Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР СНА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ПЛАВАНИЯ'

ХАРАКТЕР СНА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР СНА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ПЛАВАНИЯ»

УДК 613.79:613.68

ХАРАКТЕР СНА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ПЛАВАНИЯ

Канд. мед. наук Г. И. Оксенгендлер

Мы произвели актографическую регистрацию динамики сна членов экипажа морского судна во время длительных плаваний. В доступной литературе мы не могли обнаружить данных по этому вопросу.

Было обследовано 12 членов судового экипажа: 5 мотористов и 7 электриков в возрасте 21—24 лет, обслуживавших судовую энергетическую установку. Трудовой стаж их составлял от 2 до 4 лет. Все они работают в одном корабельном помещении, в котором в осенне-зимний период при плавании в северных морях температура воздуха составляла 25,6—29,4°, относительная влажность 41,3—50,5%, скорость движения

воздуха 0,27—0,31 м/сек. Во время ходовой 5 вахты эти члены экипажа подвергались небла-

гоприятному воздействию интенсивного воздушного шума (до 102 дб) и вибрации. Для сна и отдыха испытуемым были отведены двух-и четырехместные каюты, где температура воздуха была равна 18,3—21,7°, относительная влажность 34,0—40,7%, скорость движения воздуха 0,1—0,15 м/сек., а уровни воздушного шума не превышали 55—62 дб.

Исследования проводились во время двух плаваний, первое из которых продолжалось 19 дней, а второе — 24 дня.

Мы модифицировали актографы конструкции И. М. Геллера и А. В. Чапека, изготовленные на базе термографов с суточным заводом. Передающая система этих приборов была видоизменена так, что позволила сократить время 1 оборота барабана с 24 до 8 часов. В качестве датчика использовалась замкнутая с одного конца резиновая трубка длиной 5 м, которая перед отходом испытуемых ко сну зигзагообразно укладывалась под матрац. При надавливании на трубку, т. е. при создании избыточного давления в системе, писчик прибора, подвижно присоединенный к регистрационной капсуле, записывал на бумажной ленте невысыхающими чернилами кривую динамики сна (актограмму).

При обработке данных использовался метод количественной и качественной оценки актограмм, предложенный Б. В. Андреевым, т. е. на основе знания скорости вращения барабана рассчитывалась общая длительность сна, продолжительность засыпания, максимальный интервал спокойного сна и процент 5-минутных интервалов спокойного сна.

Для получения исходных данных в береговых условиях актографическая регистрация динамики сна проводилась у всех испытуемых за 2—5 дней до выхода судна в море. Кроме того, аналогичное исследование производилось в течение 1—3 дней после возвращения судна в порт. Всего было получено 224 актограммы, из них 142 в период плавания, 35 до плавания и 47 после окончания плавания.

Сводные средние данные по перечисленным выше показателям актографии динамики сна приведены на рис. 1. Эти данные были получены на основе обобщения материалов исследований, проведенных в период 2 плаваний. Достоверность средних величин доказывается статистически применением критерия знаков (Б. Л. Ван-дер-Варден; В. Ю. Урбах)1. Как видно из рис. 1, средняя продолжительность сна, составлявшая до плавания 423 мин., несколько снижалась в период плавания, а в первые дни после окончания его превышала исходный уровень. Максимальный интервал спокойного сна

«о § 10 - 1 100- а? 100-

9 - 90- 90-

8 - 80- 80-

____\

7 - 70- 70-

6 - 60- 60- \ч /

5 - 50- 50-

4 . ЬО ■ ЬО-

3 . 2 ■ 30-20 - 30 -20 - в

1 ■ 10 10

/

Рис. 1. Изменение актографических показателей динамики сна судовых специалистов в период длительных плаваний.

а — длительность сна; б — максимальный интервал спокойного сна; в — продолжительность засыпания; г — относительное количество 5-минутных интервалов спокойного сна.

По оси абсцисс: 1 — до плавания; 2 — во время плавания; 3 — после

3 — плавания.

