Научная статья на тему 'Проблема сценарной агрессии у несовершеннолетних'

Проблема сценарной агрессии у несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2064
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Д.В. Жмуров

Статья посвящена изучению проблемы влияния телевизионных медиатекстов, содержащих различные формы изображения насилия, на проявления подростковой криминальной агрессии. В работе представлена краткая классификация форм обусловливания насильственного подросткового поведения сценами телевизионного насилия; дано определение феномена подобного подражания с примерами из отечественной и зарубежной уголовной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem scenario of aggression in juvenile

Article is devoted studying of scenes of violence on TV and to their influence on teenage criminal aggression.

Текст научной работы на тему «Проблема сценарной агрессии у несовершеннолетних»

ПРОБЛЕМА СЦЕНАРНОЙ АГРЕССИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Д.В. Жмуров,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО ВСИ МВД России

Статья посвящена изучению проблемы влияния телевизионных медиатекстов, содержащих различные формы изображения насилия, на проявления подростковой криминальной агрессии. В работе представлена краткая классификация форм обусловливания насильственного подросткового поведения сценами телевизионного насилия; дано определение феномена подобного подражания с примерами из отечественной и зарубежной уголовной практики.

Article is devoted studying of scenes of violence on TV and to their influence on teenage criminal aggression1.

Влияние различных социальных факторов на подростковую насильственную преступность, безусловно, велико. И одним из таких факторов является телевидение. Нередко можно услышать о том, что фильмы и телепередачи, в той или иной степени оказывают влияние на преступное поведение подростка, предоставляя ему якобы «сценарий» деструктивного поведения.

Итак, сценарная агрессия - это воспроизведение индивидом какой-либо модели деструктивного поведения посредством научения таковому через медиатексты (телевидение, СМИ).

Воздействие демонстрации телевизионного насилия на подростковую преступность может проявляться в нескольких формах:

- нелинейное воспроизведение агрессии - наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних;

- линейное воспроизведение агрессии - демонстрируется поведение, представляющее собой прямую имитацию наблюдавшегося на телеэкране (патологическая, умышленная);

- косвенное влияние - снижение сопротивления со стороны жертв насилия, виктимизация населения. Рассмотрим влияние демонстрации теленасилия более детально.

Во-первых, наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних (нелинейное воспроизведение). Это означает, что подросток не обязательно будет в точности копировать увиденное им насилие. Достаточно того, что антиобщественное поведение несовершеннолетнего предваряется и провоцируется активным просмотром телепередач преимущественно со сценами насилия. Возможно, что именно изначально агрессивные дети предпочитают передачи с насилием, но это

1 Zhmurov D.V. Problem scenario of aggression in juvenile.

положение остается дискуссионным. Приведем в пользу этого утверждения некоторые факты.

Социологические опросы российских подростков показывают, что телевидение является основным источником информации о противоправных действиях несовершеннолетних: 62 % состоящих на учете подростков и 50 % учащихся закрытых спецшкол, по их словам, черпают информацию о молодежной преступности именно из телевизионных программ и фильмов1. В опросах американских заключенных США 63 % из них заявили, что совершили преступление, подражая телевизионным героям, а 22 % переняли из передачи «технику преступления» . По данным Дж. Кэнтор 51 % несовершеннолетних преступников назвали своим любимым фильмом картину, содержащую сцены насилия.

Связь преступного поведения подростков и предпочтения сцен жестокости стала предметом нескольких научных исследований. Так, группа американских учёных во главе с профессором Колумбийского университета Д. Джонсоном обнаружила, что у 45 % из тех молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше трёх часов в сутки, склонны к насилию, а 20 % - опасны для общества и готовы совершить преступление . К подобным выводам в более ранних исследованиях приходят Эрон и коллеги. Они обнаружили существенную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет. У.

У. Бельсон изучил связь теленасилия и поведения 1565 лондонских мальчиков. Те из них, кто смотрел значительное количество передач, содержащих сцены насилия (особенно реалистического, а не мультипликационного) совершали почти вполовину больше правонарушений в течение последних шести месяцев4. Ф. Циммерман из Университета Вашингтона в Сиэтле обнаружил, что дети, которые в четырехлетнем возрасте смотрят телевизор около 3,5 часов в день, имеют шансы стать хулиганами на 25 % выше, чем те, кто мало смотрит телевизор5. Авторы объясняют это не только влиянием телевидения, но также педагогической запущенностью и дефицитом родительского внимания.

Таким образом, наш анализ литературы показывает, что насилие на телевидении является одним из важных условий становления агрессивной личности, особенно если дети лишены адекватного родительского контроля. Несмотря на то, что жестокие сцены не принимаются в качестве руководства к действию, но, входя в сознание детей, убеждают их в ничтожности человеческой жизни.

Во-вторых, преступления, в некоторых случаях, могут быть имитацией увиденного насилия (линейное воспроизведение). Это феномен подражания или имитации, подобные правонарушения, совершенные фанатами фильмов, называются «copycat crimes» или преступления-имитации.

