УДК 159.9:316.35
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ О ГРУППЕ КАК СУБЪЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ
© 2014 А. А. Форопонова
ассистент каф. русского языка для иностранных граждан, соискатель каф. психологии e-mail annie0608@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматриваются социально-психологические механизмы
взаимоотношений студентов и группы, влияющие на адаптацию иностранных студентов к новой культуре и повышению успешности учебной деятельности. Выделяются наиболее оптимальные варианты влияния группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов.
Ключевые слова: социальные представления, группа как субъект совместной деятельности и общения, психологическая помощь, идеальная группа, иностранные студенты.
Проблема и теоретические основы ее решения. В социальной психологии феномен «социальные представления» оценивается как одна из ведущих детерминант формирования и актуализации индивидуальной и совместной активности людей [Московичи 1996; Воловикова 2005; Ларина 2008; Орешина 2013; Иванова 2013]. Наиболее тесное взаимодействие индивидуальной и совместной активности (деятельности, общения, поведения и т.д.) реализуется в малых (в т.ч. учебных) группах.
А.С. Макаренко рассматривал первичный коллектив (группу) как средство бережного и продуктивного «прикосновения к личности», благодаря которому индивид предохраняется от психической перегрузки. При таком подходе объяснения взаимодействия индивида и группы группа наделяется функциями психологической помощи, поддержки, а в целом - психологической защиты [Макаренко 1988].
Однако, как установлено в исследованиях Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, К.М. Гайдар, С.Г. Елизарова, С.В. Сарычева и др., потенциальные возможности группы в оказании психологической помощи индивидам зависят от уровня ее развития и его наивысшего состояния - уровня субъектности. Группа как субъект совместной деятельности, общения и отношений обладает высоким уровнем состояния основных критериальных показателей: взаимозависимости и взаимовлияния членов группы, совместной активности, групповой саморефлексии и организованности. В таких группах складывается единство в представлениях о духовно-нравственных качествах человека, его ценностях, культуре организации и т.д. [Чернышев 2006; Журавлев 2009]. Однако духовно-нравственное единство базируется на культуре, менталитете соответствующего этноса, поэтому при вхождении человека в другой этнос возникают затруднения в интеграции ценностей из разных культур, что и определяет во многом проблемы адаптации к новой среде у иностранных студентов.
Данная проблема широко обсуждается в работах отечественных ученых. Так, Ю.Ю. Блинковым и Д.П. Солодухиной выявлены значительные потенциальные возможности учебных групп, сформированных по принципу интернациональности. Согласно результатам данного исследования, в группах, включающих представителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
из разных стран, объективно обеспечивается необходимость общения на двух языках -русском и английском, что способствует более быстрому освоению активной коммуникации на иностранных языках и интеграции студентов в общий студенческий коллектив [Блинков, Солодухина 2011].
Кроме того, в мультиэтнической среде студенты активнее обмениваются культурным опытом, помогают друг другу преодолеть языковой барьер, становятся более восприимчивыми к чужой культуре, в том числе и к российской.
В студенческих группах из представителей одной страны происходит обратное: консервативное стремление общаться с соотечественниками на родном языке, что заведомо ограничивает круг общения и ведет к более закрытому образу жизни и изоляции от остальных [Блинков, Солодухина 2011].
Реализация личностно-компетентстного подхода к организации
образовательного процесса с иностранными студентами также предполагает обращение к социально-психологическим характеристикам учебной группы. Так, в характеристике компетентной личности наряду с оценкой развития способностей, мотивов, отношений, ценностей, необходимых для компетентного выполнения социальных ролей и взаимодействия с миром, включаются факторы: межличностное общение, когнитивное и эффективное взаимодействие в группе и т.д. Установлено, что участие учебных групп в обсуждении и оценке технологий обучения, предлагаемых преподавателями и кафедрами, повышает эффективность личностно-компетентностного подхода
[Горяинова, Литвинова, Дудка 2011].
