Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНОГО СНА ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНОГО СНА ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОН / ТРЕВОГА / НАРУШЕНИЕ СНА / ШКОЛЬНИКИ / СПОРТСМЕНЫ / ИНСОМНИЯ / ДЕТИ / SLEEP / ANXIETY / SLEEP DISTURBANCE / SCHOOLCHILDREN / ATHLETES / INSOMNIA / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Народова Е.А., Петрова М.М., Алексеева О.В., Ерахтина Е.Е., Шнайдер Н.А.

Целью нашего исследования было изучение качества и продолжительности сна школьников, профессионально занимающихся спортом, в каникулярный период. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 47 клинически здоровых школьников. Общая группа была разделена на две подгруппы: I подгруппа (основная) - спортсмены-школьники (СШ); II группа (контрольная) -школьники (III), не занимающиеся спортом. Результаты. Было выявлено, что только 3% опрошенных СШ имеют дневной сон (вероятно, это связано с дневным временем тренировок), тогда как в группе Ш дневной сон имели 30% респондентов. Обе группы опрошенных ложились спать в одно и то же время и засыпали самостоятельно, однако время, необходимое для засыпания, было различным (р = 0,04). В то же время, СШ, имеющие строгий режим дня, в 52% случаев просыпались самостоятельно, а Ш, не имеющие спортивной нагрузки, только в 42% имели самостоятельное пробуждение. Нами было выявлено, что СШ чаще просыпаются ночью, напуганные и встревоженные сновидениями (р = 0,04). Для этой же группы характерно более частые пробуждения в плохом настроении (р = 0,02). Это может косвенно свидетельствовать о повышенной тревожности детей, занимающихся спортом. Полученный результат проведенных нами исследований в каникулярный период, требует проспективного наблюдения в период учебного года, поскольку выявленная инсомния в группе СШ может оказывать негативное влияние на школьную успеваемость при сохранении спортивных занятий на фоне роста учебных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Народова Е.А., Петрова М.М., Алексеева О.В., Ерахтина Е.Е., Шнайдер Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF NIGHT SLEEP OF SCHOOL CHILDREN-ATHLETES AND SCHOOL CHILDREN NOT PLAYING SPORTS DURING THE VACATION

The aim of our study was to study the quality and duration of sleep of schoolchildren who are professionally involved in sports during the holidays. Materials and methods. The study involved 47 clinically healthy schoolchildren. The general group was divided into two subgroups: I subgroup (main) - schoolchildren athletes (SCA); Group II (control) - schoolchildren who are not involved in sports (SC). Results. It was found that only 3% of the surveyed SCA have a daytime sleep (probably, this is due to the daytime training), while in group S (30% of the respondents had a daytime sleep). Both groups of respondents went to bed at the same time and fell asleep on their own, however, the time required to fall asleep was different (р = 0.04). At the same time, SCA which have a strict daily regimen woke up on their own in 52% of cases, while SC load only in 42% had an independent awakening. We found that SCA more often wake up at night, scared and anxious about sleep (p = 0.04). The same group is characterized by more frequent waking up in a bad mood (p = 0.02). This may indirectly indicate the increased anxiety of children involved in sports. The obtained result of our study during the holidays requires prospective observation during the academic year, since the revealed insomnia in the SCA group can negatively affect school performance with an increase in the academic load.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНОГО СНА ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 159.9.072

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНОГО СНА ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, В

КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД

Екатерина Андреевна Народова, кандидат медицинских наук, ассистент, Марина Михайловна Петрова, доктор медицинских наук, профессор, Ольга Владимировна Алексеева, врач терапевт-сомнолог, Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого; Ева Евгеньевна Ерахтина, учащийся, средняя общеобразовательная школа №149, г. Красноярск, Наталья Алексеевна Шнайдер, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Национальный медицинский научный исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Целью нашего исследования было изучение качества и продолжительности сна школьников, профессионально занимающихся спортом, в каникулярный период. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 47 клинически здоровых школьников. Общая группа была разделена на две подгруппы: I подгруппа (основная) - спортсмены-школьники (СШ); II группа (контрольная) -школьники (Ш), не занимающиеся спортом. Результаты. Было выявлено, что только 3% опрошенных СШ имеют дневной сон (вероятно, это связано с дневным временем тренировок), тогда как в группе Ш дневной сон имели 30% респондентов. Обе группы опрошенных ложились спать в одно и то же время и засыпали самостоятельно, однако время, необходимое для засыпания, было различным (р = 0,04). В то же время, СШ, имеющие строгий режим дня, в 52% случаев просыпались самостоятельно, а Ш, не имеющие спортивной нагрузки, только в 42% имели самостоятельное пробуждение. Нами было выявлено, что СШ чаще просыпаются ночью, напуганные и встревоженные сновидениями (р = 0,04). Для этой же группы характерно более частые пробуждения в плохом настроении (р = 0,02). Это может косвенно свидетельствовать о повышенной тревожности детей, занимающихся спортом. Полученный результат проведенных нами исследований в каникулярный период, требует проспективного наблюдения в период учебного года, поскольку выявленная инсо-мния в группе СШ может оказывать негативное влияние на школьную успеваемость при сохранении спортивных занятий на фоне роста учебных нагрузок.

