Научная статья на тему 'Влияние современных сми на молодежь'

Влияние современных сми на молодежь Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47084
3221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современных сми на молодежь»

В.О. Нафталиева

(Пятигорск, Россия)

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ НА МОЛОДЕЖЬ

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК)

Самые различные общественные силы выражают сегодня обеспокоенность проблемами формирования личности молодого человека, его идеалов и ценностей. Эта обеспокоенность обусловлена как глобальными процесса перехода от индустриального общества к информационному, так и усиливающимися процессами поиска региональной личности. Молодое поколение, как наиболее мобильное и восприимчивое ко всякого рода новациями, более других, подвержено ценностным и мировоззренческим перестройкам. В ряде случаев дистанция, которая отделяет старшее поколение и молодежь, становится критической. Налицо глубинный конфликт поколений.

Современный подросток, молодежь оказываются включенными в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в медиатизированном обществе берет на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, интернета,

мобильной связи. Они становятся сегодня для молодежи

естественной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности.

Далеко не все, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов.

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время изменят свое отношение к молодежной аудитории. Как нам представляется, чтобы изменить ситуацию, целесообразно подойти к проблеме с другого конца - попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ, хотя процесс этот должен быть взаимным.

Реформирование не СМИ, а аудитории, причем, главным образом, аудитории молодежной, ее медиаобразование - вот одна из важнейших задач, стоящих перед медиасообществом и гражданским обществом в целом. Медиаобразование, как набор средств и методов для обучения молодежи осознанному восприятию средств массовой коммуникации, сегодня как никогда актуально.

С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить свои мироощущения, сформулировать отношение и профессионально предъявить запросы медиаотрасли.

Медиаобразование - это умение извлекать наиболее важное для себя, ценное и полезное в СМИ, активно участвовать в медиапроцессе. А также вести активную «оборону» от потока деструктивной массовой информации. Иными словами, медиаобразованный человек должен уметь со знанием дела пользоваться окружающими его средствами коммуникации.

Медиобразование - это новая парадигма существования СМИ, новая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом. Она предполагает

непосредственное вовлечение в процесс медиобразования аудитории СМИ.

Эта функция сегодня актуализируется в связи с расхождением целей (подчас не заметным) производителей и потребителей информационного продукта, рассогласованностью механизмов их взаимодействия. Это конфликт интересов уже привел к тому, что в СМИ наблюдается невосполнимый отток аудитории, и в особенности аудитории молодежной. Она существенно изменила медиапредпочтения и креативно конструирует свою медиареальность. Сегодня мы говорим о системном кризисе журналистики и возникновении новой медиасреды.

Эта среда включает в себя различные формы медиасуществования: блоги, формы, интернет-

комментирования, самодеятельные газеты и журналы, фото-, ауди- и видеотворчество, 8М8-сообщения, мобильные

коммуникации, и многое другое. Все это информационное пространство, 25% авторов которого, по данным фонда

«Общественное мнение», в возрасте 16-20 лет, живет по своим законам и правилам, задавая медиасообществу свои условия и нравственные критерии.

В связи с этим в сфере масс медиа возникает

принципиально новая медиаобразовательная концепция, в рамках которая речь идет об условии влияния аудитории на средства массовой информации в целом и на журналистику, в частности. Соответственно возникает проблема

медиаобразования молодежной аудитории, ее

самоидентификации и самовыражения. Этот процесс может происходить только в условиях повышения медиакомпетентности, медиаграмотности потребителей и производителей информационного продукта, когда меняется, в первую очередь сама аудитория, а затем, естественно и эволюционно, меняется и СМ. Реализация функции

медиаобразования позволит СМИ гармонизировать свои

отношения с аудиторией. В свою очередь молодежная аудитория приобретает способность внятного самовыражения, проявления своих интересов, с которыми вынуждены будут считаться СМИ.

Сама по себе необходимость медиаобразования в нашем медиатизированном мире сегодня уже никем не оспаривается. Многие международные организации - ЮНЕСКО, Совет Европы - неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ, которые являются необходимым элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени. Журналистика, по поводу которой и формируется определенные представления, не может не участвовать в этом процессе.

