Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления активами как фактор устойчивого развития высокотехнологичного предприятия в нестабильной внешней среде'

Повышение эффективности управления активами как фактор устойчивого развития высокотехнологичного предприятия в нестабильной внешней среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ / УСТОЙЧИВОСТЬ В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ / ASSET MANAGEMENT / HIGH-TECH ENTERPRISE / MECHANISM OF ASSET MANAGEMENT / STABILITY OF THE ECONOMY IN CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашов А. В., Баранов Вячеслав Викторович, Гусов Т. М.

В статье рассмотрены особенности управления активами в условиях нестабильности внешней среды, обусловленной последствиями мирового финансового кризиса. Выявлены проблемы, возникающие у высокотехнологичного предприятия при управлении активами. Обоснована необходимость активизации инновационной деятельности, как инструмента повышения устойчивости высокотехнологичного предприятия в кризисной экономике. Выполнены расчеты стоимости бизнеса при реализации инвестиционного проекта, связанного с приобретением высокотехнологичным предприятием новых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ромашов А. В., Баранов Вячеслав Викторович, Гусов Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ASSET MANAGEMENT AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT HI-TECH ENTERPRISE IN THE INSTABILITY OF THE ENVIRONMENT

The article deals with features of asset management in conditions of instability of the environment resulting from the impact of the global financial crisis. Identified problems arising from high-tech enterprises in the management of assets. The necessity of enhancing innovation activity as a tool for enhancing the sustainability of high-tech companies in a crisis economy. Calculations of the business value in implementing an investment project related to the acquisition of new high-tech enterprise assets.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления активами как фактор устойчивого развития высокотехнологичного предприятия в нестабильной внешней среде»

Повышение эффективности управления активами как фактор устойчивого развития высокотехнологичного предприятия в нестабильной внешней среде

A.В. Ромашов

первый заместитель генерального директора ОАО «НПП «Звезда»

(пос. Томилино Московской области)

B.В. Баранов

профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук (г. Москва) Т.М. Гусов

преподаватель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

Вячеслав Викторович Баранов, baranow@nln.ru

Мировой финансовый кризис привел к повышению уровня нестабильности внешней среды. Это серьезно отразилось на деятельности всех субъектов рыночной инфраструктуры, в том числе на деятельности промышленных предприятий. Провал фондового рынка, сбои в деятельности банковской системы, спад промышленного производства заставили правительства экономически развитых стран экстренно разрабатывать программы антикризисного управления, изыскивая новые формы государственной поддержки различных секторов экономики.

Мировой фин ан совый кризис затронул и российскую экономику. Тем не менее руководство нашей страны заявило о стремлении выполнить все социальные обязательства государства перед населением, поддерживать программы по повышению уровня конкурентоспособности отечественных предприятий, в первую очередь за счет усиления инновационной составляющей в конкурентной стратегии их деятельности. Задача повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличения доли России на мировых рынках наукоемкой продукции должна быть решена в ближайшее

время, несмотря на негативное воздействие на российскую экономику факторов, обусловленных мировым финансовым кризисом.

В связи с этим разработка программ антикризисного управления становится актуальной не только на макроэкономическом уровне, но и для отдельных предприятий. Эти программы должны основываться на таких экономических категориях, как расширение уровня диверсификации производства продукции и услуг, экономия текущих расходов, усиление инновационной направленности конкурентной стратегии, повышение эффективности управления интеллектуальным и финансовым капиталами и т. д. Одним из важнейших элементов антикризисной стратегии предприятия выступает повышение эффективности управления его активами. Такая задача актуальна в первую очередь для высокотехнологичного предприятия, основой деятельности которого является выпуск наукоемкой продукции с высоким уровнем затрат интеллектуального труда [1, 2].

База имущественного потенциала высокотехнологичного предприятия - интеллектуальные активы, а также современное

технологическое оборудование, обеспечивающее высокий уровень автоматизации и гибкости производственных процессов. Для конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия характерно постоянное усиление инновационной направленности, и результатом этого процесса является создание и использованием различных объектов интеллектуальной собственности.