Ключевые слова: сон, тревога, нарушение сна, школьники, спортсмены, инсомния, дети.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p481-488

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF NIGHT SLEEP OF SCHOOL CHILDREN-ATHLETES AND SCHOOL CHILDREN NOT PLAYING SPORTS DURING THE

VACATION

Ekaterina Andreevna Narodova, the candidate of medical sciences, assistant, Marina Mikhay-lovna Petrova, the doctor of medical science, professor, Olga Vladimirovna Alekseeva, the physician-somnologist, V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Eva Evgenievna Erakhtina, the schoolgirl, Secondary School №149, Krasnoyarsk; Natalia Ale-kseevna Shnayder, the doctor of medical sciences, professor, leading research associate, V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology, St. Petersburg

Abstract

The aim of our study was to study the quality and duration of sleep of schoolchildren who are professionally involved in sports during the holidays. Materials and methods. The study involved 47 clinically healthy schoolchildren. The general group was divided into two subgroups: I subgroup (main) - schoolchildren athletes (SCA); Group II (control) - schoolchildren who are not involved in sports (SC). Results. It was found that only 3% of the surveyed SCA have a daytime sleep (probably, this is due to the daytime training), while in group S (30% of the respondents had a daytime sleep). Both groups of respondents went to bed at the same time and fell asleep on their own, however, the time required to fall asleep was different

(p = 0.04). At the same time, SCA which have a strict daily regimen woke up on their own in 52% of cases, while SC load only in 42% had an independent awakening. We found that SCA more often wake up at night, scared and anxious about sleep (p = 0.04). The same group is characterized by more frequent waking up in a bad mood (p = 0.02). This may indirectly indicate the increased anxiety of children involved in sports. The obtained result of our study during the holidays requires prospective observation during the academic year, since the revealed insomnia in the SCA group can negatively affect school performance with an increase in the academic load.

Keywords: sleep, anxiety, sleep disturbance, schoolchildren, athletes, insomnia, children.

ВВЕДЕНИЕ

Сон - это особое генетически детерминированное функциональное состояние, имеющее специфические отличные от бодрствования качественные особенности деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и соматической сферы. Сон характеризуется торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением сознаваемой психической деятельности [1]. Сон - одна из важнейших биологических функций организма, играющая роль в производительности, познании, обучении, развитии, а также психическом и физическом здоровье [2]. Согласно индивидуальным особенностям суточных ритмов организма человека, принято выделять три основных хронотипа: лиц «утреннего» хронотипа - «жаворонки», лиц «дневного» хроноти-па - «голуби» (их еще называют, «аритмики») и лиц вечернего хронотипа - «совы». Такое деление с одной стороны, соотносится с вегетативной и эмоциональной реактивностью организма, а с другой стороны, с умственной и физической работоспособностью человека. Так для «жаворонков» характерен пик активности в утреннее время, для «голубей» и «сов» в обеденное и вечернее время, соответственно. Определение принадлежности к тому или иному хронотипу, важно для спортсменов, так как от этого зависит, в какое время суток у спортсмена наблюдается изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, температуры тела, мощности мышечных сокращений. Последнее послужило основанием для предположения о том, что, возможно, и показатели скорости произвольного расслабления мышц у спортсменов различного хронотипа при воздействии интенсивной тренировочной нагрузки в первой или второй половине дня будут неодинаковы. В связи с тем, что хронотипы спортсменов в часы «своей» повышенной работоспособности испытывают меньшее напряжение в работе систем организма и с меньшим ущербом для него могут выполнять высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, данная тема может быть высокоактуальна в спортивной медицине и может служить основанием для разработки индивидуального спортивного режима спортсмена с целью получения максимального тренировочного эффекта [3].

