Научная статья на тему 'Влияние системы управления знаниями на рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия'

Влияние системы управления знаниями на рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / RESEARCH AND DEVELOPMENT ENTERPRISE / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATIVE BUSINESS / VENTURE FINANCING / INVESTMENT TAX CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Мурадов А. В.

В статье рассматривается механизм управления стоимостью инновационного бизнеса с привлечением таких финансовых инструментов, как венчурное финансирование и инвестиционный налоговый кредит. На практическом примере показано, как интеллектуальный актив система управления знаниями влияет на рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия. Авторами делается вывод о том, что создание и использование системы управления знаниями, источником финансирования которой является инвестиционный налоговый кредит, позволяет увеличить рыночную стоимость предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Мурадов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MANAGEMENT KNOWLEDGE IN GROWTH OF MARKET VALUE OF RESEARCH AND DEVELOPMENT ENTERPRISE

The article discusses the mechanism of cost management innovation business involving such financial instruments such as venture financing and investment tax credit. At a practical example shows how intel lectual assets knowledge management system influences the growth of the market value of scientific and industrial enterprise. The author concludes that the creation and use of knowledge management systems, source of funding which is an investment tax credit, will increase the market value of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Влияние системы управления знаниями на рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия»

Влияние системы управления знаниями на рост рыночной стоимости научнопроизводственного предприятия

В.В. Баранов

профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук (г. Москва) А.В. Мурадов

проректор по науке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», профессор, доктор технических наук (г. Москва)

Вячеслав Викторович Баранов, baranow@nln.ru

Одним из элементов формирующейся в России национальной инновационной системы являются научнопроизводственные предприятия. Эти предприятия ориентируются на инновационные разработки, интегрируя в единый процесс создание, коммерциализацию и использование объектов интеллектуальной собственности [1]. Для обеспечения эффективности инновационной деятельности научно-производственному предприятию необходимы ресурсы, которые формируют технологический, интеллектуальный и финансовый потенциалы предприятия. Технологический потенциал научно-производственного предприятия определяется техническим уровнем используемых организационнопроизводственных структур. Эти структуры предполагают использование современного оборудования, прогрессивных ресурсосберегающих технологий и создают основу для развития интеллектуальных ресурсов предприятия. Причем с точки зрения стоимостной оценки потенциала используемые предприятием технологии могут представлять собой объекты интеллектуальной собственности с различной степенью правовой защищенности. Например, учет применяемых технологий в виде объектов интеллектуальной собственности дает возможность отражать их в составе имущества (нематериальных активов) научно-производственного предприятия.

На величину интеллектуального потенциала научно-производственного предприятия оказывают влияние такие нематериальные факторы роста стоимости, как знания, навыки и умения персонала [2, 4]. Реализация интеллектуального потенциала персонала позволяет научно-производственному предприятию достигать высоких результатов инновационной деятельности, создавая так называемые прорывные инновации, то есть продукты и технологии, технический уровень которых значительно превышает уже существующие отечественные и мировые разработки.

Для эффективного функционирования научно-производственному предприятию необходимы не только высокий технологический и интеллектуальный, но и финансовый потенциалы. Финансовый потенциал характеризует, во-первых, величину собственного и заемного капиталов, которыми уже располагает научно-производственное предприятие, во-вторых, возможный объем финансовых ресурсов, который предприятие может привлечь в ближайшее время, используя различные финансовые инструменты рынка капитала.

Особенностью деятельности научно-производственного предприятия является то, что его научно-техническая продукция -результат интеллектуальной деятельности персонала - проходит все этапы (включая этапы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, непо-

средственного производства продукции, а также ее использования и утилизации). Создаваемая продукция и технология ее производства, отличаясь высоким уровнем новизны и наукоемкости, представляют собой продуктовую (новый продукт) и процессную (новая технология) инновации. Эти инновации являются объектами интеллектуальной собственности, введение которых в состав имущества научно-производственного предприятия существенно влияет на рост его рыночной стоимости.

Научно-производственное предприятие интегрирует в своей деятельности этап разработки инноваций и этап использования созданных объектов интеллектуальной собственности, то есть этап коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности. На этом этапе главная цель - получение прибыли от использования результатов инновационных разработок. Капитализация прибыли предполагает создание или приобретение новых элементов материальных и нематериальных активов. Также капитализация полученной прибыли увеличивает рыночную стоимость научно-производственного предприятия

Росту рыночной стоимости предприятия способствуют не только создание и использование технологических инноваций, но и формирование совокупности других инноваций. Это могут быть организационноуправленческие инновации, которые возникают за счет использования предприятием новых методов организации и управления производством, маркетинговые инновации, образующиеся за счет использования новых методов исследования рынка и продвижения продукции потребителю. Использование новых видов ресурсов означает появление у предприятия ресурсных инноваций.

