Научная статья на тему 'Влияние системотехники управления на эффективность предприятия сферы услуг'

Влияние системотехники управления на эффективность предприятия сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние системотехники управления на эффективность предприятия сферы услуг»

Анализируя динамику рассмотренных показателей можно выделить определенные закономерности, которые позволяют определить соотношение между различными показателями функционирования и развития строительного производства в их динамике (соотношение динамики показателей производительность работников и их численности; динамики ресурсовооруженности, эффективности производства и производительности труда; динамики общего объема произведенной конечной продукции, ресурсовооруженности, эффективности производства и чесленности персонала и т.д.). При этом нельзя считать экономию времени обобщающим показателем эффективности строительного производства, т.к. он обусловлен производительностью труда, которая, в свою очередь, зависит от эффективности производства (обобщающей характеристики интенсивных факторов НТП и производства), ресурсовооруженности (обобщающей характеристики экстенсивных факторов НТП). Иначе говоря, показатель относительного сокращения численности работников, занятых в производстве или общее сокращение их численности по отношению к общему объему конечной продукции за счет роста их производительности является характеристикой, отражающей в обратной зависимости производительность труда как обобщающий показатель НТП, а не только эффективность производства.

В динамике показателей Цп' К; П; Э определяющими являются рост энерговооруженности и обусловленный ею ресурсовоору-женности, обеспечиваемый за счет осуществления инновационных мероприятий, связанных с повышением уровня механизации и автоматизации производства. При этом обобщающий показатель интенсивных факторов (Эф) (эффективность производства) остается практически стабильным с небольшими колебаниями. Интенсивные факторы, выражаемые через рост эффективности, оказываются заметными в динамике этих показателей при значительных изменениях в технологии и организации производства.

В зависимости от соотношения экстенсивных и интенсивных факторов наблюдаются семь типов НТП, обеспечивающего рост производительности и соответствующую экономию времени: интенсивный, экстенсивный, интенсивно-экстенсивный, преимущественно интенсивный, преимущественно экстенсивный, сугубо интенсивный и сугубо экстенсивный [1]. Наиболее приоритетными являются сугубо интенсивный, преимущественно интенсивный, интенсивно-экстенсивный и интенсивный типы. Эффективность строительного производства характеризуется удельной оценкой или

качеством совокупности применяемых ресурсов (основных фондов, оборотных средств, контингента работников), выражаемым в виде ресурсоотдачи, исчисляемой путем деления общего результата функционирования производственных ресурсов на их среднегодовую величину.

В условиях неопределенности изменения внешней среды возрастает значимость показателей, определяющих уровень социальной защищенности работников, являющийся показателем, определяющих развитие строительного производства в целом. Это обусловлено тем, что основной причиной социальной незащищенности работников производственного предприятия, является недостаточно высокий уровень управления ресурсами и производством. Поэтому так важно обеспечение уровня социальной защищенности, тождественную уровню качества жизни, которые необходимо прогнозировать, планировать, учитывать и анализировать, как важнейший показатель уровня развития производственного предприятия.

Из всей совокупности рассматриваемых показателей необходимо также выделить показатели оценки экономической устойчивости: объем работ, продуктивность ресурсов, прибыль, амортизация, состояние производственных и финансовых фондов. Важным показателем, характеризующим функционирование строительного производства и динамику его развития являются показатели использования производственных ресурсов с помощью показателя стоимости, который рассчитывается путем суммирования чистой прибыли, затрат на содержание персонала, затрат на аренду, налогов и амортизационных отчислений. Такой показатель может быть исчислен в относительном и абсолютном выражении и его использование может облегчить осуществление контроля эффективности капиталовложений в интенсификацию строительного производства.

Литература:

1. Крупенченко В.Р., Бирин Ю.Н., Петрова С.Н. Автоматизированные системы управления в строительстве. - Л.: Стройиздат, 1979.

2. Лившиц И.Я. Введение в рыночную экономику. -М.: МП ТПО «Квадрат», 1991.

3. Организация и планирование строительного производства/ Под ред. Галкина И. - М.: Высшая школа, 1985.

