Научная статья на тему 'МОСТОВЫЕ КРАНЫ В МЕХАНИЧЕСКИХ ЦЕХАХ КАК ИСТОЧНИК ОБЩИХ ТОЛЧКООБРАЗНЫХ КОЛЕБАНИЙ'

МОСТОВЫЕ КРАНЫ В МЕХАНИЧЕСКИХ ЦЕХАХ КАК ИСТОЧНИК ОБЩИХ ТОЛЧКООБРАЗНЫХ КОЛЕБАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОСТОВЫЕ КРАНЫ В МЕХАНИЧЕСКИХ ЦЕХАХ КАК ИСТОЧНИК ОБЩИХ ТОЛЧКООБРАЗНЫХ КОЛЕБАНИЙ»

щих процессов), а также по удалению избыточного тепла в отделении восстановления и карбонизации прокалки вольфрама.

2. В связи с обнаружением вольфрама в крови и моче желательно при проведении периодических медицинских осмотров производить определение содержания его в этих биологических субстратах

3. Для очистки загрязненных поверхностей кожи рекомендуется применять специальную отмывочную пасту, являющуюся эффективным моющим средством, состав которой может быть затребован из Узбекского санитарного института.

ЛИТЕРАТУРА

Бурнимович Г И., Буравлева H. Н. В кн.: Вопросы гигиены труда, проф-патологии и промышленной токсикологии. Свердловск, 1958, т. 3, ч. 1, стр. 175.— Израэльсон 3. И., Могилевская О. Я. Гиг. и сан., 1949, № 2, стр. 19.— Каплун 3. С., Мезенцева Н. В. В кн.- Промышленная токсикология. М., 1960, стр. 208.—Они же. Гиг. и сан., 1959, № 6, стр. 16. — Мезенцева Н. В. В кн.: Сборник научных работ по вопросам гигиены труда и профпатологии. Новосибирск, 1957, стр. 117. — Она же. Гиг. и сан., 1957, № 4, стр. 25. — Ми реки й М. Я. В кн.: Рефераты научно-практических работ Московск. санитарно-эпидемиологической станции. М., 1956, стр. 53. — Пархоменко Г. М. Гиг. и сан., 1948, № 9, стр. 11.— Попова Л. В., Василевская Г. Л. В кн.: Вопросы гигиены труда в профпатологии и промышленной токсикологии. Свердловск, 1958, т. 3, ч. 1, стр. 167. — F е-rin J., Ulrich L., Minarik M. и др. Pracov. Lek., 1960, т. 12, стр. 5—8.

Поступила 13/ХП 1960 г.

-A" ★

МОСТОВЫЕ КРАНЫ В МЕХАНИЧЕСКИХ ЦЕХАХ КАК ИСТОЧНИК ОБЩИХ ТОЛЧКООБРАЗНЫХ КОЛЕБАНИЙ

Кандидат медицинских наук А. А. Меньшов

Из Киевского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

в

На многих участках производства наряду с периодической вибрацией рабочего места наблюдаются толчкообразные колебания. В ряде случаев они имеют характер импульсов различной длительности. Колебания такого характера встречаются преимущественно на подъемно-транспортных механизмах, землеройных и сельскохозяйственных машинах.

Гигиенической оценке таких колебаний не уделяется достаточного внимания, хотя имеются отдельные наблюдения, свидетельствующие об особом воздействии их на организм человека.

Импульсные колебания на производстве описаны только Е. Ц. Андреевой-Га-ланиной и А. Ж. Бендиным при обработке вручную металлических изделий на наждачных кругах с насечками. Авторы характеристику таким колебаниям давали по декременту затухания. Л. Н. Грацианская 1 у рабочих, подвергающихся воздействию этих колебаний, обнаружила симптомы вибрационной болезни. Е. Ц. Андреева-Гала-нина в связи с этим высказала предположение, что прерывистые, импульсные колебания даже при малом числе ударов действуют сильнее, чем периодические колебания большей частоты, приближаясь по своему действию к вибрации с частотой более 35 гц.

То .чкообразные колебания, по данным некоторых авторов, действуют на организм человека сильнее, чем периодические колебания [Е. Ц. Андреева-Галанина и Л. Я. Бурлова (1947); Рейер и Мейстер (Reiher и Meister, 1931)].

Одним из участков производства, где наряду с периодическими часто наблюдаются толчкообразные колебания, являются кабины мостовых кранов. Нами было установлено в сталеплавильных цехах, что на кранах грузоподъемностью 10—15 т ко 1еба№ия имеют более выраженный характер пх сравнению с кранами грузоподъемностью 125—280 т.