Примеров подобных преступлений достаточно много и число их увеличивается. Как правило, они совершаются спустя короткое время после показа сцен насилия на телевидении и резко снижаются примерно через четыре дня после освещения провоцирующих насилие сообщений6. Лабораторные эксперименты показали, что эффект от наблюдаемого насилия длится около часа (Бьювиник, Берковиц, 1976; Уилсон, Капитмен, 1982). В ряде случаев временной интервал между показом насилия и его имитацией достигает нескольких месяцев. Агрессия носит при этом преимущественно инструментальный характер. Например, два преступника из штата Юта США трижды видели фильм «Magnum Force», где женщину убивают с помощью едкой моющей жидкости «Драно». Меньше чем через месяц они воспроизвели в реальной жизни содержание сцены убийства, отравив трех человек с помощью «Драно» .

Полагаем, что все имитационные действия можно разделить на несколько групп: а) патологические (воспроизведение сцен агрессии,

вызванное психическим отклонением); б) типичные (воспроизводятся отдельные компоненты агрессивных сценариев в контексте социальных отношений, не отождествляемых с сюжетом фильмов); в) каузальные (не являющееся собственно преступлением воспроизведение сцен насилия при отсутствии понимания его общественной опасности).

Отличительной чертой патологических имитационных действий является то, что насилие совершается с особой жестокостью, копируются методы и способы совершения насилия. Более того сам акт насилия происходит в рамках социальных отношений, отождествляемых с содержанием фильма. Подобное отождествление, как считают некоторые авторы, может быть вызвано психологическим расстройством агрессора. М. Ибаньес в статье «Киллеры-имитаторы» приводит несколько примеров подобных преступлений. Т.Л. Анзли застрелила свою домохозяйку, заявив, что та вступила в заговор с целью убить ее и что эта домохозяйка со своими сообщниками «совершила в “Матрице”» множество преступлений». Фанат Нео Д. Кук, проживавший в городке Оактон, штат Вирджиния, увешавший все стены своей комнаты плакатами с изображениями героев «Матрицы», заявил, что он «находится в Матрице» и в феврале 2002 г. убил своих родителей . В пригороде Филадельфии Оклине были арестованы трое подростков, которые планировали угнать машину, убить трех школьников, а затем открыть беспорядочную стрельбу по прохожим. Как сообщили в полиции, подростки пытались подражать герою фильма «Матрица» Нео. Один из арестованных - 18-летний Мэтью Ловетт - называет себя человеком со «сверхъестественной аурой»9. Кинолента «Крик» также нашла своих подражателей. В период с 2001 по 2003 г. в Европе было зафиксировано по меньшей мере три убийства девочек молодыми людьми, ссылавшимися на то, что они являются фанатами и последователями «Крика».

Бесспорно, отличительной чертой патологического подражания является болезненная идентификация индивида с виртуальным агрессором, а также то,

что насилие в реальной жизни становится неким продолжением кинофильма, сюжеты которого дополняются собственной фантазией.

Типичные имитационные действия с точки зрения уголовного права являются преступлениями. Они могут быть не менее жестокими, чем собственно патологические действия невменяемого преступника. При типичных имитационных действиях преступник, хотя он и подражает увиденному на экране, вполне осознает характер и последствия своих действий, являясь при этом вменяемым. В 2001 г. в Великобритании произошел подобный случай. Трое 16-летних подростков были признаны вменяемыми и осуждены за убийство 15-летнего подростка: на детской площадке была воспроизведена сцена из фильма «Бешеные псы». Школьники предприняли длительное жестокое нападение, причем один из мальчиков повторил сцену культового фильма, попытавшись отрезать жертве ухо при помощи разбитой бутылки из-под водки (The Independent, 2001)10. В Барселоне произошел случай, когда трое подростков, посмотрев телевизор, воспроизвели восхитивший их трюк. Поздно вечером они натянули через улицу пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту. Тот умер на месте11. В начале 2003 г. два молодых американца убили свою мать и расчленили ее тело, чтобы избавиться от улик. В одном из эпизодов телесериала «Клан Сопрано», который любили смотреть убийцы, преступники действовали таким же образом12.

Подражая фильму О. Стоуна «Прирожденные убийцы», молодая пара застрелила продавца небольшого магазина в 1995 г. Прообразы героев «Прирожденных убийц» - юные убийцы Ч. Старквэзер и К. Фьюгейт в свое время также решили претворить в жизнь сюжеты нескольких кинодетективов.

Кинопрокат фильма «Враги» (о мафиозных войнах) побудил 12 нью-йоркских подростков терроризировать посетителей городского метро. Этот же фильм стал одним из побудительных мотивов для двух вооруженных налетов в Калифорнии. Несколькими годами позже кинолента «Нью-Джек-Сити» о торговцах наркотиками вызвала вспышки насилия, стрельбу,

13

бесчинства разъяренной толпы, были даже случаи убийств в кинотеатрах . Участились также случаи сообщений о преступлениях групп подростков после показа на канале РТР сериала «Бригада». Нападения «бригад» зафиксированы в Брянской, Курской, Карагандинской, Саратовской областях, Москве и т.д. Порой имитация доходила до того, что подростки выбирали себе имена киногероев14.

