Научная статья на тему 'Подрастающее поколение постсоветской России в мире медиа'

Подрастающее поколение постсоветской России в мире медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
497
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ СМИ / ВОЗРАСТНЫЕ МЕДИА-ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ СЕМЬИ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / INFORMATION SPACE / MODERN MASS-MEDIA / AGE-RELATED MEDIA PREFERENCES / FAMILY SYSTEMS OF VALUES / NEGATIVE INFLUENCE OF MASS-MEDIA ON MINORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

В данной статье делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения принципиально новых проблем в постсоветской России, связанных с информационной безопасностью общества, государства и возрастной предрасположенностью к СМИ. Автор статьи исследует природу коммуникации и форму сообщения, чтобы соотнести их влияние с установками и поведением подрастающего поколения. На основании полученных данных возможно определение приемов эффективного, целенаправленного медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER GENERATION OF POST-SOVIET RUSSIA IN THE WORLD OF MEDIA

The paper makes an attempt to offer a base for social and professional discussion of fundamentally new problems for post-Soviet Russia associated with the information security of society, state and age-related predisposition to mass media. The author studies the nature of communication and the form of report in order to correlate their impact with the sets and behavior of the younger generation. The data obtained enable to define the methods of effective and targeted media education.

Текст научной работы на тему «Подрастающее поколение постсоветской России в мире медиа»

Таблица 1

Итоги голосования на избирательном участке № 798 на выборах депутатов Государственной Думы 4 декабря 2011 года

Таблица 2

Итоги голосования на избирательном участке № 798 на выборах Президента РФ 4 марта 2012

Наименование избирательного объединения Процент голосов

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 18,29

ЛДПР 20,21

Патриоты России 1,22

КПРФ 22,39

ЯБЛОКО 6,01

ЕДИНАЯ РОССИЯ 26,83

Правое Дело 0,78

Таким образом, можно сделать ряд обобщающих выводов.

Во-первых, на электоральную активность студенческой молодежи влияет отношение к организации проведения выборов со стороны государственных органов и их должностных лиц. Чем прозрачнее проходит процесс подготовки к выборам и процедура голосования, тем выше электоральная активность молодежи.

Библиограф

1. О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: федеральный закон от 09 ноября 2009г. №

года

Кандидат Процент голосов

Жириновский В.В. 10,34

Зюганов Г.А. 15,97

Миронов С.М. 5,36

Прохоров М.Д. 21,24

Путин В.В. 45,43

Во-вторых, заведомо прогнозируемый результат выборов негативно отражается на электоральной активности молодежи и провоцирует с их стороны про-тестное голосование.

В-третьих, для повышения электоральной активности молодежи необходимо не только проведение большой просветительской работы, проводимой, в том числе, и с помощью рассмотренных в данной статье форм и методов, но и дальнейшая либерализация избирательного законодательства.

ский список

250-ФЗ // СЗ РФ. 200. № 45. Ст. 5268. 2. Деранжулин П.Н., Рязанцев С.А., Шавенкова Л.И. Учимся выбирать. Из опыта совместной работы Иркутского государственного технического университета и Избирательной комиссии Иркутской области по повышению электорально-правовой культуры молодежи. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. 64 с.

УДК 37.035.44

ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В МИРЕ МЕДИА © Л.А. Иванова1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

В данной статье делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения принципиально новых проблем в постсоветской России, связанных с информационной безопасностью общества, государства и возрастной предрасположенностью к СМИ. Автор статьи исследует природу коммуникации и форму сообщения, чтобы соотнести их влияние с установками и поведением подрастающего поколения. На основании полученных данных возможно определение приемов эффективного, целенаправленного медиаобразования. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: информационное пространство; современные СМИ; возрастные медиа-предпочтения; ценностные установки семьи; негативное влияние СМИ на несовершеннолетних.

YOUNGER GENERATION OF POST-SOVIET RUSSIA IN THE WORLD OF MEDIA L.A. Ivanova

Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin Street, Irkutsk, Russia, 664025.

The paper makes an attempt to offer a base for social and professional discussion of fundamentally new problems for post-Soviet Russia associated with the information security of society, state and age-related predisposition to mass media. The author studies the nature of communication and the form of report in order to correlate their impact with the sets

1 Иванова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, тел.: 89021772567, e-mail: media-lai@mail.ru

Ivanova Lyudmila, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogics, tel.: 89021772567, e-mail: media-lai@mail.ru

and behavior of the younger generation. The data obtained enable to define the methods of effective and targeted media

education.

16 sources.

Key words: information space, modern mass-media; age-related media preferences; family systems of values; negative influence of mass-media on minors.

