Научная статья на тему 'Влияние сми на политическую активность российской молодежи'

Влияние сми на политическую активность российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3435
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / молодежь / Интернет / телевидение / радио / массовая печать / медиаобразование. / The Media / the youth / the Internet / TV / radio / press / media education.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В А. Соловьев

В статье рассматриваются проблемы, связанные с воздействием контента отечественных СМИ на поведенческие мотивы молодого поколения. Выявлены существенные различия в потенциале влияния советских и современных СМИ на общественное сознание, в частности сознание молодежи. Анализируются основные формы и методы медиаобразования в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA INFLUENCE ON THE POLITICAL ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH

The article deals with problems of the Russian Medias’ content impact on the behavior of the youth. The article identifies significant differences in the potential influence of contemporary medias on the public conscience (in particular, conscience of young people) and analyzes the main forms and methods of media education.

Текст научной работы на тему «Влияние сми на политическую активность российской молодежи»

УДК 37.014.3 В. А. Соловьев

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой журналистики ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с воздействием контента отечественных СМИ на поведенческие мотивы молодого поколения. Выявлены существенные различия в потенциале влияния советских и современных СМИ на общественное сознание, в частности сознание молодежи. Анализируются основные формы и методы медиаобразования в молодежной среде.

Ключевые слова: СМИ; молодежь; Интернет; телевидение; радио; массовая печать; медиаобразование.

Соловьев В. А.

PhD in History, Head of the Department of Journalism of the Institute of International Relations and Social-political Studies MSLU; e-mail: [email protected]

MEDIA INFLUENCE ON THE POLITICAL ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH

The article deals with problems of the Russian Medias' content impact on the behavior of the youth. The article identifies significant differences in the potential influence of contemporary medias on the public conscience (in particular, conscience of young people) and analyzes the main forms and methods of media education.

Key words: The Media; the youth; the Internet; TV; radio; press; media education.

Роль средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. СМИ настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что без них немыслима нынешняя политическая, общественная, экономическая и культурная жизнь. СМИ пронизывают все сферы административного, образовательного и, наконец, общечеловеческого общения. Словом, мы живем в эпоху бурно развивающихся информационных технологий, и имя нашему обществу - информационное. Это абсолютно новый тип общественного существования, плотно охватывающий все его сегменты.

Педагогические метаморфозы отечественных СМИ

Сегодня миром правят информационные потоки. На протяжении последних двух десятилетий ВЦИОМ постоянно отмечает стабильную лидирующую роль СМИ среди других общественных институтов. Влияние СМИ составляет 3,64 балла из 5 возможных. Примерно равную степень влияния имеют политические партии (3,10 балла) и православная церковь (3,09 балла). Наименее влиятельным институтом признаются профсоюзы (1,80 балла)1.

По сути, в современном мире к средствам массовой информации отошла значительная часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их ценностных ориентаций, вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Вместе с тем явления, происходящие в обществе и отражаемые в СМИ, не всегда позитивны. В нашей жизни имеют место и отрицательные явления. СМИ не могут их не замечать, ибо, в противном случае, тут же будут подвержены справедливой критике в утаивании информации от общества, в необъективности и прочих серьезных недостатках их деятельности.

В связи с этим резонно припомнить анекдот из советской действительности: «Наполеон, отвечая на вопрос, как он представляет себе в идеале национальную газету, выдал глубокомысленный ответ: «Если в моей Империи были бы такие газеты, как в Советском Союзе, мир никогда не узнал бы о моем стратегическом поражении при Ватерлоо. И до последних своих дней я сохранял бы свою власть, не покидая Париж и его предместья».

Сказка ложь, да в ней намек... с уроком вместе. А урок состоит в том, что нынешние российские СМИ принципиально иные, чем до распада СССР. И оценивать их деятельность следует по соответствующим, принципиально иным критериям, нежели в советское время.

Например, распространен некий миф в общественных и даже научных кругах: мол, нынешние СМИ «деформированы», их материалы «не способствуют воспитанию граждан, особенно молодого поколения в духе высокой нравственности, ответственности перед государством и народом, патриотизма и сплочению народов, населяющих нашу страну».

1 Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 июня 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

Обратимся к основополагающему документу о российских СМИ - Закону РФ. За два с небольшим десятка лет своего функционирования Закон пополнился 60-ю поправками (отметим, что даже один этот факт свидетельствует о высокой законотворческой активности в сфере СМИ). Тем не менее в тексте Закона о СМИ РФ невозможно обнаружить ни одной статьи, даже самого термина «воспитание», обязывающей средства массовой информации освещать обозначенные проблемы [7].

