Научная статья на тему 'Сми как фактор, детерминирующий преступность несовершеннолетних'

Сми как фактор, детерминирующий преступность несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1046
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) / MASS MEDIA / КОММЕРЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / COMMERCIAL AND SOCIAL ADVERTISING / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY MODE OF LIFE / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTING JUVENILE CRIMES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каракулина С.Е.

СМИ культура, доступная каждому и полностью управляемая тем, что люди хотят, одновременно являясь мощным фактором идеологического воздействия на сознание и поведение масс, способным направить их активность в том или ином направлении. СМИ, в погоне за прибылью, выпускают коммерческую рекламу, порой чудовищную по содержанию с точки зрения нравственных норм. Все чаще через рекламу происходит навязывание определенных стереотипов внешности и поведения, создают определенные образы. Необходимо развивать социальную рекламу, одновременно введя полный запрет на рекламу спиртных и табачных изделий и т.д. В виду направленности на конкретные социальные группы населения, социальная реклама должна использоваться более эффективно в пропаганде здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media as a factor in determining juvenile delinquency

Mass media nowadays is a factor of culture, which is open to everyone and managed by everything people wish. At the same time, it is a powerful tool of ideological influence on people's consciousness and behavior, which is able to head human activity in any direction. Recently commercial advertising has appeared in media with the aim to make more money and get higher profit. It is not controlled by anybody and sometimes has monstrous content, lacking any moral norms. Advertising very often persists a certain stereotype of appearance and behavior. Advertisement itself can create certain stereotypes and then exploit them. As a solution to the problem, it is necessary to develop social advertising, to direct it at specific groups of population and for specific social problems solution. Social advertising should be used more effectively in propaganda of the healthy mode of life.

Текст научной работы на тему «Сми как фактор, детерминирующий преступность несовершеннолетних»

ТРИБУНА АСПИРАНТА, АДЪЮНКТА И СОИСКАТЕЛЯ

СМИ КАК ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О)

OI

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >s

о *

о

ф у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

< s

I

н

о ф

со

KapaKynuHa C.E. *

Mass media nowadays is a factor of culture, which is open to everyone and managed by everything people wish. At the same time, it is a powerful tool of ideological influence on people's consciousness and behavior, which is able to head human activity in any direction. Recently commercial advertising has appeared in media with the aim to make more money and get higher profit. It is not controlled by anybody and sometimes has monstrous content, lacking any moral norms. Advertising very often persists a certain stereotype of appearance and behavior. Advertisement itself can create certain stereotypes and then exploit them. As a solution to the problem, it is necessary to develop social advertising, to direct it at specific groups of population and for specific social problems solution. Social advertising should be used more effectively in propaganda of the healthy mode of life.

Процесс формирования личности продолжается с разной интенсивностью практически всю жизнь. На протяжении всей жизни, начиная с момента рождения, те или иные стороны личности постоянно развиваются. Наиболее интенсивно человек формируется до наступления совершеннолетия, именно в это время приобретаются необходимые знания и закладываются правила поведения в обществе. Личность человека — понятие, которое выражает социальную сущность лица, комплекс характеризующих его признаков, его нравственный и духовный мир, отношение и взаимодействие с социальными и индивидуальными жизненными условиями. Основные стороны личности — социальные (проявление в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.), психологические (соответствующие свойства личности, возрастные особенности психики и др.), нравственно-психологические (основная жизненная ориентация, мировоззрение, интересы, мотивы поведения, моральные ценности, которыми личность руководствуется в своей деятельности, правосознание, нравственные навыки и привычки, характер и уровень потребностей) свойства. Главным образом личность формируется в деятельности через отношения с другими людьми, коллективом, обществом, то есть это процесс усвоения

индивидом опыта общественной жизни1. Формирование идет по двум направлениям: через непосредственный индивидуальный опыт и путем усвоения социального опыта других людей. При этом социализация является общим процессом и может протекать независимо от целей, которые ставят перед собой окружающие индивида люди, это стихийное и во многом независящее от индивида усвоение им реальных ценностей, действенных норм, жизненных устремлений, элементов современной ему культуры.

