Научная статья на тему 'Влияние нравственных качеств учебной группы на социальное самочувствие иностранных студентов'

Влияние нравственных качеств учебной группы на социальное самочувствие иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ГРУППЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ГРУППОВАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / УСТАНОВКИ НА ГРУППУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Форопонова А. А.

В статье представлены социально-психологические факторы и условия адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах. Описаны типология и структура социального самочувствия иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние нравственных качеств учебной группы на социальное самочувствие иностранных студентов»

УДК 159.9:316.35

ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

© 2016 А. А. Форопонова

ст. преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан

e-mail: annie0608@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье представлены социально-психологические факторы и условия адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах. Описаны типология и структура социального самочувствия иностранных студентов.

Ключевые слова: социальное самочувствие, нравственные качества группы, иностранные студенты, групповая фасилитация, установки на группу.

Процесс интернационализации высшего образования в настоящее время становится все более масштабным и одновременно сопряжен с большим числом разноплановых проблем. Поэтому проблема повышения качества образования в зависимости от адаптации иностранных студентов к незнакомой стране со всеми ее культурными и социальными особенностями является особенно актуальной. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов [Степашов 2010; Фомина 2004; Shade 1993 и др.] отмечается, что при вхождении в новую культурную среду у ряда иностранных студентов возникает четко выраженная дезориентация, получившая название «культурный шок». Среди условий, способных вызывать «культурный шок» и психологическую нестабильность, называются как учебные ситуации (новый язык, новые методы обучения, незнакомая система оценок, напряженный характер учебы), так и социальные и социально-психологические факторы (плохие взаимоотношения с сокурсниками и соотечественниками, местным населением) [Гапонов 1994; Иванова 2011; Фомина 2004].

Таким образом, интернационализация высшего образования выдвигает ряд социально-психологических проблем, связанных с созданием благоприятных условий для повышения успешного обучения иностранных студентов. Установлено также, что детерминация успешности обучения носит системный характер и включает как личностные, так и групповые компоненты.

Исследователи отмечают, что в студенческих группах можно создать социальную микросферу, которая на высшем уровне своего развития становится средой становления личности профессионала. Поэтому успешность формирования личности студента определяется уровнем организованности академической группы, ее ценностями, условиями и социально-психологическими установками, а также такими субъектными характеристиками группы, как ее нравственные, деловые и творческие качества [Дьяченко и соавт. 2006]. Именно в малых группах происходит успешное формирование личности, актуализация ее основных качеств, так что личность целесообразно изучать в составе ее группы членства. Кроме того, малая группа опосредует воздействие общества на личность, да и личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа [Макаренко 1958; Абульханова 1973; Акопов 2000; Брушлинский 1996; Парыгин 1999].

Одним из ведущих социально-психологических свойств малой группы является ее психологическая общность. Основными критериями последней выступают явления

сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней - чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), - совместимости, сработанности, сплоченности, социально-психологической зрелости, организованности, социально-психологического климата и др. [Петровский 1980; Чернышев 2006; Уманский 2001; Журавлев 1988 и др.].

В предложенной Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и др. социально-психологической структуре группы ведущую роль играют параметры «направленность» и «организованность», которые актуализируют нравственные, творческие и деловые качества, опосредованно влияющие на успешность учебной деятельности иностранных студентов.

Непосредственно успешность учебы обеспечивается влиянием нравственных, творческих и деловых качеств на такие личностные черты, как мотивация, принятие отдаленных целей обучения, личностное самоопределение и в конечном итоге на социальное самочувствие, что стало предметом нашего исследования.

В ряде исследований (в том числе наших) установлено, что высокий уровень развития социально-психологических качеств (деловых, творческих, нравственных) превращает группу в субъект психологической помощи иностранным студентам в усвоении учебной деятельности, личностном и профессиональном становлении.!

Установлено также, что наибольший «удельный вес» во всех изученных группах занимали нравственные качества, затем, как правило, шли творческие качества, справедливо оценивались менее выраженными деловые качества как результат недостаточно организованной совместной деятельности современных студентов. Приоритетное положение нравственных качеств в общей структуре мы объясняем статусом их общечеловеческой ценности, сближающей людей разных этносов, менталитетов и пр.

Наиболее значимыми студенты считают такие нравственные качества, как доброжелательность, честность, дружелюбие, поддержка, социальная справедливость, культура отношений (в том числе межполовых) и т. д., в противовес безнравственным проявлениям: агрессивности, лживости, враждебности, наглости, равнодушия, ненависти и т. д.