Российская власть подчеркивает, что отчетливо проявилось в недавних законотворческих спорах об ограничении Интернета, в стране никоим образом не будут ущемляться права, обеспечивающие свободу распространения и получения информации. Выступая на совещании Совета безопасности РФ 1 октября 2014 г. Президент страны Владимир Путин заявил: «Свобода СМИ, право граждан на получение и распространение информации - это базовые принципы любой демократической власти, любого демократического государства и общества, и их необходимо неукоснительно соблюдать. И мы будем делать именно это» [8]. Таким образом, информационная свобода исключает любые формы навязывания избранных точек зрения, а воспитательный процесс сам по себе сродни пропаганде и агитации определенных стереотипов поведения, взглядов и суждений, а также порицанию за отступление от желаемой модели мышления и поведения. Следовательно, требовать от СМИ прямого содействия в воспитании подрастающего поколения по заранее обозначенным направлениям - иллюзорно, безосновательно и бесполезно.

При этом существует еще один фактор, снижающий воспитательный потенциал печатного или электронного контента. СМИ сегодня, с одной стороны - средства сбора, обработки и распространения информации, с другой - бизнес-предприятие, как всякое другое - фабрика, завод, угольная шахта, нефтеперерабатывающие предприятие и т. д. Разница лишь в том, что конечным продуктом СМИ выступает информация. Такое положение обязывает издание, теле- или радиоканал вести конкурентную борьбу за читателя-зрителя, т. е. потребителя информации, получая взамен доход для дальнейшего существования и развития. Под воздействием данных обстоятельств формируются границы деятельности СМИ.

Вопрос о том, насколько информационный продукт может соответствовать задачам воспитания, остается открытым. Его решение полностью зависит от моральных установок журналистского

коллектива, главного редактора и редакционного совета, а также учредителя издания или теле-, радиоканала. Решение воспитательных задач полностью зависит от степени гражданской зрелости тех, кто создает информационный продукт.

Законодательно регулировать уровень морального облика журналистского коллектива в условиях свободы СМИ противоестественно и неприемлемо. Отсутствие законодательного инструмента призваны компенсировать различные общественные организации и советы при журналистских коллективах, будь то Союз журналистов, его ячейки в редакциях и т. д. Здесь могут давать оценки и рекомендации журналистским материалам, противоречащим общественной морали. Но в современной России эта система не развита и скорее носит декларативный характер, чем практический.

Поэтому единственным действенным инструментом ограничения безнравственных публикаций, наносящих вред общественной морали, остается самоконтроль, самоцензура редакционного коллектива и его руководителей. А поскольку наиглавнейшая цель всякого экономического предприятия - это выживание и получение дохода, то довольно часто редакции поступаются моральными принципами или опускают их до чрезвычайно низкого уровня.

По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию - насилие и жестокость.

Таковы реалии нынешнего дня: СМИ невозможно, как солдат на параде, построить в шеренги и требовать выполнения общей задачи. Выход один: поскольку деятельность СМИ пронизывает все стороны общественной жизни и его влияние безмерно, у подрастающего поколения следует выработать рациональный подход к восприятию информационных потоков, в наибольшей степени отвечающих формированию ответственной гражданской позиции. Фактически речь идет о формировании коммуникативной компетентности молодежи, в чем может быть использован и зарубежный опыт [1].

Информационные интересы молодежи

Социологи отмечают ряд тенденций, характерных для молодежных субкультур с начала 1990-х гг.: преимущественно развле-

кательно-рекреативная направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуа-лизированность, избирательность и стереотипизация культуры; вне-институциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Современные подростоки, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для них, так и для общества реальность, которую они осваивают спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в медиатизированном обществе берут на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, Интернет, мобильная связь. Сегодня для молодежи они становятся естественной «средой обитания» и имеют большое значение в социализации личности.

Как мы уже отмечали, далеко не всё, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов.

Как показывают наши наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки.

При этом только обозначилась новая модель коммуникативных отношений, когда объект педагогических, идеологических психологических, культурологических и прочих воздействий переходит в состояние субъективности и начинает участвовать в процессе духовного производства. По некоторым наблюдениям, средства массовой информации и коммуникации формируют практически 80 % личного и общественного мнения.

В последние десятилетия в молодежной аудитории возникает целый комплекс проблем, связанных с тем, что существенно меняются медийные приоритеты подрастающего поколения. Сегодня молодежь все больше тяготеет к медиатекстам в электронном виде (телевизионном, компьютерном, мобильном). Произошла смена

модели традиционного чтения. На вопрос: «Что ты делал вчера?» российские подростки назвали просмотр телепередач (68,8 %) и видеофильмов (20 %).