Несмотря на очевидную актуальность и даже злободневность темы медиаобразовательных стратегий, следует отметить некоторые состыковки в разработке данной проблематики. Подавляющее большенство научных статей и диссертаций, так или иначе затрагивающих вопросы медиаобразования, относятся к области педагогики и практически не исследует продуктивную функцию медиаобразования по отношении к феномену медиа, который в данном контексте равнозначен по объему образовательной составляющей предмета.

Психологи отмечают, что в некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного цикла человек нуждается в новой идеологической ориентации,

информационном сопровождении, так же остро, как в воздухе и пище. «Молодежь- как раз тот период и цикл, который наиболее привлекателен для информационно-психологических воздействий»1. Один из самых мощных механизмов воздействия в нашем медиатизированном мире является средства массовой информации. Не случайно сегодня молодежь называют медиапоколением.

Парадоксально современной ситуации заключается в том, что при всей включенности молодого человека в медиасреду, в его отношениях со СМИ наблюдается глубинный конфликт. Отчуждение российских СМИ от аудитории, особенно молодежной - факт, многократно доказанный в различных

1 Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проспект,

2005. - с. 340.

исследованиях. Результаты социального опроса, проведенного в

2005 году группой ученных (С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков,

С.Н. Щеглова)1 подтверждают, что средства массовой информации в молодежной среде России теряют свою значимость как источник полной, достоверной и качественной информации, в том числе по наиболее острым и сложным социальным проблемам.

По данным исследования, проведенного в 2006 году Томским институтом информационных технологий на тему « Влияние СМИ на молодежь»2, 27% молодых студентов в качестве основного требования к современным средствам массовой информации ометили «достоверность» сведений, что еще примерно 15 лет назад, когда СМИ считались истиной в последней инстанции, было в принципе невозможно.

Причины отчуждения кроются, очевидно, как в тех процессах, которые происходят в российских СМИ, так и в особенностях аудитории.

В последние десятилетия в молодежной аудитории возникает целый комплекс проблем, связанных с тем, что существенно меняются медийные приоритеты подрастающего поколения. Сегодня молодежь все более тяготеет к медиатекстам в электроном (телевизионном, компьютерном, мобильном). Произошла смена модели традиционного чтения. На вопрос: «Что ты делал вчера?» российские подростки назвали просмотр телепередач (68,8%) и видеофильмов (20%),

1 Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.

2 Жилаеская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. - практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И. В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. стр 270. Исследование проводилось в 2006 году. Объектом исследования стали молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, проживающие на территории Томской области. В исследовании отчасти была исследования методика современного проекта факультетов журналистики и психологии МГУ при опросе подростковой аудитории Москвы. Полный отчет по исследованию размещен на сайте Томского института информационных технологий по адресу: http://www.tiit.tomsk.ru/researches/effectsmi.doc.

компьютерные игры (33%), слушание музыки (27%). И только 17% отметили чтение книг1.

Такое положение характерно не только для России. Британские ученые забили тревогу - подростки слишком увлеклись телевидением и интернетом. Согласно недавним исследованиям, за последние несколько лет британские школьники стали чаще смотреть телевизор перед школой, после занятий, во время еды и перед сном. При этом часто они совмещают просмотр телевизора с времяпрепровождением у мониторов компьютеров. В среднем, согласно исследованиям британских ученных, дети и подростки проводят 5 часов 20 минут перед экранами телевизоров и/или мониторами компьютеров в день по сравнению с 4 часами пять лет назад.2

Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. По данным исследования «Информационное пространство российского подростка в постсоветский период»3 интернет-подростки оказались активнее: они чаще ходят в кино, театры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Среди них больше тех, кто в свободное время общаются с противоположным полом (35,1 против 20,9): можно предположить, что это связано, прежде всего, с более высоким уровнем достатка в семье и, как следствие, расширением их коммуникационных возможностей -общением с помощью электронной почты в других форм интернет-связи, по телефону (51,9 против 36,2%). Однако они меньше гуляют (44% респондентов среди заядлых интернет-пользователей против 56% среди «обычной» молодежи), занимаются творчеством - пишут стихи, рассказы, рисуют, сочиняют музыку (18% против 26%). Непопулярным становится клубно-дискотечный досуг - ему отдают предпочтение лишь

1 Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.