Новый международный информационный порядок, «открытое мультилингвальное, кросскультурное, полиэтническое информационное (медиа) пространство вне границ, государств, континентов, вне времени» породили комплекс принципиально новых проблем в постсоветской России, связанных с информационной безопасностью общества, государства, без решения которых не представляется возможным полноценное развитие личности. Ураган радио-, телепередач, телефильмов, газет, журналов, пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры наносят серьезный ущерб развитию личности. Сегодня становится всё более очевидным, что такое широкое распространение масс-медиа имеет неизбежные последствия для детей и юношества, по утверждению Н.И. Гендиной, «вероятны многочисленные риски и опасности: при доступности неизмеримо больших объемов информации всё труднее становится ориентироваться, получать и перерабатывать действительно необходимые сведения. Мощь современной информационной техники и технологии может быть использована для манипулирования сознанием и поведением человека, что в целом угрожает дегуманизацией. В связи с этим на сегодняшний день перед нами стоит глобальная задача - подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий» [4, с. 140 -141].

Анализом характера этих последствий, путей влияния СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения и роли учителя в использовании масс-медиа занимается целый ряд ученых, одни из которых разрабатывают теорию медиаобра-зования, другие проводят эмпирические исследования.

СМИ представляют собой «инструмент» социализации подрастающего поколения в «переходном обществе». Интеграция России в единое информационное поле мира вносит в процесс социализации свои существенные коррективы. Мы уже отмечали в наших статьях [6; 7; 8; 9], что теперь учащийся, не выходя из дома, может путем простого нажатия кнопки пульта управления персональным компьютером получить доступ к самой разнообразной информации в интерактивном режиме; реализовать творческие идеи особым, виртуальным образом. По мнению отечественных и зарубежных специалистов в области медиаобразова-ния, процесс усвоения современными детьми и юношеством определенной системы знаний, норм и ценностей в большой степени происходит именно через масс-медиа, которые являются источником самой актуальной и разнообразной информации.

Чтобы иметь возможность здраво судить о влия-

нии СМИ и предсказывать их воздействие на детей и юношество, необходимо исследовать природу коммуникации и форму сообщения, чтобы соотнести их влияние с установками и поведением подрастающего поколения.

Коммуникация осуществляется при наличии трех необходимых компонентов: коммуникатора, сообщения и реципиента. Даже при процессе коммуникации в его сравнительно простом виде, т.е. когда коммуникатор и реципиент имеют приблизительно одинаковый социальный опыт и действуют в одной социальной среде, необходимо, чтобы из всего наличествующего материала коммуникатор отобрал для сообщения именно то, что требуется: это, в свою очередь, обусловлено личностью коммуникатора, социально обусловленными установками, групповыми отношениями и оценкой конкретной ситуации; аналогичный отбор происходит и у реципиента. Если все вышеназванные данные у коммуникатора и реципиента совпадают, то процесс коммуникации происходит без осложнений. Если же таковые возникнут, то потребуется дополнительный контакт путем обратной связи, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию. Но в сложном современном российском обществе при вторичных массовых коммуникациях, где в качестве институциализиро-ванного коммуникатора выступает издательство, радио-, телевизионная станция и др., а возможность обратной связи практически отсутствует, трудно установить, что именно из сообщения было воспринято реципиентом и как оно было истолковано. Это обезличивание коммуникатора и реципиента в какой-то мере маскирует идеологическую направленность воздействия средств массовой информации. Чтобы иметь возможность более основательно судить о ней, рассмотрим каналы массовой информации, содержание сообщения и характер влияния СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения.

Амбиции российских СМИ в наибольшей степени выражаются в их претензиях на право быть «четвертой властью». Претензии на власть для отечественных СМИ отчетливо проявились на двух этапах. Первый из них связан с перестройкой (1986-1991 гг.), когда произошел переход от закрытого режима жизни к гласности и наблюдалось возрастающее влияние СМИ на общественные процессы. Однако уже теперь, спустя годы, ясно, что именно в то время СМИ представляли главную оппозиционную силу и являлись важнейшим инструментом разрушения устоев советского строя. Именно в это время отечественные СМИ имели уникальные условия самого благоприятного материально-финансового обеспечения и максимальные возможности для независимого мнения. Ни одна газета тогда не была закрыта и ни один главный редактор не был снят с работы за свою оппозиционность

к власти. Это было время огромного общественного авторитета СМИ на всех территориях информационного пространства России и СССР. Выражением этого авторитета были невиданные тиражи российских газет: «АИФ» - 33 миллиона экземпляров, «Комсомольская правда» -17, «Труд» - 15, «Известия» - 12, «Советская Россия» - 8 миллионов экземпляров. Это было время всеобщей популярности и влиятельности ведущих известных телевизионных программ, таких как «Взгляд» (Любимов, Листьев, Политковский...), «До и после полуночи» (Молчанов), ленинградских «600 секунд» (Невзоров), «Пятое колесо» (Куркова).

