Научная статья на тему 'Уровень мотивации плавсостава к оказанию первой помощи пострадавшим на судах торгового флота'

Уровень мотивации плавсостава к оказанию первой помощи пострадавшим на судах торгового флота Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
235
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ПЛАВСОСТАВ / ТОРГОВЫЙ ФЛОТ / MOTIVATION FOR FIRST AID TREATMENT / CREW / COMMERCIAL FLEET

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Селифонова Жанна Павловна, Писаренко Григорий Павлович, Писаренко Лариса Николаевна

Представлены результаты анкетного опроса курсантов морского ВУЗа, морского колледжа и слушателей института повышения квалификации. Выявлено, что уровень мотивации у плавсостава к оказанию первой помощи пострадавшим на торговых судах в два раза ниже, чем у курсантов. Сделан вывод о необходимости решения юридических аспектов деятельности моряков-парамедиков, работающих под российским флагом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Селифонова Жанна Павловна, Писаренко Григорий Павлович, Писаренко Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF MOTIVATION OF CREW FOR FIRST AID TREATMENT ON SHIPS OF COMMERCIAL FLEET

The results of the questionnaire survey of cadets of Maritime University, Maritime College and students who had been given training in the Institution of Advanced Training are presented. It is revealed that the level of motivation of ship personnel for first aid treatment to victims on commercial ships is two times lower than that of cadets. The conclusion about the necessity of solution the legal aspects of sailors-paramedics, working under the Russian flag was made

Текст научной работы на тему «Уровень мотивации плавсостава к оказанию первой помощи пострадавшим на судах торгового флота»

УДК 614.88+656.61

14.00.00 Медицинские науки

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ПЛАВСОСТАВА К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ НА СУДАХ ТОРГОВОГО ФЛОТА

Селифонова Жанна Павловна

доктор биологических наук, профессор кафедры

безопасности жизнедеятельности

Scopus Author ID:21743723500

РИНЦ SPIN-код: 6224-0561

ResearcherID is: B-7964-2017

ORCID iD 0000-0002-4924-815X

Selifa@mail.ru

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», Российская Федерация, г. Новороссийск, 353918, пр. Ленина, 93

Писаренко Григорий Павлович кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности РИНЦ SPIN-код: 3229-0393 pisarenko.grigory@yandex.ru ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», Российская Федерация, г. Новороссийск, 353918, пр. Ленина, 93

Писаренко Лариса Николаевна

преподаватель

РИНЦ SPIN-код: 7966-9004

pisarenko.grigory@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Государственный морской

университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»,

353918, Российская Федерация, г. Новороссийск,

353918, пр. Ленина, 93

Представлены результаты анкетного опроса курсантов морского ВУЗа, морского колледжа и слушателей института повышения квалификации. Выявлено, что уровень мотивации у плавсостава к оказанию первой помощи пострадавшим на торговых судах в два раза ниже, чем у курсантов. Сделан вывод о необходимости решения юридических аспектов деятельности моряков-парамедиков, работающих под российским флагом

Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ПЛАВСОСТАВ, ТОРГОВЫЙ ФЛОТ

Doi: 10.21515/1990-4665-134-089

UDС 616.88+656.61 Medical sciences

LEVEL OF MOTIVATION OF CREW FOR FIRST AID TREATMENT ON SHIPS OF COMMERCIAL FLEET

Selifonova Zhanna Pavlovna Dr.Sci.Biol., professor of the Department of Health Safety

Scopus Author ID: 21743723500 RSCI SPIN-code: 6224-0561 Researcher ID is: B-7964-2017 ORCID iD 0000-0002-4924-815X Selifa@mail.ru

Admiral Ushakov State Maritime University Russian Federation, Novorossiysk, 353918, Lenin's avenue, 93