Для того чтобы понять, каким образом в условиях нестабильности внешней среды должно происходить усиление инновационной направленности конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия, необходима его системная диагностика. Это позволит выявить наличие у предприятия кадровых, маркетинговых, а также финансово-экономических проблем как текущего, так и инвестиционного характера. Без решения этих проблем невозможно не только качественное изменение инновационной деятельности, но и просто увеличение ее объемов. Например, квалификация специалистов предприятия для разработки так называемых «прорывных» инноваций, то есть для выполнения разработок, научнотехнический уровень которых значительно превосходит мировые образцы, может быть недостаточной. Проблемы высокотехнологичного предприятия могут быть более тривиальными, например неэффективная система маркетинга и сбыта производимой продукции, высокие текущие расходы, недостаток финансовых ресурсов, несогласованность притоков и оттоков денежных средств и т. д.

Для решения всех этих проблем можно не только совершенствовать бизнес-про-цесы, но и использовать их реинжиниринг, предполагающий отказ от существующих и создание принципиально новых бизнес-процессов, наиболее полно соответствующих условиям инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия. На что необходимо сделать упор, на усовершенствование или реинжиниринг бизнес-процессов, должна показать финансовая диагностика деятельности высокотехнологичного предприятия. Так, низкие значения показателей текущей платежеспособности, недостаток чистого оборотного капитала,

низкая ликвидность оборотных активов, в первую очередь запасов готовой продукции, свидетельствуют о наличии у предприятия финансово-экономических проблем. Однако эти проблемы, как правило, имеют текущий характер, поскольку низкие значения показателей текущей платежеспособности являются следствием невозможности предприятия своевременно рассчитываться по первоочередным финансовым обязательствам в течение достаточно короткого временного интервала - от трех до шести месяцев. Используя элементы текущих активов, предприятие тем не менее зачастую не может своевременно покрыть текущие пассивы. Низкая ликвидность оборотных активов предприятия, в первую очередь запасов готовой продукции, означает снижение скорости их превращения в денежную форму. Эта скорость определяется временем, в течение которого на расчетный счет предприятия приходят денежные средства. В свою очередь, результаты текущей деятельности предприятия оказывают влияние на формирование величины чистого денежного потока. Как следствие этого, у предприятия может возникнуть дефицит денежных средств, то есть так называемый кризис ликвидности. Этот кризис может иметь затяжной характер и перерасти в инвестиционный кризис, обусловленный недостатком финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности.

В такой ситуации формированию конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия, ориентированной на инновационные факторы развития, должно предшествовать разрешение кризиса ликвидности. Для этого целесообразно провести реструктуризацию долгов и имущества предприятия, повысить оборачиваемость финансовых ресурсов за счет сокращения длительности технологического и производственного циклов, а также разработать и реализовать мероприятия, обеспечивающие увеличение прибыли предприятия за счет сокращения текущих расходов.

Поскольку инвестиционный кризис приводит к недостаточности средств для финансирования процессов создания новых материальных и нематериальных активов,

его последствия всегда существенны для развития предприятия [3]. Без преодоления инвестиционного кризиса инновационная деятельность высокотехнологичного предприятия будет неэффективна, так как она достаточно капиталоемка [1, 2]. Разрешению инвестиционного кризиса может способствовать привлечение различных финансовых инструментов рынка капитала, основанное на замещении дорогих кредитных ресурсов банков более дешевыми ресурсами. Для этого высокотехнологичные предприятия могут использовать кредитные ноты, являющиеся разновидностью облигаций, публичное размещение акций на фондовом рынке (Initial Public Offer - IPO) и т. д. Однако все эти финансовые инструменты могут быть доступными только при условии повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичного предприятия, а добиться этого одномоментно невозможно. Для этого требуются достаточно много времени и значительные финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Используя эти ресурсы, высокотехнологичное предприятие может существенно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, приведет к росту рыночной стоимости бизнеса высокотехнологичного предприятия за счет активизации различных факторов, в том числе нематериальных. Повысится и деловая репутация предприятия. Вследствие этого инвесторы будут заинтересованы в том,чтобы в той или иной форме вкладывать финансовые ресурсы в реализуемые предприятием инвестиционные проекты, в том числе в инновационной сфере.

