Научная статья на тему 'Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет'

Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
581
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КРИМИНОГЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СЦЕНАРНАЯ АГРЕССИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волошин И.А., Сударикова Т.Е.

Стремительно развиваются информационные системы. Большую роль в нашем обществе играютСМИ. Информационная среда может способствовать дальнейшему развитию человека, однако впоследние десятилетия она имеет скорее негативную и чаще всего криминогенную направленность.Тем самым средства массовой информации активно пропагандируют культ насилия, романтизируютпреступный мир, что способствует увеличению агрессивности, снижению значимости правовых норм.Наиболее сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование неокрепшей личностиподростка. Ведь данная возрастная категория не обладает богатым жизненным опытом и вбольшинстве случаев не может адекватно отделить плохое от хорошего, тем самым принимая образцыпреступного поведения. В связи с этим, в данной статье необходимо исследовать воздействие СМИ наформирование криминогенных установок у несовершеннолетних 14-18 лет. Масс-медиа, наряду сдругими социальными факторами, не могут не влиять на молодежную преступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - С. 50-55.

УДК 343.914

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КРИМИНОГЕННЫХ УСТАНОВОК У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ

Волошин И. А., Сударикова Т. Е.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Стремительно развиваются информационные системы. Большую роль в нашем обществе играют СМИ. Информационная среда может способствовать дальнейшему развитию человека, однако в последние десятилетия она имеет скорее негативную и чаще всего криминогенную направленность. Тем самым средства массовой информации активно пропагандируют культ насилия, романтизируют преступный мир, что способствует увеличению агрессивности, снижению значимости правовых норм. Наиболее сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование неокрепшей личности подростка. Ведь данная возрастная категория не обладает богатым жизненным опытом и в большинстве случаев не может адекватно отделить плохое от хорошего, тем самым принимая образцы преступного поведения. В связи с этим, в данной статье необходимо исследовать воздействие СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних 14-18 лет. Масс-медиа, наряду с другими социальными факторами, не могут не влиять на молодежную преступность.

Ключевые слова СМИ, подростковый возраст, информационная среда, преступность среди несовершеннолетних, криминогенная информация, сценарная агрессия, информационная безопасность.

В настоящее время сила воздействия СМИ на подсознание людей, формирование их поведения необычайно велика. Не зря их называют четвертой властью. Большой интерес к медиакультуре проявляют лица подросткового возраста. В психологии понятие подросткового возраста охватывает период с 12 до 18 лет. Но, исходя из того, что в данной статье мы будем рассматривать влияние СМИ на формирование именно криминогенных установок, а согласно УК РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет, то целесообразнее будет при определении исследуемого возрастного периода руководствоваться ч. 1 ст. 87 УК РФ, где сказано следующее: «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет» [1, с. 38]. Понятие, данное в Уголовном Кодексе, почти полностью подпадает под определение подросткового возраста, принятого в психологии, что позволяет нам в полной мере исследовать криминогенное влияние масс-медиа на особую группу несовершеннолетних, подростков.

В повышенном интересе лиц данного возраста к информации, которую преподносят СМИ, можно увидеть как положительный, так и отрицательный аспект. С одной стороны, подросток может почерпнуть оттуда большое количество полезной для учебы, развития, проведения досуга информации, с другой стороны, получает зачастую непроверенную и недостоверную информацию, которая может оказаться низкокачественной и неэстетичной. Такого рода сведения наносят вред не только нравственному здоровью еще несформировавшейся личности, но и существенно ухудшает физическое здоровье. Известный московский врач и педагог

51

И. Б. Куркина отмечает: «Увлечение детей просмотром ТВ-передач не только вызывает возбуждение нервной и психической деятельности, но и способствует повышению внутричерепного давления» [8, с. 47].

Состояние преступности несовершеннолетних вызывает беспокойство. В решении этой проблемы заинтересовано все мировое сообщество и РФ не исключение.

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины, ведь помимо СМИ существуют и иные институты социализации: школа, семья, детские и молодежные организации.