2 http://www.lenizdat.ru

3 Цымбалепко С.Б. Российский подросток в информационно-психологическом пространстве. Социологическое исследование.(ЮНПРЕСС, 2006) // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов 1 Всеросс. науч. -практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - С.280.

14% «интернетчиков», в чем есть свои плюсы и минусы, и всего 5% признаются, что играют в азартные игры.1

Что касается средств массовой информации, то стремительный процесс модернизации и коммерциализации, который мы наблюдали в российских СМИ за последние два десятка лет, в отличие от западных медиа, где эти же процессы развивались эволюционным путем, спровоцировал глубинные профессиональные деформации.

На нынешнем этапе российские СМИ активно культивируют роль транслятора политики власти, финансовых корпораций или крупных рекламодателей. Сегодня российские средства массовой информации представляют собой весьма деформированные организационные структуры, в которых уже не действуют вертикально интегрированные механизмы управления и не сложились эффективные экономические.

Значительные число СМИ, особенно региональных, существует исключительно как средство реализации интересов власти, коммерческих корпораций. Прочная практика спонсоров или прямых вливаний от власти, бизнеса в обмен на лояльность не позволяют в полной мере заработать механизмам конкуренции, рекламы, спроса и предложения.

Распространенная система копирайтинга и имиджмейкерства приводит к тому, что, во-первых, из СМИ вымываются журналистские материалы и, во-вторых, редакции практически прекращают изучать и учитывать истинные читателя-зрителя-слушателя.

Поэтому не должен удивлять количественный рост изданий. Появляются новые инвесторы, формируются крупные медиахолдинги, в арсенале которых разнообразных СМИ -пресса, интернет-ресурсы, телевизионные и радиоканалы. Эти холдинги уже не испытывают серьезных проблем при продвижении: новых проектов, даже если инвестиции

измеряются десятками миллионов долларов. Постоянный и

1 Аникина М.Е. LIFESTYLE Интернет-завсегдатая (штрихи к портрету молодого Интернет-пользователя) // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научнопрактической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,

2006. - С.147.

быстрый рост рекламного роста позволяет инвесторам в медиа рассчитывать на относительно быстрый возраст вложений. Рентабельность некоторых медиахолдингов в России достигает 20-25%, по отдельным СМИ - 40% и выше.1

Однако это не приводит к повышению роли СМИ в обществе. Можно констатировать слабую обратную связь с аудиторией, а порой и полное отсутствие контакта с ней. В Докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати -состояние, тенденции, перспективы развития»2 подтверждается тот факт, что количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается ростом их тиражей, а число читателей в целом по стране сокращается даже у самых известных газет и журналов. Если в 2000 году их численность составляла 4,2 млн., то в 2005 г. снизилась до 3,4 млн. Готовые тиражи ежедневных общероссийских газет сократилось с 25,9 до 0,7 млрд экз., разовые тиражи - с 81,5 до 3,5 млрд экз.3 И хотя в последнее время эта тенденция приостановилась и по оценкам Всемирной газетной ассоциации тираж российских газет в 2006 году превысил 8 млрд. экземпляров, отношение молодежной аудитории к печатным СМИ не изменилось. Как утверждает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов, в России в этом плане похвастаться нечем, «читательская аудитория не увеличивается, не растет охват, не

4

появляется новые читатели, аудитория стареет».

Сегодня чаще других выделяются такие функции СМИ, как информационная, коммуникационная, социально-ориентирующая, рекреативная, а также функции выражения и формирования общественного мнения, теснейшим образом

1 Широков А. наполовину зрячие. Сайт «Эксперт», 24.12.2007, http://www.expert.ru

2 Текст доклада размещен на сайте федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Fapme.ru\docs Report_12.05.doc (дата обращения 11.03. 2011)

3 Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов О. А. Воронова и др.; Под. Редакции М.В. Шкодина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. - стр. 16.

4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://booknavigator.ru (дата обращения 02.04.2011)

связаны друг с другом. Ингода к этому перечню добавляет социально-организаторскую функцию, являющуюся

разновидностью управленческой деятельности и выражающуюся в мобилизации аудитории на определенные действия. Как нам представляется, в связи с переосмыслением роли СМИ в обществе социально-организаторская функция средств массовой информации сегодня становится все более востребованной.