Таким образом, приоритетным становится решение задачи формирования эффективной стратегии управления различными видами активов высокотехнологичного предприятия, включая как материальные, так и нематериальные активы, а также ноу-хау. В основе решения этой задачи должна лежать концепция стоимостного подхода к управлению [4, 5]. Реализуя эту концепцию, необходимо определить перечень ключевых бизнес-процессов. Выделяя эти процессы, менеджмент высокотехнологичного предприятия фактически формирует

цепочку создания новой стоимости высокотехнологичного бизнеса. Формируя цепочку стоимости, следует учитывать, что менеджмент может повлиять на конечные результаты деятельности высокотехнологичного предприятия, только воздействуя на составляющие стоимости, то есть на реализуемые бизнес-процессы. Это означает, что высокотехнологичное предприятие должно иметь соответствующий организационно-экономический механизм, который позволял бы осуществлять эффективные воздействия на реализуемые бизнес-процессы. Такой организационно-экономический механизм должен быть разработан для трех уровней управления: оперативного, тактического и стратегического. При этом необходимо иметь совокупность показателей, характеризующих эффективность процесса создания новой стоимости на каждом (t-м) шаге реализации сформированной стратегии управления активами высокотехнологичного предприятия. На оперативном уровне управления таким показателем будет являться чистая прибыль высокотехнологичного предприятия. На тактическом - экономическая добавленная стоимость (EVA), а на стратегическом уровне - рыночная стоимость высокотехнологичного предприятия (Крын).

Управление активами высокотехнологичного предприятия на тактическом уровне осуществляется с использованием показателя экономической добавленной стоимости (EVA). Ее величина для каждого t-го шага реализации сформированной стратегии управления активами рассчитывается путем умножения величины инвестированного на этом шаге капитала (Kt) и разности между рентабельностью сделанных на этом шаге инвестиций (R1"11) и средневзвешенной стоимостью капитала (ш). Для расчетов используется следующая формула:

EVAt = Kt (R1HB - ш).

Причем на начальном этапе реализации стратегии управления вновь создаваемыми объектами интеллектуальной собственности, включая нематериальные активы, большей частью используются собственные средс-

тва высокотехнологичного предприятия или средства венчурных инвесторов. Величины экономической добавленной стоимости, как правило, имеют отрицательное значение. В связи с этим предприятие стремится управлять рентабельностью инвестиций и средневзвешенной стоимостью капитала, ориентируясь на эффективность реализации всего инновационного проекта. Часто, чтобы минимизировать убытки от какого-либо проекта, высокотехнологичное предприятие диверсифицирует свою деятельность.

Стратегический уровень управления активами высокотехнологичного предприятия связан с максимизацией его рыночной стоимости (Крын). Ее значение определяется путем суммирования стоимости чистых активов, достигнутой к началу выполнения инновационного проекта, и дисконтированных величин экономической добавленной стоимости (EVA) на временном интервале, равном продолжительности реализации проекта. Этот интервал в теории оценки бизнеса называют прогнозным периодом.

Кроме прогнозного периода, принято выделять так называемый постпрогнозный период, в течение которого продолжает формироваться рыночная стоимость. Определяя прирост стоимости в построгнозном периоде, часто используют методы доходного подхода, включая метод дисконтирования потоков денежных средств и метод капитализации прибыли.

Рассмотрим действие организационноэкономического механизма управления активами предприятия. В качестве примера взято условное предприятие - открытое акционерное общество (ОАО) «Альбатрос». В базовом варианте предприятие реализу-

ет инвестиционный проект, основной целью разработки которого является приобретение гибкой производственной системы (ГПС) стоимостью 12 миллионов рублей для выпуска новой продукции. Срок реализации проекта составляет 10 лет.

Предприятие, располагая собственными средствами (12 миллионов рублей), для приобретения ГПС на срок 5 лет привлекает кредитные ресурсы (12 миллионов рублей) под 12 процентов годовых. Погашение кредита осуществляется равными долями в течение срока кредита. При начислении амортизации предприятие использует метод уменьшаемого остатка балансовой стоимости основных средств. Сначала предприятие предполагает получить выручку в 50 миллионов рублей. При этом переменные расходы предприятия составят 30, а постоянные - 10 миллионов рублей.