Потенциальные возможности влияния учебных групп на личностные изменения студентов во многом определяются приобретением ими статуса группового субъекта. А.В. Брушлинским установлено, что при достижении группой статуса субъекта как высшей целостности в ней происходят системные изменения психических процессов и свойств, приводящих к значительным количественным и качественным личностным новообразованиям у ее участников [Брушлинский 1996].
В этой связи студенческая группа потенциально выступает одним из факторов психологической помощи иностранным студентам в повышении успешности учебной деятельности благодаря оптимальной адаптации к новой среде.
Организация и результаты исследования. Целью нашего исследования являлось определение тех функций психологической помощи группы, которые осознаны и приняты студентами и поэтому влияют на успешность учебной деятельности иностранных студентов. В основу были положены следующие гипотетические посылки:
а) эффективность психологической помощи группы опосредуется уровнем ее развития (субъектности);
б) степень осознания и принятия студентами защитных функций группы положительно влияют на успешность учебы;
в) образ идеальной группы стимулирует готовность студентов к совершенствованию своей группы.
Всего с помощью опросников, проективных методик (методика незаконченных предложений), контент-анализа, наблюдения, оценки успешности учебной
деятельности было изучено более 20 студенческих группы (217 человек) иностранных студентов из стран Азии, Африки, Индии, Европы, Китая, обучающихся в вузах г. Курска и г. Воронежа. Определялись уровень субъектности групп, структура представлений об идеальной группе и функциях помощи группы своим участникам, а также показатели успеваемости студентов.
На основе данных эмпирического исследования выявлена структура духовнонравственной поддержки группой личности, включающая следующие компоненты:
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Форопонова А. А. Социальные представления иностранных студентов о группе
как субъекте психологической помощи в учебе
• психоэмоциональную поддержку;
• стимулирование ответственного отношения к учебе;
• консультативную помощь индивидам в усвоении трудных разделов и тем;
• обеспечение учебно-методическими материалами.
Рассмотрим функционально-результативные свойства указанных компонентов. Значимость каждого компонента в общей структуре по-разному представлена в группах в зависимости от уровня их развития, особенно заметно для групп высокого и нижесреднего уровня (табл. 1).
Таблица 1
Состояние структуры духовно-нравственной поддержки студентов в группах разного уровня развития
Компоненты структуры Значимость в общей структуре
Группы высокого развития Группы нижесреднего развития
Значимость в % Ранг Значимость в % Ранг
Психоэмоциональная помощь 57,5 3 85 1
Стимулирование ответственного отношения к учебе 82,5 1 65 3
Консультативная помощь 67,5 2 75 2
Обеспечение методическими материалами 52,5 4 45 4
Приоритет компонента «стимулирование ответственного отношения к учебе» в группах высокого развития отражает сложившееся групповое сознание относительно принятия учебно-профессиональных мотивов и целей как ведущей личностно значимой и социально важной ценности.
В итоге благоприятная деловая атмосферы в группе обеспечивает эффективность консультативной помощи, одновременно снижается необходимость психоэмоциональной поддержки, так как первые два компонента служат увеличению успехов в учебе и снижают неудачи, приносящие психотравмирующие переживания. Достаточно выражена установка группы на взаимообогащение различными методическими материалами, диапазон разнообразия которых в настоящее время настолько богат, что индивидуальные находки эффективных методических средств становятся весьма полезными для остальных членов группы.
В группах нижесреднего уровня ведущим является компонент «психоэмоциональная помощь», что можно объяснить несложившимся групповым сознанием относительно принятия учебно-профессиональных мотивов и целей, вследствие чего возрастает роль индивидуальной взаимопомощи. Снижение групповой мотивации к учебе приводит к недостаточному усвоению учебного материала у большего числа студентов и, как следствие, к необходимости более частого обращения за помощью.
Тенденции более выраженных неудач в учебе в таких группах сопряжены с большим числом психотравм, что потенциально повышает потребность в психоэмоциональной поддержке.