Во времена перестройки СМИ из средств обслуживания политической элиты - какими они были всегда и являются ныне - превратились (правда, ненадолго) в её творцов.

Второй постсоветский этап жизни СМИ отличался тем, что рыночные отношения существенно изменили их положение и роль в обществе. Этот этап характеризуется сменой хозяев отечественных СМИ. На смену партии и государству пришли их новые хозяева в лице олигархов и ведущих финансово-промышленных групп, которые превратили редакции газет и журналов, радио и телевидения в свои информационные филиалы.

Возникновение информационных монополий, в руках которых сосредотачиваются контрольные полномочия основных федеральных печатных и электронных СМИ (на другом уровне они создаются и в регионах), является важнейшей особенностью современной России. Отрицательные последствия информационного монополизма очевидны. Они проявляются в огромных, почти неограниченных возможностях идеологического и политического влияния на общественное мнение. С этим непосредственно связан сдвиг российских СМИ в направлении откровенного манипулирования общественным сознанием в интересах своих хозяев, когда обществу прямолинейно навязывается одностороннее объяснение происходящего в стране. Система информационных монополий, отлаженный технологический механизм позволяют формировать общественное мнение, жизненную позицию аудитории. Существуют и активно используются «средствами массовой информации особые технологии освобождения человека от ответственности перед собой и Абсолютными смыслами его бытия. Так, психотехнические средства, имеющие широкое хождение в нашей действительности, реализуются в пространстве индивидуального сознания и являются следствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных психических явлениях и состояниях оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого и сценирования чужой жизни в собственных целях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25 кадр и др.)» [13, с. 5]. В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, ряд ученых (М. Дмитрук, В. Кинщак и др.) рассматривают средства массовой информации как мощнейшее информационное оружие,

А.А. Журин [5] заявляет об информационной безопасности государства, по утверждению Л.П. Куракова, происходит «информационная война». И с этим нельзя не согласиться. Для хозяев средств массовой информации миллиардная аудитория потребителей современных медиа стала объектом психологического воздействия. «К разряду психотехнических средств, несомненно, относят разного рода суггестии, «промывка мозгов» - оно же, как говорят молодые, их «компостирование» [13, с. 6]. Распредмечивание и протезирование сознания, софистика и демагогия, целевые фрустрации и психотренинги входят в арсенал средств массовой информации в условиях трансформирующегося социума.

В процессе коммуникации - и в использовании СМИ - реципиент выбирает определенный канал информации и определенное её содержание, причем усваивает и запоминает лишь некоторую долю полученного сообщения. В массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми СМИ, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя.

Проведенное нами исследование убеждает, что эта предрасположенность к СМИ является производной от множества факторов, ни один из которых нельзя вычленить и рассматривать отдельно от остальных. Основными из этих факторов являются возраст, отношения в семье, отношения детей и юношей в группах сверстников.

По результатам социологических исследований знакомство детей со СМИ начинается с книг, детских журналов, которые читают родители, с рассматривания картинок. Параллельно с журналами в жизнь ребенка входит телевидение. К 3 годам ребенок больше смотрит телевизор: сказки, фантастические истории и телевизионную рекламу, чем слушает чтение взрослых. С 3 лет и включая младшие классы школы (по результатам исследований, проведенных в конце 90-ых годов прошлого столетия) телевидение все ещё занимает главное место в СМИ, с которыми соприкасались дети. Вместе с тем, наши исследования показали, что в начале XXI века принципиально изменились медиапредпочтения подрастающего поколения. Чем старше становится ребенок, тем большую привлекательность для него приобретают компьютерные озвученные игры с объемным изображением. Ни одно исследование, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым, поэтому мы апеллировали к исследованиям коллег с одной лишь целью, дабы избежать возможных ошибок и заблуждений в процессе обработки полученных нами данных, нам было важно объективно оценить ситуацию. Справедливости ради следует отметить, что мы сознательно не стремились «замкнуть» свое исследование на одном регионе. Нам были интересны результаты, полученные исследователями в других регионах России и зарубежья. В целях дополнительной валидизации полученных результатов мы использовали методику триангуляцию (М. Хаммерсли), когда данные разных подходов проверя-