4. Управление развитием производства в промышленных концернах США. - М.: Мысль, 1977.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМОТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Гиндиев А.М., д.э.н., доцент, Звягинцев М.Н., аспирант Дагестанского государственного технического университета

Организационно-экономические аспекты управления на предприятии, как первичном и основном звене сферы услуг, включают в себя, системотехнику организации труда, т.е. направление системотехники обслуживания населения, позволяющее широкое применение новых прогрессивных технологий производства работ, методов управления процессом обслуживания и, в первую очередь, управления его основным организационным звеном - подразделением обслуживания. Эффективность работы подразделений предприятия непосредственно выполняющих обслуживание населения определяет конечный результат и эффективность деятельности всех вышестоящих уровней управления. Статистические данные и проведенные исследования свидетельствуют, что до 90 % простоев предприятий сферы услуг и образования на них очередей клиентов объясняется несовершенством оперативного управления обслуживанием населения. В существующих методах оперативного управления не учитываются многие технологические и организационно-экономические факторы производства работ. Так, оперативный учет плановых показателей выполненных технологических комплексов и этапов работ, как правило, осуществляется не на уровне бригады, а на уровне объекта в целом. Практически не проводится анализ выполненных объемов работ по технологическим комплексам и этапам, выполненных бригадами, не составляются исполнительные графики работ, не всегда выявляются причины и конкретные виновники отклонений от планируемых показателей. Неудовлетворительная организация контроля над ходом работ отделов обслуживания часто приводит к отсутствию объективной оценки состояния производства услуг, принятию неправильных решений по регулированию процесса обслуживания населе-

ния. Эффективное оперативное управление бригадами непосредственно обслуживающими население может быть осуществлено только на основе системотехники процесса обслуживания и создания новой информационной технологии. Анализ разработанных автоматизированных систем, функционирующих в сфере услуг показывает, что в большинстве случаев разработанные системы управления «зависали» на верхних уровнях руководства министерств, объединений и муниципальных образований, не доходя до рабочих мест на предприятиях сферы услуг. Интеграция верхних и нижних уровней управления, реализация всех функций управления (планирования, учета, оценки, регулирования и стимулирования) и целенаправленное воздействие всей системы управления на рабочие места долгие годы не находили комплексного внедрения на всех этапах реализации услуг населению, что «распыляло» информационные ресурсы при управлении и создании АСУ. В то же время информационные ресурсы сферы услуг являются таким же богатством, как и материальные ресурсы и эффективность эксплуатации информационных ресурсов, как одной из интегрированных систем, все в большей степени определяет экономическую эффективность сферы услуг в целом.

Разработка новой информационной технологии управления современным предприятием сферы услуг в условиях современных организационно-экономических преобразований и технологических инноваций на основе комплексной увязки функций управления, планирования, учета, оценки, регулирования и стимулирования производства услуг, применения разработанных методов и моделей подготовки и управления производством услуг, а также рациональной интеграции с верхними

уровнями иерархии управления сферой услуг обеспечивает возможность качественного повышения эффективности обслуживания населения.

С проблемой электронного документа тесно связана проблема электронного документооборота и его автоматизации [1]. В настоящее время различными фирмами разработано и внедрено большое число автоматизированных систем управления документацией (АСУД), характеризующихся специфическими подходами и компьютерно-коммуникационными средствами реализации. К сожалению, в этих разработках отсутствует унифицированная терминология. Продукция фирм разработчиков носит такие названия как: система автоматизации документооборота, компьютерная система автоматизации делопроизводства и документооборота, система управления делопроизводством, распределенная система управления документами, электронный архив и т.п. Разноплановость в названиях разработанных и разрабатываемых систем говорит лишь о том, что сегодня эта область информационного рынка еще не оформилась в качестве самостоятельно сегмента, и в ряде случаев продукты АСУД появляются как сопутствующие разработки или побочный продукт при решении других более сложных задач.