Существенно более значительную, чем в прошлые годы, начинает играть функция развлечения. СМИ рассчитанные на молодежь, становится частью массовой поп-культуры. Резко возрастает количество соответствующих изданий и телепередач. Они имеют высокий рейтинг - в 1997 году он составлял 81,9% среди опрошенных телезрителей.1 Согласно данным исследования, проведенного группой ученых под руководством Я.Н. Заруского в 2005 году, 15,5% от числа всех материалов молодежных газет и журналов посвящены вопросам досуга, подробно освящается секс и эротика (14,4%), потребление товаров и услуг (13,7%).2 И, надо сказать, эти материалы вызывают у молодежной аудитории устойчивый интерес (58,7%).3 Многочисленные опросы, проведенные в последнее время на эту тему в разных городах России, подтверждают

„ 4

результаты этих исследований.

В этой связи нельзя не остановиться на образовательной функции СМИ, которая «непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование».5 В данном случае речь идет об учебных передачах, которые транслируются, как правило, по специально отведенному для

1 Средств массовой информации в России. 1997. М.: 1998. Стр. 78.

2 Там же стр 154.

3 http://www.tiit.tomsk.ru/researches/effectsmi.doc

4 Фудоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Издательство Кучма, 2007. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний под ред. Шарикова А.В.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М.:

НИИ школьных технологий, 2006.

5 Телевизионная журналистика. Учебник / Ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. - M.: МГУ, Высшая школа, 2002 // http://evartist.narod.ru

этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ колледжей, вузов. В Бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения. С увеличением числа кабельно-спутниковых телевизионных систем весьма вероятными представляется возвращение формата телевизионной учебы на российском экране.

Исследования телевизионной аудитории, проведенные ученым за последние годы, позволяли составить довольно обширный список претензий общества к телевидению в России. Приведем двенадцать наиболее часто встречающихся позиций. Это:

1. Некорректная и/или избыточная (назойливая») политическая пропаганда;

2. Некорректная и/или избыточная («назойливая») реклама;

3. Агрессия, физическая и/или моральное насилие на экране;

4. Порнография или эротика элементы, противоречащие моральным нормам;

5. Систематическое искажение реальности;

6. Избыток негативно окрашенной социальной информации;

7. Трансляция образцов дурного поведения;

8. Некорректный, исковерканный язык;

9. Чрезмерное количество зарубежной продукции;

10. Высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям;

11. Высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре;

12. Некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов.

Специальный массовый опрос среди взрослых россиян позволил определить, отношение телезрителей к перечисленному набору «зол ТВ». Респондентов просили выразить согласие либо несогласие с фактором наличия на отечественном телевидении «зол телевидения» из списка. Наиболее раздражающим элементов среди представленных

позиций оказалось реклама. 81,2% опрошенных считают, что ее слишком много на телеэкране, в то время как несогласие с таким суждением выражает лишь 1,6% респондентов. Второй по силе раздражитель - сцены насилия, захлестнувшие телеэкран. Респондентов, считающих, что на телеэкране слишком много насилия, - 68,9%, против этого утверждения - 9,2%. Третье место по степени раздражимости принадлежит позиции «избыток иностранной продукции». Такого мнения придерживаются 43,7% опрошенных. С этим не соглашаются 12,3% респондентов, чаще молодежь и лица с высоким доходом. Сильным раздражителем выглядит также катастрофизм в новостных выпусках - так считают 41,1% респондентов, в то время как противоположную точку зрения выражают 15,3%. Чуть меньшее число зрителей раздражает непристойная эротика. Согласны с ее избыточностью на телеэкране 38,4% респондентов. Им оппонируют 15,6% опрошенных. Около трети участников опроса согласны с тем, что телевидение задает образцы дурного поведения (34,5%) и грешит некорректной политической пропагандой (31,4%). Респондентов, не соглашающихся с этими суждениями, насчитывается, соответственно, 11,1% и 13,9%. Чуть более четверти

опрошенных (26,3%) отмечают еще один сильный раздражитель - исковерканный русский язык, звучащий с телеэкрана. Не согласных с этим суждением 24,2%.