Такое положение характерно не только для России. Британские ученые забили тревогу - подростки слишком увлеклись телевидением и Интернетом. Согласно проведенным исследованиям, за последние несколько лет британские школьники смотрят телевизор перед школой, после занятий, во время еды и перед сном. При этом они часто совмещают просмотр телевизора одновременно с времяпрепровождением у мониторов компьютеров. В среднем, согласно исследованиям британских ученых, дети и подростки проводят 5 часов 20 мин перед экранами телевизоров и / или мониторов компьютеров в день по сравнению с 4-мя часами 5-ю годами раньше [3].

СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и культурное поведение.

Интернет

Наиболее динамично развивающимся средством массовой коммуникации сегодня является Интернет. Всемирная паутина состоит из примерно миллиарда страниц. В последние годы растет популярность Интернета: доля пользователей Сети с 2008 г. выросла с 49 до 60 %.

Сегодня молодые люди все меньше читают и смотрят телепрограммы, посвящая львиную долю свободного времени пребыванию в Интернете.

Как показали результаты опроса, самым востребованным СМИ среди россиян остается телевидение: из центрального телевидения информацию получают 98 % опрошенных, из регионального - 88 %. На втором месте - пресса (центральную прессу читают 70 %, местную - 68 %). Третий по востребованности источник информации -Интернет (59 %), оказавшийся более популярным, чем радио (центральное - 53 %, региональное - 46 %). Реже всего россияне получают информацию из зарубежных СМИ (26 %).

По данным Фонда «Общественное мнение», интернет-аудитория в России свыше 40,3 млн пользователей, уровень проникновения -около 30 %. По количеству пользователей РФ позиционируется на

втором месте в мире. Среди российских пользователей Интернета 65 % - люди от 18 до 34 лет. Следует отметить, что нашими социологами учитывались только совершеннолетние граждане, тогда как аналогичные западные исследования включают в статистику подростков. Значит, реальное количество россиян в Сети еще больше. По самым скромным подсчетам, их не менее 15 млн человек [9].

Возрастное распределение пользователей Интернета выглядит следующим образом: 10-11 лет - 14,7 %; 12-14 лет - 34,9 %; 1517 лет - 50,4 %. Эти цифры особенно примечательны тем, что, по данным крупнейших социологических центров России, число взрослых пользователей Интернета намного ниже. По данным Аналитического центра Юрия Левады, лишь 17 % взрослых россиян пользовались персональным компьютером ежедневно или несколько раз в неделю дома, на работе и в других местах. Никогда не пользуются компьютером 75 % [4].

Одним из негативных моментов глобальной Сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с отрицательной информацией, осмысление которой ими невозможно по возрастным показателям, около 17 % регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5 % готовы претворить увиденное там в жизнь.

По статистике, встреча с опасными людьми в чатах или других областях и представляет собой самый большой риск для их развития. Подростки могут войти в такие нежелательные для них компании, как радикальные политические группы, различного рода экстремистские организации и т. д.

Компьютерная зависимость имеет признаки всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение общественно важными поведенческими нормами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть его.

Телевидение

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

• держат молодежь в курсе всех происходящих событий, утоляя «информационный голод»;

• средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую, культуру населения;

• служат для взаимного информирования властей и населения;

• снимают социальную напряженность.

Вместе с тем результаты многих исследований говорят о том, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам толкает молодежь к насилию. Доказано, что теленасилие может стать причиной возбуждения агрессивного поведения.

Около трети участников опроса согласны с тем, что телевидение дает образцы дурного поведения (34,5 %) и грешит некорректной политической пропагандой (31,4 %). Респондентов, не соглашающихся с этими суждениями, насчитывается, соответственно, 11,1 % и 13,9 %. Чуть более четверти опрошенных (26,3 %) отмечают еще один сильный раздражитель - исковерканный русский язык, звучащий с телеэкрана. Несогласных с этим суждением 24,2 % [2].

Установлено также, что большая часть сцен насилия, показываемых на экране, привлекательна: около 40 % подобных трансляций подразумевают действия, осуществляемые положительными героями. Почти треть действий не содержит раскаяния, критики или отрицания насилия. Негативные последствия насилия фиксируются в подобных сценах лишь в 15 % случаев.