Таким образом, в результате интеллектуальной деятельности персонала научнопроизводственного предприятия возникает совокупность инноваций, образующих интеллектуальную составляющую имущества предприятия. В современных условиях эта составляющая формируется не столько за счет создания идентифицируемых элементов нематериальных активов (объектов

интеллектуальной собственности), сколько за счет появления у предприятия неиденти-фицируемых нематериальных активов, например систем управления знаниями [2-6], рисками и т. д.

В связи с этим возникает задача организации такого управления активами (как материальными, так и интеллектуальными), которое обеспечило бы рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия. Решение этой задачи предполагает идентификацию различных элементов интеллектуальных активов, их стоимостную оценку и учет в составе имущества научнопроизводственного предприятия.

Процессы создания, освоения и использования интеллектуальных активов (объектов интеллектуальной собственности, систем управления знаниями, рисками и т. д.) характеризуются высокой неопределенностью конечного результата и, как следствие, высоким уровнем риска инновационной деятельности. В этой ситуации научно-производственное предприятие использует такие финансовые механизмы, которые позволяют минимизировать уровень риска, в первую очередь на этапе создания интеллектуальных активов. Это могут быть механизмы венчурного или проектного финансирования, инструменты государственной финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий (например инвестиционный налоговый кредит или бюджетное финансирование).

Расходы на создание интеллектуальных активов, в том числе системы управления интеллектуальным потенциалом (знаниями), системы управления рисками и ряда других активов, в подавляющем большинстве относятся на себестоимость продукции и услуг предприятия. Это могут быть расходы, связанные с обучением персонала, приобретением научно-технической литературы, участием в конференциях, созданием баз данных, формализацией ноу-хау и т. д. С точки зрения собственника такие расходы, не связанные напрямую с производством продукции или оказанием инжиниринговых услуг, уменьшают чистую прибыль предприятия, замедляют темпы роста его собственного капитала и, соответственно, рыноч-

ной стоимости научно-производственного предприятия. Вместе с тем на эти расходы можно посмотреть и с другой стороны. Создавая системы управления знаниями и управления рисками, предприятие формирует дополнительные конкурентные преимущества, так как это существенным образом уменьшает уровень неопределенности, обеспечивает системность получения информации, повышает качество продукции и оказываемых услуг. С точки зрения потенциального инвестора на этапе первичного публичного размещения акций наличие у научно-производственного предприятия систем управления знаниями и рисками является одним из факторов, снижающих вероятность убытков и повышающих гарантии возврата вложенных инвестором в предприятие средств. Это, несомненно, влечет за собой рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия, например, за счет генерирования дополнительных притоков денежных средств, снижения уровня риска, учитываемого в составе нормы дисконта.

Оценить рыночную стоимость системы управления знаниями можно с применением как затратного, так и доходного подходов. Затратный подход к оценке рыночной стоимости предполагает компаундирование затрат, возникающих при создании системы управления знаниями. Однако при этом возникает задача определения обоснованности этих затрат. Методы доходного подхода к оценке стоимости (метод дисконтирования потоков денежных средств и метод капитализации прибыли) позволяют обеспечить более точное решение задачи определения рыночной стоимости системы управления знаниями. Причем если расчет рыночной стоимости такой системы методами доходного подхода не показывает положительную динамику рыночной стоимости этого элемента интеллектуальных активов, то это означает необоснованность затрат предприятия.

Рассмотрим на практическом примере, как интеллектуальный актив «система управления знаниями» влияет на рост рыночной стоимости научно-производственного предприятия. Осуществляя инновацион-

ную деятельность, научно-производственное предприятие, используя венчурное финансирование, создает объект интеллектуальной собственности (ОИС). Уставный капитал венчурной структуры формируется за счет вкладов инициаторов создания интеллектуального актива (в данном случае ОИС) и венчурных инвесторов. Вкладом инициаторов создания интеллектуального актива являются права интеллектуальной собственности на ранее полученные результаты инновационной деятельности, вкладом венчурных инвесторов - денежные средства.

По завершении научно-исследовательских разработок, создания опытного образца, опытной и установочной серии предполагается организовать промышленный выпуск продукции. После окончания разработки осуществляется ее патентование. Запатентованный объект будет поставлен на баланс как амортизируемый нематериальный актив (НМА). Жизненный цикл создаваемого ОИС включает инновационную стадию продолжительностью 3 года, и инвестиционную стадию продолжительностью 10 лет.

Величина уставного капитала венчурной структуры составляет 600 тысяч рублей, который разделен на 6 тысяч акций номинальной стоимостью 100 рублей. В уставном капитале венчурной структуры:

• доля инициаторов разработки технологической инновации составляет 50 процентов (то есть 300 тысяч рублей);

• доля венчурных инвесторов составляет 50 процентов (то есть 300 тысяч рублей).