Осуществляя управление прибылью на тактическом уровне, предприятие наращивает портфель заказов на производимую продукцию, что приводит к ежегодному росту прибыли на 8 процентов. Такими же темпами увеличиваются и переменные расходы предприятия.

Расчет стоимости бизнеса основывался на определении чистого дисконтированного дохода (NPV), получаемого ОАО «Альбатрос» в результате реализации проекта. При этом длительность жизненного цикла инвестиционного проекта была разделена нами на два интевала - прогнозный и постпрогнозный периоды. Для расчета величины чистого дисконтированного дохода (NPV) в этих периодах (таблицы 1 и 2) нами использован метод дисконтирования денежных потоков.

Таблица 1

Расчет дисконтированных потоков денежных средств в прогнозном периоде

№ Наименование показателя Значение показателя, тыс. р.

п/п 0-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год

1 Выручка от продаж (В) 50 000 54 000 58 320 62 986 68 024 73 466

2 Чистая выручка (ЧВ) 42 373 45 763 49 424 53 378 57 647 62 259

3 Переменные расходы (Р) 30 000 32 400 34 992 37 792 40 814 44 080

4 Постоянные расходы (Н) 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000

5 Себестоимость продукции до выплаты процентов по кредиту (С) 40 000 42 400 44 992 47 792 50 814 54 080

6 Проценты по кредиту, включаемые в себестоимость фко) 1 440 1 213 959 675 357

7 Полная себестоимость продукции (Сполн) 41 440 43 613 45 951 48 467 51 171 54 080

8 Прибыль до налогообложения (По) 933 2 150 3 473 4 911 6 476 8 179

9 Чистая прибыль (ЧП) 709 1 634 2 639 3 732 4 922 6 216

10 Амортизационные отчисления (А) 2 400 1 920 1 536 1 229 983 786

11 Чистая прибыль + амортизация (ЧП + А) 3 109 3 554 4 175 4 961 5 905 7 002

12 Инвестиции в оборотный капитал (Ч^) (900) (972) (1 050) (1 134) (1 224) (1 322)

13 Чистый денежный поток от текущей деятельности (ЧДПтек) 2 209 2 582 3 125 3 827 4 681 5 680

14 Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности (ЧДПинв) (12 000) 0 0 0 0 0

15 Собственный капитал предприятия(СК) 12 000 0 0 0 0 0

16 Получение предприятием кредита (Зк) 12 000 0 0 0 0 0

17 Возврат предприятием кредита (ЗКр (1 889) (2 116) (2 370) (2 654) (2 971) 0

18 Чистый денежный поток от финансовой деятельности (ЧДП*ин) 22 111 (2 116) (2 370) (2 654) (2 971) 0

19 Суммарный чистый денежный поток (£ЧДП) 12 320 466 755 1 173 1 710 5 680

20 Коэффициент дисконтирования 1,0 0,8624 0,6830 0,5645 0,4665 0,3855

21 Дисконтированный суммарный чистый денежный поток (ЧДПдиск) 12 320 402 516 662 798 2 190

22 Дисконтированный чистый денежный поток (нарастающим итогом) (ТЧДПдиск) 12 320 12 722 13 238 13 900 14 698 16 888

Таблица 2

Расчет дисконтированных денежных потоков в построгнозном периоде

№ п/п Наименование показателя Значение показателя, тыс. р.

6-й год 7-й год 8-й год 9-й год

1 Выручка от продаж (В) 73 466 73 466 73 466 73 466

2 Чистая выручка (ЧВ) 62 259 62 259 62 259 62 259

3 Переменные расходы (Р) 44 080 44 080 44 080 44 080

4 Постоянные расходы (Н) 10 000 10 000 10 000 10 000

5 Себестоимость продукции (С) 54 080 54 080 54 080 54 080

6 Прибыль до налогообложения (По) 8 179 8 179 8 179 8 179

7 Чистая прибыль (ЧП) 6 216 6 216 6 216 6 216

8 Амортизационные отчисления (А) 629 503 403 1 611

9 Сумма чистой прибыли и амортизации (ЧП + А) 6 845 6 719 6 619 7 827

10 Инвестиции в оборотный капитал (Чок) (1 322) (1 322) (1 322) (1 322)