Pisarenko Grigoriy Pavlovich

Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of

the Department Health Safety

RSCI SPIN-code: 3229-0393

pisarenko.grigory@yandex.ru

Admiral Ushakov State Maritime University

Russian Federation, Novorossiysk, 353918,

Lenin's avenue, 93

Pisarenko Larisa Nikolaevna Lecturer

RSCI SPIN-code: 7966-9004 pisarenko.grigory@yandex.ru Admiral Ushakov State Maritime University Russian Federation, Novorossiysk, 353918, Lenin's avenue, 93

The results of the questionnaire survey of cadets of Maritime University, Maritime College and students who had been given training in the Institution of Advanced Training are presented. It is revealed that the level of motivation of ship personnel for first aid treatment to victims on commercial ships is two times lower than that of cadets. The conclusion about the necessity of solution the legal aspects of sailors-paramedics, working under the Russian flag was made

Keywords: MOTIVATION FOR FIRST AID TREATMENT, CREW, COMMERCIAL FLEET

Введение. Первая помощь (1111) - это помощь, оказываемая при травмах и других жизнеугрожающих состояниях лицами, не имеющими медицинского образования (парамедиками). Под ПП подразумевается проведение неотложных мероприятий, позволяющих поддержать и восстановить жизненно важные функции пострадавшего до прибытия квалифицированной медицинской помощи. Большинство мероприятий ПП выполняется незамедлительно, поскольку остановка дыхания, сердца, а также кровотечение быстро приводят к развитию серьезных несовместимых с жизнью осложнений. Своевременно и правильно оказанная ПП - высокоэффективный способ спасения жизни и сохранения здоровья пострадавших людей в экстремальных условиях.

Однако в России до сих пор нет единого стандарта оказания ПП, хотя во многих странах, например: США, Австралии, Турции и многих европейских странах такой законодательный акт принят на государственном уровне. К примеру, за рубежом выделяют следующие виды ПП [2], которые отличаются по объему и участникам ее оказания, например ПП при ДТП оказывается водителями и случайными свидетелями происшествия, расширенная ПП - сотрудниками полиции, первая помощь в особых случаях - парамедиками. В нашей стране оказание ПП возложено на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Эти лица имеют соответствующую подготовку и обязаны оказывать ПП в силу Федерального закона или специального правила (спасатели, сотрудники специальных служб и др.) [7]. Тем не менее, работники водного транспорта до сих пор не входят в этот список. В современном мире неотложная элементарная ПП - неотъемлемая часть деятельности персонала торговых судов. Согласно действующим международным правилам, суда торгового флота с численностью экипажа 15-20 человек, выходящие в рейс, должны

иметь на борту члена экипажа (второй помощник капитана), ответственного за оказание ПП и уход за больными и пострадавшими. Функции оказания ПП пострадавшим в море также возлагаются на любого члена экипажа, прошедшего базовые курсы подготовки по оказанию ПП и медицинскому уходу за больными и получившего действующий сертификат международного образца [6]. Таким образом, единственным правовым документом при оказании ПП на морском транспорте является требование Правила У1/4 Международной конвенции ПДНВ 78 с поправками и Раздела А-У1/4, таблицы А-У1/4-1, А-У1/4-2 Кодекса ПДНВ [6]. Однако, по российскому законодательству, моряк-парамедик не имеет права на проведение некоторых медицинских манипуляций, таких как парентеральное введение растворов, наложение швов и т.д., рекомендованных Международной конвенцией ПДНВ 78 с поправками [6]. Поэтому моряки, работающие под российским флагом, чувствуют себя неуверенно при оказании ПП пострадавшим на борту судна.

Цель исследования - оценить уровень мотивации работников водного транспорта к оказанию первой помощи пострадавшим на торговом судне.

Объекты и методы. Исследование проводили среди курсантов судоводительских и судомеханических специальностей Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, морского колледжа и слушателей Института повышения квалификации. В опросе приняло участие 279 человек в возрасте от 18 до 58 лет. Оценка уровня мотивации моряков к оказанию ПП пострадавшим на судне была выполнена с помощью специально разработанной анкеты [1], которая включала три вопроса: Будете ли Вы оказывать ПП пострадавшему на судне? Может ли спасти жизнь пострадавшему своевременное оказание ПП на судне? Оказание ПП на судне принесет пострадавшему больше пользы, чем вреда? Ответы на вопросы оценивали по пятибалльной шкале (1 - нет, 2 -наиболее вероятно, нет, 3 - вероятно, да, 4 - наиболее вероятно, да, 5 - да).