Эти данные объясняют, почему в последние годы россияне столь настойчиво стали требовать введение «моральной» или «социальной» цензуры в СМИ. Так, по данным ВЦИОМ, полученным во всероссийском репрезентативном опросе в июне 205 года, 82 процента россиян считают, что на телевидении нужна социальная цензура. Причем число сторонников цензуры на российском телевидении резко увеличивается. Если год назад за нее выступали 63 процента опрошенных, то в этом уже 82 процента. С 35 до 47 процентов возросла доля безусловных сторонников цензуры. Что касается противников цензуры, то их число сократилось -29 до 16 процентов. При этом на вопрос о том, нужно вводить политическую цензуру позитивно ответили на вопрос о том, нужно вводить политическую цензуру позитивно ответили лишь

1% опрошенных. Следовательно, речь идет не политических, а о социально-культурных корнях явления.1

Характеризуя современные СМИ с точки зрения их взаимоотношений с молодежной аудиторией, кратко остановимся на специфике некоторых видов средств массовой информации.

В любом социуме трудно переоценить значение подготовки молодого поколения к вступлению в социальную жизнь. Проблемы социализации молодежи чрезвычайно важны как в периоды поступательного развития общества, так и в эпоху перемен, смены государственно-политического строя, реформирования социально-экономических отношений. Но особенно актуальными для молодежи становятся вопросы поиска смысла жизни, самоидентификации в периоды, когда в обществе меняются мировоззренческие установки, трансформируются идеальны и ценности.

В процессе получения социального опята современное молодое поколение испытывает на себе влияние множества факторов, формирующих личность, содержание базовых ценностей, помогающих определить вектор духовного развития. Это первичные факторы социализации - семья, родители, в также школа, окружение друзей, молодежные сообщества.

Важнейшую роль в этом процессе играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.

Исследования в области влияния СМИ на молодежь показали, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждаются молодежь, подменяются содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. И это приносит создателям медиаиндустрии быстрый коммерческий успех.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См. материалы на сайте ВЦИОМ www.wciom.ru

По данным исследования, на страницах массовых периодических изданий молодые люди не находят, по их мнению, ни достоверной информации, ни актуальных для них тем, газеты не становятся помощниками в решении проблем молодого поколения. При том, что, как показывает опрос, 52,8 процента молодого поколения интересуют в СМИ, в первую очередь, их собственные проблемы.

Сегодня ушла в прошлое прежняя система воспитания молодежи, в значительной степени утрачена и традиционная воспитательная функция СМИ. При этом только обозначилась новая модель коммуникативных отношений, когда объект педагогических, идеологических психологических,

культурологических и прочих воздействий переходит в состояние субъективности и начинает участвовать в процессе духовного производства.

Сегодня на фоне лавинообразного развития компьютерных технологий, стремительного роста скорости и объема производимой и потребляемой информации, в СМИ наблюдается все углубляющееся противоречие между производителями и потребителями информационных продуктов. То, что предлагает современный российский рынок средств массовой информации, не устраивает молодежную аудиторию, вследствие чего традиционные СМИ необратимо теряют молодых читателей-зрителей-слушателей. Более всего эти тенденция проявляется по отношению к печатным средствам массовой информации, в особенности, к газетной периодике.

В результате молодые люди все меньше и поверхностнее читают. Однако это не значит, что они перестают читать вообще. В последнее время в молодежной среде обозначился интерес к журнальной периодике. Причем в этой области наблюдается две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, журналы зарубежных издательских домов, которые предлагают традиционную для современного медиарынка тематику гламура, жизни звезд, сексуальных отношений, моды, внешней стороны успеха. Они привлекают аудиторию обилием знакомых лиц с экранов телевизоров, упрощенными текстами, невысокой ценой.

Список литературы

1. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. -практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. стр 270.

2. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации.

М.: Академический проспект, 2005. - с. 340.

3. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М.: НИИ школьных технологий,

2006 г.

4. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.

5. Цымбалепко С.Б. Российский подросток в

информационно-психологическом пространстве.

Социологическое исследование.(ЮНПРЕСС, 2006) // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов 1 Всероссийской науч. - практ. конф.

«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - С. 280.

6. Фудоров А. В. Медиаобразование: социологические

опросы. Таганрог: Издательство Кучма, 2007.

Исследования телевизионной аудитории: теория и

практика: Материалы семинара для социологов

телекомпаний под ред. Шарикова А. В.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.