Наиболее выраженные колебания с амплитудой до 5—5,5 мм при частоте 3_4 гц
имели место в горизонтальной плоскости в направлении передвижения кранов. Лишь на кранах грузоподъемностью 15—25 т амплитуда при тех же частотах не превышала 3,5 мм. В вертикальной плоскости такие колебания наблюдались чаще, они имели амплитуду от 0,2 до 0,5 мм при частоте 5—10 гц.
При помощи микрохронометража установлено, что краны малой грузоподъемности в исследовавшихся цехах при полной загрузке находятся в движении в течение 60—70% времени рабочего дня. Таким образом, крановщики в течение 4—5 часов подвергаются воздействию таких сложных колебаний.
Характер воздействия низкочастотных периодических колебаний на организм человека в достаточной степени изучен (Е. Ц. Андреева-Галанина, А. Ф. Лебедева, 1955; А. М. Волкова, 1958, и др.). Судя по литературным данным, периодические колебания, имеющие место в кабинах кранов, особенно с грузоподъемностью до 10 т. значительно превышают допустимые величины. Толчкообразные и импульсные колебания, наблюдавшиеся в кабинах кранов малой грузоподъемности, по своим параметрам, по данным некоторых указанных авторов, приближаются к таким, которые оказывают явно неблагоприятное воздействие на организм человека. Это подтверждается жалобами крановщиков на появление к концу смены головной •боли, чувства разбитости, пошатывания, значительного снижения внимания и большей усталости.
Наиболее выражены бывают эти явления в те дни, когда кран больше загружен в течение рабочего дня, например в последнюю декаду месяца. При этом основные физиологические функции — частота дыхания и сердечных сокращений, уровень артериального давления, а также статические рефлексы оказывались значительно измененными к концу рабочего дня по сравнению с исходным уровнем. Таких изменений не наблюдалось у контрольной группы — подкрановых рабочих.
Выяснение особенностей одновременного воздействия на организм колебаний различных типов является одной из ближайших задач гигиены труда в области промышленной вибрации. Однако уже в настоящее время, зная параметры таких колебаний и учитывая литературные данные о неблагоприятном влиянии на организм колебаний, близких к обнаруженным в кабинах мостовых кранов, следует ставить вопрос об ограничении влияния их на крановщиков. По-видимому, наиболее рационально оборудование с этой целью амортизирующих площадок на рабочих местах крановщиков для работы стоя. Следует также оборудовать кабины кранов, особенно малой грузоподъемности, откидными амортизированными сиденьями. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что крановщики много операций могут выполнять сидя и сами оборудуют кабины примитивными сиденьями, но далеко не удовлетворяющими гигиеническим требованиям. При разработке конструкций амортизирующих площадок и сидений для крановщика следует учитывать преобладание на кранах толчкообразных колебаний в горизонтальном направлении. Амортизационными площадками и сиденьями следует снабжать не только новые краны. Необходимо предусмотреть оборудование ими и действующих кранов.
Л И ТЕРАТУРА
Андреева-Галанина Е. Ц. Вибрации, их гигиеническое значение и меры борьбы с ними. Л., 1940. — Андреев а-Г аланина Е. Ц., Бурлова Л. Я. Труды Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профессиональных заболеваний. 1947, т. 10, ч. 2, стр. 112. — А н д р е е в а-Г а л а н и н а Е. Ц„ Лебедева А. Ф. Врач, дело, 1955, № 10, стб. 973. — В о л к о в А. М. Гиг. труда и проф. заболевания, 1958, № 3, стр. 9.
Поступила 30/Ш 1961 г.
т2г -¿г "£г
СОН ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА
Доктор медицинских наук Б. В. Андреев
Из лаборатории физиологии и патологии высшей нервной деятельности Института физиологии имени И. П. Павлова, Ленинград
Известно, какое большое значение для правильного функционирования нервной системы и, следовательно, для работоспособности взрослого человека, а особенно ребенка, имеет нормальный сон (Е. Е. Славина, 1936). Согласно гигиеническим нормам. длительность ночного сна у детей в возрасте 13—15 лет должна быть около 9—Э'/я часов.
