Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШУМО-ВИБРАЦИОННОГО ФАКТОРА В КОМПЛЕКСЕ СУДОВЫХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗМ МОРЯКОВ '

ВЛИЯНИЕ ШУМО-ВИБРАЦИОННОГО ФАКТОРА В КОМПЛЕКСЕ СУДОВЫХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗМ МОРЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Д.А. Мехельсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE NOISE-VEBRATION FACTOR ON SAILORS IN THE COMPLEX OF CONDITIONS PREVAILING ON SHIPS

The finding was that the effect of the noise-vibration factor brings about definite shifts in the carbohydrate and lipid metabolism, that manifests itself in the increase of the concentration of sugar in the blood and that of P-lipoproteids in the blood serum of sailors working in the machine section of the ship. Introduction of thyamin and nicotinic acid into their daily food ration had a favorable effect. Thus these vitamins may be evaluated as a means of protecting sailors under conditions of permanent action of vibration and noise on ships for a.long period of time.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШУМО-ВИБРАЦИОННОГО ФАКТОРА В КОМПЛЕКСЕ СУДОВЫХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗМ МОРЯКОВ »

cides and the rate of their entry into the organs of rats increased considerably when the latter received pesticides together with alkylsulphate at a concentration of 0.5 and 5.0 Mg/1 Besides, in these animals the elimination of pesticides from the organs was found to occur much quicker (in 48 hr) after their introduction.

УДК «13.68:613.644

ВЛИЯНИЕ ШУМО-ВИБРАЦИОННОГО ФАКТОРА В КОМПЛЕКСЕ СУДОВЫХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗМ МОРЯКОВ

Проф. Г. И. Румянцев, Д. А. Мехельсон

1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, Научно-исследовательский ин-

ститут гигиены водного транспорта, Москва

Условия труда и отдыха на плавающих судах имеют некрторые харак-Ь терные особенности. Влияние ряда неблагоприятных факторов на членов экипажа ввиду их специфического обитания на судне не устраняется и в период отдыха. К таким факторам следует отнести разную смену климатических условий, вибрацию, шум, инфракрасное излучение и др.

Особая роль в этих условиях принадлежит постоянно действующей вибрации, вызываемой многооборотными двигателями, которые служат также источниками шума. Поэтому выяснение влияния на организм моряков указанных вредностей и разработка средств защиты от них представляют весьма актуальную проблему.

Исследования, проводимые на судах, касаются главным образом физиологических сдвигов (Я. Г. Двоскин; Ю. М. Стенько Л. М. Мацевич, Е. Н. Сергеев; Н. А. Просоцкий и А. А. Воробьев, и др.), тогда как биохимические процессы в организме моряков во время рейса определялись недостаточно. Нашей целью было изучение влияния вибрации и шума в судовых условиях на некоторые стороны обмена в организме моряков. Кроме того, проверялась эффективность дополнительного использования тиамина и никотиновой кислоты при шумо-вибрационном воздействии.

Исследования были проведены во время рейса и эксплуатационно-тех-нических испытаний на 8 судах морского флота — 2 плавбазах, 3 грузовых,

2 грузопассажирских судах и 1 танкере. I

Первоначально произведенные замеры уровней вибрации и шума а, а также метеорологических факторов на судах показали, что члены экипажей находятся под воздействием сложного комплекса условий — перепадов температуры, влажности и атмосферного давления, качки, постоянно дейст-вующей вибрации и шума.

В зависимости от условий труда и профессии один из этих факторов может являться ведущим. Для членов экипажей машинной команды наиболее неблагоприятными факторами среды являются вибрация и шум, уров-У ни которых в машинном отделении в низкочастотных и среднечастотных полосах спектра превышают предельно допустимые для производственных помещений. Так, на палубе у главного пульта управления двигателями и на площадке между ними, у щита турбо- и газогенераторов и котельной машинного отделения уровни виброскорости превышают нормативные величины для среднегеометрических частот в 16,32 и 65 гц соответственно на 18—25, 17—22 и 13—16 дб. Шум, создаваемой работой двигателей и других силовых установок, в высокочастотных полосах спектра превышал предельно допустимые уровни в среднем на 10—15 дб.

Поскольку в жилых каютах также отмечаются шум и вибрация (хотя и малой интенсивности), члены экипажей и в первую очередь персонал

1 Автореферат кандидатской диссертации. М., 1969. ^ 2 Замеры проводились с помощью аппаратуры фирмы Брюль и Къер (Дания) при

оптимальных оборотах двигателей и отсутствии качки.

машинных отделений во время рейса подвержены круглосуточному воздействию этих факторов. На матросов палубной команды в отличие от машинной в основном влияют метеорологические условия.

В соответствии с результатами измерений шума и вибрации под наблюдением находились следующие группы лиц: матросы машинного отделения (1-я группа), матросы машинного отделения, получавшие ежедневно с начала рейса дополнительно к рациону питания 5 мг тиамина и 50 мг никотиновой кислоты на человека 1 (2-я группа), матросы палубной команды (3-я, контрольная, группа). Для исследований отбирали лиц в возрасте 25— 35 лет и со стажем работы на флоте не менее 3 лет, что позволяет не связывать возникающие сдвиги в изучаемых показателях с адаптационными проявлениями. Всего обследовали 86 моряков.

