Научная статья на тему 'Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)'

Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов) Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
428
44
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГРУППЫ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Форопонова А. А.

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты влияния психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов. Установлены изменения структуры учебной мотивации, содержания образа будущего относительно сохранения устойчивости к избранной профессии, состояние проблемного поля студентов в зависимости от уровня развития групповых качеств.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Форопонова А. А.,

Текст научной работы на тему «Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)»

УДК 159.9:316.35

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРУППЫ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

© 2012 А. А. Форопонова

ассистент каф. русского языка для иностранных граждан, соискатель каф. психологии e-mail annie0608@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты влияния психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов. Установлены изменения структуры учебной мотивации, содержания образа будущего относительно сохранения устойчивости к избранной профессии, состояние проблемного поля студентов в зависимости от уровня развития групповых качеств.

Ключевые слова: социально-психологические качества группы, успешность учебной деятельности, учебная мотивация, образ будущего, проблемное поле.

Проблема. В системе социальных представлений современной учащейся молодежи статус успешной личности наделяется высокой ценностью [Журавлев, Куп-рейченко 2010]. В этой связи большие надежды возлагаются на высшую школу. В условиях высшей школы происходит многоплановое формирование будущего специалиста, включающее, наряду с профессиональной подготовкой, формирование зрелой, творческой личности с четко выраженным образом будущего как ведущей детерминанты профессионального и личностного становления молодого человека.

Реализация вышеуказанного положения во многом зависит от степени успешности учебы студентов вуза. В современной литературе по психологии и педагогике высшей школы анализируются многие психологические факторы успешной учебы студентов, включающие материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, индивидуально-психологические особенности и т.д. [Смирнов 2012].

В качестве проблемы С.Д. Смирнов выдвигает положение о полярной дифференциации студентов по характеру отношения к учебной деятельности и характеру ее исполнения примерно при одинаковых внешних условиях: одни много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, проявляя самоорганизацию и успешно преодолевая трудности, а другие все делают «словно из-под палки», резко снижая свою активность, вплоть до разрушения учебной деятельности при возникновении даже небольших трудностей. Психологи и педагоги объясняют такую дифференциацию индивидуально-психологическими различиями студентов: уровнем интеллекта, креативности, особенностями учебной мотивации, высокой самооценкой и т.д. [Там же].

Согласно концепции мотивов и мотивации Е.П. Ильина, структура мотивации поступления в вуз, с одной стороны, зависит от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране, а с другой - от существования стабильно проявляющихся мотивов, не утрачивающих своего значения при различных укладах общественного строя. Отмечается, что в последние годы уси-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

лилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешной учебы студентов [Ильин 2006].

Среди факторов, способствующих формированию у студентов положительных мотивов к учению, выделяются как личностные - осознание ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости материала, эмоциональная форма изложения материала; так и социально-психологические - психологическая зрелость студенческой группы: наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в ней [Гебос 1977].

Другие авторы отводят более значительную роль студенческой группе, отмечая ее значительное влияние на мотивацию учебной деятельности, отношение к избранной профессии, личностное самоопределение и др. В студенческих группах можно создать социальную микросферу, которая на высшем уровне своего развития становится средой становления личности профессионала. Поэтому успешность формирования личности студента определяется уровнем организованности академической группы, ее ценностями, условиями и социально-психологическими установками [Дьяченко, Кандыбо-вич Л. А., Кандыбович С. Л. 2006]. Через малые группы, как наиболее значимые для индивидов социальные организации с большим потенциалом воспитательных возможностей, можно опосредованно оказывать социально-психологическую помощь населению, прежде всего молодежи в личностном становлении. Жизнедеятельность малых групп базируется на сложном взаимодействии индивидуальной и групповой активности в зависимости от особенной основной организации и более широкого социума [Чернышев 2006].

В связи с этим А. В. Петровский утверждал, что так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, так и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающую среду и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом [Петровский 2000].

В параметрической концепции Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и их учеников субъектность группы обеспечивается как уровнем социально-психологической зрелости группы, так и особым характером ее социально-психологической структуры, включающей личностные, групповые и общественные влияния в виде трех блоков:

• «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности;

• «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы;

• блок общих, групповых качеств (интегративность, микроклимат, референт-ность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).

Данная структура обеспечивает группе и индивиду в ее составе позиции субъ-ектности при их включении в социальные среды разного уровня - от первичной организации до основной - и выход в более широкие социальные общности. Особую значимость с точки зрения субъектности группы и индивида представляют параметры «направленность» и «организованность» [Уманский 2001; Чернышев 2006].

Нам представляется в этой связи перспективным системный социальнопсихологический подход, согласно которому такие существенные компоненты профессионального становления, как учебная мотивация, креативность, проектирование профессионального и личностного будущего, детерминируются уровнем социальнопсихологической зрелости учебной группы (состоянием психологических качеств группы), степенью включенности индивидов в групповую деятельность и оптимальным

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

соотношением группового и индивидуального сознания (психологического единства учебной группы).