В одном из интернатов мы занимались исследованием сна школьников 7—8-.х класаов упомянутого возраста и обнаружили при этом некоторые особенности, за-
служивающие специального рассмотрения. Состояния сна и бодрствования регистрировали при помощи актографической методики, т. е. записи двигательной активности наблюдаемого (Б. В. Андреев, 1951). Таким образом, можно было учитывать время отхода ко сну, длительность засыпания, время пробуждения, длительность сна, интенсивность двигательной активности. На рисунке показаны актограммы двух школьников. На верхней — зарегистрированы: отдход ко сну в 21 час 50 минут, засыпание в течение 1 часа 50 минут, пробуждение в 7 часов 10 минут, вставание в 7 часов 20 минут; на нижней соответственные величины — 22 часа 25 минут, 0 часов
III I § • I I I I I I I I
20 21 22 23 г* 1 2 3 4 £ 6 7 в 3
__. ,н РНН^НЫ
III I I I I I I I I I I (
20 2/ 22 23 24 12 3 4 6 6 7 0 9
Актограммы двух школьников. Внизу — часы суток. Нижний уровень кривой соответствует отсутствию испытуемого на койке.
10 минут, 5 часов 50 минут, 6 часов. Всего было собрано 300 актограмм у 48 школьников. Некоторые результаты исследования с их статистической обработкой представлены в табл. 1—4.
Таблица 1 Таблица 2
Время отхода ко сну Длительность засыпания
Время отхода ко сну (час., мин.) Число наблюдений %
21.00—21.29 12 4,0
21.30—21.59 84 28,0
22.00—22.29 111 37,0
22.30— 22.59 53 17.7
23.00-23.29 29 9,7
23.30—23.59 7 2,3
24.00 и позже 4 1,3
Итого. . . 300 100
Среднее арифметическое 22.19,3± 2,2 мин. о=39,0 мин.
Длительность засыпания в минутах' Число наблюдений %
1 — 10 17 5.7
11—20 46 15,3
21—30 42 14.1
31—40 43 14,3
41—50 36 12,0
51-60 39 13,0
61—90 44 14,7
91 — 120 22 7,3
Больше . . . 11 3,6
Итого. . . 300 100
Среднее арифметическое 1,9 мин. о=32,8 мин.
47,9±
1 Длительность засыпания мы отсчитывали от 22 часов, так как, если школьники иногда ложились раньше поло I ен-ного времени, то до отбоя ко сну не было условий для засыпания.
а в 13% случаев школьники ложились в
Необходимо отметить известное отступление в отношении школьного режима. Если, согласно правилам внутреннего распорядка, отход ко сну для старших классов регламентирован в 22 часа, то основная масса учащихся ложилась позже. Среднее время отхода ко сну 22 часа 19 минут, 23 часа и позже. Обращает на себя внимание позднее засыпание. Засыпание в пер вые 20 минут наблюдается в 21%, через 1 час и больше — в 26°/о. Наши предыдущие исследования (Б. А. Андреев, 1951 б) показали, что даже взрослые засыпают в течение первых 20 минут в 50% случаев, а дольше 1 часа засыпание наблюдается только в 2°/о случаев. Примерно те же числа были получены при обследовании коллектива одного из детских домов (Б. А. Андреев, 1952). Что касается времени пребывания в постели, то оно, казалось бы, достаточно: 9 часов и больше почти в 67%, меньше 8 часов в незначительном количестве.