В последнее время постоянно обсуждаются вопросы влияния достаточного количества сна на спортивные результаты школьников, а также на восстановление детей -спортсменов после физических нагрузок и снижение риска травм и заболеваний у них [4], [5]. Однако доказательные методы, которые практикующие врачи и спортсмены могли бы использовать для поддержания достаточного количества сна, ограничены, особенно у спортсменов-подростков [6]. Профессиональные спортсмены регулярно проходят тщательный физиологический мониторинг и спортивные тесты. Однако несмотря на предполагаемое положительное влияние достаточного количества сна на спортивные результаты и восстановление после физических нагрузок, [6] мониторингу сна в настоящее время не придается должного значения. Напротив, гораздо большее внимание уделяется «типичному» тестированию физиологической работоспособности организма школьников -спортсменов. Между тем, существует ряд других биологических функций, которые могут измениться при депривации сна.

В то же время, эмпирические данные показывают, что сокращение продолжительности сна отрицательно влияет на спортивные показатели школьников. В частности, было показано, что ограниченный и / или нарушенный сон, отрицательно влияет на аэробные и

анаэробные показатели, увеличивает риск травм и заболеваний, а также оказывает негативное влияние на исход командных спортивных соревнований. Доказано, что увеличение продолжительности сна на одно стандартное отклонение привело к увеличению академической успеваемости школьников на 4,85% баллов за курсовую работу [8], в то время как подростки с недостаточным сном снизили свою академическую успеваемость по сравнению с теми, у кого было достаточно сна. Известно, что спортсменам, страдающим недосыпанием, может быть полезен короткий сон, особенно если тренировка должна быть завершена днем или вечером. Дневной сон может быть полезным для школьников-спортсменов, которым регулярно приходится рано вставать для тренировок или соревнований, а также для школьников-спортсменов, страдающих недосыпанием [7], [9].

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что, когда школьникам разрешают спать столько, сколько они хотят, они спят в среднем 9,25 часа в сутки. Кроме того, в период полового созревания наблюдается повышенное желание спать в течение дня, даже если продолжительность ночного сна достаточная [10]. Дети и подростки, занимающиеся спортом, могут испытывать нарушения сна перед важными соревнованиями или играми [11]. В связи с тем, что в детском и молодежном спорте растет конкуренция, профессионализм, интенсивность тренировок, под угрозой оказываются отдых и восстановление школьников-спортсменов. Вызывает тревогу тот факт, что с некоторыми юными школьниками-спортсменами сейчас обращаются как с «товаром», и поэтому Международный олимпийский комитет (МОК), призвал проявлять больше усилий для защиты психофизиологического развития юных спортсменов. Поддержание надлежащего отдыха, особенно сна для спортсменов-подростков, обсуждалось в недавнем заявлении МОК, в котором говорилось о необходимости «разработки программ развития молодых спортсменов ... для снижения риска чрезмерных травм и других проблем со здоровьем ... регулярный отдых и восстановление, чтобы стимулировать позитивную адаптацию и прогрессивное спортивное развитие» [11]. Существует нехватка научных данных по мониторингу сна за сезон, полученных от школьников-спортсменов (8-18 лет). В частности, за последние два десятилетия возникло несоответствие между восприятием адекватного сна и фактической продолжительностью сна, сообщаемой школьниками во всем мире [12]. Так как недостаток сна имеет многочисленные последствия, необходимо своевременно выявлять проблемы со сном и разработать рекомендации для школьников-спортсменов, что может помочь обеспечить им максимальные спортивные результаты [2].

Целью нашего исследования было изучение качества и продолжительности сна школьников, профессионально занимающихся спортом в каникулярный период.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 2020 г. на базе центра коллективного пользования «Молекулярные и клеточные технологии» и кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого в рамках договора о научном сотрудничестве с НМИЦ ПН им. В. Н. Бехтерева. В исследовании приняли участие 47 клинически здоровых школьников: младшего школьного возраста (7-10 лет) и раннего подросткового возраста (10-14 лет). Общая группа была разделена на две подгруппы: I подгруппа (основная) - обследуемые, занимающиеся спортом более 4-х лет, не менее 5 раз в неделю, медиана возраста - 11 (10; 12) лет; II группа (контрольная) - обследуемые, не получающие достаточной физической нагрузки, медиана возраста - 9 (8; 12) лет (р > 0,05).