Финансирование процесса разработки ОИС осуществляется следующим образом:

• 1-й год - 210 тысяч рублей (70 процентов от общего объема денежных средств);

• 2-й год - 60 тысяч рублей (20 процентов от общего объема денежных средств);

• 3-й год - 30 тысяч рублей (1 0 процентов от общего объема денежных средств).

Для ведения производственной деятельности научно-производственное предприя-

тие приобретает гибкую производственную систему (ГПС) стоимостью 12,0 миллиона рублей, покупка финансируется из собственных средств предприятия.

Амортизационный период оборудования ГПС и созданного венчурной структурой нематериального актива составляет 10 лет. Научно-производственное предприятие относится к высокотехнологичному сектору экономики, поэтому амортизацию по оборудованию и нематериальным активам оно начисляет методом уменьшаемого остатка балансовой стоимости по базовой норме амортизации 10 процентов, с коэффициентом ускорения, равным 2,0.

Прогнозируется, что в первый год создаваемый научно-производственным предприятием инновационный бизнес обеспечит выручку от реализации продукции в размере 50,0 миллиона рублей. В последующие годы выручка от реализации продукции будет ежегодно возрастать на 8 процентов.

В первый год использования созданной инновации товарно-материальные запасы предприятия увеличатся на 1,0 миллиона рублей, кредиторская задолженность возрастет на 0,4 миллиона рублей, а дебиторская - на 0,3 миллиона рублей.

Доля переменных затрат в выручке от реализации продуктовых инноваций составляет 60 процентов. Постоянные расходы в расчете на год деятельности предприятия должны составить 10 миллионов рублей.

Опишем финансовый механизм деятельности научно-производственного предприятия при разработке стратегии управления эффективностью инновационного бизнеса.

На инновационной стадии жизненного цикла в рамках научно-производственного предприятия в виде внутреннего венчура образуется венчурная структура и формируется ее уставный капитал. В течение трех лет венчурная структура разрабатывает технологическую инновацию (новый продукт и новую технологию), которая как результат интеллектуальной деятельности венчурной структуры передается научнопроизводственному предприятию. Полученный объект научно-производственное

предприятие ставит на учет в виде НМА. Венчурные инвесторы выходят из капитала венчурной структуры, а сама структура поглощается научно-производственным предприятием.

Стоимость созданного актива (КНМА) представляет собой сумму компаундированных затрат венчурной структуры, приведенных к конечному моменту создания актива, и рассчитывается по следующей формуле:

Кнма = £* - О + Е)' ■

г=0

где К - затраты венчурного предприятия для 1-го года, связанные с созданием ОИС, права на который учитываются в составе амортизируемой части нематериальных активов научно-производственного предприятия;

Т - временной интервал создания ОИС;

Е - норма дисконта.

В рассматриваемом примере норма дисконта определялась методом кумулятивного построения, то есть была выбрана базовая (безрисковая) ставка и к ней добавлены все риски проекта. В качестве безрисковой ставки была выбрана ставка доходности по государственным долгосрочным ценным бумагам в размере 8,75 процента (0,0875). Риски проекта были оценены экспертным методом и составили 12,25 процента (0,1225).

Используя исходные данные, рассчитаем стоимость созданного венчурной структурой нематериального актива:

КнМа = 30 (1 + 0,21)0 + 60 (1 + 0,21) +

+ 510 (1 + 0,21)2 * 850 (тыс. р.).

Инвестиционная стадия жизненного цикла технологической инновации начинается с приобретения научно-производственным предприятием оборудования с целью формирования организационно-производственных структур для выпуска продуктовых инноваций. Далее в течение 10 лет научнопроизводственное предприятие осуществляет выпуск и реализацию созданных венчурной структурой продуктовых инноваций.

Для расчета стоимости инновационного бизнеса научно-производственного предприятия (величины чистого дисконтированного дохода - ^У) целесообразно использовать метод дисконтирования денежных потоков. Этот метод в основном используется при оценке стоимости бизнеса, приносящего доход. При его применении по каждому году деятельности научнопроизводственного предприятия определяются:

• выручка и чистая выручка от продаж;

• переменные и постоянные расходы;

• себестоимость продуктовых инноваций;

• прибыль до налогообложения;

• чистая прибыль предприятия;

• амортизационные отчисления от стоимости оборудования и нематериального актива;

• инвестиции в оборотный капитал предприятия;

• чистые денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

• суммарный дисконтированный чистый денежный поток.