Каузальные имитационные действия представляют собой причинение вреда без преступного умысла, когда общественная опасность копируемого насилия недооценивается или не осознается в силу различных причин. Так, группа 5-6-летних детей в г. Осло на лужайке недалеко от дома забила насмерть одну из подружек. Она в игре представляла ту черепашку-нинзя, которую в последней передаче все били15. Другой случай произошел в Уэльсе. Дети после просмотра фильма «Гладиатор» воспроизвели некоторые сцены кровавой битвы. В результате одного 12-летнего мальчика пришлось

отправить в больницу, потому что друг ранил его двухфутовым самодельным копьем16.

В-третьих, телевидение может оказывать косвенное влияние на жертв преступления, снижая, например, их желание дать отпор или наказать агрессора (косвенные влияния). Ярким примером такого влияния служит фильм, транслировавшийся телекомпанией CBS под названием «Кричи: Насилуют». «Его сюжет сводится к тому, что жертва изнасилования, пожелавшая выдвинуть обвинение против виновника, рискует подвергнуться тяжелым испытаниям, которые могут оказаться не менее мучительными, чем само изнасилование. В данном случае насильник предоставил убедительные доказательства того, что его совратила сама женщина. В течение следующих нескольких недель после показа фильма резко снизилось количество обращений в полицию об изнасилованиях. Очевидно потому, что жертвы, насмотревшись телевизора, боялись, что полицейские им просто не поверят» . В данном случае насильственная преступность находила прямое подкрепление в подобном поведении жертв.

Совершенно ясно, что средства массовой информации, как и другие социальные факторы, не могут не влиять на молодежную преступность. Вклад медианасилия в криминализацию молодежи определенно существует, вопрос лишь в том, насколько он велик. Разумеется, можно утверждать, что больше 30 % российской молодежи совершают преступления под влиянием кино и телепередач18, но показать степень этого влияния очень сложно. Более того обвинять фильмы и телепередачи в том, что они делают детей жестокими, все равно, что судить не преступника, а нож за убийство человека.

В криминологии и антропологии неоднократно обращалось внимание на реакции имитации и подражания, связанные с деструктивным поведением. Это отразилось во введении таких терминов, как «синдром Вертера», «синдром Вельда», «эффект Лары Крофт», способствовало возникновению теории скриптов Хьюсмена, проявилось в сценарной концепции эффектов Л. Берковица и пр. Все указанные теории пытались объяснить, почему и каким образом человек подражает разрушительным действиям других людей или даже вымышленных персонажей. Окончательное терминологическое закрепление указанная проблема так и не получила. Вместе с тем для описания подобных явлений, полагаем, могло бы быть использовано собирательное понятие «сценарная агрессия», т.е. агрессия, связанная с наблюдением виртуальных сцен насилия, а также с воображаемым в них участием.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Жмуров Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи// http://www.frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel?cid=403.

2 См.: Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием. СПб.: Эксмо-пресс, 2005. С. 95.

3 Телевизор «портит» не только детей // «PsyGrad.ru - Институт психотерапии и клинической психологии», новости психотерапии от 11.04.2005.

4 См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 500.

5 Телевидение делает из детей хулиганов // Честное слово. 2005. № 16 (430).

6 См.: Берковиц Л. Агрессия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С. 261.

7 Майерс Д. Указ. соч. С. 505.

8 Ибаньес М. Киллеры-имитаторы // La Vanguardia от 18.08.2003 г.

9 Трое подростков готовились расстрелять жителей города, подражая герою «Матрицы»// Lenta.ru от 07.07.2003 г.

10 Цит. по: Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. С. 139.

11 Кара-Мурза С. Указ. соч. С. 120.

12 Убийство на экране. Кино- и телефильмы становятся образцами для совершения реальных преступлений // Washington ProFile от 15.05.2003 г.

13 См.: Андриянов Р.А. Воздействие телевидения на человека// Интернет-газета «Уфимская жизнь», источник: http://www.ufalife.ru/television/11.htm

14 См.: Абеурова Г. Майкудукская «братва» решила отомстить судьбе за жестокость

// «Пресс-служба» ГУВД Карагандинской области, материалы с сайта Департамента внутренних дел Карагандинской области, источник: http://www.krg-

guvd.kz/publications/pub20040809-0815_02.html

15 См.: Кара-Мурза С. Указ. соч. С. 121.

16 Фильм Тарантино виноват в убийстве подростка // Интернет-газета «События» от 8.07.2000 г.

17Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения:

Повседневное использование и злоупотребление / пер. И.Н. Волковой, Е.Н. Волкова. СПб.: Олма-Пресс, Прайм-Еврознак, 2002. С. 67.

18 Сайт народной партии. Источник:

http://www.narpart.ru/modules.php?name=N ews&file=print&sid=227 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.