Ослабление компонента «стимулирование группой ответственного отношения к учебе» своих участников в группах данной категории можно объяснить выводами А.Л. Журавлева о специфике ценностей в молодежных группах. Согласно выводам А. Л. Журавлева, члены молодежных групп могут ради сохранения принятых эмоциональных связей ослаблять деловые отношения, что приводит к смещению
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
основных, в данном случае учебных, целей, ради которых создаются группы, на цели второстепенные - удовлетворение теплыми приятельскими отношениями [Журавлев 2009].
В соответствии с вышеуказанным заметно снижено по объему - всего 45% значимости и состояние компонента «обеспечение методическими материалами» по сравнению с группами первого типа, где данный компонент составляет 52,5%. Умаление роли взаимного обмена методическими материалами объясняется недооценкой значения методического обеспечения в успешности учебной деятельности, во-первых, и снижением мотивации к учебе, во-вторых.
На основе вышеуказанного можно полагать о наличии иерархии компонентов в структуре субъектности группы в вопросах помощи в учебе, которая несколько различна в группах разного уровня развития. В группах высокого развития в качестве ведущего, системообразующего компонента выступает компонент «стимулирование ответственного отношения к учебе», а в группах недостаточного развития такую роль играет компонент «психоэмоциональная помощь».
Обратимся к содержательной характеристике выделенных системообразующих компонентов в соответствующих группах. Социально-психологические характеристики компонента «стимулирование ответственного отношения к учебе» в группах высокого развития.
Согласно данным контент-анализа актуализация данного компонента
проявляется через комплекс показателей социальной психологии групп:
• сложившуюся атмосферу высокой дисциплины и ответственности в учебе на основе положительной мотивации. Это следует из наиболее часто встречающихся высказываний студентов, например: «... студенты нашей группы ходят на все занятия регулярно и всегда готовятся к практическим занятиям»; «они трудолюбивы и полны желания учиться»; «они все знают, зачем приехали сюда, отдают приоритет образованию»; «мои одногруппники ставят образование на первое место» и т. д.;
• непосредственное воздействие хорошо успевающих студентов на менее успевающих: «они учат меня трудным темам»; «вдохновляют меня на посещение занятий и выполнение домашних заданий» и т. д.;
• установку на ожидание успехов от каждого студента - высказывания типа: «они хотят, чтобы я улучшила свои знания и была развита»;
• достаточно выраженное подражание достижениям членов группы в учебе, поведении, мотивации как основе собственного роста («они очень хорошо учатся, поэтому и у меня появляется желание учиться»; «мои одногруппники трудолюбивы и полны желания учиться»; «каждый член группы прилежный, старательный и талантлив в разных предметах»; «все друзья получают высокие оценки, я тоже занимаюсь, чтобы не отставать»; «я учусь у них поведению, стараюсь поспевать за ними»);
• установку на сотрудничество в учебе, мягкие формы состязательности («у нас приветствуется делиться учебниками и знаниями»; «мы решаем проблемы в учебе при помощи беседы»; «у нас “неагрессивная конкуренция” в учебе»; «в группе здоровая конкуренция»).
В группах среднего и нижесреднего уровня данный компонент также реализуется через вышеуказанные социально-психологические механизмы, но с
определенными ограничениями, которые снижают его функциональную роль. Так, в этих группах не просматриваются такие механизмы, как «ожидание успехов от каждого студента», «непосредственное воздействие на других с целью улучшения их учебы»; в других механизмах отмечаются наряду с позитивными и негативные позиции, например: «в нашей группе никто не готовится к занятиям»; «двое студентов в моей группе мешают мне заниматься» и т.д.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 2 (30)
Форопонова А. А. Социальные представления иностранных студентов о группе
как субъекте психологической помощи в учебе
Кроме того, действенная позиция субъектности группы снижается за счет пацифистских установок типа: «если бы все захотели, то мы бы лучше учились»; «хорошо бы нам проявить свои способности» и т.д.