11 Чистый денежный поток от текущей деятельности (ЧДПтек) 5 523 5 397 5 297 6 505

12 Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности (ЧДП ) инв 0 0 0 0

13 Чистый денежный поток от финансовой деятельности (ЧДПфин) 0 0 0 0

14 Суммарный чистый денежный поток (1ЧДП) 5 523 5 397 5 297 6 505

15 Коэффициент дисконтирования 0,3186 0,2633 0,2176 0,1799

16 Дисконтированный суммарный чистый денежный поток (ЧДПдиск) 1 760 1 421 1 153 1 170

17 Дисконтированный чистый денежный поток (нарастающим итогом) (1ЧДПдиск) 18 648 20 069 21 222 22 392

Примечание: цифры в скобках в таблицах 1 и 2 означают, что показатели имеют отрицательные значения.

Таким образом, оперативное управление прибылью позволило ОАО «Альбатрос» обеспечить стоимость бизнеса в размере 22 392 тысячи рублей.

На тактическом уровне управления стоимостью бизнеса ОАО «Альбатрос» могут быть использованы более дешевые финансовые инструменты, например

инвестиционный налоговый кредит. Выполненные нами расчеты показывают, что, используя в течение первых двух лет инвестиционный налоговый кредит (отсрочку платежей по налогу на прибыль), ОАО «Альбатрос» может увеличить стоимость своего бизнеса до 28 865 тысяч рублей

Управляя бизнесом на стратегическом уровне, ОАО «Альбатрос» привлекает активы в форме финансового лизинга, учитывая их на своем балансе. В этом случае стоимость бизнеса ОАО «Альбатрос» возрастает до 32 942 тысяч рублей. Дальнейшее повышение стоимости бизнеса ОАО «Альбатрос» может достигаться посредством использования венчурного и проектного финансирования, привлечения финансовых ресурсов в результате размещения ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов И. В., Баранов В. В. Оценка бизнеса: Методы и модели оценки стоимости предприятий традиционных и наукоемких

отраслей : учебное пособие. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии инновационного развития / под ред. В. М. Аньшина и А. А. Дагаева. 3-е изд. перераб. и доп. М. : Дело, 2007.

3. Ковалев В. В. Управление активами фирмы : учеб.-практ пособие. М. : ТК «Вел-би»; изд-во «Проспект», 2007.

4. Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / пер. с англ. М. : ООО «Вершина», 2004.

5. Скотт М. Факторы стоимости : руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / пер. с англ. М. : ЗАО «Олимп - Бизнес», 2000.

_ ® Jя Бипк-Снмары АНО ДПО ЦПК «БИЗНЕС-СЕМИНАРЫ» - ДЛЯ ЮРИСТОВ Лицензия Департамента образования Правительства Москвы № 025201 от 21.01.09 г. Телефон: (495) 937-5809 Url: www.business-seminars.ru, E-mail: info@business-seminars.ru

Место проведения: Российская академия государственной службы при Президенте РФ

25-28 МАЯ СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ Руководитель семинара: Завьялов А.А., зав. кафедрой управления собственностью субъектов РФ ВШПП

29 МАЯ ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВАС РФ ПО СДЕЛКАМ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ Руководитель семинара: Маковская А.А., к.ю.н., судья Высшего Арбитражного Суда РФ

28-29 МАЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ И ЕЕ АКЦИОНЕРОВ Руководитель семинара: Самойлов И.А., к.э.н., зам. декана юридического факультета АНХ при Правительстве РФ

1-3 ИЮНЯ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Комментарий разработчиков IV Части Гражданского кодекса РФ Руководитель семинара: Маковский А.Л., д.ю.н., первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права

3-5 ИЮНЯ БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Щр И АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА Руководитель семинара: Витрянский В.В., д.ю.н., зам. Председателя ВАС РФ

10-11 ИЮНЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: Комментарий изменений законодательства. Обращение взыскания на отдельные виды имущества должника Руководитель семинара: Голубева А.Р., к.ю.н., начальник правового управления Федеральной службы судебных приставов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.