Однако проблема заключается в том, что противостоять нарастающему влиянию масс-медиа становится все сложнее. Против них - лишь школьный учитель литературы с двумя уроками в неделю и малая часть родителей в семьях, где еще не забыли о ценности книг. Следовательно, наряду с другими институтами социализации, СМИ активно влияют на подростковую преступность.

В категорию СМИ входит достаточно большой перечень информационных ресурсов. Статья 2 ФЗ от 27.12.1991 года №2124-1 «О СМИ» раскрывает для нас понятия «массовая информация» и «средства массовой информации». Под массовой информацией понимается предназначенное для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальные программы, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием [2, с. 2].

Одно из важных условий повышения агрессии у несовершеннолетних - насилие на телевидении. Это не говорит о том, что сцены насилия - это прямые руководства к действию, однако подростки, пропуская их через свое сознание, начинают полагать, что человеческая жизнь не имеет ценности.

После того, как в 1972 году был опубликован 5-ти томный отчет Ассамблеи хирургов и результаты судебных разбирательств, связанных с влиянием телевидения на психику детей, выяснилось, что СМИ могут оказывать педагогическое воздействие. В отчете прослеживалась причинно-следственная связь между телевизионными сценами насилия и грубостью, агрессией у детей.

Большинство российских и зарубежных исследователей проанализировали, сколько сцен убийств и насилия видят дети за день, месяц, год. Доктор наук Райнер Паулаф в своей книге «Застывший взгляд» рассказывает, как влияет на психику несовершеннолетних телевидение: «Телеэкран блокирует спонтанные творческие игры, естественные движения, что приводит к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности и интеллект».

Специалисты, изучающие СМИ, выделяют виды воздействия, исходя из достаточно частой возможности СМИ злоупотреблять свободой слова или негативно воздействовать на аудиторию, не осознавая этого. Итак, три формы злоупотребления, которые оказывают негативное воздействие, выделяет М. Андрианов в своей работе «Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности» [4, с. 89]:

1) запрещенные законом и наказуемые;

2) запрещенные законом, но ненаказуемые или необеспеченные санкциями;

52

3) нарушение профессиональных и этических норм.

К первой группе мы можем отнести запрет, установленный статьей 242 УК РФ (Фактическое незаконное распространение порнографических материалов и предметов). Сложно представить себе весь объем негативного влияния на формирующуюся личность подростка. Здесь можно говорить и о растлевающем влиянии, и о влиянии на рост числа преступлений сексуального характера, и, конечно же, что является самой большой проблемой, о вовлечении несовершеннолетних в секс- и порно-бизнес. Сегодняшнее законодательство затрудняет процесс признания изданий или программ порнографическими. Ведь для этого необходимо проведение искусствоведческой экспертизы, а для этого, к сожалению, в большинстве регионов России не создано соответствующих условий.

Ко второй группе относятся противоправные действия, вследствие которых воздействие СМИ может сыграть важную роль, но они остаются безнаказанными.

Статья 4 Закона «О СМИ» указывает: «Распространение передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье, сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено ФЗ» [2, с. 4].

Существенным недостатком можно назвать то, что в законе не уточняется, каким образом и насколько точно должны быть указаны методы и способы разработки, изготовления и использования наркотиков. Так как не было прецедентов привлечения к ответственности за подобные злоупотребления, положения закона толкуют в широком смысле.

В качестве примера такого нарушения может быть рассказ в видеорепортаже о наркомане, который, выращивая коноплю в условиях обычной городской квартиры, достаточно подробно описывает процесс ухода за растением, технологию приготовления наркотического вещества к потреблению.

Самым распространенным нарушением является третья группа - нарушение профессиональных и этических норм. В качестве примера такого нарушения можно привести использование ненормативной лексики. В свою очередь, это приводит к замедлению развития общества, обеднению языка и культуры. Нарушая нормы морали, СМИ создают и развивают криминальную субкультуру. Раскрывая понятие криминальной субкультуры, необходимо указать, что это продукт деятельности людей, которым не свойственно уважение к правам и свободам личности.

Очередной проблемой является достаточно частое изображение сцен насилия и жестокости. Для рассматриваемого возраста и так свойственно усиление агрессии, жестокости. Смягчить данное свойство характера должен педагогический процесс. Сложно достичь данной цели, если несовершеннолетнего окружает информация о насилии, жестокости по отношению к человеку.