ют выводы об одном и том же. Результаты наших исследований совпали по многим позициям. Подтверждение нашим выводам находим и в статье А.А. Бу-шуевой: «Систематическое наблюдение за младшими школьниками 8-10 лет в течение трех лет показало, что доминирование компьютерных игр в досуге детей изменяет их предпочтения относительно других видов досуговой активности. По данным ряда диагностических срезов из 208 опрошенных нами школьников играли в компьютерные игры «хотя бы раз» - 97% респондентов, 51% из них имеют игровой компьютерный опыт от трех и более лет (т.е. впервые с компьютерными играми познакомились еще в дошкольном детстве). Виртуальные увлечения одинаково распространены как среди мальчиков, так и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени - в среднем до 3-5 часов в день. Причем ... «компьютеризация» досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков, нежели девочек» [3, с. 333].

По данным небольшого социологического опроса, проведенного среди детей от 7 до 10 лет, удалось выяснить, что треть мальчиков и девочек предпочитают только зарубежное, шестая часть - российское, остальные - и то, и другое. Фильмами для взрослых интересуются 40% опрошенных, детские картины привлекают 30%, а мультфильмы любят все. О документальном кино у мальчиков и девочек этого возраста ещё смутное представление, многие просто не знают, что это такое. Фантастику, триллеры и детективы выбирают около трети учащихся, независимо от пола. Любимы и популярны среди детворы боевики, комедии и программы о животных, в то время как музыкальные фильмы, мелодрамы и историческое кино не пользуются популярностью у тинэйджеров. И мальчики, и девочки ценят и понимают толк в спецэффектах, любят актеров и внимательно следят за развитием сюжета.

Подростковый возраст 11-13 лет считают «пиковым» в использовании СМИ: ребенок уже легко читает, смотрит по телевизору не только дневные, но и вечерние передачи. Как нам удалось увидеть в процессе многолетнего исследования, наблюдается резкая переориентация кинопредпочтений мальчиков и девочек подросткового возраста на западные фильмы. Так, по результатам нашего исследования, доля западных фильмов в структуре художественных ори-ентаций составляет 65,2%. Причем в этом возрасте существенно меняется и структура жанровых предпочтений. Более детальный анализ показывает, что именно в этот период лидирующие позиции начинают приобретать боевики, фильмы ужасов, эротические фильмы. По сути дела, эти фильмы любят смотреть и дети до 11 лет. Отличительной особенностью является, пожалуй, лишь то, что к этим жанрам добавляются психологические триллеры и фильмы-катастрофы. Таким образом, исследуемый возраст в целом характеризуется одной общей тенденцией: «агрессивные» фильмы с большим числом сцен насилия и эротики приобретают все большую популярность среди школьников подросткового возраста, вытесняя фильмы классической драматургии и кинокомедии. Можно

сделать вывод о том, что с переходом России в условия информационного общества у подростков увеличивается как само «информационное поле» понравившихся медиапродуктов в различных СМИ, так и разнообразие СМИ, определяющих структуру информационных предпочтений. Сегодня подросток может выбрать любую интересующую его электронную версию журнала, любой сетевой компьютерный журнал и взаимодействовать с ними в интерактивном режиме.

Сошлемся на результаты социологического исследования, проведенного информационным каналом Subscribe.ru совместно с МПОО «Сопротивление» РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить» в рамках проекта «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» в 2011 году. Был проведен онлайн опрос более 600 российских интернет-пользователей, имеющих детей в возрасте от 8 до 17 лет [1].

Из результатов опроса следует, что «большинство родителей говорят со своими детьми о том, как те используют компьютер вообще (74%) и интернет (67%) в частности, а также полностью (31%) или в значительной степени (50%) осведомлены о том, как их чада проводят время в интернете. Многие опрошенные родители (86%) помогали ребенку, когда ему (ей) было что-то сложно сделать/найти в интернете; 74% хотя бы иногда предпринимали в интернете вместе со своими детьми какие-либо действия; 65% обсуждали тематику и контент тех или иных сайтов; 56% обсуждали правила общения с другими людьми в интернете» [2].

Отвечая на вопрос: «Что делал Ваш ребенок в интернете в течение последнего месяца»,- респонденты указали в числе наиболее распространенных действий, совершаемых их детьми, просмотр видео, например, на You Tube (69%), общение в социальных сетях (67%), скачивание музыки и фильмов (60%), игры с другими пользователями через интернет (56%), пользование сервисами мгновенных сообщений (57%) и электронной почтой (54%), общение в чатах (44%) и чтение/просмотр новостей (40%) [11].