Чистый дисконтированный доход, представляющий собой прирост рыночной стоимости научно-производственного предприятия, рассчитывается как алгебраическая сумма дисконтированных чистых денежных потоков, полученных в результате реализации проекта по созданию и использованию технологической инновации.

Расчеты с использованием ранее приведенных исходных данных показали, что стоимость инновационного бизнеса научнопроизводственного предприятия ^РУ) составит 11 233 тысячи рублей.

Стремясь повысить эффективность инновационного бизнеса, научно-производственное предприятие совершенствует технологический процесс, производимую продукцию, систему взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Все эти элементы составляют формируемую на предприятии систему управления знаниями. Эта система является значимым интеллектуальным активом научно-производственного предприятия. Постоянно совершенствуясь и дополняясь

новыми элементами, система управления знаниями станет важным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку система управления знаниями является неидентифицируемым инфраструктурным активом научно-производственного предприятия, она не может быть отнесена к амортизируемым активам предприятия. В качестве финансового ресурса создания этого актива научнопроизводственное предприятие использует инвестиционный налоговый кредит, предполагающий отсрочку платежей по налогу на прибыль. Опишем механизм использования прибыли в рамках предоставляемого научно-производственному предприятию ин-вестиционного налогового кредита:

• кредит предоставляется на 2 года (I = 0 и I = 1), то есть в эти годы предприятие не уплачивает налог на прибыль;

• в годы I = 0 и I = 1 предприятие, кроме текущих платежей по налогу на прибыль, уплачивает инвестиционный налоговый кредит (то есть налог на прибыль I = 0 и I = 1 годов) и проценты по нему;

• в годы I = 0 ... 9 денежные потоки предприятия по текущей деятельности формируются в обычном режиме;

• плата за кредит составляет 6 процентов от величины предоставленного предприятию кредита.

Использование вновь созданного интеллектуального актива (системы управления знаниями) приводит к тому, что у научнопроизводственного предприятия изменяется величина переменных расходов. В первые два года деятельности эта величина составляет 60 процентов от выручки предприятия, а в последующие годы - 55 процентов.

Расчет потоков денежных средств показывает, что суммарная величина стоимости инновационного бизнеса в новых условиях деятельности научно-производственного предприятия составляет 15 825 тысяч рублей. Таким образом, создание и использование системы управления знаниями, источником финансирования которой яв-

ляется инвестиционный налоговый кредит, позволило увеличить рыночную стоимость предприятия на 4 592 тысячи рублей (с 11 233 до 15 825 тысячи рублей).

Дальнейшее повышение эффективности инновационного бизнеса научнопроизводственного предприятия может быть связано с созданием других инфраструктурных активов, например системы менеджмента качества, концепции бережливого производства, технологии just in time, системы управления рисками и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. В., Зимовец О. Е. Научнопроизводственное предприятие как элемент национальной инновационной системы // Рос-

сийское предпринимательство. 2007. № 10.

2. Баранчеев В. П. Управление знаниями : учебное пособие. М. : Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005.

3. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: Руководство к действию. М. : Инфра-М, 2008.

4. Мариничева М. К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Управление знаниями: Классика Harvard Business Review / коллектив авторов. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.

6. Управление знаниями в корпорациях : учебное пособие / Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева, В. Г. Смирнова / под ред. Б. З. Мильнера. М. : Дело, 2006.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАГС)

ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ» МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ «ИНТЕНСИВ» РАГС

Приглашают принять участие в практическом консультационном

семинаре 12-14 октября 2010 года, Москва

КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ОБОСНОВАНИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

• выбор и порядок предоставления земельных участков для строительства объектов коммерческой недвижимости. Определение стоимости земельных участков

• приватизация застроенных и незастроенных земельных участков

• тендеры, аукционы и другой порядок выделения земельных участков в Москве, Московской области и других регионах России

• порядок проведения кадастровых работ и кадастрового учета земельного участка

• изменение вида разрешенного использования земельного участка

• о полномочиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению земельными участками

• анализ состояния рынка коммерческой недвижимости в Российской Федерации

• принципы отбора земельных участков под объемы коммерческой недвижимости

• правовое и бухгалтерское сопровождение инвестиционно-строительных проектов

• права на недвижимое имущество и сделки с ним, подлежащие государственной регистрации

• маркетинговое обоснование проекта коммерческой недвижимости и брендинг объекта

• продвижение объекта коммерческой недвижимости, организация маркетинговой деятельности в существующем объекте коммерческой недвижимости

• управление проектом в сфере коммерческой недвижимости, его финансирование

• особенности арендной политики объекта торговой недвижимости

• основы постановки системы управления на объекте коммерческой недвижимости

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: по тел./факс: (495) 436-05-21, 436-90-27, 436-03-25 по e-mail: fedoseev@ur.rags.ru, korneev@ur.rags.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.