Анализ данных наблюдения, бесед и контент-анализа показывает, что компонент «психоэмоциональная помощь» отражает не только функцию
психологической защиты группы для своих участников, но и тенденции идентификации студентов с группой, степень ее референтности для них, их готовность включиться в этот процесс. Личностная значимость группы как субъекта помощи проявилась во всех группах через способность индивидов дифференцировать различные аспекты ее актуализации. Достаточно согласованно студенты отмечают такие ее аспекты, как нравственное содержание помощи, наиболее оптимальные способы ее реализации, характер установок группы по данному феномену, и собственную позицию в этом процессе.
Наиболее чувствительны группы всех уровней развития к содержанию помощи, опосредованному духовно-нравственными ценностями: добротой, искренностью, участием, вниманием к человеку. В этой связи можно сослаться на следующие высказывания: «в этой единственной группе я могу видеть друзей с надеждой и искренностью»; «мне очень хорошо в моей группе»; «в моей группе больше сторонников поддержки, чем предателей»; «группа учила переживанию и всему»; «она поощряла, вдохновляла меня»; «духовная близость, взаимопонимание, положительная энергия»; «со мной переживала взлеты и падения и помогла мне пережить горе»; «отсутствие зависти в учебе»; «они естественные».
Однако иногда отмечаются тенденции равнодушия группы к нарушению моральных норм («два человека не любят меня из-за цвета моей кожи и языка и пытаются доминировать надо мной, а другие - в стороне»), случаются ситуации «незамечания» студента в группе («вся группа мне не поможет, может быть, окажут помощь один-два человека, близких мне»). Такие редкие факты отмечены во всех группах, но в развитых группах это явление единичное, зато в них наиболее разнообразно представлены формы позитивной нравственной поддержки.
Важными для самочувствия студентов оказались способы проявления поддержки. Наиболее желанны такие способы, как постоянное внимание к жизнедеятельности индивида, забота и любовь к нему, соучастие многих членов группы и группы в целом. Наиболее оптимальные, «теплые» способы поддержки типичны для высокоразвитых групп, для которых характерны следующие проявления: «мы делимся любовью и заботой о других»; «студенты ободряют меня, вселяют в меня мотивацию»; «духовная близость и единство держат одногруппников внутри группы и охраняют от внешнего».
Установлено, что надежность, последовательность и систематичность действия группы как субъекта помощи во многом определяется сложившейся в ней установкой на соответствующую тенденцию. Характерно то, что характер данной установки в большинстве случаев складывается и проявляется уже на первом курсе и держится до третьего-четвертого курса, а затем возможны заметные изменения в лучшую или худшую сторону, что определяется уровнем развития группы. Типичное содержание благоприятной установки, по мнению студентов, проявляется в «материнской» заботе, что отражено в суждениях типа: «ничего не скрывают, все выносят на обсуждение, все добрые»; «чтобы поддержать и помочь мне решить проблему»; «каким-то образом узнают о моей проблеме и готовы помочь мне»; «они всегда будут со мною в горестях и радостях»; «моя группа добрая и готовая помочь».
Важно заметить то обстоятельство, что в большинстве случаев, особенно в развитых группах, студенты не являются пассивными потребителями «услуг группы», а
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
активно включаются в процесс, заявляя свою позицию включиться в
жизнедеятельность группы и содействовать установлению морально-психологического климата.
* *
*
Кроме того, наши исследования выявили пристрастное отношение студентов к группе, заинтересованность в повышении ее субъектности, эталоном которой служит сложившийся у студентов образ идеальной группы. Изучение представлений студентов о свойствах идеальной группы было связано с гипотетическими предположениями о защитных функциях группы для индивидов в условиях другой культуры. Такой подход предполагал возможным заинтересованность иностранных студентов в
психологическом совершенствовании их группы, в ее приближении к идеальному уровню.
Полученные эмпирические результаты в целом подтвердили наше предположение. Заинтересованность в совершенствовании группы по пути к идеальному состоянию проявилась в актуализации продуктивных представлений об идеальной группе, включающих ряд конкретных, социально ценных и личностно значимых качеств идеальной группы. В итоге определилась социальнопсихологическая модель идеальной группы, наделенная рядом конкретных признаков (характеристик), всего свыше 11, но более согласованно выделено семь значимых признаков, наиболее полно отражающих потребности и интересы студентов, но по-разному выраженных в группах различного уровня (табл. 2).