Представляло интерес изучение особенностей ко!ебаний в кабинах мостовых кранов еще меньшей грузоподъемности — до 10 т. широко распространенных в различных отраслях промышленности. С этой целью в механическом цехе машинострои-

1 Цитировано по Е. Ц. Андреевой-Галан'иной.

тельного завода был изучен характер вибрации в кабинах 10 мостовых кранов грузоподъемностью 3—10 т.

Для сравнения исследовали вибрацию в кабинах кранов литейного цеха того же завода, грузоподъемность которых достигала 15—25 т. Колебания регистрировали вибрографом в двух взаимно перпендикулярных горизонтальных и в вертикальном направлении! непосредственно на рабочем месте крановщика.

Характерной особенностью колебаний в кабинах кранов малой грузоподъемности является наличие импульсных колебаний. Их регистрируют преимущественно в направлении, параллельном перемещению крана вдоль цеха. Причиной этих колебаний на кранах являются отдельные толчки, возникающие во время работы механизмов при захватывании и установке транспортируемого груза.

При необходимости переместить грузозахватывающие приспособления на короткое расстояние вдоль цеха, т. е. параллельно подкрановым путям, крановщик вынужден сдвинуть и тотчас остановить кран. При этом в кабине возникают толчки, иногда носящие затухающий характер. Обычно такие колебания следуют друг за другом через различные промежутки времени. Множественность таких импульсных колебаний обусловливается характерными для мостовых кранов механических цехов кратковре-

Рис. 1. Затухающие колебания на мосто- Рис. 2. Затухающие колебания на мостовом кране грузоподъемностью 3 т (уве- вом кране грузоподъемностью 15 г (увеличение в 3 раза, отметка времени личение в 3 раза, отметка времени 1 секунда). 1 секунда).

менными, но частыми периодически повторяющимися циклами работы. Резкая остановка при помощи тормоза или же длительное перемещение крана, но сразу начинающееся с большой скоростью (это часто практикуется крановщиками), сопровождается появлением импульсных колебаний. Оценку таких колебаний >мы производили по логарифмическому декременту затухания. Чем больше потери в системе, чем быстрее затухают колебания, тем больше логарифмический декремент.

В большинстве случаев удавалось установить определенную закономерность в характере затухающих колебаний, именно декремент затухания постепенно увеличивался. На мостовых кранах грузоподъемностью в 3—8 т величина логарифмического декремента затухания возрастала более резко, чем на кранах грузоподъемностью 10—25 т. Так, на кране грузоподъемностью 3 т наблюдались затухающие колебания с амплитудой отдельных колебаний, равной 6, 5, 3, 4, 1,3 мм. Соответственно логарифмический декремент затухания был равен 1,13 1,32, 3,07. Логарифмический декремент затухания, т. е. натуральные логарифмы указанных выше величин, был равен 0,12, 0,27, 1,12 (рис. 1).

На кране грузоподъемностью 15 т имел« место затухающие колебания со следующими амплитудами: 6,3, 4,3, 1,7, 0,5 мм. Логарифмический декремент затухания составлял 1,46, 2,53, 3,4. Логарифмический декремент соответственно был равен 0,37, 0,92, 132 (рис. 2).

Таким образом, возрастание логарифмического декремента затухания было более резко выражено на кране грузоподъемностью 3 т. Кроме того, на этом кране отдельные колебания были более жесткими, так как число их составляло 2—3 в секунду, а на кране грузоподъемностью 15 т — только 1,5 в секунду. По данным ряда авторов, большая жесткость толчков способствует возникновению более неприятных ощущений и более сильному действию на человека (Е. Ц. Андреева-Галанина, Рейер и Мейстер).

Наряду с импульсными затухающими колебаниями в кабинах кранов регистрировали отдельные толчки чаще всего в горизонтальной плоскости в направлении передвижения крана. Наиболее выражены толчки в кабинах кранов грузоподъемностью до Ю т — амплитуда толчков достигала 5—6 мм, длительность их равнялась 0,18— 0,4 секунды при 1—3'/г толчках в секунду. На кранах большей грузоподъемности (15—25 т) амплитуда толчков не превышала 4 мм, длительность их была от 0,2 до 0,24 секунды, количество толчков от 2 до 4 в секунду. Горизонтальные толчки в направлении, перпендикулярном направлению передвижения крана, возникали часто, не были значительно меньше — амплитуда их достигала лишь 2—3 мм. Вертикальные толчки наблюдались как при равномерном, так и при прерывистом передвижении кранов, величина их не превышала 0,5—0,7 мм вне зависимости от их грузоподъемности. Длительность этих толчков 0,04—0,05 секунды, число толчков до 8 в секунду. Реже на кранах наблюдались периодические колебания. Параметры их были примерно одинаковыми на всех исследовавшихся кранах.