Ответы на вопрос: «Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?» (в процентах к числу опрошенных)

Варианты ответов Среднее Школы Училища Техникумы Вузы Мальчики Девочки

Да 10,8 15,1 14,1 8,1 4,7 16 5

Отчасти да, отчасти нет 29,0 28,8 41,4 32,4 20,7 38 20

Нет 51,5 46,7 35,4 48,7 68,6 37 68

Затрудняюсь ответить 6,8 6,1 8,1 10,8 5,3 8 6

Среди чувств, которые испытывают опрошенные во время просмотра сцен насилия, на втором месте по частоте после негативного

отношения стоит ответ «все равно»: 13,2 % - школьники; 18,9 % -техникумы, 7,7 % - вузы, 17, % - училища. Для 8,5 % респондентов это нормально, интересно. Чувство сострадания испытывают только 5,6 % опрошенных. Из развернутых ответов можно отметить такие высказывания, как «для современной молодежи это не ново», «опустошение», «депрессия», «агрессия», «спокойно, ведь это кино», «адреналин», «радость», «крутой фильм». Согласно некоторым данным, у 18-20 % молодых людей восприятие сцен насилия вызывает положительные эмоции.

Приведенные данные показывают, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации. Подобную тенденцию подтверждают результаты американских исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия.

Печатные СМИ

Молодые люди все меньше и поверхностнее читают. Однако это не значит, что они перестают читать вообще. По данным ЮНЕСКО, «доля систематически читающей молодежи в России снизилась с 48 % (1991) до 28 % (2005). В 1970-е гг. регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня - только в 7 %».

Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры.

Сегодня тематика журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием, их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу - расширить кругозор, повысить уровень образования среди подростков. Ситуация с чтением в жизни школьников изменилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности и качества юношеского чтения - большая социальная потеря.

Одна из причин, объясняющих отсутствие у молодежи потребности в современной общественно-политической прессе, заключается в том, что ее интересы на страницах газет представлены неадекватно либо не представлены совсем.

При всей красочности молодежных СМИ, внешней привлекательности и кажущемся разнообразии молодежь не очень высоко оценивает их профессиональный уровень. «Высоким» его назвали всего 10,8 % опрошенных, 40,9 % оценили как «средний», примерно каждый третий (31,0 %) считает этот уровень «низким» [9].

К сожалению, взаимодействие школы и СМИ происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной, и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и черпает информацию разного содержания, так как молодые люди очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий. Актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации, особенно по таким непростым темам, как межнациональное согласие и этнические проблемы.

Важным фактором преодоления коммуникативного противоречия между СМИ и молодежной аудиторией может служить медиа-образование. Появляются условия, при которых в сфере массмедиа начинает формироваться принципиально новая коммуникативная стратегия. Она опирается на медиаобразовательные технологии, направленные не только на повышение медиакомпетентности, ме-диаграмотности молодежи, но одновременно и на привлечение ее к участию в процессе медиапроизводства. Реализация такой стратегии позволит молодежной аудитории приобрести возможность проявления своих интересов, ставя тем самым СМИ перед неизбежностью и экономической целесообразностью их удовлетворения.

В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине; использование телепередач в учебном процессе и т. д. Тем не менее проблема влияния СМИ на формирование

личности подрастающего поколения на сегодняшний день остается открытой и актуальной для педагогической среды.

Проведение классных часов предполагает использование таких методов, как лекция-беседа, беседа, дискуссия, показ презентаций и фильмов. Они могут способствовать уменьшению признаков Интернет- и ТВ-зависимости. Можно ожидать увеличения количества учеников, способных контролировать свои желания, относительно ТВ и Интернета. Одновременно также можно ожидать рост количества учеников, адекватно оценивающих контент печатных и электронных СМИ по национальным и этническим отношениям.

Таким образом, педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь, должен изучать способы уменьшения влияния негативной информации, иначе у нового поколения сформируются неправильные ценностные установки. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, высокая мораль должны в первую очередь помочь молодому поколению выработать наиболее рациональные критерии для определения своей позиции в межнациональных отношениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозёров В. К. Информационный фактор формирования коммуникативной компетентности военных и политических кадров ФРГ // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - № 3. - С. 80-90.

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ceur.ru/library/docs/federal_laws/item131196/

3. Радио «Маяк», 1.10.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/news/show/id/115059

4. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/

5. Сайт Allbest.ru, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65625b3bd68a5c43b88521316c37_0. html

6. Устав общероссийской общественной организации «Союз журналистов России», [Электронный ресурс] URL: http://www.ruj.ru/_about/charter_ russian_public_organization_quot_russian_union_of_journalists_39.php

7. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fapmc.ru/document/other/ item158.html

8. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 128 с.

9. Цымбаленко С. Б. Российский подросток в информационно-психологическом пространстве. Социологическое исследование. (ЮНПРЕСС, 2006) // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», Томск, 2021 ноября 2007 г. / сост. И. В. Жилавская. - Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - С. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.