В связи с тем что основные акты жизнедеятельности человека происходят в малых группах (семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах и т. д.), именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества и в итоге определяется ее социальное самочувствие. Малая группа опосредует связи личности с обществом, трансформирует воздействие общества на личность. Более того, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Таким образом, благодаря группе личность приобретает высшую форму активности - статус субъекта как распорядителя своих духовных и физических возможностей и своего социального самочувствия.

Личность как субъект, согласно теории А. В. Брушлинского, ориентируется на высокие, социально значимые духовно-нравственные позиции для актуализации своего социального самочувствия, то есть степени удовлетворенности жизнью [Брушлинский 1996]. А.С. Чернышев и Ю.А. Лунев утверждают, что наиболее адекватно целостность личности описывается понятием «социальное самочувствие

личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «Я» и отношение к социальному окружению [Чернышев, Лунев 1997].

Таким образом, главная цель социально-психологической реабилитации заключается в восстановлении (формировании) благоприятного социального самочувствия личности, то есть положительного образа «Я» и личностной позиции социального оптимизма.

При создании методики реабилитации они исходили из того, что оптимизация отношений личности с социумом как исторически начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования положительного отношения к себе.

Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму удовлетворенности собственным статусом в первичном коллективе, статусом первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статусом основного коллектива в обществе в целом. Таким образом, для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структурой социальной организации.

В связи с вышеуказанным определилась цель эмпирического исследования, направленная на выявление социально-психологических механизмов влияния нравственных качеств группы на характер социального самочувствия иностранных студентов. Исследование проводилось на основе рабочей гипотезы о том, что формирование положительного образа «Я» обеспечивается следующими социально-психологическими компонентами:

• фасилитацией со стороны академической группы как субъекта психологической помощи своим участникам;

• установкой членов группы на реализацию своих потенциалов в рамках своей группы;

• включенностью группы в совместную активность социальных организаций разного уровня по выполнению социально ценной и личностно значимой деятельности.

В качестве критериев социального самочувствия допускались следующие позиции: удовлетворенность своим положением в группе; осознание близости своей группы к «идеальной группе»; устойчивость мотивации профессионального выбора; сложившийся образ будущего личностного и профессионального статуса; оптимальное состояние проблемного поля.

Изучались иностранные студенты из стран Юго-Восточной Азии и Африки, Китая, Индии, Ирака, Шри-Ланки, а также из Австрии, Канады, Германии, обучающиеся на 1-3 курсах лечебного факультета Курского госмедуниверситета и при кафедре русского языка для иностранных студентов Курского госуниверситета (всего около 340 человек).

Основные задачи исследования сводились к определению установок студентов на группу как субъект психологической помощи индивидам и установок группы на студентов как субъектов укрепления группы. Для этого использовались проективные методики типа незаконченных предложений. Например: «Когда у меня возникают трудности, то я надеюсь, что группа...»; «Группа помогает мне лучше учиться тем, что ...» и др.; о субъектности индивидов: «Когда в группе возникают проблемы, то я.»; «Группа считает, что.» и т.д.; элементы формирующего эксперимента - привлечение групп иностранных студентов для организации мероприятий в рамках университета и знакомства с культурой региона и страны (экскурсии в культурные центры, посещение образовательных учреждений, театра и т. д.); включенное наблюдение (автор работает преподавателем и куратором иностранных студентов).

По уровню социально-психологической зрелости с акцентом на состояние духовно-нравственных качеств выявлено 4 типа групп: высокого, достаточно высокого, среднего и нижесреднего уровней. Преобладающими оказались группы достаточно высокого и среднего уровней (около 70 %); группы высокого уровня составили около 20 %; нижесреднего - примерно 10 %.

В связи с замыслом статьи остановимся на социально-психологическом описании групп полярного типа.

Характеристика групп, достигших высокого уровня по состоянию психологических качеств. Группы обладают целостной системой положительного спектра деловых, творческих и нравственных качеств с четко выраженной иерархией в каждой сфере. В структуре деловых качеств ведущая роль отводится «ответственности, принципиальности, сотрудничеству», в творчестве - «новаторству, прогрессу, энтузиазму»; в нравственности - «доброжелательности, честности, дружелюбию, социальной защищенности». Направленность активности базируется на таких социально ценных ориентирах, как «активность, творческая энергия группы, приоритет духовных запросов - искусства, литературы, учебы, совершенствование в профессии, стремление к личностно значимой и социально ценной цели». Уровень состояния всех компонентов системы достигает высокого значения: он лежит в интервале максимальных значений - х ар = 45 - 54. Целостность, единство группового сознания также приближается к максимуму: коэффициент вариации V = 8,3%, что говорит о минимальном разбросе мнений. Это группы-коллективы.

