УДК 371.78 : 612.014.32
ИЗМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Канд. мед. наук О. И. Снигур
Львовский научно-исследовательский институт охраны материнства и детства
Изменения в организме, наступающие при утомлении, весьма разнообразны. Имеются, в частности, сведения, что под влиянием утомления снижается активность щелочной фосфатазы крови (АНапс! и Р^Итап) и наступает значительное увеличение выделения мукопротеидов с мочой (Оопаддю; Видагс), и др.). По данным А. С. Кон-цова, последнее отмечается даже при незначительной физиологической нагрузке и при нервно-психическом напряжении. Однако этот критерией еще недостаточно применяется для оценки работоспособности учащихся.
Мы решили изучить некоторые показатели утомления школьниц старших классов как во время теоретических занятий, так и при производственном обучении. На протяжении 1962/63 учебного года проведено наблюдение над 32 ученицами 10-го и 11-го классов школы-интерната № 4 г. Львова. В дни теоретических занятий учащиеся имели по 6 уроков с переменами по 10 мин. После второго и третьего уроков перерывы продолжались по 20 мин. В дни производственного обучения девушки работали в швейных мастерских 6 академических часов по 45 мин. Перерывы между уроками труда были такой же продолжительности, как и в дни теоретических занятий.
Осенью, зимой и весной до и после занятий мы изучали у учениц силу кистей рук, жизненную емкость легких и экскрецию мукопротеидов с мочой. Эти исследования проводились как в дни теоретической учебы, так и при производственном обучении. Кроме того, посезонно исследовали активность щелочной фосфатазы крови.
Силу мышц кистей рук определяли ручным обоймовым динамометром, жизненную емкость легких измеряли водяным спирометром, активность щелочной фосфатазы крови изучали по микрометоду Т. К. Саева, количественное определение мукопротеидов — по методу Донажио, модифицированному Бюгаром.
После теоретических занятий в школе школьницы чаще жаловались на усталость, головные боли, а иногда и плохой сон, чем после работы в мастерских. Большинство девушек чаще отмечало утомление весной, чем осенью. При весеннем медицинском осмотре у них было выявлено увеличение роста на 0,5—2 см, прибавка в весе от 0,7 до 3 кг и незначительное увеличение окружности грудной клетки по сравнению с осенними данными.
Мышечная сила рук и жизненная емкость легких у школьниц как в течение дня, так и на протяжении года изменялись незначительно.
Активность щелочной фосфатазы колебалась в основном от 6 до 25 ед. в 100 мл сыворотки крови. Весной (12 ед.) она была ниже (статистически достоверно), чем осенью (16,8 ед.). Снижение активности щелочной фосфатазы свидетельствует о неблагоприятных сдвигах в обменных процессах организма школьниц в весенний период, которые могут быть обусловлены не только утомлением, но также уменьшением обеспеченности организма витамином С. Так, при анализе меню-раскладок дневного рациона учащихся отмечено недостаточное содержание витамина С в зимне-весенний сезон года (21,9—32 мг).
Доказано, что аскорбиновая кислота улучшает окислительные процессы и тем самым уменьшает накопление недоокисленных продуктов — молочной кислоты (В. В. Розенблат). В литературе имеется ряд работ, свидетельствующих о прямой зависимости между обеспеченностью организма аскорбиновой кислотой и активностью щелочной фосфатазы сыворотки: обеднение организма витамином С ведет к снижению активности фермента (С. И. Винокуров, У. А. Даниленко и 3. И. Спилиоти; Л. Л. Гро-машевская).
Количество мукопротеидов, выделенных с мочой, у большинства детей после облучения оставалось в пределах нормы (от 50 до 200 мкг в 1 см3). Только у части детей после теоретических занятий отмечено повышенное выделение мукопротеидов (до 300 мкг в 1 см3). Осенью такое повышение было у 2, зимой — у 3, а весной — у 6 учащихся. После производственного обучения повышение экскреции мукопротеидов наблюдалось в зимнем сезоне у 1, а в весеннем сезоне у 2 школьниц. Это указывает на то, что у некоторых девушек наступало утомление, причем чаще всего оно наблюдалось после теоретических занятий, особенно весной.