6 Гигиена и санитария, № 10

81

Наиболее выраженные колебания с амплитудой до 5—5,5 мм при частоте 3_4 гц

имели место в горизонтальной плоскости в направлении передвижения кранов. Лишь на кранах грузоподъемностью 15—25 т амплитуда при тех же частотах не превышала 3,5 мм. В вертикальной плоскости такие колебания наблюдались чаще, они имели амплитуду от 0,2 до 0,5 мм при частоте 5—10 гц.

При помощи микрохронометража установлено, что краны малой грузоподъемности в исследовавшихся цехах при полной загрузке находятся в движении в течете 60—70% времени рабочего дня. Таким образом, крановщики в течение 4—5 часов подвергаются воздействию таких сложных колебаний.

Характер воздействия низкочастотных периодических колебаний на организм человека в достаточной степени изучен (Е. Ц. Андреева-Галанина, А. Ф. Лебедева, 1955; А. М. Волкова, 1958, и др.). Судя по литературным данным, периодические колебания, имеющие место в кабинах кранов, особенно с грузоподъемностью до 10 т. значительно превышают допустимые величины. Толчкообразные и импульсные колебания, наблюдавшиеся в кабинах кранов малой грузоподъемности, по своим параметрам, по данным некоторых указанных авторов, приближаются к таким, которые оказывают явно неблагоприятное воздействие на организм человека. Это подтверждается жалобами крановщиков на появление к концу смены головной боли, чувства разбитости, пошатывания, значительного снижения внимания и большей усталости.

Наиболее выражены бывают эти явления в те дни, когда кран больше загружен в течение рабочего дня, например в последнюю декаду месяца. При этом основные физиологические функции — частота дыхания и сердечных сокращений, уровень артериального давления, а также статические рефлексы оказывались значительно измененными к концу рабочего дня по сравнению с исходным уровнем. Таких изменений не наблюдалось у контрольной группы — подкрановых рабочих.

Выяснение особенностей одновременного воздействия на организм колебаний различных типов является одной из ближайших задач гигиены труда в области промышленной вибрации. Однако уже в настоящее время, зная параметры таких колебаний и учитывая литературные данные о неблагоприятном влиянии на организм колебаний, близких к обнаруженным в кабинах мостовых кранов, следует ставить вопрос об ограничении влияния их на крановщиков. По-видимому, наиболее рационально оборудование с этой целью амортизирующих площадок на рабочих местах крановщиков для работы стоя. Следует также оборудовать кабины кранов, особенно малой грузоподъемности, откидными амортизированными сиденьями. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что крановщики много операций могут выполнять сидя и сами оборудуют кабины примитивными сиденьями, но далеко не удовлетворяющими гигиеническим требованиям. При разработке конструкций амортизирующих площадок и сидений для крановщика следует учитывать преобладание на кранах толчкообразных колебаний в горизонтальном направлении. Амортизационными площадками и сиденьями следует снабжать не только новые краны. Необходимо предусмотреть оборудование ими и действующих кранов.

Л И ТЕРАТУРА

Андреева-Галанина Е. Ц. Вибрации, их гигиеническое значение и меры борьбы с ними. Л., 1940. — Андреев а-Г аланина Е. Ц., Бурлова Л. Я. Труды Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профессиональных заболеваний. 1947, т. 10, ч. 2, стр. 112. — А н д р е е в а-Г а л а н и н а Е. Ц„ Лебедева А. Ф. Врач, дело, 1955, № 10, стб. 973. — В о л к о в А. М. Гиг. труда и проф. заболевания, 1958, № 3, стр. 9.

Поступила 30/Ш 1961 г.

т2г -¿г "£г

СОН ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА

Доктор медицинских наук Б. В. Андреев

Из лаборатории физиологии и патологии высшей нервной деятельности Института физиологии имени И. П. Павлова, Ленинград

Известно, какое большое значение для правильного функционирования нервной системы и, следовательно, для работоспособности взрослого человека, а особенно ребенка, имеет нормальный сон (Е. Е. Славина, 1936). Согласно гигиеническим нормам. длительность ночного сна у детей в возрасте 13—15 лет должна быть около 9—Э'/я часов.

В одном из интернатов мы занимались исследованием сна школьников 7—8-.х класаов упомянутого возраста и обнаружили при этом некоторые особенности, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.