На основе вышеуказанного подхода была сформулирована рабочая гипотеза о том, что такие компоненты успешной учебы студентов, как учебная мотивация, проектирование профессионального и личностного статуса на будущее (образ будущего), проблемное поле, установка на семью, у студентов опосредуются состоянием следующих психологических качеств группы: деловых, творческих, нравственных, направленностью активности группы и уровнем состояния психологического единства учебной группы.

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическую базу исследования составили учебные группы факультета педагогики и психологии Курского госуниверситета, в которых наряду с русскими обучаются иностранные студенты (всего 8 групп первых - пятых курсов, свыше 150 человек).

В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, контент-анализ, комбинированный опросник, включающий как личностные шкалы -мотивы выбора профессии и учебной деятельности, образ будущего, проблемное поле, так и групповые - социально-психологические качества (творческие, нравственные, деловые), определяющие духовно-нравственную атмосферу в группе и социально-ценную направленность активности группы.

Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики - средние величины, меры рассеивания, критерий Стьюдента и корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение

Состояние социально-психологических качеств групп

Уровень развития психологических качеств и состояние психологического единства (т.е. уровень социально-психологической зрелости группы) оказался различным в разных группах, однако в шести группах 1, 2, 4, 5 курсов эти различия согласно критерию Стьюдента были статистически незначимы, зато социально-психологическая зрелость в двух группах третьего курса была значительно ниже других и имела статистически значимые различия.

Психологическое единство достаточно благополучным оказалось также в группах на 1, 2, 4 и 5 курсах, так как коэффициент вариации мнений (V) не превышает 25 %, но в группах на 3-м курсе заметно ослаблено психологическое единство - коэффициент вариации довольно высок (V s 42 %).

При указанных различиях наметилась и определенная общая тенденция: в групповом сознании всех групп дифференцировалась значимость отдельных психологических свойств в зависимости от их духовно-нравственной направленности и опыта совместной активности групп.

Так, наибольший «удельный вес» во всех группах занимали нравственные качества и направленность активности группы, затем, как правило, шли творческие качества, справедливо оценивались менее выраженными деловые качества как результат недостаточно организованной совместной деятельности современных студентов.

На основе наблюдения, опроса и результатов количественного анализа с помощью мер математической статистики можно выделить три качественно различных типа групп по уровню социально-психологической зрелости: высокий, средний, ниже среднего.

Группы первого типа успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относятся к поручениям вышестоящих организаций, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах пове-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

дения. Полученные группой задачи решаются нешаблонно, есть попытки найти наилучший вариант их выполнения. Группа психологически сплочена, сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности группы, в обсуждении принимают участие все студенты. Между группировками и между лидерами группировок сложились хорошие деловые и личные отношения.

Группы среднего уровня достаточно организованные и сплоченные, но проявляют активность прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.

В группах третьего типа сложилось ядро студентов, способных к активной и творческой работе. Они представляют группу на мероприятиях факультета и городских конференциях. В определенной мере объединяет группу учебная цель - получение профессии психолога. Однако наблюдается широкий диапазон мотивов учебной деятельности: от искреннего желания стать высококвалифицированным специалистом до стремления получить диплом. Это является причиной низких показателей успеваемости части студентов.

В группе несколько микрогрупп, члены которых стремятся общаться друг с другом. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно. Студенты стремятся поддерживать связь и осуществляют взаимодействие с другими группами, однако содержание данного взаимодействия, чаще связано с личными интересами. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. Психологический климат в группе динамичный. Периоды мажорного состояния сменяются напряжением.

Опираясь на вышесказанное, можно отметить следующее:

• по состоянию социально-психологических качеств можно оценить уровень социально-психологической зрелости групп - высокий, средний, нижесредний;

• помимо типологических особенностей, соответствующих уровню социальнопсихологической зрелости, каждая группа обладает индивидуально-психологическими признаками;

• в групповом сознании дифференцируется значимость групповых качеств в зависимости от их духовно-нравственного содержания и опыта совместной активности студентов;

• сочетание типологических и индивидуально-своеобразных особенностей создает в группах специфическую психологическую атмосферу жизнедеятельности студентов.

Состояние психологических аспектов учебной деятельности студентов — мотивации, отношения к избранной профессии, образа будущего и проблемного поля — в группах разного уровня зрелости

Установлены различия в структуре учебной мотивации в плане соотношения «удельного веса» личностно и социально значимой положительной с прагматической мотиваций.

В первую группу вошли следующие мотивы (с сохранением номера в «Опроснике»):

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и »отлично».

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012.

№ 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Вторую группу составляли следующие мотивы:

2. Получить диплом.

5. Постоянно получать стипендию.

9. Не отставать от сокурсников.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Итак, в группах с более высоким состоянием групповых качеств положительная мотивация занимает более 73 %; в «средних» группах - 70-73%; а в группах с нижесредним уровнем - около 65 %. Прагматическая мотивация была заметно выражена в группах с более низким уровнем зрелости.

