Научная статья на тему 'Медико-социологическая характеристика качества жизни моряков в условиях длительного плавания'

Медико-социологическая характеристика качества жизни моряков в условиях длительного плавания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE / SEAFARERS / ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ / TANKER FLEET / ЗДОРОВЬЕ / ПЛАВСОСТАВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селифонова Ж. П., Леонов М. Г., Кузьменко В. А.

Представлены новые данные анкетного опроса командного и рядового состава торговых судов, проходящих в 2016-2017 гг. специальную профессиональную переподготовку на базе Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Оценка качества жизни и здоровья проведена у 212 моряков танкерного флота в возрасте от 25 до 71 года. Субъективный анализ выявил отклонения в качестве жизни (боль или дискомфорт) у 46,5% моряков, наличие хронического заболевания у 35,5% моряков. В возрастной группе 50-60 лет и выше у 9,9% моряков отмечены высокие показатели артериального давления. Процент жалоб на состояние здоровья в группе командного состава был в 1.5 раза выше в сравнении с рядовым. Жалобы и показатели патологии указывают на недостаточно высокий уровень диагностики и медицинского обследования плавсостава торгового флота в сравнении со специалистами ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Селифонова Ж. П., Леонов М. Г., Кузьменко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICO-SOCIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE OF SAILORS IN CONDITIONS OF LONG VOYAGE

The results of questionnaire survey of officers and ratings of commercial ships, who had been given training in the Admiral Ushakov State Maritime University were presented. A new data of questionnaire of command and rank staff of the merchant ships under going in 2017 special professional retraining on the basis of the State Maritime University of the admiral F.F. Ushakov are presented. The assessment of health-related quality of life is conducted among 212 sailors of the tanker fleet, who belong to the age group from 25 to 71. The subjective analysis reveals defections in the quality of life (pain or discomfort) in 46.5% of seafarers, the presence of chronic disease 35.5% of seafarers. In 9.9% of seamen 50-60 years of age and older a high arterial blood pressure is noted. The percentage of complaints on health condition in the group command staff was 1.5 time higher in comparison with the rank staff. Complaints and indicators of pathology indicate the insufficient level of diagnosis and medical examinations for seafarers merchant fleet in comparison with the specialists of the Navy.

Текст научной работы на тему «Медико-социологическая характеристика качества жизни моряков в условиях длительного плавания»

на развод, пришли к переоценке ценностей. Мужчины более высоко, чем до брака, оценивают взаимное доверие, нежность, любовь. Женщины не подвергают переоценке значение чувства любви. Поразительно меняется в связи с отрицательным семейным опытом оценка женщинами трезвости. Социологи отмечают у женщин большую, чем у мужчин, стабильность точек зрения на приверженность браку. Самыми неприятными чертами характера разводящиеся назвали раздражительность, упрямство, нечестность, неряшливость. Разводящиеся почти не переоценивают такие важные моменты совместной жизни, как общность политических и эстетических взглядов. Видимо, хотя конкретные интересы супругов часто расходятся, их мировоззрение редко бывает несовместимым [3, с. 212].

Полученные в разных исследованиях результаты вследствие применения различных методик трудно сопоставимы. Тем не менее, анализируя их, можно сказать, что для современной молодёжи все более характерным становится осознание самоценности своих свойств, чувство ответственности за свою судьбу, более высокая оценка личностной самореализации и индивидуализации образа жизни. Важнейшими ценностями студентов выступают хорошие друзья, свобода, здоровье, любовь, уверенность в себе. Наряду с повышением значимости ценностей экономической самостоятельности и безопасности высока оценка интересного творческого труда. В целом, обучающиеся в вузе больше остальных ценят образование как средство сделать жизнь более содержательной и интересной. Если раньше в ценностных отношениях молодёжь больше опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас, в меняющихся условиях экономического и социального развития, происходит процесс личностного, активного осмысления социальных ценностей, ведущий к дифференциации ценностных позиций студентов.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.