Д. В. Жмуров в своей статье «Сценарная агрессия подростков», опубликованной в юридическом журнале «"Черные дыры" в российском законодательстве», употребил такой подходящий, на наш взгляд, термин - «сценарная агрессия» [5, с. 253-255]. Сценарная агрессия - это воспроизведение индивидуумом какой-либо модели деструктивного поведения посредством научения таковому через медиатексты.

53

У. Бельсон изучил связь теленасилия и поведения 1565 лондонских мальчиков. Те из них, кто предпочитал смотреть передачи, содержащие сцены насилия, совершали почти в два раза больше правонарушений в течение последних 6 месяцев.

Существует еще такой термин, как «copucascrimes», или преступления-имитации. Он означает, что совершенные преступления в некоторых случаях могут быть подражаниями или имитацией, их совершают фанаты фильмов.

Многочисленные экспериментов, проводимые в разные годы такими исследователями, как Берковец,Уилсон, Капитмен, позволяют прийти к выводу, что эффект от наблюдаемого насилия длится около часа. В ряде случаев интервал может быть увеличен до нескольких месяцев. Примеров, когда подростки, будучи под впечатлением фильма, подражая героям, совершали после просмотра преступление, пугающее количество. Вот некоторые из них. Как-то в Барселоне подростки, посмотрев телевизор поздно вечером, натянули через улицу пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту, который и скончался на месте.

В 2001 году в Великобритании произошел жестокий случай. Трое 16-ти летних подростков, позднее признанных судом вменяемыми, были осуждены за убийство 15-летнего подростка. Они решили на детской площадке воспроизвести сцену из фильма «Бешеные псы». Для реализации задуманного они совершили жестокое нападение, а один из школьников, повторяя сцену из фильма, попытался отрезать жертве ухо при помощи разбитой бутылки из-под водки.

Такие ситуации характерны не только для зарубежья, но происходят и в России. В газете «Вечерняя Казань» (2009 год) была опубликована статья о том, что задержаны двое школьников 16-ти лет, которые совершили 6 убийств. На вопрос о том, зачем они это сделали, подростки ответили, что хотели быть похожими на главного героя триллера «Молчание ягнят». В дальнейшем они пояснили, что им захотелось почувствовать, как это - резать и убивать [7, с.120].

Большой вред наносят СМИ, популяризируя и романтизируя преступный мир. Несовершеннолетний начинает думать, что воровской мир хоть и жесток, но благороден, а воровские «понятия» разумнее официальных законов. Тем самым падает авторитет правоохранительных органов, тем более что СМИ часто негативно оценивают их деятельность. Именно из-за этого у лиц с криминальными наклонностями создается впечатление безнаказанности, а потенциальная жертва задумывается над тем, что если случится несчастье, то помощи от правоохранительных органов ему не следует ждать.

Особенно восприимчивы к информации именно подростки, следовательно, такая негативная оценка сотрудников правоохранительных органов, закрепляет в их сознании, что полиция все равно будет бездействовать, они заняты получением взяток, а преступность - это не так уж и плохо.

Из этого можно сделать вывод, что одной из основных задач общества и государства является максимально возможное ограждение от криминогенной информации подрастающего поколения, в том числе контроль распространения таких сведений в сети Интернет. В данном направлении на законодательном уровне лишь недавно стали предприниматься шаги. К примеру, принятый 29.12.2010 года ФЗ №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направлен на защиту детей от негативного, в том числе криминогенного

54

воздействия информации [3, с.2]. Однако данный закон лишь в некоторой степени способен оградить детей от криминогенной информации, поскольку главные его субъекты - родители - не в состоянии контролировать всю информацию, которая проникает в сознание детей.

Проанализировав изученное, мы пришли к выводу, что необходимо внести изменения в ФЗ «О СМИ». Можно предусмотреть статью, которая б обязывала предоставлять определенное время эфира для проведения правовой пропаганды. Закон должен предусматривать ответственность за:

- демонстрацию художественных фильмов без надлежащей регистрации либо с нарушением правил демонстрации;

- распространение в СМИ сообщений и материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости;

Было б целесообразно дополнить закон «О СМИ» статьей о запрете показа сцен насилия и жестокости с 7.00 до 22.00.