По свидетельству опрошенных родителей, большинство детей и подростков, из числа пользующихся интернетом, имеют собственные профили в социальных сетях, в первую очередь таких, как Vkontakte (61%), Одноклассники (31%), Facebook (14%), Twitter (5%), MySpace (2%) и в других социальных сетях, включая игровые, где тоже может создаваться профиль участника (13%) [11].

Анализ анкет позволил выяснить, что «каждый второй (52%) родитель устанавливает для своих детей правила пользования интернетом дома. Однако лишь некоторые применяют на домашних компьютерах, доступных детям, программы родительского контроля или другие программы, блокирующие, фильтрующие некоторые типы сайтов (29%), записывающие в память те сайты, которые посещал ребенок (21%), лимитирующие время, которое ребенок может провести в интернете (11%)» [11].

Опрос выявил следующее: большинство родите-

лей (73%) ограничиваются установкой стандартных программ, блокирующих вирусы и спам» [11].

Любопытной и заслуживающей пристального внимания является мысль известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Она предлагает свою типологию культур, проливающую свет на полученные данные, что, несмотря даже порой на «мощное педагогическое воздействие» в воспитательном пространстве школы и семьи, запреты, тинэйджеры обоего пола уходят из-под влияния и начинают очень активно взаимодействовать с Интернет [10].

Сравнивая двадцать последовательных констатирующих "срезов" (1991-2011 гг.) среди учащихся школ, студентов вузов города Иркутска, Иркутской области, нам удалось проследить определенные изменения, которые произошли у молодежи в результате сдвигов в социокультурной ситуации, происходивших в стране [6; 7; 8; 9 и др.]. Проведенный нами анализ в 90-х гг. прошлого века выявил приоритетное положение в сфере предпочтений в молодежной среде тех лет - видео и телевидение, как было описано выше, подобная тенденция наблюдалась и в подростковой среде школьников-подростков 11-13 лет. Анализ собранных анкет «Что ищет и находит молодое поколение в СМИ?» в начале века позволил сделать вывод о том, что в настоящее время электронные СМИ - самые распространенные в молодежной среде. Через них молодое поколение получают образцы поведения, стиль жизни, так же нам удалось выяснить, что с помощью электронных СМИ формируются нравственные основы бытия.

Социологические исследования последних лет показывают, что в юношеском возрасте, по мнению исследователей, возрастает интерес к интерактивным масс-медиа, в использовании которых открываются новые аспекты, которые позволяют самым непосредственным образом включиться в неконтактное информационное взаимодействие, «войти и присутствовать» в реальном времени в представленном «экранном мире», причем учащийся сам активно вмешивается и создает видеоряд, что является абсолютно беспрецедентным до сих пор. Ранее мне уже приходилось отмечать в своих статьях [6; 7; 8; 9], что информационные технологии глубоко проникли в жизнь современных подростков, неотъемлемой её частью становятся многофункциональные портативные устройства - мобильные телефоны. Невзирая на название «телефон», это средство коммуникации используется подростками для решения разнообразных задач. Мобильный телефон перестает уже быть только «мобильным домом», когда он связывает с кругом близких людей, воспроизводя музыку, игру или книгу для чтения. Но с его помощью осуществляются «мобильная учеба», деловые беседы и извлекается справочная информация из недр Интернет. Школьники подростки полностью интегрировали Интернет в свою жизнь (несмотря на протесты взрослых) - музыкальные файлы и видеофильмы напрямую качаются из Интернета через компьютер, мобильный телефон на плейеры, коммуникаторы или устройства типа ¡Рос1. Интернет для них - центр цифровой вселенной - музыки, видео, участия

