Л.Е. Радченко,
кандидат социологических наук, профессор факультета Управления и экономики Гуманитарного института им. П.А.Столыпина, Москва.
L. E. Radchenko,
candidate. SOC. Sciences, Professor of the faculty of Management and Economics Humanities Institute. P. A. Stolypin, Moscow.
E-mail: [email protected]
РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
The role of advertising in the preservation and strengthening ofpsychological
health of the child
Аннотация: в статье представлен анализ основных аспектов воздействия рекламы на психологическое здоровье подрастающего поколения через влияние средств массовой информации (СМИ). Автором приведены основные результаты многоаспектных мониторинговых исследований различных целевых групп (старшеклассников, педагогов и психологов образовательных учреждений различных видов и типов, представителей научного сообщества, родителей несовершеннолетних) на территории 5 Федеральных округов России.
Annotation: the article presents the analysis of the main aspects of the impact of advertising on the psychological health of the younger generation through the influence of the media (the media). The author of the main results multidimensional monitoring studies of different target groups (students, teachers and psychologists of educational institutions of various types and types, the scientific community, parents of minors) on the territory of 5 Federal districts of Russia.
Ключевые слова: несовершеннолетний, нравственное и психологическое здоровье, средства массовой информации.
Key words: minor, moral, and psychological health, the media.
С распадом СССР исчезла монополия государства на радиотелевизионное вещание: всю Россию, словно щупальцами гигантского спрута, опутали каналы разных форм собственности - частные, муниципальные и т.д. Экраны заполонили кровь, насилие, низменные страсти. Свобода слова сделала наше общество, безусловно, более открытым и демократичным, но, вместе с тем, подтолкнула к невиданному по масштабам падению общественной морали, а вместе с тем, к резкому снижению уровня психологического здоровья населения и, в первую очередь, подрастающего поколения. По справедливому высказыванию В.А. Сухомлинского в человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
Почему же сегодня такие понятия как «духовное богатство», «нравственная чистота», «духовное здоровье» фактически преданы забвению. Сегодня «не модно» быть богатым духовно: в приоритете богатство
материальное... О нравственной же чистоте и духовном здоровье личности говорить стало просто «неприлично».
Как противостоять этому злу? Один из выходов в сложившейся ситуации видится нам в том, чтобы и само общество, и, естественно, люди, определяющие стратегию средств массовой информации (далее по тексту -СМИ) и рекламы, прониклись, наконец-то, четко сформулированной национальной идеей.
Согласно данных последних исследований, проведенных специалистами Института социологии РАН, доля детского вещания на телевидении составляет меньше 1% эфирного времени. Среди подростков катастрофически упал интерес к чтению. За последние 15 лет доля регулярно читающих книги сократилась с 50% до 18%. Всевозможные полиэкраны заменили современным детям книги и библиотеки. При этом прогрессирует оторванность подрастающего поколения от национально-культурной идентичности. 73% молодёжи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется историей и культурой своей страны и ориентирована, преимущественно, на западные ценности.
Многие российские школы превратились в «конвейер по производству невротиков из детей». Более половины школьников регулярно испытывают эмоциональную напряженность, раздраженность и тревожность, более 20% -агрессию и страх. Учитывая тот факт, что эффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений неуклонно снижается, можно со всей очевидностью констатировать, что реальных возможностей для сохранения и укрепления психологического здоровья подрастающего поколения в нашей стране, к огромному сожалению, становится всё меньше.
В условиях отсутствия со стороны государства строгого и неукоснительного контроля за соблюдением правовых норм негативное воздействие экранных произведений, содержащих сцены насилия, на российскую несовершеннолетнюю (и, в первую очередь, детскую) аудиторию отмечается практически повсеместно. После отмены цензуры в СМИ на кино-теле-видео-компьютерных экранах без соблюдения официально принятых возрастных ограничений стали массово демонстрироваться сотни отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия. Агрессивная линия поведения и призыв к использованию жестоких методов для того, чтобы победить соперника, способствуют искаженному восприятию ребенком мира и его основ. В сложившейся для современной киноиндустрии ситуации, ориентированной на извлечение максимальной прибыли при наименьших затратах, абсолютно безнравственные и максимально жестокие сцены насилия являются не только «притягивающим» невзыскательного зрителя элементом (эдакой «клубничкой»), но и наиболее экономически выгодным элементом фильма.
СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. В некоторых семьях, как только ребенок начинает сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, разговоры с родителями. Экран становится главным «воспитателем ребенка». Причем взрослые, исходя
155
из «собственного опыта», уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно. Ведь в созревающем мозгу, в отличие от зрелого, идут совсем иные процессы. Взрослый оценивает, фильтрует, анализирует и перерабатывает информацию на основе «подсознательной» установочной «базы данных», приобретенной в детстве. У малыша все иначе. Формирование и закрепление важнейших установок - практически на всю жизнь - происходит пропорционально росту и созреванию мозга. Примерный график развития: 4 года - 80%, 6 лет - 90%, 10 лет - 97%, 18 лет - почти 100%.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на телеэкран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми. Безобидное, на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, и, как считают некоторые родители, развивается. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о нем и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако это, на первый взгляд безобидное занятие, может повлечь за собой непредвиденные последствия, не только для здоровья ребенка (речь идет о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке), но и для его психического развития. В последнее время у детей все чаще отмечается неспособность к концентрации внимания на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности. Данные симптомы можно назвать «дефицитом концентрации», которые ярко проявляются в обучении и характеризуются спонтанностью, гиперактивностью, повышенной рассеянностью. Такие дети стремятся к частой смене деятельности, полученные впечатления они воспринимают поверхностно, не анализируя и не связывая их между собой.
Еще один факт, который можно наблюдать - резкое снижение фантазии, творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им все равно, что смотреть по телевизору, только бы мелькало, шумело, двигалось. Примерно так дети начинают воспринимать окружающую действительность. Они не пытаются прилагать какие-либо усилия для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира и просто фантазировать. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты, их ничего не интересует, ничто не увлекает. Современным детям неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, нечего обсуждать и они не находят тем для спора.
Но, пожалуй, самое явное негативное влияние современные СМИ оказывают на повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность их поступков. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается
156
порог дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в своих действиях, часто не умеют предвидеть их последствий. Подростки жестоко бьют и убивают друг друга не потому, что они злые, и не ради какой-то цели, они воображают себя героями просмотренных боевиков, потому что на душе пусто, а хочется острых ощущений, выброса адреналина, «драйва». Именно поэтому, наверное, смысл жизни многих современных молодых людей сводится к незатейливому желанию «хлеба и зрелищ».
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в живом общении с близкими взрослыми и никакие СМИ их не заменят. Конечно, полностью исключить СМИ из жизни и воспитания детей невозможно и бессмысленно. Но знакомить детей с информационной техникой можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем. Современный образовательный процесс должен развивать творческое креативное мышление. [2]
Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у ребенка установочную «базу данных», которая определяет всю его будущую жизнь. Это, прежде всего, установка на пассивное восприятие действительности - безразличие и безделие. Телевизор необратимо формирует личность с низкой трудовой активностью и творческим потенциалом -телеинвалида. Его удел - имитировать труд или выполнять «из-под» палки примитивную работу, сидеть в охране или вяло торговать на вещевом рынке, качать мышцы или «завязывать шнурки» лидерам преступных группировок, быть вечным безработным или бомжевать...
Исследования показывают, что благополучные, работающие юноши и девушки в раннем детстве смотрели телевизор не более часа в неделю, а некоторые росли в семьях, где телевизора не было. Более-менее удовлетворительно приспособились к жизни те, кто в детстве «общался» с телевизором не более получаса в день. По оценке экспертов, 10 часов телевизионных сеансов в неделю снизили творческий потенциал на четверть. Два часа общения с «волшебным ящиком» в день привели к опасной потере почти половины творческого потенциала. На 90% можно лишиться социальной активности, если в дошкольном возрасте смотреть телевизор более трех часов в день.
Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга - 80%) не смотрел телепередачи. После 6 лет (90% созревания мозга) «общаться» с телевизором можно не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются - ребенок стал взрослым. Родители должны сделать выбор между недовольством ребенка и сознательно причиненным ему вредом.