Процесс социализации имеет нравственную и правовую стороны. В ходе нравственной социализации человек усваивает выбранные обществом общепринятые моральные нормы и ценности, регулирующие отношения в обществе и между людьми, в том числе и в сфере, касающейся правового и противоправного, преступного поведения. Количественные, качественные и иные характеристики преступности и ее причины зависят от наличия или отсутствия тех или иных моральных ценностей и установок2. В этой связи влияние СМИ, в том числе телевидения, трудно переоценить.

Выделяют СМИ трех типов: телевидение, радио и печатная продукция. Каждый из нас ежедневно сталкивается хотя бы с одним из них, волей-неволей пропуская через себя ту информацию, кото-

Соискатель АЭБ МВД России.

рую разными способами СМИ доносят до нашего сознания. Сегодня трудно представить жизнь общества без СМИ. Они играют большую роль в удовлетворении потребности масс в информации, в налаживании связей между различными регионами мира, в передаче знаний и опыта подрастающему поколению, позволяя быстро и активно формировать взгляды людей, их стремления и идеалы. СМИ, особенно телевидение, — культура, доступная каждому и полностью управляемая тем, что люди хотят, одновременно являясь мощным фактором идеологического воздействия на сознание и поведение масс, способным направить их активность в том или ином направлении.

С распадом СССР поддержка отечественной культуры со стороны государства резко сократилась, что привело к снижению положительного влияния культуры на общество, на формирование позитивных ориентиров граждан, в том числе молодежи. Разрастание СМИ, развитие и расширение методов исследования рынка их потенциальных потребителей привели к тому, что СМИ стали более восприимчивыми к нуждам аудитории, к тому, что хотят увидеть или услышать их читатель и зритель. Удовлетворяя потребности масс, нужная информация появляется в печати, на радио или телевидении. В последние время СМИ ориентированы на получение экономической выгоды, когда удовлетворяемый информационный голод приносит свои ощутимые дивиденды3.

В погоне за прибылью в СМИ появилась коммерческая реклама, никем не контролируемая, порой чудовищная по содержанию с точки зрения нравственных норм. Реклама — очень хороший манипулятор сознанием, и в этом состоит ее главная опасность. В рекламе порой используется психология, причем не доступная, а стоящая на вооружении спецслужб. Все чаще через рекламу происходит навязывание определенных стереотипов внешности, поведения и т.д. Реклама создает определенные образы, поставленные на службу социального мира, а затем паразитирует на них. Например, длительное время по телевизионным каналам можно было увидеть рекламу пива, из которой следовало, что если ты не пьешь «Клинское», то ты неудачник. Вагоны метрополитена в Москве увешаны плакатами, рекламирующими легкие сигареты и т.д. Молодежь и пожилые люди в силу своей наибольшей доверчивости первы-

ми попадают под ее удар. В 2005 г. был принят закон об ограничении времени рекламы на телевидении до девяти минут в час, который фактически не действует4. Неконтролируемая свобода СМИ, начавшаяся в начале 90-х гг., привела к тому, что информация, передаваемая ими, стала нести в себе некий отрицательный потенциал.

Однако снятие духовно-нравственных, правовых и культурных ограничений является важнейшим фактором опасности для личности. За последнее десятилетие при целенаправленном действии СМИ произошло изменение нравственных и эстетических основ общества: честный труд перестал цениться, во многих семьях родители стали поклоняться золотому идолу, грань между преступным и социально-полезным размыта. Деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью стала преподноситься односторонне и оцениваться негативно. Лица, совершившие противоправные поступки, наоборот, стали главными героями и зачастую положительными героями передач и публикаций5. Человеческие слабости и пороки, всевозможная социальная и физиологическая патология становятся модными, достойными подражания 6. В России вот уже более 10 лет через СМИ, особенно телевидение в виду его доступности для населения, идет атака на семейные ценности7. Телевидение, в том числе государственные каналы, тиражирует пьянки, гульбу, бандитские разборки и сексуальное разгуляй-поле8. Нравы преступной среды, ее субкультура, внедряясь в нашу жизнь, оказывают все возрастающее влияние на сознание молодежи. Например, многие молодые люди «украшают» свое тело татуировками, отдавая дань моде, подражая той или иной звезде.