Библиографический список

Немаловажной предпосылкой будущего семейного счастья является возраст. Наиболее оптимальным считается период -20 - 24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1 - 4 года. Как известно, в вуз приходят в основном молодые люди 17 - 18 лет, а заканчивают его примерно в 21 - 22 года. Это переходный возраста от юности ко взрослости, в связи с чем наблюдаются признаки, характерные как для юношеского возраста, так и признаки, свойственные взрослым людям. Очень многие студенты, заканчивающие вуз, имеют уже семьи и детей, что налагает новые обязанности, оказывает сильное влияние на жизненную позицию, в целом на образ жизни. Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских обязанностей. Гармоничный брак предполагает подготовленность супругов к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Брачный союз студентов в данном случае сталкивается с определенными финансовыми трудностями. Тем не менее, нужно отметить, что материальный уровень семьи - не главный показатель семейного благополучия. Наиболее удачными оказываются браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения. В социальной структуре общества студенчество по своему общественному положению стоит ближе всего к интеллигенции, являясь его резервом. Это особая социальная группа, формирующаяся из различных слоев общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, определенным статусом и морально-психологическими свойствами, для которой приобретение знаний, профессиональная подготовка является главным и в большинстве случаев единственным занятием [4].

По нашему мнению, несмотря на трансформацию института семьи, её приспособление к новым условиям, обострившееся противоречие между семейными и внесемейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется. Отношения «муж - жена», «мать - ребенок», «брат - сестра» и т. д. естественны и жизненно необходимы для каждого человека, эти ценности семьи уникальны и не могут быть заменены никакими другими.

1. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование духовно-нравственных ценностей. Стандарты и мониторинг в образовании. 2012; 5: 19 - 22.

2. Место любви и брака в системе жизненных ценностей молодёжи. http://www-ic.dcn-asu.ru/~silant/sociol/works/ 17.htm

3. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие. Москва, 2003.

4. Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З. Использование опыта народной педагогики в практике современного образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (31): 39 - 42.

References

1. Magomedova Z.Sh. Vliyanie 'etnosa na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012; 5: 19 - 22.

2. Mesto lyubvii braka vsisteme zhiznennyh cennostej molodezhi. http://www-ic.dcn-asu.ru/~silant/sociol/works/ 17.htm

3. Chernyak E.M. Sociologiya sem'i: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

4. Magomedova Z.Sh., Mungieva N.Z. Ispol'zovanie opyta narodnoj pedagogiki v praktike sovremennogo obrazovaniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (31): 39 - 42.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 316.6+616

Selifonova Zh.P., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Admiral Ushakov State Maritime University (Russia, Novorossiysk),

E-mail: [email protected]

Leonov M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novorossiysk Oncology Clinic № 3 (Russia, Novorossiysk),

E-mail: [email protected]

Kuzmenko V.A., senior teacher, Admiral Ushakov State Maritime University (Russia, Novorossiysk),

E-mail: [email protected]

MEDICO-SOCIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE OF SAILORS IN CONDITIONS OF LONG VOYAGE. The results of questionnaire survey of officers and ratings of commercial ships, who had been given training in the Admiral Ushakov State Maritime University were presented. A new data of questionnaire of command and rank staff of the merchant ships under going in 2017 special professional retraining on the basis of the State Maritime University of the admiral F.F. Ushakov are presented. The assessment of health-related quality of life is conducted among 212 sailors of the tanker fleet, who belong to the age group from 25 to 71. The subjective analysis reveals defections in the quality of life (pain or discomfort) in 46.5% of seafarers, the presence of chronic disease - 35.5% of seafarers. In 9.9% of seamen 50-60 years of age and older a high

arterial blood pressure is noted. The percentage of complaints on health condition in the group command staff was 1.5 time higher in comparison with the rank staff. Complaints and indicators of pathology indicate the insufficient level of diagnosis and medical examinations for seafarers merchant fleet in comparison with the specialists of the Navy.