Введение общественно-государственной цензуры может стать достаточно эффективным инструментом противодействия распространения через СМИ сообщений и материалов, способных нанести вред полноценному развитию ребенка. Мы видим, что на данный момент создано много телепередач и кино, которые способны значительно изменить духовные ценности населения. Введение цензуры на художественные произведения, конечно же, является предметом многих споров. Старшее поколение помнит, как в СССР многие литературные деятели, которые сейчас считаются классиками, подвергались критике и гонениям. Сейчас происходит совершенно обратный процесс. Сведение к минимуму цензуры и доступность издания книг предоставляют возможность издавать произведения, которые совершенно не обладают художественной и литературной ценностью. Введение цензуры очевидно. Но также очевидно, что злоупотребление ею может повлечь серьезные последствия. Задача современного общества и государства в том, чтобы найти компромисс и определить, какие ограничения являются разумными, а какие - излишними.

Подводя итог, стоит сказать, что воздействие СМИ на преступность среди несовершеннолетних доказана как отечественными, так и зарубежными исследователями. Сегодня СМИ содержат в себе много агрессивных сцен. Это пагубно сказывается на подростковом ощущении насилия в обществе, приемлемости его применения. Следовательно, необходимо предпринимать дальнейшие шаги в законодательном регулировании информационной безопасности детей и введении на федеральном уровне цензуры в разумных пределах.

Список литературы

1. Уголовный кодекс РФ. - Москва.: Проспект, КноРус, 2016. - 240 с.

2. ФЗ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

3. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

4. Андрианов М. Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности // Уголовное право. - 1999. - №2. - С. 89.

5. Жмуров Д. В. Сценарная агрессия подростков // Бизнес в законе. - 2007. - №3. - С. 253-255.

55

6. Иванов А. В. Негативное влияние современного телевидения и компьютерных игр на преступность несовершеннолетних // Вестник ТИСБИ. - 2010. - № 2. - С. 165-172.

7. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2006. - 219 с.

8. Леван Т. Н.Здоровье ребенка в современной информационной среде: Учебно-методическое пособие. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.

Voloshin I.A., Sudarikova T.E. Influence of the media on the formation of crimenogenic installations in minors in age from 14 to 18 years // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - Р. 50-55.

Information systems are developing rapidly. A big role in our society is played by the media. The information environment can contribute to the further development of man, but in recent decades it has a negative and, more often than not, a criminal nature. Thus, the mass media actively propagandize the cult of violence, romanticize the underworld, which contributes to increasing aggressiveness, reducing the importance of legal norms. The strongest impact of the media can have on the formation of a fledgling personality of a teenager. After all, this age category does not have a rich life experience and in most cases can not adequately separate the bad from the good, thereby taking samples of criminal behavior. In this connection, in this article, it is necessary to investigate the impact of the media on the formation of criminogenic installations in minors aged 14-18. Mass media, along with other social factors can not but affect youth crime.

Keywords: mass media, adolescence, information environment, juvenile delinquency, crime information, scenario aggression, information security.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation. - Moscow .: Prospekt, KnoRus, 2016. - 240 p.

2. FZ of 27.12.1991 N 2124-1 (as amended on 03.07.2016) "On the mass media". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

3. Federal Law No. 436-FZ of 29.12.2010 "On the Protection of Children from Information Harmful to their Health and Development." URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

4.Andrianov, M. Abuse of freedom of mass information in covering crime problems / M. Andrianov // Criminal law. - 1999. - №2. - P. 89.

5. Zhmurov D.V. Scenario aggression of adolescents / D.V. Zhmurov // Business in the law. - 2007. -№3. - P. 253-255.

6. Child's health in the modern information environment: Teaching-methodological manual / Le-van TN. - Moscow: Forum, SRC INFRA-M, 2015. - 224 p.

7. Ivanov A.V. Negative influence of modern television and computer games on juvenile delinquency / A.V. Ivanov // Bulletin of TISBI. - 2010. - №2. - P. 165-172.

8. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. - M .: Eksmo. - 2006. - 219 p.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.