в онлайновых сообществах, форумах, блогах, чатах, электронной переписке и онлайн-играх. Все это объединяется понятием «компьютерно-опосредованная коммуникация». В этом возрасте главная ценность -система отношений со сверстниками. Общение со сверстниками приобретает для подросткового возраста большую ценность, часто большую, чем учение, общение с родителями и взрослыми. Для этого возраста отношения с товарищами выделяются в отдельную сферу его личных отношений, которые автономны от влияния взрослых, в которых он действует самостоятельно, проявляя свое стремление к взрослости. У подростков выражено желание быть принятым сверстниками, а поэтому возможно предположить, что оценки сверстников играют одну из основных ролей в формировании представлений о себе. В связи с этим виртуальное общение облегчает контакты со сверстниками на почве общих увлечений и повышает социальный престиж в их среде. Социологическое исследование будней вокруг домашнего персонального компьютера убедило нас, что видеосвязью уже подростков не удивишь, и все благодаря веб-камере. Сейчас это уже не банальный видеоглаз, а настоящее мультимедийное устройство с множеством разных функций. Например, при помощи камер Microsoft LifeCam VX-7000, Logitech QuickCam Ultra Vision Special Edition и др., или даже рассчитанной на подрастающее поколение детской камеры Samsung Pleo-max PWC-5300 можно общаться в голосовом и видеорежимах. Помимо этого, отметим и некоторые тендерные различия. Мальчики увереннее чувствуют себя при работе с электронными СМИ, со службой Windows Live Messenger, т.е. в онлайновом общении, больше любят компьютерные игры. Они в первую очередь интересуются играми с жесткими правилами, азартом и риском («азартная игра», «охота», «гонки» и т.д.). Большинство из них любят играть в интеллектуальные игры. Девушек отличает индифферентное отношение к интеллектуальным играм, а любимые материалы Интернет СМИ, как правило, связаны с удовлетворением познавательных и развлекательных потребностей. Мальчики постоянно испытывают потребность в новом, создании этого нового в виртуальном пространстве, им свойственно стремление к новой информации, организованность и настойчивость в поиске новой информации; при необходимости целенаправленное и продолжительное время работы в Интернет-пространстве без отдыха. Девочки испытывают меньшую уверенность при работе с информацией в интерактивном режиме. Причем структура интересов девочек и мальчиков, использующих Интернет, различна. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для девочек Интернет - это в основном общение и поддержание социальных связей; структура же деятельности мальчиков более широка. Можно предположить, что влияние школы и семьи не может изменить сложившуюся ситуацию.

Помимо анализа возрастной обусловленности в отношении к СМИ, особый интерес представляет также роль социально-стратификационных факторов (материального положения семьи и уровня образования

родителей). Сегодня становится всё более очевидным, что эта общая схема возрастной обусловленности в отношении к СМИ никогда не прослеживается в идеальном виде. Выбор подростков в значительной степени связан с влиянием родителей, с ценностными установками семьи ребенка. Проведенное нами исследование убеждает, что в семьях с высокими ценностными установками, где детей ориентируют на достижение высокого статуса, строже лимитируется время взаимодействия с СМИ, приучают детей различать продукты СМИ - масс-медийной культуры (элитная, специализированная, массовая, «желто-прессовая» - В.Д. Попов), учат реалистическому подходу к СМИ как источнику информации; в семьях с невысокими ценностными установками и с низким материальным уровнем жизни для детей СМИ все больше превращаются в источник развлечения и способ ухода от неприглядной действительности, параллельно с практическим отношением к телефильмам очень сильны мотивы убегания от реальности (эскапизма). Отбирая фильмы с необычными, экзотическими, приключенческими, детективными, мелодраматическими сюжетами, подросток ищет утешительные модели жизни, которые решали бы реальные проблемы небудничными способами. При серости и обыденности жизни многих подростков такие фильмы дают им выход в иллюзорную жизнь - красивую, с любовью, чего в реальности им недостает. Взрослея, ребенок в семье с низким прожиточным уровнем все чаще обращается к СМИ, что обусловлено несколькими факторами, в частности, возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной и др. функций медиасообщения, способствующих снятию нервного напряжения. Иллюзорная жизнь вытесняет реальную. Ребенок адаптируется, примитивизируясь, утрачивая светлые и тонкие качества души. Если семья живет за чертой прожиточного уровня, то самые распрекрасные слова родителей о нравственных нормах подрастающее поколение отвергает. Они же видят: родители соблюдают такие нормы, а в итоге «прозябают». Я так жить не хочу, решает ребенок. Но в таком случае и родители, по его мнению, достойны лишь презрения. Эти установки подкрепляются и в СМИ. На телевидении, в прессе культ молодости, здоровья, благополучия.

СМИ нужны подрастающему поколению для понимания себя и практической ориентации в мире взрослых, получения сведений о том, как устроена жизнь, особенно в тех областях, где школа и семья затрудняются просветить ребенка. Психолог В. Абра-менко, исследуя различные группы мальчиков и девочек, констатирует, что в связи с этим в последние годы произошли существенные деформации детской картины мира. Она отмечает, что от степени гармонизации этой картины мира зависит психо-эмоциональное благополучие ребенка, его душевное и духовное здоровье. Центральную роль в процессе дисгармониза-ции картины мира ребенка, отмечает она, играет тема секса, насилия, завуалированная, а порой и откровенная пропаганда наркотиков и т.д. через СМИ.