Key words: health-related quality of life, seafarers, tanker fleet.

Ж.П. Селифонова, д-р биол. наук, проф., Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова»,

г. Новороссийск, E-mail: [email protected]

М.Г. Леонов, д-р мед. наук, проф., ГБУЗ «Онкологический диспансер № 3» МЗ КК, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

В.А. Кузьменко, ст. преп., Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ

Представлены новые данные анкетного опроса командного и рядового состава торговых судов, проходящих в 20162017 гг. специальную профессиональную переподготовку на базе Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Оценка качества жизни и здоровья проведена у 212 моряков танкерного флота в возрасте от 25 до 71 года. Субъективный анализ выявил отклонения в качестве жизни (боль или дискомфорт) у 46,5% моряков, наличие хронического заболевания - у 35,5% моряков. В возрастной группе 50-60 лет и выше у 9,9% моряков отмечены высокие показатели артериального давления. Процент жалоб на состояние здоровья в группе командного состава был в 1.5 раза выше в сравнении с рядовым. Жалобы и показатели патологии указывают на недостаточно высокий уровень диагностики и медицинского обследования плавсостава торгового флота в сравнении со специалистами ВМФ.

Ключевые слова: качество жизни, здоровье, плавсостав, танкерный флот.

Введение. Решением ВОЗ профессиональная деятельность моряков включена в перечень профессий особого риска. В литературе описано огромное количество вредных факторов судовой среды и профессиональных вредностей: шум, вибрация, электромагнитное излучение, воздействие токсических газов, частая смена климатических зон, стресс-факторы и т. д. [1; 2]. Поэтому проблема оценки качества жизни, связанной со здоровьем моряков торгового флота «healthrelated quality of life», является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности морской медицины [3; 4]. Термин «качество жизни, обусловленное здоровьем» объединяет такие параметры, как оценка состояния здоровья, его сохранение, качество и доступность оказываемой медицинской помощи. Исследование качества жизни это дополнительный и высокоинформативный метод оценки физического, психологического и социального функционирования организма человека. Несмотря на то, что в межрейсовый период проводятся регулярные медицинские обследования плавсостава, по статистике с каждым годом растет количество профессиональных заболеваний моряков. Здоровье персонала судов не всегда соответствует суровым морским условиям, в которых ему приходится работать длительное время. Диагностика заболеваний моряков представляет собой немало трудностей, требует от врачей максимальной мобилизации профессиональных знаний, умений и навыков. Основным методом диагностики по-прежнему остается объективное обследование с использованием традиционных приемов. Однако большая часть моряков попадает на судно с хроническими заболеваниями. С помощью объективного метода обследования подчас невозможно выявить патологию, поскольку половина из обследованных моряков умалчивают жалобы и не обращаются к врачам из-за боязни списания на берег. Анонимная оценка качества жизни, выполненная моряками, позволяет показать более объективную картину состояния их здоровья и очень часто расходится с оценкой, полученной медицинскими работниками. Одним из методов исследования качества жизни моряков является анкетирование [5].

Цель исследования - оценка качества жизни, связанного со здоровьем, работников танкерного флота, выполняющих длительные рейсы.

Объекты и методы. Исследовали моряков торгового флота, проходивших в 2016-2017 гг. специальную профессиональную переподготовку на базе Морского тренажерного центра Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Всего обследовано 212 моряка танкерного флота, в возрасте от 25 до 71 года (средний возраст 43.7±13.1 года). Обследованный контингент ранжировали с учётом профессиональных групп: командный состав и рядовой состав. Все моряки работали в интернациональных экипажах по 15-25 человек, которые менялись поочередно. Срок непрерывного плавания до отпуска составлял 5-6 месяцев, время прихода из рейса - 1-6 месяцев. Структура выборки была представлена 3 возрастными группами: 1-ю