Насилие на телеэкране и в видеоиграх увеличивает риск агрессивного, или, наоборот, чрезмерно стеснительного поведения детей. По мнению психологов Бирмингемского университета Кевин Браун и Кэтрин Гамильтон-Гиакритсис сцены насилия и откровенные сцены сексуального характера могут нанести ребенку эмоциональную травму. Широкое распространение видеофильмов,
157
легкий доступ к ним посредством спутникового и кабельного телевидения приводит к тому, что дети видят сцены с элементами насилия, которые могут пагубно сказаться на их умственном развитии, - отмечают авторы исследования. В связи с этим ученые рекомендуют родителям смотреть телепрограммы для взрослых с такими же мерами предосторожности, с какими они хранят дома химические и ядовитые вещества.
Противники эскалации показа сцен насилия на экране теоретически могут опираться на подписанную Россией Конвенцию ООН по правам ребенка (1991), где, в частности, декларируются принципы создания благоприятных условий контакта несовершеннолетней аудитории с медиа. Согласно конвенции, государства-участники признают важную роль СМИ и обязуются обеспечить ребенку доступ к такой информации из различных национальных и международных источников, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию, и поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от материалов, наносящих ему вред.
В отличие от многих западных государств, где действует государственный контроль за медийным изображением насилия, существуют программы защиты детей от экранной агрессии, соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не наносящей психического урона информации, в России, к сожалению, многие положения данной Конвенции до сих пор остаются благими пожеланиями.
Не лучше обстоит дело и с соблюдением некоторых положений российских законов. Например, в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» сказано: «Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (...), а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость». Однако, законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому закон «Об основных гарантиях прав ребенка» носит чисто декларативный характер.
Но, самое грустное заключается совсем не в этом. Даже если бы «семья и школа» попытались в современных условиях противостоять «натиску зла», распространяющегося с экранов и тиражирующегося на миллионах дисков, кассет и пр., они были бы не в состоянии справиться с этой задачей в одиночку - без широкой, всесторонней и глубоко продуманной поддержки со стороны государства.
По заказу Министерства образования и науки РФ проведены многоаспектные мониторинговые исследования различных целевых групп (старшеклассников, педагогов и психологов образовательных учреждений различных видов и типов, представителей научного сообщества, родителей несовершеннолетних) на территории 5 Федеральных округов России (Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного и Сибирского) с целью выявления пробелов правой, научно-методической и организационной
158
базы деятельности по защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их нравственному, психическому, физическому здоровью и воспитанию.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что в своем большинстве (в среднем от 65% до 73%) учащиеся 7-х - 11-х классов оценивают свое отношение к СМИ как нейтральное; при этом отрицательное отношение к СМИ высказывают в среднем от 11% до 21% опрошенных и примерно такая же выборка (в среднем от 12% до 17%) оценивают свое отношение к СМИ как положительное.
Оценивая влияние СМИ и рекламы на духовно-нравственное воспитание и развитие несовершеннолетних необходимо отметить, что подавляющая часть респондентов (от 60% до 71%) оценивают это влияние как нейтральное, при этом дисперсия отрицательных выборов колеблется в интервале от 9% до 20%, а положительных выборов - в интервале от 9% до 26% в среднем по России.
В конце ХХ-го столетия в России началось интенсивное обесценивание, вымывание, утечка классического интеллектуального слоя, что незамедлительно привело к обнищанию, прежде всего, духовной жизни народа со всеми вытекающими отсюда губительными последствиями и, что наиболее опасно, к потере национальной гордости. А именно она по-настоящему способна активизировать резервы общества, направить их на сохранение государственности, гражданского согласия, на преодоление трудностей, связанных с внешней опасностью или внутренними неурядицами, которых у нас, к сожалению, предостаточно.
Анализируя историю веков и события наших дней мы исходим из того тезиса, что все средства, имеющие влияние на психологическое оздоровление людей должны объединить свои усилия. В настоящее время российское общество очень нуждается в духовно-нравственных ценностях: Вере, Любви к ближнему, состраданию, патриотизму и др.
Литература:
1. Гончарук А.Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственноэстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 1 (112). С. 64-71.
2. Гончарук А.Ю. Аналитические проблемы социально-педагогического образования в условиях информатизации общества. Наука и школа. 2014. № 5. С. 47-53.
3. Косарецкий С. Г. Условия и механизмы обеспечения инновационного характера развития образовательной сферы, включенности образования в национальную инновационную систему. М.: Академия социального управления. 2006.
4. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Влияние средств массовой информации на нравственное, психическое, физическое здоровье и воспитание несовершеннолетних. - М., 2009.
5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М., 2004.