Критерии включения в основную группу: школьники - спортсмены, занимающиеся спортом (художественная гимнастика) не менее 4-х лет с регулярностью не менее 5 раз в неделю; подписанное добровольное информированное согласие; мужской и женский пол; возрастной период: младшего школьного возраста (7-10 лет); раннего подросткового возраста (10-14 лет); русскоговорящие европейцы.

Критерии включения в контрольную группу: дети и подростки, регулярно не занимающиеся спортом; подписанное добровольное информированное согласие; мужской и женский пол; возрастной период: младшего школьного возраста (7-10 лет); раннего подросткового возраста (10-14 лет); русскоговорящие европейцы.

Критерии исключения из исследования: дошкольники; возраст до 7 лет и старше 14 лет; взрослые; отказ от участия в настоящем исследовании; участие в других исследованиях; острые и хронические неврологические, психиатрические и эндокринологические заболевания на момент исследования. Волонтеры не получали никакого вознаграждения за участие в настоящем исследовании. Исследователи не получали никакого вознаграждения за проведение настоящего исследования.

Исследование проводилось в летний каникулярный период, в условиях отсутствия занятий в общеобразовательной школе. В качестве опросника использовались англоязычная анкета (Child's Sleep Habits Questionnaire - CSHQ (Pre-School and School-Aged Children)) [13] в русскоязычном переводе авторов в рамках планирования настоящего исследования. Анкета состояла из 33 вопросов, распределенных по блокам: 1 блок - время укладывания в постель и период засыпания (1-6 вопросы); 2 блок - дневная гиперсомния (7-8 вопросы); 3 блок - проблемы ночного сна (9- 29 вопросы); 4 блок - утреннее пробуждение (30-33 вопросы). Наличие проблем со сном оценивалось как: да; нет; не уверен. Тяжесть имеющихся проблемы оценивалось как: «обычно», если что-то происходило 5 или более раз в неделю; «иногда», если это происходило 2- 4 раза в неделю; «редко», если что-то происходило 1 раз в неделю или не происходило никогда. Детям, принявшим участие в настоящем исследовании, и их родителям предлагалось оценить утверждения, касающиеся привычек ребенка во сне и возможных проблем со сном, вспомнив типичную прошедшую неделю в жизни ребенка. Если последняя неделя была необычной по определенной причине (например, у ребенка была острая респираторная инфекция, он плохо спал или сломался телевизор), то предлагалось выбрать самую последнюю типичную неделю.

Статистическая обработка проводилась с применением пакета прикладных программ Statistica (StatSoft, version 10, USA). Все распределения данных оценивались по-средствам критерия Шапиро-Уилка. В результате исследования были получены непараметрические переменные. Определение статистической значимости проводили с помощью непараметрического критерия Вилкоксона (различия между группами считались статистически значимыми при р < 0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведенного анкетирования школьников выявлено, что время отхода ко сну у спортсменов - школьников (СШ) в каникулярные период статистически значимо не отличается (р = 0,29) от времени отхода ко сну школьников (Ш), не занимающихся каким-либо видом спорта (рисунок 1). Так, медиана времени отхода ко сну у СШ составила 22 (21; 22) часа, а у Ш - 22 (22; 23) часа (р > 0,05). Так же мы не нашли статистически значимой разницы (р = 0,27) во времени утреннего пробуждения СШ и Ш (8 (7; 9) часов, против 8 (7; 10) часов, соответственно). Таким образом, общая продолжительность ночного сна в основной и контрольной группах не имела статистически значимых различий (р = 0,64).

Было выявлено, что только 3% опрошенных СШ имеют дневной сон (вероятно, это связано с дневным временем тренировок), тогда как в группе Ш дневной сон имели 30% респондентов. В то же время, в группе СШ отмечен высокий процент (60%) дневной ги-персомнии с засыпанием детей во время релаксации (в частности, во время поездки на автомобиле) (рисунок 2).