группу составили 64 опрошенных в возрасте 25-35 лет, 2-ю -36 человек в возрасте 40-45 лет, 3-ю - 72 опрошенных 50-60 лет и старше. Для оценки качества жизни и здоровья моряков использовали метод анонимного анкетирования. Анкетирование проводили по оценке условий труда, работоспособности (режим труда, трудовой процесс), отдыха, питания, самочувствия и состояния здоровья. В состоянии покоя измеряли артериальное давление. Количественную оценку вредных факторов трудовой деятельности, влияющих на качество жизни и здоровье моряков, производили по 5-ти балльной системе. Среди них рассматривали физические факторы (шум, вибрация, электромагнитное излучение), климатический фактор (жара, холод), химический фактор (нефть), тяжесть труда (вахты, авралы, тревоги), напряженность труда (непрофессионализм, поломки оборудования) и морально-психологические факторы (тревоги/депрессии).

Результаты. Результаты социологического опроса командного и рядового состава торговых судов, проходящих специальную профессиональную переподготовку на базе Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, показали, что 46,5% из них предъявляли жалобы на состояние здоровья (боли или дискомфорт различного генеза), 35,5% указывали на наличие хронического заболевания (табл. 1). В 33% случаев респонденты подчеркнули, что иногда у них возникают головные боли, 7% - боль в области сердца и одышку, 18,8% жаловались на изжогу, 20,7% - боли в области шейного и поясничного отделов позвоночника, 8,4% - на частые болезненные мочеиспускания, 20,2% - на нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость), 25,9% - на боли в суставах. В возрастных группах от 40 до 71 года со слов респондентов отмечено нарушение слуха - 9,9%, ожирение - 24,5% (на 10-30% у 20.9% моряков, на 110% у 3,6% моряков). В состоянии покоя у 9.9% моряков имелось существенное повышение артериального давления до 150-165 мм рт. ст. (возрастные группы 50-60 лет и 62-71 год). Высокие показателей давления отмечены у 18% работников командного состава, 5,7% - у рядового состава. В целом, процент жалоб на состояние здоровья был в 1,5 раза выше в группе командного состава. Для повышения качества жизни на танкерах 34,8% моряков указали на необходимость улучшения питания, 27,9% - на улучшение санитарно-гигиенических условий труда, 41,8% - на усовершенствование системы занятий физической культурой во время плавания, 2,3% - хотели бы более короткие рейсы.

Оценка моряками качества жизни на судах танкерного флота (по 5-балльной шкале) показала, что основными факторами судовой среды, влияющими на здоровье плавсостава, являются напряженность и тяжесть труда (4,5-5 баллов) (рис. 1). Участие команды в авралах по данным респондентов достигало 60100%. Шум, химический фактор оценены респондентами в 3-3,5 баллов, морально-психологические факторы (стрессы, депрессия, социальная дезадаптация) и климат (жара) - в 2,5 балла.

1Б2018

Рис.1.Оценкаморякамитанкерногофлотакачестважизнипо 5-ти балльной шкале. Оси диаграммы: 1 - шум, 2 - вибрация, 3-электромагнитноеизлучение, 4-климатическийфактор, 5 - химический фактор (нефть) , 6 - тяжесть труда (вахты, авралы), 7 - напряженность труда (непрофессионализм, поломки оборудования),8-морально-психологические факторы (тревоги, депрессии).