Отношение (оценка) к избранной профессии во всех группах имеет общую, хотя и неодинаково выраженную тенденцию: преобладают позиции: «Профессия - мое призвание» и «Профессия нравится» - от 50 % в группах с нижесредним уровнем до 7094 % в более зрелых группах. Негативные позиции - «При случае можно заменить профессию» и «Постараюсь заменить профессию» в большей мере проявились в менее зрелых группах (до 40 %).

Однако содержание «образа будущего» в большей мере определялось ступенями обучения: у первокурсников «образ будущего», то есть перспективы социального самоопределения, оказался несколько размытым: только 33 % из них видят себя состоявшимися профессионалами, 17 % - успешными личностями, и, что несколько странно, 28 % уже имеют установку на создание полноценной семьи.

От курса к курсу будущее видится более точно, а на пятом курсе приобретает оптимальный характер - до 76 % выпускников хотят стать профессионалами, более 40 % - успешными личностями и почти 90 % иметь полноценную, высоконравственную семью (иметь двух-трех детей, любимого мужа, быть любимой, заботиться о родителях).

Проблемное «поле» для ряда студентов является достаточно зрелым и напряженным, и степень его напряженности и особенно зрелости в определенной мере определяется психологическим статусом группы: в высокоразвитых группах молодые люди с позиций гражданина в соответствии со сложной социальной обстановкой достаточно гармонично осознают как личностные (около 60 %), так и социальные проблемы (свыше 35 %), «беспроблемных» индивидов нет. Социальная инфантильность, личностная устраненность от реальности - свыше 37 % «живут легко, без всяких проблем» - характерна для психологически незрелых групп.

Логическим завершением изучения проблемы представляется поиск путей повышения уровня социально-психологической зрелости студенческой группы. В связи с этим перспективными представляются теоретические положения, которые можно использовать в работе кураторов студенческих групп. Это - ориентация на формирование целостной социально-психологической структуры группы, включающей деловые, творческие, нравственные качества, направленность активности и организованность, а не только оптимизацию межличностных отношений [Чернышев 2006].

К.К. Платонов связывает формирование групп с возможностью обогащения деятельности групп путем «присвоения» ими социально ценных и личностно значимых

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

целей. К.К. Платонов определяет процесс присвоения группой общественных целей как процесс его самоукрепления. «Пока во внутреннюю структуру группы входят цели общества, - пишет К.К. Платонов, - ставшие мотивами ее деятельности, и подчиненные им конкретные задачи и активные стремления к их достижению и решению, данная группа составляет коллектив. Если эти цели и задачи достаточно осознанны ... и, став мотивами, определяют деятельность группы и межличностные отношения в ней, это истинный (сплоченный, “зрелый”, “хорошо сколоченный”) коллектив. Этот процесс самонастройки системы в данном случае и составляет сущность самоукрепления коллектива и, следовательно, может быть определен как закономерность» [Платонов 1975: 89].

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу своему является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том и в другом случае между учащимися не возникает новых связей и отношений. Другое дело - задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласоваться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели.

В бинарных группах, в микрогруппах можно рекомендовать такие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях, как комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) сама учебная задача должна быть значимой, вызвать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;

б) нужен специальный учебный и дидактический материал (учебники, тексты, раздаточный материал и т. д.).

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск. Экспериментальные данные показывают, что введение форм коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно усиливает деловое общение, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно оказывают помощь, а другие охотно ее принимают. Однако педагогу надо исключить условия, при которых возможно лишь показное участие в совместной работе [Кирпичник 2005].

Выводы

1. При достаточно высоком состоянии социально-психологических свойств группы складывается оптимальная структура учебной мотивации, в которой ведущую роль играют социально ценные и личностно значимые положительные мотивы.

2. В групповом сознании наиболее высоко оцениваются нравственные качества и направленность активности группы, которые обеспечивают духовно-нравственную основу учебной мотивации.

3. Образ будущего относительно сохранения устойчивости избранной профессии, статуса личности и создания семьи опосредуется не только уровнем социальнопсихологической зрелости группы, но и курсом обучения.

4. Проявление в «проблемном поле» гражданской позиции как одного из факторов становления учебной мотивации зависит от содержания направленности активности группы.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов)

5. Повышение социально-психологической зрелости групп обеспечивается включением их в социально значимые сферы и применением технологий совместной деятельности.

Библиографический список

Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. М., 1977. С. 48-50.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственная элита в российском обществе: концептуальные основы психологического исследования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 28-35.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

128 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000. 312 с.

Платонов К. К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность. М., 1975. С. 87-96.

Психология и педагогика социального воспитания: сб. статей / ред.-сост. А.Г. Кирпичник. Кострома: Изд-во Костромского госуниверситета, 2005. 524 с.

Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 93 с.

Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы вуза // Веб-сайт МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (дата обращения: 29.03.2012).

Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. труды. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. 208 с.

Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. труды. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 244 с.