Всё, что слышит, видит и читает подросток, под-

ключается к его восприятию мира и формированию своей оценки действительности. Так происходит социальное обучение ребенка, которое сводится, в основном, к познанию социальных ценностей, норм и установок общества, которые впоследствии интериоризи-руются, и к расширению представления об ожидающих его социальных ролях. В качестве универсальных ценностей, предлагаемых детям и юношеству, выступают ценности обеспеченных слоев городского общества. Для утверждения системы этих ценностей существуют два пути: прямая навязчивая пропаганда, например, восхваление ловкачества, беспринципности, продажности, материального обогащения любой ценой, и создание художественными средствами отталкивающего образа пожилых, которые чаще выступают в роли алкоголиков, странного вида митингующих, нищих. Возможно, поэтому одной из форм социально-психологической адаптации подрастающего поколения к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Употребление наркотиков, взяточничество и т.п. все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как нравственная аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, в бизнесе.

СМИ не только отражают ценности и установки общества, но и влияют на них, утверждая, что существующий порядок вещей является единственно возможным и непреложным.

Наиболее ярким инструментом индустрии внушения выступает реклама. Спекулируя на стремлении подрастающего поколения к независимости, создавая очередных «идолов» молодежи, организуя её увлечения и настроения, бизнес всегда преследует конечную цель - воспитание такого индивида, который смог бы функционировать в рамках существующего строя, в соответствии с установками правящего класса, а не вопреки им. В коротких интервью 11-13-летние подростки признались: пиво пьют, оно нравится, а в первый раз решили попробовать, потому что каждый вечер видят его по телевизору и слышат, что оно «живительное», «с мужским характером», «сказка для взрослых».

Еще одной разновидностью воспитательного воздействия СМИ является ознакомление ребенка с новыми социальными ролями. Широко раздвигая границы познания ребенка, они показывают, в каких ролях выступают взрослые, как соотечественники, так и представители других народов, в бесчисленном калейдоскопе ситуаций. Нередко ребенок получает из этого источника информацию об отношениях взрослых, которая противоречит системе представлений, сложившихся у него на основании личного социального опыта, что ведет к конфликту ценностей. Наиболее яркий тому пример - контраст поведения окружающих его реальных взрослых и теле-, кино-, видео-, фото-, литературных героев. Подросток, усвоив образ теле-, кино-, видео-, фото-, литературного героя, тяжело воспринимает несоответствие своих родных, самого себя этому образу, в результате возникает ценност-

ный конфликт, преодолеть который тем труднее, чем больше интенсивность средств массовой коммуникации. Подросток ищет прямого сходства видеофильма с жизнью, его внимание целиком направлено на фабулу фильма. Неизжитое к 13-14 годам такое практическое отношение к фильму может превратиться в неразвитость восприятия.

Как же, в итоге, определяется влияние СМИ на социальное формирование подрастающего поколения?

В этом вопросе наиболее ярко проявились расхождения между исследователями в области ме-диаобразования и теми, кто готов принести моральное здоровье детей, юношества и молодежи в жертву бизнесу. Сначала обратимся к фактам, лежащим на поверхности: количественным и качественным характеристикам сообщения.

Исследования медиапедагогов показали, что с экранов кино и телевизоров, со страниц печати на детей обрушивается «Ниагара ужасов» [14; 15], грязные потоки непристойностей и эротики. Скрупулезно подсчитано, сколько сцен насилия, убийств, драк кровопролития преподносится юному зрителю в неделю, месяц, год. Но если определенная целенаправленность содержания информации должна обусловить формирование соответствующих качеств индивида, облегчающих ему функционирование в конкретном обществе, то закономерно напрашивается вывод: данные СМИ с данным содержанием воспитывают жестокость, безразличие к чужой жизни, неразборчивость в средствах достижения цели, агрессивность, половую распущенность. Это становится все более очевидным для специалистов в области медиаобра-зования, которые всё решительнее выступают против тлетворного влияния СМИ. В этом плане представляют особый интерес работы К.А. Тарасова, А.В. Федорова, Н.Ф. Хилько, А.В. Шарикова и др. Но владельцы СМИ, не желая терять баснословные доходы, отрицают силу воздействия массовой информации или доказывают необходимость знакомства молодого поколения с темными сторонами жизни. В качестве аргументов выступает и факт недостаточной изученности влияния СМИ, и гипотеза, развившаяся из теории психоанализа, согласно которой агрессивная направленность содержания медиасообщения дает наиболее безобидный вид разрядки агрессивных импульсов человека и является не только оправданной, но и полезной.

Специалист в области психосоциальных исследований Научного центра психического здоровья РАМН С.Н. Ениколопов доказал, что фильмы с агрессивным содержанием пробуждают в детях агрессию. А работы медиапедагогов вновь подтвердили, что эти данные имеют непосредственное отношение к реальной жизни.