окончания

1 Как известно, в математической статистике и биометрии под критерием знаков понимается такой статистический прием оценки достоверности рассматриваемых величин, который основан на подсчете числа однонаправленных сдвигов в парных сравнениях.

во время плавания снижался у испытуемых с 72 до 41 мин., а в первые дни по возвращении судна из плавания этот показатель возвращался к исходному. Также резко во время плавания изменялась продолжительность засыпания, которая в среднем в этот период увеличивалась с 17 до 27 мин., причем в первые 1—3 дня после окончания плавания этот показатель был еще намного больше его исходной величины. Что касается такого существенного показателя глубины сна, как процент 5-минутных интервалов спокойного сна, то во времй плавания судна он снижался с 79 до 45%. В первые дни после окончания плавания этот показатель повышался примерно до исходного.

Таким образом, из данных рис. 1 следует, что максимальный интервал спокойного сна и процент 5-минутных интервалов спокойного сна значительно уменьшались во время плавания при одновременном увеличении продолжительности засыпания. После окончания плавания эти актографические показатели возвращались к исходным.

/ уу--Ч»-Ч—1--*—-----У"-V—

г -(-V-——

6 ^————>—

7 ^¡¡.»и .у ---Н^-гЬ--^-г—Н"^-

8 ----~-------------У+и-Н-^-

9 ----V---V--у—^------—

0 12 3*3 6 7 8 4 ' ' 1 ' 1 " 1-------1-1

Время в часах

Рис. 2. Актограммы сна испытуемого А. во время 19-дневного плавания. 1 — сон в береговых условиях за 2 дня до начала плавания судна. Субъективно: «Спал вполне удовлетворительно»; 2 — сон ночной на 2-й день «плавания. Волнение моря 3—4 балла. Субъективно: «Спал неспокойно, несколько раз просыпался»; 3 — сон ночной на 5-й день плавания. Волнение моря 3—5 баллов. Субъективно: «Спал очень плохо, долго не мог заснуть, просыпался из-за кошмарных сновидений»; 4 — сон дневной после несения ночной вахты на 8-й день плавания. Море спокойно. Субъективно: «Спал удовлетворительно»; 5 — сон ночной, на 12-й день плавания, волнение моря 5—6 баллов. Субъективно: «Спал вполне удовлетворительно, но долго не мог заснуть — мешал шум»; 6 — сон ночной на 16-й день плавания, стоянка судна в закрытой бухте. Субъективно: «Спал плохо, часто просыпался»; 7 — сон дневной после несения ночной вахты на 19-й день плавания. Волнение моря 2—3 балла. Субъективно: «Спал удовлетворительно»; 8 —сон ночной на судне на 2-й день после прибытия в порт (стоянка у пирса). Субъективно: «Долго не мог уснуть, но спал крепко»; 9 — сон ночной в береговых условиях на 3-й день после прибытия в порт. Субъективно: «Спал хорошо».

В качестве иллюстрации динамики сна в период 19-дневного плавания приводятся актограммы испытуемого А. (рис. 2), наглядно показывающие увеличение двигательной активности во время сна в плавании по сравнению с аналогичными показателями до и после плавания. Следует отметить, что качка существенно не влияла на характер сна испытуемого, работавшего на судах в течение нескольких лет. Существенных различий между актограммами динамики сна, зафиксированными как во время стоянок судна на якоре, так и во время хода его, не отмечалось. Подобное сравнение дало такие же результаты и в отношении оценки индивидуальных данных почти всех испытуемых.

Представило интерес проследить, как изменялась глубина сна по мере увеличения длительности плавания судна. Динамика изменений относительного количества 5-минут-ных интервалов спокойного сна по 4-дневным периодам 24-дневного плавания представлена на рис. 3. Отмечено, что примерно через неделю после начала плавания у испытуемых проявляется адаптация к условиям сна на судне, которая по мере продолжения плавания сказывалась все больше и больше.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о существенных изменениях характера сна у членов экипажа морского судна в период дальних плаваний. Эти изменения дают основание отметить у испытуемых (И. П. Павлов) снижение интенсивности процесса торможения в коре головного мозга (уменьшение максимальных интервалов спокойного сна и относительного количества его 5-минутных интервалов) и снижение подвижности нервных процессов (удлинение времени засыпания).