Сумма баллов по вопросам определяла уровень мотивации и готовность моряков к оказанию 1111. Высокую степень мотивации определяли по сумме баллов больше 13, мотивацию выше среднего - от 10 до 12 баллов, среднюю мотивацию - 9 баллов, мотивацию ниже среднего - от 6 до 8 баллов, слабую мотивацию - 4-5 баллов, полное отсутствие мотивации - 3 балла.

Результаты. Средние показатели уровня мотивации респондентов к оказанию ПП пострадавшим на судне оцениваются выше средних -10,5±3,48 баллов (табл. 1). Таблица 1 - Показатели уровня мотивации у курсантов морского ВУЗа, морского колледжа и слушателей дополнительного профессионального образования к оказанию первой помощи на судне (по пятибалльной

шкале)

Учебные группы Морской колледж Морской ВУЗ Институт повышения квалификации Общее количество респондентов

Судоводители Судомеханики Электромеханики

Количество респондентов 40 73 64 52 50 279

Баллы; 12,2±0.3 12,4±0,2 11,8±0,3 12,6±0,43 5,5±0,25 10,5±3,48

>13 22 50 24 32 0 128

10-12 16 18 32 16 0 82

9 2 3 8 4 3 20

6-8 0 0 0 0 24 24

4-5 2 0 0 0 13 15

3 0 0 0 0 10 10

Высокая мотивация и готовность к оказанию ПП пострадавшим на судне отмечена у 128 моряков из различных учебных групп (45,9%), средняя - у 29,4%, мотивация ниже среднего - у 7,1%, низкая - у 8,6%, слабая - у

5,4%, отсутствие мотивации - у 3,6% (10 человек). Наиболее высокие показатели уровня мотивации к оказанию ПП пострадавшим на судне характерны для учебных групп курсантов высшего и среднего специального образования дневной формы обучения. По нашим оценкам, в группах судоводителей, судомехаников морского ВУЗа и группах морского колледжа готовность спасти пострадавших и больных членов плавсостава была выше средней и колебалась от 11,8±0,33 до 12,6±0,43 баллов. В этих учебных группах средняя мотивация к спасению жизни и сохранения здоровья пострадавших на судне выявлена только у 4.1-12.5% курсантов (в среднем 6,8%±1,31), слабая - у 2,7% курсантов из группы судоводителей. Слушатели института повышения квалификации, которые имеют большой стаж работы в море, показали слабую заинтересованность в оказании ПП пострадавшим на судне (в среднем 5,5±0,25 балла). У 20% (10 моряков) респондентов из этой группы такая мотивация полностью отсутствовала, у 26% (13 моряков) была слабой, у 48% (24 моряка) - ниже средней. Среднюю мотивацию имел ничтожный процент респондентов - 6% (3 моряка). Таким образом, в группе моряков, получающих дополнительное профессиональное образование, отмечен недопустимо низкий процент мотивации и готовности к оказанию ПП пострадавшим на судне - 94%, включая полное отсутствие мотивации у 20% членов плавсостава. Об этом заявили 47 из 50 опрошенных моряков.

Обсуждение результатов. В целом, у работников водного транспорта выявлен позитивный прогноз в отношении оказания ПП на борту торгового судна. Примерно половина опрошенных моряков морально готова к проведению неотложных мероприятий, позволяющих спасти жизни и сохранить здоровье пострадавших членов экипажей до получения квалифицированной медицинской помощи. Все, без исключения, работающие на судах торгового флота моряки, имеют