Группы нижесреднего уровня развития. Система деловых, творческих и нравственных качеств представлена фрагментарно; из 18 качеств наиболее согласованно и на среднем уровне - 4-6 баллов - отмечается только несколько более половины. Ряд качеств, например «ответственность, деловитость, принципиальность» (из деловых качеств), «увлеченность, новаторство, прогресс» (из творческих качеств), отнесены в «зону риска» - «безответственность, формализм, приспособленчество, равнодушие, консерватизм» и т.д., что оценивается как группа-ассоциация.

Однако в направленности активности лежит обнадеживающая позитивная установка: «актив, ядро группы ведет группу на личностно значимые и социально полезные дела, в группе существует справедливое отношение ко всем членам группы», что можно рассматривать как социально-психологический механизм формирования целостной позитивной системы деловых, творческих и нравственных качеств группы.

Характеристика социального самочувствия. По качественным особенностям социального самочувствия можно условно выделить три преобладающие группы студентов:

а) группа с выраженным комфортным социальным самочувствием («...я счастлива, довольна своей жизнью в настоящее время»; «.у меня нормальная жизнь, которую я всегда хотел»; «. я нахожу время для занятий всем, что мне нравится» и т. д.), включающая около 15 % контингента;

б) группа с позитивным состоянием социального самочувствия в целом, но с наличием небольшого числа негативных переживаний в сфере учебы и обычных жизненных ситуаций, но не связанных с положением в группе («.стресс от учебы»; «. когда в моей семье есть проблемы или когда я болен»; «. условия новой окружающей среды, обстановки, когда тоска по дому»). К такой группе можно отнести более 60 % иностранных студентов;

в) группа с негативным социальным самочувствием, источником которого в основном являются конфликтные отношения с группой и, кроме того, неблагоприятный социометрический статус типа «отверженный», «мишень для насмешек» и т.д.

В это число входит менее 10 % студентов («.группа считает, что я автомат, робот, когда это абсолютно не так»; «. я никогда не делюсь проблемами с моей группой»; «.группа считает, что я не сообразительный, не умный»; «никто в моей группе не готовится к занятиям»; «иногда они расово ориентированы» и т.д.

Представители всех групп связывают свое социальное самочувствие с группой и поэтому ориентированы на академическую группу как личностно значимую социальную общность, что проявилось в комплексе социальных установок на группу:

• как субъект психологической помощи («.группа знает мои проблемы и поможет их решить»; «.мои одногруппники сделают так, чтобы я чувствовал себя лучше»; «. группа поможет мне, посоветует мне, когда я переживаю трудные времена» и т. д.);

• как социальное пространство для реализации личностного потенциала («.сделаю все, что в моих силах, чтобы подключиться и решать проблемы, возникающие в группе»; «. хотел бы быть не только студентом, но и лидером в этой группе»; «. беспокоюсь, забочусь о группе и студента»; «. стараюсь помочь, когда люди ссорятся, потому что это очень плохо для отношений»);

• как уникальный, неповторимый социум, близкий к желаемому эталону («идеальной группе») («.мы не такие конкурирующие, как другие группы»; «.они, как братья для меня»; «. нет агрессии, нет нечестности, никто не относится плохо к другим» и т. д.).

Однако возможности реализации вышеуказанного комплекса установок во многом зависят от социально-психологической зрелости групп, и прежде всего по критерию их духовно-нравственного характера и организованности. В таких группах складывается общность межличностных отношений, а каждый студент принимается как значимая личность. Это возможно в большей мере в высокоразвитых группах-коллективах и группах-автономиях.

При таком уровне группа становится субъектом многоплановой психологической помощи по следующим направлениям: стимулирование ответственного отношения к учебе; консультативная помощь в усвоении трудных разделов, тем; психоэмоциональная поддержка; обеспечение учебно-методическими материалами.

Высокое развитие нравственных качеств облегчает коллективу и группе-автономии возможность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те черты, которые непосредственно способствуют укреплению или разрушению коллектива. Согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого индивида. Достаточно адекватное понимание людей существенно влияет на межличностные отношения: статусная структура включает не все категории, официальный руководитель является лидером всех группировок.