Время у кладывания в постель и период засыпания ребенка

120% р = 0,84

100%

80% 60% 49%

40%

40%

20%

0% ■ ■

ребенок

р = 1

р = 0,04 100%

85%

90%

р = 0,2

81%

р = 0,77 р = 0,55

70%

59%И 52%

45%

II II

ребенок ложится спать в засыпает

ребенок засыпает в

одно и то же самостоятельно течение 20

время

в своей постели

минут

СШ Ш

ребенок спит ребенок спит ребенок

достаточно одинаковое просыпается

количество сам времени

Рисунок 1 - Время укладывания в постель и период засыпания у спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, в летний каникулярный период (1 блок шкалы CSHQ)

Дневная Гиперсомния

р = 0,04

65%

70%

60% 40% 20% 0%

р = 0,89

29%

45%

Просмотр телевизора

Поездка на машине

СШ Ш

Рисунок 2

■ Дневная гиперсомния у спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, в летний каникулярный период (2 блок шкалы CSHQ)

Обе группы опрошенных ложились спать в одно и то же время и засыпали самостоятельно, однако время, необходимое для засыпания, было различным (р = 0,04). Так, СШ в 100% случаях засыпали в течение первых 20 минут после отхода ко сну, а в группе Ш только 75% опрошенным было достаточно этого времени для засыпания. В то же время, СШ, имеющие строгий режим дня, в 52% случаев просыпались самостоятельно, в то время как Ш (дети, не имеющие спортивной нагрузки) только в 45% имели самостоятельное пробуждение (таблица 1, рисунок 3).

Таблица 1 - Проблемы ночного сна у спортсменов и школьников, не занимающихся спор-

Проблемы ночного сна СШ Ш Р

Ребенок засыпает в кровати родителей, брата или сестры 11% 0% 1

Ребенок сопротивляется перед сном (плачет, отказывается оставаться в постели и т. д.) 0% 0% 0,36

Ребенку нужен родитель в комнате, чтобы заснуть 11% 10% 0,88

Ребенок боится спать один 8% 5% 0,59

Ребенок слишком мало спит 0% 10% 0,61

Ребенок боится спать в темноте 11% 15% 0,75

У ребенка проблемы со сном вдали от дома (посещение родственников, отпуск) 8% 10% 0,91

Ребенок перемещается ночью в чужую кровать (родителей, брата, сестры и т. д.) 4% 0% 0,75

Ребенок просыпается один раз ночью 11% 10% 0,63

Ребенок просыпается более одного раза за ночь 11% 0% 0,44

Ребенок разговаривает во время сна 15% 5% 0,07

Ребенок беспокоен и много двигается во время сна 15% 10% 0,24

Ребенок лунатит по ночам 4% 5% 0,8

Ребенок мочится в постель по ночам 0% 5% 0,17

Ребенок скрипит зубами во время сна (возможно, ваш стоматолог сказал вам об этом) 0% 5% 0,42

Ребенок просыпается, встревоженный, напуганный сном 4% 0% 0,04

Ребенок потеет ночью, просыпается безутешно кричит 0% 0% 0,59

Ребенок громко храпит во сне 0% 0% 0,17

Кажется, что ребенок перестает дышать во время сна 0% 0% 0,59

Ребенок фыркает и / или задыхается во время сна 0% 10% 0,28

Ребенок просыпается в плохом настроении 4% 0% 0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утреннее пробуждение

" = п-9-5 р = 0,79 р = 0,72 р = 0,59

30% -20%

20% 15% 15%

20% 11% 10% М 8% 8% 10%

10%

0%

Братья или сестры будят Ребенку трудно встать с Ребенку требуется много Утром ребенок кажется ребенка постели утром времени что бы быть уставшим

бодрым утром

СШ Ш

Рисунок 3. Проблемы утреннего пробуждения у спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, в летний каникулярный период (4 блок шкалы CSHQ)

Найдены статистически значимые различия поведения во время сна, косвенно свидетельствующие о повышенной тревожности у детей, занимающихся спортом. Так, нами было выявлено, что СШ чаще просыпались ночью, напуганные тревожными сновидениями (р = 0,04). Для этой же группы характерно более частое пробуждение утром в плохом настроении (р = 0,02). Вероятно, это связанно с конкуренцией в спорте и с соревновательным процессом, поскольку успешность выступления спортсменов на соревнованиях требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но и максимального задействования психических функций. Соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [14].