сертификат международного образца и каждые пять лет проходят соответствующую медицинскую подготовку по оказанию ПП и медицинскому уходу за больными на судне. Тем не менее, уровень мотивации у курсантов к оказанию ПП пострадавшим на торговых судах в два раза выше, чем у плавсостава. Курсанты фактически еще не познали всю тяжесть и правовую ответственность труда моряков. Полное отсутствие мотивации либо недопустимо низкая мотивация у членов плавсостава к спасению жизни и сохранения здоровья персонала судов можно объяснить тем, что под российским флагом их права и обязанности по оказанию ПП членам экипажей не регламентируются никакими нормативными актами [7]. В России морская медицина оказалась фактически выведенной из правового поля [9]. Моряки несут уголовную ответственность за парентеральное введение растворов и другие медицинские манипуляции, которые в нашей стране имеет право выполнять только специально обученный медицинский работник среднего и высшего звена. Поэтому плавсостав вправе уклоняться от оказания ПП пострадавшим на судне. К примеру, за уклонение от установленных обязанностей по оказанию ПП для работников служб, прописанных в Федеральном законодательстве РФ, - военных, полиции, пожарников, МЧС предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (см. ст. 125 Уголовного кодекса РФ «Оставление в опасности») [10]. Согласно статье 39 Уголовного кодекса РФ «Крайняя необходимость», неумышленное причинение вреда в ходе оказания ПП пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости [8]. Несмотря на это ПП оказывается очевидцами происшествия крайне редко. Возможно, это связано с низкой готовностью населения к оказанию ПП. В научной литературе приводится информация о том, что даже сотрудники ГИБДД МВД России оказывают ПП

пострадавшим в ДТП только в 0,7% случаев [3]. Согласно работе [4] одним из основных факторов, влияющих на качество оказываемой медицинской помощи, является оказание ПП сразу после получения травмы (табл. 2).

Таблица 2 - Факторы, влияющие на качество оказания ПП плавсоставу торговых судов на догоспитальном этапе

Фактор Порядок действия

Оказание Ш! пострадавшим на судне сразу после травмы, наличие достаточных навыков оказания ПП у членов экипажа 1

Время с момента радиосвязи с морским медицинским консультационным центром до прибытия судна в ближайший порт, где пострадавшему будет оказана квалифицированная медицинская помощь либо прибытия вертолета с врачом для эвакуации больного с судна 2

Объем оказания квалифицированной медицинской помощи на судне 3*

Объем оказания квалифицированной медицинской помощи во время эвакуации 4*

Продолжительность эвакуации пострадавших 5

* В морской практике оказание квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе может отсутствовать (шторм, отсутствие воздушного транспортного средства и т.д.)

В настоящее время существует общая тенденция рассматривать ПП на море как составную часть спасания [5]. Мероприятия по оказанию ПП на море состоят из; 1) спасательно-координационный центр (при возникновении проблемы, связанной с риском для жизни человека на

судне); 2) морской медицинский консультационный центр (позволяет, насколько возможно, избежать необходимости эвакуации пострадавшего, которая является опасной и дорогостоящей; в трудной ситуации позволяет оказать помощь в принятии соответствующего решения); 3) средства вмешательства на море (морские или авиационные средства, используемые при спасательных операциях для эвакуации); 4) базирующиеся на берегу средства; 5) общие процедуры операций (национальный справочный документ, определяющий процедуры и ответственность различных участников при проведении ими совместных операций по оказанию медицинской помощи на море).

Модель комплексной структуры по оказанию ПП включает в себя систему сбора и анализа информации, нормативно-правовые акты, обучение, оснащение, правоприменение, мотивацию, участников и оказание ими ПП. Одним из ее важнейших элементов является мотивация к оказанию ПП и обучение приемам оказания ПП. Существенным компонентом построения системы мотивации станет разработка законопроекта, направленного на внедрение в России требований по оказанию ПП на судах торгового флота. Это придаст уверенность морякам при оказании ПП, четко обозначит их обязанности, права и возможности выбора наиболее эффективного алгоритма оперативных действий.