Социально-психологическим механизмом оптимальной взаимосвязи индивида и группы является способность членов группы к ориентировке в системе межличностных отношений с группой в целом. Согласно теории А. С. Макаренко, без способности личности к ориентировке невозможно воспитать правильно организованный коллектив и настоящего человека.

Ориентировка - способность индивидов ощущать не только себя, но и окружающих, происходящее вокруг, а самое главное - бессознательно ощущать свое место в коллективе и какие обязанности из этого вытекают [Макаренко 1958].

Выявлены особенности устойчивости профессионального выбора и личностного самоопределения студентов разного этноса. Показатели устойчивости профессионального выбора не очень высокие - в пределах 50% - у студентов всех этносов, кроме студентов из Юго-Восточной Азии, где показатель достигает более 70%. Мы объясняем это «плавающим» характером профессии, то есть возможностью ее замены в современных высокоразвитых странах и сохранением стабильности в выбранной профессии в развивающихся странах.

Установлена достаточно развернутая, органически связанная с задачами профессиональной подготовки структура образа будущего как степень осознания иностранными студентами отдаленных целей обучения в рамках личностного успеха и профессионального карьерного роста в недалеком будущем: через 5-10 лет после окончания вуза. Среди наиболее значимых проявлений личности в недалеком будущем, в принципе, отражены основные личностные и профессиональные потенциалы, которые закладываются в вузе, поэтому установки на степень их осознания и принятия можно рассматривать как детерминацию успешного обучения.

В структуре «образа будущего» ведущая роль отводится готовности сохранить выбранную профессию в будущей профессиональной деятельности. Этот компонент занимает по выраженности первое место в представлениях студентов всех типов групп. На второе место согласованно выдвигается установка на продвижение в карьере в профессиональной деятельности, и тоже в группах всех уровней развития. Иностранные студенты не просто видят себя специалистами по избранной профессии, но заслуженными, признанными в обществе профессионалами. Об этом красноречиво свидетельствуют высказывания типа: «.Я - лучший доктор в моей стране, ... талантливый специалист, ... успешный в выбранной мной карьере, ... один из лучших хирургов в стране» и т.д. Такая ориентация характерна для значительной части студентов: от 37,7% до 57% в разных группах.

Выводы

1. Состояние социального самочувствия иностранных студентов как фактор их адаптации к новым социокультурным условиям опосредуется уровнем социально-психологической зрелости академической группы, прежде всего ее духовно-нравственными качествами, через параметры «направленность» и «организованность группы».

2. Положительное социальное самочувствие обеспечивается актуализацией комплекса установок студентов по отношению к группе как субъекту психологической помощи, ее близости к личностно ценной (идеальной) группе и готовности реализовать свой потенциал в рамках своей группы.

3. Одним из значимых условий развития нравственных качеств группы является ее включенность в социально ценную и личностно значимую совместную активность социальных организаций разного уровня.

Библиографический список

Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.

Акопов Г.В. Удовлетворенность учебной деятельностью как комплексный социально-психологический показатель адаптированности студентов // Социальная психология образования. М.: Флинта, 2000. С. 140.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996. 392 с.

Гапонов С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 3. С. 131-135.

Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 19-36.

Иванов В.П. Инновационные образовательные технологии в обучении биологии иностранных студентов / В.П. Иванов, О.В. Васильева, Е.А. Новикова, Е.В. Трубникова // Личностно-компетентностный подход к повышению качества профессиональной подготовки иностранных учащихся: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск: Изд-во КГМУ, 2011. С. 49-51.

Макаренко А.С. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.: АПН РСФСР, 1958.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 259 с.

Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопр. психологии. 1980. № 2. С. 29-41.

Степашов Н.С. Воспитательное пространство вуза // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 120-124.

Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. тр. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. 208 с.

Фомина Т.К. Становление личностного опыта студента-иностранца в процессе коммуникации // Философские, психологические и социально-экономические проблемы современного высшего образования. Ставрополь: СКГТУ, 2000. С. 111-114.

Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. тр. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 244 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Елизаров С.Г. и др. Программы социальной и психологической помощи молодежи города Курска. Курск, 1997. 120 с.

Banks J.A. Multicultural education: Issues and perspectives (2nd ed.) / J.A. Banks & C.A. Banks. Boston: Allyn & Bacon, 1993.

Shade B.J. Cultural influences on learning: Teaching implications / B.J. Shade & C.A. New // Multicultural Education / еds. by J.A. Banks, C.A. McGee Banks (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.