Большие надежды возлагают студенты на оптимальную структуру группы в зависимости от этнической принадлежности. Во всех группах высоко оценивается вариант формирования групп из представителей разных этносов. Студенты считают, что интернациональные группы во многом облегчают проблемы обучения и «будут идти только вперед», так как в них «можно обогатиться знаниями из разных культур, установить благоприятный психологический климат и даже - сохранить психику».
Студенты полагают, что межэтническая культура способна ослабить негативные стереотипы замкнутых этносов, мешающих учебе и межличностным взаимоотношениям. Однако часть студентов (5-12%) считают идеальным вариант группы из представителей одного этноса. Крайнюю позицию - абсолютизация принципа разнообразия группового состава по этническому принципу - занимают студенты из недостаточно развитых групп, что, по нашему мнению, можно объяснить желанием данной категории молодежи решить учебные и другие проблемы одним универсальным способом как панацеей от всех бед.
Значимостью в идеальной группе наделяется признак «сплоченность группы», в содержание которого вносятся высокие свойства личностного потенциала -«способности, мотивация к учебе», «хорошие характеры», разнообразные умственные способности, таланты и т.д., на базе которых возможно объединение, сплочение всех членов группы. В группах всех уровней этот признак занимает одно из центральных мест: в высокоразвитых - на первом месте, в остальных - на втором. Однако
выраженность, удельный вес признака в общей модели заметно уменьшается в зависимости от снижения уровня развития групп (табл. 2).
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Форопонова А. А. Социальные представления иностранных студентов о группе
как субъекте психологической помощи в учебе
Таблица 2
Состояние характеристик модели идеальной группы
№ п/п Характеристики Выраженность в группах разного уровня (%)
Группы высокого развития Группы среднего развития Группы недостаточного развития
1. Ан алог реальной группы 9 5 7 6 0,0 6
2. Однообразная по этническому признаку 5 6 12 3 0,7 5
3. Разнообразная по этническому признаку 34 2 43 1 50 1
4. Сплоченность по личностному потенциалу (по ЦОЕ) 39 1 21,6 2 20 2
5. Группа как субъект взаимопомощи 18 3 7,1 5 0,0 7
6. По зитивный эмоциональнопсихологический климат (мажор) 9,3 4 0,0 7 5,4 3
7. Свобода выбора индивидом группы (открытая группа) 4,6 7 9,6 4 5,1 4
Идеальная группа как субъект помощи и взаимопомощи реализуется в представлениях студентов развитых групп и «пропущена» в сознании студентов из недостаточно развитых групп, что можно объяснить различным влиянием реального опыта взаимопомощи или его отсутствия в повседневной жизнедеятельности групп. Чтобы более наглядно представить особенности идеальной модели группы в представлениях студентов из групп разных категорий, обратимся к подробному ее описанию.
В структуре идеальной модели, предлагаемой студентами развитых групп, выражены все семь признаков с приоритетным положением наиболее значимых для успешности учебы и социального самочувствия студентов феноменов:
• сплоченности группы на основе ценностного единства истинно студенческих качеств личности - способностей, положительной мотивации учения, здоровых характеров, разнообразия талантов и т.д.;
• толерантных установок на принятие культур других этносов и их представителей;
• направленности группы на взаимопомощь в различных сферах жизнедеятельности.
«Не забыт» важный для социального самочувствия студентов и благоприятный психоэмоциональный климат (мажор), а также вариант возможного выбора студентом группы или перевод в другую группу, что иногда для отдельных студентов в проблемных ситуациях является спасительным актом. Признак «однообразие группы по этносу» отражает гибкость модели, ее соответствие различным объективным обстоятельствам.