В обеих группах частота парасомний, включая сомнамбулизм и ночной энурез, была минимальной (1-2 случая на всю выборку) и без статистически значимых различий в группах сравнения.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что, несмотря на достаточную продолжительность ночного сна, у СШ (основная группа) по сравнению с Ш (контрольная группа) выявлена нереализованная потребность в дневном сне (дневная сонливость), а также выше частота инсомнии. В группе СШ латентность ко сну была в пределах 20 минут, незначительно превышая нормативные показатели (5-15 минут), статистически значимо выше частых ночных пробуждений, затруднения повторного засыпания, вероятно, обусловленных повышенным уровнем тревожности. Несмотря на то, что СШ (по сравнению с Ш) были более дисциплинированы и в 100% случаев самостоятельно пробуждались утром в одно и то же время, отмечалось затруднение пробуждения, обусловленное нарушением структуры и снижением эффективности ночного сна. Полученный результат исследования, проведенного в каникулярный период, требует проспективного наблюдения как СШ, так и Ш, в период учебного года, поскольку выявленная инсомния и дневная гиперсомния в группе СШ могут оказывать негативное влияние на школьную успеваемость при сохранении спортивных занятий на фоне роста учебных нагрузок.

Необходимо исследование и коррекция уровня тревожности для улучшения качества и эффективности ночного сна в группе СШ с целью профилактики возможных негативных последствий как на учебные и спортивные достижения, выраженность ситуативной тревожности в соревновательный период [14], так и на состояние здоровья детей в целом. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы СШ и тем самым достичь наилучшего результата. Для спортсменов существует индивидуальный оптимальный уровень "полезной тревожности", мобилизующий на выполнение поставленных задач и достижение наилучшего результата [15], однако выявленный нами высокий процент тревожных сновидений в группе СШ в тренировочный период во время школьных каникул может оказывать не мобилирующий, а деструктивный эффект. Перспективным методом является разработка и внедрение немедикаментозных методов коррекции, так как применение гипнотиков и бензодиазепинов в детском и раннем подростковом возрасте ограничено. Кроме того, существует риск развития нежелательных лекарственных реакций на центральную нервную систему детей, включая когнитивные функции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковзов, В.В. Физиология сна / В.В. Ковзов, В.К. Гусаков, А.В. Островский. - Витебск : УО ВГАВМ, 2005. - 59 с.

2. Moore, M. The sleepy adolescent: causes and consequences of sleepiness in teens / M. Moore, L.J. Meltzer // Paediatric Respiratory Reviews. - 2008. - Vol. 9, № 2. - P. 114-120.

3. Шапошникова, В.И. Хронобиология и спорт / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов. -Москва : Советский спорт, 2005. - 176 с.

4. Luke, A. Critical literacy, school improvement, and the four resources model / A. Luke // Global Conversations in Literacy Research / ed. P. Albers. - Routledge, 2017. - P. 1-13.

5. Chronic lack of sleep is associated with increased sports injuries in adolescent athletes / M.D. Milewski, D.L. Skaggs, G.A. Bishop, J.L. Pace, D.A. Ibrahim, T.A. Wren, A. Barzdukas // Journal of Pediatric Orthopaedics. - 2014. - Vol. 34, № 2. - P. 129-133.

6. Sleep and athletic performance: the effects of sleep loss on exercise performance, and physiological and cognitive responses to exercise / H.H. Fullagar, S. Skorski, R. Duffield, D. Hammes, A.J. Coutts, T. Meyer // Sports Medicine. - 2015. - Vol. 45, № 2. - P. 161-186.

7. The role of a short post-lunch nap in improving cognitive, motor, and sprint performance in participants with partial sleep deprivation / J. Waterhouse, G. Atkinson, B. Edwards, T. Reilly // Journal of Sports Sciences. - 2007. - Vol. 25, № 14. - P. 1557-1566.

8. Postolache, T.T. Circadian phase shifting, alerting, and antidepressant effects of bright light treatment / T.T. Postolache, D.A. Oren // Clinics in Sports Medicine. - 2005. - Vol. 24, № 2. - P. 381-413.

9. McLaughlin Crabtree, V. Normal sleep in children and adolescents / V. McLaughlin Crabtree, N.A. Williams // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. - 2009. - Vol. 18, № 4. - P. 799-811.

10. Carskadon, M.A. Regulation of sleepiness in adolescents: update, insights, and speculation / M.A. Carskadon, C. Acebo // Sleep. - 2002. - Vol. 25, № 6. - P. 606-614.

11. Sleep habits in German athletes before important competitions or games / D. Erlacher, F. Ehr-lenspiel, O.A. Adegbesan, H.G. El-Din // Journal of sports sciences. - 2011. - Vol. 29, № 8. - P. 859-866.