Выводы многочисленных исследований свидетельствуют о том, что средства массовой информации активно влияют на поведение молодежи. СМИ, не контролируемые педагогическим сообществом, находятся

вне зоны педагогической рефлексии, а это, в свою очередь, как отмечает Г.П. Максимова, «в условиях стремительно развивающихся мультимедийных технологий создает риск выхолащивания из сознания молодого поколения абсолютных ценностей. Особого внимания требуют субкультуры, появившиеся в студенческой среде: геймеры, меломаны, киноманы, рассматривающие свои мировоззрения и нравственные позиции как самодостаточные в «эрзаце» жизнетвор-чества, абстрагированного от реальных ценностей мира. К сознанию молодого поколения можно «достучаться» лишь через интернет-форумы, чаты, БМв- и ММБ-сообщения, теле- и радиоэфир, переполненные информационным «спамом» [12, с. 3]. Таким образом, современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры подрастающего поколения. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы личности в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем возникает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в новых информационных условиях, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Конечно, нельзя считать СМИ единственной причиной разных типов отклоненного поведения молодежи, но неверно было бы оставить без внимания тот вклад, который вносит в социальное формирование юных россиян продукция «насилия, секса и ужасов».

По наблюдениям специалистов, «параллельная школа» оказывает на подрастающее поколение сильное влияние, причем с каждым годом влияние заметно возрастает, в то время как авторитет «классической школы», наоборот, падает. «Для того чтобы спасти школу, - отмечает Ю. Лазар, - необходимо выбрать такую стратегию, чтобы пропасть между школой и средствами массовой коммуникации не увеличивалась» [16, с. 56]. Единственным спасением в конкретной обстановке сегодняшней России от плохих журналов, телефильмов, телепередач, компьютерных игр и т.д. могло бы стать целенаправленное медиаобра-зование. «Ведь одна из важнейших задач медиаобра-зования, по утверждению президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В. Федорова, как раз и заключается в том, чтобы научить аудиторию не только критически анализировать меди-атексты любых видов и типов, но и понимать механизмы их создания и функционирования в социуме» [15, с. 178].

1. Анкета для родителей «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: «http://www.createsurvey.eom/s/9gwGHE/? (Дата обращения 22.02.2012).

2. Анкета для детей от 14 до 17 лет «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: http://www.createsurvey.eom/s/ Е870гп/7 (Дата обращения 22.02.2012).

3. Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. С. 331-335.

4. Гендина Н.И. Формирование информационной и медиа-грамотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 140161.

5. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. 2001. № 4. С. 48-55.

6. Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Иркутск, 1999. 245 с.

7. Иванова Л.А. Влияние национальных СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения в меняющемся обществе // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2008 года / Под ред. В.З. Гарифуллина. Казань: Изд-

ский список

во Казан. гос. ун-та, 2008. С. 123-131.

8. Иванова Л.А. Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал. ВГПУ «Грани познания» 2009. №3(4) -www.grani.vspu.ru. (http://grani.vspu.ru/?page=2&id_avt=53).

9. Иванова Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 2, апрель - июнь. С. 253-257.

10. Культура и мир детства: Избр. произведения М. Мид / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988. 429 с.

11. Исследовательский проект «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: http://www.geekdad.ru/blog/geekdad/chto-delayut-deti-v-internet-issledovanie (Дата обращения 22.02.2012).

12. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в ме-диасреде: автореф. дис. ...доктора пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2007. 49 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Слободчиков В.И. Подходы и проблемы перехода к открытому образовательному пространству // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003. С. 3-9.

14. Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С. 131-145.

15. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 414 с.

16. Lazar Judith Ecole, communication, télévision. Paris.: Press Univ. de France, 1985. - 188 p.

УДК 796.011.1

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ВТОРАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ)

© Е.А. Койпышева1, Л.Д. Рыбина2, В.Ю. Лебединский3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

При планировании и проведении учебных занятий по физической культуре с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения качества жизни студенток университета возникла необходимость контроля их физического развития, как одной из основных составляющих физического здоровья девушек. В статье дан анализ динамики физического развития студенток второй функциональной группы здоровья технического вуза Восточно-Сибирского региона, обучающихся на разных курсах. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: физическая культура; физическое развитие; мониторинг; студентки.

1 Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89246188888, e-mail: koip00@mail.ru

Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89246188888, e-mail: e-mail: koip00@mail.ru

2Рыбина Людмила Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru

Rybina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru

3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: lebedin-skiy@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.