Пропаганда СМИ насилия и жестокости, вседозволенности, культа материального богатства ведет к обесцениванию нравственных ценностей в обществе, которые фактически и сдерживают общественный порядок. Сегодня можно говорить о том, что, несмотря на возрастающее беспокойство о психическом здоровье детей, наше общество принимает эстетическую ценность насилия, иначе трудно объяснить огромное количество программ телевещания и изданий печатных СМИ с изображением жестокости, фактически ежедневный показ кинокартин о жизни преступного мира. Анало-

о> 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гично рынок печатной продукции переполнен детективами и боевиками, основным содержанием которых является описание криминальной жизни. СМИ ориентированы на массового потребителя, отражают криминальные стороны жизни общества.

СМИ, особенно телевидение, через физическую и вербальную агрессию воздействуют на сознание людей, в первую очередь на еще неустойчивую, несформи-ровавшуюся детскую психику. Получаемая информация, даже если она не имеет значения для конкретного человека, все равно частично оседает в памяти. Если же информация тиражируется, дублируется разными источниками и на протяжении длительного времени, то вероятность ее запоминания, а в последствии и использования возрастает.

Таким образом, СМИ порождают те образы поведения, на которые мы ориентируемся в своей жизни. Большинство исследователей еще на заре появления телевидения пришли к неутешительным выводам о том, что «телевидение производит насилие», «связь между телевидением и агрессией, а также снижением интеллектуального уровня у детей более доказана, чем связь между курением и ра-ком»9. Телевизионное насилие вне всякого сомнения оказывает вредное воздействие на подрастающее поколение, предрасполагает его к агрессивному поведению, через наблюдение обучает насилию. Отдельные исследования позволяют увидеть, насколько заразительными могут быть телевизионные программы и фильмы. Так, согласно исследованиям, проведенным в США, 38 % американских подростков начали курить, копируя телевизионных героев10. 41 % американских подростков либо читали, либо смотрели истории о Гарри Поттере, в результате чего 12 % из них серьезно заинтересовались колдовством, а 66 % опрошенных принимали участие в различных оккультных ритуалах11. При просмотре сцен насилия возникают агрессивно насыщенные мысли, чувства и образы. Все эти процессы появляются автоматическими и не подвержены эмоциональному контролю12. Все сказанное говорит о том, что идентификация с виртуальными персонажами является неотъемлемым фактом нашей жизни. При этом подражание таким персонажам может приобретать самые различные формы, в том числе связанные с насилием и жестокостью. Наблюдение

сцен агрессивного характера может стимулировать процессы усвоения увиденного опыта, который как бы замещает отсутствие соответствующего личного опыта и приводит к освоению новых типов поведения13. По результатам некоторых исследований, в трех из четырех случаев телевидение демонстрирует программы, в которых насилие не критикуется14, более того, 40 % демонстрируемого насилия совершается «положительными героями» и не осуждается, а вывод о том, что зло способно обернуться еще большим злом, содержит лишь 15 % программ15.

Таким образом, можно говорить о том, что телевидение обучает актуальным методам агрессии, а также способам рационализации и оправдания насилия. При этом систематическое и продолжительное восприятие сцен насилия приводит, как правило, к использованию агрессии в реальной жизни. Установлено, что к моменту окончания средней школы ребенок, который ежедневно смотрит телевизор несколько часов, уже склонен к агрессии. Критический показатель времени, проведенного у телевизора, оценивается от трех, четырех и более часов в день16. Наблюдение агрессивного поведения на телеэкране может привести к освоению такого типа поведения, даже если оно не было ничем подкреплено17. Необходимо отметить, что при просмотре сцен агрессии ребенок испытывает потрясения, сопровождающиеся выбросом различных гормонов (адреналина, норадреналина, эндорфинов и пр.).

Гормональное развитие считается одним из условий, сопровождающих освоение подростками враждебных форм поведения. Эмоциональные потрясения, переживаемые ежедневно, адаптируют организм к повышенному содержанию гормональных веществ в крови, поэтому со временем, когда телевизор перестает приносить удовольствие, начинается поиск замещающих форм поведения для поддержания требуемого гормонального уровня. Ребенок начинает заниматься подстрекательством, провоцированием агрессии. Наблюдая за насилием в СМИ, человек повышает вероятность собственного агрессивного поведения. Так, отмечается, что дошкольники, которым по вечерам разрешали смотреть боевики, в 2,8 раза чаще использовали агрессию для разрешения спорных вопросов во взаимоотношениях с другими детьми по сравнению с теми, кому перед сном читали сказки18.

