преобладают позиции: «Профессия - мое призвание» и «Профессия нравится» - от 50 % в группах с нижесредним уровнем до 7094 % в более зрелых группах. Негативные позиции - «При случае можно заменить профессию» и «Постараюсь заменить профессию» в большей мере проявились в менее зрелых группах (до 40 %).

Однако содержание «образа будущего» в большей мере определялось ступенями обучения: у первокурсников «образ будущего», то есть перспективы социального самоопределения, оказался несколько размытым: только 33 % из них видят себя состоявшимися профессионалами, 17 % - успешными личностями, и, что несколько странно, 28 % уже имеют установку на создание полноценной семьи.

От курса к курсу будущее видится более точно, а на пятом курсе приобретает оптимальный характер - до 76 % выпускников хотят стать профессионалами, более 40 % - успешными личностями и почти 90 % иметь полноценную, высоконравственную семью (иметь двух-трех детей, любимого мужа, быть любимой, заботиться о родителях).

Проблемное «поле» для ряда студентов является достаточно зрелым и напряженным, и степень его напряженности и особенно зрелости в определенной мере определяется психологическим статусом группы: в высокоразвитых группах молодые люди с позиций гражданина в соответствии со сложной социальной обстановкой достаточно гармонично осознают как личностные (около 60 %), так и социальные проблемы (свыше 35 %), «беспроблемных» индивидов нет. Социальная инфантильность, личностная устраненность от реальности - свыше 37 % «живут легко, без всяких проблем» - характерна для психологически незрелых групп.

Логическим завершением изучения проблемы представляется поиск путей повышения уровня социально-психологической зрелости студенческой группы. В связи с этим перспективными представляются теоретические положения, которые можно использовать в работе кураторов студенческих групп. Это - ориентация на формирование целостной социально-психологической структуры группы, включающей деловые, творческие, нравственные качества, направленность активности и организованность, а не только оптимизацию межличностных отношений [Чернышев 2006].

К.К. Платонов связывает формирование групп с возможностью обогащения деятельности групп путем «присвоения» ими социально ценных и личностно значимых

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

целей. К.К. Платонов определяет процесс присвоения группой общественных целей как процесс его самоукрепления. «Пока во внутреннюю структуру группы входят цели общества, - пишет К.К. Платонов, - ставшие мотивами ее деятельности, и подчиненные им конкретные задачи и активные стремления к их достижению и решению, данная группа составляет коллектив. Если эти цели и задачи достаточно осознанны ... и, став мотивами, определяют деятельность группы и межличностные отношения в ней, это истинный (сплоченный, “зрелый”, “хорошо сколоченный”) коллектив. Этот процесс самонастройки системы в данном случае и составляет сущность самоукрепления коллектива и, следовательно, может быть определен как закономерность» [Платонов 1975: 89].

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу своему является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том и в другом случае между учащимися не возникает новых связей и отношений. Другое дело - задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласоваться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели.

В бинарных группах, в микрогруппах можно рекомендовать такие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях, как комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) сама учебная задача должна быть значимой, вызвать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;

б) нужен специальный учебный и дидактический материал (учебники, тексты, раздаточный материал и т. д.).

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск. Экспериментальные данные показывают, что введение форм коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно усиливает деловое общение, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно оказывают помощь, а другие охотно ее принимают. Однако педагогу надо исключить условия, при которых возможно лишь показное участие в совместной работе [Кирпичник 2005].

Выводы

1. При достаточно высоком состоянии социально-психологических свойств группы складывается оптимальная структура учебной мотивации, в которой ведущую роль играют социально ценные и личностно значимые положительные мотивы.

2. В групповом сознании наиболее высоко оцениваются нравственные качества и направленность активности группы, которые обеспечивают духовно-нравственную основу учебной мотивации.

3. Образ будущего относительно сохранения устойчивости избранной профессии, статуса личности и создания семьи опосредуется не только уровнем социальнопсихологической зрелости группы, но и курсом обучения.

4. Проявление в «проблемном поле» гражданской позиции как одного из факторов становления учебной мотивации зависит от содержания направленности активности группы.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Повышение социально-психологической зрелости групп обеспечивается включением их в социально значимые сферы и применением технологий совместной деятельности.

Библиографический список

Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. М., 1977. С. 48-50.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственная элита в российском обществе: концептуальные основы психологического исследования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 28-35.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

128 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000. 312 с.

Платонов К. К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность. М., 1975. С. 87-96.

Психология и педагогика социального воспитания: сб. статей / ред.-сост. А.Г. Кирпичник. Кострома: Изд-во Костромского госуниверситета, 2005. 524 с.

Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 93 с.

Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы вуза // Веб-сайт МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (дата обращения: 29.03.2012).

Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. труды. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. 208 с.

Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. труды. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 244 с.