12. The great sleep recession: changes in sleep duration among US adolescents, 1991-2012 / K.M. Keyes, J. Maslowsky, A. Hamilton, J. Schulenberg // Pediatrics. - 2015. - Vol. 135, № 3. - P. 460-468.

13. Owens, J.A. The Children's Sleep Habits Questionnaire (CSHQ): psychometric properties of a survey instrument for school-aged children / J.A. Owens, A. Spirito, M. McGuinn // Sleep. - 2001. - Vol. 23, № 8. - P. 1043-1051.

14. Афанасьева, И.А. Особенности тревожности у гимнасток основной и молодежной сборной по художественной гимнастике / И.А. Афанасьева, Е.Е. Биндусов, М.Я. Левин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 212-215.

15. Габелкова, О.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта / О.Е. Габелкова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2009. - № 1. - С. 38-42.

REFERENCES

1. Kovzov, V.V., Gusakov, V.K., and Ostrovskiy, A.V. (2005), Physiology of sleep, UO VGAVM,

Vitebsk.

2. Moore, M., and Meltzer, L.J. (2008), "The sleepy adolescent: causes and consequences of sleepiness in teens", Paediatric respiratory reviews, Vol. 9, No. 2, pp. 114-121.

3. Shaposhnikova, V.I. and Taymazov, V.A. (2005), Chronobiology and sports, Soviet sport. Moscow.

4. Luke, A. (2017), "Critical Literacy, School Improvement, and the Four Resources Model", Global Conversations in Literacy Research, pp.1-13.

5. Milewski, M.D, Skaggs, D.L, Bishop, G.A., J.L. Pace, J.L., D.A. Ibrahim, D.A., Wren, T.A. and Barzdukas, A. (2014), "Chronic lack of sleep is associated with increased sports injuries in adolescent athletes", Journal of Pediatric Orthopaedics, Vol. 34, No. 2, pp. 129-133.

6. Fullagar, H.H., Skorski, S., Duffield, R., Hammes, D., Coutts, A.J. and Meyer, T. (2015), "Sleep and athletic performance: the effects of sleep loss on exercise performance, and physiological and cognitive responses to exercise", Sports Medicine, Vol. 45, No. 2, pp. 161-186.

7. Waterhouse, J., Atkinson, G., Edwards, B. and Reilly, T. (2007), "The role of a short postlunch nap in improving cognitive, motor, and sprint performance in participants with partial sleep deprivation", Journal of Sports Sciences, Vol. 25, No. 14, pp. 1557-1566.

8. Postolache, T.T. and Oren, D.A. (2005), "Circadian phase shifting, alerting, and antidepressant effects of bright light treatment", Clinics in Sports Medicine, Vol. 24, No. 2, pp. 381-413.

9. McLaughlin Crabtree, V., and Williams, N.A. (2009), "Normal sleep in children and adolescents", Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, Vol. 18, No. 4, pp. 799-811.

10. Carskadon, M.A. and Acebo, C. (2002), "Regulation of sleepiness in adolescents: update, insights, and speculation", Sleep, Vol. 25, No. 6, pp. 606-614.

11. Erlacher, D., Ehrlenspiel, F., Adegbesan, O.A. and El-Din, H.G. (2011), "Sleep habits in German athletes before important competitions or games", Journal of sports sciences, Vol. 29, No. 8, pp. 859-866.

12. Keyes, K.M., Maslowsky, J., Hamilton, A. and Schulenberg, J. (2015), "The great sleep recession: changes in sleep duration among US adolescents, 1991-2012", Pediatrics, Vol. 135, No. 3, pp. 460-468.

13. Owens, J.A., Spirito, A. and McGuinn, M. (2001), "The Children's Sleep Habits Questionnaire (CSHQ): psychometric properties of a survey instrument for school-aged children", Sleep. 2001, Vol. 23, No. 8, pp. 1043-1051.

14. Afanasyeva, I.A., Bindusov, E.E., and Levin, M.Ya. (2015), "Particularity of anxiety among the gymnasts of the youth and main national team of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (123), pp. 212-215.

15. Gabelkova, O.E. (2009), "Exhibiting of factors of the stress in different kinds of sports", Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, No. 1, pp. 38-42.

Контактная информация: katya_n2001@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПОРТСМЕНОВ

РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация

В статье рассматривается один из компонентов психологической культуры - саморегуляция. Навыки саморегуляции являются важными в подготовке, как начинающих спортсменов, так и вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.