Таким образом, можно рассматривать зависимость агрессии от гормонального состояния человека, которое, в свою очередь, частично формируется под влиянием сцен жестокости, физических параметров (облучение) и т.д. Люди испытывают потребность в совершении преступлений, увиденных по телевизору, и самое страшное, что этот спрос на преступления все время возрастает. Телезритель «испытывает пассивную тягу к изображению преступлений, катастроф, кровавым и жестоким сценам — этому хлебу насущному, которым ежедневно кормят публику пресса и телевидение. Люди жадно поглощают эти образы, ибо это самый быстрый способ вызвать возбуждение и тем облегчить скуку без внутреннего усилия. Но всего лишь малый шаг отделяет пассивное наслаждение насилием от активного возбуждения посредством садистских и разрушительных действий». Телевидение становится «генератором» насилия, которое выходит из экрана в жизнь19. На время просмотра телепередач психика человека становится предметом общественно опасного психического воздействия — гипноза20. Как известно, наиболее «опасное» время для усвоения моделей агрессии — это вечер. Однако именно в эти часы с увеличением усталости снижается уровень самоконтроля и критичности, что и способствует принятию негативных образцов поведения. Воспринятые в вечерние и ночные часы модели усваиваются на уровне подсознания и проигрываются в дальнейшем в сновидениях. Наибольшее количество сцен насилия транслируется именно в вечернее время21. По данным некоторых исследований, у 39—43 % подростков, склонных к хулиганским поступкам и участию в драках, насилие на экране вызывает положительные эмоции22. Наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних. Это означает, что подросток необязательно будет копировать увиденное насилие. Достаточно того, что антиобщественное поведение несовершеннолетнего сопровождается или предваряется активным просмотром телепередач преимущественно со сценами насилия. Таким образом, преступления могут быть имитацией увиденного насилия на телевидении и являются одним из условий становления агрессивной личности. Как правило, подобные преступления совершаются через короткое время после показа сцен на-

силия на телевидении и резко снижаются уже через несколько дней после освещения провоцирующих сообщений23. Например, случаи сообщений о преступлениях групп подростков после показа на канале «Россия» сериала «Бригада» резко возросли. Нападения так называемых «бригад» были зафиксированы во многих городах страны. Так, в Караганде группа подростков на берегу Федоровского водохранилища жестоко убила мужчину и женщину. Расследование показало, что преступление совершили трое несовершеннолетних после просмотра сериала «Бригада». Более того, подростки, стремясь подражать телегероям, выбирали себе их имена24.

Таким образом, необходимо признать, что средства массовой информации, как и другие социальные факторы, не могут не влиять на молодежную преступность. Безусловно, их вклад в криминализацию молодежи можно оценивать по-разному, но тот факт, что он существует, не вызывает сомнения. Образцы и модели поведения, транслируемые СМИ, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием, определяя ценностные ориентации и его реальное поведение25. У молодежи мало достойных примеров для подражания в виду отсутствия воспроизводства социально приемлемых моделей поведения.

Позитивным шагом можно назвать принятие ряда мер: запрет рекламы спиртных напитков, в том числе пива, табачных изделий в дневное время; появление на телевидении социальной рекламы, направленной на предупреждение негативных последствий курения, употребления спиртных напитков и т.д. Согласно опросам, многие подростки в качестве мотива употребления спиртных напитков, наркотических средств называли любопытство, незнание их пагубных последствий26. Реклама, особенно телереклама ввиду ее доступности, является источником не только материальным, но и политическим. Назрела необходимость принятия закона о рекламе, в котором указывалось бы на необходимость проведения экспертной оценки с привлечением экспертов, специалистов, психологов. Главным критерием оценки должна стать безопасность рекламной продукции.