Тем не менее, число АСУД растет достаточно быстро. Примерно 30-40 компаний регулярно участвуют в конференциях DOCFLOW и предлагают свои разработки потребителям. Это, конечно самые крупные разработчики, задающие уровень технико-технологических решений. Известно также, что многие АСУД разрабатываются индивидуально для внутреннего использования и на рынок не выставляются.

К сожалению, в этом секторе информационной индустрии, несмотря на очевидную необходимость, не отлажена система маркетинга разработок, появляющихся на рынке, нет также и четко функционирующей системы их лицензирования и сертификации. Редкими являются обзоры специалистов по системам данного типа в ведущих компьютерных и информационных изданиях, не говоря уже об изданиях для делопроизводства и архивов.

Появление опубликованных обзоров информационных систем заслуживают одобрения, хотя и ряд критериев, и оценочные показатели, и применяемая терминология в разработках, с точки зрения теории и практики документоведения, не оптимальны. Ни одна из участвующих в сравнительном анализе систем не тестируется на соответствие действующим стандартам и правилам работы с документами, не сопоставляются затраты на внедрение той или иной системы с получаемыми прямыми и косвенными выгодами (не говоря уже об экономическом эффекте).

Очевидно, что этой работой следует заниматься независимым экспертам, например ВНИИДАД, для более квалифицированной оценки достоинств или недостатков той или иной появляющейся на рынке АСУД [2].

Рассматривая основные подходы и тенденции развития разработок АСУД. Во-первых, прежде всего, отметим, что при создания полноценного информационного продукта необходимо использовать системный подход к его организации, который позволяет после внедрения АСУД говорить о комплексном решении задачи документационного обеспечения управления процессом обработки необходимой для принятия решений информации.

Второй характеристикой создаваемой системы является уровень ее универсальности, показатель того, что система является специализированной или системой общего назначения. Другими словами, разработанная система создавалась только для решения задач управления документооборотом или же наряду с другими назначениями она может быть приспособлена для выполнения (или попутно выполняет) задачи управления документооборотом.

В третьих, важное значение для потребителя имеет стоимость системы сопоставимая с ее функциональными возможностями определяемыми, например, объем документооборота.

При подборе необходимой системы для конкретного класса решаемых задач прежде всего следует учесть, для какого уровня и типа управленческой структуры подбирается АСУД и какие объемы информации предстоит обрабатывать в системе. На наш взгляд, можно выделить три основных таких уровня:

- сложные иерархические структуры (министерств, ведомств, корпораций, банков и т.п.);

- территориальные органы управления (администрации городов, субъектов федерации, муниципалитета и т.п.)

- коммерческие и некоммерческие предприятия и организации среднего и низшего уровня.

Разумеется, приведенная систематизация носит условный характер, однако она в основном поглощает основные типы потребителей АСУД. Для каждой из названых групп потребителей существует целый ряд

предложений.

Например, для министерств и ведомств предназначаются разработки компаний «Электронные офисные системы», «Весть», «Анкей», «Ланит» и других, для второй категории потребителей наиболее известны разработки кампании «Гранит-Центр», НТЦ Института развития Москвы. Больше всего разработок предназначено для потребителей третьей категории - предприятий и организаций. Здесь можно обратить внимание на продукты фирм «Интертраст», «АйТи», «Оптима», «Центринве-стсофт» и других [3].

К одниму из продуктов, отвечающим практически всем требованиям делопроизводственной практики, можно отнести систему Дело-96 и ее последующие модификации, разработанные компанией «Электронные офисные системы». Эта система отвечает традициям отечественного делопроизводства и учитывает существующие нормативно-методические требования, предъявляемые к такого рода системам.

Несколько другой подход к проектированию АСУД выбрали специалисты Inter Trust, которые используют в своих разработках технологии Lotus. В широкой гамме разработок фирмы достойное место занимают системы документационного обеспечения управления. Первым продуктом компании этого направления стала система до^ментацион-ного обеспечения «Office Media».

Комплект баз данных «Office Media» обеспечивает автоматизацию делопроизводства и организационно-управленческую деятельность предприятий и организаций. Пользователями системы могут выступать такие подразделения государственных и коммерческих структур, как службы: документационного обеспечения, контроля исполнения до^-ментов, информационной поддержки внешних контактов организации, управления персоналом, управления продажами и сбытом продукции и другие.