Крайние отклонения здесь встречаются в единичных случаях. Так, пребывание в постели менее 7 часов наблюдалось в 1 % и обусловливалось исключительными причинами, например запоздалым приходом школьника из дому, куда он был отпущен в связи с каким-нибудь событием в семье, или экстренная подготовка к вечеру (монтаж стенгазеты). В ряде случаев школьники вставали раньше положенного времени для повторения уроков. Пребывание в постели больше 10 часов встречалось в 11 % случаев и приходилось обычно на экзаменационный период, когда занятия уже
6*
83
Таблица 3 Время пребывания в постели
Таблица 4
Время сна
Время пребывания в постели Число наблюдений %
5.00—5.59 2 0,7
6.00—6.59 1 0,3
7.00—7.59 16 5,3
8.00—8.59 81 27,0
9.00—9.59 168 56,0
10.00—10.59 24 8,0
И 00—11.59 8 2,7
Итого. . . 300 100
Продолжительность сна (час., мин.)
Меньше 5.00
5.00—5.59
6.00—6.59
7.00—7.59
8.00—8.59
9.90—9.59
Среднее арифметическое 9 час. 12,7 мин.±2,9 мин. а=50,4 мин.
Итого
Среднее арифметическое 7 56,8 мин+2,5 мин. а=42,5 мин.
были прекращены, а этот день являлся интервалом между двумя экзаменационными днями, и школьники могли вставать позже. Иногда по тем или иным причинам дети ложились раньше положенного времени, и тогда длительность пребывания в постели оказывалась больше 10 часов.
Принимая во внимание крайне длительное засыпание, мы видим, что на самый сон приходится явно недостаточное время, которое в среднем составляет 7 часов 57 минут, и почти в 50% случаев школьники спали менее 8 часов. Причиной длительности засыпания и, следовательно, сокращения часов сна являлось размещение школьников 7-го класса по 15 человек в одной большой комнате и длительные разговоры после отхода ко сну, особенно у девочек. В этом мы убедились, сравнивая часы засыпания у ряда одних и тех же школьников в период пребывания их в одной общей комнате и в следующем учебном году после размещения их в комнатах младших школьников (табл. 5).
Таблица 5
Сравнительная характеристика сна школьников в разных условиях
Школьники » Длительность засыпания Число часов сна
в общей палате среди младших в общей палате среди младших
С-ая Ш-ва К-во В-ва К-ва 1 час 03 минуты 0 часов 37 минут 1 » 12 » 0 » 50 » 0 » 54 минуты 0 часов 24 минуты 0 » 30 минут 0 » 49 » 0 » 33 минуты 0 » 34 » 8 часов 10 минут 8 > 57 » 7 » 54 минуты 8 » 13 минут 7 » 20 » 8 часов 37 минут 8 » 27 » 8 » 06 » 8 » 27 > 8 » 39 »
На ухудшении сна сказывается и большая учебная нагрузка в 8-м классе, что мы наблюдали и у взрослых учащихся (Б. А. Андреев, 1951 б). Кроме того, школьник Х-ин (с наибольшими изменениями) объяснял плохой сон более высокой температурой палаты и расположением его койки рядом с калорифером.
Что касается глубины сна, то, судя по интенсивности двигательной активности, школьники интерната спят глубже ранее обследованных нами групп. По-видимому, глубина сна связана с большим истощением нервной системы при позднем засыпании.
Таким образом, в обследованном интернате наблюдались значительные отклонения режима школьников 7—8-х классов от гигиенических норм: поздний отход ко сну, длительное засыпание и укороченный сон. Концентрация школьников данного возраста и в особенности девочек в больших спальнях оказывает на них возбуждающее действие и затрудняет засыпание. В связи с этим для строительства интернатов можно рекомендовать проектирование спален меньших размеров.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев Б. В. Клин, мед., 1951, № 6, стр. 81. — Он же. Журн. высш. нервн. деят., 1951, в. 4, стр. 500. — Он же. Труды Ин-та физиологии АН СССР. Л., 1952, т. 1, стр. 339. — С л а вин а Е. Е. Проблемы сна. М., 1954, стр. 192.
Поступила 30/1 1961 г.
-й- -й- -¿Г