Таким образом, необходимо развивать социальную рекламу ввиду ее направленности на конкретные социальные группы населения, на решение конкрет-

о> 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

ных социальных задач, она должна более эффективнее использоваться в пропаганде здорового образа жизни, одновременно введя полный запрет на рекламу спиртных и табачных изделий и т.д. Именно пропаганда здорового образа жизни играет важную роль в предупреждении пристрастия молодежи к пагубным привычкам — курению, употреблению алкоголя, наркотиков и борьбе с такими негативными явлениями, как детская преступность. Издание и распространение печатных изданий по правовой тематике, регулярные публикации в газетах и журналах, передачи на радио и телевидении должны быть направлены на правовое просвещение и пропаганду правовых знаний. Необходимо развивать такие формы, как публикации в печати, введение постоянных рубрик, направленных на профилактику преступности, пьянства, наркомании, организация диспутов на радио или телевидении с привлечением практических сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников и других специалистов. Совместные встречи с населением и выступления в СМИ помогут привлечь внимание различных общественных организаций и широких слоев населения к вопросам профилактики государства. Безусловно, сегодня нужно создавать образо-

вательные телепередачи и каналы, возрождать и развивать наше культовое кино, ведь каждый кинематографист может сделать жизнь страны лучше, чтобы у зрителя после просмотра передачи (фильма) возникало чувство патриотизма, гордости за страну и т.д., а не «не только пузырьки от кока-колы оставались у людей в головах после просмотра телевизора»27. Необходимо организовать в СМИ регулярное вещание и публикации материалов образовательно-просветительского характера, направленные на повышение интереса граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха; на популяризацию комплексных физических упражнений, в том числе самостоятельных упражнений в домашних условиях; информировать о ходе развития олимпийских и других видов спорта в стране. О необходимости пропаганды здорового образа жизни, о том, что если появится альтернатива — например, занятие спортом, то не будет потребности в употреблении алкоголя, указывал Президент России в ноябре 2009 г.28 С помощью СМИ необходимо привлекать внимание общественности к нерешенным проблемам детства — например, к проблемам беспризорности и безнадзорности, сиротства.

Литература и примечания

1. Волков В.С., Наумов А.В., Лысов М.Д. Личность преступника. Казань, 1972. С. 8.

2. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 234.

3. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М., 2005. С. 37.

4. ТВ Центр. «Русский взгляд». 31 мая 2009 г.

5. ТВ Центр. Право голоса. 9 марта 2010 г.

6. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: учебное пособие. М. 2003., С.159.

7. ТВ Центр. Право голоса. 9 марта 2010 г.

8. Костиков В. Телевизионная политика угрожает семейным ценностям // Аргументы и факты. 2007. № 9. 28 февраляг. С. 10.

9. Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

10. Красс-фильм. 10 ноября 2005 г. URL: http://www.krasfilm.ru/news.

11. // Седмица. 2002. № 44. 10 июля.

12. Мачина А.А. Масс-медиа как источник посылов к агрессии. Ломоносовские чтения 2002 г. Т 1.

13. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003. С. 139.

14. ТВ и видеоигры развивают в детях жестокость. Эксперт-центр. 13 февраля 2003 г.

15. Культ насилия уродует детскую психику // Правда. 1999. 11 июня.

16. Горельчик Е. Телепузики // Советская Белоруссия. 2001. № 259. 8 сентября.

17. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003. С.139.

18. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. М., 2004. С. 127.

19. Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием. СПб., 2005.

20. Попов Д.В. Криминализация отдельных видов психического насилия — объективная необходимость. Уфа., 2004.

21. Собкин В., Глухова Т. Подросток у телеэкрана // Первое сентября. 2001. № 90. 15 декабря.

22. Тарасов К.А. Насилие в фильмах. М., 2003.

23. Берковиц Л. Агрессия. СПб., 2001. С. 261.

24. Абеурова Г. Майкудукская «братва» решила отомстить судьбе за жестокость. Пресс-служба ГУВД Карагандинской области. URL: http://www.krg"guvd.kz/publications.

25. Цветков В.Л. Антиобщественное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение. М., 2000. С. 45.

26. Позднякова М.Е. Социологический анализ наркомании. М., 1995. С. 20.

27. Зятьков Н. О времена, о нравы // Аргументы и факты. 2007. № 9. 28 февраля.

28. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.