Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНА И БИОХИМИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНА И БИОХИМИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНА И БИОХИМИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 613.7!:613.955]:612.821.75

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНА И БИОХИМИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ШКОЛЬНИКОВ

Канд. мед. «аук О. И. Снигур Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии

Учебные занятия школьников носят характер одностороннего умственного труда при недостаточном движении тела, так как их физическому воспитанию уделяется только 2 часа в неделю.

Многочисленные литературные данные (А. А. Гужаловский; А. Н. Кабанов; А. И. Козлов; Ю. М. Пратусевич, и др.) свидетельствуют о необходимости введения рационального режима для учащихся, при котором умственная и физическая. нагрузка должна сочетаться правильно.

В 1964—1965 гг. мы на базе школы-интерната № 4 г. Львова изучали, влияют ли систематические физические упражнения на свежем воздухе на уменьшение утомления школьников. Под наблюдением было 140 учащихся 1-х и 2-х классов; 70 из них (1-я группа) находились на экспериментальном режиме, предусматривающем сокращение длительности уроков с 45 до 40 мин., введение на 3-м и 4-м уроках физкультпауз и ежедневного активного отдыха в виде физических упражнений и игр на свежем воздухе в течение 30 мин. У остальных 70 школьников (2-я группа) был обычно принятый режим. Гигиенические условия жизни и учения были удовлетворительными и одинако- ^ выми для всех воспитанников школы-интер-ната. о

В течение учебного года 2 раза прово-дился углубленный медицинский осмотр уча-щихся. %

Дети ежедневно имели 4 урока и, кроме £ того, 2 часа готовили домашние задания. § сз Два раза в неделю в школе у них были * занятия физкультурой. л ^

Для суждения об утомляемости учащихся мы изучали характер ночного сна, а также биохимические сдвиги в их организме — экскрецию мукопротеидов с мочой по методике Донажио в модификации Бюгара. Вместе с тем учитывали заболеваемость детей.

Для изучения динамики сна, функционального состояния двигательного анализатора и характеристики восстановительного процесса производили актографическую запись у 34 учащихся, в том числе у 15 детей, находившихся на экспериментальном режиме, и у 19 школьников с обычным режимом дня. Записано 69 актограмм.

Для актографии использован прибор, представляющий собой переделанный суточный барабанный барограф. К сетке кровати (в центре) специальным зажимом прикрепляли рычаг, который в свою очередь присоединяли к пишущей системе актографа. Актограф устанавливали под кровать школьника. Запись производил» с 21 часа до 7 часов утра.

Характер сна у обследованных представлен на рисунке.

Судя по анализу актограмм у детей, в период засыпания отмечалось значительное число движений, которое постепенно уменьшалось и достигало минимума на 3-м часу сна. Последующие 4 часа сна характеризовались небольшим количеством движений, затем, к моменту пробуждения, количество их нарастало.

Продолжительность периодов покоя между движениями колебалась от 30 мин. до Р/г часов, а во время засыпания и пробуждения сокращалась до 10—25 мин. В период засыпания и после 12 часов ночи меньше движений наблюдалось у школьников, находившихся на экспериментальном режиме. У воспитанников экспериментальных классов количество движений за 1 час сна было в среднем 4,49±0,45, а у школьников контрольных классов — 6,4±0,73 (разница статистически достоверна). Таким образом, более глубокий сон оказался у воспитанников с несколько уменьшенной умственной и статической нагрузкой днем и активно отдыхавших на свежем воздухе.

Ф. П. Майоров и Л. А. Фнрсов, исследуя сон у обезьян, установили, что факторы, вызывающие интенсивное возбуждение днем, удлиняют время засыпания и повышают

8

«1

>

4

гг гэ г4 / г з

Часы сна

Характер сна у воспитанников школы-интерлата.

1 — в экспериментальных классах; 2— в контрольных классах.

8'

115

уровень двигательной активности ночью. Возможно, что двигательная активность во время сна у школьников, находившихся на обычном режиме, увеличилась в результате индуктивно повышенной возбудимости в двигательном анализаторе.

Экскрецию мукопротеидов с мочой мы определяли в суточной моче учащихся экспериментальных и контрольных классов в разные времена года. Полученные данные представлены в таблице. Из таблицы видно, что экскреция мукопротеидов зимой у школьников экспериментальных и контрольных групп повысилась по сравнению с осенью в равной степени. Весной наблюдалось дальнейшее повышение этого показателя в обеих группах, однако более выраженное нарастание уровня мукопротеидов отмечено у школьников, находящихся на обычном режиме.

Таким образом, систематические физические упражнения на свежем воздухе и незначительное сокращение уроков снижали утомляемость учащихся 1—2-х классов весной.

Сезонная динамика экскреции мукопротеидов (в мг за сутки)1 у воспитанников

школы-интерната

Статистичес-кие показатели Осень 1 Зима | Весна

классы

экспериментальные контрольные экспериментальные контрольные экспериментальные контрольные

М±т ±а п / % вероятности изменений 189±5,4 26,4 24 0,37 185±9,0 45,81 26 >7,1 194±5,7 38,23 45 0,1 8,0 193±6,6 39,6 36 1 207±6,5 37,7 30 2,6 99, 229,±5,2 34,49 44 5 1

1 По данным Бюгара, у здоровых в норме при отсутствии утомления выделяется с мочоА от 50 до 200 мг мукопротеидов за сутки.

Физическое развитие учащихся обеих групп было хорошим и отвечало стандартам, принятым в г. Львове (А. 3. Камалетдинов).

Из 70 учащихся экспериментальных классов болело катарами верхних дыхательных путей и ангинами 15,7%, а из 70 школьников контрольных классов — 29,1%.

Следовательно, физические упражнения на свежем воздухе закаливают организм и повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям.

В ы во д ы

1. Ежедневные физические упражнения в течение 45 мин. на свежем воздухе и незначительное сокращение учебной нагрузки у детей 7—8 лет благоприятно влияют на динамику их сна и биохимические сдвиги в организме.

2. Недостаточность активного отдыха, увеличение статической нагрузки у детей младшего школьного возраста приводят к нарушению глубины сна и увеличению уровня мукопротеидов в моче, особенно весной.

3. Для профилактики утомления учащихся младших классов (7—8 лет) целесообразно ввести физкультпаузы на 3-м и 4-м уроках в 1-х и 2-х классах.

ЛИТЕРАТУРА

Гужаловский А. А. Теор. и практ. физ. культуры, 1962, № 6, с. 31. — Кабанов А. Н. Учен, записки Московск. педагогического ин-та, 1962, с. 181. — К а м а л е т -д и н о в А. 3. Методы исследования и оценка физического развития школьников. Львов, 1963. — Козлов А. И. В кн.: Физическая культура и здоровье детей и подростков. М., 1964, с. 24. — Майоров Ф. П., Фирсов Л. А. Физиол. ж. СССР, 1959, № 8, с. 931. — Пратусевич Ю. М. Умственное утомление школьника. М., 1964.— Bugard P., Rev. Path, gen., 1958, v. 58, p. 1507. — D o n a g i о A., Rev. neurol., 1933, v. 41, p. 155.

Поступила 8/VII 1966 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.