Особую роль играет признак «идеальная группа как аналог нашей группы», обеспечивающий близость идеальной группы к реальности, ее возможную достижимость, что порождает веру в совершенствование, развитие уже функционирующей группы. Таким образом, данная модель обладает признаками целостности и функциональности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
В итоге, можно считать, что модель идеальной группы, спроектированная студентами из развитых групп, создает наиболее благоприятные условия для качественной подготовки специалистов как в плане усвоения учебно-
профессиональных знаний, так и в рамках личностного развития.
Модель идеальной группы по представлениям студентов из групп среднего развития близка к целостности и функциональности, но в ней пропущен такой важный признак, как «благоприятный психоэмоциональный климат (мажор)» и заметно снижены признаки «сплоченность группы» и «субъектность группы по взаимопомощи». Высокое значение признака «разнообразие группы по этносу» можно оценить как некую иллюзию в решении многоплановых внутригрупповых проблем за счет только одного признака, снижая роль системного проявления всех признаков. Позитивным фактором является включение в идеальную группу статуса реальной группы, что повышает роль образа идеальной группы как мотива совершенствования данной конкретной группы.
Модель идеальной группы в представлении студентов из недостаточно развитых групп является весьма схематичной, фрагментарной, с нулевыми показателями по таким важным признакам, как «субъектность по взаимопомощи», «свобода выбора группы (или ее смены)», «схожесть с реальной группой». Снижен признак «психоэмоциональный климат группы (мажор)», зато предельно
гипертрофирован признак «разнообразие группы по этносу». Фрагментарность данной идеальной модели, с одной стороны, отражает ограниченность роли реальной группы в жизнедеятельности студентов, что затрудняет представления об идеальной группе, а с другой - снижает мотивацию на совершенствование группы по пути к коллективу.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
• Структурный характер психологической поддержки студентам со стороны группы обеспечивает ее значительные потенциальные возможности в повышении учебной деятельности студентов.
• Г руппа как субъект психологической поддержки индивидов для иностранных студентов играет роль благоприятной социальной среды («социального оазиса»), смягчающей трудности приспособления к новой социальной культуре.
• Способность группы к психоэмоциональной помощи является одним из факторов сохранения и повышения психического здоровья иностранных студентов.
• Содержание представлений студентов об идеальной группе не только отражает роль реальной учебной группы в профессиональной подготовке, но и является мотивом совершенствования своей группы по пути к ее высшему уровню - коллективу.
• Показатели успеваемости (по среднему баллу) положительно корригируют с уровнем субъектности группы и оптимальной структурой социальных представлений.
Библиографический список
Блинков Ю.Ю., Солодухина Д.П. Адаптация и аккультурация иностранных студентов в России // Личностно-компетентностный подход к повышению качества профессиональной подготовки иностранных учащихся: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск, 2011. С. 13-15.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. - Воронеж, 1996. 392 с.
Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 332 с.
Гайдар К.М. Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние. Воронеж: ВГУ, 2006. 352 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 2 (30)
Форопонова А. А. Социальные представления иностранных студентов о группе
как субъекте психологической помощи в учебе
Горяинова Г.Н., Литвинова Е.С., Дудка В.Т. Личностно-компетентностный подход к организации образовательного процесса при работе с иностранными учащимися на примере кафедры патологической анатомии // Личностно-компетентностный подход к повышению качества профессиональной подготовки иностранных учащихся: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск, 2011. С. 26-29.
Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему: опыт исследования. Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. 197 с.
Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и
психологические типы // Психол. журн., 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.
Иванова О. А. Формирование учебно-профессиональной Я-концепции
иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2013. 26 с.
Ларина Г.Н. Социально-психологические аспекты актуализации свободы личности в молодежной группе // Психология и современное Российское образование: материалы IV Всерос. съезда психологов образования России. М.: Общероссийская обществ. организация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 472-474.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 с.
Орешина И. А. Влияние учебной группы на содержание социальных представлений молодежи о межполовых отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2013. 31 с.
Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2008. 42 с.
Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (избр. тр.). Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.
Форопонова А.А, Чернышев А.С. Роль студенческой группы в формировании учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. С. 135-138.
Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. тр. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 247 с.