Заключение. При существующей в РФ законодательной базе невозможно рассматривать проблему мотивации персонала судов торгового флота к оказанию ПП пострадавшим на море без решения юридических аспектов деятельности моряков-парамедиков, вопросов их обучения основам оказания неотложной помощи и должного медицинского обеспечения российских судов.

Список литературы

1. Базанов С.В. Уровень мотивации населения к оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях / С.В. Базанов, Л.В.

Потапенко, И.Ю. Шарабанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. № 4-3. - С. 495-495.

2. Дежурный Л.И. Первая помощь (организация, обучение, оснащение). -Воронеж: Полиграф, 2006. - 120 с.

3. Иевлев А. А. Повышение эффективности оказания первой помощи пострадавшим в ДТП: правовые основания и возможные правовые последствия / А.А. Иевлев, А.И. Камышников, Т.В. Золотухина // Вестник Воронежского института МВД России. -2014. - №4 - С. 259- 268.

4. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Халмуратов А.М. Анализ причин низкой частоты и качества оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств // Медицинский вестник МВД. 2009. №2. С. 9-13.

5. Медицинская помощь на море (циркулярное письмо Комитета по безопасности на море Международной морской организации № 960 от 25.05.2000). Medical assistance at sea (circular letter MSC/Circ.960). СПб.: ЦНИИМФ, 2000. 38 с.

6. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года (ПДМНВ - 78/95).

7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации: Федер. закон: принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Принципы защиты от юридической ответственности лиц, оказывающих первую помощь пострадавшим, в международном и российском законодательстве / Л.И. Дежурный [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 6. - С. 34-40.

9. Судовая медицина: мы дошли до крайней черты // Морской профсоюзный вестник. - 2016. - Т. 107. - № 2. - С. 12-15.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

References

1. Bazanov S.V. Uroven' motivacii naselenija k okazaniju pervoj pomoshhi postradavshim v dorozhno-transportnyh proisshestvijah / S.V. Bazanov, L.V. Potapenko, I.Ju. Sharabanova // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2016. № 4-3. S. 495-495.

2. Dezhurnyj L.I. Pervaja pomoshh' (organizacija, obuchenie, osnashhenie). Voronezh: Poligraf, 2006. 120 s.

3. Ievlev A.A. Povyshenie jeffektivnosti okazanija pervoj pomoshhi postradavshim v DTP: pravovye osnovanija i vozmozhnye pravovye posledstvija / A.A. Ievlev, A.I. Kamyshnikov, T.V. Zolotuhina // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2014. №4 S. 259- 268.

4. Lysenko K.I., Dezhurnyj L.I., Halmuratov A.M. Analiz prichin nizkoj chastoty i kachestva okazanija pervoj pomoshhi postradavshim v DTP voditeljami transportnyh sredstv // Medicinskij vestnik MVD. 2009. №2. S. 9-13.

5. Medicinskaja pomoshh' na more (cirkuljarnoe pis'mo Komiteta po bezopasnosti na more Mezhdunarodnoj morskoj organizacii № 960 ot 25.05.2000). Medical assistance at sea (circular letter MSC/Circ.960). SPb.: CNIIMF, 2000. 38 s.

6. Mezhdunarodnaja Konvencija o podgotovke i diplomirovanii morjakov i nesenii vahty 1978 goda, izmenennaja konferenciej 1995 goda (PDMNV - 78/95).

7. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj federacii: Feder. zakon: prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 1 nojabrja 2011 g., odobren Sovetom Federacii 9 nojabrja 2011 g. // SPS «Konsul'tantPljus».

8. Principy zashhity ot juridicheskoj otvetstvennosti lic, okazyvajushhih pervuju pomoshh' postradavshim, v mezhdunarodnom i rossijskom zakonodatel'stve / L.I. Dezhurnyj [i dr.] // Menedzher zdravoohranenija. 2010. № 6. S. 34-40.

9. Sudovaja medicina: my doshli do krajnej cherty // Morskoj profsojuznyj vestnik. 2016. T. 107. № 2. S. 12-15.

10. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ // SPS «Konsul'tant Pljus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.