У всех обследованных определяли содержание сахара в крови (колориметрический метод), уровень холестерина в сыворотке крови (метод Мрскоса и Товарека), Р-липопротеидов в сыворотке крови (турбедиметри-ческий метод по Бурштейн и Самай в модификации Т. Г. Ловягиной) и •у-глобулинов в сыворотке крови (турбедиметрический метод по Кункель). Исследования проводили до начала рейса, на 15-е и 30-е сутки плавания. Кроме того, до вахты и после ее окончания у членов экипажа машинного отделения измеряли артериальное давление и пульс. Все исследования проводили на фоне однотипного питания всех обследованных. Как видно из табл. 1, исходная концентрация сахара в крови моряков была одинаковой. Различия между средними данными недостоверны (Р>0,05). На 15-е сутки плавания у моряков 1-й группы отмечалось увеличение содержания сахара в крови (Р<0,02). Во 2-й и 3-й группах уровень сахара в крови не изменялся по сравнению с исходными показателями (Р>0,05). На 30-е сутки плавания наблюдалось некоторое снижение концентрации сахара в крови моряков всех обследованных групп по сравнению с исходными данными. Это уменьшение в большей степени было выражено в 3-й группе (Р^0,05).

Таблица 1

Изменение содержания сахара (в мг%) в крови у моряков различных профессиональных

групп во время рейса

Группа обследованных

Период обсле- 1 -я 2-я 3-я

дования

п М±т Р п М±т Р л М±т Р

До выхода

в рейс . . . 13 90,6^2,67 9 97,1^3,48 12 95^:4,195

На 15-е сутки

плавания 12 106—5,01 <0,02 9 97,3—4,16 >0,05 13 90,3—5,34 >0,05

На 30-е сутки

плавания 13 81,9—6,9 <0,05 9 85,3—5,87 >0,05 13 76,9—6,16 >0,05

Полученные результаты определения Р-липопротеидов в сыворотке крови представлены в табл. 2.

Если во всех обследованных группах на 15-е сутки плавания не выявлено достоверных изменений по сравнению с фоновыми данными (Р>005), то на 30-е сутки отмечено достоверное увеличение содержания р-липопро-теидов в сыворотке крови моряков 1-й группы (Р<0,05). По другим биохимическим тестам существенных сдвигов на протяжении всего периода наблюдений лиц всех 3 групп не обнаружено (Р>0,05).

1 Такое количество тиамина и никотиновой кислоты соответствует двойной суточной потребности взрослого человека в этих витаминах.

Таблица 2

Изменение содержания Р-липопротеидов в сыворотке крови моряков различных профессиональных групп Е. М.

Группа обследованных

Период обсле- 1-я 2-я 3-я

дования

л М±т Р л М±т Р л М±т Р

До выхода

в рейс . . . 13 23,4—4,27 9 24,14±1,9 12 24,3—1,1

На 15-е сутки

плавания 12 24,07—2,37 >0,05 8 22,6—2,17 >0,05 13 22,8—2,1 >0,05

На 30-е сутки

плавания 13 32,9—1,39 <0,05 9 25,3±1,2 >0,05 13 28,2^13,11 >0,05

Результаты измерения артериального давления до и после вахты свидетельствуют о повышении максимального и минимального давления (соответственно 52,3 и 33,3% случаев) и снижении (47,6 и 38,1% случаев); колебания были в пределах 5—25 мм. Пульс после окончания вахты учащался на 6—18 ударов в минуту, или, наоборот, уменьшался на 6—12 ударов (28,5%).

Анализ полученных материалов в известной степени позволяет отдифференцировать изменения, связанные с воздействием вибрации и шума, от возможного влияния других факторов. Так, достоверное увеличение концентрации сахара в крови на 15-е сутки плавания и Р-липопротеидов в сыворотке крови на 30-е суткц.плавания у моряков 1-й группы при отсутствии аналогичных сдвигов (в те же сроки) у лиц 3-й группы скорее всего может являться следствием шумо-вибрационного воздействия. Таким же образом можно объяснить изменения артериального давления и пульса до и после вахты у моряков 1-й группы.

Дать полную оценку указанных сдвигов у обследованных пока еще трудно, однако возникновение их скорее всего связано с изменениями в регуля-торных центрах, первично наступающими под влиянием вибрации и шума.

Поскольку ежедневное дополнительное потребление моряками 3-й группы витаминов Вх и РР предотвращало у них возникновение изменений в изучаемых показателях обмена, можно расценивать использование тиамина и никотиновой кислоты как профилактическую меру, ограничивающую неблагоприятное влияние непрерывно действующей вибрации и шума на организм моряков.

ЛИТЕРАТУРА

Двоскин Я. Г. Гиг. и сан., 1960, № 11, с. 13,— М а ц е в и ч Л. М. Гиг. труда, 1964, № 11, с. 22.— Просецкий П. А., Воробьев А. А. В кн.: Материалы научных работ по вопросам гигиены водного транспорта. М., 1966, с. 29.— Се р ге -ев Е. П. Воен.-мед. ж.„ 1959, № 4, с. 63.

Поступила I9/X 1970 г.

EFFECT OF THE NOISE-VEBRATION FACTOR ON SAILORS IN THE COMPLEX OF CONDITIONS PREVAILING ON SHIPS

G. I. fcumyantsev, D. A. Mikhelson

The finding was that the effect of the noise-vibration factor brings about definite shifts in the carbohydrate and lipid metabolism, that manifests itself in the increase of the concentration of sugar in the blood and that of р-lipoproteids in the blood serum of sailors working in the machine section of the ship. Introduction of thyamin and nicotinic acid into their daily food ration had a favorable effect. Thus these vitamins may be evaluated as a means of protecting sailors under conditions of permanent action of vibration and noise on ships for a, long period of time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.