Новым предложением компании Inter Trust является недавно разработанная «корпоративная система электронного документооборота и автоматизации делопроизводства».

Еще одним примером АСУД можно назвать разработку Государственного научно-производственного предприятия «Гранит-Центр» системы автоматизированного документооборота и делопроизводства организации «Гран-Док», которая достаточно хорошо известна в московских муниципальных структурах управления.

Назначением этой системы является автоматизация основных процессов обработки документов: учет, фиксация пути прохождения от регистрации до списания в дело, контроль каждого этапа рассмотрения документа, получение справочной информации о документах, анализ документооборота организации.

Использование оригинальной технологии обработки документов помогает более рационально вести документооборот в организации и обеспечивает мониторинг исполнительской дисциплины.

При этом можно сформулировать определенные требования к современной системе управления документации в организации.

Прежде всего, АСУД должна выполнять все задачи документационного обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и справочную работу по массиву документов.

Система должна быть построена на единых методологических принципах, программно-технических и технологических решениях и в рамках действующих организационно-правовых условий в виде отечественного законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований.

АСУД должна обеспечить полноценное использование (интегрирование) накопленного информационного ресурса и реализовывать принцип однократного ввода информации и ее многократного использования как подокументно, так и фактически. Система также должна помогать администраторам выбирать маршруты движения документации внутри организации, обеспечивая необходимую степень защиты информации от несанкционированного доступа.

АСУД в современных условиях должна быть способна к расширению по определенным компонентам (количество технических устройств и технологий, количество документов (объем информации), количество пользователей) и уметь адаптироваться в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей.

Актуальной остается задача организационного и кадрового обеспечения решения многоаспектной проблемы ДОУ.

В значительной степени эта задача может быть решена путем системы повышения квалификации специалистов и выработки соответствующих образовательных стандартов (программ). Целесообразно создание базового центра повышения квалификации при ВНИИДАД, а также укрепить профессиональное объединение документоведов в секции

документоведения и делопроизводства Российского общества истори-ков-архивистов[2].

Первостепенным является также вопрос об усилении координирующей роли Росархива и его структур как органов, ответственных за состояние управленческой документации. Для этого он должен решать следующие задачи:

- обеспечение сохранности, научного и практического использования информации, в том числе за счет более точного определения компетенции и полномочий Росархива по координации научно-исследовательских работ в области ДОУ, а также иных федеральных органов власти по отношению к упорядочиванию собственной документации;

- соблюдение действующих нормативов;

- обеспечение своевременной передачи документов постоянного срока хранения в государственные архивы;

- обеспечению соответствующего нормативам управления документацией в учреждениях и предприятиях своей системы.

В современной социально-экономической обстановке в условиях поиска оптимальных путей информатизации общества и вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления, при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер. Приоритетными следует сегодня признать документоведческие, правовые, экономические, организационные, кадровые и другие аспекты.

Предприятия торговли и бытового обслуживания являются основными производственными единицами сферы услуг и соответственно основными звеньями информационной цепи в этой сфере. К обслуживающему персоналу этих предприятий поступает основной объем информации от населения и юридических лиц пользующихся соответствующими услугами. На данных предприятиях формируются показатели фактического выполнения работ по оказанию услуг юридическим лицам, которые служат основой для финансовых взаиморасчетов.

С задачами формирования организационно-технологической документации тесно смыкаются задачи инженерной подготовки производства, материально-технического обеспечения, планирования и управления процессом обслуживания населения и юридических лиц.

Специалисты производственных отделов, отделов подготовки производства, отделов снабжения и комплектации, бухгалтерии, дочерних организаций взаимодействуют друг с другом в процессе работы, оперируя общими данными, что определяет интенсивность информационных потоков на всех этапах решения производственных и управленческих задач. При этом основной задачей комплексной компьютеризации является организация этих потоков, их стыковка, взаимоувязка, исключение дублирования информации, обеспечение ее непротиворечивости.