Объективно зарегистрированное ухудшение сна в период длительного плавания, как правило, подтверждалось субъективной его оценкой. Однако в некоторых случаях имелись и исключения из этого правила: объективно установленный плохой сон иногда оценивался испытуемыми как вполне удовлетворительный. Наши наблюдения согласуются и с некоторыми литературными данными (Сох, Marley, 1959).

Ухудшение сна мы склонны объяснять, с одной стороны, тем, что он во время плавания протекает в иных, необычных условиях. С другой стороны, нельзя не учитывать

фактора вынужденной ограниченной подвижности (относительной адинамии) большинства членов экипажа во время плавания судна, который несомненно оказывает неблагоприятное влияние на состояние центральной нервной системы (А. В. Коробков), проявляющееся в нарушениях глубины и характера сна.

В связи с изложенным необходимо для улучшения сна членов экипажа провести мероприятия по уменьшению неблагоприятного влияния шумового и вибрационного фактора, в частности, посредством улучшения звукоизоляции жилых помещений, ношения во время вахты противошумов (антифонов), создания амортизационных приспособлений у коек. Кроме того, может быть рекомендовано проведение во время ходовой вахты нескольких 2—3-минутных физических упражнений (например, в виде приседаний с глубоким дыханием), что будет способствовать уменьшению влияния на организм относительной адинамии

Выводы

1. В период длительных плаваний морского судна методом актографии было зафиксировано ухудшение сна судовых специалистов, проявлявшееся в удлинении периода 'засыпания, уменьшении максимального интервала спокойного сна и снижении относительного количества 5-минутных интервалов спокойного сна.

2. Глубина сна судовых специалистов значительно снижалась лишь до конца 1-й недели плавания, а затем постепенно нормализовалась по мере продолжения плавания и приближалась к исходной величине уже в первые дни после прибытия судна в порт.

3. Ухудшение сна членов экипажа морского судна в период длительных плаваний может трактоваться как результат психофизиологических сдвигов в связи со спецификой длительного отрыва от берега, отрицательного влияния на организм факторов внешней среды, присущих морским судам, а также относительной адинамии.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Б. В. Бюлл. экспер. биол., 1951, № 3, с. 172.— Геллер И. М., Чапек А. В. Гиг. и сан., 1956, № 2, с. 60. — Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М., 1949, т. 3, с. 357. — Урбах В. Ю. Биометрические методы. М., 1964,—Сох G. П., Marley Е., J. Neuro!., Neurosurg. Psychiat., 1959, v. 22, р. 57.— Ван-дер-Вар-ден Б. Л. Математическая статистика. М., 1960.

Поступила 3/VI 1965 г.

%

80-70-60-50-40-30-20-10-

1 2 3* 5 5 7 8

Рис. 3. Изменений относительного количества 5-минутных интервалов спокойного сна у судовых специалистов под влиянием 24-дневного плавания.

/ — до плавания; 2—7— в период плавания: через каждые 4 дня; 8— после окончания плавания.

УДК 582.272-113.4:546.42.02.90

НАКОПЛЕНИЕ РАДИОАКТИВНОГО СТРОНЦИЯ МОРСКИМИ БУРЫМИ ВОДОРОСЛЯМИ

Канд. мед. наук В. С. Злобин

Мы предприняли попытку изучить особенности накопления Sr89 северными морскими вородослями и понять механизм этого процесса.

Опыты по накоплению Sr89 наиболее массовыми водорослями Баренцова моря Ascophyllum nodosum, Fucus vesiculosus, F. serratus проводили в прозрачных сфери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.