Обсуждение результатов. При анализе отклонений в качестве »^и^н^и^^ор^н^ов, оДусловлонномздороввем, в разных возрастных группах можно отметить, что основное число жалоб приходится на возрастную группу 50-60 лет и старше. Субъективный анализ выявил отклонения в качестве жизни (боль или дискомфорт) у 46,5% моряков, наличие хронического заболе-ванияу-35,5% морякзв. ФунициоюальнАРИо^ническиеиз-менения, возникающие в состоянии здоровья моряков, связа-нусособен носзАЮ трусуиитдыхалоряков- хногомеАЯУНУе непрерывное воздействие неблагоприятной судовой среды. По

мнению моряков, основными факторами судовой среды, влияющими на здоровье плавсостава, являются напряженность и тяжесть труда. Известно, что за медицинской помощью в рейсе обращаются 70-90% членов экипажей торговых судов [2]. Уровень заболеваемости возрастает пропорционально длительности рейса: к концу второго месяца плавания - на 30-40%, к концу третьего месяца - на 80-100%. Ежегодно, по данным КМОП, отстраняется от работы по причине болезней от 30 до 35 моряков, ограничения по районам плавания получают 2,8% моряков от общего числа обследованных [6]. Заболевания системы кровообращения занимают первое место в структуре патологии моряков дальнего плавания и являются главной причиной списания по состоянию здоровья на берег или на суда каботажного плавания. По результатам периодических медицинских осмотров в России и в Украине выявлено, что патология сердечно-сосудистой системы встречается у 20-50% моряков дальнего плавания, причем более 60-70% выявленной патологии приходится на гипертоническую болезнь и ишемическую болезнь сердца [6-8]. У лиц с гипертонической болезнью, с манифестированными формами атеросклероза и ишемической болезнью сердца чаще (71-82%) наблюдаются сопутствующие заболевания [7]. В то же время, большое количество списаний на берег офицеров и мичманов ВМФ связано, в первую очередь, с психосоматическими заболеваниями, включая острые и хронические стрессы. Причём патология сердечно-сосудистой системы среди военных моряков свставччетве боловЧВ,4 % (гипертоническая болезнь) [9]. Высокие показатели качества жизни и здоровья моряков военного флчтавтедвпредел ены их более молодым возрастом (30,3±0.3 года), жесткими медицинскими требованиями, предъявляемыми к лицам, проходящим службу на военном флоте, и хорошим медицинским обеспечением [10]. В отличие от судов торгового флота на военно-морских судах есть врач. Согласно действу-ющимавждвтвродным правилам, суда торгового флота с численностью экипажа 15-20 человек, выходящие в рейс, должны идвть на борту члена экипажа (второй помощник капитана), ответственного за оказание первой помощи (ПП) и уход за больными и пострадавшими. Функции оказания ПП пострадавшим в море также возлагаются на любого члена экипажа, прошедшего СазовыекАЗеы гудготоуси по оказанию ПП и медицинскому уходу за больными и получившего действующий сертификат международного образца [11]. Таким образом, качество жизни моряков еызгыногиЫУ°уа,оУссАУоленное здоровьем, ниже аналогичных показателей военных моряков.

Таблица 1

Медико-социологическаяхарактеристикакачестважизнии здоровьяплавсостава танкерного флота

Профессиональные группы моряков Командный состав Рядовой состав X количество

Возрастные группы, лет 25-35 40-45 50-60 25-35 40-45 50-60 62-71

Количество обследованных 8 28 36 56 48 24 12 212

Систолическое артериальное давление в состоянии покоя выше нормы (150-165 мм рт ст) 1 3 9 0 1 2 5 21

Жалобы респондентов: сердечно-сосудистая система (боли в области сердца, одышка) 0 3 5 0 1 2 4 15

нервная система (боли в области позвоночника) 4 7 9 1 1 8 14 44

боли в суставах 5 7 10 4 4 9 16 55

головная боль 5 9 16 6 7 11 16 70

пищеварительная система (изжога) 3 5 9 2 6 5 10 40

мочевыделительная система (частые мочеиспускания, боль внизу живота) 1 2 3 2 2 4 4 18

нарушение зрения (близо-ру-кость, дальнозоркость) 7 4 7 5 4 8 8 43

нарушение слуха 0 2 5 0 2 5 7 21

ожирение 4 6 11 4 5 7 15 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.