Переменчивая экономическая и политическая среда делает современный российский бизнес похожим на хаотическое движение. Неожиданно изменяются «правила игры», появляются новые препятствия,

преодоление которых требует, безусловно, высокой мобильности, оперативности работы. Но именно в таких условиях менеджер должен обладать планом действий, ведь только быстро меняющаяся ситуация не оставляет шансов на выживание тому, кто просто следует за обстоятельствами, не пытаясь управлять ситуацией. Каждый шанс в такой ситуации может оказаться единственным, каждая ошибка - роковой. Движение в таких условиях становится рваным, зигзагообразным. Менеджер планирует движение до ближайшего препятствия, до ближайшей преграды.

Именно поэтому, говоря о стратегическом, долгосрочном планировании, мы всегда используем технологию и терминологию прорыва. В быстро меняющихся условиях малейший недочет может обернуться катастрофой, а поэтому прорыв требует даже более тщательной подготовки и планирования, чем длительное неторопливое движение в рынке.

Сегодня выживает не тот, кто крепче стоит на ногах, а тот, кто быстрее движется, изменяется, ищет и находит новые пути достижения успеха, тот, кто не оставляет конкурентам не только места, но и времени для ответа.

Суть стратегического планирования состоит в нахождении компромисса между потребностями предприятия, его финансовыми возможностями и возможностями технологий оценки ситуации во внутренней и внешней среде предприятия сегодня и в ближайшем будущем. При стратегическом планировании нужно принять решения по трем группам вопросов:

«Куда следует стремиться». Предприятие сферы услуг, без ясного представления о том, каковы ее миссия и виды деятельности, в чем ее цели и задачи, не может эффективно функционировать.

Для принятия эффективных решений необходима адекватная оценка текущей ситуации. Необходимо объективно проанализировать внешнюю среду, конкурентов, угрозы и возможности, возникающие вовне, а также собственные сильные и слабые стороны, добиваясь соответствия между целями организации и средствами их достижения.

Для достижения стоящей цели необходимо составить детальные планы действий и определить размещение ресурсов. Для этого как минимум необходимо решений следующих двух задач:

- оптимизация системы управления предприятия;

- постановка системы управленческого учета и отчетности на предприятии.

Литература:

1. Алтунджи В.С. Проектные сметы: передача информации без потерь // Экономика и жизнь, 1997, № 1.

2. Ларин М, Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях .,ВНИИДАД // Экономика и жизнь, 2001, №4.

3. Каган П.Б. Обеспечение всем необходимым... посредством автоматизации // Экономика и жизнь, 1997, № 12 .

СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Далгатов Д.М-З, к.э.н., зав. каф., Мелехин А.В., аспирант Дагестанского государственного технического университета

Вся производственная деятельность человека, так или иначе, связана с проблемой повышения эффективности и принятия решений. В основе понятия эффективности лежит ограниченность ресурсов и желание получать как можно больше продукции после ввода имеющихся факторов в производственный процесс.

Проблема эффективности по свой сущности сводится к проблеме выбора, которая обычно касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.

Уровень эффективности оказывает влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха.

Эффективность от латинского слова ”effectus” - исполнение, действие. Сегодня, на наш взгляд, данное понятие можно трактовать как исполнение действия с лучшим результатом. Вначале понятие эффективности относили к технике и

технологии. Позднее стали применять понятие эффективности к экономической деятельности, в том числе, и к строительному производству, рассматривая эффективность производственного процесса как отношение того, что произведено к тому, что использовано для производства, в частности, отношение выпуска конечной строительной продукции к затратам ресурсов, связанных с ее производством. Эффективность экономической деятельности явным образом и более четко подчеркивает стоимостный характер категории ’’эффективность”. Она всегда связана с отношением стоимости или ценности полученного результата к стоимости затрат, связанных с его получением и ее содержание может меняться с изменением оценок. Все зависит от того, какая цель должна быть достигнута в результате производственной, экономической или любой другой целесообразной деятельности.

Экономическая эффективность является важнейшей социально-экономической категорией, для которой характерны свойства динамичности и ретроспективности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.