Выводы
1. Зимой и весной активность щелочной фосфатазы крови учащихся уменьшается по сравнению с осенью.
2. Повышение экскреции мукопротеидов с мочой чаще наблюдалось в дни теоретических занятий, чем в дни производственного обучения, особенно весной.
3. Изменения активности щелочной фосфатазы и экскреции мукопротеидов в моче могут служить показателем утомления учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Винокуров С. И., Даниленко У. А., Спилиоти 3. И. В кн.: Вопросы
экспериментальной биологии и медицины. M., 1951, в. 1, стр. 158. _ Громашев-
сиая Л. Л. Вопр. мед. химии, 1958, т. 4. в. 6, стр. 399. — Концов В. С. Лабор. дело, 1963, № 7, стр. 23. — Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1961. — Са-е в Т. К. Съвр. мед., 1953, т. 4, № 9, стр. 79. — A 11 а п d P. D., Highman В., Am. J. Physiol., 1961, v. 201, p. 393. — Bugard P., Rev. Path, gén., 1958, v. 58, p. 1507,— Donaggio A., Rev. neurol., 1933, v. 2, p. 155.
Поступила 25/1 1964 г.
УДК 371.711.035.3
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛРИ ТРЕХЛЕТНЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Доц. Б. И. Темкин
Куйбышевский педагогический институт им. В. В. Куйбышева
В исследованиях ряда авторов в последние годы охарактеризованы отдельные ■компоненты трудового обучения или же непосредственное влияние на организм школьника тех или иных процессов. Несомненный интерес представляют работы, посвященные изучению функционального состояния организма школьников в динамике, позволяющие установить изменения, наступающие в результате длительного трудового обучения.
С 1958/1959 учебного года мы провели трехлетние наблюдения над двумя группами учащихся школы № 69 г. Куйбышева, начиная с 9-го класса. 1-я группа (38 человек) занималась производственной практикой по профессии токаря и фрезеровщика, а 2-я (26 человек) не работала на производстве и служила контролем.
В 1-й группе было проведено 6 серий наблюдений: I—сразу же по переходе на производственное обучение, в начале 1958/1959 учебного года; II — в конце этого учебного года, через 8 месяцев после I серии наблюдений; III — в начале 1959/1960 учебного года, через 12 месяцев после I серии наблюдений; IV — в конце 1959/1960 учебного года, через 20 месяцев после I серии наблюдений; V — в начале 1960/1961 учебного года, через 23 месяца после I серии наблюдений и, наконец, IV — в конце 1960/1961 учебного года, через 29 месяцев после серии наблюдений.
Контрольную группу исследовали только в первых 4 сериях наблюдений.
Учащихся обеих групп наблюдали в одно и то же время в начале учебного дня, несколько дней подряд.
Учитывая главенствующую роль центральной нервной системы в механизме приспособления организма учащихся к новым условиям мы изучали скрытый период двигательной реакции на зрительный раздражитель и моторную хронаксию. Результаты наблюдений приведены в табл. 1.
Таблица 1
Скрытый период (в о) двигательной реакции учащихся
1-я группа 2-я группа (контрольная)
Серия ис-
следова-
ния число иссле- пределы M число иссле- пределы M
дований колебаний дований колебаний
1 264 120—220 150,4 208 120—200 151,4
2 228 110—180 142,7 240 110—170 147,2
3 190 115—170 145,4 156 120—230 144,2
4 224 105—180 136,7 208 125—185 143,1
5 204 100—170 131,9 — — —
6 180 120—200 130,8
Уже на первом этапе производственного обучения (первый год) была прослежена тенденция к положительным изменениям в функциональном состоянии центральной нервной системы школьников. Летние каникулы после первого года занятий не